Театр в Оренбурге
Введение
«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни», - писал В.Г. Белинский.
Если в русском
театре первой половины XIX века господствующим
направлением был сентиментализм, то
во второй половине столетия он начал
отражать глубокие социальные процессы,
которые происходили в стране,
обнажать многие темные стороны действительности.
Выдающиеся русские драматурги в
целом ряде пьес подводили зрителей
к мысли о необходимости
Крупнейшими театрами
страны в то время были московский
Малый (1824) и петербургский
Истории Южного Урала посвящено много научных трудов, выпущено много интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашего региона.
В работах «История Урала с древнейших времен до 1861 г.» и «История Урала в период капитализма» - всестороннее описание края: археология, природные ресурсы, экономика, политика, культура.
В «Истории Оренбуржья» можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее ценна эта книга тем, что значительные события и факты освящаются в ней в связи с деятельностью многих известных личностей.
Незнамов М. «Старейший русский театр на Урале». Используя архивные документы, выпуски местных газет прошлого столетия, автор подробно описывает историю возникновения Оренбургского театра, его взлеты и падения, многообразие репертуара, выступления знаменитых актеров, рождение своих «звезд».
В 1956 году Оренбургскому драматическому театру исполнилось 100 лет. Этой замечательной дате посвящен юбилейный сборник «Чкаловский областной драматический театр им. А.М. Горького. 100 лет.» Статья Е. Правдухиной «Театр в Оренбурге» рассказывает о нелегком, но славном пути театра, о его прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его подмостках.
Нашей работе во
многом помогли мемуары знаменитых
актеров (Велизарий М.И., Юрьев Ю. М) и рассказы
о них (О Ф.И. Шаляпине, П.А. Стрепетовой,
К.С. Станиславском). Для уточнения деталей
очень полезны были справочники и энциклопедии.
I.Театры Южного Урала
1.1.Зарождение и развитие театрального искусства на Урале
Уже в XVIII в. в городах и на заводах Урала прочно прижились театрализованные представления - народные драмы. Наиболее популярными из них были «Шайка разбойников» и «Царь Максимилиан».
В начале XIX в. появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов - Строгановых, Всеволжских и др. В качестве организаторов этих театров, носивших любительский характер, выступали представители крепостной интеллигенции, получившие образование в столице и познакомившиеся там с театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполнялись мужчинами.
В 1807 г. крепостные служащие Очерского завода организовали драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть «комедийным сараем». В этом театре ставили пьесу Капниста «Ябеда», оперу Верстовского «Аскольдова могила», оперу Матинского «Гостиный двор». В 20-х годах XIX в. существовал театр в административном центре строгановской вотчины в с. Ильинском.
В 1850 г. по инициативе крепостного художника А.И. Мельникова, впоследствии известного оперного певца, был организован театр в Усолье. Театральные труппы выезжали на гастроли и в губернский город.
Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П.А. Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского «Аскольдова могила», Беллини «Невеста-лунатик» («Сомнабула»), бессмертной комедией Гоголя «Ревизор». Но большую часть репертуара по традиции того времени составляли мелодрамы, водевили и комедии часто весьма невысокого качества. Соколов расширил свою деятельность, перенеся ее на другие уральские города - Пермь и Ирбит.
В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый театр на 800 мест открыла та же труппа Соколова. В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми.
В Оренбурге профессиональные артисты впервые выступили в 1856 году (труппа провинциального антрепренера Б.И. Соловьева).
После отмены крепостного
права в России быстро развивается
провинциальный театр, у которого в
это время появляется новый, демократический
зритель. Но Урал по-прежнему продолжала
обслуживать в основном одна театральная
труппа, включавшая в орбиту своей
деятельности Пермь, Екатеринбург, Ирбит.
В репертуаре театра были пьесы Шекспира,
Островского, Сухово-Кобылина, однако
подавляющую часть его
Город Пермь имел лишь небольшое деревянное здание театра. Было решено построить новый, каменный театр, на постройку его объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили. Оно было в то время одним из лучших театральных зданий.
В качестве антрепренера
в Пермский театр пригласили выдающегося
деятеля русской провинциальной
сцены Петра Михайловича
Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для уральского зрителя, так как показал ему образцы настоящего театрального искусства. В следующем, 1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий профессиональный оперный коллектив, с которым гастролировал по городам края.
