Театр в первое послевоенное десятилетие

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

Пермский Государственный  Институт Искусства и Культуры

 

 

 

 

Реферат на тему: 

 
«Театр в первое послевоенное десятилетие»

                                          

                                           Выполнила: студентка 1 курса

                                                                 факультета культурологи

                                                                               кафедра социально-культурной 

                                                                               деятельности   

                                                    группы МК-11/1б

                                                      Огаркова Эльвира

                                        Проверил

                                                                старший преподаватель:

                                             Фокина Н.Н.

 

Пермь - 2011

Содержание.

Введение…………………………………………………………… ……3

Глава I. Выбор репертуара……………………………………………....4

  1. МХАТ……………………………………………………………...6
  2. Малый театр……………………………………………………….7
  3. Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина ……8
  4. Судьба театров…………………………………………………….-

Глава II. Возвращение к лучшим классическим произведениям

М. Горького………………………….…………………………………....11

Глава III. Оживление в области искусства....…………………………....12

Заключение………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Ранним утром 9 мая 1945 был  подписан акт о безоговорочной капитуляции  вооруженных  сил гитлеровской Германии «на суше, на море и в воздухе».  Замолчали орудия, гремевшие на протяжении четырех лет. Советские люди праздновали  Победу. На Красной площади в Москве до глубокой ночи бурлила счастливая толпа. Ликовала вся страна, ликовал народ, отстоявший свободу и независимость Родины.

Однако победа не означала, что можно перевести дух. Многие города лежали в развалинах; многие села и деревни были выжжены дотла; многие фабрики, заводы, коммуникации разрушены. Война унесла миллионы жизней, и стране не хватало рабочих рук. Стремясь в кратчайшие сроки достигнуть довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, партия руководила восстановительными работами небывалого масштаба.

В городах, особенно сильно пострадавших за годы войны, заново отстраивались  школы, студенческие аудитории и  общежития, концертные залы, картинные  галереи. В Москве возводили новое  здание Театра им. Вахтангова взамен старого, разбитого прямым попаданием фугасной бомбы. Строились новые театры в Сталинграде, Воронеже, Смоленске, Калинине. Правительство не жалело денег на восстановление очагов культуры. Новые театральные здания по своим размерам и по технической оснащенности были значительно лучше прежних, разрушенных или сожженных.

Помочь советским людям  в их славных делах, вдохновить на новые трудовые подвиги – такая  задача встала перед театральным  искусством.

 

  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Выбор репертуара.

Нелегко было сразу перейти  с военных на мирные рельсы, сохранив прежнее напряжение и требовательность в творческой работе. Некоторые театральные  деятели считали, что военная  тема, серьезные пьесы надоели  зрителям, что им надо показывать главным  образом легкие, развлекательные  спектакли.

В театральном искусстве  тех лет на первый план выдвинулась  проблема репертуара. На эту проблему и обратил внимание Центральный  Комитет партии в постановлении  «О репертуаре драматических театров  и мерах по их улучшению», принятом 26 августа 1946 года. ЦК ВКП(б) поставил перед  драматургами и работниками театров  задачу решать коренные вопросы современности, «создать яркие, полноценные в художественном отношении произведения о жизни  советского общества, о советском  человеке…Наши драматурги и режиссеры призваны активно участвовать в деле воспитания советских людей, отвечать на их высокие культурные запросы, воспитывать советскую молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые трудности. Вместе с тем советский театр призван показывать, что эти качества свойственны не отдельным, избранным людям, героям, но многим миллионам советских людей»,- А.В. Луначарский.

Одной из ведущих тем послевоенной драматургии и театра продолжает оставаться тема героической борьбы нашего народа с фашистскими захватчиками. Это было закономерно, ибо в годы войны особенно ярко проявились лучшие качества советских людей.

