Театр в Оренбурге

Введение

«Зачем мы ходим  в театр, зачем мы так любим  театр? Затем, что он освежает нашу душу…  мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный  и дивный мир страстей и жизни», - писал В.Г. Белинский.

Если в русском  театре первой половины XIX века господствующим направлением был сентиментализм, то во второй половине столетия он начал  отражать глубокие социальные процессы, которые происходили в стране, обнажать многие темные стороны действительности. Выдающиеся русские драматурги в  целом ряде пьес подводили зрителей к мысли о необходимости общественного  переустройства.

Крупнейшими театрами страны в то время были московский Малый (1824) и петербургский Александринский (1832). Но театральная жизнь, конечно, не ограничивалась Москвой и Петербургом. Было много хороших театров и  в провинции - в Киеве, Харькове, Ростове, Саратове. Были театры и на Урале. Среди  наиболее известных и старейших - театры Перми, Уфы, Оренбурга.

Истории Южного Урала посвящено много научных  трудов, выпущено много интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашего региона.

В работах «История Урала с древнейших времен до 1861 г.» и «История Урала в период капитализма» - всестороннее описание края: археология, природные ресурсы, экономика, политика, культура.

В «Истории Оренбуржья»  можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее ценна эта книга тем, что значительные события и факты  освящаются в ней в связи с  деятельностью многих известных  личностей.

Незнамов М. «Старейший русский театр на Урале». Используя архивные документы, выпуски местных газет прошлого столетия, автор подробно описывает историю возникновения Оренбургского театра, его взлеты и падения, многообразие репертуара, выступления знаменитых актеров, рождение своих «звезд».

В 1956 году Оренбургскому  драматическому театру исполнилось 100 лет. Этой замечательной дате посвящен юбилейный сборник «Чкаловский  областной драматический театр  им. А.М. Горького. 100 лет.» Статья Е. Правдухиной «Театр в Оренбурге» рассказывает о нелегком, но славном пути театра, о его прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его подмостках.

Нашей работе во многом помогли мемуары знаменитых актеров (Велизарий М.И., Юрьев Ю. М) и рассказы о них (О Ф.И. Шаляпине, П.А. Стрепетовой, К.С. Станиславском). Для уточнения деталей очень полезны были справочники и энциклопедии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Театры Южного Урала

1.1.Зарождение  и развитие театрального  искусства на Урале

Уже в XVIII в. в городах и на заводах Урала прочно прижились театрализованные представления - народные драмы. Наиболее популярными из них были «Шайка разбойников» и «Царь Максимилиан».

В начале XIX в. появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов - Строгановых, Всеволжских и др. В качестве организаторов этих театров, носивших любительский характер, выступали представители крепостной интеллигенции, получившие образование в столице и познакомившиеся там с театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполнялись мужчинами.

В 1807 г. крепостные служащие Очерского завода организовали драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть «комедийным сараем». В этом театре ставили пьесу Капниста «Ябеда», оперу Верстовского «Аскольдова могила», оперу Матинского «Гостиный двор». В 20-х годах XIX в. существовал театр в административном центре строгановской вотчины в с. Ильинском.

В 1850 г. по инициативе крепостного художника А.И. Мельникова, впоследствии известного оперного певца, был организован театр в Усолье. Театральные труппы выезжали на гастроли и в губернский город.

Начало профессиональному  театру на Урале положил казанский  антрепренер П.А. Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского «Аскольдова могила», Беллини «Невеста-лунатик» («Сомнабула»), бессмертной комедией Гоголя «Ревизор». Но большую часть репертуара по традиции того времени составляли мелодрамы, водевили и комедии часто весьма невысокого качества. Соколов расширил свою деятельность, перенеся ее на другие уральские города - Пермь и Ирбит.

В Екатеринбурге  был объявлен сбор денег на постройку  каменного театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый театр на 800 мест открыла та же труппа Соколова. В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми.

В Оренбурге  профессиональные артисты впервые  выступили в 1856 году (труппа провинциального  антрепренера Б.И. Соловьева).

