Телевидение и его роль в обществе
Курсовая работа
Телевидение и его роль в жизни общества
Оглавление: |
стр. |
Введение |
3 |
Глава 1. История возникновения телевидения |
6 |
Глава 2. Значение телевидения |
17 |
Глава 3. Влияние телевидения на общество |
21 |
3.1. Положительные моменты |
21 |
3.2. Отрицательные моменты |
23 |
Глава 4. Перспективы развития телевидения |
27 |
Заключение |
31 |
Список литературы |
32 |
Введение
Ушедший XX век подарил человечеству множество научно-технических достижений. Среди них немаловажное место занимает телевидение как разновидность средств массовой информации (СМИ). Одно из известных определений СМИ гласит: "СМИ - самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения". Значит, институт СМИ в общем и телевидения в частности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное средство общения, а во-вторых, как бизнес, живущий по специфическим законам, но по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.
В истории зарубежного и отечественного телевидения прослеживается несколько этапов. Первый этап является экспериментальным, на котором главными фигурами выступают изобретатели и инженеры. Второй - этап начала и становления регулярного вещания на стандартах, близких к сегодняшним, поиск оптимальных организационных форм и распространение телеприемников среди населения. Третий этап характеризуется превращением телевидения в главное средство массовой информации и господством в эфире нескольких крупных общенациональных программ. Ряд государств вступил в четвертый, современный этап - время "телеизобилия", внедрения спутникового, кабельного, цифрового ТВ, дробления некогда единой телеаудитории и индивидуализации зрительского выбора.
В наше время телевидение оказывает огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека. Та реальность, которую нам предлагают сегодня, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь, и ему можно внушить очень многое. Нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.
Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что он живет в обществе, принимает или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.
Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли телевидения в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.
Актуальность выбранной мною темы, ее вневременная значимость, доказана тем, что телевидение сегодня - это мощный фактор влияния на психическое состояние людей. Больший процент аудитории предпочитает телевидение. На то есть различные причины - несомненное удобство, возможность воспринимать информацию сразу несколькими органами чувств, отсутствие платы (по крайней мере за основные каналы) и многое другое. Телевидение является источником информации различного рода - коммерческой, политической, культурной, образовательной, развлекательной. Все это вперемешку с рекламой создает мощную основу для манипуляции массовым сознанием.
Предметом данной курсовой является изучение процесса возникновения телевидения и его роли в жизни людей и общества в целом.
Цель: изучить положительное и негативное влияние телевидения на жизнь людей, определить место и роль телевидения в жизни общества.
Поставленная цель достигается последовательным решением задач:
- Найти и рассмотреть источники, в которых рассматривается данная проблема.
- Подвести итог и определить роль телевидения в обществе.
Гипотеза – телевидение оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на жизнь людей.
Предполагаемый результат данной работы: Аспекты влияния телевидения рассматривались различными авторами, но так как в одной курсовой работе невозможно охватить весь спектр мнений, то попробуем рассмотреть наиболее распространённые мнения, рассмотреть положительные и отрицательные моменты во взаимодействии телевидения и общества, вспомнить, как все это начиналось. Отличительными чертами телевидения являются публичность и неоднозначный, противоречивый характер, что стимулирует рост исследований в этой области. Исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы.
Глава 1. История возникновения телевидения
Возможность
быстрой передачи сообщений на большие
расстояния в виде электрических
сигналов наводила на мысль об использовании
аналогичных принципов для
Различие
между фототелеграфией и
Телевидение,
или видение на расстоянии за пределами
непосредственного зрительного
восприятия объектов человеком, могло
быть осуществлено на основе преобразования
света в электрические сигналы.
Принципиальная возможность осуществления
телевидения появилась после
того, как в 1873 г. английские ученые
Дж. Мей и У. Смит открыли светочувствительность
химического элемента селена, т. е. изменение
его сопротивления под
В некоторых
проектах и предложениях содержалось
рациональное зерно, но необходимые
для их реализации элементы и приборы
были еще несовершенны или вообще
отсутствовали. Отдельные изобретатели
пошли по известному в истории
техники пути простого копирования
явлений природы и пытались построить
телевизионную систему по аналогии
с устройством зрительного
Центры коры головного мозга, где создаются зрительные восприятия, представлялись источниками света (например, лампочками накаливания), расположенными на второй панели в месте приема. Каждое фотосопротивление на панели передатчика было связано с соответствующим источником света на панели приемника парой электрических проводов, выполнявших роль зрительных нервов. Преобразование оптического изображения в электрические сигналы в системе Кери должно было осуществляться одновременно и непрерывно всеми фотосопротивлениями.
