Театрализованная деятельность в педагогической практике в дошкольном образовательном учреждении как условие формирования коммуникат

Министерство образования и  науки УР

БОУ СПО УР «Воткинский педагогический колледж

им. П.И.Чайковского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ КАК УСЛОВИЕ 

ФОРМИРОВАНИЯ  КОММУНИКАТИВНОЙ 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы теории и  методики музыкального

образования детей школьного возраста»

 

 

 

 

Выполнил:

Ильина Анастасия 

Павловна

 

Специальность –  050601

Музыкальное образование

Курс - 4        Группа 41

Форма обучения –  очная

 

Руководитель:

Караева Н.В.

 

 

 

 

2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………...2

 

Глава 1. Театрализованная игра как вид творческой игры..................7

 

1.1. Требования, предъявляемые  ребенку театрализованной 

       игрой

 

1.2. Положительные влияния  театрализованной игры на 

       эмоционально-волевую  сферу «особого» ребенка

 

1.3. Театрализованная игра  как часть образовательно-  

       воспитательной  работы. Этапы применения 

       театрализованных  игр в развитии  ребенка

 

1.4. Разновидности театрализованных  игр и методика 

        их  применения

 

Глава 2. Театрализованная деятельность как средство развития

                эмоционально-волевой сферы……………………………………..20

 

2.1. Формы театрализованной  деятельности, применяемые 

       в дошкольных  учреждениях

 

2.2. Театрализованная игра  – стимул:

      • для развития детского творчества;
      • для приобщения детей к искусству;
      • для   формирования   у   детей    организационных 

     навыков и совершенствования форм общения;

 

Заключение……………………………………………………………………29

 

Список используемой литературы………………………………………....31

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

«Каков ребенок в игре, таков во  многом  он  будет  в  работе,  когда вырастет. Поэтому  воспитание будущего  деятеля  происходит,  прежде  всего,  в игре…».

             А.С.Макаренко

 

 

 

 

Человек  формируется  в  деятельности,  чем  она  разнообразнее,   тем разнообразнее его личность. Игра,  общение,  учение,  труд  –  вот основные ступени, являющиеся основными для  развития  ребенка.  Игра  выполняет  роль доброй, умной  наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки  мира,  его формы  познаются ребенком через игрушку  – игру. Игра – путь к познанию  мира, путь к познанию ребенком  самого  себя,  своих  возможностей,  способностей, своих пределов. Самопроверка  всегда  побуждает  к  совершенствованию.  Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. В них переход  от  воспитания к самовоспитанию,  к  свободной,  по  внутреннему  побуждению,  сознательной работе над  своей волей, характером, к  выработке  положительных  привычек  и приобретению необходимых умений происходит  естественно  и  незаметно.  Этот переход  обеспечивается  игровым  интересом,  «принципом  удовольствия»,  на котором основаны игры детей. Ни  в  какой  другой  деятельности  ребенок  не проявляет   столько   настойчивости,    целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается  целиком.  В  процессе  игры  заложены  огромные воспитательные возможности.  Для  детей  –  это  труд,  требующий  настоящих  усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные  трудности,  тренируя  свои силы, ловкость, развивая способности  и ум. Игра закрепляет у детей  полезные умения и  привычки.  Здесь  ребенок  чувствует  себя  до  некоторой  степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к  себе  высокие требования,  те требования, которые к нему предъявляют  взрослые в жизни.

Существуют различные  игры. Одни развивают мышление и  кругозор детей, другие –  ловкость,  силу,  третьи  –  конструкторские  навыки.  Есть  игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в  которых  ребенок  проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления  детей  в  играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска  путей реализации  замысла  до  перевоплощения  в  ролях,   заданных   литературным произведением. Одним из видов таких  творческих  игр  является  драматизация или, как теперь чаще называют этот вид  игры – театрализованная игра. Театрализованные  игры  представляют  собой   разыгрывание   в   лицах  литературных   произведений   (сказки,   рассказы,   специально   написанные инсценировки).  Герои  литературных  произведений  становятся   действующими лицами, а их приключения, события жизни,  измененные  детской  фантазией - сюжетом игры.  Особенность  театрализованных  игр  состоит  в  том,  что  они имеют готовый  сюжет, а значит деятельность ребенка  во многом  предопределена текстом  произведения.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых  первоклассников, психологи часто  ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение  в непредсказуемом и радостном  процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное  время и на окружающий мир смотрят  без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через  игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно  связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

Педагоги и психологи  подтверждают существование особого  психологического мира ребенка. Воплощение такого нестандартного для взрослого  человека мышления ребенок может  найти в детском театре, где  каждую минуту он видит подтверждение  своего видения окружающего мира. Например, кошка в кукольном театре может быть размером с елку, а  заяц будет держать в лапах  неправдоподобно огромную морковку. Ребенок не видит в этом ничего неправильного, это соответствует  его видению мира.