К середине 90-х годов Пермь и Екатеринбург превращаются в крупные периферийные театральные центры. С 1895 г. Пермь становится первым провинциальным городом, отказавшимся от частной антрепризы (театр содержался за счет городской думы).
В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был выстроен новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы, в том числе Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний Шаляпин.
В Оренбурге
систематически выступали профессиональные
драматические и оперные
В 80-х и начале 90-х годов и в других уральских городах - Челябинске, Кургане, Троицке - появляются театральные труппы (как правило, небольшие и далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и драматическими спектаклями.
Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских артистов. Во второй половине XIX в. здесь побывали Д.М. Леонова, В.Н. Андреев-Бурлак, М.Т. Иванов-Козельский, К.А. Варламов, Г.Н. Федотова, П.А. Стрепетова, А.П. Ленский.
Кроме профессионального
театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе
и других городах устраивались оперные
и драматические постановки силами
любителей. Доступ в театр и на
постановки привилегированных любительских
кружков имели в основном «верхи»
или, в лучшем случае, представители
средних слоев. Между тем передовая
часть уральских рабочих жадно тянулась
к театру. В этом отношении большой интерес
представляют самодеятельные заводские
театры, которые во второй половине века
существовали во многих пунктах края,
причем наряду с возникшими еще до реформы
появляется много новых (в Нижнем Тагиле,
Березниках, Юго-Камске, Благовещенском
заводе и в др. местах). Эти театры, отличавшиеся
большой демократичностью, пользовались
успехом не только у интеллигенции, но
и у рабочего зрителя.
1.2.Начало артистической карьеры Ф.И.Шаляпина в Уфе
Имя великого певца Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории русской музыкальной культуры. Целиком обязанный ей своими художественными достижениями, Шаляпин создал себе и русскому оперному театру небывалую славу далеко за пределами Родины.
Искусство Шаляпина
теснейшим образом связано с
традициями всего передового русского
театра. Оно стоит в одном ряду
с творчеством корифеев русской
драматической сцены, вознесшим
на недосягаемые высоты сценическое
искусство нашей страны. Именно поэтому
создатель Московского
Уфа - город примечательный в жизни Шаляпина. Здесь началась его артистическая карьера. В 1890 г. семья Шаляпиных испытывала большие материальные трудности: отец потерял службу, семья решила покинуть Казань и на пароходе отправилась в Астрахань, надеясь, что на новом месте судьба будет к ней благосклоннее. Однако надежды не оправдывались. В конце концов родители отпустили Федора попытать счастья, и он отправился обратно в Казань.
Ни на что не надеясь, Шаляпин пошел наниматься в хор опереточной группы С.Я. Семенова-Самарского и неожиданно получил аванс - 6 рублей и билет второго класса до Уфы, куда в ближайшее время должна была отправиться труппа. «Был сентябрь. Холодно и пасмурно. Уменя, кроме пиджака, ничего не было… Чувствовал я себя превосходно: первый раз в жизни ехал во втором классе, и куда ехал! Служить великому искусству, черт возьми!»
Федор волновался, оставят ли его в труппе, так как в Казани, нанимаясь на работу соврал, что знает много партий в операх и опереттах. На пробе голосов хормейстер обратил внимание на Шаляпина, сказав: «Нет, этого мальчика надо оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный…»
Федора полюбили в труппе; он был готов выполнять любую работу и все делал с огромным воодушевлением - чистил лампы, подметал сцену, помогал устанавливать декорации.
Поселился молодой певец в Уфе «у прачки, в маленькой грязной подвальной комнате, окно которой выходило прямо на тротуар… На мои 20 рублей жалованья в месяц это была жизнь достаточно роскошная».
Дебют Шаляпина в Уфе состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары «Певец из Палермо». Сначала он выступал в хоре, но уже 18 декабря 1890 года спел небольшую сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька».
Дела антрепризы
С.Я. Семенова-Самарского шли неважно, хотя
почти каждый день труппа играла новый
спектакль. Шаляпину пришлось однажды
выступить в драматической роли - сыграть
Держиморду в «Ревизоре». Вскоре артисты
разъехались, и для Федора вновь начались
голодные дни. В своих скитаниях он добрался
до Тифлиса, города, ставшего для Шаляпина
«чудодейственным».
