Театральное искусство Башкортостана

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ  ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

                  Кафедра «Туризма

 и гостеприимства»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине

Краеведение

Тема:

«Театральное искусство Башкортостана»

 

 

                                                                                                              Выполнил(а):

                                                                                                             Студент(ка) гр. БГОД-1

                                                                                                             Вахнина Д.А.

                                                                                                             Проверил:

                                                                                                                      Профессор Болтушкин В.В.

 

Уфа 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...……..3

ГЛАВА 1. История возникновения театрального искусства в Башкортостане…………………………………………………………4

ГЛАВА 2. Театры Башкортостана……………………………………7

2.1 Башкирский государственный  академический театр драмы имени М. Гафури……………………………………………………....7

2.2 Башкирский государственный  театр оперы и балета…………..10

2.3 Государственный академический  русский драматический театр Республики Башкортостан……………………………………...…....13

2.4 Уфимский государственный  татарский театр «Нур»……….....16

ГЛАВА 3. Выдающиеся деятели театрального искусства Башкортостана……………………………………………..…...…….19

3.1 Рудольф Нуриев………………………………………………......19

3.2 Федор Иванович  Шаляпин……………………………………….20

3.3 Котлоахметов  Арслан Мубарякович…………………………….23

3.4 Сахибжамал  Гизатуллина-Волжская……………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….26

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………27

ВВЕДЕНИЕ.

 

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни»1, – писал В.Г. Белинский.

Если в русском театре первой половины XIX века господствующим направлением был сентиментализм, то во второй половине столетия он начал отражать глубокие социальные процессы, которые происходили в стране, обнажать многие темные стороны действительности. Выдающиеся русские драматурги в целом ряде пьес подводили зрителей к мысли о необходимости общественного переустройства.

Крупнейшими театрами страны в то время были московский Малый (1824) и петербургский Александринский (1832). Но театральная жизнь, конечно, не ограничивалась Москвой и Петербургом. Было много хороших театров и в провинции – в Киеве, Харькове, Ростове, Саратове. Были театры и на Урале. Среди наиболее известных и старейших – театры Перми, Уфы, Оренбурга.

Истории Башкортостана посвящено много научных трудов, выпущено много интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашей республики.

В энциклопедии «Башкортостан» можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее ценна эта книга тем, что значительные события и факты освящаются в ней в связи с деятельностью многих известных личностей.

Статья Г. Коваленко «У истоков башкирского театра» рассказывает о нелегком, но славном пути появления театра, о его прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его подмостках.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В БАШКОРТОСТАНЕ

 

Начальным этапом развития театральной  культуры Башкортостана  явились любительские театры. Его зачинателями стали политические ссыльные. Уже в 70-х гг. 18 в. польскими конфедератами, сосланными в Оренбургскую губернию, в Уфу и в другие города края было организовано несколько драматических  кружков, в том числе крепостные театры2. Поступательное развитие любительского театра приводит в 1-й трети 19 века к учреждению художественных объединений в Уфе, Стерлитамаке, Бирске, Белебее. Подлинный взрыв любительского театра наблюдается в 1919-1921. В городах и крепостных поселках, а также на предприятиях и в воинских формированиях существовали театральные художественные коллективы. Профессиональный русский театр в Башкирии берет начало с антрепризы известного театрального деятеля П.А. Соколова (1841-43), где ставились "Ревизор" Н.В. Гоголя, опера "Аскольдова могила" А.Н.Верстовского. На рубеже 19 - 20 вв. широко развертывается гастрольная деятельность столичных театров в Уфе и губернии.

  Профессиональные театры БАССР сложились в разное время в Бирске, Белорецке, Стерлитамаке, а также при Башкирской государственной филармонии. В настоящее время русский национальный театр представлен коллективами Республиканского русского театра, Русского драматического театра, Театрального объединения города Стерлитамака, русскими труппами Национального молодежного театра РБ и Башкирского театра кукол. Особую страницу истории русского театра в Башкортостане составляет музыкальный театр (Театр оперы и балета).