После отмены крепостного  права в России быстро развивается  провинциальный театр, у которого в  это время появляется новый, демократический  зритель. Но Урал по-прежнему продолжала обслуживать в основном одна театральная  труппа, включавшая в орбиту своей  деятельности Пермь, Екатеринбург, Ирбит. В репертуаре театра были пьесы Шекспира, Островского, Сухово-Кобылина, однако подавляющую часть его составляли легковесные комедии и водевили.

Город Пермь  имел лишь небольшое деревянное здание театра. Было решено построить новый, каменный театр, на постройку его  объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей. В подписке участвовали  и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили. Оно было в то время одним из лучших театральных зданий.

В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося  деятеля русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека передовых взглядов, талантливого режиссера и актера. Он подобрал труппу с большим старанием. В  нее вошли В.Н. Давыдов, З.А. Рунич, И.П. Уманец-Райская, старейшая уральская актриса Е.А. Иванова, Л.В. Михайлов, М.И. Бабиков и др.

Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для  уральского зрителя, так как показал  ему образцы настоящего театрального искусства. В следующем, 1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий профессиональный оперный коллектив, с которым гастролировал по городам края.

К середине 90-х  годов Пермь и Екатеринбург превращаются в крупные периферийные театральные  центры. С 1895 г. Пермь становится первым провинциальным городом, отказавшимся от частной антрепризы (театр содержался за счет городской думы).

В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был выстроен новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы, в том числе Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний Шаляпин.

В Оренбурге  систематически выступали профессиональные драматические и оперные труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном в театр.

В 80-х и начале 90-х годов и в других уральских  городах - Челябинске, Кургане, Троицке - появляются театральные труппы (как  правило, небольшие и далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и  драматическими спектаклями.

Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских артистов. Во второй половине XIX в. здесь побывали Д.М. Леонова, В.Н. Андреев-Бурлак, М.Т. Иванов-Козельский, К.А. Варламов, Г.Н. Федотова, П.А. Стрепетова, А.П. Ленский.

Кроме профессионального  театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе  и других городах устраивались оперные  и драматические постановки силами любителей. Доступ в театр и на постановки привилегированных любительских кружков имели в основном «верхи»  или, в лучшем случае, представители  средних слоев. Между тем передовая  часть уральских рабочих жадно тянулась к театру. В этом отношении большой интерес представляют самодеятельные заводские театры, которые во второй половине века существовали во многих пунктах края, причем наряду с возникшими еще до реформы появляется много новых (в Нижнем Тагиле, Березниках, Юго-Камске, Благовещенском заводе и в др. местах). Эти театры, отличавшиеся большой демократичностью, пользовались успехом не только у интеллигенции, но и у рабочего зрителя. 

1.2.Начало  артистической карьеры  Ф.И.Шаляпина в  Уфе

Имя великого певца  Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории русской музыкальной  культуры. Целиком обязанный ей своими художественными достижениями, Шаляпин  создал себе и русскому оперному театру небывалую славу далеко за пределами  Родины.

Искусство Шаляпина теснейшим образом связано с  традициями всего передового русского театра. Оно стоит в одном ряду с творчеством корифеев русской  драматической сцены, вознесшим  на недосягаемые высоты сценическое  искусство нашей страны. Именно поэтому  создатель Московского Художественного  театра К.С. Станиславский с убежденностью говорил, что Шаляпин - один из учителей не только оперного, но и драматического актера. «Я свою систему писал с Шаляпина», - утверждал он.

Уфа - город примечательный в жизни Шаляпина. Здесь началась его артистическая карьера. В 1890 г. семья Шаляпиных испытывала большие материальные трудности: отец потерял службу, семья решила покинуть Казань и на пароходе отправилась в Астрахань, надеясь, что на новом месте судьба будет к ней благосклоннее. Однако надежды не оправдывались. В конце концов родители отпустили Федора попытать счастья, и он отправился обратно в Казань.

Ни на что не надеясь, Шаляпин пошел наниматься в хор опереточной группы С.Я. Семенова-Самарского и неожиданно получил аванс - 6 рублей и билет второго класса до Уфы, куда в ближайшее время должна была отправиться труппа. «Был сентябрь. Холодно и пасмурно. Уменя, кроме пиджака, ничего не было… Чувствовал я себя превосходно: первый раз в жизни ехал во втором классе, и куда ехал! Служить великому искусству, черт возьми!»