Все изменения
передаваемого изображения
Этот
переход означал замену одновременной
передачи всех элементов изображения
поочередной. Такая замена оказалась
возможной на основе применения развертки
изображения и использования
инерционности зрительного
Переход от многоканальной системы передачи изображений к одноканальной был связан с введением в телевизионную систему механических элементов. В отличие от чисто электрической статической системы Кери, не содержавшей никаких механических движущихся частей, в системы Санлека, де Пайва и Бахметьева требовалось применение более или менее сложных механизмов для развертки или разложения изображения на элементы. В последующие годы было предложено еще много проектов телевизионных систем, основанных на использовании светочувствительности селена и применении различных механических устройств. Передающее устройство в большинстве этих систем представляло собой сочетание селенового светоэлектрического преобразователя и механизма для развертки изображения.
Важным
шагом в деле практического решения
проблемы телевидения явилось
Основным элементом в передатчике и приемнике его системы был развертывающий диск, получивший название диска Нипкова. Он представлял собой непрозрачный круг большого диаметра, у внешнего края которого расположены по спирали небольшие круглые отверстия на одинаковом угловом расстоянии одно от другого. Каждое последующее отверстие смещено на величину своего диаметра к центру диска. В передатчике диск находился между передаваемым объектом и селеновым фотосопротивлением. Изображение передаваемого объекта фокусировалось объективом на плоскость диска. При вращении диска сквозь его отверстия свет проходил на фотосопротивление поочередно от отдельных элементов изображения.
Таким образом осуществлялось разложение светового потока изображения на элементарные световые потоки. Каждое отверстие давало одну строку изображения. За один оборот диска на фотосопротивление последовательно воздействовал свет от всех элементов изображения, что соответствовало передаче одного кадра. Число строк в кадре равнялось числу отверстий в диске. В приемнике такой же диск располагался между глазом наблюдателя и источником света, модулируемым фототоком передатчика; этот диск вращался синхронно и синфазно с диском передатчика.
При наблюдении
источника света через
Проект Нипкова относится к немногим проектам начального периода истории телевидения, в которых имелись оригинальные идеи, приблизившие решение задачи видения на расстоянии, но он был неосуществим в то время из-за несовершенства отдельных элементов системы. Основная трудность состояла в невозможности получить достаточно сильный сигнал изображения вследствие невысокой чувствительности селенового фотосопротивления. В таком состоянии находилось телевидение, когда эта проблема привлекла внимание Б. Л. Розинга.
Начало
его практических исследований в
области передачи изображений, которую
он называл электрической
Так же как и Борис Львович, он интересовался вопросами передачи изображении на расстояние и следил за всеми новыми достижениями в этой области. К. Д. Перскому принадлежит приоритетное право на термин “телевидение”, который он впервые употребил в докладе “Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)”, прочитанном им на 1-м Всероссийском электротехническом съезде в 1900 г., а за тем на Международном электротехническом конгрессе в Париже.
Открытие
внешнего фотоэффекта,
В 1902 г. Б. Л. Розинг применил электроннолучевую трубку в приемном устройстве системы с электрохимическими элементами на передающей стороне. Трубка имела две пары отклоняющих электромагнитов, расположенных взаимно перпендикулярно и соединенных со стержнями электролитической ванны. Луч света был заменен металлическим штифтом. При движении штифта по слою медного купороса пятно на экране трубки перемещалось в соответствующую точку. Электронный луч чертил вензеля и буквы, выводимые металлическим штифтом на отравительной станции. Затем отклоняющие электромагниты трубки соединялись на передающей стороне с реостатами, движки которых перемещались по кругу. Одновременным изменением положений движков можно было получать такой же эффект, как и при перемещении штифта в электролитической ванне. Но таким способом можно было передавать не оптическое изображение, а только простые рисунки, буквы, цифры, тогда как целью изобретателя было осуществление передачи на расстояние живых сцен. Впоследствии стало известно, что аналогичный способ передачи рисунков и письменного текста с воспроизведением их на экране электроннолучевой трубки разрабатывался в то же время в Германии М. Дикманом и Г. Глаге и был запатентован ими в 1906 г.
