Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение.

 

Глава I  Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

1.1.Понятие «творчество»  и «творческие способности».

 

1.2.Формы организации театрализованной  деятельности. Творческие игры дошкольников.

 

1.3.Игра- драматизация как  средство развития актерских  способностей детей. Содержание  работы по развитию актерских  способностей детей средствами  игры – драматизации.

 

Глава II  Опытно экспериментальная  работа по  определению роли игры – драматизации в развитии актерских  способностей детей старшего дошкольного  возраста.

 

2.1.Констатирующий эксперимент

 

2.2.Формирующий эксперимент

 

2.3.Контрольный эксперимент

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время всё  чаще поднимается вопрос о том, что  необходимо  использовать все имеющиеся  педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного  потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия  на ребенка. Сфера искусства рассматривается  как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и  самореализации   ее творческого  потенциала в наибольшей степени  способствует синтез искусств.

Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства,   как    мощного  синтетического средства развития ихтворческихспособностей.

(Л.С.Выготский,Б.М.Теплов,Д.В.Менджерицкая,Л.В.Артемова,Е.Л.Трусова,.   Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)

 Искусство театра представляет  собой  органический  синтез  музыки, танца, живописи, риторики, актерского  мастерства, сосредотачивает в единое  целое средства  выразительности,  имеющиеся в арсенале отдельных  искусств,  тем  самым,  создает   условия  для  воспитания  целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели  современного образования. Театр  - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Детство каждого из нас  проходит в мире ролевых игр, которые  помогают ребенку освоить правила  и законы взрослых людей. Каждый ребенок  играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых  героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.  Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

сформировать правильную модель поведения в современном  мире;

 повысить общую культуру  ребенка, приобщать к духовным   ценностям;

 познакомить его с  детской литературой, музыкой,  изобразительным искусством, правилами  этикета, обрядами, традициями, привить  устойчивый интерес;

совершенствовать навык  воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

 

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу  ребенка, заставляя сочувствовать  персонажам, сопереживать разыгрываемые  события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через  игру, фантазирование, сочинительство.         «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных  открытий ребёнка, приобщает его  к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

 

С театрализованной деятельностью  тесно связано и совершенствование  речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно  активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный  строй.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед  необходимостью ясно, четко, понятно  изъясняться. У него улучшается диалогическая  речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром  во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием  детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и  педагогами в необычном волшебном  мире.Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С.Выготский Н.Я.Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.  Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

 

 В театрализованной  деятельности действия не даются  в готовом виде. Литературное  произведение лишь подсказывает  эти действия, но их еще надо  воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает  выразительные средства, перенимает  их от старших. Большое и  разнообразное влияние театрализованной  деятельности  на личность ребенка  позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения  иной технологии, использования театральных  методик и их комбинаций в целостном  педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал   театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.

Приобщение  к театру не носит массового характера и  значит, часть детей остается вне  этого вида деятельности.

Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.

 

4.  У дошкольников отсутствует  опыт восприятия театрального  искусства.       Наблюдается  бессистемность и поверхностное  ознакомление с театром в детском   саду и в семье, что формируется  у детей представления о доступном  восприятии сценического оформления  произведений без специальных  знаний.

 

5. Театральные игры применяются  в основном как  «зрелище»  на праздниках      Ребенка  обучают быть «хорошим артистом»,  заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом  умения не переносятся в   свободную игровую деятельность.

6.Невмешательство  взрослого  в театрализованную игру. Дети  предоставлены сами себе, воспитатель  готовит атрибуты для театра.

Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят    из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника

не удовлетворяет, поскольку  не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических  процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации  в игровом опыте детей 5 -7 лет  при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности  в ней.

Возникает противоречие: с  одной стороны – признание  искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном  и творческом развитии ребенка. С  другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении  синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и  организации театрально-игровой  деятельности самих детей.

Цель исследования – определить  роль игры - драматизации в развитии детей старшего дошкольного возраста.

 

Объект исследования –  процесс развития актерских способностей детей дошкольного возраста.

 

Предмет исследования – игра – драматизация  как средство развития актерских способностей детей  старшего дошкольного возраста.

 

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:      1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2.Изучить уровень  развития  творческих (актерских) способностей.

3.Изучить роль игры - драматизации  в  развитии актерских способностей  детей старшего дошкольного   возраста.

4.Провести опытно   - экспериментальную работу, подтверждающую  влияние игры - драматизации на  развитие актерских способностей  детей старшего дошкольного возраста.

 

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;

изучение и обобщение  педагогического опыта;

беседа;

наблюдение;

изучение детских  творческих работ;

анкетирование;

педагогический эксперимент;

методы математической статистики.

 

Указанные методы используются в определенной системе, для которой  характерно возрастание роли тех  или иных методов на отдельных  этапах исследований

 

 

 

База исследования: ДОУ N  8 «Ягодка» ЗАТО Комаровский

Глава I  Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

1.1.Понятие «творчество»  и «творческие способности».

 

Анализ проблемы развития творческих способностей определяется  содержанием, которое  вкладывается  в это понятие. Очень часто  в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам  художественной деятельности, с умением  красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности  на самом деле? 

Очевидно, что рассматриваемое  понятие тесным образом связано  с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью  следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается  нечто новое – будь это предмет  внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о  мире, или чувство, отражающее новое  отношение к действительности. 

При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, можно выделить два основных вида деятельности:

воспроизводящая или репродуктивная. Такой вид деятельности тесно  связан с нашей памятью и его  сущность заключается в том, что  человек воспроизводит или повторяет  уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или  действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

 

Таким образом, в самом  общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

 

Так как элемент творчества может присутствовать в любом  виде человеческой деятельности, то справедливо  говорить не только о художественных творческих способностях, но и о  технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

 

Творчество детей в  театрально-игровой деятельности проявляется  в трех направлениях :

как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов  или творческая интерпретация заданного  сюжета);

исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности;

оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

 

Эти направления могут  объединяться.