Башкирский  национальный театр в своем историческом развитии отражает целостный образ и особенности театральной культуры края. Уже в 10-х гг. В.Г.Иманский и его "Товарищество" апеллируют к традиционным ценностям башкирской национальной культуры и осваивают формы народного исполнительства. Эпические и исторические сюжеты и обрядовые формы народной культуры привносят в театр методологии, принципы и поэтику народного театра. Становление национальной драматургии углубляет процесс формирования самобытной эстетики башкирской сцены. В 1919-1924 складывается театрального система Иманского, реализованная в деятельности Башкирского передвижного театра. Она представляла широкий творческий метод, объединяющий разнообразные художественно-эстетические и поэтико-стилевые начала от последователей реализма до экспрессионизма и конструктивизма. В центре системы - учение о художественном ансамбле как театрально-сценическом отражении народного обряда. Взгляды Иманского нашли отклик в теоретических работах и художественной практике И.Зайни, Г.Мингажева, Б.Юсуповой, Г.Альмухаметова, Ф.Гаскарова. В общей форме они вошли в принципы и нормы художественной деятельности других творческих коллективов республики, в частности, Сибайского театра драмы, Салаватского драматического театра. С конца 20-х гг. областная партийная организация предпринимает ряд акций, направленных на нейтрализацию национального своеобразия театральной культуры Башкортостана. 15 декабря 1931 Башкирский обком ВКП(б) принимает "Резолюцию о развитии башкирского национального театра". Документ положил начало "пролетарской классовой линии" в искусстве Башкортостана, "беспощадной борьбе против реакционно-националистической тенденции"3, обернувшихся унификацией творческого облика театра, искоренением наиболее самобытных форм национального театра. Разрывы в линии связей театра как с мировым художественным процессом, так и традициями народного искусства еще не были катастрофическими. Достоянием башкирского театра непосредственно становится круг эстетических доктрин А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда и, главным образом, К.С.Станиславского, проводником которых становится М.А.Магадеев - "реформатор башкирского театра". Объявив о своей приверженности соцреализму, башкирский театр практикует метод и поэтику социально-психологического реализма школы Станиславского. Краткие постановки середины 30-х гг. составили славу национального театра в целом, а Башкирскому государственному театру драмы принесли звание академического. Жестокий урон театральной культуре Башкортостана был нанесен в 1937-1938 и 1946-1948, когда политические репрессии против деятелей сцены сомкнулись с разрушительной атакой на ее эстетические ценности. Полнота художественного мышления стала возвращаться в театр с середины 50-х гг. Разнообразие жизненных тем, отказ от наиболее ортодоксальных нормативов соцреализма и норм "воинствующего гуманизма" во имя просто гуманизма, ознакомление с современными теориями мирового искусства всесторонне подняли уровень сценической культуры. Распад коммунистической системы толкнул театр Башкортостана на самобытные поэтические решения, в которых стали вызревать новые эстетические концепции. Наиболее плодотворна среди них концепция синтетического театра, совмещающего в себе творческие факторы реализма, мифологии и модернизма. Она вызревала исподволь и нашла конкретное выражение в драматургии М.Карима, проявилась в творчестве режиссера Ш.Муртазиной, приобрела статус кредо в искусстве режиссера Р.Исрафилова, сценографа Т.Еникеева, композитора М.Ахметова, С.Низамутдинова и других деятелей сцены Башкортостана, в ключевых произведениях всех творческих коллективов республики.

     Татарский театр в Башкортостане сложился на рубеже 19-20 вв., формировался и развивался под благотворным влиянием русской театральной культуры. Первый спектакль первой профессиональный труппы под руководством И.Б.Кудашева-Ашкадарского "Ученые и невежды", как и многие другие произведения раннего периода, являлся переводом и переделкой комедии А.Н.Островского "В чужом пиру похмелье...". Труппа, выступившая под названием "Мусульманская драма и мелодрама", дала начало основным театральным объединениям края. Это, прежде всего, "Сайяр", "Hyp" (Театр "Hyp") и труппа Муртазина-Иманского "Ширкэт", творчество которых сыграло роль в становлении как татарского, так и башкирского театра. Движение в сторону поэтического синтеза предстало в творчестве М.Файзи, утвердившего в татарской, а затем и в башкирской драматургии жанр музыкальной мелодрамы. После Октябрьской революции красные силы татарского театра были сосредоточены в труппах Уфы и Стерлитамака и составили часть художественной традиции башкирской национальной сцены. Дальнейшая история татарского театра в Башкирии прерывиста. В 30-е гг. в республике было организовано несколько колхозно-совхозных театров, распущенных с началом Великой  Отечественной войны. В начале 90-х созданы 2 татарских сценических коллектива – Уфимский татарский государственный театр "Hyp" и Туймазинский драматический театр.