Так шаг за шагом Борис Львович создавал свою систему электрической передачи изображений, настойчиво экспериментируя и проверяя практически каждое ее звено. И только после того как вся схема и все ее элементы были тщательно продуманы, он подал заявку на выдачу ему привилегии на изобретение “Способа электрической передачи изображений”. Это было 25 июля 1907 г., т. е. спустя 10 лет после начала первых опытов.
Приоритет Б. Л. Розинга на открытие нового способа приема изображений в телевидении был неоспоримо закреплен в полученных им русском и иностранных патентах. После первых успешных опытов передачи изображений Борис Львович продолжает кропотливую работу по усовершенствованию своей системы. Большое внимание было обращено на совершенствование оптической системы передающего устройства.
В 1924 Б. Л. Розинг воссоздал свою систему и внес ряд усовершенствований в передающее и приемное устройства. Была также изменена схема получения отклоняющего напряжения для электроннолучевой трубки. Подверглась изменению и электроннолучевая трубка приемного устройства. Основное внимание Б. Л. Розинг сосредоточил на получении тонкого электронного пучка, уменьшении аберраций и устранении взаимодействия фокусирующего и отклоняющего полей. Опыты, проведенные С. Л. Розингом в ЛЭЭЛ в 1924- 1928 гг., показали полную работоспособность его телевизионной системы и правильность принципов, на которых она строилась. В лабораторных условиях можно было передавать простые изображения с четкостью 48 строк.
Изображения на экране трубки получались вполне точные и настолько яркие, что их можно было фотографировать. В 1928 г. Б. Л. Розинг предложил новую телевизионную систему, интересную во многих отношениях. В середине 20-х годов телевидение сделало свои первые практические шаги. Некоторые изобретатели в США, Англии и СССР осуществили передачу на небольшие расстояния силуэтных движущихся изображений при помощи оптико-механических телевизионных систем. Сопоставляя два пути развития телевидения, Б. Л. Розинг выступает как убежденный сторонник и пропагандист электронного телевидения.
Развитие
электронного телевидения в эти
годы проходило в борьбе с противодействием
сторонников механического
Некоторые из этих изобретателей построили свои системы и добились определенных практических результатов. Работавший в области телевидения французский ученый Фурнье, оценивая влияние Б. Л. Розинга на развитие телевидения, писал в 1926 г.: «Систему русского профессора Бориса Розинга можно рассматривать как прототип современных приборов телевидения.» Передающая телевизионная трубка, в которой оказалось возможным практически использовать эффект накопления электрических зарядов, была изобретена в 1931 г. в СССР С.И. Катаевым. Несколько позже, в том же 1931 г. аналогичная трубка, названная иконоскопом, была разработана независимо от Катаева американским специалистом В. К. Зворыкиным, бывшим учеником Б. Л. Розинга. В дальнейшем название иконоскоп стало применяться как к трубке Зворыкина, так и к трубке Катаева, и широко вошло в специальную литературу, как сама трубка вошла в технику телевидения.
Изобретение иконоскопа явилось поворотным пунктом в истории телевидения, определившим направление его дальнейшего развития. Стало совершенно ясно, что никакая из существовавших в то время оптико-механических систем, несмотря на все усовершенствования, не может конкурировать с электронной телевизионной системой. Иконоскоп обеспечивал телевизионные передачи с большим числом строк. С появлением иконоскопа завершился период искания путей практического осуществления передачи изображений на расстояние и становления электронных телевизионных систем.
Переход от смешанных телевизионных систем (оптико-механические передающие и электронные приемные устройства) к полностью электронным системам начался практически с 1934 г. и был завершен в разных странах в течение 3-4 лет.
В дальнейшем были разработаны другие, более чувствительные, чем иконоскоп, и более совершенные передающие телевизионные трубки. Важная роль в создании этих трубок принадлежит советским ученым П. В. Шмакову. П. В. Тимофееву, Г. В. Брауде, Л. А. Кубецкому, Б. В. Круссеру и др. На всех этапах развития телевидения ученые нашей страны находили самостоятельные, принципиально новые и правильные решения сложных задач, во многих случаях значительно опережавшие соответствующие достижения зарубежных специалистов.
В результате работ советских и иностранных специалистов, внесших свой вклад в решение отдельных задач телевидения, и благодаря быстрому развитию радиоэлектроники телевизионная техника достигла такого уровня развития, когда стало возможным создание систем цветного и объемного телевидения и широкое применение телевизионных установок в различных отраслях народного хозяйства, для научных исследований и т. д.
