Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект

Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект.

Содержание.

Введение………………………………………………………………3 – 5

Глава 1. Теоретические  вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22

    1. Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной

части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8   

    1. Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
    2. Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
    3. Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
    4. Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29

Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60

    1. Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
    2. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной

реформы…………………………………………………………………..35 – 39

    1. Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
    2. Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60

Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в  регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72

    1. Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72   

Заключение……………………………………………………..73 – 75

Список литературы…………………………………………...76 – 80

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Управление жилищным фондом в регионе является слабым звеном в системе региональной экономики. Несмотря на произошедшие в период реформ смену политической системы, коренное изменение содержания хозяйственного механизма, социально- и организационно-экономических отношений, в т.ч. интересов экономических агентов, нарушение устойчивых связей, изменение предмета управления и др., рыночная система управления жилищным фондом в регионе создавалась на основе устоявшихся подходов, созданных в дореформенный период, основанных на линейных представлениях о развитии социально-экономических систем, на силе власти, простых однофакторных моделях, однокритериальных вариантах выбора принимаемых решений, административных методах управления, не предполагающих наличие устойчивых обратных связей.

Принятые нормативно-законодательные  акты в виде государственных и  федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.

В результате реализации процесса реформирования изменилась структура жилищного фонда, из общественного блага жилье и жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) превратились в продукт личного (семейного) потребления.

Отсутствие научно-обоснованного  подхода к формированию рыночной системы управления ЖФ привело к  несоответствиям, диспропорциям, неравновесию, неустойчивости, неравномерности развития, проявившихся в разбалансированности целей реформы и интересов населения, действий ответственных (органы власти) и непосредственных исполнителей (жителей многоквартирных домов) и др.

В процессе реформирования хорошо организованная в прошлом система, отвечающая цели своего создания, начала терять целостность и присущий ей синергетический эффект как главное свойство, обеспечивающее ее устойчивость. Продолжился интенсивный рост величины износа и доли аварийного жилья, планово-предупредительный ремонт фактически заменен на аварийный, инвестиционная привлекательность жилищной сферы продолжает оставаться низкой. Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в жилищном хозяйстве.

Основой для разработки методологии  управления в социальной сфере является согласованность, которая проявляется  в действии законов и закономерностей, функционирующих в природе и  обществе, в виде наук и научных  теорий, концепций и доктрин, методов  и моделей, а также других способов ее достижения.

Наиболее проработанными являются вопросы, связанные с количественными  аспектами достижения баланса, материальной основой создания и эксплуатации жилищного фонда.

Цель исследования - изложить взвешенную оценку нынешнего состояния  системы ЖКХ на региональном уровне, рассмотреть социально-экономические проблемы проводимой реформы ЖКХ.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие  задачи:

  1. Определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.
  2. Выявить особенности рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах РФ.
  3. Проанализировать изменения качества жизни населения РФ в ходе реформы ЖКХ.
  4. Исследовать социальную направленность тарифной политики в системе ЖКХ и пути достижения социальной сбалансированности реформы ЖКХ.
  5. Проанализировать динамику тарифов на услуги ЖКХ за период 2005 – 2012 годы в Костромской области.
  6. Выявить факторы, которые  влияют на формирование тарифных ставок на услуги ЖКХ в разных регионах РФ.

Объект исследования: жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации и ее субъектах.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения социальных гарантий и повышения качества жизни населения при переводе жилищно-коммунальной сферы в безубыточный режим функционирования.

В процессе анализа социальной направленности жилищно-коммунальной реформы применялись: системный  анализ; методы экспертной оценки и  статистики, сравнения и группировок, расчетно-аналитический методы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ.

 

    1. Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной части экономики России.

Жилищная сфера – одна из важнейших составных частей экономики  России. Это область народного  хозяйства включает в себя строительство  и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые  дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

Различаются виды жилищного  фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный.

В Государственной целевой программе  «Жилище», отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а  с учетом жилых строений на садовых  и дачных участках и иных объектов – около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема. [15, стр. 421]

Жилищная реформа имеет  ключевое значение для общего успеха экономической реформы, снижения инфляции, сокращения дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения  за счет аккумуляции частных средств  на специальных счетах и увеличения собственного жилья, улучшения территориального распределения трудовых ресурсов.

Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

  • обеспечение возможности улучшения жилищных условий для

семей со скромным и средним  достатком путем внедрения в  практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального  жилищного строительства и других мер государственной поддержки  граждан, нуждающихся в жилье;

  • увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства,

перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального  хозяйства;

  • расширение прав органов исполнительной власти субъектов Федерации

и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий  граждан и проведении жилищной реформы.

Коммунальное хозяйство  подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия  по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты  внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение  и др.).

Федеральным органом государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством является Государственный комитет  Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу.

Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.

В сферу управления Госкомитета  входят: жилищный фонд, тепло- и электроснабжение, водообеспечение и водоотведение, инженерная задача, внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других населенных пунктов, сбор и переработка твердых бытовых отходов, банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание населения, научно-проектное и промышленно-производственное обеспечение.

Характерной чертой жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются муниципалитетами. К вопросам местного значения относятся:

  1. Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  2. Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  3. Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  4. Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;
  5. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  6. Благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  7. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

 

1.2. Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни».

 «Качество жизни» — чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. [19, стр.25]

Категория качества жизни  впервые была введена в научный  оборот в 60-х годах XX века в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом. В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами. [21, стр. 14]

В настоящее время в  России существует несколько трактовок  понятия качества жизни и ряд  подходов к определению его структуры. Но каждый из этих подходов в отдельности не позволяет сформулировать необходимые и достаточные условия для создания хорошо организованного и четко управляемого механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения качества жизни всех слоев населения России. Необходимо обобщить разные позиции и на этой основе выработать единую точку зрения на качество жизни, его сущность и структуру, подготовить эффективный инструментарий оценки качества жизни на федеральном и региональном уровнях, разработать программу управления и формирования нового качества жизни на базе достижений научно-технического прогресса и использования приоритетных социальных технологий. [35, стр.57]

Отсюда следует, что структура  качества жизни базируется на трех компонентах:

  • удовлетворении потребностей населения: трудовых, социальных, семейно-духовных;
  • условиях жизни, включающих характеристики социальной среды, состояния природной и искусственной среды ("второй природы"), созданной человеком;
  • видах деятельности, осуществляемых человеком, и включающих, прежде всего, труд, быт, отдых и др.

Одной из важнейших народнохозяйственных проблем является повышение качества жизни населения, базовую характеристику которого составляют жилищные условия  населения. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение количественно-качественных параметров жилья и качества его  содержания и обслуживания. Потребность  в жилище относится к числу  первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища — обеспечить человеку благоприятную  среду обитания. По мере развития общества расширялись функции жилища. Сегодня  жилище — место ведения домашнего  хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы, трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных и информационных перегрузок.

Жилище, включенное в систему  коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни. Показатели жилищных условий населения  и уровня его обслуживания можно  разделить на несколько групп:

• наличие, состояние и  движение жилого фонда;

• жилищные условия населения;

• обслуживание и финансирование жилого фонда;

• развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование;

• оценка населением жилищных условий и качества коммунального  обслуживания;

• развитие рынка жилья.

Таким образом, развитие жилищно-коммунального  хозяйства является важнейшим индикатором  качества жизни населения, что особенно четко проявляется в период реформирования жилищно-коммунальной сферы. [15, стр.19]

 

1.3. Состояние ЖКХ России на современном этапе.

В процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.

За годы преобразований проведена  передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и  муниципального жилищного фонда  сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное  (ведомственное) жилье составляет в  настоящее время 142,0 млн. кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны. [19, стр. 21]

Сформированный таким  образом рынок жилья и созданная  у на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на их  местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:

    • расселение коммунальных квартир;
    • ликвидацию общежитий;
    • выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья;
    • предоставление определенным категориям граждан государственных жилищных сертификатов;
    • предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);
    • выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений  инициативы населения, позволили уменьшить (за период 2005-2010 гг.) количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн. (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека). [2, стр.58-62]

Передача жилищного фонда  в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у  муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в  отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное  управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.

