Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web 2.0)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственные университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

КАФЕДРА «Информационные технологии и защита информации»

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине;

«Управление проектом»

На тему «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web 2.0)»

 

 

 

Студентки

группы ИТ-411

Лобанова К.О,

Преподаватель:

Медведев Н.В.

 

 

 

 

Екатеринбург

2015

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

В настоящее время информационная среда сети Интернет максимально реализует указанные свойства при наличии социально-ориентированных сервисов Web 2.0. В Пермском крае доступность социально-ориентированных сервисов Web 2.0 и условия их саморазвития ограничиваются следующими причинами:

1. Большая часть популярных  информационных систем и интернет-сайтов  Web 2.0 размещена за пределами Пермского края, использование их сервисов для обмена большими по объему ресурсами является неэкономичным.

2. Существующие социальные  сети, поддерживаемые коммерческими  компаниями, работают разрозненно, их социальные сервисы не действуют  за пределами сетей, эффект масштаба, значимый для развития сетевых сообществ, ограничен коммерческими интересами владельцев сетей.

3. Средства коммуникаций  и коллективной разработки информационных  ресурсов в сетях Web 2.0 ориентированы на базовые социальные потребности людей (в дружбе, уважении, одобрении, признании и др.). В сетях отсутствуют эффективные специализированные инструменты взаимодействия и кооперации труда, заточенные под потребности сообществ, формируемых участниками образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Описание проекта

Целью создания системы «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web 2.0)» является поддержка предоставления новых форм информационных услуг участникам образовательного процесса общеобразовательных учреждений: учащимся, родителям, педагогам, а также автоматизация процессов контроля в сфере образования со стороны министерства образования Пермского края, управлений образования территорий края.

Система  реализована как  Интернет - портал, в котором обрабатываются данные о ходе образовательного процесса в учреждениях отрасли образования. К системе могут подключаться отдельные физические лица (учитель, ученик, родитель), государственные органы управления образованием, организации (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования,

спортивные центры и клубы и др.

Заказчик проекта: Министерство образования Пермского края

Источник финансирования: краевой бюджет

Решаемые задачи:

- Переход к безбумажным  технологиям школьного документооборота, учета успеваемости, мониторинга  деятельности школ, а также информирования  учащихся и родителей о результатах учебной деятельности;

- Повышение эффективности  работы педагогов через коллективные  формы взаимодействия по созданию  образовательных ресурсов, подготовке к урокам;

- Создание безопасной  среды взаимодействия социально-активных  родителей, учащихся, педагогов в  решении образовательных задач  и задач общественного управления школой.

Перечень информационных услуг:

- Электронный дневник  учащегося - предоставление информации  о результатах текущего контроля  успеваемости и промежуточной  аттестации учащимся и родителям учащихся общеобразовательных учреждений посредством информационных сервисов сети интернет;

- Электронный журнал школы - организация безбумажного учета  успеваемости и промежуточной  аттестации посредством предоставления  общеобразовательным учреждениям  необходимого программного обеспечения, как сервиса сети интернет;

- Совместная подготовка  педагогов к урокам - поддержка  коллективных форм взаимодействия  педагогов общеобразовательных  учреждений для совместной подготовки  к урокам, формирования и развития  содержания единого набора материалов  уроков. 

- Безопасная социальная  образовательная сеть - поддержка  проектной деятельности интернет-сообществ социально активных родителей, учащихся и педагогов посредством социальных сервисов сети Интернет, исключающих возможность доступа анонимных пользователей;

- Электронное сопровождение  самостоятельной подготовки учащихся - предоставление учащимся электронных  интерактивных пособий для самостоятельной  подготовки к урокам посредством  сервисов сети интернет. 

 

 

2. Цели и задачи проекта

Данный проект направлен на обеспечение равенства доступа к качественному образованию всех слоев населения как основы социальной, профессиональной мобильности населения и снижения уровня социальной дифференциации общества.

Цель проекта:

- повышение доступности  и качества образования в Пермском  крае на базе максимально полного  использования информационно-коммуникационных  технологий.

- создание на территории  Пермского края способной к  саморазвитию образовательной телекоммуникационной  сети нового поколения

- предоставление разноаспектной  информации об учебном процессе  и его участниках, а так же  средства мониторинга качества  образования для различных заинтересованных  сторон.

