Текстовые редакторы и программы распознавания образов

Содержание

 

Введение

       Выпуск  компьютеров IBM PC был начат в 1981 году, и они быстро завоевали огромную популярность у пользователей. IBM PC и совместимые с ними компьютеры составляют теперь большую часть парка профессиональных ПЭВМ в мире. В настоящее время программное обеспечение, разработанное для IBM PC, охватывает практически все сферы человеческой деятельности.

       Информатизация  общества - это использование новых технологий, средств вычислительной техники, систем связи и передачи данных, обеспечивающих создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей в любой сфере деятельности. Соответственно возрастают требования к людям, так или иначе участвующим в этом процессе. Современный специалист в области аграрной экономики должен уверенно владеть компьютером на уровне пользователя. Основным его инструментом являются различные информационные системы, эксплуатация и разработка которых невозможна без изучения возможностей, предоставляемых современными аппаратными и программными средствами, без понимания принципов разработки программного обеспечения.

         Персональный компьютер включает в себя следующие устройства: процессор, выполняющий управление компьютером, вычисления и т.д.; клавиатуру, позволяющую вводить символьную информацию в компьютер; монитор (или дисплей) для изображения текстовой и графической информации; накопители (или дисководы) для гибких магнитных дисков, используемые для чтения и записи информации на гибкие магнитные диски; накопитель на жестком магнитном диске, предназначенном для чтения и записи информации на несъемный жесткий магнитный диск.

      Кроме того, к компьютеру могут подключаться принтер — для вывода на печать текстовой и графической информации; мышь — устройство, облегчающее ввод информации в компьютер, и другие манипулирующие устройства.

      Целью нашего курсового  проекта является организация ввода  текстовой информации.

       Задачи курсового проекта:

    • ознакомиться с назначением устройств ввода
    • изучить классификацию устройств ввода
    • рассмотреть текстовые редакторы и программы распознавания образов
    • сделать выводы на основе изученной работы.

      Работа  выполнена средствами Microsoft Word 2000 с использованием соответствующей литературы и ресурсов сети Internet. 

Глава 1. Ввод текстовой и графической информации

1.1. Назначение и классификация устройств ввода

       К устройствам ввода относятся  такие устройства как:

  1. Клавиатура
  2. Манипулятор мыши и другие манипуляторы
  3. Цифровые фотоаппараты
  4. Дигитайзер
  5. Саундбластер и видеобластер
  6. MIDI-клавиатуры

       1. По расположению клавиш настольные клавиатуры делятся на два основных типа, функционально ничуть не уступающие друг другу. В первом варианте функциональные клавиши располагаются в двух вертикальных рядах, а отдельных группы клавиш управления курсором нет. Всего в такой клавиатуре 84 клавиши. Этот стандарт используется в персональных компьютерах типа IBM PC, XT и AT до конца 80-х годов. Поэтому некоторые считают этот стандарт устаревшим. Однако многие профессионалы все еще предпочитают именно такую клавиатуру. Между прочим, большинство компьютеров средней и большой мощности по сей день комплектуются именно такой «устаревшей» клавиатурой.

       Второй  вариант клавиатуры, которую принято называть усовершенствованной, имеет 101 или 102 клавиши. Клавиатурой такого типа снабжаются сегодня почти все настольные персональные компьютеры. Профессионалы не любят эту клавиатуру из-за того, что к функциональным клавишам приходиться далеко тянуться, в самый верхний ряд клавиш через всю буквенную клавиатуру. Однако количество функциональных клавиш в усовершенствованной клавиатуре не 10, а все 12. Да и другие дополнительные удобства и усовершенствования нравятся многим пользователям. Логично выделены группы клавиш для работы с текстами и управления курсором, продублированы некоторые специальные клавиши, позволяющие более эргономично работать обеими руками. Впрочем, какая клавиатура удобнее каждый должен решать сам. Ведь поменять клавиатуру в настольном компьютере совсем нетрудно[1].

       Расположение  буквенных клавиш на компьютерных клавиатурах  стандартно. Сегодня повсеместно  применяется стандарт QWERTY - по первым шести латинским буквенным клавишам верхнего ряда. Ему соответствует  отечественный стандарт ЙЦУКЕН расположения клавиш кириллицы, практически аналогичный расположению клавиш на пишущей машинке.

