Тарное хозяйство в общественном питании

 

 

     Содержание 

     Введение 3

     1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАРЕ 5

        1.1 Тара и упаковка: основные характеристики

             и история возникновения 6

        1.2 Классификация тары 6

        1.3 Тара-оборудование 11

        1.4 Новые виды тары и упаковочных материалов 17

     2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТАРООБОРОТА 18

        2.1.Тарное хозяйство 18

        2.2 Приемка тары 20

        2.3 Вскрытие тары 21

        2.4 Хранение тары 21

        2.5 Возврат тары 22

        2.6 Оценка и учет тары 22

        2.7 Документальное оформление движения тары 32

     Заключение 34

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36 

 

     

     Введение 

     Перемещение большинства товаров из сферы  производства в сферу потребления  невозможно без упаковки. [1]

     Упаковка  — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров  от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

     Основным  элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие  для размещения товара. Отдельные  виды тары участвуют в процессе обращения  не только вместе с товаром, но и  без него. [2]

     Элемент упаковки, который в комплексе  с тарой или без нее выполняет  функцию упаковки, называется вспомогательным  упаковочным средством.

     Упаковка  играет важную роль в торгово — технологическом процессе, так как ее применение позволяет:

  • защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;
  • защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;
  • обеспечить сохранность количества и качества товаров;
  • упростить выполнение погрузочно — разгрузочных операций;
  • эффективно использовать емкость складских помещений;
  • донести коммерческую  информацию до потребителя товара.

     Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации  процесса товарного обращения, то есть транспортирования, хранения, и продажи  товаров. [1]

     Процесс розничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товары упакованы в мелкую, соответствующую  запросам потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда  работников торговли, повышается уровень  культуры торгового облуживания, улучшаются показатели работы торгового предприятия.

     Тара, применяемая в торговле, должна отвечать ряду требований (экономическим, техническим, санитарно — гигиеническим, эстетическим).

     Она должна быть недорогой в изготовлении. При перевозках  товаров и порожней тары обеспечить экономию средств можно  за счет применения портативной тары, а также тары обладающей низким коэффициентом  собственной массы (отношение массы  к объему). [2]

     Обязательным  является соответствие материала, из которого изготовлена тара, физико — химическим свойствам помещаемых в нее товаров. Конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении.

     Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребностям человека. Она должна гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его решение о покупке.

      Целью курсовой работы является – организация тарного хозяйства и пути ее совершенствования.

     Для достижения цели решались следующие  задачи:

  • рассмотрена история появления тары;
  • изучена классификация тары, тары-оборудование;
  • рассмотрены новые виды тары;
  • рассмотрен тарооборот.

 

     

     1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  О ТАРЕ 

     1.1 Тара и упаковка: основные характеристики и история возникновения 
 

     Многие  товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (например, для недорогих скобяных изделий), а может приобретать и очень  большое значение (например, для  косметики). Некоторые образцы упаковки, такие, как бутылки для кока-колы или коробки для колготок «Л'эггс», знамениты во всем мире. Многие деятели рынка называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако большинство продавцов все же рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики [3]

     Упаковка  – это разработка и производство вместилища или оболочки для товара.

     Упаковка  появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды  и фрукты из леса в свои пещеры в  шкурах животных или сплетенных из травы корзинах. Восемь тысяч лет  тому назад китайцы изобрели разнообразные  глиняные емкости для хранения твердых  предметов и жидкостей. Древние  египтяне создали для хранения жидкостей  стеклянные сосуды. К началу средневековья  в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение  многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка  товаров. [4]

     Вместилище  или оболочка - это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя.

