Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Аннотация

 

Данный материал направлен на коррекцию речевых нарушений в процессе использования театрализованной деятельности.

В практической части представлены:

  • Методы  и приёмы поэтапной работы по совершенствованию диалогической и монологической речи.
  • Перспективный план театрализованной деятельности.
  • Диалоги для заучивания.
  • Консультации для педагогов и родителей.
  • Критерии и показатели уровня развития речи и артистических способностей у детей. 

 

 

Содержание

Педагогического опыта работы по теме

«Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи»

 

Введение………………………………………..…………………………..3

  1. Теоретическая часть……..……………………………………………5
    1. Научные исследования влияния театрализованной деятельности

на развитие речи детей с общим  недоразвитием речи …………..…………….5

1.2 Значение театрализованной деятельности  в развитии речи у

детей с общим  недоразвитием речи ……………………………………………6

 1.3 Виды театрализованных игр…………………………………………9

2. Практическая часть…………………………………………………11

2.1 Цель, задачи, принципы, методы и приемы работы с детьми…..…12

2.2 Последовательность организации работы, направленная

 на коррекцию речевых нарушений  у детей с общим недоразвитием

речи посредством театрализованной деятельности…..………………………15

2.3 Работа с педагогами и родителями……………………………….....31

2.4 Результат проделанной работы (на основе диагностики)………….32

Заключение……………………………………………………………….33

Использованная литература…………………………………………34

Приложения:

9Приложение №1: Перспективный план театрализованной деятельности в старшей и подготовительной  к школе группе;

9Приложение №2: Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений в театрализованной деятельности;

9Приложение №3: Игра «Как вести себя в театре» для детей старшего дошкольного возраста;

9Приложение №4: Диагностическая карта обследования уровня развития речи и артистических качеств у детей с ОНР в старшей и подготовительной группе;

10Приложение №5: Обучение диалогическим репликам;

11Приложение №6: Диагностический мониторинг результатов обследования развития речи и артистических качеств  у детей с общим недоразвитием речи;

10Приложение №7: Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи;

10Приложение №8: Театрализованное развлечение в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитие речи «Приключения в  осеннем лесу»;

9Приложение №9: Консультация для родителей «Используя пальчиковый театр, развивайте речь детей»;

11Приложение №10: Позитивная динамика высокого уровня развития речи и артистических качеств  у детей с общим недоразвитием речи;

11Приложение №11: Динамика обследований высокого уровня по разработанным критериям развития речи и артистических качеств  у детей с общим недоразвитием речи.

 

Введение

 

Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств – это мимика, жесты и интонация.

Ушинский К.Д. пишет: «Родное слово объясняет ребёнку природу, как не  смог бы объяснить её на свете ни один естествоиспытатель, оно знакомит с характером окружающих их людей, обществом среди которых он живёт».

Связная речь – это  особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребёнка пяти-шести лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, логико-смысловая организация. Потому, как ребёнок строит своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир». С.И. Мерзлякова.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами  ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.

Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.

 

 

Актуальность темы

 

Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной  и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждает трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления.

В результате целенаправленного  использования театрализованных игр на занятиях, а также вот время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

 

 

 

 

 

1 Теоретическая часть

 

    1. Научные исследования влияния театрализованной деятельности на развитие речи детей с общим  недоразвитием речи.

Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребенка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико-смысловая организация. У детей с общим недоразвитием речи III уровня (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) отмечается специфическое своеобразие связной речи.

Недостаточная  сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью ребенка, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или переставляют отдельные члены  предложения,  неправильно  оформляют связи слов внутри фразы

Кроме того, как указывают исследователи (Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов), для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны:

  • затруднения в пространственной ориентировке, особенно в дифференциации понятий «справа» и «слева»;
  • неустойчивое внимание, низкий уровень показателей произвольного внимания;
  • снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

• недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

• снижение работоспособности, быстрая утомляемость и раздражительность.

Дети с общим недоразвитием речи часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» большое внимание уделяется формированию у дошкольников с общим  недоразвитием речи навыков самостоятельной развернутой речи. С этой целью их обучают умению составлять рассказы по картинам и их серии, рассказы-описания, пересказы. Кроме того, ставятся задачи по развитию навыка передачи в речи последовательности событий в процессе наблюдения за серией выполняемых действий; составление рассказов с элементами усложнения (добавление эпизодов, изменение начала или конца рассказа и т.п.); составление рассказов по заданной теме.

 

    1. Значение театрализованной деятельности в развитии речи у детей с общим  недоразвитием речи

С целью развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованные игры представляют собой инсценировку, проигрывание сказок. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.М. Погосова, Д.Ю. Соколов и др.). Сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию,  прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать   настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь - интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии  словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

 

    1. Виды театрализованных игр

Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссёрские и игры-драматизации

К режиссерским играм относятся настольный, теневой,  театр на  фланелеграфе.