Мечта человека о возможности видеть на любые расстояния отражена в легендах и сказках многих народов. Осуществить эту мечту удалось в наш век, когда общее развитие науки и техники подготовило основу для передачи изображения на любое расстояние. Первые передачи телевизионных изображений по радио в СССР произведены 29 апреля и 2 мая 1931 г.
В 1938 г. в СССР были пущены в эксплуатацию первые опытные телевизионные центры в Москве и Ленинграде.
Хотя
в период Великой Отечественной
войны телевизионное вещание
было прекращено, но научно-исследовательские
работы в области создания более
совершенной телевизионной
Большой вклад в развитие телевидения внесли советские ученые и изобретатели С. И. Катаев, П. В. Шмаков, П. В. Тимофеев, Г. В. Брауде, Л. А. Кубецкий А. А. Чернышев и др. Во второй половине 40-х годов разложение изображения передаваемого Московским и Ленинградским центрами было увеличено до 625 строк, что существенно повысило качество телевизионных передач.
Бурный рост передающей и приемной телевизионной сети начался в середине 50-х годов. Если в 1953 г. работали только три телевизионных центра, то в 1960 уже действовали 100 мощных телевизионных станций и 170 ретрансляционных станций малой мощности, а к концу 1970 г. - до 300 мощных и около 1000. телевизионных станций малой мощности. 4 ноября 1967 г. вступила в строй Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция министерства связи СССР, которая постановлением Совета Министров СССР названа имени “50-летия Октября”. Основным сооружением Общесоюзной радио-телевизионной передающей станции в Останкино является свободно стоящая башня, имеющая общую высоту 540 м.
В 1954 г. Московским
телевизионным центром на Шаболовке
были осуществлены первые опытные передачи
с поочередной передачей
Однако
такая система требовала
В течение
ряда лет в Советском Союзе
и в других странах проводились
испытания различных систем цветного
телевидения. В марте 1965 г. было подписано
соглашение между СССР и Францией
о сотрудничестве в области цветного
телевидения на основе системы СЕКАМ.
26 июня 1966 г. было принято решение
избрать для внедрения в
Первые передачи по совместной советско-французской системе начались в Москве с 1 октября 1967 г., к этому же времени был приурочен выпуск первой партии цветных телевизоров. 7 ноября 1967 г. состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади парада и демонстрации трудящихся. Внедрение цветного телевидения открыло широкую возможность для повышения качества передач и позволило значительно повысить эмоциональность восприятия телевизионных передач и увидеть изображения в естественных красках.
Глава 2. Значение телевидения
Пришествие
телевидения в послевоенные годы
явилось третьей
Социокультурная роль телевидения в полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем — всеобщую. В США этот процесс «пошел» с начала 50-х годов, в Западной Европе — во второй половине того же десятилетия. У нас в стране решающими оказались годы 60-е, но истоки восходили ко временам «оттепели».
Что же позволило сделать возможным качественный скачок в сфере массового сознания?
Во-первых, это предоставление возможности непосредственного общения с множеством самых разных людей в самых различных обстоятельствах Конечно, неопосредованность эта была иллюзорной, между зрителем и телевизионным изображением стояла сложнейшая техническая структура, но она, как таковая, не осознавалась и выводилась за скобки. Если обратиться к книге Владимира Саппака «Телевидение и мы», то в центр феномена телевидения автор ставит межличностное общение со всеми вытекающими отсюда эмоциями.
Вторым,
несколько более поздним
В случае телевидения это воздействие было еще сильнее, и главное здесь - эффект существования большого мира, не сводившегося отныне к литературным образам и набившим оскомину идеологическим прописям.
Речь в данном случае идет не только о процессах внутри нашей страны, но о некоторых глобальных сдвигах в мировосприятии значительных масс населения земного шара Дело в том, что пришествие телевидения нарушило монополию интеллигенции (читающей и пишущей публики) на широту кругозора. Отныне ребенок, подросток, любой человек, в том числе не имеющий никакого отношения к интеллектуальному труду, мог без особых усилий вырваться в широкий мир познания.
В пределах нашей системы этот процесс многократно усиливался за счет нескольких факторов. Первый из них — относительная либерализация политического режима, позволившая расширить контакты с внешним миром «Оттепель» для телевидения пришлась очень кстати
Нельзя забывать и о том, что первым шагом в освоении дальнего тогда еще зарубежья явилось победное шествие Советской Армии по Европе. Опасность для сталинского режима представлялась столь могучей, что он вынужден, был тут же поставить преграду на пути «космополитизма». И, кажется, если бы не было телевидения, эта плотина просуществовала бы значительно дольше.