К 2010 г. в муниципальной собственности находилось 30 % объектов коммунального хозяйства (в т. ч. 20 % предприятий, имеющих на своем балансе водопроводы, 28,5 % - отопительные котельные, 41,4% - канализации). [1, стр. 58 - 70]

Численность работающих на ведущих предприятиях отрасли составляет порядка 1,5 млн. человек. Среднесписочная численность ведущих предприятий по сравнению с началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2011 г. наметилось ее снижение в связи с подъемом промышленности, появлением рабочих мест  с высокими заработками в других сферах экономики.

Одновременно в этот же период была резко расширена система  льгот на оплату услуг ЖКХ. Сейчас льготы установлены более чем для 60 % населения России.

Создалась система, когда  льготы гражданам фактически оплачиваются предприятиями ЖКХ. Так, при установленном  уровне оплаты услуг ЖКХ населением 50 % из-за льгот сбор "живыми деньгами" в 2006 г. составил 30 %; в 2008г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2008 г. при уровне стандарта 70 % сборы с населения составили в среднем по стране 39,1 %. Все это поставило жилищно-коммунальное хозяйство на грань разрушения. [8, стр 34]

За время преобразований нормативная годовая потребность  финансирования услуг ЖКХ, оказываемых  населению исходя из действующих  ставок и тарифов на ЖКУ, возросла к 2010 г. с 90 до 300,7 млрд. руб., при этом доля оплаты населением в соответствии с установленными законодательством темпами соответственно возросла с 2 до 70 %.

Недофинансирование отрасли  составило 59,1 млрд руб. (20%).

Причем  долги населения составляют порядка четверти от этой суммы, т. е. собираемость платежей достаточно высокая, более 85%.

Большая часть  долгов связана с выпадающими  доходами, долгами бюджетной сферы, кредитованием потребителей. Кредиторская задолженность предприятий неуклонно растёт и на 1 января 2011 г. составила 245,1 млрд. руб.

Задолженность поставщикам оценивается в размере 70 % (просроченная часть - 30-40 %); в бюджет - 9-15 % (просроченная - 5-11%); во внебюджетные фонды - порядка 9-16 % (просроченная - 7-13 %); по кредитам - 14,5-22% (просроченная – 5-7%). [45]

Кредиторская  задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетных организаций, финансируемых  из бюджетов всех уровней, имеет тенденцию  роста год от года на величину порядка 10 % и составила в 2011 г. 54,8 млрд руб.

Эффективное управление такой собственностью являлось одним из главных условий проводимых преобразований, поэтому был взят курс на организационное разделение функций управлениям хозяйствования, создание служб заказчика, управляющих компаний, введение и развитие частного управления многоквартирными жилыми домами с целью постепенного перевода на режим безубыточного функционирования отрасли (предприятий) путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.

Решение этих задач обеспечивалось Указом Президента Российской Федерации от 29.03.2001 № 432 "О развитии конкуренции при  предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и  муниципального жилищных фондов".[14, стр.203]

К настоящему времени удалось достигнуть определенных положительных результатов. Если на 1 января 2010 г. в субъектах Российской Федерации функционировало менее 2 тыс. служб заказчиков, то к настоящему времени их создано около 6,5 тыс. Учитывая, что службы заказчика целесообразно создавать в крупных городах и населенных пунктах с численностью населения не менее 50 тыс. чел., можно считать, что деятельностью данных служб охвачены практически все муниципальные образования. Как отмечалось, основой деятельности служб заказчика является формирование договорных отношений с поставщиками жилищных и коммунальных услуг. В целом по России на договорной основе обслуживается около 50 % жилищного фонда.

Одним из элементов рыночных отношений в ЖКХ является привлечение  на равноправной основе организаций  различных форм собственности для  оказания жилищно-коммунальных услуг  на конкурсной основе. За период 2005-2010 гг. в России проведено более 3500 конкурсов. Практика показывает, что проведение конкурсов не только ориентирует подрядчиков на качественное выполнение ЖКУ, но и дает положительные практические результаты по снижению их стоимости.

Во всех субъектах Российской Федерации в структуре управления были созданы департаменты, комитеты или министерства жилищно-коммунального хозяйства, формирующие собственную нормативную базу проводимых преобразований на основе разработанных за этот период на федеральном уровне более 130 законодательных и нормативных документов» макетов программ реформирования ЖКХ.

