Тарифы в срочном линейном судоходстве
Содержание
Введение 5
1. Сущность,
оформление и коммерческие
1.1 Перевозки грузов на линейных условиях судами регулярных линий 7
1.2 Коммерческие условия линейного судоходства 14
2 Тарифы
в срочном линейном
2.1 Постоянные
и переменные издержки в
2.2 Принципы формирования линейных тарифов 24
2.3 Сущность линейного тарифа 26
2.4 Тарифные правила и оговорки 28
Заключение 30
Список
литературы 32
Введение
В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и ее тарифную политику.
Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.
Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.
Один из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние нарост соответствующих железнодорожных тарифов.
Транспорт как систему можно представить в различных видах и формах построения.
В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем.
Целью курсовой работы является изучение особенностей тарифов при срочном линейном судоходстве.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность линейного судоходства и виды линий.
2. Изучить коммерческие условия линейного судоходства.
3. Выделить издержки составляющие себестоимость перевозок в линейном судоходстве.
1. Сущность, оформление и коммерческие условия линейного судоходства
1.1 Перевозки грузов на линейных условиях судами регулярных линий
Линейное судоходство путем организации движения закрепленных за линией судов по расписанию обслуживает устойчивые грузо— и пассажиропотоки и тем самым обеспечивает международную торговлю возможностью регулярных перевозок товаров на главных географически); транспортных направлениях. Цена перевозки в линейном судоходстве более устойчивая, чем в трамповом и представляет собой систему ставок платы за провоз и сборов за другие транспортные услуги, получаемые клиентами.
Линейное
судоходство приобрело две
Судовладелец обязан гарантировать грузоотправителю надежный, стабильный сервис и прежде всего определенную частоту отходов. На регулярных линиях — это 1-3 отхода в месяц с их распределением по декадам или неделям [7].
Движение судов по заранее объявленному, как правило на квартал вперед, расписанию является основным признаком регулярного линейного судоходства.
Линейная форма эксплуатации позволяет максимально сократить резерв провозной способности флота и оперативно регулировать движение судов на линии с учетом изменения обстановки в отдельных портах. Регулярное судоходство создает условия для развития внешней торговли, роста грузооборота и доходов порта. Поэтому правила большинства портов предусматривают для линейных судов существенные скидки с установленных ставок сборов. В качестве условия получения скидок оговаривается обязательное выполнение судами линии объявленного расписания рейсов и определенное минимальное число заходов в порт (не реже одного раза в месяц).
Особенности
организации перевозок
Линейный коносамент
Мелкие партии товаров не требуют дли своей перевозки фрахтования судна или определенных его грузовых помещений. По этой причине в качестве договора морской перевозки в линейном судоходстве выступает не чартер, а линейный коносамент.
Институтом, разработавшим основные проформы коносаментов, является Балтийский и международный морской совет (в прошлом конференция) БИМКО в г. Копенгагене.
Линейный коносамент на своей обратной стороне (principal, additional clauses) содержит условия договора морской перевозки груза оператором — держателем (учредителем) судоходной регулярной линии, название которой содержится на лицевой стороне коносамента. Главным содержанием такого договора является перевозка грузов на «линейных условиях» (liner terms) согласно проформ линейных коносаментов БИМКО «Висконбилл» (visconbill), 1973 г.: «Конлайнбилл» (conlinebiil) — «развернутая форма» и «Лейнербилл» (liner bill) — «краткая форма», 1978 г. Изложенные в профор¬мах условия и состав «боксов» на лицевой стороне этих проформ являются исходной базой для разработки коносамента конкретной линии. Их лицевая сторона, содержащая эксплуатационные и коммерческие условия, адаптируется при достаточной степени использования ЭВМ для компьютерного заполнения и считывания.
Во всех линейных коносаментах предусматривается право судна заходить после принятия конкретного груза в любые другие, в том числе в факультативные порты, для погрузки, выгрузки грузов, принятых с условием выборов опциона, (порта назначения); для бункерокки и других операций, размещать грузы каждого владельца в судне по усмотрению капитана с учетом общей загрузки судна, для обеспечения его мореходности и сокрашении стоянок в портах. Только размещение груза на верхней палубе должно быть согласовано с грузовладельцем. Все линейные коносаменты содержат оговорку о субституте, то есть о праве перевозчика заменить судно, указанное в расписании, другим, равноценным по своим технико-эксплуатационным характеристикам. Линейные компании, осуществляя перевозки грузов на условиях «лайнер терме», принимают на себя организацию обработки судов и грузов в портах.