Сказка близка и понятна  детям, а воплощение фантазий и отражение  своего мироощущения они находят  в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном  мире театра или его разновидности  театрализованных играх.  В них  ребенок пробует реализовать  себя в разных ролях, выбрать тот  или иной стиль взаимоотношений. Такая деятельность способствует раскрытию  личностных качеств, развивает способности  ребенка  и формирует внутренний стержень.

Таким образом, использование  театрализованных игр в развитии эмоционально-волевой сферы, является актуальной проблемой, так как оказывает  огромное влияние на процесс развития ребенка.

Проблема  данного исследования: выявить возможности использования театрализованных игр в процессе развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Отсюда возникает объект  исследования:  процесс развития эмоционально – волевой сферы дошкольников.

Предмет исследования: нахождение зависимости между использованием театрализованных игр и развитием эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Таким образом, была выдвинута гипотеза: систематическое использование театрализованных игр, будет являться эффективным условием развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Цель  исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически проверить пути развития эмоционально-волевой сферы детей, средствами использования театрализованных игр.

Для достижения этой цели ставили перед собой комплекс задач:

  • поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
  • воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;
  • развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
  • пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;
  • развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
  • учить сочетать речь и движения;
  • учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;
  • формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;
  • развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;
  • привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;
  • привлекать детей к режиссерской работе.

 

 

1. Театрализованная  игра как вид 

творческой  игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Требования, предъявляемые ребенку

театрализованной  игрой

 

Настоящая творческая  игра  представляет  собой  богатейшее  поле  для творчества детей. Ведь текст произведения как канва,  в  которую  дети  сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли,  меняют  концовку  и т.д. В театрализованной игре образ героя, его  основные  черты,  действия, переживания  определены   содержанием   произведения.   Творчество   ребенка проявляется в правдивом  изображении персонажа. Чтобы это  осуществить,  надо понять,  каков  персонаж,  почему  он  так   поступает,   представить   себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И  сделать  это нужно в процессе слушания произведения. Все это наводит  на мысль о том, что полноценное  участие детей  в  игре требует  особой  подготовленности,  которая  проявляется  в  способности   к эстетическому   восприятию   искусства   художественного    слова,    умении вслушиваться в текст, улавливать интонации,  особенности  речевых  оборотов. Чтобы понять, какой герой,  надо  научиться  элементарно  анализировать  его  поступки, оценивать их, понимать мораль  произведения.  Умение  представлять героя  произведения,  его  переживания,  конкретную  обстановку,  в  которой  развиваются  события,  во  много  зависит  от  личного  опыта  ребенка:  чем разнообразнее его  впечатления об окружающей жизни, тем  богаче  воображение, чувства, способность  мыслить. Для исполнения  роли  ребенок  должен  владеть разнообразными   изобразительными   средствами   (мимикой,   телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации  речью и т.п.).  Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой  уровень общекультурного  развития,  на   основе   которого   облегчается   понимание художественного  произведения,  возникает  эмоциональный  отклик  на   него, происходит овладение  художественными средствами  передачи  образа.  Все  эти показатели не складываются стихийно, а  формируются  в  ходе  воспитательно-образовательной  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Положительные влияния театрализованной

игры на эмоционально-волевую  сферу «особого» ребенка

 

 

Особенно это важно  в  работе  с  «особыми»  детьми,  детьми  с  разной степенью  умственной  отсталости,   у   которых   наблюдается   недоразвитие познавательной и особенности  эмоционально-волевой  сферы,  когда  педагогам необходимо вызвать и  стимулировать  потребность  в  эмоциональном  общении, особенно детей с тяжелой степенью умственной отсталости и детей с  диагнозом  РДА (ранний детский аутизм). Опыт работы и длительные наблюдения   педагогов  позволяют сделать вывод  о  том,  что  театрализованные  игры  играют  очень важную роль во всесторонней коррекции и  компенсации  аномалий  развития,  в подготовке «особых» детей к жизни и труду.