Широкую популярность приобретает  пьеса Б.Ф. Чирскова «Победители», в  которой чувствуется определенная перекличка с «Фронтом» А.Е. Корнейчука. Чирсков показывает советских военачальников на новом этапе, уже овладевших сложным искусством ведения современной войны. Не называя прямо, автор изображает Сталинградскую битву. В ней побеждает трезвый расчет и смелый риск генералов, доблесть и воля к победе солдат и офицеров. По мастерству обрисовки характеров, драматичному развитию действия «Победители» - одна из лучших послевоенных пьес. Хотя она не избежала влияния культа личности.

В спектакле Московского  Художественного театра « Победители»(1947) возникали сложные и интересные образы руководителей и участников грандиозного сражения, решавшего судьбы не только одного большого города, но, может быть, и всей страны. Большой человеческой теплотой и целеустремленностью был проникнут образ генерала Муравьева, созданный Н.И. Боголюбовым. Мягко и просто сыграл старого, но отлично знающего свое дело генерала Пантелеева В. В. Готовцев. Точный и четкий по рисунку образ лейтенанта Федорова – И.М. Кудрявцева, подтянутого, с горящими глазами на исхудавшем сероватом лице, как бы олицетворял героические черты бесстрашных защитников города.

Ленинградский театр драмы  имени Пушкина, избегая в отличие  от МХАТа бытовой детализации, пошел  по линии создания романтически приподнятого, эпического спектакля «Победители»(1946г., режиссеры В.П. Кожич, А.Н. Даусон).

С успехом прошли «Победители» в Азербайджанском театре имени  А. Азизбекова и Грузинском театре имени  Ш. Руставели, Казахском академическом театре драмы и Украинском театре имени И. Франко, в театрах Таджикистана, в Челябинске, Тамбове, Омске и других городах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МХАТ.

Если в годы войны спектакли  почти сплошь шли на аншлагах, то во второй половине 40-х годов актеры часто играли при незаполненных, полупустых залах.

Театры теряли зрителей не только потому, что они нередко  ставили посредственные пьесы, но и  потому, что их творческий почерк постепенно утрачивал прежнее своеобразие. Призывы к «равнению на МХАТ»  раздавались и до войны, а в  послевоенные годы подражание МХАТу  стало почти повсеместным явлением. Между тем еще за год до смерти Немирович-Данченко с нескрываемой тревогой писал: «МХАТ подходит вплотную к тому тупику, в какой естественным, историческим путем попадает всякое художественное учреждение, когда его искусство окрепло и завоевало всеобщее признание, но когда оно уже не только не перемалывает свои недостатки, но еще укрепляет их, а кое-где даже обращает их в «священные традиции». И замыкается в себе и живет инерцией».

В 40-е годы коллектив театра понес тяжелые потери. Ушли из жизни  актеры Б.Г. Добронравов, В.И. Качалов, И.М. Москвин, М.М. Тарханов, Н.П. Хмелев, художники-декораторы П.В.Вильямс и В.В Дмитриев. Театр  с 1946 года возглавлял М.Н Кедров. Вслед  за Кедровым принялись режиссировать  и другие авторитетные актеры (Б.Н. Ливанов, В.А Орлов, В. Я. Станицын,   В. О.Топорков. М. М. Яншин),хотя не все владели режиссерским мастерством. Имена Станиславского и Немировича-Данченко произносились в стенах МХАТа с прежним почтением, но спектакли театра не всегда соответствовали требованиям его основателей. «Большинство поставленных в МХАТе с середины 40-х и до середины 50-х годов произведений советских драматургов не выдерживали испытания временем и вскоре сходили со сцены, - писал А.В. Солодовников. – Художественный театр оказался в труднейшем положении. Возникло разительное противоречие между официальными премиями, которые МХАТ получал почти ежегодно, и отношением к театру зрителей. Посещаемость спектаклей неуклонно падала».

 

 

 

 

Малый театр.