Соответственно это понятие в линейном коносаменте сформулировано в следующей редакции: «Судно осуществляет погрузку и выгрузку грузов у определенного причала и несет все расходы по погрузке груза с причала в трюм судна, включая штивку, укладку (stowage), и по выгрузке груза из трюма на причал у борта судна».
Помимо затрат на погрузку и выгрузку грузов (стивидорных расходов) перевозчик по условиям «лайнер термс» обычно также оплачивает приобретение за счет полученного фрахта крепежного, подстилочного и прокладочного материала, производят сепарацию (разделение) коносаментных партий и крепление груза в трюме, обеспечивает счет груза, рассортировку груза по коносаментам при выгрузке, а если это требуется, то и оплачивает экспертов при освидетельствовании состояния мореходности судна, пригодности трюмов, размеров и причин повреждений груза.
Провозная
плата считается полностью
В
линейных коносаментах предусматривается,
что перевозчик не обязан подавать
нотис о приходе судна
Отправители и получатели груза, как правило, не несут ответственность за простой линейных судов в портах на причалах данной линии. Соответственно коносамент содержит условие: «Погрузка и выгрузка производится на причалах линии, а комплектование груза — на складах линии. Грузовладелец обязан подавать грузы к погрузке так быстро, как судно способно их принимать, в любой день недели и в любое .время суток; таким же образом принимать грузы в порту назначения». Однако, если судну может угрожать задержка исключительно по вине какого-то одного или нескольких грузовла-дельцев, вследствие или характера груза, или недостатка вагонов и складских помещений, слабой механизации, или нехватки рабочей силы при погрузке или выгрузке линейного судна на причале отправления или получателя, то согласно коносаменту, судовладелец имеет право на компенсацию за задержку судна в виде оплаты ему демереджа, по аналогии с трамповым судоходством, по ставке за каждую брутто-регистровую тонну и за каждые сутки простои сверх даты отхода судна, предусмотренной расписанием. Когда задержка судна происходит по вине нескольких грузовладельцев, то они платят демередж пропорционально начисленному фрахту.
Во многих коносаментах, имея в виду обычаи портов, оговаривается требование к получателям грузон оплаты подоход¬ного налога — surtax (в портах Франции), причальных сборов (в Гамбурге), платы за проходы каналов (в Манчестере) и т.д., устанавливается максимальный срок бесплатного хранения груза после выгрузки (от 3 до 14 суток).
В большинстве портов местные условия предусматривают выгрузку опасных грузов только на специальных причалах и якорных стоянках и немедленно по прибытию судна. В связи с этим в коносаментах оговаривается, что все расходы и риски по выполнению угого требования относятся на отправителей и/или получателей опасных грузов.
Часть расходов по перевозке не зависит от рода и количества груза: оформление перевозочных документов, ведение учетно-расчетных операций, оформление приемки и сдачи груза. Для обеспечения безусловной компенсации таких расходов правила перевозки предусматривают взыскание минимально возможной суммы фрахта по коносаменту (minimum freight per bill of lading), за которую судовладелец согласен осуществить перевозку (на океанских линиях она составляет 15-30 ам. дол.)
В линейных перевозках всегда применяется так называемая «Лондонская оговорка» коносамента (London clause, terms), дающая право судовладельцу на выгрузку груза по прибытии судна в порт назначения с одновременным прекращением ответственности перевозчика за груз после его выгрузки с судна.
Договоры аренды контейнеров
Лизинговым
компаниям принадлежит 51% международного
парка контейнеров. Контейнеры у
них арендуют судовладельцы, грузовладельцы
и экспедиторы. Издержки по арендней
плате учитываются при
При аренде на основе контракта MLA арендная плата взимается за время аренды согласно договорной суточной ставке. При приеме/сдаче порожних контейнеров из/в депо оплачивается дополнительный сбор (termination fee) и крановые сборы (container service charge) — расходы по погрузке/ выгрузке контейнеров — с шасси, платформ и т.п. По договору MLA контейнеры могут быть получены из депо в любой стране отправления и возвращены в любом депо. Арендатор освобождается от транспортировки порожних контейнеров и может без ограничений развивать контейнерные перевозки.