 

ГЛАВА 2. ТЕАТРЫ БАШКОРТОСТАНА

2.1    Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури.

Башкирский  государственный академический  театр драмы имени Мажита Гафури образован 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке, прежней столице БАССР. Первый художественный руководитель и  директор - известный в театральном мире России начала ХХ в. актер и режиссер, основатель первых сценических объединений в Башкортостане В.Г.Муртазин-Иманский.

Первый спектакль  БГАТД – драматическая хроника  поэта и драматурга Ф.Сулейманова-Инана  “Богатырь Салават” поставлен Муртазиным-Иманским в декабре 1919 г.

 В 1935 г.  Башкирскому государственному театру  драмы присвоено звание академического.

 В 1970 году театр награждается орденом Трудового Красного Знамени.

 В 1971 году театру присваивается имя Мажита Гафури.

1955-1985 гг. – время  возрождения сильных гуманистических традиций академической труппы Башкортостана и демонстрации ее способности быть на гребне нравственного и эстетического развития человечества. В обозначенные годы в БАТД им. М.Гафури работали режиссеры В.Г.Галимов, Ш.М.Муртазина, Л.В.Валиев, Р.В.Исрафилов, В.Сайфуллин и другие

      Раскрепощению художественной мысли  в искусстве, совершенствованию  профессиональной сценической речи  в большой степени способствовали  воспитанники уфимской театральной  школы. 

      Таким образом, БАТД им. М. Гафури пережил великую театральную эпоху, связанную с именем его создателей и творчеством последующих поколений.

      К сожалению, театр пережил  горькие года 90-х и годы работы  без штатного режиссера в начале 2000-х. 

     В  2003 году, окончив учебу в Российской академии театрального искусства, вернулись Рустем Хакимов и Айрат Абушахманов.

     В  2005 году Айрат Абушахманов назначается  главным режиссером БАТД им. М.  Гафури, заявив о себе как о  режиссер в 2003 году дипломным  спектаклем «Долгое – долгое детство» по одноименной повести Мустая Карима.

      Особого внимания заслуживает  театральная версия романа К.Кизи  «Пролетая над гнездом кукушки»  в постановке А.Абушахманова. Ставший  абсолютным фаворитом спектакль  в 2006 году был удостоен Гран-при IV Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль». А двумя годами позже, спектакль был выдвинут на Национальную театральную Премию – Фестиваль «Золотая маска» по четырем номинациям («Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль» (Х.Утяшев, А.Амиров). Башкирский спектакль по американскому роману К.Кизи представлял академический театр на IХ Всероссийском фестивале «Реальный театр» в 2007 году, где его высоко оценили зрители Нижнего Новгорода. А в 2009 году он был представлен на Международном фестивале театрального искусства «Панорама» (г.Минск)

        Отметим, что в обширном репертуаре  театра им. М.Гафури преобладает  национальная драматургия. Огромную любовь у зрителей вызывают такие спектакли как народный эпос «Урал-батыр», романтическая трагедия И.Юмагулова «Нэркэс», драма У.Галиева «Жизнь еще впереди», мелодрама Ф.Булякова «Голубушки мои», комедия Н.Гаитбаева «Любви все возрасты покорны», драма А.Атнабаева «Дети мои», эпизоды из деревенской жизни Т.Миннуллина «Мулла» и романтическая музыкальная драма М.Бурангулова «Шаурэкэй» А.Абушахманова.

        Свое место в репертуаре имеют  спектакли как по русским - «В сегодняшний, так сказать  день…» А.Чехова, так и зарубежным произведениям - комедия Р.Шарта «Мою жену зовут Морис», психологический триллер К.Кизи « Пролетая над гнездом кукушки», современная притча Р.Вальсера «Институт Бенжамента»).

        Впервые на сцене БАТД поставлен  спектакль по великому башкирскому эпосу «Урал батыр» (2005-06гг., режиссер Р.Хакимов).

        8 ноября 2007 года навсегда впишется  в летопись БАТД как день  открытия (впервые в истории театра ) Малой сцены.

      В 2008 году прошли обменные гастроли БАТД с Шанхайским центром драматического искусства (КНР)

       2010 год - спектакль БАТД им. М.  Гафури «Мастер и Подмастерье» (по З.Биишевой) стал лауреатом  Российской Национальной театральной  премии «Арлекин» в номинации  «За пластическое обаяние спектакля»

       В 2009 году Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури отметил свое 90-летие.