В это время Малый театр  под руководством К. А. Зубова работал  активнее. Здесь чаще ставились новые  советские пьесы, а классический репертуар выглядел и богаче, и  интереснее, чем в МХАТе. И прежде, в 20-еи 30-е годы, в Малом театре нередко появлялись постановки, отмеченные печатью твердой режиссерской воли. Но все же только при Зубове ориентация по компасу режиссуры стала законом  повседневной жизни коллектива, обязательным для всех, в том числе и для прославленных корифеев труппы. В значительной мере этот сдвиг осуществили режиссеры мхатовской школы А.Д. Дикий и Л.А. Волков, однако и сам Зубов настойчиво добивался ансамблевости игры. Актерские таланты Е.Н. Гоголевой, Д.В. Зеркаловой, В.О. Массалитиновой, В.Н. Парашенной, В.Н. Рыжовой, Е.Д. Турчаниновой, Е.М. Шатровой, А.А. Яблочкиной, Н.А. Анненкова, В.А. Владиславского, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, И.А. Любезнова, Н.И.Рыжова, Н.А. Светловидова, М.И. Царева раскрывались в спектаклях Малого театра во всей их силе. Была в труппе и многообещающая молодежь, в 40-е годы уже заявившая о себе: К.Ф. Роек, Е.М. Солодова, О.М. Хорькова, В.И. Коршунов, Е.С. Матвеев, Н.В Подгорный.

Тем не менее и здесь  не все было благополучно. Классика ставилась «хрестоматийно», согласно привычным канонам, и редкие исключения из этого правила (например, острая и смелая интерпретация «Мещан» М. Горького А. Д.Диким) лишь подтверждали его незыблемость. Романтические традиции, которые в конце 30-х годов наметились в спектаклях «Отелло» и «Уриэль Акоста», в 40-е годы в творчестве старейшего русского театра почти не ощущались.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ленинградский академический  театр драмы им. Пушкина.

Несколько иное положение  сложилось в Ленинградском  академическом  театре драмы им. Пушкина, которым  руководил режиссер Л. С. Вивьен. Тон здесь задавали крупные актеры, начавшие свой путь в конце 20-х – начале 30х-годов: А.Ф. Борисов, В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, К.В. Скоробогатов, Ю.В.Толубеев, Б.А. Фрейндлих, Н.К. Черкасов. При всем различии дарований каждый из них умел придавать сценическим образам крупный человеческий масштаб. Участие этих актеров делало спектакли Ленинградского театра им. Пушкина притягательными для зрителей. Но нередко, писала ленинградский театровед Р.М. Беньяш, «театр был вынужден идти на компромисс», принимая к постановке пьесы, где «видимая значительность изображаемых событий отнюдь не сопровождалась глубиной их анализа».

Судьба  театров.

Творческие коллективы, еще недавно обладавшие бесспорной самобытностью, (Театр им. Евг. Вахтангова во главе с Р.Н. Симоновым, Театр им. Моссовета во главе с Ю.А. Завадским, Театр им. Ленинского комсомола во главе с И.Н. Бересневым, Ленинградский Большой драматический театр во главе с Н. С. Рашевской), во второй половине 40-х годов явно поблекли. Когда многие театры ставили одну и ту же пьесу, особенно бросалось в глаза однообразие решений. Казалось бы, режиссеры, силой обстоятельств вовлеченные в творческое соревнование, должны были продемонстрировать максимум выдумки, изобретательности, фантазии. На деле же их спектакли мало отличались один от другого.

Потере рядом театров  их творческой индивидуальности способствовали случаи неоправданного администрирования. В 1949 г. режиссер А. Я. Таиров был отстранен от руководства Камерным театром. С уходом Таирова и актрисы А.Г. Коонен история созданного им коллектива оборвалась. В том же 1949г. Н.П. Акимов был смещен с должности художественного руководителя Ленинградского тетра Комедии. Театр утратил творческое своеобразие, жизнь его тянулась вяло до той поры, пока Акимов не возвратился сюда в 1955году в прежнем качестве главного режиссера.

