Тароупаковочное хозяйство как элемент логистической системы

Министерство  образования и науки 

Российской  Федерации

Федеральное агентство по образованию 

ГОУВПО  «Алтайский государственный технический  университет

им. И.И. Ползунова» 
 
 

Кафедра экономики и организации  производства 
 
 
 

РАСЧЕТНАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Логистика»  

на  тему: «Тароупаковочное хозяйство как элемент

логистической системы» 

«Нормирование производственных запасов» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы  П(з)-МО-71             Н.М. Песцова

Проверила:                                                                     
 
 
 
 
 
 

Поспелиха 2011 г.

Содержание

                                                                                                          

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 (Тема: «Тароупаковочное хозяйство как элемент логистической системы») Введение ……………………………………………………………………….3 

  1. Различные виды тары и упаковки в логистической системе …………...5
  2. Классификация тары и тароупаковочных материалов…………………..9
  3. Планирование потребности в таре ………………………………………10
  4. Повторное использование тары………………………………………….11
  5. Пакеты и контейнеры, используемые при перевозках продукции…….14
  6. Эффективность использования контейнеров и пакетов при доставке грузов…………………………………………………………………………..16

Заключение  …………………………………………………………………...18

Список литературы …………………………………………………………...19

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………..20

(Тема: «Нормирование  производственных запасов») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Упаковочная индустрия в современном мире развивается очень высокими темпами, и по экспертным оценкам, мировой объем ее производства и связанных с ним услуг уже достиг 500 млрд. евро в год. Эти огромные затраты входят составной частью в общую стоимость упаковываемой продукции, образуя весомую долю маркетинговых и логистических затрат. Поддерживая маркетинговую функцию, упаковка несет на себе полезную информацию о товарной продукции, дает общее представление о ней, помогая ее продвижению и реализации потребителям. Логистическая функция упаковки состоит в защите продукции от повреждений, порчи или утраты, обеспечении возможности формировать из нее унифицированные единицы потребления и транспортно-складские единицы, облегчая их идентификацию, распределение, учет в процессах хранения, транспортировки, сортировки и продажи. Оптимальная упаковка способствует сокращению затрат на транспортировки и хранение продукции. Однако упаковка (как потребительская, так и транспортно-складская) увеличивает массу товарной продукции. Чем дороже упаковка, тем выше ее доля в конечной цене реализуемой продукции.

     Логистический подход к потребительской упаковке касается не только оптимизации ее собственной массы и размеров, но также географии выполнения фасовочно-упаковочных процессов, а именно их максимального приближения к местам потребления упакованной продукции. Большинство товаров, с которыми мы сталкиваемся, находятся в упаковке – молоко в «тетрапаке», хлеб – в герметичном пластиковом пакете, стиральный порошок – в бумажной коробке. И эта упаковка несет на себе сразу несколько функций: она защищает товар от повреждений, поддерживает оптимальные условия хранения, обеспечивает возможность транспортировки. Доносит до нас информацию о назначении, составе и потребительских свойствах товара.

     Правильно подобранная упаковка сохранит в  течении срока годности все свойства товара, привлечет внимание покупателя, обеспечит удобство использования продукта. Неправильно подобранная упаковка может свести на нет все потребительские и маркетинговые плюсы товара.

     Для удобства транспортировки, распределения, учета и хранения отдельные упаковки могут собираться в тарные короба. Оптимальный вариант используемой упаковки и тары будет способствовать сокращению затрат на транспортировку и хранение продукции.

     Окончательное решение он принимает на основе своего предыдущего опыта, знаний о той или иной торговой марке и увиденного на прилавке, т.е. упаковки. А это значит, что упаковка непременно должна делать товар заметным. Она должна помочь ему выделиться не только на фоне своих прямых конкурентов, но и других товаров, стоящих на полке рядом.

     В настоящее время производители  не могут обойтись без упаковки. Она несет в себе множество важных функций. Так же от этого зависит цена товара, его качество и, следовательно, и спрос.