Федор волновался, оставят ли его в труппе, так  как в Казани, нанимаясь на работу соврал, что знает много партий в операх и опереттах. На пробе голосов хормейстер обратил внимание на Шаляпина, сказав: «Нет, этого мальчика надо оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный…»

Федора полюбили в труппе; он был готов выполнять  любую работу и все делал с  огромным воодушевлением - чистил лампы, подметал сцену, помогал устанавливать  декорации.

Поселился молодой  певец в Уфе «у прачки, в маленькой  грязной подвальной комнате, окно которой  выходило прямо на тротуар… На мои 20 рублей жалованья в месяц это была жизнь достаточно роскошная».

Дебют Шаляпина в Уфе состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары «Певец из Палермо». Сначала он выступал в хоре, но уже 18 декабря 1890 года спел небольшую сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька».

Дела антрепризы С.Я. Семенова-Самарского шли неважно, хотя почти каждый день труппа играла новый спектакль. Шаляпину пришлось однажды выступить в драматической роли - сыграть Держиморду в «Ревизоре». Вскоре артисты разъехались, и для Федора вновь начались голодные дни. В своих скитаниях он добрался до Тифлиса, города, ставшего для Шаляпина «чудодейственным». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Театр в Оренбурге

2.1.Театральная  жизнь в Оренбурге  в XIX столетии

Основанный в 1743 г., Оренбург к началу XIX в. стал «столицей степей», крупным торговым центром, меновым двором, через который проходил весь торг России с Средней Азией.

Население города было пестрым. Здесь жили русские, киргизы, башкиры, татары, казахи, французы и  итальянцы, остатки пленных 1812 года. Оренбург был богат хлебом, сырьем, дешевой рабочей силой, но беден культурой. Здесь не было ни театра, ни циркового балагана. Только в 30-х годах прошлого столетия В.И. Даль, знаменитый русский лексикограф, пытался создать в Оренбурге краеведческий музей.

К началу реформы 1861 г. разрыв в уровне промышленного развития России и передовых стран Запада оказался большим, а Крымская война 1853-1856 гг. показала промышленную отсталость России. «Поражение во время Крымской войны, - писал Энгельс, - показали необходимость быстрого промышленного развития для России».

Под влиянием интенсивной  колонизации в пореформенный  период происходят значительные изменения  в численности и социальной структуре  населения, в экономической и  духовной жизни Оренбургского края.

В Оренбурге, как  и в ряде других городов, возникли различные культурные учреждения, в  том числе и общество содействия народному образованию. Деятельное участие в работе общества принимали  Ал. Жемчужников, соавтор А.К. Толстого по созданию образа Козьмы Пруткова, поэт А. Плещеев, видный сотрудник пограничной комиссии, в доме которого прозвучал голос любителей русского театра.

Любительские  спектакли начались во второй половине 50-х годов. В своих трудах Оренбургская ученая комиссия отмечает, что вначале  любители играли в столовой дворянского  собрания и только «с постепенным  развитием дела перешли в зало, но занимали его лишь в те дни, когда  не бывало танцовальных вечеров».

Репертуар любителей  не выходил за рамки русского и  французского водевиля. Тем не менее, спектакли привлекали внимание не только тех, кто посещал дворянское собрание, но и более широких кругов населения. Однако ограниченность сценической  площадки сковывала любителей, лишала их возможности ставить классику.

В рукописном фонде  Государственного театрального музея  имени А. Бахрушина хранится любопытный документ. Видный провинциальный антрепренер Б.К. Соловьев в мае 1856 г. писал артисту Малого театра Прову Михайловичу Садовскому: «Добрый друг, Пров Михайлович, бог наказует еще за грехи мои меня, в Самаре проработал зиму даром, директор растратил деньги и бежал… Труппа у меня зело слабенькая - семь актеров и пять актрис, из коих вместе персон пять порядочных, а остальные так себе».

Не рискнув  без средств выехать со слабой труппой в какой-либо иной «театральный»  город, Б.К. Соловьев решил попытать счастья в Оренбурге, где в то время играли лишь местные любители.