- создание условий к  саморазвитию образовательной телекоммуникационной  сети нового поколения, построенной  на принципах коллективного формирования  образовательных ресурсов, поощрения, стимулирования социальной и  творческой активности педагогов, самоокупаемости за счет предоставления  актуального образовательного содержания  и привлечения большого количества  пользователей.

 

Задачи проекта:

1. Обеспечение широкой  доступности информационных ресурсов  и социальных сервисов, созданных  на основе технологии Web 2.0 участникам образовательного процесса в Пермском крае путем выполнения мероприятий создания краевого образовательного портала с поддержкой сервисов на основе технологии Web-2.0.

2. Развитие контента образовательной телекоммуникационной сети путем выполнения мепроприятий:

  • осуществление первоначального наполнения сети профессиональным образовательным контентом;
  • формирование на базе «Областного банка педагогической информации» краевого хранилища открытых цифровых образовательных ресурсов, имеющего средства интеграции с социальными сервисами образовательной сети;
  • запуск системы видеоконференцуроков на регулярной основе;
  • создание краевой системы экспертизы содержания образовательных ресурсов, формируемых средствами социальных сервисов;
  • запуск краевой системы дистанционного обучения школьников, имеющей средства интеграции с социальными сервисами образовательной сети;
  • создание краевой системы личных портфолио участников образовательного процесса, интегрированной с элементами системы автоматизации администрирования образовательного процесса;
  • создание системы оперативного мониторинга состояния образовательной сети, успехов, проблем участников образовательного процесса.
  1. Создание условий для саморазвития телекоммуникационной образовательной сети путем выполнения мероприятий:
  • вовлечение педагогической общественности в разработку образовательных ресурсов и продуктов средствами Web 2.0;
  • обеспечение интереса к проекту широких слоев населения;
  • повышение квалификации преподавателей в использовании новых социальных сервисов Web 2.0;
  • достижение уровня самоокупаемости сети за счет привлечения средств, инвестируемых конечными потребителями в наиболее яркие педагогические идеи, образовательные продукты и сервисы

 

  1. Перечень работ проекта и перечень автоматизируемых процессов.

Перечень работ проекта:

1. Выполнение научно-исследовательских  работ по созданию «Концепции  телекоммуникационной образовательной  сети Пермского края (технология  Web 2.0).

2. Проектирование, разработка, апробация и внедрение в эксплуатацию  краевого образовательного портала  на основе технологии Web 2.0.

2.1. Разработка проектно-сметной  документации на создание краевого  образовательного портала на  основе технологии Web 2.0;

2.2. Выполнение работ по  созданию краевого образовательного  портала на основе технологии  Web 2.0;

2.3. Апробация информационных  и социальных сервисов краевого  образовательного портала пилотной группой педагогов;

2.4. Внедрение в эксплуатацию  краевого образовательного портала  на основе технологии Web 2.0;

2.5. Осуществление наполнения  краевого образовательного портала  профессиональным образовательным контентом;

3. Разработка и проведение  системы мероприятий по обеспечению  доступности системы дистанционного  обучения школьников, имеющей средства  интеграции с социальными сервисами  образовательной сети;

4. Создание краевой системы  экспертизы содержания образовательных  ресурсов, формируемых средствами  социальных сервисов.

5. Разработка и проведение  системы мероприятий повышения мотивации педагогов в использовании ресурсов созданной сети

6. Разработка планов и  программ, подготовки, переподготовка  и повышения квалификации кадров, участвующих в создании, развитии  и в использовании краевых  информационного портала на основе  социальных сервисов Web 2.0, в создании образовательных ресурсов и продуктов для них.

7. Разработка и проведение  системы мероприятий по обеспечению  интереса к проекту широких  слоев населения (организация рекламных  мероприятий попродвижению краевых информационных порталов Web 2.0, мероприятий по стимулированию формирование востребованной составляющей контента силами профессиональных сообществ и коммерческих компаний);

8. Запуск системы видеоконференцуроков.

