Текущая бухгалтерская отчетность: содержание и порядок составления
Введение
В
условиях рыночной экономики предприятие
– самостоятельный элемент
Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
Поэтому бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.
Актуальность данной темы состоит в том, что при рассмотрении текущей бухгалтерской отчетности организации и анализе ее основных показателей, за небольшой промежуток отчетного периода выявляются наиболее «узкие» места, «больные» статьи с тем, чтобы до конца отчетного года возможно было их устранить и закончить период с нормальными показателями.
Анализ текущей бухгалтерской отчетности позволяет наиболее эффективно и динамично за короткий промежуток времени оценивать имеющиеся у организации ресурсы, происходящих в них изменениях и эффективности их использования.
Целью курсовой работы является раскрытие состава и содержания текущей бухгалтерской отчетности и анализ основных ее показателей на примере исследуемой организации.
Основные задачи, поставленные в данной работе следующие:
– определение состава и принципов построения текущей бухгалтерской отчетности;
– рассмотрение структуры основных форм отчетности на примере организации;
– анализ показателей отчетности организации.
Объектом исследования
При
написании работы использовались труды
Бабаева Ю.А., Гусевой Т.А., Ефимовой О.В.
, Кондракова Н.П., а также нормативная
литература и материалы с сайтов агентства
internet.
Глава 1.
Роль текущей бухгалтерской отчетности
в современных условиях
1.1 Понятие, состав и принципы составления текущей бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, которая составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [3].
Отчетность
выполняет важную функциональную роль
в системе экономической
Составляется отчет тогда, когда имеется необходимая информация о событиях, явлениях, деятельности или результатах. Такую информацию предоставляет специально организованная система учета.
Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет. Она должна быть полезна пользователям, использующим содержащую в ней информацию для обоснования принятия ими экономических решений.
Пользователи бухгалтерской отчетности должны получить полную информацию о деятельности предприятия и его имущественном положении. При этом каждый пользователь заостряет внимание, на каких-то определенных аспектах.
Бухгалтерская отчетность необходима администрации предприятия для:
– информационного обеспечения принятия управленческих решений;
– оценки эффективности деятельности предприятия и экономического анализа ранее принятых решений;
–предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия;
– выявления внутренних ресурсов;
– обеспечения финансовой устойчивости организации.
Сторонним пользователям информации, имеющим прямой финансовый интерес (работники, акционеры, инвесторы, кредиторы, поставщики и т.д.), а также сторонним пользователям, имеющим не прямой (косвенный) финансовый интерес (налоговые органы и контрольно- ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления и т.д.), бухгалтерская отчетность необходима для:
– вывода о перспективах сотрудничества;
– ликвидности и платежеспособности предприятия;
– проверки правильности начисления налогов и сборов.
Бухгалтерская отчетность, том числе и промежуточная, составляется на основе принципов и требований, определенных нормативными документами всех четырех уровней нормативного регулирования бухгалтерского учета, среди которых важнейшие:
– Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете” от 21.11.1996г. № 129-ФЗ;
– Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н.;
– Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций», ПБУ 4/99 (утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н);
– План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н)– Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
Соответственно
данные документы определяют состав,
сроки представления
Требования по содержанию:
1)
сопоставимость данных на
2)
предоставление достоверной и
полной информации об
3)
недопустимость зачета между
статьями актива и пассива,
расходами и доходами, если это
не предусмотрено правилами
4)
числовые показатели
Требования по форме:
1)
отчетность состоит из
2)
включает показатели
3)
содержание форм отчетности
4)
при недостаточности данных
5)
составляется на русском языке
и в валюте РФ; средства в
иностранной валюте
Кроме
того, к важнейшим принципам
1)
принцип нейтральности
2)
последовательность –
3)
принцип существенности
4)
принцип своевременности - своевременное
отражение фактов
5)
принцип осмотрительности –
6)
принцип приоритета содержания
над формой - подразумевает порядок,
при котором отражение в учете
фактов хозяйственной
7) непротиворечивость – данный принцип обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности;
8)
принцип рациональности - обеспечивает
оптимальную структуру
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 18.09.2006 № 115н, организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками организации).
Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Отчетной датой для промежуточной отчетности являются последние дни месяцев [3].
Каждая составляющая
часть бухгалтерской
– наименование составляющей части;
– отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность;
– наименование организации, включая указание на ее организационно - правовую форму;
– формат представления числовых показателей бухгалтерского отчета.
В настоящее время практикующий бухгалтер должен применять формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» и следовать порядку их заполнения, разъясненному в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных тем же документом. При применении этих форм следует использовать коды статистики, утвержденные совместным приказом Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 № 475/102н. Это обеспечивает соблюдение единых принципов подготовки и составления всей финансовой отчетности организации, независимость оценки годовых результатов от того, представляет ли организация промежуточную отчетность и с какой периодичностью, сопоставимость данных промежуточной отчетности за разные периоды в пределах финансового года. Оценки при составлении промежуточной отчетности должны производиться накопительно с начала года до даты, на которую составляется такая отчетность. При этом отражение данных бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала года означает, что составляемая в течение одного отчетного года месячная (квартальная) отчетность не ограничивается показателями за каждый период в отдельности, а включает данные с начала отчетного года по последнее его число.
