Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений

 Карельская государственная педагогическая академия  
 

                                                                    Факультет Дошкольной и социальной         педагогики и психологии 
 
 
 

Кафедра дошкольной и 

социальной педагогики  
 
 
 

Театрально-художественная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений.

    курсовая работа 
 
 
 
 
 

Выполнила:

  Елена Валерьевна  Кононенко,

Студентка 724 группы, ОЗО 

Научный руководитель:

Судакова  Р.В.,

ст. преподаватель 
 
 
 
 
 

Петрозаводск 2011

Содержание

Введение.                                                                                                   Стр. 3                                                                                                          

Глава 1. Влияние театрализованной деятельности на формирование

театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.                                                                                                       

    1. Теоретический подход к проблеме формирования театрально-игровых умений детей дошкольного возраста.                   Стр. 6
    2. Проектирование развивающей, творческой среды.              Стр. 12
    3. Характеристика, классификация, виды театрализованных

игр. Средства для использования в театральной деятельности.              Стр. 15            

    1. Организация самостоятельной театрализованной

деятельности  и развитие творческой активности дошкольников.           Стр. 20

    1. Особенности руководства театрализованной

деятельностью в средней группе.                                                              Стр. 22

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию театрально-игровых умений детей дошкольного возраста, посредством театрально-художественной деятельности.                                                                 

           2.1. Изучение уровня театрально-игровых умений.                      Стр. 31

           2.2.   Составление и апробирование серии театрально-игровых занятий, направленных на формирование театрально-игровых умений.              Стр. 41

           2.3  Анализ результата                                                                 Стр. 49

Заключение.                                                                                                  Стр. 53

Список литературы.                                                                                    Стр. 55

Приложение                                                                                                  Стр. 56 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Дошкольное  детство – это  благоприятный период для формирования и развития творческо-игровых умений потому, что в этом возрасте дети любознательны. Воспитатели ДОУ вместе с родителями, должны поощрять любознательность, передавать развивающие знания, вовлекать в различные виды деятельности, что способствуют расширению детского опыта.

     Цель  психолого-педагогической задачи –  воспитание гармоничной личности. Формирование  творческо-игровых умений способствует развитию гармоничной личности ребёнка. Различные виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности”. (Э.И.Ильенков)

        Что же такое творчество? Творчество  понятие широкое, многозначное, оно  по-разному трактуется в научной литературе: творчество как порождение новых смыслов (экзистенциально - философское понятие); творчество как оригинальное, гибкое продуктивное мышление (понятие в психологии); творчество как адаптационное поведение (социологический аспект); творчество как непродуктивная деятельность (педагогический аспект). Часто творчество рассматривается как универсальная способность присущая каждому человеку, или как редкая способность – одарённость. Так вот, эти способности являются врождёнными задатками, которые необходимо развивать для того, чтобы ребёнку было легко адаптироваться и жить в нашем сложном мире. Жить в Мире, в моём видении, означает стать неотъемлемой частью Мироздания, иметь возможность создавать нечто новое – будь то деятельность внешнего мира или продукт мышления, приводящий к новым знаниям, чувствам, отражающим новое отношение к действительности. 

      Театрализованная деятельность воспитывает эстетическое отношение к Миру. Стремление ребёнка к творческому действию, к воплощению образа, к реализации художественного замысла заложено в самом процессе, и именно в театрализации находит полное осуществление.

      Драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее ярко и непосредственно влияет восприятие,  личные переживания, связанные с художественным творчеством. Как отмечает Петрова В.Г.: «Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых».

      Исходя  из вышесказанного, следует сделать вывод: ребёнок приобщается к жизни, к самостоятельному существованию, собственному видению окружающей реальности. Для адаптации и реализации жизненных возможностей в ребёнке необходимо воспитывать  эстетическое отношение к окружающей действительности: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную стороны, направленную на формирование целостной творческой личности.

       Современная психолого-педагогическая наука говорит о том, что ребёнку проще познавать мир, во всех его проявлениях, в первую очередь через игру. Театрализованная игра является уникальным способом развития творческо-игровых умений и наилучшим средством воспитания эстетических качеств ребёнка. Решение задач, направленных на реализацию формирования различных творческих навыков в сфере театрального искусства и развитие коммуникативных способностей являются единым взаимодополняющим процессом.  Театр является наглядной формой художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством воспитания эстетических качеств выступает сценическая игра, выражающая смысл и содержание сюжета, специально выбранного для детей дошкольного возраста.  
 