 

С психологической точки  зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития  творческих способностей потому, что  в этом возрасте дети чрезвычайно  любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Становление компетентности ребенка  в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре –  драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и  в педагогическом процессе ДОУ. Психолого - педагогические исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре – драматизации, она остается интересной для них. В этих играх расширяются возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать.Дети 7–го года жизни отличаются способностью устанавливать причинно–следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных представлений приобретает более самостоятельный и коллективный характер, самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты, распределяют обязанности, готовят атрибуты  декорации.

К 5 –ти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и

действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание  поруководить спектаклем, быть режиссером. Основная задача педагога  - активизировать и развивать индивидуальные особенности  и возможности каждого ребенка.

1.2 Формы организации театрализованной  деятельности. Творческие игры дошкольников.

 

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены  степенью готовности дошкольника к  ним.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система  включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение  к нему; умения, позволяющие дошкольнику  создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить  сценический образ действующих  лиц; практические умения по осуществлению  собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить  с учетом постепенного нарастания самостоятельности  и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.(С.А.Козлова, Т.А. Куликова)

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

Огромную роль в организации  театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель  не только выразительно читал или  рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению  его творческого потенциала и  помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей  актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо  деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих  и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

В процессе реализации комплекса  занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности 

     дошкольника;

— воспитание интереса к  различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными  умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности 

— совершенствование познавательных процессов.  

Творческие игры как вид  театрализованной деятельности.

Классификация творческих игр.

 

Игра – наиболее доступный  ребенку, интересный способ  переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения,  благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.  В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способсвуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.

 Большинство исследователей  приходят к выводу о том,  что  театрализованные игры  наиболее близки к искусству 

и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова,

Д.Б.Эльконин.

 Е.Л.Трусова применяет   синонимы понятия «театрализованная  игра», «театрально-игровая деятельность  и творчество» и  «игра-драматизация».  Театрализованная игра сохраняет  все структурные компоненты сюжетно-ролевой  игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

роль (определяющий компонент)

 игровые действия

 игровое употребление  предметов

 реальные отношения.

 

В театрализованных играх  игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее  значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор  игровых действий. Характерными особенностями  театрализованной игры являются литературная или  фольклорная основа  содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.).

В театрализованной игре образ  героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием  произведения. Творчество ребенка проявляется  в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить  себе его состояние, чувства, уметь  анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта  ребенка: чем разнообразнее его  впечатления об окружающей жизни, тем  богаче воображение, чувства, способность  мыслить. Поэтому очень важно  с самого раннего возраста приобщать  ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интереснойдеятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность.Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).

 

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к  нему. Б.М.Теплов видел в них переход  от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей   и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о  воздействии на людей, их заботит  результат (как изобразили).

 

В активном стремлении к творческому  исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

 

В отличие от театральной  постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия  зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая  успехи ребенка,  можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений  для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка.(С.А.Козлова,  Т.А Куликова). 

 

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают  творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении  небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для  создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и  жест. Драматизация или театральная  постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Это объясняется двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой.  Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров.

эмоциональной выразительности  сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова). Л.В.Артемова выделяет игры – драматизации и  режиссерские игры.

 

В режиссерской игре ребенок  не является действующим лицом, действует  за игрушечный персонаж, сам выступает  в роли сценариста  и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя  сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх  являются интонация и мимика, пантомима  ограничена, поскольку ребенок действует  с неподвижной фигурой или  игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции  с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой  в том, что ребенок придумывает  мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или  просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое  раньше частей», которое, согласно концепции  В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования  дошкольного возраста.

 

Режиссерские игры могут  быть групповыми: каждый ведет игрушки  в общем сюжете или выступает  как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается  опыт общения, согласования замыслов и  сюжетных действий. Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной,  бибабо, пальчиковый, марионеток,  теневой, на фланелеграфе и др.

1.3.Игра- драматизация как  средство развития актерских  способностей детей. Содержание  работы по развитию актерских  способностей детей средствами  игры – драматизации

 

В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с  помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли..В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

 

Игры-драматизации могут  исполняться без зрителей или  носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной  театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или  в форме массового сюжетного  зрелища, их называют театрализациями.

 

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с  разыгрыванием сюжета без предварительной  подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который  может использовать куклы.

 

Л.В.Артемова выделяет несколько  видов игр-драматизаций дошкольников:

 

-Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на  пальцы. Он «играет» за персонажа,  изображение которого находится  на руке. По ходу разворачивания  сюжета действует одним или  несколькими пальцами, проговаривая  текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно  передвигаясь по комнате.

 

-Игры-драматизации с куклами  бибабо. В этих играх на пальцы  руки надевают куклы бибабо. Они  обычно действуют на ширме,  за которой стоит водящий. Таких  кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

 

-Импровизация. Это разыгрывание  сюжета без предварительной подготовки.

 

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в  структуру сюжетно-ролевой игры.Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).Занятия с детьми драматизацией очень продуктивны. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

 

Процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:

имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

имеет опыт взаимодействия с  театральным искусством (знает, что  такое театр, что такое спектакль  и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного  действия, владеет специфическим  языком театрального искусства);

включается в игровую  деятельность соответственно своим  способностям  и возможностям (ребенок  –«режиссер», ребенок –

«актер», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«декоратор» спектакля.

 

Ребенок- “режиссер” - имеет  хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями  быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный  контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).