Особенности предотправочной экспедиции контейнеров.
Экспедитор
обязан проверить пригодность
Экспедитор обязан контролировать процесс укладки груза с тем, чтобы обеспечить сохранность как груза, так и самого контейнера. При этом руководствуются следующими правилами загрузки (stuffing):
- распределять вес груза равномерно по всему полу контейнера;
- класть тяжелые предметы на дно контейнера, легкие — на них сверху;
- заполнять прокладочными материалами свободное пространство («просвет») между грузом и стенами контейнера;
- наклеивать специальные этикетки для маркировки контейнеров, загруженных опасными грузами;
- обеспечивать расположение центра тяжести груза как можно ближе к центру контейнера, в противном случае информировать об этом перевозчика;
- при загрузке придерживаться пределов грузоподъемности контейнера и трейлера (никогда их не перегружать); масса груза в контейнере определяется разностью между номинальной массой брутто и массой его тары, указанными на трафарете;
- закрывать и запирать двери контейнера, закрепить ручку дверного запора контейнера (проволокой), осторожно натягивать тент крыши;
- наложить пломбу установленного образца в порядке, предусмотренном Правилами перевозок.
Этот перечень не полный. В зависимости от характера то¬вара погрузочные инструкции могут меняться. В частности, рекомендуется, чтобы вес каждого места, по возможности, не превышал 300 кг. (Предельная масса 1500 кг). Перевозчики, как правило, требуют передачу вместе с контейнером с полным использованием его вместимости следующих документов:
1.
Упаковочный лист (Container/Vehicle Packing Certificate)
, а также план размещения груза
в контейнере (Container Load Plan). Упаковочный
лист содержит наименование
2.
Свидетельство о загрузке
3.
Перечень рефрижераторных
Как правило, при контейнерных перевозках грузоотправитель или его экспедитор обязан сам составить перевозочный документ установленной формы, предусмотренный на данном виде транспорта (транспортную железнодорожную накладную формы ГУ-29К), коносамент, товарно-транспортную накладную). В перевозочном документе указываются номер контейнера, его тип и масса согласно трафарету, наи¬менование груза, его масса нетто, оттиски пломб. Грузоотправитель несет ответственность за правильность сведений, содержащихся в транспортном документе.
Номер
контейнера состоит из 17 латинских
букв и цифр, из которых только 6 индивидуализируют
№ контейнера. Буквосочетание SZDU —
означают принадлежность контейнера к
парку МПС РФ, RU — к стране Россия.
1.2 Коммерческие условия линейного судоходства
Под
линейным судоходством понимается такая
форма транспортных услуг, при которой
судовладелец (оператор) организует регулярное
движение судов между
Линии классифицируются по составу флота и организации работы судов. По составу флота — конвенциональные и линии спецфлота; среди них — контейнерные, РО-РО, ЛО-РО, паромные.
По организации работы флота различают:
Срочные линии, на которых судовладелец гарантирует заход судов в порты точно в сроки, указанные в расписании. Они организуются там, где есть хорошо оборудованные порты, специализированный флот и современная технология (укрупненными местами, накатом и т.д.). Выполнение расписания обеспечивается за счет резерва времени, который составляет 10—15% от расчетной продолжительности рейса.
Регулярные линии — на развивающиеся страны, где слабо оборудованные или рейдовые порты; стоянка судов зависит от многочисленных факторов (метеопричины, скопление судов, нехватка рабочей силы). На этих линиях используется конвенциональный тоннаж, а грузы перевозятся отдельными местами или мелкими пакетами. На таких направлениях организация срочных линий с твердым выполнением расписания нецелесообразна, так как потребовала бы большего резерва времени (40-60%), т.е. закрепление дополнительных судов. Поэтому в международной практике для обслуживания таких направлений организуют регулярные линии.
Оператор регулярной линии:
- закрепляет за линией однотипные суда (по вместимости, скорости, наличию тяжеловесных стрел, приспособленности для перевозки контейнеров, наличию спец. помещений, возрасту).