Исполнение проектов предусматривает  в первую очередь внедрение энергоэффективных технологий и оборудования, что приведет к значительному снижениюстоимости коммунальных услуг. Такие решения уже реализованы в ряде регионов России.

Начата работа по привлечению  средств банков и других коммерческих структур в финансирование жилищного  строительства, по предоставлению жилищных кредитов (включая ипотечные кредиты).

Ведутся работы по подготовке программ ликвидации ветхого и аварийного жилья.

 

 

1.4. Регион как  социально-экономическая подсистема.

 

В современной социально-экономической  ситуации, сложившейся в стране, нерешенности некоторых вопросов развития регионов, комплексные региональные исследования приобретают особое значение. В связи с этим актуальна задача совершенствования региональной организации  общества.

Социально-экономический  район (регион) — многокомпонентная и полиструктурная система с разнообразием составляющих элементов и выполняемых ими функций.

Компонентами региональной системы являются природная среда  как естественная ресурсная база производства и необходимое условие  жизнедеятельности населения, население  как производительная сила и потребитель  материальных и культурных благ, производство материальных и культурных благ как связующее звено во взаимодействии общества и природы, источник благосостояния людей. Поэлементный анализ региональной системы показывает, что каждая из названных составляющих лишь весьма условно может быть отделена одна от другой. Это объясняется как многофункциональностью даже простых и «первичных» элементов, относимых в зависимости от целей исследования к разным компонентам, так и взаимосвязанностью компонентов, которые во взаимодействии друг с другом образуют качество региональной социально-экономической (территориальной общественной) системы. [45]

Производство материальных и культурных благ включает:

а)    производственно-технологические циклы, стадии производства;

б) производственно-технические и инфраструктурные элементы (народнохозяйственные основные фонды, транспортные и иные коммуникации, линии связей, энергетические, строительные и ремонтные базы, прочие элементы инфраструктуры);

в) оборотные средства производства, производимые и потребляемые продукты и услуги; производственно-экономические элементы (межотраслевые и территориальные сочетания и комплексы, разного рода объединения предприятий, отдельные предприятия, их отраслевые и территориальные подразделения);

г) производственно-природные элементы (используемые в производстве первичные природные ресурсы);

д) производственно-экологические элементы (источники загрязнения среды, загрязнители, вторичные природные ресурсы);

е) производственно-социальные элементы (трудовые ресурсы, виды и формы трудовой деятельности);

ж) элементы связи в региональном воспроизводственном процессе.

Расселение и жизнедеятельность  населения так или иначе охватывают другие стороны развития региона. В широком понимании именно жизнедеятельность населения, ее экономические, социальные и экологические проявления связывают региональную систему в единое целое.

Среди других структур региональной системы следует назвать отраслевую и территориальную структуры, в  основе которых — процессы отраслевого  и территориального разделения труда, отраслевой (межотраслевой) и территориальной (региональной, локальной) интеграции производства и общества.

При анализе отраслевой структуры  рассматриваются соотношения и  взаимосвязи отраслей экономики (специализированных видов деятельности), начиная от первичных элементов (продукты и  услуги, отдельные предприятия и  их отраслевые подразделения) и заканчивая крупными сферами, отраслями и межотраслевыми комплексами. В результате выделяются отраслевые (межотраслевые) подсистемы региона, имеющие свою специфику  в развитии, влиянии на процессы районо-образования, в размещении по территории региона.

Регион — открытая система с определенной замкнутостью региональных связей и отношений. Степень открытости и замкнутости (закрытости) региональной системы меняется с масштабами производства и потребления в регионе, развитостью регионального воспроизводственного процесса, межрегиональных и внутрирегиональных связей. Масштабы производства и потребления определяют емкость регионального рынка товаров и услуг, возможности диверсификации экономики и замыкания ее в рамках региона. Интенсивность межрегиональных и внутрирегиональных связей и отношений, в свою очередь, определяется развитостью коммуникаций, характером сложившегося размещения производства и населения по территории страны, различиями в природных, экономических и социальных условиях развития регионов.