Тарифные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования

     Министерство образования  и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
 

     Институт  туризма и развития рынка 
Кафедра таможенного менеджмента
 

Специальность: «Менеджмент организации» - 080507 
Специализация: «Таможенный менеджмент» 
Форма обучения: очная
 
 
 
 

     КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 
по дисциплине

     «ЭКОНОМИКА  ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА» 
 

     Тарифные  средства государственного регулирования 

     внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования. 
 
 

     Исполнитель: 
Студентки 1 группы 3 курса    _____________          Старостиной Е.Д. 
                                                      (подпись)
 

     Руководитель  проекта:

     ___________________   _________________   _____________________ 
(Ученая степень, звание)                        (Подпись)                    (Инициалы и фамилия)
 
 
 
 
 
 

     Москва 2011

 

     Оглавление.

 
 

 

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
 

     Институт  туризма и развития рынка 
Кафедра таможенного менеджмента
 

     ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 

     Студента 3 курса, 1 группы, очной формы обучения

     Старостиной Елизаветы Дмитриевны 

     Тема  курсового проекта: Тарифные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования.

     Структура проекта: 
Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности

Глава 2. Система  таможенно-тарифного регулирования  на современном этапе

      

     Базовая литература:  
Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 2008

     Крашенинников В.М., Кутепов А.Н. Экономическая деятельность таможенных органов. М., 2005. 
 

     Срок  сдачи студентом готового проекта: «______» ____________ 20___г.

     Дата  выдачи задания:  «______» ____________ 20___г. 

     Руководитель  проекта:

     ___________________   _________________   _____________________ 
       (Ученая степень, звание)            (Подпись)             (Инициалы и фамилия)
 
 

     Задание принял к исполнению: ______________ 
                                                                        (Подпись)

 

      Введение

 

     Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

     Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

     Многогранность  и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

     Вместе  с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для  решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

     При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь  таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

     Низкое  качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

     Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

     Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы курсовой работы.

     Проблематика  совершенствования управления государственной  таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

     С момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально- экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела.

     Я хотела бы в своей работе показать основные механизмы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и других странах.

 

      Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

     1.1. Государственное регулирование ВЭД.

 

     Государственное регулирование используется в интересах  всего общества. Оно затрагивает  интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.

     В основе государственного регулирования  — использование рычагов и  методов, прямых и косвенных регуляторов  экономических процессов. Различные  аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

     Государственное регулирование устанавливает правила  и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил.

     Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической  политики тесно взаимосвязаны и  направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены  решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с конкретными экономическими и политическими условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства в ВЭД.

     Основные  цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

     Основными целями государственного регулирования  ВЭД являются:

  • Обеспечение национальной экономической безопасности.
  • Защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции.
  • Создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров.
  • Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках.
  • Обеспечение устойчивого внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств.
  • Защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической  политики внешней и общей экономической  политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

     Главная стратегическая задача внешнеэкономической  политики любой страны состоит в  обеспечении благоприятных условий  в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических отношений – с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной борьбы на международной арене.

     В связи с этим во внешнеэкономической  политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного бизнеса и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный аспект протекционизма) и/или поддержке отечественного бизнеса в его экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма). Либерализация связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.

     Исходя  из стратегических целей и направлений  внешнеэкономической политики решение  тактических задач государственного регулирования ВЭД осуществляется на нескольких уровнях:

     1. наднациональном уровне, то есть  на основе двусторонних и многосторонних  соглашений и в сотрудничестве с международными организациями;

     2. национальном уровне, где его  можно разделить на несколько  направлений:

     - государственное регулирование  ВЭД по отраслям: предполагает  создание более благоприятных  условий для перспективных экспортных отраслей, контроль над экспортом стратегически важных товаров, защиту временно убыточных отраслей;

     - государственное регулирование  ВЭД по регионам: предусматривает,  в частности, поддержку развития  внешнеэкономической деятельности, экспортных отраслей в отдельных регионах, например, путем создания специальных экономических зон.

     - государственное регулирование ВЭД на уровне участников - отдельных хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно осуществление процедур предоставления лицензий, экспортно-импортного контроля, предоставление экспортных государственных заказов. 

     Органы  регулирования можно разделить  на органы общей компетенции и  специальные. К первым относятся  Президент, Федеральное собрание, Правительство  России. К центральным органам управления ВЭД относятся межотраслевые министерства и ведомства: Министерство экономики, Министерство финансов, Центральный банк, Министерство внешних экономических связей и торговли, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.

     Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил.

     В настоящее время в мире существует множество союзов и организаций  со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также  осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.

     Одной из наиболее авторитетных и представительных международных организаций такого рода является Всемирная торговая организация, функционирующая с 1 января 1995 г. и  выступающая правопреемницей действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в качестве кандидатов в члены организации.

     Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию  внешней торговли. Правилами ВТО регулируется свыше 90 % объема мировой торговли, а основа ее позиции – это режим наибольшего благоприятствования в торговле. Стремление к свободной торговле, освобожденной от пут высоких таможенных барьеров и администрирования порядка передвижения товаров через национальные границы, связано с тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования в торговле, может стать более эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая их на товары, издержки производства которых выше относительно других стран. При условии, что каждая страна будет придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.

     Антиподом либерализации является протекционизм  – политика, направленная на защиту национального производства и рынка  через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.

     Либерализм  во внешней торговле, напротив, направлен  на стимулирование конкуренции, ограничение  монополий, поскольку конкуренция  иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

     Российские  участники внешнеторговой деятельности могут на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского антимонопольного законодательства, и их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего рынка, и не допускаться их использование для осуществления ограничительной деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от их участия в составе объединений.

     В закон включены специальные разделы, предусматривающие комплекс мероприятий со стороны Правительства в целях содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Правительство обязано ежегодно разрабатывать программу развития внешнеторговой деятельности и предоставлять ее на утверждение в Федеральное Собрание вместе с бюджетом на следующий год.

     На  законодательном уровне устанавливается обязательность информационного обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих непосредственное отношение к их работе на внешних рынках. Такая информация будет предоставляться как российским, так и иностранным лицам.

     Реализация  на практике основных положений закона позволит восполнить тот правовой вакуум, который до последнего времени сохраняется  в одной из важнейших сфер российской экономики, послужит фундаментом для совершенствования всего внешнеэкономического законодательства России. Это будет способствовать улучшению делового климата для российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности, инвестиционного климата для расширения притока российского и иностранного капитала в экономику страны и послужит гарантом соблюдения интересов государства в целом.

     Используемые  государством методы регулирования  внешнеторговой деятельности можно  классифицировать следующим образом:

     Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

     Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

     Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

     Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к  товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка.

     Импортный таможенный тариф (систематизированный  перечень товаров, облагаемых при ввозе  таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

     Экспортный  таможенный тариф представляет собой  инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми  позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее время характерно практически для большинства бывших субъектов бывшего СССР.

     Использование таможенного тарифа в целях регулирования  внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее  конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

     К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

     1.2. Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе.

     Таможенное  регулирование в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

     В Российской Федерации применяются  меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие  внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные  международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

  Исторически формирование системы нормативно-правового  регулирования в ТС началось еще  в начале 1995 года с подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.

     В государственном регулировании  внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. 

     Таможенные  тарифы имеют все страны мира. Современные  тарифы унифицированы на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.