Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

     
     
    Театрализованная  игра как средство развития речевой  деятельности младших  дошкольников
     

СОДЕРЖАНИЕ   

ВВЕДЕНИЕ.   

1.Теоретические  аспекты использования театрализованных  игр в развитии речевой деятельности  детей младшего возраста. 

1.1. Понятие  и виды театрализованных игр. 

1.2. Роль  театрализованных игр в активизации  речевой деятельности младших дошкольников.  

1.3. Методика  руководства играми драматизациями.

2. Анализ  педагогического опыта использования  театрализованных игр  как средства речевого развития детей младшего возраста.  

2.1. Последовательность  этапов включения театрализованных  игр в процесс развития речи ребенка. 

2.2.. Методика  подготовки к театрализованным  занятиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

ПРИЛОЖЕНИЯ.    

ВВЕДЕНИЕ.   

Дошкольное  возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой  и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир  дошкольного детства? Как открываем  его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные  детские игры. Не случайно игра названа  спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного  детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая  детской природе, деятельность дошкольника  и естественное выражение его  активности. 

Игра  – ведущий в этом возрасте вид  деятельности, создающий наиболее благоприятные  условия для психического и личностного  развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться  тому, чего ещё не умеет. Игра – это  не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его  жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт  не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает  мышление и воображение, осваивает  родной язык, и, конечно же, учится общению.  

Речь, во всём её многообразии, является необходимом  компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования  речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной  ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. 

Вместе  с тем ныне в дошкольных учреждениях  развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что  можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. 

Согласно  первой тенденции (назовем ее условно  обучение), театрализованные игры применяются  главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации  и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким  образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! 

Вторую  тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно  часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому  виду игровой деятельности: дети предоставлены  самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочекмасок, элементов  костюмов, фигурок героев... Младших  дошкольников это привлекает прежде всего изза возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. 

Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной  творческой театрализованной игре места  в нем не осталось... Противоречие между развивающим потенциалом  театрализованной игры и его недостаточным  использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при  условии разработки научно обоснованной и практикоориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические  идеи, лежащие в основе концепции  развития театрализованной игры, и  определиться с понятиями. Выше изложенное позволяет сделать вывод об актуальности выбранной мною темы. 

Цель: показать значимость театрализованных игр в  активизации речевой 

деятельности  детей младшего возраста.   

Задачи:

1) изучить  психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;

2) изучить  характер воздействия театрализованных  игр на речевое развитие детей;

3) проанализировать  формы и методы руководства  театрализованными играми;

4) раскрыть  механизмы театрализованных игр;

5) выявить  их значимость при развитии  личности ребенка в целом;   

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ  ИГР В РАЗВИТИИ  РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ВОЗРАСТА  

1.1. Понятие и виды  театрализованных  игр. 

Среди творческих игр особенной любовью  детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя  в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес  к литературе, активизирует словарь, способствует нравственноэтическому  воспитанию каждого ребенка. 

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет  использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как  сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. 

Характерными  особенностями театрализованных игр  являются литературная или фольклорная  основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной  изучению роли театрализованных игр  в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости  от ведущих способов эмоциональной  выразительности, посредством которых  разыгрывают сюжет на:

• игрыдраматизации и

• режиссерские игры.  

В играхдраматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с  помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности  – интонацию, мимику, пантомиму.

Видами  драматизации являются

• игрыимитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые  диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игрыимпровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.   

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки  или их заместители, а ребенок, организуя  деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая»  героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды  режиссерских игр определяются в  соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

• настольный,

• плоскостной  и объемный,

• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и  т.д.

• катушечный;

• ложковый;

• баночный;

• кулачковый и т.д. 

В них  ребенок не является действующим  лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного  или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой  

Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного  оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Все перечисленные  виды театрализованных игр требуют  режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные  интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.  

1.2. Роль театрализованных  игр в активизации  речевой деятельности  младших дошкольников. 

Театрализованные  игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. 

Велико  значение театрализованной игры для  речевого развития (совершенствование  диалогов и монологов, освоение выразительности  речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают  способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя,игра является средством самовыражения  и самореализации ребенка. 

Театрализованные  игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательнообразовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенкадошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с  чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные  представления. Дети 34 лет очень  впечатлительны, особенно поддаются  эмоциональному воздействию. В силу образноконкретного мышления детям  инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.  

Участвуя  в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются  в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством  драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют  какойнибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.  