 

2.2    Башкирский государственный театр оперы и балета

Башкирский  государственный театр оперы  и балета принял первых зрителей 14 декабря 1938 года. Газиз Альмухаметов и Файзи Гаскаров - яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана направили студентов для обучения в национальных студиях при Ленинградском хореографическом училище и Московской консерватории.

В годы войны  в Уфу был эвакуирован Киевский академический театр оперы и балета им.Т.Шевченко. Плодотворное творческое содружество молодых башкирских и опытных украинских артистов способствовало формированию исполнительской культуры и художественного вкуса, эстетической позиции молодого музыкального театра.

Зрелое мастерство коллектива БГТОиБ ярко проявилось во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. Около 70 артистов были удостоены высоких  правительственных наград и почетных званий, Зайтуна Насретдинова стала народной артисткой СССР, третьей в стране после Галины Улановой и Ольги Лепешинской.

С историей БГТОиБ неразрывно связано имя гениального  танцовщика XX века Рудольфа Нуреева. Именно в Уфе, на этой сцене он сделал первые шаги на пути к мировой славе4. С 1993 года по инициативе Юрия Григоровича проводятся фестивали балетного искусства им. Р.Нуреева. Авторитет нуреевских торжеств и их известность вышли далеко за пределы республики. В разные годы на сцене БГТОиБ выступали ведущие солисты Большого и Мариинского театров, танцовщики из Бразилии, Аргентины, Германии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, США, творческие коллективы «Григорович-балет», «Русский балет» В.Гордеева, Каирский балет, балетная труппа Пермского театра оперы и балета им.П.Чайковского и др.

В 2008 году «Золотой маски» в номинации «За честь  и достоинство» удостоена народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова. За выдающийся вклад в культурные достижения Совет международного биографического  центра (Кембридж, Великобритания) присудил З.А.Насретдиновой почетное звание «Международный профессионал». В 2005 году редакционной коллегией и творческим советом журнала «Балет» она удостоена приза «Душа танца» в номинации «Мэтр танца». В 2007 году призом «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» награжден заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Шамиль Терегулов.

В 2006 года театру присуждена Премия Правительства России имени Ф.Волкова в номинации  «Лучший творческий коллектив». В 2008 г. в составе делегации мастеров искусств РБ артисты театра выступили в штаб-квартире Юнеско в Париже на выставке-презентации «Башкортостан: «450 лет вместе с Россией».

Башкирский  государственный театр оперы  и балета стал победителем X Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и  организаций России-2009» в номинации «Лучшее предприятие сферы культуры и искусства России» (Москва). БГТОиБ также был удостоен почетного статуса - «Национальное достояние России – 2010» (Москва).

Творческие  принципы, формировавшиеся в течение  семи десятилетий, живут и развиваются: это бережное отношение к традициям, заложенное предыдущими поколениями, и постоянное совершенствование мастерства. Залог успеха театра – высокопрофессиональные творческие коллективы. Артисты БГТОиБ – лауреаты, дипломанты республиканских, российских и международных конкурсов, обладатели государственных и республиканских премий. По-прежнему коллектив ориентирован на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинного мастерства.

 

 

 

 

2.3 Государственный  академический русский драматический  театр

Республики  Башкортостан

История развития просветительской, художественной, театральной  культуры Уфы и бывшей Уфимской губернии, безусловно, накрепко связана с именами выдающихся деятелей российской истории, живописи, литературы и театра, такими, как Сергей Тимофеевич Аксаков,  который посвятил  большую часть своей жизни российской театральной критике, а также  Михаил Васильевич Нестеров, великий русский художник, живший в Уфе долгие годы и любивший ее всем своим сердцем, устраивавший не такие частые, но запоминающиеся домашние спектакли-мистерии с расписными декорациями, сделанными своей собственной рукой для семейного круга в традиционные российские праздники.

 Эти  люди как  художники и личности являются  не просто значительными для  всей России, но и уникальными  для становления театрального  искусства современной Республики  Башкортостан.

  Справедливости ради, следовало бы отметить, что самый  первый драматический спектакль в      Уфе, «Пан Бронислав», был сыгран еще в 1772 году польскими ссыльными и оставил неизгладимое впечатление у жителей Уфы.