 

Автоматизируются следующие бизнес-процессы:

- педагогическая  деятельность физического лица (учитель, руководитель кружка, педагог дополнительного  образования, руководитель секции  и др.),

- управление ходом  учебного процесса, общего руководства  учреждением образования и формирования  отчетности по различным показателям (заведующий учебной частью, директор),

- управление сетью  образовательных учреждений, получение  оперативной информации о работе  учреждений, составление отчетности (управление образованием различных  территорий),

- предоставления  услуг гражданам в электронной  форме: информирование учеников  и родителей о результатах  и ходе учебного процесса, организация  доставки информации об итогах  образовательной деятельности в  различных учреждениях, обеспечение возможности подачи и ответа на обращения через сеть Интернет-приемных учреждений отрасли образования всех уровней.

Задачи, решаемые в интересах учащихся:

-ведение дневника учащегося, планирование своей загрузки по подготовке к урокам и выполнения заданий.

Задачи, решаемые в интересах родителей учащихся:

- информирование о результатах обучения, посещения и поведения учащихся (в том числе посредством SMS).

Задачи, решаемые в интересах педагогов, самостоятельно занимающихся образовательной деятельностью:

-ведение журнала педагога, планирование и учет работы, 
связь с родителями и учащимися в рамках социальной сети.

Задачи, решаемые в интересах классных руководителей:

- получение достоверной и актуальной информации об успеваемости и посещаемости учеников класса

- персональный форум для общения классного руководителя с родителями ученика в рамках социальной сети,

- контроль за просмотром дневника со стороны родителей.

Задачи, решаемые в интересах учителей:

- динамическое наполнение электронных классных журналов данными об успеваемости и посещаемости,

- предоставление развернутой информации об оценках, 

- построение отчетов по успеваемости и посещаемости,

- поддержка планирования учебно-воспитательной работы,

- размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения домашних заданий,

- автоматизированный отбор учащихся для опроса по различным критериям успеваемости и посещаемости,

- планирование и учет внеклассной работы (работы факультативов, кружков, секций).

Задачи, решаемые в интересах руководителей средних образовательных учреждений:

- быстрый анализ успеваемости и построение соответствующих отчетов,

- контроль и корректировка деятельности каждого учителя,

- публикация расписания для каждого класса,

- анализ внеклассной работы (работы факультативов, кружков, секций),

- мониторинг работы учителей с системой (контроль своевременности и полноты заносимых в систему сведений),

- обратная связь с участниками СЭДиЖ.

Задачи, решаемые в интересах управлений образования администраций муниципальных образований:

- мониторинг работы с информационной системой на соответствующей территории (учет количества работающих с системой школ, пользователей, контроль своевременности и полноты заносимых в систему сведений). 

Задачи, решаемые в интересах Министерства образования Пермского края:

- проведение анализа деятельности образовательных учреждений,

- автоматизация формирования отчетных показателей.

 

  1. Ожидаемые результаты от реализации проекта

При реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:

  1. Доступность информационных ресурсов и социальных сервисов, созданных на основе технологии Web 2.0 участникам образовательного процесса в Пермском крае, в том числе:
  • наличие технических условий для использования средств видеоконференцсвязи и передачи потоков видеоданных между образовательными учреждениями;
  • функционирование краевого образовательного портала, интегрирующего на основе технологии Web-2.0 базовые социальные сервисы (общения в профессиональной среде, распространению инновационного опыта) с сервисами информационного обеспечения участников образовательного процесса.
  1. Доступность участникам образовательного процесса качественного образовательного контента, средств его разработки и сервисов информационного обеспечения, включая:
  • цифровые образовательные ресурсы, созданные творческими коллективами Пермского края и предоставляемые на базе краевого хранилища открытых цифровых образовательных ресурсов, имеющего средства интеграции с социальными сервисами образовательной сети;
  • бесплатные эффективные инструменты создания, доработки образовательных ресурсов силами отдельных педагогов и педагогических коллективов (на основе технологии Wiki) с поддержкой электронных технологий обучения;
  • услуги краевой системы экспертизы содержания образовательных ресурсов, предоставляющей конечным потребителям профессиональную оценку соответствия ресурсов требованиям государственных образовательных стандартов, другим нормативным требованиям, оценку ценности ресурсов при использовании в организованном учебном процессе и самостоятельных занятиях;
  • систему видеоконференцуроков, поддерживающую: персональные видеоконференции, сеансы видеоконференцсвязи между двумя пользователями (точка-точка), сеансы вещания от одного участника ко многим (в ходе которых аудио- и видеосигнал передается только в одну сторону - от ведущего слушателям, обеспечивая поддержку неограниченного количества участников-зрителей);
  • систему дистанционного обучения, предлагающую доступные для конечного потребителя Пермского края курсы по освоению предметов на базовом и профильном уровне, представленных в Федеральном базисном учебном плане, имеющей средства интеграции с личными портфолио учащихся и педагогов;
  • систему личных портфолио учащихся и педагогов, интегрированной с сервисами администрирования учебного процесса на основе инструментов ведения «Электронных журналов успеваемости»;
  • систему оперативного мониторинга состояния образовательной сети, успехов, проблем участников образовательного процесса на основе технологий Web 2.0.
  1. Достигнут порог саморазвития сети за счет:
  • обеспечения активного обращения участников образовательного процесса к ресурсам краевого образовательного портала и интегрированного с ним краевого хранилища открытых цифровых образовательных ресурсов;
  • наличия квалификации педагогов в использовании новых социальных сервисов Web 2.0;
  • активного использования педагогами и учащимися системы личных портфолио сетевого образовательного портала; вовлечения в разработку образовательных ресурсов и продуктов средствами Web 2.0 заинтересованных педагогов общеобразовательных школ.

