Телевидение и его роль в жизни России
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет кино и телевидения»
Институт экономики и управления
Кафедра информационного менеджмента и бухгалтерского учета
Реферат
по дисциплине «Введение в специальность»
на тему «Телевидение и его роль в жизни России»
Выполнила:
Руководитель:
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История создания телевидения………………………………....5
1.1. Пришествие телевидения……………………………………………..
1.2.Становление и развитие телевидения в России……………………....7
Глава 2 . Роль телевидения в современном мире………………………...9
2.1. Перспективы развития телевидения………………………………….9
2.2. Влияние телевидения на психику человека………………………...12
2.3. Особенности и стиль Российского телевидения………………...…15
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………...…..
Введение
В настоящее время осуществляется полный переход человечества к информационному обществу (информационной цивилизации). Увеличиваются масштабы, усложняется структура и содержание информационных потоков и всей информационной среды, многократно усиливается ее влияние на психику человека, и темпы этого влияния стремительно возрастают.
На наш мозг в последние двадцать лет обрушился совершенно немыслимый поток информационной стимуляции. Современные средства массовой информации всех видов образовали глобальную информационную систему фантастически энергетического уровня. Это значит, что человеческое сознание уже попало в искусственно созданную им же самим ловушку и сегодня представляет собой все больше раскручивающуюся “белку в колесе”.
Современному телевидению присущ целый ряд неблагоприятных факторов, но, к большому сожалению, с телеэкранов никогда не говорилось о специфике его психологического действия на человека.
Телевидение, является самым обширным и востребованным средством массовой информации в нынешней современной России. Оно обеспечивает общество России информацией, а так же влияет на культурную информационную ситуацию в российском современном обществе.
Телевидение развивает общество, заполняет его досуг, а так же информирует о происшествиях в стране, развлекает, а зачастую обучает. Телевидение главным образом воздействует на духовные ценности общества, на стиль мировосприятия людей, на весь строй мышления, на культуру нашего времени.
И поэтому современная культура формируется, во-первых, из совокупности созданных и освоенных ценностей, а во-вторых, развивается средствами массовой коммуникации, то есть телевидение выступает механизмом распространения данных ценностей.
Поэтому, актуальностью данной темы является необходимость в формировании культуры российского общества, выявление роли современного телевидения.
Целью является выявление особенностей современного телевидения 21 века.
Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть развитие
- выявить недостатки современного телевидения.
Объектом данной курсовой работы является рассмотрение телевидения, а предметом - современное телевидение 21 века
Глава 1. История создания телевидения
1.1. Пришествие телевидения
Пришествие телевидения в послевоенные годы явилось третьей аудиовизуальной революцией, если первой считать изобретение кинематографа в конце 19 века, а второй - приход синхронного звука на рубеже 20-30-х г. 20 века. Датировка этой революции связана, разумеется, не с техническим фактом изобретения видения на расстоянии - «телевидения» - еще в довоенный период. Этот факт скорее относится к предыстории того явления, которому суждено было сыграть решающую роль в истории человечества в XX веке. Телевидение было знаменательно не столько самим фактом видения на расстоянии - это был такой же трюк, как и раннее ярмарочное кино, - и не своими чисто коммуникативными возможностями, по сей день не реализованными, а фактом массового распространения, является не столько, кинематограф, сколько периодическая печать.
Социокультурная роль
Телевидение постепенно, на протяжении 50 - 60-х годов, превращалось в общий фон всего того, что происходило у тебя на глазах. Хотел ты этого или не хотел, ты соотносил свои непосредственные жизненные ощущения с телевизионной еще не картиной, но картинкой мира. В силу этого и художественные направления стали самоопределяться по отношению к этой картинке. Кинематограф частично был ассимилирован телевидением, а частично пытался оттолкнуться от него, уходя в зрелищность сначала, в 50-е годы, неудачно, затем в 70 - 80-е - с триумфом или в интеллектуализм, обращаясь к молодежи и интеллигенции, к той самой читающей и пишущей публике, которая демонстративно презирала малый экран.