 

  1. Различные виды тары и упаковки в логистической  системе
 

     Перемещение товара от производителя к потребителю  является неотъемлемой частью его реализации. В процессе перемещения важно обеспечить полную сохранность количества, качества и товарного вида продукции на всем пути ее следования. С целью защиты продукции от механических, климатических, биологических и других воздействий и обеспечения ее качественной сохранности при транспортировании и хранении применяют различные виды тары и упаковки. Кроме того, тара способствует предохранению окружающей среды от воздействия вредных химических и других ядовитых веществ, выделяемых определенным видом продукции.

     Под упаковкой понимается средство или  комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также  обеспечивающих процесс обращения.

     Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции. Перемещение продукта от производителя к потребителю является неминуемой предпосылкой реализации его потребительной стоимости. При этом важно обеспечить полную сохранность количества, качества и товарного вида продукции на всем пути ее следования. С целью защиты продукции от механических, климатических, биологических и других воздействий и обеспечения ее качественной сохранности при транспортировании и хранении применяют различные виды тары и упаковки. Основная функция – обеспечивать сохранность упакованного товара и другие.

     Она способствует ускорению передачи товарно-материальных ценностей от производителей потребителям: облегчает перемещение продукции  при погрузочно-разгрузочных работах  и внутрискладских операциях: обеспечивает безопасные условия труда при переработке упакованных грузов; улучшает учет и организацию сбыта продукции; повышает эффективность использования транспортных средств и складских помещений. Имея оригинальную маркировку, тара выполняет рекламную функцию, доводит до потребителя первые сведения о продукции и правила обращения с ней. Рекламная маркировка на потребительской таре (упаковке) воздействует на покупательский спрос. В рыночной экономике рекламная роль тары – один из важнейших инструментариев маркетинга. При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредного воздействия указанных материалов. Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций, разнообразием применяемых для ее изготовления материалов и широтой сфер применения. Это обуславливает ее классификацию. Все многообразие тары по своему функциональному назначению подразделяется на транспортную и потребительскую (упаковку). Особую группу составляет тара-оборудование, представляющее собой изделие для размещения, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров методом самообслуживания. По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная, бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных материалов. По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм. В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную тару. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Возвратная тара – это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Отличается прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата. По степени жесткости конструкции, то есть по способности к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую тару. Жесткая тара не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние воздействия. Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее продукцией. Полужесткая тара менее устойчива к внешним воздействиям, но при незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную форму. По конструктивному исполнению тару подразделяют на неразборную, разборную и разборно-складную. В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая. Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданными просветами. По герметичности тара разделяется на герметичную и негерметичную. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара.

     Исходя из специфики функционального назначения и особенностей конструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, и аэрозольную тару. Изотермическая – это тара, внутри которой сохраняется заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая – это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление. Аэрозольная тара – это изобарическая тара с распылительным клапаном, придающим продукции при ее потреблении аэрозольное состоянии. По принадлежности и условиям использования тару делят на производственную, инвентарную и складскую. Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов в производстве. Инвентарная тара – это многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию. Складская тара представляет собой разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и комплектации продукции в складских условиях. Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных (биологических) средств, называют защитной. Существует также экспортная тара, предназначенная для поставки продукции за границу, и импортная тара. В зависимости от сферы применения различают универсальную и специализированную тару. Первую используют для упаковывания, транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую – для одной какой-либо определенной продукции или для определенных условий эксплуатации. Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или транспортную) тару (ящики, деревянные или металлические барабаны, бочки, клети, бидоны, фляги, картонные коробки, бумажные жесткие пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и внутреннюю (первичную или потребительскую) упаковку. Последнюю применяют для каждого изделия или какой-то определенной части, массы или объема продукции. Она является неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки, тюбики, флаконы, банки из стекла и железа, бутылки).

     Тароупаковочные материалы. Для сохранения тары, увеличения срока ее службы, а также для защиты продукции от толчков, сотрясений и порчи применяются тароупаковочные материалы, которые в зависимости от назначения делятся на две группы. К первой группе относятся следующие материалы:

  • прокладочные (отделяют изделия друг от друга);
  • подстилочные (стружка, минеральная вата и т. п.);
  • заверточные и оберточные (предохраняют изделия соответственно от коррозии и температурных колебаний). Наиболее эффективным материалом является антикоррозийная бумага, предохраняющая металлические изделия от коррозии. Ко второй группе относятся крепежные материалы для скрепления конструкции тары: гвозди; металлическая лента; скрепы; проволока; шпагат.
 
