Театр как средство воспитания

Творческое  воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

В последние  годы на страницах психологической  и педагогической литературы все  чаще ставится вопрос о роли фантазии в умственном развитии ребенка, об определении  сущности механизмов творческого воображения. Особенно значимым становится выявление специфики фантазии и закономерностей ее становления при изучении дошкольного детства, так, как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что фантазия ребенка богаче фантазии взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов и признавали большую роль игры в становлении фантазии. До сих пор многие важные для понимания психологической природы фантазии вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития.

в зарубежной психологии существуют на этот счет различные  точки зрения. Торренс, например, считает, что фантазия пробуждается в детях только после 5 лет, а по данным Андрюса, «пик фантазерства» у детей приходится на 3,5–4,5 года. Расхождение тут более глубокое, чем может показаться на первый взгляд: год, даже полгода, в жизни ребенка – это очень большой срок, поскольку он развивается быстро, и все время включаются в действие новые и новые психологические механизмы.

Другая же позиция  заключается в том, что ряд  психологов вовсе отказывают ребенку  в каком - бы то ни было творчестве. Они  считают, что у ребенка есть только пассивная фантазия, что он может  лишь слепо копировать увиденное  у взрослых. В противоречие им выступают  педагоги и психологи, говорящие  о том, что фантазия развивается  именно в дошкольном возрасте и развитие ее идет в ведущем типе деятельности – игре.  Также возникают противоречия в вопросе влияния игры на воображение. Грос считал, что воображение формирует игровую деятельность, Эльконин полагал, что фантазия является результатом игры.

фантазия выступает  не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и  является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность  учебно-воспитательной деятельности в  дошкольных учреждениях. Фантазия детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.  

Актуальность  темы: Театрализованная деятельность  - это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребёнка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.

Занятия театральной  деятельностью помогают развить  творческое воображение ребёнка:  театрализованные игры и спектакли  позволяют ребятам с большим  интересом и лёгкостью погружаться  в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными, они тоньше чувствуют и познают  окружающий мир.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Объект  исследования: процесс театральных занятий с детьми дошкольного возраста.

     Предмет исследования: развитие фантазии у детей дошкольного возраста

     Задачи

     1.изучить  научную и методическую литературу  по теме исследования

     Определить  понятие фантазия

     Специфика развития фантазии у детей дошкольного  возраста

     Методы  развития фантазии на театральных занятиях 
 
 
 
 

     Понятие о фантазии.

     Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно  воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением — хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным — и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать — это преображать.

     Существа  действенные, люди не только созерцают  и познают, но и изменяют мир, преобразуют  его. Для того чтобы преобразовывать  действительность на практике, нужно  уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет  воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием. [Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии]

     И если воспроизводящее воображение -  это умение мысленно создавать  новые идеи и образы возможных  и невозможных объектов на основе реальных знаний, то творческое воображение, т.е. фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных  ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. [Тамберг Ю. Г. Тренинг развития фантазии и воображения]

     Фантазия - психический процесс, продуктивная деятельность воображения, отличающаяся наибольшею отрешенностью от условий  действительности. Фантазия – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. В процессе преобразования данных сознания с помощью фантазии создаются новые Я, новые образы, идеи и чувства, которых никогда не было в прошлом опыте. Иначе говоря, с помощью фантазии создаются новые мысленные ситуации. Фантазия является для искусства, а также для религии и мифов тем же, чем выразительные движения для языка. [Вунд В. Фантазия как основа искусства]

     Однако  фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна иметь  позитивное направление развития. Она  должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. [Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка] 
 

     
    1. Психолого – педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.

     Дошкольный  возраст имеет временные рамки  от 3 до 7 лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент  для дальнейшего роста. Одним  из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

     Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Ребёнок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержа

     В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. ние эмоций.

     Сюжетно – ролевая игра – ведущий тип  деятельности дошкольника, так как  именно в игре разрешается противоречие социальной ситуации развития

     Впервые  ребенок  выходит  за пределы своего  семейного мира  и устанавливает  отношения с миром взрослых людей. Идеальной  формой, с которой ребенок  начинает  взаимодействовать, становится  мир социальных  отношений, существующих  в  мире  взрослых  людей. В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры.

     Драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в самых  разнообразных видах – как  сочинение, импровизирование коротких сценок, инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Безусловно, детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство (Л.С.Выготский). Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения (Л.С.Выготский)

За основу оценки воображения детей в театрализованных играх можно взять три группы показателей (Е.А.Медведева): отношение  к творчеству, наличие мотивационно-потребностного компонента и интереса к продуктивной деятельности; владение способами творческого действия и наличие структурных и комбинаторных компонентов воображения; качество детской продукции. 

 В качестве  дополнительных показателей в  оценке уровня развития творческого  воображения может выступать  использование разных видов опор (словесной, наглядной) и помощи  взрослого (эмоциональной, невербальной, вербальной, организующей, направляющей  и обучающей) при выполнении  заданий.  

 Е.А.Медведева  выделила пять моделей поведения  в театрализованных играх:

1. Наличие творческого  воображения. Наблюдается заинтересованность  заданием, развитие целостного образного  видения игровой ситуации, выражена  целенаправленность воображения,  владение способами творческого  действия. Сформированы комбинаторные  навыки, проявляется самостоятельность  в поиске средств наилучшего  решения задания и оригинальность  во внешнем выражении образов  воображения, выражена внутренняя  позиция, позволяющая самостоятельно  задавать предметные и ролевые  отношения в целостном замысле  театрализованных игр. Знаково-символическая  функция проявляется в способности  идентифицироваться, передавать образ  достаточно выразительно, владея  техникой импровизации при его  воплощении. 

2. Наличие особенностей, которые позволяют условно обозначить  характер воображения как элементарно-творческий. Достаточный мотивационно-потребностный компонент творческой деятельности, способность детей входить в воображаемую условную ситуацию и передавать ее целостность. Уровень развития комбинаторных механизмов воображения позволяет преобразовывать знакомый материал, внося отдельные элементы нового. Проявляется внутренняя позиция, которая позволяет при наличии незначительной словесной опоры создавать собственный замысел и реализовывать его в воображаемом игровом действии. Степень сформированности  знаково-символической функции дает возможность ставить себя на позицию другого, представлять себя персонажем, при этом достаточно свободно, эмоционально выразительно использовать интонационно-пластические средства для внешнего воплощения образов воображения. 

3. Преобладание  репродуктивно-воссоздающего воображения.  Интерес к творческой деятельности, адекватное восприятие сюжета  как целостной ситуации. Недостаточное  владение детьми техникой воплощения  и игрового действия затрудняет  внешнюю передачу образов воображения  и проявление знаково-символической  функции. При передаче знакомого  сюжета и его композиции в  театрализованной игре наблюдаются  отдельные «включения» собственных  деталей, близких к содержанию  воспринимаемого образа и сюжета. Дети справляются как с ролевым,  так и с модельным иллюстрированием  композиции готового сюжета. Уровень  развития комбинаторных механизмов  воображения позволяет проявлять  самостоятельность в поиске отдельных  средств выразительности образа.  

4. Наличие собственно-репродуктивного  воображения. Сниженный интерес  к творческой деятельности, недостаточная сформированность образов-представлений, комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Дети ограничиваются репродукцией опорного материала, испытывают трудности в самостоятельном поиске средств выразительности образов персонажей. Знаково-символическая функция сформирована недостаточно, воплощение образов персонажей схематично, поверхностно, эмоционально не выразительно. Создание предметной среды не активизирует проявление творческого воображения.  

5. Фрагментарно-репродуктивное  воображение. Трудности репродукции  целостной композиции заданного  сюжета в театрализованных играх,  отсутствие интереса к заданиям, связанным с проявлением творчества, бедность образной сферы, комбинаторные  механизмы воображения не сформированы. Знаково-символическая функция,  проявляющаяся в способности  ставить себя на место персонажа,  затруднена. Дети могут продемонстрировать  репродукцию заданного сюжета, образа  только с помощью взрослого,  при его организующей роли. Они  не в состоянии создать собственный  план-замысел, воображаемую ситуацию  в образно-ролевых и режиссерских  играх. 
 

     Роль театрализованной деятельности в развитии творческого воображения отмечают зарубежные и отечественные психологи.

     Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.

     В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т.д.

     Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

     Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.

     Театрализованные игры назвали так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.

     Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.