Свое прощение «дозволить давать спектакли» в городе, а также выдать труппе на время 300 рублей серебром Соловьев направил в  канцелярию Оренбургского генерал-губернатора  еще летом 1855 года. Приезд актерам  был разрешен, но в денежной субсидии канцелярия отказала.

Так, на свой страх  и риск, Соловьев осенью 1856 года открыл первый в истории города театральный  сезон, ознаменовавший рождение в Оренбурге  профессионального театра.

Достоверность этой даты подтверждается еще одним  документом, который, кроме того, указывает  годы последующих антреприз. «Лучшие  труппы драматических артистов подвизались  на Оренбургской сцене без всяких субсидий от города, в то время, когда  театральное дело находилось в руках  опытных и солидных антреприз. Таковы антрепризы Соловьева, державшего два сезона с 1856-1858 гг., Глазенаппа-Берга с 1858-1860 гг. Иванова - с 1861-1862 г., Иванова-Бельского-с 1866-1867 г., Бельского - с 1867-1870 и дирекции, учрежденной генерал-губернатором - 1871-1872 гг., а также Рассказова (который, однако, получил субсидию). Во время этих антреприз городское общество на подмостках своего театра имело удовольствие видеть артистов, по справедливости пользовавшихся и пользующихся доныне вполне заслуженной известностью не только в провинции, но и на частных сценах обеих столиц», - пишет «Журнал Оренбургской городской думы» 17 февраля 1883 г.

Сведений о  репертуаре труппы Соловьева не сохранилось. Известно только, что в 1856 году им были поставлены водевили: «Двое за шестерых», «Отец, каких мало» и «Девятиженец».

Специального  театрального помещения в городе не было. Местные любители ставили  спектакли в зале Благородного Собрания, где, по свидетельству современников, имелись отлично выполненные  декорации. Однако городские власти передавать их приезжим труппам воздерживались, ибо не верили в возможность постоянного существования театра в Оренбурге.

Между тем Соловьев в первый же свой сезон так успешно  повел дело, что закончил его безубыточно  и остался в городе еще на год.

Работа последующих  антреприз (Глазенаппа-Берга, Иванова, Иванова-Бельского, Бельского) показала, сколь значительную роль стал играть в культурной жизни Оренбурга профессиональный театр.

Еще в 30-х годах  в городе был построен экзерцигауз - каменный манеж для занятий с рекрутами. Но так как занятия не проводились, возникла мысль - использовать манеж для организации спектаклей. После настойчивых требований общества помощи и содействия народному образованию, здание манежа было приспособлено под театр.

В 1863 году состоялось открытие первого театрального сезона любителей. Спектакли имели успех  и составляли главную статью дохода общества помощи нуждающимся школьникам.

В 1868 году театр  почти полностью реконструировали. Оренбургский губернатор генерал Крыжановский поручил местному подрядчику Алексееву изменить «конфигурацию здания», так как вход в ложи и партер шел прямо со двора. После капитального переоборудования зрительный зал отвечал всем требованиям профессионального театра: он стал длиннее, ему придали форму подковы, возвели третий ярус под «раек», т.е. галерею, улучшили освещение и акустику, отстроили и отеплили коридоры и фойе. Сцену углубили на три аршина, создали «карманы» для декораций, построили несколько актерских комнат, и театр только по внешнему виду напоминал манеж.

На реконструкцию  здания генерал-губернатор Крыжановский израсходовал 12,5 тысячи рублей из так называемого башкирского капитала (налогов, поступавших от башкир). Вслед за этим Крыжановский, один из любителей и «меценатов» театра, возбуждает перед Военным министерством и Министерством внутренних дел ходатайство о передаче театра городу:

«Оренбург, находясь на рубеже Европы и Азии, составляет пункт, куда съезжаются торговцы со всех среднеазиатских ханств, давно уже  нуждался в театре в видах усиления влияния на азиатцев русской цивилизации и для удовлетворения потребностям общественной жизни самого города, население которого превышает 35 тыс. душ… Находя средства города Оренбурга слишком достаточными для того, чтобы иметь театр, и сознавая настоятельную нужду в этом учреждении, здесь более чем во всяком другом губернском городе для удовлетворения потребностям быта массы азиатцев, живущих в Оренбурге круглый год, я имею честь покорнейше просить разрешения передать театр в ведение города».

