Театрализованное представление

1. Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена  на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию.

Пропаганда  и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию.

Под агитацией  мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела.

Средствами воздействия  на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические  средства, наглядная пропаганда и  агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Выразительные средства агитационно-художественного  представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида – сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на улучшенную действительность, лишенную критикуемых недостатков.

Сатира наносит злые удары. Ядовитая насмешка, помогает ориентировать общественное мнение, показывая дурное во всей его неприглядности и побуждая активно действовать против него.

Может быть и  такое, что в программу включается яркая сатирическая сценка, содержание которой не совсем совпадает с  местными фактами, а после сценки идет комментарий к событиям, имевшим  место на данном предприятии или в хозяйстве. Или же в конце сценки участники представления “выходят из образов” и произносят свой приговор тем, кто был подвергнут критике.

Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подачи фактического материала.

Но  со смехом надо обращаться вдумчиво, осторожно. Иногда первые впечатления и наблюдения бывают поверхностными, приблизительными, не отражающими сущности фактов. Нет смысла, например, “стрелять из пушек по воробьям”, т.е. обрушивать огонь сатиры на незначительные явления, заслуживающие в лучшем случае юмористического замечания, шутки. Нельзя и делать объектом насмешек те человеческие черты и слабости, которые не могут быть “исправлены” (насмешки над внешностью, физическими недостатками и т.д.).

Для образной критики  тех или иных недостатков в  агитационно-художественных программах можно пользоваться самыми разнообразными выразительными средствами: репризой, так называют наипростейшую комическую реплику, игру смыслами, неожиданное, но оправданное сближение далеко отстоящих друг от друга понятий.

Репризы в устах  ведущих, репризность текста игровых  сцен и номеров активизируют внимание зрителей, помогают воздействовать на их эмоции и разум.

Так, в представлении, посвященном охране природы, браконьер-охотник, рассказывая о своем лучшем друге, ходившем “по краю родному” на трех изюбров, констатирует: “А теперь тоже ходит по краю, только край узенький, шаг вправо, шаг влево считается побегом”…

Вслед за репризой можно назвать таки художественно-образные средства, как аллегория и символика. Отдельные факты подвергаются осмеянию и в скрытой форме – в виде иронического намека, притчи.

Ирония – это прием художественного осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным выступает не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл. И чем сильнее противоречие между ними, тем ярче ироническая окраска. Ирония основана на сопоставлении данного и должного.

В одном эстрадном  монологе рассказывается о “прелестях”  городской жизни следующим образом:

“Вот, говорят, в нашем городе воздух загрязненный. Вредный, мол. На это я скажу: кому как! Мне, который привык, этот воздух даже очень полезен. Меня, наоборот, от озона мутит. Ей-богу! Час по лесу походишь – сердце свербит, а “Беломор” закуришь – вроде и отпускает. В прошлый месяц коллективно за грибами ездили, так, веришь, со мной в роще обморок случился. Надышался кислорода – организм не выдержал. Хорошо еще, ребята сообразили: подтащили меня к автобусу, к выхлопной трубе… еле отдышался!”

Двусмысленность здесь основана на сопоставлении  данного и общеизвестного.

Злая, негодующая ирония, изобличающая явления, особенно опасные по своим общественным последствиям, называется сарказмом. Сарказм является одним из сильнейших средств критики.

Сатирический  намек (особенно в репризе) – также одно из распространенных художественно-выразительных средств. В основе намека – неожиданное сближение двух частных понятий, позволяющее догадаться о третьем, более общем.

Реприза может  служить выражением не только отрицательной, но и положительной оценки фактов и явлений. Но в том и в другом случае контекст помогает понять недосказанный  вывод.

Гипербола, т.е. преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, усиливает нужное впечатление, делает его ярче.

Литота, художественное преуменьшение.

Снижение – художественно-выразительное средство, основанное на соединении возвышенного с узко практическим, явлений обобщающего характера и сугубо конкретных.

Пародия – ироническое подражание осмеиваемому образу, передача в гиперболизированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.

Формы и приемы художественной обработки материала могут быть самыми различными. Таким образом, можно явления одного порядка художественно разработать разными средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.

Так в чем  же видовая специфика агитационно-художественного  представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление – это, прежде всего агитация театрально-художественными средствами.

2. Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления

Литературно-музыкальная  композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

Понять литературно-музыкальную  композицию как сложившийся вид  театрализованного представления  можно лишь при сравнении, сопоставлении  с другими видами и разновидностями  явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь  совершенно точно отражены в самом  названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной  композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.  

Еще одной важной для любого театрализованного представления  чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала  на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Так монтажный  прием “стыка”, служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в  драме, и в стихах, и нет оснований  только по этому свойству соединять  воедино разные виды и роды искусства.

Литературно-музыкальная  композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.

Литературно-музыкальная  композиция – это  один из видов театрализованного  представления, где  органически сочетаются главным образом  литературно-художественные и музыкальные  элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Тема, идея, конфликт в  литературно-музыкальной  композиции.