 

     Объект  исследования: театрализованная деятельность детей среднего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство формирования театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.

     Цель: исследовать влияние театрализованной деятельности на формирование театрально-игровых умений детей среднего дошкольного возраста.

     Задачи:

    - Проанализировать  психологическую, методическую литературу  по       данной теме;

    - Выявить и формировать игровые умения;

    - Подобрать  и апробировать серию театрально-игровых занятий;

    - Сравнить и проанализировать результаты проделанной работы, по окончанию проведения серии занятий.

    Гипотеза: Театрально-художественная деятельность формирует театрально-игровые умения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Глава 1. Влияние театрализованной деятельности, как средство формирования игровых умений, на детей дошкольного возраста. 

    1. Теоретический подход к проблеме формирования игровых умений детей дошкольного возраста.

      Среди многих видов творческой деятельности детей, особой любовью пользуются театрализованные игры, драматизации, содержанием которых являются сюжеты  сказок, рассказы. В одних случаях дети изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся игрушки. В произвольных, театрализованных  играх дети могут не только передавать содержание своих сказок или литературных произведений, но включать фантазию изменять содержание, обогащать чувственные образы своих героев. Изучение театрализованных игр является очень актуальным и интересным исследованием, оно показывает, что в характере деятельности детей заложен большой стимул для формирования игровых  умений, к которым можно отнести: развитие наглядно-образного мышления, художественно-эстетического вкуса, нравственного воспитания, основы коммуникации, развитие речи и многих других аспектов творческого развития ребёнка. Участие детей в игре требует особых умений, которые проявляются в ходе реализации художественно-театральной деятельности. Например: умение импровизировать; владение способами актёрского мастерства (средство художественной выразительности): мимика, жесты, движения, эмоциональные интонации; умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру); умение пользоваться монологической и диалогической речью; умение управлять куклами-актёрами (марионеткой, би-ба-бо и др.); понимать мораль  произведения и характер героя.

     Театрализованная  деятельность создаёт  условия для развития творческо-игровых умений, а так же организует внимание,  логическое мышление, быстроту реакции, формирует умение перевоплощения в художественные  различные образы, совершая действия от его имени, передавая особенности характера данного персонажа. 

     На  основе театрализованной деятельности развивается  и формируется  духовность личности ребенка. У детей  появляется интерес  к искусству, тем  самым закладывается основа эстетического направления.  Приобщаясь к литературе, музыке, театру, ребёнок воплощает свои чувства, переживания в, пусть кратковременный, но реальный период своей жизни. Эта деятельность побуждает сознание  ребёнка к созданию новых образов, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, тем самым развивает механизмы  мышления и духовное видение Мира.

     «Особое значение в детских образовательных  учреждениях можно и нужно  уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить

его с  детской литературой, музыкой, изобразительным  искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.» [1]

      Дети, создавая какой-либо художественный образ,  выражают собственное внутреннее духовное видение. Руководитель должен всего лишь направить восприятие ребёнка на тот или иной образ, помочь разобраться в характере образа, который предстоит передать, предложить детям выбрать определенные выразительные средства, что помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности характера персонажа, побуждает к самостоятельным импровизациям.

      Благотворно влияют на формирование и развитие творческих, игровых  умений музыкально-театральные постановки. В этих случаях следует качественно выбирать  музыкальные произведения, т.к. музыкальное сопровождение служит дополнительным пояснением характера произведения как бы своеобразным сценарием для воплощения сюжета в действии. Так же поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять содержание произведения.

        Неотъемлемой частью творческой деятельности, в частности театрально-игровой, являются умения коммуникативных действий. Бесспорно, именно в коллективе развивается умение общаться. Театральная деятельность сопутствует этому процессу, в ней присутствует равноправие участников процесса. В совместной деятельности происходит реализация всех, в процессе чего дети тесно сотрудничают  между собой независимо от близости отношений в повседневной жизни.

      Грамотно  сформулированные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности привлекают детей к совместному сотрудничеству, посредством диалога. Побуждают анализировать различные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик и высказываний незаметно активизируется лексический словарный запас ребенка. Диалог персонажей художественного жанра, заставляет ребенка ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.     