     Внутренняя  упаковка - это непосредственное вместилище товара. Для лосьона после бритья «Олд спайс» внутренней упаковкой будет  бутылка, в которую он налит 

     Под внешней упаковкой имеют в  виду материал, служащий защитой для  внутренней упаковки и удаляемый  при подготовке товара к непосредственному  использованию. Для бутылки с  лосьоном внешней упаковкой служит картонная коробка, которая обеспечивает дополнительную защиту и предоставляет  производителю возможность использовать ее для целей стимулирования сбыта  товара. [5]

     Под транспортной упаковкой имеют в  виду вместилище необходимое для  хранения, идентификации или транспортировки  товара или иначе тара. Для лосьона  «Олд спайс» транспортной упаковкой  будет ящик из гофрированного картона, вмещающий 72 бутылки.

     И наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на caму упаковку или вложенные в нее. 
 

     1.2 Классификация тары 
 

     Для упаковки товаров используется разнообразная  тара. Это обусловлено физико — химическими свойствами товаров, а также применением различных упаковочных материалов, то есть материалов, из которых изготавливается тара и упаковка.

     Классифицируют  тару по следующим основным признакам:

  • функции в процессе товарного обращения;
  • кратность использования;
  • принадлежность;
  • назначение;
  • метод изготовления;
  • конструктивные особенности;
  • прочность;
  • устойчивость к внешним воздействиям;
  • материал изготовления.

     По  выполняемым в процессе товарного  обращения функциям  тару подразделяют на транспортную, потребительскую и  тару — оборудование.

     Транспортная  тара  применяется для транспортирования  и хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу.

     Потребительская тара поступает к потребителю  с товаром и не выполняет функцию  транспортной тары. К ней относятся  флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т.п. Их стоимость  включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительской  таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать  информацию об изготовителе, количестве, потребительских свойствах и  правилах использования товара, создавать  товару рекламу.

     Разновидностями потребительской тары являются подарочная и порционная. Художественно —  конструкторское исполнение подарочной  тары подчеркивает назначение товара,  как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечивает использование размещенного в ней товара заданными дозами. Разовая порционная тара, товар в  которой, зафиксирован  в определенном положении, а его извлечение происходит продавливанием или разрывом, называется контурной. [6]

     Тара  — оборудование представляет собой  изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.

     В зависимости от кратности использования  тара делится на: разовую, возвратную  и многооборотную.

     Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках  товаров. К ней относится большинство  видов потребительской тары, а  также подлежащая утилизации после  использования транспортная тара.

     Возвратной  является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно. [6]

     Многооборотная  тара предназначена для многократного  ее  использования при поставках  товаров, а потому, как правило, подлежит обязательному возврату поставщику.

     В зависимости от принадлежности следует  различать тару общего пользования  и инвентарную. Инвентарной является многооборотная тара, принадлежащая  конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.

     По  назначению  тару делят на: универсальную, применяемую для затаривания  различных товаров, и специализированную —  только для определенных товаров.

     По  конструктивным особенностям  тару подразделяют на: неразборную, разборную, складную, разборно — складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую.

     По  методам изготовления  различают  бондарную, клееную штампованную, литую, сварную и другую тару. [6]

     Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.

     Конструкция разборной тары позволяет разобрать  ее на отдельные части и вновь  собрать, соединив сочленяющиеся элементы.

     Конструкция и свойства  складной тары позволяют  сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать  таре первоначальную форму.

     Разборно — складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.

     Если  конструкция тары предусматривает  применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или  другого вида затвора, относится  к открытой.

     Штабелируемой называется тара, конструкция и свойства которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель. [7]

     По  степени прочности тара бывает жесткой (деревянные и полимерные ящики, бочки), полужесткой (картонные ящики, полимерные трубы), мягкой ( мешки, пакеты), а также  хрупкой (различные виды стеклянной тары).

     В зависимости от устойчивости к внешним  воздействиям тара бывает пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.

     По  материалу изготовления тару подразделяют на:  деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.