- гарантирует отправителю определенную частоту отходов (1-3 в месяц), иногда с указанием распределения рейсов по декадам или по неделям месяца.
- выпускает регулярно (1 -2 раза в месяц) расписание движения судов на квартал вперед, в котором оперативно уточняет объявленное ранее расписание линии в части портов, дат захода в каждый порт, наименования судов.
Регулярные линии, с одной стороны, отвечают основным требованиям грузовладельцев по качеству транспортных услуг (гарантия типа судна, частоты движения и информации о всех изменениях расписания), а с другой стороны, позволяют судовладельцам максимально сократить резерв провозной способности флота и оперативно регулировать движение судов на линии с учетом изменения обстановки в отдельных портах. Уточненное расписание может предусматривать замену судна другим с близкими характеристиками, канцеллирование того или иного порта захода, введение в схему рейса дополнительного порта, изменения даты захода судов в отдельные порты.
Вместо расписаний в последние годы публикуются так называемые positioning list — информация о сроках постановки судов под погрузку с указанием портов назначения и названия судна. Они публикуются в специальных изданиях портов захода линии.
На большинстве регулярных линий принята комбинированная система организации работы: судовладелец гарантирует точное выполнение сроков подачи судов под погрузку в базовые порты Европы, а обслуживание портов развивающихся стран строится по принципам регулярной линии (с учетом частых задержек судов в этих портах).
По сроку действия расписания в зависимости от грузопотока, навигационных и других условий работы судов (метео, ледовые, забастовки, скопление судов, колебание грузопотока) различаются два типа линий:
- Линии с постоянным составом флота и режимом движения (развитые страны и перевозка промышленных товаров).
- Линии с сезонно-переменным расписанием и составом флота:
- постановка на зимний период судов с усиленным ледовым классом;
- сезонное увеличение рейсов на линии на период вывоза сельскохозяйственной продукции (развивающиеся страны, Австралия);
- разрежение рейсов на период мертвого сезона или ухудшения обработки судов в определенных портах (отпуска, метеопричины);
- увеличение рейсооборота на период сезонных штормов, туманов, ледовых условий.
По схеме движения различаются круговые и комбинированные линии. Круговая — это линия, которая в обоих направлениях обслуживает
одни
и те же порты и организуется для
охвата сбалансированной части грузопотока.
Для охвата избыточной части перевозок
создается дополнительная
Второй
вариант комбинированных линий:
сочетание линейных перевозок в
одном направлении с
Выбор
типа линии для каждого конкретного
направления перевозок
Расписания
линий предусматривают
Коммерческие
условия работы линий определяются
необходимостью конкурировать с
другими линейными компаниями. Поэтому
для каждой отдельной линии
Тарифы линии также разрабатываются с учетом обеспечения ее конкурентоспособности. Кроме того, тарифная политика линии предусматривает систему скидок с объявленных ставок: за предоставление большой партии груза, при заключении долгосрочного контракта, при перевозке в менее загруженном направлении, при перевозке грузов в контейнерах отправителя и т.п.
Для привлечения грузов создается сеть агентов как в портах захода, так и внутри страны; арендуются причалы, склады, заключаются соглашения с крупными грузоотправителями и экспедиторами.
Для
повышения
- ставят на линию современные суда со специальными помещениями и оборудованием и повышенной скоростью хода для сокращения транзитного времени;
- увеличивают число обслуживаемых портов;
- гарантируют объявленную частоту рейсов и заходы в порты по расписанию, что требует закрепления за линией резерва тоннажа.
Линейная компания принимает на себя оплату погрузки/ разгрузки судна, причем не только по судовой операции, но и по береговой операции (от склада до причала),принимает на себя хранение груза на складе как в порту погрузки, так и выгрузки, организует рекламу линии.
Повышенные расходы, вызванные всеми этими мерами компенсируются благодаря высоким тарифным ставкам и привлечению дополнительных грузов.
Грузовую
базу линейного судоходства
Особенность построения тарифных ставок при нелинейных перевозках в том, что они включают стоимость погрузо-разгрузочных (стивидорных) работ.
В линейном судоходстве практикуется ряд разнообразных объединений судоходных компаний, которые отличаются друг от друга степенью связей и консолидации.