      Очень интересна в своём разнообразии специфика режиссёрской игры. Ребёнок распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли, по очереди выполняет все роли. Ребенок включает в процесс свою фантазию и управляет содержанием сюжета, строит и меняет в соответствии со своими желаниями. Сюжеты очень разнообразны и динамичны, порой даже чем в совместных играх. Это объясняется свободой воображения и фантазии ребенка в построении сюжетов, отличается возможностью актуализировать в игре собственный опыт, или порой устранять трудности, связанные с общением. Роль персонажей могут играть игрушки, полуфункциональными предметами или их можно назвать игрушки-заместители (камешки, шишки, жёлуди и прочее).

      Ребенок в таком виде деятельности всегда раскован, открыт, это позволяет производить исследовательское наблюдение, через которое появляется возможность получить сведения о внутреннем мире и развитии ребёнка. Этот способ исследования уникален, поскольку не всегда другим способом возможно получить столь достоверные, наглядные сведения о внутреннем состоянии и мироощущении ребёнка.

      Игры-драматизации строятся на основе литературного произведения или  готового сюжета. От детей требуется: понимание содержания произведения, характеров образов героев, поэтому действия, выполняемые детьми, более сложные, они должны быть подчинены определённому требованию, выполнения обязательного образа героя. Передача образа так же требует от детей умения использовать различные средства выразительности (жесты, мимику, пантомимику). Но это не исключает подключение инициативы, самостоятельности в проявлении собственных чувств и переживаний.

      И выше сказанного, можно определить педагогическую ценность театрализованной деятельности для дошкольников:

- формирование у детей чувства партнерства, что в последствии ребёнок переносит подобное отношение к людям в реальной жизни;

- художественно-творческая деятельность оказывает благотворное влияние на эстетическое воспитание и художественно-эстетический вкус;

- способствуют умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе,  развивают фантазию, воображение, словесно-логическую, наглядно-образную форму мышления;

- формирует  нравственную направленность;

- в определённой степени содействуют физическому развитию детей;

- способствуют формированию и развитию художественно-исполнительских способностей;

- развивают  коммуникативные навыки.

     Существуют  различные формы организации  театральной деятельности. Это могут  быть:

- Театрализованное занятие;

- Театрализованная игра на праздниках, развлечениях;

- Мини-игры  на музыкальных занятиях;

- Театрализованные  игры-спектакли;

- Самостоятельная  театрально-художественная деятельность;

- Посещение  театров; и пр.

     Различают типы театрализованных занятий с детьми:

- Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).

- Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.

- Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.

- Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о

специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы).

     Объединяются  все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.

- Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности

выступает не только художественная, но и любая  другая деятельность.

- Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов. [2]

     Занятия театрализованной деятельностью выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую.

     Содержание, формы и методы проведения занятий имеют цели:

— развитие речи;

— формирование навыка эмоционального самовыражения;

— социально-эмоциональное  развитие детей.

В результате достижения цели у детей формируются

коммуникативные качества:

умение принимать себя и других;

умение видеть в другом человеке его достоинства;

эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

знание культуры человеческого общения.

коммуникативные навыки:

накопление опыта положительного взаимодействия;

умение находить общий язык;

умение без насилия решать конфликты;

навыки эффективного общения;

умение выражать свое мнение публично;

навыки коллективного взаимодействия;

навыки взаимного уважения и признания. [9]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Проектирование развивающей, творческой среды.

     Очень важно обратить внимание на организацию  развивающей, творческой среды. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия в первую очередь для обучения ребенка в процессе самостоятельной деятельности. Благодаря правильно организованной среде, ребенок имеет возможность развиваться всесторонне, постигать знания о свойствах и признаках предметов, познавать животный и растительный мир и т.д..

      В развивающей среде развиваются разные виды активности ребенка: умственной, игровой, физической. Таким образом, происходит развитие всесторонней личности.