Создание литературно-музыкальной  композиции, будучи процессом самостоятельным  и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение “оценивающей и усваивающей мысли”.

Литературно-музыкальная  композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров  и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

3.Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. 
 Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. 
Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами. 
 В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. 
В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал. 
 Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы — один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности. 

Если театр  требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений требует и содействия, активного вовлечения в то или иное действие. Это определяется агитационно-пропагандистским характером, как одной из основных черт драматургии театрализованных представлений.

Следовательно, сценарий театрализованного представления  или празднества обязательно должен предусмотреть и способы выявления активности его зрителей и участников.

К методам активизации  зрителей относятся  прямые обращения  к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление  гражданских ритуалов, шествий и т. д.

4. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности драматургии театрализованных представлений, удачное освоение в сценарии местного, близкого людям публицистического и художественного материала создают возможность импровизации в подобного рода представлениях. Это в свою очередь будит инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения, как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой, участниками и исполнителями, вносит коррективы в ход самого представления.

Одной из форм импровизации является игровая форма, включение элементов игры в театрализованное представление.

Психологическая потребность в игре присуща людям  всех возрастов. Участники массового  действия без специальной подготовки включаются в игровую импровизацию, в те или иные церемониалы, отвечающие творческому замыслу сценариста.

Но использование  игровой ситуации — дело очень  тонкое, требующее от организаторов  массового представления особого  педагогического и художнического такта. В игровых эпизодах представления, особенно если оно рассчитано на участие взрослых, должна быть реальная основа — действие, уже происходившее когда-то или могущее произойти, близкое и интересное участникам театрализованного представления.

Что касается самих  основ драматургии театрализованных представлений, ее теории, ее важнейших категорий, то они в свою очередь не могут быть выведенными, понятыми и изученными без знания основ теории драмы, имеющей многовековую историю и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров

    5. Театрализованное действо – это  особый  способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства. Театрализованное действо – всегда продукт повседневности, жизненных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме.

Таким образом, театрализованное действо – это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном материале, созданном путем преобразования этой реальности. Театрализованное действо явл-ся одной из составляющих духовной и худ-ой культуры как этноса, так и общества. «Театрализация» - явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, худ-ое творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. «Действо» - развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый  для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.

    Особенности таетр-го действа:

    1.                      В основе его сценария лежит документальный материал (документальный объект внимания сценариста)

    2.                      Таетр-ое действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, а создание психологии ситуаций, в кот-ых действуют и развиваются реальные силы.

    3.                      Тетр-ое действо полифункционально и решает след-ие задачи: дидактическую (назидательную), информац-ую (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистичес-

кую (получение удовольствия) и коммуникативную.

    4.                      Театр-ое действо, как правило, одноразово и сущ-ет как бы в единственном экземпляре.

    5.                      Театр-ое действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

Если театр-ое представление – это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сцен. площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителя, то праздник и обряд суть театр-ые действа, в кот-ых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего  

    Психолого-педагогические методы преподавания специальной дисциплины «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

1. Цели и задачи: - Раскрыть термин «театрализация», из чего состоит профессия режиссера театрализованных представлений. - Ознакомить с определениями: театрализация. Рассмотреть ее место в театрализованных представлениях. - Попробовать на практике применить полученный материал. - С помощью практических упражнений раскрыть определение театрализации. - Раскрыть проблему актуальности театрализованных праздниках (концертах). Возможно всем известных программ. День города, день учителя и т.д. – на этих праздниках высказать все плюсы, и минусы такого жанра как театрализация. Литература: Конович А.А. «Театрализованные праздники и обряды в СССР», 1990, Тихомиров  «Беседы о реж-ре театр-ых представлений» 1977, Шароев Н.Г. «Реж-ра массовых театралз. Представлений» 1980, Жарков А.Д. «Организация культурно-просветительской работы», 1989, 2. Изложение (+ задачи и цель): Дать определение понятиям: - метод, - режиссура театрализованных представлений (в сравнении с классической реж-ой), - театрализация, - научное понимание метода театрализации (педагогическое значение, воспитательное, способ худож-ой организации, эмоционально-художественная деятельность). Рассмотреть метод театрализации в: - концерте,- церемонии, - шествии, - конкурсной программе и .д. Более того, найти общее черты театрализации во всех видах и подвести итог. Предоставить видеоматериал какого-либо театрализованного представления и при просмотре особый акцент сделать на театрализацию. После этого – вопросы по изученной теме. 3. Заключительная часть. Подведение итогов по А.А. Коновичу – разработка театрализованного представления. Проговорить домашнее задание - посмотреть театрал-ое представ-ие и выявить какое значение выполнила в нем театрализация. Какие функции она в нем выполнила. Далее – ответ на возникшие вопросы у студентов. 4. Практическое занятие: придумать театрализацию (тему, образ) к: - детскому новогоднему утреннику, - 9 мая на площади, - спартакиаде на стадионе, дню книг в парке и т.д. Составить план-сценарий: - к празднику с реальным героем, - детскому празднику, - молодежному и .д. Задание на составление эпизодов сценария при помощи разных видов монтажа. 5. Вопросы для проверки: - определение режиссуры театрализ-ых представлений, - определение метода, - определение театрализации, - какое значение может иметь театрализация в представлении,- виды монтажа.  