 Поэтому ничего нет  удивительного в том, что   Государственный академический  русский драматический театр  Республики Башкортостан (Постановление от 23 декабря 2005 года Правительства республики, тем же Постановлением обозначен день рождения театра – 27 марта) ведет свою историю со второй половины девятнадцатого века, а  именно с 1861 года. Тогда заботами жены уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, сына знаменитого писателя, Софьи Александровны было построено первое театральное здание в городе Уфе5. С тех пор театральная жизнь здесь не прекращалась ни на  один сезон.

 К сожалению, зимнее  здание театра в Уфе несколько раз сгорало, но его настойчиво восстанавливали меценаты и преданные зрители.

 Зато городу  повезло со зданием летнего  театра, который построил В.И.  Видинеев. Поэтому многие десятилетия  уфимцы имели возможность видеть в своем родном городе артистов московского Малого и ряда петербургских театров.  О постоянной труппе тогда говорить было рано, но не было недостатка в антрепренерах, в числе которых были П.П. Струйский, П.П. Медведев и другие. Актеры их коллективов играли здесь много сезонов подряд.

Мемориальная  доска в фойе первого этажа  нынешнего здания театра – дань памяти тем выдающимся в своем  благородстве людям.

Именно здесь  впервые вышел на профессиональную сцену Федор Шаляпин, который  дебютировал в Уфе и как оперный солист и как драматический актер.

В своем становлении  труппа русского драматического театра претерпевала, пожалуй, все те трудности  становления и творческие перипетии, что были свойственны многим российским провинциальным театрам той эпохи. При этом путь его развития имел глубоко специфические особенности. Прежде всего, это многолетнее периодическое сосуществование с труппой национального башкирского драматического театра, в прямом смысле слова, под одной крышей. Как свидетельствует история, оно принесло свой положительный результат для обеих трупп.

Формирование  коллектива театра было достаточно сложным  и продолжительным. Его основу составили  в разные годы и участники фронтовых  театров времен Гражданской войны, талантливые участники самодеятельных коллективов, высокопрофессиональные актеры и режиссеры, волею судеб оказавшиеся в Уфе. Их деятельность подготавливала зрителей к серьезному восприятию театрального искусства.

 Таким образом,  к началу тридцатых годов двадцатого  века оформляется стабильная, стационарная, профессиональная труппа театра во главе с талантливыми режиссерами, сценографами, актерами. Здесь непременно следует отметить имя засуженного деятеля искусств БАССР А.В.Андреева, впоследствии репрессированного, возглавлявшего театр с 1931 по 1937 год. Он способствовал формированию интересного классического и современного репертуара, пополнению труппы новыми талантливыми актерами.

Годы шли. Театр  набирал творческую силу. Труппа, пополняемая  выпускниками театральных учебных  заведений страны, Уфимского училища искусств, затем Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова, стала отличаться  стабильностью, своеобычностью и неповторимостью, спектакли – заметным явлением в театральной жизни республики и всей страны.

  В 1981 году театр награждается орденом Трудового Красного Знамени, в 1998 году за серьезный вклад в развитие культуры и искусства Российской Федерации -  высоким званием «Академический».

Сложной административной структурой коллектива руководил все  эти годы директор театра заслуженный работник культуры РФ и РБ Леонид Владимирович Левитин, передавший затем эту деятельность Вячеславу Александровичу Стрижевскому, заслуженному работнику культуры РФ и РБ.

 С 1984 года, сначала в качестве главного  режиссера, а затем художественного руководителя, во главе Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан стоит заслуженный деятель искусств РФ и РБ Михаил Исакович Рабинович.

 В ноябре 1994 года театр успешно гастролировал  в Польше, в январе 1998 года – в Вильнюсе, Минске, Москве. Баку. В 2006 году в Польше и Бресте.

Государственный академический русский драматический  театр Республики Башкортостан –  участник и призер Всероссийских  и Международных фестивалей разных лет. Ближайшие: 1993 и 1995гг. – Международный фестиваль русских драматических театров в Йошкар-Оле, в 1994г. -Международные фестивали в Ялте и Москве, в 1997 и 1999, 2005 –  Международный фестиваль «Театр без границ» в г. Магнитогорске, в 1998 г. – Всероссийский фестиваль в Костроме, посвященный 175-летию А.Н. Островского и Международный фестиваль театрального авангарда в г. Раквере (Эстония), 1999 г. – Международный фестиваль в Киеве «Киев майский», 2000 и 2003гг. – театральный фестиваль камерных спектаклей «Он и она» в г. Тольятти, 2004 г. – театральный фестиваль «Золотой конек» в Тюмени, 2005 г. – Международный театральный фестиваль «Реальный театр» в Екатеринбурге, 2006 г. – Международный театральный фестиваль «Белая вежа» в Бресте (Беларусь), 2007 г. - Международный фестиваль Fontanon Estate  в Риме (Италия).