Некоторые психологи и  педагоги, работающие с «особыми»  детьми, говорят о благотворном влиянии  сказки, как таковой, на эмоциональный  мир  ребенка  и его общее  развитие.

«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных  состояний. А  сказка  оказывает  благотворное  эмоционально-пробуждающее  действие   на ребенка, - она не только учит детей переживать,  радоваться,  сочувствовать, грустить, но и побуждает  их к речевому контакту. Как ранее  говорилось,  для того, чтобы оценить  состояние героя, его настроение, причины и характер  его поступков,  проникнуть  в  его  внутренний   мир,   необходимо   внимательно  прослушать произведение. А кто, как  не педагог может умело  прочесть  сказку или другое произведение,  чтобы  оставить  эмоциональный  отпечаток  в  душе ребенка. Эмоциональный  фон,  который  создает  педагог  при  чтении  сказки, смена  голосов  персонажей,  отражение  на  лице    педагога   эмоциональных состояний  персонажей  сказки  –  все  это способствует  тому,  что  ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем  лице  те  чувства,  которые  он испытывал при прослушивании  сказки.

Эмоции «особых» детей  неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневно повторяющееся явление, действие они могут  реагировать  по-разному.  Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать  положительный  эмоциональный настрой,  успокоить  ребенка,  ввести  его   в   состояние   таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть  и услышать что-то необычное. Кроме  того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские  сады, а куклы Барби, танчики и  компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без  которого невозможно полноценное психическое  и социальное развитие личности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Театрализованная игра как часть образовательно-

 воспитательной  работы

 

 

 

Сами по себе театрализованные творческие игры  являются  частью  такой воспитательно-образовательной  работы.  Она  имеет  большое   значение для развития  личности  ребенка-дошкольника  не  только  потому,   что в ней упражняются  отдельные психические процессы, но и потому,  что  эти  процессы поднимаются на более высокую  ступень развития благодаря  тому, что в игре развивается вся  личность  ребенка,  его  сознание.  Ребенок  осознает  себя, учиться  желать и подчинять желанию свои мимолетные  аффективные  стремления; учится действовать, подчиняя свои действия  определенному  образцу,  правилу  поведения, учится жить, проживая жизни  своих героев, любя или  не  любя  их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков  и  учась на их ошибках.

 

 

 

 

 

 

Человек формируется в  деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся основными для  развития ребенка. Игра исполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его  формы познаются ребенком через  игрушку - игру. Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры - важное средство самовоспитания. В них переход  от воспитания к самовоспитанию, к  свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных  привычек и приобретению необходимых  умений происходит естественно и  незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, “принципом удовольствия”, на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок  не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей - это труд, требующий настоящих усилий. Они  преодолевают в игре иногда серьезные  трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует  себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к  себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.

Существуют различные  игры. Одни развивают мышление и  кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок  проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла  до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним  из видов таких творческих игр  является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.

Все обучение проводится  поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над  ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и  постановки произведения. Важнейшим  в детском творческом театре является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами  происходит развитие и творческое становление  личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Кроме того, предусмотрена работа по изготовлению атрибутов, декораций, элементов костюмов.

Особая роль отводится  играм-драматизациям, ведь именно в  них особенно ярко проявляется детское  творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой  ситуации, на более точное и эмоциональное  воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они  имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает  вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо  ли их относить к разряду творческих игр?

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей, поскольку  текст произведения как канва, в  которую дети сами вплетают новые  сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием  произведения. Творчество ребенка проявляется  в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в  процессе слушания произведения.

Умение представлять героя  произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются  события, во многом зависит от личного  опыта ребенка: чем разнообразнее  его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность  мыслить. Для исполнения роли ребенок  должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике  и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как таковой  уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание  художественного произведения, возникает  эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются  в ходе воспитательно-образовательной  работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника  не только потому, что в ней упражняются  отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую  ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся  личность ребенка, его сознание. Ребенок  осознает себя, учиться желать и  подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному  образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и  пытаясь вникнуть в суть и причины  их поступков и учась на их ошибках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Разновидности  театрализованных игр

и методика их применения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль  сами, как артисты; каждый ребенок  выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью  игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного  театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в  которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ  и др. Наиболее распространенным видом  стендовых театрализованных игр  является теневой театр.