       Стандартизация  в размере и расположении клавиш нужна для того, чтобы пользователь на любой клавиатуре мог без переучивания работать « слепым методом». Слепой десятипальцевый метод работы является наиболее продуктивным, профессиональным и эффективным. Увы, клавиатура из-за низкой производительности пользователя оказывается сегодня самым «узким местом» быстродействующей вычислительной системы.

      

Рисунок 1. Внешний вид клавиатуры.

       2. Хотя клавиатура еще вовсе не утратила значения для общения пользователя с компьютером, другое устройство ручного ввода информации манипулятор мыши — становится все более весомой и важной. Можно уверено утверждать, что на современном компьютере работать без манипулятора мыши почти невозможно: вы тут же увязните в графическом интерфейсе Windows и многих прикладных программ, работающих с окнами, меню, иконками и диалоговыми боксами.

      

Рисунок 2. Манипуляторы мыши.

       Управлять курсором или маркером на экране с  помощью одной клавиатуры бывает чудовищно неудобно, медленно и просто нелепо, когда для этого есть специальные  устройства-указатели. Манипулятор мыши и трэкбол, которые принято называть координатными манипуляторами,- это самые распространенные сегодня устройства для дистанционного управления графическими изображениями на экране. В принципе, манипулятор мыши и трекбол похожи на джойстик, известный всякому, кто увлекается компьютерными играми. Набирать какие-либо команды не нужно, достаточно при работе в программе указать манипулятором мыши нужную операцию меню или иконку в окне на экране, а затем щелкнуть кнопкой. Вот и все, что требуется, а остальное сделает программа.

       Манипуляторы  мыши бывают с двумя и тремя  кнопками. Вообще-то практически для  всех случаев жизни на нём достаточно двух кнопок. Делом вкуса является также цвет и дизайн корпуса манипулятора мыши. Выбор здесь огромный. Над этим старательно работают дизайнеры множества фирм, так что выбрать тут есть из чего.

       Трекбол мало, чем отличается от манипулятора мыши. В сущности - это та же самая мышка, но перевернутая вверх шаром. Если манипулятор мыши надо возить по столу и, катая шарик, управлять перемещением маркера на экране, то в трэкболе надо просто крутить пальцами или ладонью сам шарик в разные стороны.

       Помимо  традиционных манипуляторов мыши, подключенных к компьютеру тоненьким кабелем  через последовательный порт или через специальный контроллер на плате расширения, некоторыми фирмами выпускаются перспективные беспроводные манипуляторы мыши. Ряд фирм выпускает манипуляторы мыши, передающих информацию с помощью инфракрасных лучей. Есть даже миниатюрные беспроводные манипуляторы мыши, которые надеваются на палец, словно перстень. А швейцарская фирма Logitech, признанный мировой лидер в этой области, выпустила манипулятор мыши, связанный с компьютером по радио. Впрочем, это довольно дорогие устройства, нужны далеко не каждому пользователю[5].

       Самым изысканным эстетическим и техническим  требованиям отвечают сегодня манипуляторы мыши и трекболы фирм Microsoft и Logitech.

       3. По внешнему виду цифровой фотоаппарат не слишком отличается от обычного, да и выпускаются они теми же фирмами, что и обычные фотокамеры. Разница — внутри: вместо пленки цифровой фотоаппарат использует специальный элемент памяти, который сохраняет переданную с объектива картинку в виде несжатого (TIFF) или сжатого с некоторой потерей качества файла (JPEG-компрессия). Позднее получившийся файл передается в компьютер, а затем его можно обработать в любом графическом редакторе и, если нужно, отпечатать, как обычную фотографию, на специальном принтере, либо на обычном струйном принтере, снабженном фотокартриджем.

       По-настоящему массовым явлением цифровая фотография пока не стала, хотя прогресс налицо —  появились довольно приличного “домашнего”  качества аппараты стоимостью около 200 долл. Но основная масса камер хорошего качества все еще топчется на заветном 1000-долларовом рубеже.

       Однако  в такой ответственной области, как фотография, было бы странно  опираться только на цену. Какие  же параметры характеризуют сегодняшний  цифровой фотоаппарат?

       Разрешающая способность матрицы. По качеству изображения и по удобству цифровым фотоаппаратам пока еще далеко до простых, аналоговых аппаратов. Разрешение, обеспечиваемое цифровой камерой низшего класса — всего лишь 640х480 точек, что позволяет сделать “отпечаток” фотографического качества величиной чуть больше спичечного коробка. При дальнейшем увеличении изображение “зернится” и для печати уже непригодно. Но зато фотографии с таким разрешением вполне пригодны для размещения на WWW-страницах Internet и для просмотра на экране.