 

2.4 Уфимский государственный татарский театр «Нур»

 

Впервые занавес  театра открылся в городе Уфе в 1912 году. Организатором татарской труппы с поэтичным названием "Нур", что в переводе значит "луч", была юная 19-летняя Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская. Смелая девушка, разрушившая вековые каноны исламской религии, стала первой Артисткой татарской сцены и всех тюркоязычных народов. В работу труппы была вовлечена творчески воодушевленная и просвещенная молодежь. А сама Сахибжамал стала и режиссером, и первой профессиональной артисткой. С 1912 по 1918 годы молодая театральная труппа активно работает, ставит спектакли и гастролирует по всему Уралу и Поволжью, Средней Азии и Северному Кавказу, Крыму и Западной Сибири. Но из-за тяжелых условий для творческой работы, в годы гражданской войны труппа распалась. Однако ''Луч'' зажженный однажды, не погас. Искорка ждала своего часа, чтобы разгореться настоящим пламенем большого творчества.

Время настало, когда повеяли ветры перестройки. Когда сохранение и развитие национальных традиций и культурных наследий каждого народа стало основой жизни общества и государства в целом. Через 70 с лишним лет ''НУР'' обрел второе рождение. Идея возрождения татарского театра была одобрена Исполнительным комитетом Уфимского государственного совета и поддержана решением об организации татарской студии "НУР".

Несмотря на то, что театр ''НУР' является самым  молодым коллективом, он уже успел  занять достойное место на театральном  небосклоне республики и завоевать истинную любовь зрителей. Сегодня творчество татарского театра, работающего в столице благодатного Башкортостана и, вступившего в свой XVIII сезон, широко известно не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Подлинный успех коллективу принесла постановка «Осени» по одноименной повести классика Г.Исхаки. Единодушно этот спектакль был признан образцом яркого воплощения высокого сценического мастерства и безукоризненного художественно-эстетического вкуса театральными деятелями России и тюркоязычных народов.

Труппа постоянно  пополняется выпускниками театрального факультета Уфимской государственной  академии искусств. Выпускники первого  целевого набора и последующих курсов для татарского театра – ныне заслуженные  артисты Республики Башкортостан М.Саетова-Гиззатуллина, Р.Мударисов, ,Р.Зарипова З.Шарафутдинова, И.Ганиева сегодня являются ведущими артистами театра. Творческий талант Р. Салихова, А. Фатыхова, А. Шарафутдинова отличается бескорыстной преданностью сцене и успехами на этом поприще.

В 2005 году впервые в коллектив пришла творческая молодежь, окончившая Казанский государственный университет культуры и искусств. Сегодня самые яркие из них А. Габдуллина, Г. Биктимирова, Л. Ибрагимова успели набрать богатый репертуар и завоевать любовь зрителей. Не отстают от своих старших коллег и молодые актеры - выпускники УГАИ им.З.Исмагилова А.Арсланов, В.Мисбахов.

Творческое  лицо театра определяют постановки главного режиссера – основоположника  студии «НУР», заслуженного деятеля  искусств РБ А.К.Сафиуллина и режиссера-постановщика - много лет успешно рисующего на сцене живыми красками искрометные и проникновенные человеческие страсти - заслуженного артиста РБ И.И.Валеева. Недавно в театра пришла режиссер Гюзель Акбердина и успела заявить о себе как о талантивой личности. Ее спектакли успели завоевать популярность у зрителей, они представляют театр на фестивалях.

Еще одним из главных составляющих успешной деятельности театра, являющегося маленькой моделью  государства, предстает его руководитель – директор У.Р.Гирфатуллин, возглавляющий коллектив практически с младенческого возраста. Благодаря грамотной организации им театрального дела, коллектив сегодня испытывает свои силы в освоении новых творческих граней и развитии новых сценических возможностей, благо для этого созданы крепкая материально-технологическая база и все сопутствующие условия. Театр поступательными шагами движется вперед, достигая при этом новых ступеней развития театрального искусства в условиях современного мира. Полноценная эксплуатация огромного театрального комплекса открыло перед коллективом широкие перспективы, сопряженные интересными замыслами и встречами.