 

  1. Перечень и характеристики существующих объектов внедрения

Общее количество образовательных учреждений, где внедрено решение, – более 300 в Пермском крае. Всего рабочих мест более 10 000, с учетом домашних компьютеров учителей, учеников, родителей.

Основные внедрения:

Город

Учреждение

Рабочих мест  
(выделено в учреждении только для работы с Системой)

1

Пермь

МОУ «СОШ № 22»

35

2

Пермь

МОУ «Лицей № 4»

40

3

Пермь

МОУ «Гимназия № 4»

30

4

Пермь

МОУ «СОШ № 132»

30

5

Пермь

МОУ «СОШ № 146»

20

6

Пермь

МОУ «СОШ № 77»

20

7

Пермь

МОУ «Гимназия № 2»

30

8

Пермь

МОУ «Гимназия № 33»

20

9

Пермь

МОУ «СОШ № 94»

30

10

Пермь

МОУ «СОШ № 27»

25


 

 

  1. Организационная структура управления проектом

Реализация проекта происходит в рамках организации, структура которой в значительной степени влияет на успех проекта. Выделяют следующие принципиальные организационные формы:

- функциональная структура, предполагающая использование существующей  функциональной иерархической структуры  организации. Менеджер проекта осуществляет  лишь общую координацию работ;

- дивизиональная форма организации управления (разновидность функциональной структуры, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признакам;

- проектная структура. Данный  подход предполагает, что комплекс  работ проекта разрабатывается  независимо от иерархической  структуры организации;

- матричная структура. Промежуточная  форма, объединяющая преимущества  проектной и функциональной структур  управления. Могут быть выделены  три разновидности матричной  структуры организации: слабая матрица, когда координатор проекта отвечает  за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть  над ресурсами; сбалансированная  матрица, когда менеджер проекта  координирует все работы и  разделяет ответственность за  достижение цели с руководителями  функциональных подразделений; жесткая  матрица, когда менеджер проекта  обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность  за выполнение задач проекта.

Прочие организационные формы управления проектами, обусловленные условиями реализации проекта.

 

    1. Организационное решение вопроса

Система должна быть построена по принципу трехуровневой архитектуры «клиент – сервер приложений (Web-сервер) – сервер БД». Требования к функциям системы.

Система должна включать следующие подсистемы:

- электронный классный  журнал;

- электронный дневник  учащегося;

- подсистема социальных  сервисов;

- подсистема для  работы с картой;

- подсистема управления  интерфейсами рабочих мест пользователей;

- подсистема муниципальных  образовательных порталов;

- подсистема интеграции  с цифровыми образовательными  ресурсами;

- подсистема совместной  подготовки педагогов к урокам.

Электронный классный журнал должен обеспечивать все функции, предусмотренные указаниями к ведению классного журнала (приказ Министра просвещения СССР от 27 декабря 1974 г. № 167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»). Необходимо предусмотреть возможность печати твердых копий журнала или его отдельных страниц (разделов) для предъявления его как отчетного документа, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя школы. Учащиеся должны получать доступ только к своим оценкам, описаниям уроков, домашним заданиям.