Эстетские и художественные авангардистские направления, начиная с поп-арта, подражали формам популярной культуры, а в конце 60-х - начале 70-х годов и вовсе растворились в постмодернистском море, образцом для которого, естественно, стало телевизионное вещание. Хочется подчеркнуть, что все эти процессы проходили как бы вне собственно телевидения. Само по себе, за редкими прозрениями, оно воспринималось как средство массовой информации и пропаганды, политическое оружие («четвертая власть») или же просто как источник сведений об окружающем мире, пусть на новом уровне достоверности. Реально в хаотическом брожении того, что можно было бы назвать причудливой смесью общественного сознания и коллективного бессознательного, наличие экрана-зеркала стремительно меняло многие ориентиры, причем происходило это вне, помимо и даже против воли корпорации вещателей. Существовавшая в те годы в большинстве стран мира, за исключением США, государственная монополия на телевизионное вещание, казалось бы, должна была свести «на нет» подрывной эффект малоуважаемого «ящика». Однако сегодня очевидно, что именно он стал катализатором стремительной трансформации множества взаимосвязанных социальных, культурных и художественных процессов, которые привели к принципиально новому соотношению сил в мировой культуре. Одним из признаков этих изменений стал кризис чтения, когда письменное слово впервые за несколько веков уступило часть своих функций звукозрительному ряду. То, что лишь намечалось в кинематографе, оказалось возможным с пришествием телевидения, поставившего коммуникативный процесс с головы на ноги. Если в кино возобладал игровой полнометражный фильм как форма вымысла и преимущественно художественное явление, то на телевидении во главу угла стала коммуникация как таковая, допускающая и художественные формы, но отнюдь не сводимая к ним. И нынешняя структура телевизионных программ в многоголосии экранов свидетельствует о том, что расширение функций звукозрительного ряда идет стремительными темпами, буквально в геометрической прогрессии, «заглатывая» все новые и новые сферы действия естественного языка.
1.2. Становление и развитие телевидения в России.
Невозможно представить себе жизнь современного человека без телевидения и ставших такими привычными телевизоров. Многие уже не представляют себе жизнь без «голубого экрана» на кухне или в спальне. Современные модели стали прекрасным дополнением к интерьеру, в них воплощены самые передовые технические идеи – только по способу получения изображения различаются несколько типов телевизоров: кинескопные (с электронно-лучевой трубкой), жидкокристаллические (LCD), плазменные и проекционные. Не за горами переход на телевидение высокой четкости. Все дальше уходим мы от «дотелевизионной» эры. А когда началась эпоха телевидения, и какими они были – первые телевизоры? Для того чтобы это ответить на эти вопросы, нам понадобится вернуться на целый век назад.
22 мая 1911 года профессор Петербургского технологического университета Борис Львович Розинг в своей лаборатории получил изображение геометрической фигуры на экране сконструированного им кинескопа. Это была первая в мире телевизионная передача, хотя запатентован новый «способ электрической передачи изображений» был Розенбергом еще в 1907 году. К 1911 году российским ученым были получены патенты на телевизионное приспособление в Англии, Германии и США. Но понадобились годы, чтобы телевидение вышло из стен лабораторий. Лишь 3 июля 1928 года в США был продан первый в мире телевизор с механической разверткой, изобретенный учеником Б.Л. Розинга Владимиром Кузьмичом Зворыкиным, уехавшим из России в США. Качество картинки оставляло желать лучшего – лишь силуэты да игра теней, но, тем не менее, различить, что именно показывают, было возможно.
В конце 1936 года в США был продемонстрирован первый электронный телевизор. И только в 1937 году (через 26 лет после опыта Розинга!) в Великобритании (в США – в 1939 году), наконец, началось производство телевизоров с электронно-лучевой трубкой – кинескопом.
В СССР первый опытный сеанс телевещания был проведен 29 апреля 1931 года, а 15 ноября 1934 года впервые состоялась телевизионная трансляция со звуком. Промышленный же выпуск телевизионных приемников начался в 1932 году на Ленинградском заводе «Коминтерн». В производство был запущен «телевизор для индивидуального пользователя», разработанный ленинградским инженером А.Я. Брейтбартом. Это был даже не телевизор, а малогабаритная ТВ-приставка к радиоприемнику. В 1933-1936 годах было выпущено более 3 тысяч оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3х4 см. В 30-е годы небольшими партиями выпускалось еще несколько моделей телевизоров, но они не нашли широкого применения.