       1280х960 — вот та величина, с которой и начинается собственно цифровая фотография. Снимок такого разрешения может “выдать” вам фотографию, по качеству практически не отличающуюся от обычного отпечатка размером около 20х15 см. Для домашнего фотоальбома и для газетной публикации вполне достаточно [2].

       Его уже вполне 1800х1280 — это разрешение самых последних моделей фотокамер хватает на то, чтобы получить отпечаток фотографического качества размером до обычного машинописного листа (формат А4).

       С разрешающей способностью матрицы крепко связан и другой показатель — число пикселей (точечных элементов изображения) на матрице. Именно его чаще всего указывают в качестве главной характеризующей камеру величины. Число пикселей — это результат умножения двух составляющих разрешения (например, 1024х768 даст нам суммарную величину 000 пикселей). Самые популярные и матрицами, способными примерно в 800 сохранять свыше миллиона пикселей).

       Конечно, дорогие камеры сегодня снабжены “мегапиксельными” матрицами (т.е. сегодня существуют камеры с матрицей больше 5 млн. пикселей, однако такие аппараты относятся уже к классу профессиональных устройств и стоят 5—10 тыс. долл.

       4Дигитайзер - это еще одно устройство ввода графической информации, имеющее пока сравнительно узкое применение для некоторых специальных целей. Свое название дигитайзеры получили от английского digit — цифра. Впрочем, есть и более благозвучное название — англо-цифровые преобразователи.

       Обычно  дигитайзеры выполняются в виде планшета. Поэтому такие устройства часто называют графическими планшетами. Применяется такой дигитайзер для поточечного координатного ввода графических изображений в системах автоматического проектирования, в компьютерной графике и анимации. Надо отметить, что это далеко не самый быстрый и удобный способ построения рисунков и чертежей, особенно в случае сложной геометрии. Но зато графический планшет обеспечивает наиболее точный ввод графической информации в компьютер.

       Графический планшет обыкновенно содержит рабочую  плоскость, рядом с которой находятся кнопки управления. На рабочую плоскость может быть нанесена вспомогательная координатная сетка, облегчающая ввод сложных изображений в компьютер. Для ввода информации служит специальное перо или координатное устройство с « прицелом «, подключенное кабелем к планшету. Сам дигитайзер также подключается к компьютеру кабелем через порт связи. Разрешающая способность таких графических планшетов не менее 100 dpi (точек на дюйм).

       В самых совершенных и дорогих  дигитайзерах ввод информации происходит без специальных перьев или прицелов, так как рабочая поверхность планшета обладает «тактильной чувствительностью», основанной на использовании пьезоэлектрического эффекта. При нажатии на точку, расположенную в приделах рабочей поверхности планшета, под которой проложена сетка из тончайших проводников, на пластине пьезоэлектрика возникает разность потенциалов. Координаты этой точки обнаруживаются программой-драйвером, сканирующей сетку проводников. Эта программа выполнит отображение точки на экран монитора. Пьезоэлектрические дигитайзеры позволяют чертить на рабочей поверхности планшета, словно на обычной чертежной доске, и таким образом вводить даже несуществующие изображения. При этом графическая информация вводится с разрешением 400 dpi [8].

       Кстати  говоря, на этом же принципе основаны новые  координатные устройства для работы в графическом интерфейсе пользователя (в операционной среде Windows или OS/2), предназначенные  для замены традиционных мышек и  трэкболов. Всякий, кто пробовал воспользоваться такими тактильными устройствами, изготовленными, например, японской фирмой Toshiba, мог убедиться, что гораздо удобнее и легче водить пальцем по окошку дигитайзера размером менее спичечной коробки, чем пользоваться обычной мышкой: курсор на экране весьма послушно и чутко повторяет движения пальца на планшете. Ни каких дополнительных кнопок в таком дигитайзере нет. Указав на экране дисплея нужный выбор, достаточно дважды стукнуть пальцем по окошку и компьютер поймет сообщение.

       Для ввода графической информации могут так же использоваться некоторые виды планшетных графопостроителей. Однако многие готовые изображения (фотографии, чертежи, рисунки, карты, графики, слайды, кинофильмы) гораздо удобнее вводить с помощью специального видеодигитайзера. В простейшем случае видеодигитайзером может даже служить видеокамера. В настоящее время выпускается множество специальных графических систем с различными типами видеодигитайзеров, позволяющих вводить в компьютер цветные изображения с бумаги или со слайдов. К числу видеодигитайзеров относится и цифровая фотокамера [4].