Иногда дети выступают  как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки - театр петрушки (в  практике часто называется театр  бибабо), где используются куклы  перчаточного типа и куклы, устроенные по принципу марионетки.

Оба способа вождения кукол  достаточно сложны, даже для детей  старшего дошкольного возраста, поэтому  необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами  показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.

Работа с куклой позволяет  совершенствовать мелкую моторику рук  и координацию движений; нести  ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые  в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или  не позволяет себе проявлять; позволяет  осознавать причинно-следственные связи  между своими действиями и изменением состояния куклы; учиться находить адекватное телесное выражение различным  эмоциям, чувствам, состояниям. Эта  работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Часто дети выступают в  роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так  как это также развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое  придумывает выражение лица и  настроение куклы. По этим признакам  можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом  состоянии, так как часто человек  персонализирует, воплощает в кукле  сокровенную часть себя.

Как правило, детям до 8 лет  еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к  этому процессу привлекать родителей, старших братьев, сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет  им лучше понимать друг друга. А также  нормализует взаимоотношения между  воспитателем и родителями. Часто  воспитатели жалуются на то, что  им не хватает участия родителей  в процессе воспитания. Организация  театрализованного представления  поможет в некоторой мере решить эту проблему.

Заучивание роли прекрасно  тренирует произвольную память. Как  известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано  с постановкой перед ними специальных  задач на запоминание, сохранение и  воспроизведение материала. Множество  таких задач естественно возникает  в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что  необходимо запомнить, в данном случае его роль - образ выбранного героя.

Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация  игровой деятельности педагогом  способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного  произведения можно предложить детям  инсценировать, изобразить отдельные  эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в  тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение  персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае можно  предложить выбрать по желанию любой  понравившийся ребенку эпизод и  разыграть его молча. Задача зрителей - угадать эпизод, догадаться, о чем  идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами.

Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для  того чтобы лучше понять и всесторонне  оценить проблему, поставленную в  произведении.

Все эти приемы стимулируют  развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное  и прочитанное, умение переживать и  сопереживать, обогащает детей художественными  средствами передачи образа.

В театрализованных играх  развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся  к художественному изображению  литературного произведения не только как “артисты”, исполняющие роли, но и как “художники”, оформляющие  спектакль, как “музыканты”, обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид  такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности  ребенка, развить талант, увлечь детей.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники  знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном  руководстве у детей формируются  представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль  готовит творческий коллектив (все  вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и  творцам и зрителям.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь  при небольшой помощи со стороны  воспитателя организовываться в  игровые группы, договариваться о  том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые  атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько  раз пробное разыгрывание); уметь  пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические  действия исполнителей ролей при  этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно  правдивы).

Игры драматизации - это  особые игры, в которых ребенок  разыгрывает знакомый сюжет или  придумывает новый. Важно, что в  такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует  себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в  игре превращается и в актера, и  в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной  жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно  и количественно обогащается  словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность  управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все  это очень важно для познавательного  и эмоционального развития. Поэтому  игры-драматизации необычайно полезны  и нужны ребенку.

Каждый день, используя  в работе чтение художественной литературы, чтение необходимо сочетать с мимикой. Кроме того, стихи используются ежедневно  при общении с детьми. Прочитанное  становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью  применяется перчаточный театр  игрушек, одновременно создавая зрительные образы, демонстрируя способы их эмоциональной  выразительности и игры. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5-6 лет постепенно готовит  руку к письму. С самого раннего  возраста следует показывать детям  спектакли на пальчиках. В нем  все герои, сцена и сюжет расположены ... на одной или двух руках. Перчаточные  куклы очень подвижные и выразительные. А также с помощью перчаточных  кукол разыгрывая различные сценки на злободневные темы, используя их в качестве смешных помощников на занятиях, можно ставить различные  спектакли и даже эстрадные номера.