Во второй половине XX века и в начале XXI века отмечаются события, которые главным образом трансформировали современную социокультурную реальность.
Формирование информационной цивилизации помогает возникновению, развитию информационной культуры, от их уровней зависит возможность современного человека к принятию и обработке данной информации, владение новыми, модными средствами, методами и технологиями работы.
Телевидение одно из самых молодых средств массовой информации. Передача информации от человека к человеку - это и есть коммуникация.
В средние века, когда неизвестному изобретателю камеры-обскуры удалось переделать свет в оптическое изображение, началось формирование научных основ для изобретения ТВ.
Первый принцип передачи изображения на расстояние указан в 1880 году русский физик, биолог П. И. Бахметьев в своем докладе, который был прочитан в Цюрихе (Швейцария) и затем напечатан в российском научно-техническом журнале «Электричество».
Он предложил раскрутить двухмерную картинку на индивидуальные элементы, затем задать для каждого свой электрический сигнал и систематично передать сигналы по линии связи. Эта определяющая концепция до наших дней сохранилась в телевидении.
Чтобы идея передачи изображений была реализована, необходимы были два устройства: механизм развертки, преобразователь световой энергии в электрическую. Немецкий железнодорожник П. Нипков в 1884 году, предложил такой механизм.
От идеи до практического воплощения радио прошло 35 лет (1867-1902), в телевидении на этот путь ушло 14 лет (1922-1936).
Слово телевидение состоит из двух слов (греческого tele (далеко) и латинского visio (видение), его внес в разговорную речь преподаватель Артиллерийской академии из Санкт-Петербурга К. Д. Перский, выступив 24 августа 1900 года в Париже с докладом на IV Всемирном электротехническом конгрессе «Телевидение как электрическое кино», был посвящен идеям П. Нипкова, П. И. Бахметьева и других изобретателей передачи графических образов.
Глава 2 . Роль телевидения в современном мире
2.1. Перспективы развития телевидения.
Основной задача развития телевидения России, по мнению ведущих отечественных специалистов, является увеличение охвата населения существующими государственными программами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально-гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного вещания.
В социально-гарантированный
блок входят телевизионные
Имея собственные сети, региональные
ГТРК становятся свободными в
определении объемов и
Программы регионального
Федеральная целевая
Так, недостаток информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России, должны восполнить зональные каналы регионального телевидения, которые охватили бы вещанием не одну область или республику, а несколько соседних (например, Урал или Поволжье).
Зональный канал не сможет заменить программы местных студий в их основной, наиболее важной функции - "диалоге" с населением своего региона.
Большие размеры территории,
многонациональность, многоукладность,
этнические и религиозные
Таким образом, зональные каналы должны создаваться не вместо, а наряду с региональными. При этом задача организации собственных каналов распространения в процессе развития местных сетей является приоритетной.
2.2. Влияние телевидения на психику человека
Телевидение оказывает весьма мощное влияние на психику человека, а также формирует определенную картину мира, резко отличающуюся от реальной окружающей действительности.
Проведенные опросы, как среди подростков, так и среди взрослых, показали, что “заядлые” зрители (4 и более часа в день) чаще, чем “балующиеся" (2 и менее часа), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершенно нападение. Аналогичным образом опрос американских детей в возрасте от 7 до 11 лет показал, что “заядлые” чаще признавались в наличии у них страхов относительно того, что кто-нибудь может проникнуть в дом или напасть на них, когда они выходят на улицу. Те, кто смотрит по телевидению криминальные драмы (в отличие от тех, кто их не смотрит), считают Нью-Йорк местом опасным для жизни. Они начинают верить в то, что даже их родной город опасен. [6]
Наблюдение насилия по телевидению создает почву для усиления агрессивного поведения, снижает восприимчивость зрителей к агрессии, искажает их представления о реальности.
Телеэкран внедряет в сознание людей специально фабрикуемые, стандартные иллюзии, зачастую лишенные добрых намерений, оказывает в большинстве случаев неблагоприятный эффект на психические функции человека и его энергетик.