II.Театр в Оренбурге
2.1.Театральная жизнь в Оренбурге в XIX столетии
Основанный в 1743 г., Оренбург к началу XIX в. стал «столицей степей», крупным торговым центром, меновым двором, через который проходил весь торг России с Средней Азией.
Население города было пестрым. Здесь жили русские, киргизы, башкиры, татары, казахи, французы и итальянцы, остатки пленных 1812 года. Оренбург был богат хлебом, сырьем, дешевой рабочей силой, но беден культурой. Здесь не было ни театра, ни циркового балагана. Только в 30-х годах прошлого столетия В.И. Даль, знаменитый русский лексикограф, пытался создать в Оренбурге краеведческий музей.
К началу реформы 1861 г. разрыв в уровне промышленного развития России и передовых стран Запада оказался большим, а Крымская война 1853-1856 гг. показала промышленную отсталость России. «Поражение во время Крымской войны, - писал Энгельс, - показали необходимость быстрого промышленного развития для России».
Под влиянием интенсивной колонизации в пореформенный период происходят значительные изменения в численности и социальной структуре населения, в экономической и духовной жизни Оренбургского края.
В Оренбурге, как и в ряде других городов, возникли различные культурные учреждения, в том числе и общество содействия народному образованию. Деятельное участие в работе общества принимали Ал. Жемчужников, соавтор А.К. Толстого по созданию образа Козьмы Пруткова, поэт А. Плещеев, видный сотрудник пограничной комиссии, в доме которого прозвучал голос любителей русского театра.
Любительские спектакли начались во второй половине 50-х годов. В своих трудах Оренбургская ученая комиссия отмечает, что вначале любители играли в столовой дворянского собрания и только «с постепенным развитием дела перешли в зало, но занимали его лишь в те дни, когда не бывало танцовальных вечеров».
Репертуар любителей не выходил за рамки русского и французского водевиля. Тем не менее, спектакли привлекали внимание не только тех, кто посещал дворянское собрание, но и более широких кругов населения. Однако ограниченность сценической площадки сковывала любителей, лишала их возможности ставить классику.
В рукописном фонде Государственного театрального музея имени А. Бахрушина хранится любопытный документ. Видный провинциальный антрепренер Б.К. Соловьев в мае 1856 г. писал артисту Малого театра Прову Михайловичу Садовскому: «Добрый друг, Пров Михайлович, бог наказует еще за грехи мои меня, в Самаре проработал зиму даром, директор растратил деньги и бежал… Труппа у меня зело слабенькая - семь актеров и пять актрис, из коих вместе персон пять порядочных, а остальные так себе».
Не рискнув без средств выехать со слабой труппой в какой-либо иной «театральный» город, Б.К. Соловьев решил попытать счастья в Оренбурге, где в то время играли лишь местные любители.
Свое прощение
«дозволить давать спектакли» в городе,
а также выдать труппе на время 300
рублей серебром Соловьев направил в
канцелярию Оренбургского генерал-
Так, на свой страх и риск, Соловьев осенью 1856 года открыл первый в истории города театральный сезон, ознаменовавший рождение в Оренбурге профессионального театра.
Достоверность этой даты подтверждается еще одним документом, который, кроме того, указывает годы последующих антреприз. «Лучшие труппы драматических артистов подвизались на Оренбургской сцене без всяких субсидий от города, в то время, когда театральное дело находилось в руках опытных и солидных антреприз. Таковы антрепризы Соловьева, державшего два сезона с 1856-1858 гг., Глазенаппа-Берга с 1858-1860 гг. Иванова - с 1861-1862 г., Иванова-Бельского-с 1866-1867 г., Бельского - с 1867-1870 и дирекции, учрежденной генерал-губернатором - 1871-1872 гг., а также Рассказова (который, однако, получил субсидию). Во время этих антреприз городское общество на подмостках своего театра имело удовольствие видеть артистов, по справедливости пользовавшихся и пользующихся доныне вполне заслуженной известностью не только в провинции, но и на частных сценах обеих столиц», - пишет «Журнал Оренбургской городской думы» 17 февраля 1883 г.
Сведений о репертуаре труппы Соловьева не сохранилось. Известно только, что в 1856 году им были поставлены водевили: «Двое за шестерых», «Отец, каких мало» и «Девятиженец».