Ходатайство Крыжановского было удовлетворено как Министерством внутренних дел, так и Военным, которое разрешило изъять из ведения казачьего войска здание манежа, уже ставшего зданием театра, и передать его городу.

К этому же времени  относится переписка между видным провинциальным антрепренером А.П. Бельским и канцелярией генерал-губернатора. Бельский обратился к генералу Крыжановскому с просьбой предоставить вновь отстроенный театр его труппе, «совершенно достаточной для удовлетворения вкуса самой взыскательной публики».

В своих письмах  Бельский особо подчеркивал, что  его «жена, будучи талантливой актрисой, обеспечит успех театральному сезону». В ответ управляющий канцелярией  генерал-губернатора Холодовский телеграфировал антрепренеру: «Одного таланта Бельской слишком недостаточно, необходимо увеличить число даровитых актеров».

14 января 1869 года  состоялось торжественное открытие  нового театра. В этот вечер  антреприза А.П. Бельского ставила комедию Тургенева «Холостяк» и популярный тогда водевиль «Колечко с бирюзой». Партер, ложи и раек переполнила празднично разряженная публика.

На занавесе художник написал картину «Въезд царя Михаила Федоровича в Москву». Рампа и зрительный зал ярко освещались керосиновыми лампами.

Богатые купцы - русские, татары, киргизы, - любившие щегольнуть щедрыми подношениями актерам, и  зажиточные мещане с достоинством разместились в креслах партера. Бедные чиновники, учащаяся молодежь и разночинная  интеллигенция заполнили галерею, выделив из своего скромного заработка  на столь торжественный случай 25 копеек.

Репертуар сезона составили 10 комедий («Холостяк», «Гражданский брак», «Зараза», «Нынешняя любовь», «Любовь и предрассудок», «Гувернер» и т.д.) и 17 водевилей.

Заслуживают внимание данные о ценах на места в первый год работы театра: ложи литерные стоили 6 руб., номерные - 4 руб., кресло первого  ряда - 2 руб., второго и третьего ряда - 1 руб. 50 коп., седьмого и восьмого - 75 коп., остальных рядов - 50 коп., галерея - 25 коп. В те годы на кирпичных заводах Оренбурга оплата составляла 10-12 копеек в день, так что покупка билетов даже на галерею большинству населения была не под силу.

Кто посещал  театр? Наиболее полную картину социального  состава зрительного зала дает «Оренбургский  листок» (10 февраля 1873 г.):

«Надо правду сказать, в Оренбурге держать театр  вещь мудреная. Прежде всего трудно потрафить на вкус публики, слишком разнородной. Чиновничество недостаточное по средствам своим и малочисленное любит заглянуть на драму или комедию, купеческие сынки захлебываются от буффонады и пьес каскадного свойства, купцы старого покроя считают за грех смотреть на то и другое, татары и мещане предпочитают фантастические представления с провалами в преисподнюю и т.д. Поди тут, угоди! И бедняга антрепренер мечется-мечется, собьет с толку артистов, наделает массу долгов, надоест всем и в конце концов потерпит сокрушительное фиаско».

В 1875 г. в Оренбурге начала играть труппа А. Рассказова. По этому поводу газета писала: «Театр ныне пуст не бывает, как случалось в прошлые годы… Средний класс общества: торговые люди, чиновники и ремесленники, которые не пользуются клубами и не устраивают балов, находят единственное общественное убежище в театре».

В 1876 г. железнодорожная магистраль связала Оренбург с Самарой и Сызранью. Это событие широко комментировалось в местной печати, ему придавали большое общественное значение, полагая, что железнодорожная связь с центральной Россией оживит торговлю, привлечет в Оренбург новые капиталы.