В настольном театре используются самые разнообразные игрушки- фабричные, из природного и любого другого материала.

Настольный театр картинок- все картинки, персонажи, декорации лучше сделать двухсторонними, т. к. неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны устойчивые опоры.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляют на экран. Удерживает их фланель или ковролин, которыми затянуты экран и обратная сторона картинки. Фантазия здесь безгранична: рисунки из старых книг, журналов и т.д.

Теневой театр. Необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которым, персонажи отбрасывают тени на экран. Интересные изображения получаются при помощи пальцев рук: лающая собака, заяц, гусь и т.д.

Разновидности игр - драматизаций

Участвуя в играх- драматизациях, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Чаще всего основой игр  - драматизаций являются сказки. Образы привлекают детей динамичностью  и ясной мотивированностью поступков. Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Атрибут – признак персонажа. Не стоит утруждать себя в его полном изготовлении. Это может быть маска, шапочка, фартучек, венок, пояс и т.д.

Игры – драматизации с пальчиками.  Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке, проговаривая текст, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры – драматизации с куклами бибабо. На пальцы надеваются куклы, обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи.

  1. Практическая часть

 

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи и обобщая предыдущий опыт работы по теме «Формирование лексики отражающей эмоциональное состояние детей посредством дидактических игр» я убедилась, что словарный запас весьма ограничен. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Содержание, предлагаемое программой, детьми плохо усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика отличается недостаточной координацией.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.    

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, я решила использовать театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, а также связная речь. Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи, необходимую для последующего школьного обучения можно воспитать только путём выступления ребёнка перед аудиторией. Распределяя роль в театрализованной игре, следует учитывать речевые возможности каждого ребёнка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль ребёнок исполняет, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

 

    1. Цель, задачи, принципы, методы и приемы работы с детьми

В работе для повышения уровня коррекции речевых нарушений у детей я решила использовать театрализованную деятельность.

Поставила цель:

Формирование навыков диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения.
  2. Обогащать лексический запас новыми словами и словосочетаниями.
  3. Автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи.
  4. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию на основе чтения скороговорок, стихов.
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление, навыки импровизации.
  6. Формировать устойчивый интерес к театрализованным играм, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи и используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику, жесты.

Принципы:

  • Систематичности и последовательности    (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).
  • Доступности (объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи).
  • Наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение спектакли, рассматривание иллюстраций).
  • Комплектности работы  (включена театрализованная деятельность в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которых зависят от сотрудничества с другими педагогами (логопед, музыкальный руководитель, второй воспитатель).

Методы и приемы:

Одной из главных задач в работе по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи является необходимость правильного выбора методов и приемов обучения.

  1. Наглядный метод -  используется вариативная методика применения наглядного материала как средства достижения связности речи. Наглядность, с одной стороны, является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
  2. К основным методам обучения детей связной речи относится словесный метод – обучение пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

  1. Основным и самым важным видом деятельности, присущим ребенку, является игра, поэтому игровой метод в развитии связной речи занимает большое место. К ним относится дидактические, развивающие, пальчиковые игры, а также игровые упражнения, игры-драматизации.

К сожалению, специальной литературы для дошкольников с общим недоразвитием речи нет, поэтому, в соответствии с их речевыми возможностями я старалась сама систематизировать материал, в который входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы.

В ходе работы над темой осуществила:

  • подборку методической литературы и художественных произведений различных жанров;
  • разработала перспективный план для театрализации художественных произведений различных жанров, придерживаясь лексических тем; (Приложение 1)
  • создала картотеку словесных и настольно-дидактических игр;
  • подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
  • подобрала диалоги;
  • изготовила атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому,  плоскостному, теневому и иллюстрации к сказкам для фланелеграфа.

  Определила основные  направления деятельности:

  1. постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности,
  2. от индивидуальной игры к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли,
  3. от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли образа в театрализованной игре.

 

2.1 Последовательность организации работы, направленная  на коррекцию речевых нарушений у детей с общим  недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В группе создана предметно-развивающая среда: театральный уголок, в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте, ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитывала индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

Всё это стимулирует желание заниматься театрализованной деятельностью, формирует любознательность, познавательную активность, творческие способности, а значит главное - развитие речи.

Беседовала о правилах поведения:

  • говорить негромко;
  • смело показывать свои способности (не стесняться);
  • заботиться друг о друге (не обижать);
  • помогать друг другу (не смеяться);
  • внимательно слушать (дать сказать каждому).

Занятие по театрализованной деятельности провожу один раз в неделю во второй половине дня. Для этого не требуется организовывать специально какие-либо занятия, перегружая сетку занятий. Широко использую театрализованную деятельность на занятиях по ознакомлению с художественной литературой в режимных моментах. Первым делом я провела диагностику изучения игровых интересов и предпочтений дошкольников в театрализованной деятельности. (Приложение 2)