Многие национальные театры создавали свои оригинальные спектакли  о  героях Великой Отечественной  войны. В Киевском театре им.И. Франко и в Харьковском театре им. Т Шевченко была поставлена драма Любомира Дмитерко «Генерал Ватутин», Узбекский театр им. Хамзы показал пьесу Камиля Яшена « Генерал Рахимов», Грузинский театр им. Ш. Руставели –драму И. Мосашвили « Начальник станции». Далеко за пределами Белоруссии стала известна пьеса А. И. Мовзона о бесстрашном белорусском партизане – Константин Заслонов. В 1947 году она появилась на сцене Театра им. Я. Купалы (режиссер К.Н. Санников).

Тема войны решается в  эти годы театрами художественно  значительно многообразнее, чем  в военную пору. Н.П. Охлопков, который  так долго стремился к созданию подлинного героико-романтического спектакля, находит, наконец, опору в романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия». Стремителен  и энергичен темп спектакля. Обобщенная монументальная форма спектакля  наполняется живым теплом, взволнованной  мыслью, воздействует на сердце и разум. Постановка «Молодой гвардии» Охлопковым была принята и признана всеми  как большая творческая победа не просто одного режиссера, а целого художественного  направления.

Традиции романтически возвышенного искусства развивает и художественный театр Латвийской ССР свой постановкой  сказочной пьесы Яниса Райниса  «Огонь и ночь»(1947).

Иное стилевое направление  представляют спектакли Театра им. Ермоловой, который возглавлял в  эти годы А. М. Лобанов. В январе 1945 года ермоловцы ставят пьесу Л.А. Малюгина «Старые друзья». В этой пьесе нет захватывающего сюжета, острого конфликта, эффектных положений. Лобанов сумел передать на сцене  тонкую, лирическую атмосферу «Старых  друзей», раскрыть поэтичность и  юмор пьесы. Своей искренностью и  задушевностью пьеса Малюгина полюбилась зрителям всех возрастов и обошла сцены большинства театров страны.

Поэтические, лирические наполненные  раздумьями о жизни современников спектакли Театра им. Ермоловой – «Счастье» П.В. Павленко, «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры, «Далеко от Сталинграда» А.А. Сурова – выдвинули этот коллектив в авангард советского сценического искусства.

Вдумчивым, ищущим режиссером проявляет себя Г.А. Товстоногов. В 1951 году он ставит в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола спектакль  о Юлиусе Фучике - «Дорогой бессмертия». Этот спектакль воспринимался как  взволнованная драматичная исповедь замечательного чешского патриота, борца  за счастье народа.

Едва ли не все театры страны обращаются к пьесе К.М.Симонова «русский вопрос», в которой боевая злободневность и острая публицистичность неотделимы от художественной выпуклости и яркости. Эта пьеса - взволнованный  рассказ об американском журналисте Гарри Смите, который хочет, но не может сказать правду о Советской стране и миролюбии ее народа. Ему затыкает рот газетный магнат Макферсон, вокруг него сжимается кольцо безработицы, нищеты. У него отбирают дом, от него уходит жена. Но Смит не сломлен, он решает до конца бороться за правду.

Интересные и разные образы Гарри Смита представали перед  зрителями. Черты писателя бойца  подчеркивал в своем герое  М.Ф. Астангов (Театр им. Евг. Вахтангова), умным и ироничным был Смит Р.Я. Плятта (Театр им. Моссовета), публицистический пафос Смита, его протест акцентировал М.И Царев (Малый театр), в свойственной ему мягкой манере играл эту роль А. А. Палевин( Театр им. Ленинского комсомола).

Среди интересных спектаклей тех лет можно назвать постановки «Степь широкая» Н.Г. Винникова на сцене Центрального театра Советской Армии, «Жизнь в цвету» А.П. Довженко в Ленинградском театре драмы им. Пушкина, «В одном городе» А.В. Софронова в Театре им. Моссовета, «Глина и фарфор» А. Григулиса в Латышском академическом театре драмы, «Поют жаворонки» К.К. Крапивы в Белорусском театре им. Я. Купалы, «Утро Востока» Э. Мамедханлы в Азербайджанском театре им. Азизбекова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Возвращение к  лучшим классическим произведениям  М. Горького.