     
  1. Классификация тары и тароупаковочных  материалов
 

     В зависимости от различных признаков тару подразделяют на несколько групп

     По назначению тара классифицируется:

  • внешняя (транспортная)
  • внутренняя
  • первичная (потребительская)
  • цеховая (оборотная)

     Во внешней таре транспортируют и хранят товары, материалы и изделия при перемещении их от поставщиков до потребителей. Внешняя тара (ящики, бочки, барабаны, контейнеры) подразделяется на универсальную (ящики для различных промышленных товаров) и специализированную (ящики для сливочного масла, мешки для цемента, муки).

     Внутренняя тара переходит с помещенным в нее грузом в собственность потребителя, поэтому она называется потребительской. С экономической точки зрения внутренняя тара отличается от внешней тем, что стоимость внутренней тары полностью входит в стоимость заключенного в нее продукта. Стоимость же внешней тары при однократном использовании распределяется пропорционально числу единиц помещенного в нее продукта, а при многократном — на все количество единиц продукта, помещаемого в тару и извлекаемого из нее до полного ее износа. Часто функции внешней и внутренней тары совпадают, то есть совмещаются в одной таре (бочки для сельди, мешки для сахара). Поэтому такую тару можно назвать совмещенной.

     Цеховая тара предназначена для транспортировки сырья, материалов, полуфабрикатов в цехах или между цехами предприятия к рабочим местам; доставки и временного хранения готовой продукции на отпускных складах. В качестве цеховой тары применяются деревянные и металлические, сплошные, решетчатые, сетчатые ящики, разнообразные поддоны, гофрированные картонные коробки и другие емкости.

     Однократно используемая (разовая) тара после первого употребления приходит в негодность, в других случаях ее сбор, хранение и возврат экономически менее выгодны, чем новое изготовление (коробки из-под спичек, папирос, парфюмерных изделий, бумажные мешки из-под цемента, химикатов). 

     3. Планирование потребности в таре 

     Расчёт  потребности в таре и тароупаковочных  материалов производится обычно отделом сбыта предприятия, в ведении которого находится тарное хозяйство. Этот расчёт ведётся на основе производственной программы предприятия, количества и номенклатуры намечаемой к выпуску на планируемый год тарируемой продукции и норм расхода тарных и упаковочных материалов на единицу тары.

     Потребность в таре определяется отдельно от тары, получаемой со стороны в готовом виде, и тары, изготовляемой на месте (предприятий, хозяйстве).

     Нормами расхода материалов на производство единицы тары зависит от технологии производства, от вида и сорта сырья, размеров, конструкции изготовляемой тары. Нормы расхода тары на упаковку продукции подразделяются на индивидуальные и групповые (укрупнённые). Индивидуальные устанавливаются на единицу упаковываемой продукции определенного вида в соответствующий вид тары. Укрупнённые рассчитываются на усреднённую единицу затариваемой продукции, без подразделения её по ассортименту и предприятиям.

     При планировании потребности в тарных материалах большое значение имеют единицы измерения их расхода. В настоящее время натуральным показателем при планировании и учёте производства деревянных ящиков является плотный кубометр содержания древесины в чистоте, а натуральным измерителем гофрированного картона – весовой измеритель. Эти показатели несовершенны, они сдерживают выпуск тонкостенной тары. Поэтому производство ящичных комплектов деревянной тары должно планироваться в тысячах кубометров и миллионах условных штук, а картонных ящиков – в миллионах условных штук.

     На  основе выявленной потребности в  таре составляется заявка на тару и тароупаковочные материалы. В заявке учитывается приобретение подержанной тары, а также переходящие остатки тары и тароупаковочных материалов на складе предприятия или хозяйства на 1 января планируемого года. Учитываются также установленные нормативы переходящего запаса тары и тарных упаковочных материалов. 

     4. Повторное использование тары

     Потребность производства в таре возрастает с  каждым годом. Для сокращения использования  ресурсов, которые применяются для  изготовления тары необходимо увеличивать ее повторное использование.