Специального театрального помещения в городе не было. Местные любители ставили спектакли в зале Благородного Собрания, где, по свидетельству современников, имелись отлично выполненные декорации. Однако городские власти передавать их приезжим труппам воздерживались, ибо не верили в возможность постоянного существования театра в Оренбурге.
Между тем Соловьев в первый же свой сезон так успешно повел дело, что закончил его безубыточно и остался в городе еще на год.
Работа последующих антреприз (Глазенаппа-Берга, Иванова, Иванова-Бельского, Бельского) показала, сколь значительную роль стал играть в культурной жизни Оренбурга профессиональный театр.
Еще в 30-х годах в городе был построен экзерцигауз - каменный манеж для занятий с рекрутами. Но так как занятия не проводились, возникла мысль - использовать манеж для организации спектаклей. После настойчивых требований общества помощи и содействия народному образованию, здание манежа было приспособлено под театр.
В 1863 году состоялось открытие первого театрального сезона любителей. Спектакли имели успех и составляли главную статью дохода общества помощи нуждающимся школьникам.
В 1868 году театр
почти полностью
На реконструкцию здания генерал-губернатор Крыжановский израсходовал 12,5 тысячи рублей из так называемого башкирского капитала (налогов, поступавших от башкир). Вслед за этим Крыжановский, один из любителей и «меценатов» театра, возбуждает перед Военным министерством и Министерством внутренних дел ходатайство о передаче театра городу:
«Оренбург, находясь на рубеже Европы и Азии, составляет пункт, куда съезжаются торговцы со всех среднеазиатских ханств, давно уже нуждался в театре в видах усиления влияния на азиатцев русской цивилизации и для удовлетворения потребностям общественной жизни самого города, население которого превышает 35 тыс. душ… Находя средства города Оренбурга слишком достаточными для того, чтобы иметь театр, и сознавая настоятельную нужду в этом учреждении, здесь более чем во всяком другом губернском городе для удовлетворения потребностям быта массы азиатцев, живущих в Оренбурге круглый год, я имею честь покорнейше просить разрешения передать театр в ведение города».
Ходатайство Крыжановского было удовлетворено как Министерством внутренних дел, так и Военным, которое разрешило изъять из ведения казачьего войска здание манежа, уже ставшего зданием театра, и передать его городу.
К этому же времени
относится переписка между
В своих письмах
Бельский особо подчеркивал, что
его «жена, будучи талантливой актрисой,
обеспечит успех театральному сезону».
В ответ управляющий
14 января 1869 года
состоялось торжественное
На занавесе художник написал картину «Въезд царя Михаила Федоровича в Москву». Рампа и зрительный зал ярко освещались керосиновыми лампами.
Богатые купцы -
русские, татары, киргизы, - любившие щегольнуть
щедрыми подношениями актерам, и
зажиточные мещане с достоинством разместились
в креслах партера. Бедные чиновники,
учащаяся молодежь и разночинная
интеллигенция заполнили
Репертуар сезона составили 10 комедий («Холостяк», «Гражданский брак», «Зараза», «Нынешняя любовь», «Любовь и предрассудок», «Гувернер» и т.д.) и 17 водевилей.
Заслуживают внимание данные о ценах на места в первый год работы театра: ложи литерные стоили 6 руб., номерные - 4 руб., кресло первого ряда - 2 руб., второго и третьего ряда - 1 руб. 50 коп., седьмого и восьмого - 75 коп., остальных рядов - 50 коп., галерея - 25 коп. В те годы на кирпичных заводах Оренбурга оплата составляла 10-12 копеек в день, так что покупка билетов даже на галерею большинству населения была не под силу.
Кто посещал театр? Наиболее полную картину социального состава зрительного зала дает «Оренбургский листок» (10 февраля 1873 г.):
«Надо правду сказать, в Оренбурге держать театр вещь мудреная. Прежде всего трудно потрафить на вкус публики, слишком разнородной. Чиновничество недостаточное по средствам своим и малочисленное любит заглянуть на драму или комедию, купеческие сынки захлебываются от буффонады и пьес каскадного свойства, купцы старого покроя считают за грех смотреть на то и другое, татары и мещане предпочитают фантастические представления с провалами в преисподнюю и т.д. Поди тут, угоди! И бедняга антрепренер мечется-мечется, собьет с толку артистов, наделает массу долгов, надоест всем и в конце концов потерпит сокрушительное фиаско».