       В современных киностудиях применяются  специальные дигитайзеры для  переноса изображения с кинопленки в компьютер. После цифровой обработки изображение снова помещается на пленку. В связи с этим поговаривают, что скоро компьютеры смогут вообще вытеснить из кино живых актеров.

       Дигитайзером  в компьютерах киностудий уже  сегодня вводят фотографии пейзажей и нарисованные декорации, интерьеры  и костюмы. Надвигается эпоха виртуальной реальности, созданной в памяти компьютера.

       5. Различные звуковые платы становятся стандартной продукцией и выпускаются сегодня многими фирмами. На рынке представлен широкий спектр звуковых плат от недорогих 8-разрядных моделей до самых совершенных, в том числе комбинированных с видеоплатами. Целую серию моделей самых известных звуковых плат выпускает калифорнийская форма Greative Technologies под названием SoundBlaster. Из-за этого любые звуковые платы теперь принято называть саундбластерами. Кроме того, звуковые платы снабжаются эффективной программой распознавания речи.

       Видеоплаты  для ввода, обработки и вывода неподвижных и движущихся изображений  пока еще не стали обязательным компонентом  домашних систем мультимедиа. Поэтому видеоплаты или видеобластеры, как их называют по аналогии с саунбластерами, предназначены для работы с компьютерной графикой и видео в профессиональных системах, предназначенных для создания мультимедиа, а так же для синтеза изображения и звука. Такая плата видеобластера позволяет выводить изображение на экран монитора, захватывать движущиеся изображение и обрабатывать изображение, получаемое, например, с видеокамеры, видеомагнитофона или из передач телевизионного вещания. К плате видиобластера обычно можно подключить микрофон и акустические системы.

       Сравнительно  недорогая видеоплата Screen Machine мюнхенской фирмы FAST Electronic GmbH позволяет, просматривать  в окне Windows движущееся изображение, полученное от любого видеоисточника, захватывает отдельные файлы и помещает их в файл на диске. Изображения можно легко кадрировать, оснащать титрами, оснащать различными эффектами. Использоваться такая видеоплата может для подготовки различных изданий мультимедиа - каталогов товаров и недвижимости, электронных выпусков новостей и так далее. Кроме того, с помощью видеоплаты можно создавать базы данных изображений, а также — несложные системы распознавания образов для автоматизации производства, устройства компьютеризованных сигнальных и сторожевых систем.

       6. В отличие от привычных всем синтезаторов, MIDI-клавиатура сама не в состоянии издать ни звука: она лишена всякой “начинки” для звукотворения. Она клавиатуре не нужна — этим займется звуковая плата вашего компьютера. А роль клавиатуры — отдавать встроенному синтезатору команды: какую ноту, какой длительности и на каком инструменте компьютеру следует воспроизвести.

       Исходя  из этого, каждая MlDI-клавнатура должна обладать несколькими элементами:

       Собственно клавиатура — упрощенная копия фортепианной, с привычными черными и белыми клавишами. Первое, на что стоит обратить внимание при покупке, — сколько полных октав может охватить ваш инструмент. Недорогие клавиатуры, как правило, обладают диапазоном не больше, чем три-четыре октавы (37 или 49 клавиш). Клавиатуры получше предоставят в ваше распоряжение до 7,5 октав (88 клавиш), что соответствует классическому фортепиано. Так что если вы хотите не просто играть, но и учить ребенка в полном соответствии с классическими требованиями,—выбирайте полноразмерную клавиатуру. Обратите внимание, кстати, и на величину клавиш — большинство моделей среднего класса выпускаются с уменьшенными клавишами. Привыкнув к такой клавиатуре, играть на концертном рояле вам будет затруднительно.

       Средства  управления инструментами, которые позволят вам переключить вашу клавиатуру в режим имитации любого из имеющихся в арсенале вашей звуковой карты инструментов. Кроме того, на панели многих клавиатур вы найдете всевозможные кнопки и регуляторы для управления “качеством” звука — например, для транспонирования (изменения тональности мелодии). Это особенно актуально на не особенно “октавистых” клавиатурах. Если вы чувствуете, что имеющихся трех-четырех октав ну никак не хватает вам для самовыражения, воспользуйтесь транспонированием для имитации недостающих октав.