     Так на ремонт деревянной тары при повторном  использовании расходуется в 5–7 раз меньше древесины, чем на производстве новой.

     В настоящее время многократное использование  тары осуществляется в основном по двум направлениям:

     1. Используется инвентарная тара – тара, в которой поставщик отпускает товар, не продаётся покупателю, а остаётся собственностью поставщика, после высвобождения она подлежит возврату.

     2. Используется возвратная тара  – тара, в которой поставщик  отгружает материал или изделие, продаётся вместе с товаром, но подлежит после её высвобождения сдаче особым тарособирающим организациям

     Инвентарная тара должна кроме обычной маркировки содержать инвентарный номер и клеймо с наименованием предприятия, которому она принадлежит. Условия и сроки возврата её регулируются правилами поставки на различные виды продукции.

     Срок  и порядок возврата тары устанавливаются  специальными инструкциями и особыми условиями поставки материалов.

     Предприятия получающие продукцию производственно-технического назначения в таре, после распаковки обязаны использовать освободившуюся тару на упаковку собственной продукции; возвратить её предприятию – изготовителю продукции или сдать (отгрузить) ближайшему тароремонтному предприятию.

     Многократно используемая тара после освобождения от товара возвращается товарособирающими и тароремонтными организациями поставщикам — производителям материалов, изготовителям товаров. Разновидностью многооборотной тары является инвентарная, которая используется в основном при одногородних перевозках, числится на балансе поставщика или оптовой базы и имеет их клеймо, инвентарный номер (контейнеры, ящики, бочки, мешки). По степени сопротивляемости внешним физическим воздействиям (давлению, удару) тара подразделяется на следующие виды:

  • жесткая (деревянные, металлические и комбинированные ящики, бочки, контейнеры)
  • полужесткая (картонные, пластмассовые короба, ящики, барабаны, трубы)
  • мягкая (мешки, кули, рогожи, оберточная ткань)

     При рассмотрении технических характеристик производственной тары принята классификация, в основу которой положено деление тары на группы в зависимости от вида материала, из которого она изготовлена. Различают следующие типы производственной тары:

  • деревянная,
  • металлическая,
  • полимерная,
  • картонная,
  • стеклянная,
  • тканевая,
  • бумажная.

     Деревянная тара изготавливается в виде дощатых и фанерных ящиков, поддонов, обрешеток и бочек.

     Металлическая ящичная тара используется в качестве многооборотной для хранения и внутризаводского транспортирования разнообразных заготовок, деталей, изделий. Для пакетных перевозок применяются плоские металлические и деревянные поддоны; для хранения жидких, сыпучих и газообразных грузов — металлические цистерны, бочки, баллоны, фляги, бидоны.

     Все большее применение в промышленности в последнее время получает тара из полимерных материалов. Этот вид тары используется как для внутрипроизводственного складирования и транспортирования, так и для затаривания готовой продукции. Из полимерных материалов изготавливаются ящики, цистерны, бочки, бидоны, фляги и т. д.

     В стеклянной таре, как правило, поступает на предприятие химическая продукция.

     Картонная тара в условиях промышленного предприятия применяется редко и служит для упаковки некоторых видов готовой продукции.

     Мягкая тара в основном в виде мешков изготавливается из бумаги, ткани или резиноткани и служит для упаковки сыпучих грузов.

     Основные требования, предъявляемые к таре, следующие:

  • минимальная масса по отношению к помещенной в нее продукции;
  • прочность и надежность конструкции, обеспечивающие сохранность качества и количества помещенного в нее продукта;
  • дешевизна изготовления;
  • удобство упаковки и распаковки;
  • портативность и удобство для перевозки в порожнем и загруженном состоянии.

     При установлении конструктивных особенностей и преимуществ того или иного вида тары учитывают следующее:

  • абсолютную массу тары — разница между массой брутто и нетто;
  • относительную массу тары — отношение собственной массы тары к массе продукта, который подлежит затариванию;
  • коэффициент собственной массы тары — отношение массы тары к образуемому ею объему;
  • объемная масса тары — отношение массы тары к ее собственному объему.
 