      Грамотно  организованная в учебном заведении творческая атмосфера формирует у ребёнка мотивацию к познанию и саморазвитию; даёт выход поисковой активности; предоставляет максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных особенностей; способствует укреплению веры в себя, установлению саморегуляции; даёт ценный опыт адаптации в коллективе. Включившись в творческую деятельность, ребёнок меняется, эти изменения носят качественный характер и безусловно влияют на все стороны личности ребёнка. Главная задача не только организовать практическую деятельность, но и приобщить его к ней, вовлечь в увлекательный процесс, предложить такие формы самовыражения, в которых ребёнок почувствует себя созидателем, «сделать так, чтобы творчество стало личностным образованием ребёнка» [3]

      Немаловажна и психологическая атмосфера. Составляющие такой атмосферы описаны К.Роджерсом.

      1. Признание безусловной  ценности индивида. «Человек, создающий  условия для развития, всегда способствует  творчеству, если  он чувствует,  что данный индивид  ценен сам по себе…Индивид чувствует себя в безопасности, испытывая такое отношение …может проявить себя нестандартно, по-новому…он движется к творчеству»

      2. Создание обстановки, в которой  отсутствует внешнее оценивание. «Говоря «Это плохо или хорошо»  - мы ставим человека в зависимость от внешних сил и уводим от творчества»[4]

      3. Сопереживающее понимание. «Если  я понимаю вас, сопереживая,  смотрю на вас…при этом всё-таки  принимаю вас, - тогда это на  самом деле безопасность. В такой  обстановке…вы можете позволить  себе проявить своё настоящее «Я» и выразить его в разнообразных новых творениях. Это основной фактор, способствующий творчеству» [4] 

     Таким образом, можно утверждать, что основная работа для обеспечения успешного  творческого процесса начинается задолго  до самого истечения процесса. Самое важное условие – это человеческое отношение, которое складывается между педагогом и детьми. А у воспитателя ещё есть главная функция – он «заражает» воспитанника, он включает в себя мощные и одновременно тонкие психофизиологические процессы, что не может быть описан в нескольких словах. (Е.Е.Кузина 2008). 

      Творческая  среда в процессе театральной  деятельности должна соответствовать  образовательной среде, описание которой  предоставил в своих работах  В.А. Ясвин. Исследователь определил три структурных единицы: физическое окружение, человеческие факторы и программа обучения. Все вместе эти составляющие обеспечивают комплекс развивающих возможностей для всех участников процесса: педагога и детей. В.А. Ясвин предлагает считать критериальным показателем среды наличие условий и возможностей для развития активности и личностной свободы. «Среда творческого типа более всего соответствует целям развивающего обучения» [4]

      Предлагается подробнее рассмотреть составляющие творческой, развивающей среды. 

     Во-первых, среда развития ребёнка должна соответствовать общепринятому государственному стандарту. Государственный стандарт дошкольного образования – это государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в ДОУ. 

     Три основных компонента государственного стандарта:

     1.требования к содержанию и методам воспитания и обучения (к программам и педагогическим технологиям);

     2. требования к характеру взаимодействия  педагогов с детьми;

     3. требования к среде развития. [5]

           Не маловажно не только физическое окружение, но и человеческие факторы. Влияние физического пространства на психику ребёнка часто недооценивают. Редко человек задумывается над тем, что окружает нас. Между тем для творчества это очень важно, так как любая формализованная бездушная среда действует на угнетающе на ребёнка. По возможности следует приложить усилия, чтобы найти пространство, где не только взрослому, но и ребёнку будет комфортно, это могут быть специально оборудованные помещения, где есть возможность свободно передвигаться, сидеть и даже лежать, ведь только неформальная обстановка даст возможность раскрыться ребёнку в творчестве. Нужен оптимистичный цветовой дизайн и хорошая освещённость.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Характеристика, классификация, виды театрализованных игр. Средства для использования в театральной деятельности.

     Ведущей деятельностью у детей  дошкольного  возраста является игровая деятельность. Она развивает умственные способности, физические качества, конструктивные навыки, умения коммуникации, любознательность и интеллект ребёнка.   Ребёнок проявляет своё творчество в разных вариантах: сочинение сказок и различных сюжетов, основанных на жизненном опыте (классифицируется, как продуктивная деятельность); воплощение ролей сценария путём использования кукольных средств и самостоятельной сценической игры (исполнительская деятельность); изготовление материалов декорации и кукол героев (деятельность оформительская). Даже простой просмотр театральной постановки формирует творческо-эстетическое восприятие ребёнка.