Подсистема социальных сервисов должна содержать функционал-блогов и является частью социальной образовательной сети Пермского края, которая наиболее тесно интегрирована с электронными журналами и дневниками.

Предусматривается создание следующей структуры блогов:

- блоги учителей, учащихся и родителей;

- блоги групп решения задач (блоги, создаваемые для обсуждения конкретной задачи или проблемы); 

- блоги классов, учебных групп, параллелей;

- блоги школ;

- блоги групп учителей (методические блоги);

- блог сообщества образовательной сети Пермского края.

 

Система должна иметь открытые интерфейсы для возможной доработки и интеграции с другими системами.

Система должна обладать надежностью для обеспечения круглосуточной работы пользователей, средств связи и обеспечивать оперативное восстановление работоспособности при сбоях.

 

    1. Состав и структура системы.

Система построена по принципу трехуровневой архитектуры «клиент – сервер приложений (Web-сервер) – сервер БД». Пользователи подключаются через Интернет к серверу приложений, который работает с сервером единой базы данных системы. Сервера располагаются в центре обработки данных.

План развития системы:

№ этапа

Наименование работ

Сроки выполнения

1

Разработка и согласование комплекта методической документации. 
Разработка проекта.

3 месяца

2

Разработка комплекта технической и регламентной документации. 
Разработка порядка внедрения и эксплуатации Системы.

2 месяца

3

Апробация (опытная эксплуатация). 
Доработка Системы по результатам апробации.  
Обучение пользователей. 
Ввод в промышленную эксплуатацию.

3 месяца


 

 

Пользователями Системы являются ученики, родители, учителя, руководители средних образовательных учреждений, специалисты министерства образования и муниципальных органов управления образованием.

При работе с Системой пользователи должны обладать общими навыками работы в сети Интернет. Педагогический состав и руководители должны пройти специальное обучение работе с системой. Исполнитель работ по внедрению системы должен обеспечить обучение пользователей.

 

 

 

    1. Архитектура решения, требования к системе

Рабочие станции в количестве, соответствующем планируемому количеству рабочих мест, должны быть с характеристиками не ниже следующих: Intel Celeron 1200, RAM 256 Mb, HDD 40Gb. 

Система должна функционировать на следующем программном обеспечении:

Сервер БД:

-Операционная система (ОС): Microsoft Windows Server 2003 (2008).

-Система управления базами данных (СУБД): MS SQL Server 2005 (2008).

Сервер приложений:

-Операционная система (ОС): Microsoft Windows Server 2003 (2008).

Клиентские станции:

Microsoft Internet Explorer версии не ниже 5.5, допускается использование браузеров Opera версии не ниже 9 и FireFox версии не ниже 2.

Пропускная способность канала связи (Интернет) для объекта внедрения с 5 рабочими местами должны быть не ниже 128 Кбит/с (рекомендуется 256 Кбит/с).

 

    1. Методология внедрения решения
  1. Нормативно-правовое обеспечение.

Типовой набор распорядительных документов, обеспечивающих применение типового решения. Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р; Правила разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 947; Федеральные, региональные, муниципальные законы и постановления в сфере образования.

  1. Методология внедрения.

Документ описывает, каким образом организовать внедрение ИС на предприятии с использованием Типового решения (рекомендации по созданию команды внедрения, организации системы мотивации, типовой график внедрения и т.п.) 

Для обеспечения мониторинга и контроля достижения результатов проекта предполагается:

- создать рабочую  группу по внедрению Системы;

- установить контрольные  точки для представления отчетности  Исполнителем проекта;

- провести ряд  презентаций по реализуемому  проекту;

- ввести систему  целевых индикаторов реализации  проекта.

Рабочая группа по внедрению проекта зависит от количества объектов внедрения. В минимальном составе рабочая группа должна состоять:

 Со  стороны Исполнителя:

- специалиста по  установке и настройке Системы

- специалиста по  поддержке Системы

Со стороны Заказчика:

- специалиста, прошедшего  обучение на курсах по работе  с Системой. 

3. Методология настройки.