       Фирмы-производители. Из качественных MlDl-клавиатур стоит выделить популярные на нашем рынке изделия с торговой маркой Yamaha, Roland, Fatar и MidiMan.

1.2 Виды и характеристики сканеров

       Сканером  называется устройство, позволяющее вводить в компьютер образы изображений, представленных в виде текста, рисунков, слайдов, фотографий или другой графической информации. Кстати, несмотря на обилие различных моделей сканеров, в первом приближении их классификацию можно провести всего по нескольким признакам (или критериям). Во-первых, по степени прозрачности вводимого оригинала изображения, во-вторых, по кинематическому механизму сканера (конструкции; механизма движения), в-третьих, по типу вводимого изображения, в-четвертых, по особенностям программного и аппаратного обеспечения сканера.

       1. Оригиналы изображений. Вообще говоря, изображения (или оригиналы) можно условно разделить на две большие группы. К первой из них относятся называемые непрозрачные оригиналы: всевозможные фотографии, рисунки, страницы журналов и буклетов. Если вспомнить курс школьной физики, то известно, что изображения с подобных оригиналов мы видим в отраженном свете. Другое дело прозрачные оригиналы — цветные и черно-белые слайды и негативы; в этом случае глаз (как оптическая система) обрабатывает свет, прошедший через оригинал. Таким образом, прежде всего, следует обратить внимание на то, с какими типами оригиналов сканер может работать. В частности, для работы со слайдами существуют специальные приставки.

       2. Механизм движения. Определяющим фактором для данного параметра является способ перемещения считывающей головки сканера и бумаги относительно друг друга. В настоящее время все известные сканеры о этому критерию можно разбить на два основных типа: ручной (hand-held) и настольный (desktop). Тем не менее, существуют также комбинированные устройства, которые сочетают в себе возможности настольных и ручных сканеров. В качестве примера можно привести модель Niscan Page американской фирмы Nisca.

       3. Ручной сканер, как правило, чем-то напоминает увеличенную в размерах электробритву. Для того чтобы ввести в компьютер какой-либо документ при помощи этого устройства, надо без резких движений провести сканирующей головкой по соответствующему изображению. Таким образом, проблема перемещения считывающей головки относительно бумаги целиком ложится на пользователя. Кстати, равномерность перемещения сканера существенно сказывается на качестве вводимого в компьютер изображения. В ряде моделей для подтверждения нормального ввода имеется специальный индикатор. Ширина вводимого изображения для ручных сканеров не превышает обычно 4 дюйма (10 см). В некоторых моделях ручных сканеров в году повышения разрешающей способности уменьшают ширину вводимого изображения. Современные ручные сканеры могут обеспечивать автоматическую «склейку» вводимого изображения, то есть формируют целое изображение из отдельно водимых его частей. Это, в частности, связано с тем, что при помощи ручного сканера невозможно ввести изображения даже формата А4; за один проход. К основным достоинствам такого дна сканеров относятся небольшие габаритные размеры и сравнительно низкая цена.

       4. Настольные сканеры называют и страничными, и. планшетными, и даже авто сканерами. Такие сканеры позволяют вводить изображения размерами 8,5 на 11 или 8,5 на 14 дюймов. Существуют три разновидности настольных сканеров: планшетные (flatbed), рулонные (sheet-fed) и проекционные (overhead).

       Основным  отличием планшетных сканеров является то, что сканирующая головка перемещается относительно бумаги с помощью шагового двигателя. Планшетные сканеры — обычно , достаточно дорогие устройства, но, пожалуй, и наиболее «способные». Внешне они чем-то могут напоминать копировальные машины — «ксероксы», внешний вид которых известен, конечно, многим. Для сканирования изображения (чего-нибудь) необходимо открыть крышку сканера, подключить сканируемый лист на стеклянную пластину изображением вниз, после чего закрыть крышку. Все дальнейшее управление процессом сканирования осуществляется с клавиатуры компьютера — при работе с одной из специальных программ, поставляемых вместе с таким сканером. Понятно, что рассмотренная конструкция изделия позволяет (подобно «ксероксу») сканировать не только отдельные листы, но и страницы журнала или книги. Наиболее популярными сканерами этого типа на российском рынке являются модели фирмы Hewlett Packard.