     Деревянная  тара получила наибольшее распространение  в обращении. Жесткая, способная  выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары при транспортировании. Однако деревянная тара обладает высоким  коэффициентом собственной массы, что увеличивает стоимость перевозки  в ней товаров. К этой группе относят  ящики, бочки, корзины.

     Ящики представляют собой транспортную тару, корпус которой образован прямоугольным  дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без  нее. Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой  ящик, высота которого не превышает 110 мм.

     Деревянные  бочки, как и ящики, относятся  к транспортной таре. Корпус бочки  имеет цилиндрическую форму.

     В зависимости от назначения деревянные бочки делят на сухотарные и заливные. Наряду с бочками для затаривания  сыпучих и пастообразных товаров  применяют барабаны — транспортную тару с корпусом цилиндрической формы, без обручей, с плоским дном и  крышкой. Их изготавливают из фанеры или древесины и используют для  хранения и перевозки грузов массой до 200 кг.

     Одной из разновидностей деревянной тары являются корзины. Они бывают прутяные и драночные. Используют их для сбора, хранения и  перевозки ягод, плодов, овощей, а  также рыбы и других продовольственных  товаров. [6]

     Картонная тара широко применяется для упаковки многих продовольственных и непродовольственных  товаров. Она обладает небольшой  удельной массы по отношению к  затариваемой продукции. Изготавливают  такую тару из пресованного, литого или склеенного картона, для производства которого используют древесину и ее отходы, целюлозу, макулатуру.

     Бумажная  тара применяется для затаривания  сыпучих и штучных товаров. К  ней относят мешки и пакеты.

     Мешки изготавливают двух типов: с открытой или закрытой клапаном горловиной. Для их производства используют мешочную бумагу, которая может быть многослойной, ламинированной полиэтиленом или пропитанной  специальными составами.

     Пакеты  бывают двух типов: одинарные и с  внутренним пакетом — вкладышем. Бумажные пакеты склеивают, а у пакетов  из комбинированных материалов швы  сварные. [6]

     Текстильная тара — это паковочные ткани и  тканевые мешки.

     Металлическая тара применяется для затаривания, транспортирования и хранения жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих специфическими свойствами.

     Стеклянная  тара служит для упаковки жидких продовольственных  и непродовольственных товаров. К ней относят баллоны, бутылки, банки и флаконы различной  формы и емкости, изготовленные  из бесцветного или окрашенного  стекла.

     Из  — за хрупкости стеклянную тару перевозят либо в специальных полимерных ящиках с гнездами, либо в ящиках, заполненных прокладочными материалами (стружкой, картоном и т.п.). 

     1.3 Тара-оборудование 
 

     Тара-оборудование — это вид тары, предназначенный  для хранения, транспортировки и  продажи из него товаров.

     Тара-оборудование, являющаяся многооборотной тарой, право  собственности на которую принадлежит  организации — поставщику товаров, учитывается им на балансе и подлежит обязательному возврату покупателями поставщикам.

     Тара-оборудование – контейнеры различной конструкции, предназначенные для транспортировки, хранения и продажи товаров, без  предварительной перевалки.

     Тару-оборудование выпускают трёх типов:

  • ТОС – тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде стоек;
  • ТОК – тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде колёс;
  • ТОСК – тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде комбинации стоек и колёс.

     Тара-оборудование должна отвечать следующим требованиям:

  • обеспечивать возможность применения её в качестве транспортно-складских средств;
  • иметь многоцелевое назначение;
  • обеспечивать сохранность товаров от механических повреждений;
  • обеспечивать максимальное использование площадей и объёмов складов;
  • конструкция её должна быть рассчитана на заданную нагрузку, многократный оборот и лёгкость транспортировки;
  • хранение порожних контейнеров на складах должно обеспечивать экономию площадей (то есть они должны быть складными);
  • иметь надёжное антикоррозийное покрытие;
  • соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.