Под театрализованным действом мы понимаем театрализованное представление, праздник или обряд. Театрализованное действо - это осо¬бый  способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства. 
Театрализованное действо - всегда дитя повседневности, жизнен¬ных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной |эмоционально-образной форме. 
Таким образом, театрализованное действо - это органическое соче¬тание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, рели¬гиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном (ху¬дожественном) материале, созданном путем преобразования этой реаль¬ности. 
Безусловно и то, что театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры как этноса, так и общества. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реаль¬ность приобретает присущий ей динамический и диалектический харак¬тер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде. 
Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества. 
1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит доку- 
ментальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста. 
2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии 
вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы 
3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидатель-ную), информационную (позвательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную 
4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует 
как бы в единственном экземпляре.  
5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых. 
Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями. 
Если театрализованное представление - это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сцениче-ской площадке, не требующее 
непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых при-сутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосред-ственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

9.Устные игры. Устные игры со словами

Дети - Вопросы воспитания, развития, общения

    Устные игры в  слова  – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. Для малышей это прекрасная возможность запомнить буквы, потренировать память, расширить словарный запас. Начните с самых простых устных игр: слова по цепочке, слова с общей темой. Ребенку постарше придутся по душе: предложение - история, тренировка памяти.   

   Слова по цепочке

   Первый  игрок произносит первое слово, второй игрок называет слова, начинающееся с последней буквы первого и т.д. Повторяться слова не должны. Если записывать все, произносимые слова, то получится следующая цепочка: автобус – сорока – карандаш – шанс).  

   Слова с общей темой

   Сначала выбирают тему, например, имена, или растения, или одежда. Первый игрок называет первое слово, соответствующее теме, затем тоже самое делает и второй игрок. Повторять слова нельзя. В качестве темы для такой устной игры можно взять: «слова на букву «А»».  

   По  полслова

   Эта устная игра проходит динамичнее и увлекательнее, если задействовать в ней мячик. Игроки встают друг против друга или в круг, если их много, тот, у кого мячик, произносит первую половину слова и бросает мяч следующему игроку. Тот должен закончить слова и поймать мячик. Например, первый произносит «паро-», а второй быстро договаривает «-воз».  

   Антонимы

   В этой устной игре один называет слово, а второй подбирает к нему противоположное по смыслу: кислое – сладкое, большой – маленький, черный – белый, яркий – бледный.   

   Что лишнее

   Первый  из игроков называет несколько слов, все кроме одного из них объединены общим смыслом. Второй игрок должен назвать лишнее слово. В самом  простом варианте этой устной игры вопрос может звучать так: «Что лишнее: ромашка, роза, одуванчик, бабочка?»   

   Предложение - история

   Такие устные игры могут стать возможностью для того, чтобы придумать целую сказку. В самом простом варианте первый игрок произносит слово, второй «присоединяет» к нему следующее по смыслу, так строится длинное предложение. После которого можно начать и следующее, логически его продолжающее. Например:

   - Рыжий.

   - Рыжий кот.

   - Рыжий кот умывается.

   - Рыжий кот умывается лапой.

   - Рыжий кот умывается лапой  и щурит.

   - Рыжий кот умывается лапой  и щурит глаза.

   - Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза от солнца.  

   Тренировка  памяти

   Задача  игрока повторить уже названное  предыдущим слово и только потом  добавить свое. Первый игрок в свою очередь повторяет свое слово, слово, добавленное вторым игроком и  новое слово. Такая устная игра может включать как любые слова, так и слова с одной темой.  

   Самые простые устные игры в слова, помогут вам в том случае, если проблема «чем занять ребенка» стоит перед вами во время долгой и скучной поездки или ожидания в очереди врача. Устные игры прекрасно совмещаются с другими одновременными занятиями, когда мама занята по дому или вместе с малышом делает уборку, когда ребенок вместе с родителями возвращается домой с прогулки или идет в садик.  
 

10. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Такие игры дают участникам широкий набор способов поведения, их действия нельзя заранее предугадать. Подвижные игры развивают ловкость, быстроту реакции, смекалку. Для проведения подвижных игр вам может понадобиться какой-нибудь несложный инвентарь, который лучше подготовить заранее.

13. Всякое  художественное творчество имеет  своим исходным моментом определенный  замысел будущего произведения. Это относится и к режиссуре.

Режиссерский  замысел – это неосуществленное решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения. Работа над замыслом – творческий процесс  режиссера. Замысел содержит в себе гражданское, идейное толкование, смысловое  и действительное толкование.