Очень важное значение для  углубления и развития реализма в  сценическом искусстве тех лет  имело обращение театров к  драматургии  Горького, к лучшим классическим произведениям.

В послевоенные годы советский  театр поднимается на новую степень  в освоении горьковского наследия. Театры стремятся расширить круг произведений Горького, идущих на сцене. Ярославский театр им. Ф. Волкова  в 1953 г. первым поставил незавершенную  пьесу Горького «Сомов и другие». Вслед за тем ее ставит Театр им. Моссовета.  Другую неоконченную горьковскую пьесу – «Яков Богомолов»- показали Новосибирский театр «Красный факел», Центральный театр Советской Армии и другие коллективы. В репертуаре появляется целый ряд инсценировок прозаических произведений Горького: «Трое» (Театр им. Моссовета), «Фома Гордеев» (Театр им. Евг. Вахтангова), «Клим Самгин» (Ташкентский русский драматический театр).

То, что в 30-е годы было завоевано вахтанговским театром («Егор Булычев») и МХАТом(«Враги»), получает широкое распространение  и развитие, обогащается новым  творческим опытом.

Философская углубленность, утверждение гуманистического начала в произведениях Горького позволяет театрам добиваться значительных удач в раскрытии самых сложных пьес Горького – «Старик» и «Фальшивая монета». В 1945 году «Старик» был поставлен Таировым в Камерном театре.

Новые грани, новые стороны  находят режиссеры, актеры и в  тех горьковских пьесах, которые  ставились ранее. «На дне» в Саратовском  театре им. К. Маркса, «Мещане» в Рязанском  областном драматическом театре, «Дети солнца» в Киевском театре им. Леси Украинки.

Но даже на таком ярком  фоне выделяется как высшее достижение горьковского театра тех лет постановка «Вассы Железновой» Малым театром (1952г., режиссеры К. А. Зубов и Е.П. Велихов). Образ Вассы – большая творческая победа В.Н. Пашенной, как бы итог ее сценической жизни.

В постановке комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения» режиссура  Художественного театра (М.Н.Кедров, Н.Н.Литовцева, П.В. Лесли) блеснула искусством создания спектакля, в котором все элементы находятся в гармоническом единстве, каждый образ, каждая деталь имеют свое неповторимое место, составляя художественное целое. В основе спектакля лежало столкновение двух начал – народного и барского. Талантливо и ярко играли роли трех мужиков, приехавших в город покупать у барина землю, А.Н. Грибов, А.В. Жильцов и В.В. Грибков.

По всеобщему признанию  «Плоды просвещения» являются лучшей постановкой классики на сцене МХАТ в послевоенные годы.

Глава 3.

Оживление в области  искусства.

7 апреля 1952 года в газете  правда появилась редакционная  статья «Преодолеть отставание  драматургии», в которой резкой  критике подвергалась «теория»  бесконфликтности. Статья отмечала, что сатира оказалась в загоне, что литература и искусство  должны смело показывать жизненные  противоречия и конфликты, пользоваться  оружием критики для воспитания  трудящихся. Лишь с 1953 года начинается  постепенное оживление в области  искусства, пробуждение творческих исканий. Появляются сатирические комедии – «Раки» Сергея Михалкова, «Не называя фамилий» Василия Минко, «Извините, пожалуйста!» («Камни в печени») Андрея Макаенка. Театры возвращаются, наконец, к разящей сатире Владимира Маяковского. Причем инициатива принадлежит Псковскому театру, поставившему «Баню». Вслед за ним эту же комедию показал Московский театр сатиры(режиссеры Н.В. Петров, В.Н. Плучек, С. И. Юткевич).Достигнутое в работе над «Баней» было развито Театром сатиры в спектакле «Клоп»(1955), поставленном еще более зрелищно, красочно и изобретательно.

Оживление сценического искусства  сказывается и в том, что режиссеры  более смело и ново подходят к  произведениям русской и западной классики. Нарушая сложившиеся каноны, Н.П. Охлопков ставит в 1953году «Грозу» А.Н.Островского как романтическую трагедию.