     Тара-оборудование должна предохранять от повреждений  потребительскую упаковку, удобно встраиваться в оборудование, быть приспособленной  для механизированной транспортировки  и установки, для штабелирования. Укладка в неё товаров должна быть удобной для этикетирования потребительских упаковок (без изъятия из тары-оборудования).

     По  способу соединения составных частей она может изготовляться неразборной, разборной, складной и разборно-складной. [7]

     Конструкция, текстовое и художественное оформление тары-оборудования и потребительской  тары должны быть едиными.

     Конструкция должна обеспечивать быстрое вскрытие тары-оборудования и лёгкую выемку из неё потребительских упаковок. В соответствии с этими требованиями тара-оборудование должна соответствовать  модулям зданий магазинов, размерам стандартных поддонов (800х1200 и 1000х1200 мм), тележек (600х800 мм) и торгового  оборудования (длина 900 мм, глубина 400, 600 мм). Количество тары-оборудования в  торговом зале, её вес и вместимость  должны соответствовать объёму реализации товаров.

     Малогабаритные  пластиковые контейнеры. Их используют для доставки и продажи из них  хлебобулочных изделий. Они отличаются высокой прочностью, большим сроком службы и хорошими эксплуатационными  качествами. [8]

     В качестве тары-оборудования также можно  применять ящичные и стоечные поддоны (пакеты) высотой 1100 мм, для  лёгких товаров – 1800 мм.

     Контейнер с поддоном. Его основанием служит четырёхзаходный стандартный деревянный поддон, который удобен для захвата, транспортирования и складирования вилочными электропогрузчиками. Применяются одно- или двухнастильные поддоны.

     На  поддонах устанавливаются картонные  контейнеры нескольких типов:

  • Контейнер первого типа представляет собой два одинаковых по размеру короба с дном и крышкой. Такая конструкция выдерживает довольно большие нагрузки, поэтому в него можно загружать товары, как в упаковке, так и навалом. Он применяется для складирования глубокозамороженных расфасованных продуктов. В качестве тары-оборудования контейнер с поддоном используется для транспортирования, складирования и выкладки в торговом зале магазина однородных товаров;
  • Контейнер второго типа представляет собой короб, который складывается из одной плоской картонной заготовки с металлическими прошивками. Верхняя его часть закрывается четырьмя створками. Особенностью является наличие передней наполовину откидывающейся стенки, что облегчает загрузку, разгрузку и использование в качестве тары-оборудования при продаже товаров в магазине;
  • Контейнер третьего типа собирают из пяти частей: дна, передней стенки, двух (составляющих два отделения) элементов крышки. Для устойчивости контейнера на поддоне дно выполнено с шестью ограничителями, препятствующими смещению составляющих деталей. Такая конструкция очень прочна, устойчива, удобна доя использования в торговом зале магазина. При снятии крышки и откидывании верхней половины передней стенки обеспечивается доступ к товару и создаётся возможность для продажи методом самообслуживания.

     Картонная тара всех типов является многооборотной. Её возврат и транспортировка  осуществляются в разобранном виде, при этом она занимает малый объём, имеет небольшой вес, значительно  дешевле металлической. К недостаткам  относится только меньшая прочность  и долговечность. Экономическая оценка всех достоинств и недостатков тары-оборудования из гофрированного картона свидетельствует о её большой эффективности и перспективности. [7]

     Очень удобна в применении тара-оборудование в виде металлических проволочных  грузовых поддонов размером 1000х1200 мм, массой 18 кг и грузоподъёмностью 1000 кг. Поддоны имеют поверхностную  сетку из стальной двойной проволоки (d = 4 мм), ножки из проволоки (d = 6 мм), размер ячейки сетки 50х50 мм. Плоский  поддон может комплектоваться металлическими стенками и бортовыми решётками, что позволяет переделать его  в стоечный или ящичный, т.е. в  контейнер.