И действительно, Оренбург привлек немало представителей торгового и промышленного мира, заинтересовавшихся дешевым хлебом и не менее дешевой рабочей  силой. Если в центральной России большая часть рабочих получала 7-8 руб. в месяц, то в Оренбурге - 3 руб. В эти годы купечество стало  хозяином зрительного зала. А.Н. Островский в свое время писал: "…Представители этой купеческой аристократии, потеряв русский смысл, не нажили европейского ума; русское они презирают, а иностранного не понимают». И в Оренбурге купечество предъявляло свои требования к репертуару, и в первую очередь ополчилось против классики. Эти настроения купечества довольно верно отражает «Оренбургский листок» (12 декабря 1879 г.):

«Нашему театру не везет, его не посещают, хотя артисты  играют хорошо. Что это - недостаточная  развитость вкуса или наличие  серьезного репертуара. Злополучному нашему театру приходится вести нелегкую борьбу с трактирами, содержащими арфисток. Под аккомпанемент арфы «птички певчие» распевают любовные романсы и куплеты, вызывая восторг посетителей трактиров… Чтобы существовать, театр должен бросить серьезный репертуар и удариться во все фокусы современного адюльтера».

Другой, более  веской причиной слабой посещаемости театра явился застой в торговле. В  конце 80-х - начале 90-х годов Оренбург, как и вся Россия, переживал  экономический кризис.

«Плохие сборы  объясняются плохими временами  на рынке. В театр ходят изредка  по привычке или для отдыха при  свободном рубле. Но свободных рублей нынче что-то не видать. Все рубли  перепутались в торговле, с делами неожиданных несостоятельностей или  крахов и капиталистам не до театров. Такого скорбного театрального сезона еще не бывало здесь, тем более, что труппу винить ни в чем нельзя», - писал «Оренбургский листок» 22 января 1889 г.

Положение актера в провинциальном театре тех лет  было очень зависимым, порой унизительным. Газета «Оренбургский листок» осенью 1883 года с негодованием сообщала, например, о таком факте.

На одном из спектаклей «меценаты» - купцы преподнесли артисту Казанцеву неуклюжий венок из сомнительной зелени, «вроде петрушки с укропом», с голубой лентой, и к венку чьей-то «признательной» рукой прикреплено было еще украшение, состоящее из шести ассигнаций десятирублевого достоинства…» Зрители были возмущены позорящим город поступком разгулявшихся «покровителей» искусства. Казанцев на другой же день через газету внес 60 рублей в пользу нуждающихся школьников. В сезон 1893 г. произошел другой подобный случай, характеризующий провинциальные нравы и гражданское мужество передовых актеров. Известный актер П. Дьяконов публично отказался от дорогого подарка, собранного толстосумами с Менового двора. Об этом писали не только оренбургские газеты, но и столичный журнал «Артист» (№28, 1893. С. 181.):«В том-то вся и беда, - отмечал журнал, - в том-то и причина приниженности и беспомощности русского актера, что среди сценических деятелей в наше вообще беспринципное время днем с огнем надо искать людей, деятельность которых была бы основана на известных принципах, подразумевая под словом «известных» - понятие, приуроченное к поступкам, строго выдержанным в смысле требований нравственного чувства и долга».

2.2.Оренбургский театр на пороге нового времени

Оренбургский  театр одним из первых на периферии  обратился к творчеству М. Горького. Впервые горячее слово писателя прозвучало со сцены Оренбургского театра 15 октября 1902 года. В этот вечер была поставлена инсценировка «Фома Гордеев и Маякин».

Через месяц  последовал второй горьковский спектакль - «Мещане». Над пьесой работали тщательно. Режиссер и антрепренер А.М. Коралли-Торцов ездил специально в Московский Художественный театр смотреть этот спектакль. Актеры старались играть «просто», как играл МХТ. Но особенности стиля Художественного театра были восприняты режиссером и актерами чисто внешне. Спектакль не удался. Да и трудно было в то время провинциальным актерам добиться единого ансамбля, овладеть принципами работы крупнейшего столичного театра.

Несмотря на все трудности, в январе 1904 года была осуществлена постановка новой горьковской  пьесы «На дне». Билетов на спектакли  не хватало. В местной печати развернулась целая дискуссия о творчестве писателя. Мнение передовой части  зрителей было выражено в статье

П. Столпянского, опубликованной в «Оренбургском листке» 18 января 1904 г. Газета обращалась к Горькому: «Честь и привет тебе за то, что, изображая падение человека, изображая ужас жизни, ты показал, что жизнь может быть великолепна, что человек - это имя звучит гордо и что, что бы ни делалось, какою бы мрачной ни оказалась жизнь, все же горит огонь, все же раздаются звучные голоса, которые зовут на простор, которые увлекают за собою на подвиги.