Театры активнее обращаются к Шекспиру, причем к самым сложным  его творениям, ища в них ответа на волнующие вопросы времени. Рождается  новая концепция образа Гамлета, которая получает воплощение в ряде спектаклей. «Если в 30-40-е годы была тенденция перетолковать Шекспира, показав Гамлета, сильным человеком, почти не знавшим сомнений…то  спектакли 50-х годов знаменуют возрождение сложности и двойственности характера героя, его колебаний и сомнений, и Гамлет, не теряя черт борца за справедливость, все больше раскрывается как человек, столкнувшийся с трагизмом жизни…» - писал А.А. Аникст.

В таком духе и трактовал  Н.П. Охлопков «Гамлета» в своей  постановке на сцене Театра имени  Маяковского, подчеркивая трагическое  одиночество честного, доброго и  умного человека в окружающем его  порочном, лживом, преступном мире.

Строго и просто поставлен  «Гамлет» на сцене Узбекского театра им. Хазмы.  И сам Гамлет в исполнении Алима Ходжаева удивительно прост, без театральных метаний, эффектных  порывов и поз.

Сдержанностью, простотой  отличалось исполнение роли Отелло артистом Северо-Осетинского театра В.В.Тхапсаевым.

Н.П. Акимов, один из самых  своеобразных режиссеров и театральных  художников, обладающий острым чувством сценической формы, создает в эти годы два значительных спектакля. Он ставит никогда до этого не шедшую на советской сцене пьесу М.Е. Салтыкова-Щедрина «Тени»(1953) и комедию А.В.Сухово-Кобылина «Дело» (1955), почти забытую театрами.

Подъем общественной жизни  находит свое отражение и в  современной драматургии. Появляются пьесы острые, смелые, не боящиеся касаться реальных противоречий, болезненных  явлений действительности.

Широкое распространение  получает пьеса А.П. Штейна «Персональное  дело», герой которой честный  коммунист Хлебников невинно оклеветан и исключен из партии. Восстановление доброго имени Хлебникова и разоблачение опытного клеветника Полудина являлось отражением той огромной работы по восстановлению ленинских норм жизни, которую начала в эти годы партия.

В 1954 году появляется пьеса  В. Розова « В добрый час!», поставленная в Центральном детском театре молодым режиссером А. Эфросом. Скромное, традиционное по художественным приемам произведение Розова неожиданно для многих оказалось свидетельством знаменательных перемен, происходивших жизни народа, в жизни искусства.

 

 

Заключение.

Театры послевоенной поры искали и обретали самобытность, прокладывали новые пути, утверждали свою эстетику. Процесс этот в каждом театре проходил по-разному и зависел от многих причин общего и частного характера. Трудно он протекал в коллективах давно сложившихся, обремененных устоявшимися, в чем-то устаревшими традициями,- в Малом театре, в Ленинградском театре им. Пушкина, хотя они обладали огромным и далеко еще не использованным богатством актерских сил.

Процесс приобщения советской  сцены к современной

1945-1955 годы в истории  советского театра были периодом  глубокой внутренней перестройки.  Наследуя лучшие традиции отечественной  сцены, театр активно сближался  с современностью, был открыт  правде жизни, с которой знакомила  зрителей новая советская драматургия.  Одновременно театр обращался  к прошлому, не просто воскрешая,  но заново прочитывая лучшие  страницы русской мировой классики. На многих сценах начиналось  развитие различных самостоятельных стилей и направлений, подхваченных театром 60-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

     Список литературы.

  1. История русского советского драматического театра 1946-1980-е годы. Под общей ред. Ю.А. Дмитриева. Москва, 1987.
  2. Советский театр. Пути развития. Г. А. Хайченко. Москва, 1982.
  3. Бояджиев Г.Н. Поэзия театра. Москва, 1960.
  4. Анастасьев А.Н. Театр и время. Москва, 1985.
  5. Потопав В. Заметки о ленинградских спектак лях. Москва, 1946.