     Проволочная тара-оборудование предназначена для  хранения фасованных и штучных товаров  на оптовых складах, бесперевалочной доставки их в магазин и установки в торговый зал с функцией торговой мебели, т.е. для продажи товаров. Она может быть на стоечном или колёсном поддоне. Контейнер состоит из основания и четырёх стенок, изготовленных из прутка и проволоки. На основании монтируются поворотные колёса. Для транспортировки и хранения промышленных товаров в первичной упаковке используют контейнер сварной конструкции, по бокам обитый металлическим листом, с деревянным или металлическим полом, а также деревянные контейнеры для овощей.

     В зависимости от ассортимента товаров  контейнеры имеют различные модификации, например роликовый контейнер для  транспортировки и хранения овощей, бакалеи и хозяйственных товаров, трёхъярусный контейнер для кондитерских и бакалейных товаров, контейнер  универсальный двухъярусный, универсальный  контейнер для верхней одежды и других швейных изделий. [6]

     Применение  контейнеров предопределяет ликвидацию отдельных операций по подготовке товаров  к реализации. Являясь средством  многократного использования, контейнеры позволяют экономить материалы на изготовление транспортной тары.

     Тара-оборудование из гофрированного картона в виде картонных коробок. Недорогая и  эффективная в эксплуатации. Может  быть различных размеров и форм. Все они рассчитаны на укладку  в торговом зале и продажу товаров  или непосредственно из них, или  вместе с упаковкой. Коробки прострочены  перфорационной лентой, что позволяет  легко отделить их верхнюю часть  и обеспечить свободный доступ покупателей  к товару.

     В связи с дефицитом металла, его  большим весом более целесообразным и эффективным по сравнению с  использованием металлических контейнеров  представляется применение упаковки товаров  с поддоном в полиэтиленовую плёнку, которая не только обеспечивает устойчивость и прочность пакета, но и защищает товар от атмосферных осадков. [7]

     Металлические проволочные ящики с откидными  стенками. Они используются для транспортировки  и продажи скоропортящихся охлаждённых  и замороженных товаров. Товары доставляют в магазин авторефрижераторным  транспортом, затем тару-оборудование с товаром перемещают в торговый зал и вставляют в стационарную охлаждаемую витрину с индивидуальным или централизованным хладоснабжением. Применение такой тары-оборудования позволяет снизить расходы на обработку товара как минимум  на 60 %, что по отношению к общим расходам составляет 20 %.

     Большая масса и высокая стоимость  металлических контейнеров не дают большой экономической эффективности  от их применения. Однако закрытые металлические  контейнеры обеспечивают сохранность  товаров, что позволяет использовать более экономичные способы пакетирования  и недорогостоящие виды тары-оборудования. [8]

     Стандартный поддон (деревянный, пластмассовый  или из специального картона). Он является наиболее простым и дешёвым средством  транспортировки, складирования и  продажи товаров. При этом задача состоит в придании устойчивости и прочности пакету. Одним из наиболее экономичных способов крепления пакетированных товаров является обвязка лентой.

     Как тара-оборудование, так и потребительская  тара в торговом зале должны обеспечивать доступ непосредственно к товару. Для этого производятся вырубные, разрезные и другие упаковки, которые  легко вскрываются. [8]

     Таким образом, при внедрении технологии с преимущественным использованием тары-оборудования:

  • устраняются лишние звенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала магазина;
  • полная подготовка товаров к продаже методом самообслуживания осуществляется в сфере производства или оптово-складском звене;
  • сводится к минимуму ручная перекладка товаров из тары на товароносители торговой мебели;
  • осуществляется реальная рационализация перемещения и продажи товаров в магазине;
  • резко сокращается число работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на транспорте и в торговле;
  • более эффективно используются транспортные средства;
  • уменьшаются расходы на техническое оснащение магазинов;
  • упрощается организация товароснабжения магазинов и внутримагазинное перемещение товаров;
  • повышается сохранность товаров;
  • обеспечивается более рациональное использование автотранспорта и торговой площади магазина.