Театрально-игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте

Оглавление

Введение                                                                                                                      3

Глава 1  Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности

1.1 Понятие игровой деятельности                                                                          6

1.2 История  возникновения игры                                                                           11

1.3 Виды  и классификации игр                                                                                15

1.4 Театрально-игровая  деятельность дошкольников                                          21

Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ                         31                                             

2.2 Роль и значение  театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста  в условиях ДОУ                                                                 36                                                                                               

2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ               40                                                                                           

Заключение                                                                                                                50

Список литературы                                                                                                   53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     
 

Введение 

       В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, компьютеры, телевидение не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

     Актуальность  работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

     Существует  и другая важная проблема, волнующая  педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической  адаптации ребёнка к школе  у 67-69% первоклассников возникают  страхи, срывы, заторможенность, а у  других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

     С древних времён различные формы  театрального действа служили самым  наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

     Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического  воспитания подрастающих поколений. Преодолевая  пространство и время, сочетая возможности  нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

     Цель  курсовой работы: выявление педагогических условий по организации и проведении театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ   

     Объект исследования: театрально-игровая деятельность

     Предмет исследования: театрально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

     Исходя  из объекта и предмета исследования,  можно сформулировать следующие  задачи:

1. Рассмотреть сущность игровой деятельности;

2. Изучить  историю возникновения игры;

3. Рассмотреть виды и классификацию игр;

3. Рассмотреть особенности театрально-игровой деятельности дошкольников;

5. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста ; 

6. Выявить роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;

7. Разработать  методические рекомендации по  организации и проведении театрально-игровой  деятельности детей старшего  дошкольного возраста в условиях  ДОУ

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- наблюдение

Структура работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1  Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности 

     1.1 Понятие игровой деятельности 

     Игра  занимает весьма важное, если не сказать  центральное место в жизни  дошкольника, являясь преобладающим  видом его деятельности. В отечественной  психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлений, ориентация между людьми, первоначальные навыки коопераций (А.В Запорожец, А.Н Леонтьев, Д.Б Эльконин и др).

     Игра  – это форма деятельности в  условных ситуациях, направленная на воссоздание  и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.

     Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф.Фребелю. В отечественной педагогике  мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К Крупская. Отмечая значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них- труд, игра для них – серьезная форма воспитания» Игра для дошкольников – способ познания окружающего. По убеждению Н.К Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединить их в игре. [9:252]

     Идею  о необходимости «пропитать всю  жизнь» маленького ребенка игрой  высказывал Макаренко. Высоко оценивая игру детей, А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. [12:123]

     К. Д Ушинский считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. « Не надо забывать, - пишет К.Д Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка». Ушинский один из первых утверждал , что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.[18:290]

     Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.

     Я. А Коменский рассматривал игру как  естественную потребность ребенка  двигаться, играть, ибо каждому здоровому  ребенку просто необходимо двигаться. « Чем больше ребенок делает, бегает, работает, тем лучше он потом спит, тем лучше усваивает пищу, тем лучше растет, тем лучше здоровья и свежести тела и мысли приобретает: но только всегда беречь его надо, чтобы увечий не было»[10: 194]

     Игры  согласно Я.А Коменскому, укрепляют  здоровье ребенка, воспитывают его  чувства, совершенствуют движение, ловкость, духовную свежесть и зоркость.

     «Лучше  играть, чем бездельничать, ибо в  игре всегда мыслить чем -нибудь занята и часто шлифуется». [10: 201]

     Коменский понимал игру и как естественное воспитание воли, черт характера и  всей личности ребенка.

     С. Л Рубинштейн первым сделал попытку  создать отечественную теорию игры. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. О том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах А. Н Леонтьев. «Специфическое отличие игры преддошкольника, - пишет Леонтьев, - от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, составляя основу сознания ребенком мира, человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка»[16: 380]

     П.П  Блонский полагает, что игра общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, которой подходил бы под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка все же серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью «Игра», он заявил, что «игра» есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

     Игра  всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем  и будущем. С одной стороны, она  предоставляет личности сиюминутную  радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

     В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

     Сущность  игры заключается в том, что в  ней важен не результат, а сам  процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

     Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть»

     Некоторые психологи считают, что детские  игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, тогда термин “творчество” действительно неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.

     Л.С.Выготский  заметил у детей дошкольного  возраста появление замысла, что  означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

     Творческий  характер игры подтверждается тем, что  ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

       О творческом характере детской  игры говорят многие деятели  искусства. К.С.Станиславский советовал  актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал: “Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако никогда не теряет своего реального “я”. Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, - гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией”.

     Таким образом, игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.

     В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки. 

          
 
 
 

1.2 История возникновения игры 

     Игра  – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры? [4:24].

     Детство существовало не всегда. О возникновении  детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного  включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.

     Игра  не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно  при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

     «Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе.

     По  свидетельству Платона, еще жрецы  Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

     Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития. В начале 20 века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра- это дитя труда», выступил немецкий психолог В. Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса»(1912) .

     Г.В  Плеханов изучал проблему происхождения  искусства в человеческом обществе. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе с разными видами искусства. Таким образом, Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По мнению Г.В Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т.п. Труд, охота, война с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в истории общества труд старше искусства и игры.

     Д.Б  Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой  игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых.

     Усложнение  орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т.д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях ( лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.

     Наконец, с возникновения различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни не возможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведения, взаимоотношение взрослых. Следовательно. ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов. А в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

     Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

     Первые  игровые формы возникли еще в  слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения. коолективообразования, передачи информации. При этом они наделялись магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.

     С развитием общества со сменной формации (от первобытной общиной к рабовладельческой  и феодальной) ритуалы и обряды перерастают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры-театрализованные представления и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.

     Игра  становиться важнейшей частью досуга народа. В них появляются ловкость, смекалка, юмор участников.

     Выдающий  ученый Е.А Покровский отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древних времен занимали видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации.

     В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Большинство из этих игр сейчас  позабыты, но некоторые, дети играют и по сей день.[22: 45]

     Таким образом, игра явление историческое, она представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские  годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

     Игра  возникает в ходе исторического  развития общества в результате изменения  места ребенка в системе общественных отношений. 

                 
 
 
 

1.3 Виды и классификация игр 

     Детское игры – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленно изучения природы игры, особенностей каждого ее вида. А также для того, чтобы определит, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

     Немецкий  психолог К. Гросс характеризует виды игр по их педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов(семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.)

     В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских  игр, базирующаяся на степени самостоятельности  т творчества детей в игре. Первоначально  к классификации детских игр  по такому принципу подошел П.Ф Лесгафт, позже его идея получила развитее в работах Н.К Крупской.

     П.Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст  – период имитации новых впечатлений  и их осознания посредством умственного  труда. О разделил детские игры на две группы: имитационные-подражательные) и подвижные ( игры с правилами).[11:112]

     Авторы  Газман О.С и Харитонова Н.Е в  книге «В школу- с игрой» среди многообразия игр, которые используют в работе детьми, различают: сюжетно-ролевые игры, игру-труд, дидактические и подвижные игры, игры-забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.

     Одним из первых попыток провести определенную систематизацию детских игр принадлежит  Ф.Фребелю. Согласно одному варианту его  классификации, все игры детей следует  делить:

     - на игры-подражания действительной  жизни

     - на игры-применение того. Что было усвоено в школе

     -на  всевозможные продукты творческой и изобразительной деятельности.

     В. Штерн делит игры на одиночные  и социальные. В ходе одиночных  игр ребенок устанавливает господство над собственным телом и над  вещами, а также разыгрывает роли, которые позволяют уточнить представления о собственном «я» и его возможных превращениях.[21:127]