Умело поставленные воспитателем вопросы  при подготовке к игре побуждают  детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и  обобщения. Это способствует совершенствованию  умственного развития и тесно  связанному с ним совершенствованию  речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, звуковая сторона речи. Новая  роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно  пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное  и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет  кругозор детей, вызывает потребность  рассказывать о спектакле своим  друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. 

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок  свободно владеет речью, говорит  то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать  – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие  речи теснейшим образом связано  с формированием мышления и воображения  ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически  правильно строить фразы, композиционно  оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что  имеет первостепенное значение для  полноценной подготовки ребёнка  к школьному обучению. Также в  дошкольном возрасте постоянно увеличивается  словарный запас ребёнка, но его  качественное преобразование целиком  опосредовано участием взрослых.    

1.3. Методика руководства  играмидраматизациями.  

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных  произведений;

• освоение специальных умений для становления  основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

• самостоятельная  творческая деятельность.

Педагогическая  задача усложняется синтетической  природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются  в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная  и пр.). 

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются  в трех аспектах.

Вопервых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом  сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Вовторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать  художественный образ с помощью  разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

Втретьих, в оформлении спектакля – в  создании (подбор, изготовление, нестандартное  использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. 

Изза  этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театральноигровая деятельность». В программе «Радуга» театральноигровая  деятельность детей рассматривается  в двух взаимосвязанных аспектах:

как разновидность  художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства  и музыки», где интегрируется  со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;

как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном  игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «Как играть с детьми».

Если  детям создать условия для  самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым  образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Таковы  исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач  и содержания работы воспитателя  с детьми младшего дошкольного возраста.  

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста. 

Основные  направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

• от наблюдения театрализованной постановки взрослого  к самостоятельной игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в  группе из трехпяти сверстников, исполняющих  роли;

• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в  сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как  созданию простого «типичного» образа в игредраматизации.

Задачи  и содержание работы: 

Прежде  всего необходимо формировать интерес  к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших  кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и  сказок. 

В дальнейшем важно стимулировать его желание  включиться в спектакль, дополняя отдельные  фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются  и просят поблагодарить их, похлопать  в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается  последовательным усложнением игровых  заданий и игрдраматизаций, в  которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Играимитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулисьпотянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло  солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали  на месте).

• Играимитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали  в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и  прыгнул на дерево).

• Играимитация образов хорошо знакомых сказочных  персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Играимпровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки  летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная uгpaимпровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые  читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Играимпровизация по текстам коротких сказок, рассказов  и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова  «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин  «Утка с утятами»).

• Ролевой  диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина  избушка», «Три .медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Иградраматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»). 

У детей  этого возраста отмечается первичное  освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает минипостановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто  «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и  утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в  совместных с взрослым импровизациях  на заданные темы. 

Обогащение  игрового опыта возможно только при  условии развития специальных игровых  умений: 

Первая  группа умений связана с освоением  позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать  до конца, похлопать в ладоши, сказать  спасибо «артистам»).

Вторая  грyппa умений обеспечивает первичное  становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для  передачи образа героя, его эмоций и  переживаний и правильно держать  и «вести» куклу или фигурку  героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья  группа умений – это умение взаимодействовать  с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные  роли по очереди и т.д. 

В играхдраматизациях решаются следующие задачи:

1. Воспитательнообразовательные:

обогащение  знаниями, умениями, навыками;

развитие  интереса к литературе и театру;

развитие  психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

развитие  таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

формирование  норм поведения;

воспитание  моральноволевых качеств личности.

2. Коррекционные:

закрепление навыков правильной, речи;

усвоение  богатства родного языка;

усвоение  элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

активизация и пополнение словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

развитие  тонкой моторики рук.

Рассмотрим  методику руководства играмидраматизациями.  

Здесь прослеживается тесная взаимосвязь  работы специалистов детского сада. На занятии по развитию речи воспитатель  читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.

дети  пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно  перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая  словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием  этюдов. 

Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной  деятельности и художественном труде  отображают свои впечатления о прочитанном (рисуют, лепят, конструируют и т.д.).

Музыкальный руководитель подбирает музыкальный  репертуар и отрабатывает пантомиму. На заключительном логопедическом занятии  дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала. При этом воспитатель берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку исполнить свою роль более выразительно. 

По желанию  детей тот или иной спектакль  может быть показан на праздничном  утреннике, вечередосуге. Здесь воспитателю  отводится роль зрителя.