     4. Пакеты и контейнеры, используемые при  перевозках продукции

     Пакетирование может быть использовано для упаковки большей части продукции: тарно-упаковочные грузы в мешках, ящиках, кипах, а также строительные, лесные грузы и др. В пакетировании заинтересованы все участники процесса перемещения продукции, поскольку большинство предприятий получают (или отправляют) продукцию, которую нужно пакетировать.

     Для перевозки пакетов применяют поддоны – средства пакетирования с площадкой для груза с надстройками или без них, приспособленные для механизированного перемещения при выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ. По своей конструкции поддоны подразделяются на плоские, стоечные и ящичные. Наиболее распространены плоские поддоны. В зависимости от назначения и условий эксплуатации их делят на группы широкого и ограниченного обращения. Каждый тип поддонов имеет свои условные обозначения.

     Важным техническим элементом для перевозки являются контейнеры. Перевозка грузов в контейнерах позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы, снизить себестоимость перевозок, повысить производительность труда, обеспечить сохранность перевозимой продукции, экономить тару и упаковку, исключить перегрузку грузов от склада отправителя до склада получателя, ускорить оборачиваемость материальных ресурсов. Для различных видов груза в нашей стране создана контейнерная транспортная система (КТС). Она требует совместных и согласованных действий всех видов транспорта.

     Согласно  определению Международной организации  по стандартизации (МОС), контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 куб. м.

     Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции (стекла, цемента и т.д.) или группы однородной продукции (наливной) – специальными. Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам и т.д.), специальные – отправителям и получателям. 
 
 

     5. Эффективность использования  контейнеров и  пакетов при доставке  грузов

     Большой экономический эффект при пакетных и контейнерных перевозках достигается также за счёт снижения расходов на погрузочно-разгрузочных работах, тару, сокращения потерь материалов и изделий при перевозках.

     Применение  контейнерных и пакетных перевозок  существенно упрощает и ускоряет процесс перемещения товара со склада на склад, от производителя – к распространителю (дистрибьютору).

     Использование унифицированных поддонов и контейнеров  позволяет на различных предприятиях, складах, перевалочных базах использовать единый вид транспорта, погрузчиков, транспортировочных тележек, конструкции стеллажей.

     Производители грузового и коммерческого транспорта в свою очередь при проектировании обращают внимание на типы и стандарты используемой в логистике тары.

     Упаковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

     Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:

     . защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;

     . защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

     . обеспечить сохранность количества и качества товаров;

     . упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

     . эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов;

     . упростить количественный учет товаров;

     . эффективно использовать емкость складских помещений;

     . донести коммерческую информацию до потребителя товара.

     Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации процесса товарного обращения, то есть транспортирования, хранения и продажи товаров.

 

Заключение 

     Упаковка является важным атрибутом конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Если конкурентоспособность продукции значительно высока, необходимо обеспечить достаточно массовый ее выпуск и поставку на рынок, чтобы полностью удовлетворить и все увеличивающийся спрос. Если этого не обеспечить, потенциальные покупатели будут вынуждены приобретать товары конкурентов и тогда фирма будет нести убытки.

     Упаковка реализует множество функций в особенности сохраняющие, когда продукт должен оставаться целым, свежим, новым и т.д. до непосредственного контакта с потребителем. Упаковка также очень важный источник информации о продукте, т.е. о фирме-производителе, о правилах пользования, о сроках хранения и т.д. и упаковка, безусловно, является лицом продукта, так как именно упаковка помогает (или, наоборот, мешает) рассеянному взгляду потребителя выхватить нужный товар среди пестрого многообразия прилавка. Толковая упаковка выделяет продукт из числа ему подобных и, при прочих равных условиях, обеспечивает продукту предпочтение потребителя. Обще известный факт, что 99,9% товаров внедряются на рынок с целью за возможно меньшее время получить, возможно, большую прибыль. Это один из постулатов - бизнес должен, прежде всего, быть прибыльным. Но совсем не обязательно вкладывать бешеные деньги в разработку и производство упаковки, чтобы получить высокую прибыль, ведь весь вопрос состоит в том, для какого продукта затевается все представление и на кого данный продукт рассчитан.