Благодаря
такому подходу периодичность
В
состав промежуточной бухгалтерской
отчетности (за I квартал, I-е полугодие,
9 месяцев) в обязательном порядке
включаются только бухгалтерский баланс
(форма №1) и Отчет о прибылях
и убытках (форма №2). При этом
организация имеет право
1.2 Этапы составления промежуточной отчетности
Процессы составления промежуточного и годового бухгалтерского отчета существенно различаются. Если промежуточный бухгалтерский отчет, как правило, составляется по данным Главной книги (например, сальдо счетов этой книги января будет начальным сальдо это книги февраля и так до ноября включительно), то Главная книга декабря в результате различных процедур подвергается существенной корректировкам. Однако корректировки Главной книги могут вноситься и в промежуточную отчетность, например, если согласно учетной политике инвентаризацию хозяйственный субъект проводит часто [24].
Этапы
составления промежуточной
1.Уточнение
распределения доходов и
2. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие Главной книге.
3. Исправление выявленных ошибок.
4.
Закрытие счетов учета затрат,
формирование себестоимости
5.
Выявление промежуточного
6.
Выявление промежуточного
7.
Выявление промежуточной (с
8.
Составление Главной книги на
конец промежуточного
Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:
1)
составление бухгалтерских
2)
перенос всех фактов
3)
формирование информации об
В
конце отчетного периода по всем
счета Главной книги
- Цели и задачи анализа показателей промежуточной финансовой отчетности
Основными задачами анализа являются [17]:
– своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность;
– прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
–разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепления финансового состояния предприятия;
Наиболее важными задачами анализа баланса являются:
– оценка доходности (рентабельности) капитала;
– оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;
– оценка рыночной устойчивости;
– оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.
Проведение аналитических процедур может дать ощутимые результаты лишь в том случае, если эта работа систематизирована и структурирована надлежащим образом. Существует формулировка различных правил, которых целесообразно придерживаться, проводя анализ. Три из них имеют принципиально важное значение [17].
Во-первых,
последовательность аналитических
процедур должна быть структурирована
таким образом, чтобы и аналитику,
и пользователю аналитического отчета
была ясна логика проводимого анализа,
а сам анализ представил собой
логически завершенную
Во-вторых, аналитическая работа всегда должна строится по принципу “от общего к частному”. Иными словами, вначале необходимо сосредоточится на оценке и анализе показателей, дающих наиболее полное представление о конечных результатах деятельности компании.
В-третьих, необходимо особое внимание уделять различного рода “всплескам”, какой бы характер - положительный или отрицательный - они не носили. Так, если отклонения от плановых или нормативных значений тех или иных показателей были благоприятными, но относительно большими, необходим подобный факторный анализ, чтобы понять, либо эти отклонения обоснованны и являются результатом эффективной работы, либо были допущены ошибки в процессе планирования и нормирования.
Не случайно анализ начинается с обзора основных показателей деятельности коммерческой организации. В ходе этого обзора необходимо ответить на вопросы:
– каково имущественное положение коммерческой организации к началу отчетного периода?
– в каких условиях протекала работа коммерческой организации в отчетном периоде?
– какая хозяйственная работа проделана в течение отчетного периода?
– каких результатов достигла коммерческая организация за этот период?
– каково имущественное состояние коммерческой организации к концу отчетного периода?
– каковы перспективы финансово- хозяйственной деятельности коммерческой организации?
Ответы
даст бухгалтерская отчетность. Имущественное
положение коммерческой организации
на начало, и конец отчетного
периода характеризуется
Существуют
различные методики анализа финансового
состояния. В нашей стране по опыту
экономически развитых стран все
большее распространение
Финансовое
состояние коммерческой организации
можно оценивать с точки зрения
краткосрочной и долгосрочной перспективы.
В первом случае критерии оценки финансового
состояния ликвидность и
Под
ликвидностью какого- либо актива следует
понимать способность его
Говоря
о ликвидности коммерческой организации,
имеют в виду наличие у нее оборотных средств
в размере, теоретически достаточном для
погашения краткосрочных обязательств
хотя бы и с нарушением сроков погашения,
предусмотренных контрактами. Количественно
ликвидность характеризуется специальными
Платежеспособность означает наличие у коммерческой организации денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Очевидно,
что ликвидность и
Оценка
ликвидности и
Таким
образом, для экспресс оценки, чем
значительнее размер денежных средств
на расчетном счете, тем с большей
вероятностью можно утверждать, что
коммерческая организация располагает
достаточными средствами для текущих
расчетов и платежей. Вместе с тем
наличие незначительных остатков
на расчетном счете вовсе не означает,
что коммерческая организация неплатежеспособна
- средства могут поступать на расчетный
счет в течение ближайших дней,
некоторых видов активов при
необходимости легко