       Работа  рулонных сканеров чем-то напоминает работу обыкновенной факс-машины. Отдельные листы документов протягиваются через такое устройство, при этом и осуществляется их сканирование. Таким образом, в данном случае сканирующая головка остается на месте, а уже относительно нее перемещается бумага. Понятно, что в этом случае копирование страниц книг и журналов просто невозможно. Рассматриваемые сканеры достаточно широко используются в областях, связанных с оптическим распознаванием символов ОСR (Optiсаl Character Recognition). Для удобства работы рулонные сканеры обычно оснащаются устройствами для автоматической подачи страниц.

       Третья  разновидность настольных сканеров — проекционные сканеры, которые больше всего напоминают своеобразный проекционный аппарат (или фотоувеличитель). Вводимый документ кладется на поверхность сканирования изображением вверх, блок сканирования находится при этом также сверху. Перемещается только сканирующее устройство. Основной особенностью данных сканеров является возможность сканирования проекций трехмерных проекций.

       Упоминаемый выше комбинированный сканер Niscan Page обеспечивает работу в двух режимах: протягивания листов (сканирование оригиналов форматом от визитной карточки до21,6 см) и самодвижущегося сканера. Для реализации последнего режима сканера необходимо снять нижнюю крышку. При этом валики, которые обычно протягивают бумагу, служат своеобразными кодами, на которых сканер и движется по сканируемой поверхности. Хотя понятно, что ширина вводимого сканером изображения в обоих режимах не изменяется (чуть больше формата А4), однако в самодвижущемся режиме можно сканировать изображение с листа бумаги, превышающего этот формат, или вводить формацию со страниц книги.

       5. Типы вводимого изображения. По данному критерию все существующие сканеры можно подразделить на черно-белые и цветные. Черно-белые сканеры в свою очередь могут подразделяться на штриховые и полутоновые («серые»). Однако, как мы увидим в дальнейшем, полутона изображения могут также эмулироваться. Итак, первые модели черно-белых сканеров могли работать только в двухуровневом (bilevel) режиме, воспринимая или черный, или белый цвет. Таким образом, сканироваться могли либо штриховые рисунки (например, чертежи), либо двух тоновые изображения. Хотя эти сканеры и не могли работать с действительными оттенками серого цвета, выход для сканирования полутоновых изображений такими сканерами был найден. Псевдополутоновой режим, или режим растрирования (dithering), сканера имитирует оттенки серого цвета, группируя, несколько точек вводимого изображения в так называемые gray-scale-пиксели. Такие пиксели могут иметь размеры 2х2 (4 точки), 3х3 (9 точек) или 4х4 (16 точек) и т.д. Отношение количества черных точек к белым и выделяет уровень серого цвета. Например, gray-scale-пиксель размером 4х4 позволяет воспроизводить 17 уровней серого цвета (включая и полностью белый цвет). Не следует, правда, забывать, что разрешающая способность сканера при использовании gray-scale-пикселя снижается (в последнем случае в 4 раза).

       Полутоновые сканеры используют максимальную разрешающую  способность, как правило, только в  двухуровневом режиме. Обычно они  поддерживают 16, 64 или 256 оттенков серого цвета для 4-, 6 и 8-разрядного кода, который ставится при этом в соответствие каждой точке изображения. Разрешающая способность сканера измеряется в количестве различаемых точек на дюйм изображения — dpi (dot per inch). Если в первых моделях сканеров разрешающая способность была 200—300 dpi, то в современных моделях это, как правило, 400, а то и 800 dpi. Некоторые сканеры обеспечивают аппаратное разрешение 600х1200 dpi. В ряде случаев разрешение сканера может устанавливаться программным путем в процессе работы из ряда значений: 75, 1 150, 200, 300 и 400 dpi.

       Надо  сказать, что благодаря операции интерполяции, выполняемой, как правило, программно, современные сканеры  могут иметь разрешение 800 и даже 1600 dpi. В результате интерполяции на получаемом при сканировании изображении сглаживаются кривые линии и исчезают неровности диагональных линий. Напомним, что интерполяция позволяет отыскивать значения промежуточных величин по уже известным значениям. Например, в результате сканирования один из пикселей имеет значение уровня серого цвета 48, а соседний с ним — 76. Использование простейшей линейной интерполяции позволяет сделать предположение о том, что значение уровня серого цвета для промежуточного пикселя могло бы быть равно 62. Если вставить все оценочные значения пикселов в файл отсканированного изображения, то разрешающая способность сканера как бы удвоится, то есть вместо обычных 400 dpi станет равной 800 dpi.