В 1875 г. в Оренбурге начала играть труппа А. Рассказова. По этому поводу газета писала: «Театр ныне пуст не бывает, как случалось в прошлые годы… Средний класс общества: торговые люди, чиновники и ремесленники, которые не пользуются клубами и не устраивают балов, находят единственное общественное убежище в театре».
В 1876 г. железнодорожная магистраль связала Оренбург с Самарой и Сызранью. Это событие широко комментировалось в местной печати, ему придавали большое общественное значение, полагая, что железнодорожная связь с центральной Россией оживит торговлю, привлечет в Оренбург новые капиталы.
И действительно,
Оренбург привлек немало представителей
торгового и промышленного
«Нашему театру не везет, его не посещают, хотя артисты играют хорошо. Что это - недостаточная развитость вкуса или наличие серьезного репертуара. Злополучному нашему театру приходится вести нелегкую борьбу с трактирами, содержащими арфисток. Под аккомпанемент арфы «птички певчие» распевают любовные романсы и куплеты, вызывая восторг посетителей трактиров… Чтобы существовать, театр должен бросить серьезный репертуар и удариться во все фокусы современного адюльтера».
Другой, более веской причиной слабой посещаемости театра явился застой в торговле. В конце 80-х - начале 90-х годов Оренбург, как и вся Россия, переживал экономический кризис.
«Плохие сборы объясняются плохими временами на рынке. В театр ходят изредка по привычке или для отдыха при свободном рубле. Но свободных рублей нынче что-то не видать. Все рубли перепутались в торговле, с делами неожиданных несостоятельностей или крахов и капиталистам не до театров. Такого скорбного театрального сезона еще не бывало здесь, тем более, что труппу винить ни в чем нельзя», - писал «Оренбургский листок» 22 января 1889 г.
Положение актера в провинциальном театре тех лет было очень зависимым, порой унизительным. Газета «Оренбургский листок» осенью 1883 года с негодованием сообщала, например, о таком факте.
На одном из спектаклей «меценаты» - купцы преподнесли артисту Казанцеву неуклюжий венок из сомнительной зелени, «вроде петрушки с укропом», с голубой лентой, и к венку чьей-то «признательной» рукой прикреплено было еще украшение, состоящее из шести ассигнаций десятирублевого достоинства…» Зрители были возмущены позорящим город поступком разгулявшихся «покровителей» искусства. Казанцев на другой же день через газету внес 60 рублей в пользу нуждающихся школьников. В сезон 1893 г. произошел другой подобный случай, характеризующий провинциальные нравы и гражданское мужество передовых актеров. Известный актер П. Дьяконов публично отказался от дорогого подарка, собранного толстосумами с Менового двора. Об этом писали не только оренбургские газеты, но и столичный журнал «Артист» (№28, 1893. С. 181.):«В том-то вся и беда, - отмечал журнал, - в том-то и причина приниженности и беспомощности русского актера, что среди сценических деятелей в наше вообще беспринципное время днем с огнем надо искать людей, деятельность которых была бы основана на известных принципах, подразумевая под словом «известных» - понятие, приуроченное к поступкам, строго выдержанным в смысле требований нравственного чувства и долга».
2.2.Оренбургский театр на пороге нового времени
Оренбургский театр одним из первых на периферии обратился к творчеству М. Горького. Впервые горячее слово писателя прозвучало со сцены Оренбургского театра 15 октября 1902 года. В этот вечер была поставлена инсценировка «Фома Гордеев и Маякин».
Через месяц
последовал второй горьковский спектакль
- «Мещане». Над пьесой работали тщательно.
Режиссер и антрепренер А.М. Коралли-
Несмотря на все трудности, в январе 1904 года была осуществлена постановка новой горьковской пьесы «На дне». Билетов на спектакли не хватало. В местной печати развернулась целая дискуссия о творчестве писателя. Мнение передовой части зрителей было выражено в статье
П. Столпянского, опубликованной в «Оренбургском листке» 18 января 1904 г. Газета обращалась к Горькому: «Честь и привет тебе за то, что, изображая падение человека, изображая ужас жизни, ты показал, что жизнь может быть великолепна, что человек - это имя звучит гордо и что, что бы ни делалось, какою бы мрачной ни оказалась жизнь, все же горит огонь, все же раздаются звучные голоса, которые зовут на простор, которые увлекают за собою на подвиги.