Дело в том, что сами телепередачи, независимо от своего содержания, оказывают на зрителя выраженное гипнотическое действие, вводя его в измененное состояние психики. Одна из причин гипнотизирующего действия телепередач кроется в том, что восприятие ее материалов приводит к большому расходу энергии. Именно поэтому некоторые исследователи именуют телевизор энергетическим вампиром. Человеку кажется, что он сидит и физически отдыхает, однако быстро сменяющиеся на экране зрительные картины непрерывно активизируют в его долговременной памяти множество образов, составляющих опыт его индивидуальной жизни. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система, особенно у детей, будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознавания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы ее запечатления и программирования поведения. К сожалению, тематические телевизионные передачи на фоне развивающегося транса могут формировать у зрителя отрицательные поведенческие программы: прививать дурные привычки, формировать неврозы и даже провоцировать преступные действия.
А ведь зачастую, для того, чтобы чем-то занять своего ребенка родители сами усаживают смотреть своего ребенка телевизор. Вы только задумайтесь - телевизионный ящик программирует поведение вашего ребенка; а если вспомнить, что он смотрит - сцены насилия (в том числе сексуального), убийства, боевики, фантастику, зарубежные мультфильмы, в которых заложены программы для разрушения психики ребенка.
Стали создавать и показывать такие мультсериалы, которые уже не попадают под это определение, скорее это уже - агрессомультсериалы, стрессомультсериалы, мульти-зомби сериалы.
Получается, что родитель, воспитывая своего ребенка, хочет получить гармонически развитую личность, а вместе с тем, информационный поток с экранов телевидения, путем программирования поведения, разрушает эту личность.
Сегодня в мире, включая Россию и страны СНГ, существует большое количество религий и псевдорелигий, эксплуатирующих или нарушающих свободу совести, вероисповеданий или убеждений, почти неконтролируемая деятельность многочисленных религиозных организаций приобрела большой размах. Среди причин, способствующих распространению и широкой деятельности нетрадиционных (деструктивных) религиозных сект на территории России ученые называют и средства массовой информации. СМИ осуществляют широкую популяризацию мистических, оккультных и иных иррациональных идей и представлений - ясновидение, телепатия, НЛО, полтергейст, загробная жизнь и многое другое. А деятельность новых религиозных сект во многих случаях сопровождается нанесением серьезного ущерба духовному, психическому и физическому здоровью человека, его личности, которая подвергается значительной деформации, становится дисгармоничной, останавливается в своем развитии.
Не секрет, что мистические кинофильмы создаются деятелями религиозных сект, которые с помощью таких фильмов ведут “обработку” нашего сознания с целью вовлечения в сектантскую деятельность.
Телевидение легко создает психологические установки, неосознаваемое стремление к повторению однажды пережитых состояний. Фрейд такого рода влечения называл “ вынужденными повторениями” и побуждающую их силу ставил выше принципа удовольствия. Когда что-то делается легко и приятно, у многих формируется потребность повторять это действие. Даже одиночное переживание определенной цепочки информационно-эстетического воздействия (сюжета) формирует предрасположенность к повторному переживанию идентичного состояния.
Так, у зрителя, сидящего у телевизора и испытывающего чувство удовлетворенной справедливости за трудную победу героя, подсознательно возникает потребность к повторению испытанных эмоций. Он с радостью воспримет вторую серию показанной истории, а затем все с большим возбуждением - все остальные.
2.3. Особенности и стиль Российского телевидения
Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большими трудностями вступало в строй Общественное Российское телевидение. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен первый канал. С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР "Вести": сначала 1 раз в день, а затем -- 3 раза, 4 раза. В 1996 г. "Вести" выходили в эфир 6 раз в день.
В систему телевидения и радиовещания Российской Федерации вошли: Российская государственная телерадиокомпания "Останкино".-- I программа "Останкино", Всероссийская государственная телерадиовещательная компания -- II программа, "Московская программа -- III канал, Образовательная программа "Российские университеты" - IV канал, "Канал независимого телевидения" - НТВ (IV канал), "ТВ-6 - Москва" - VI канал. Важное место в системе
В систему телевидения и радиовещания входили телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории Российской Федерации, краевые и областные телерадиоорганизации Российского телевидения занимала программа "Петербург -- 5 канал": городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.
Приоритетным является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.
Основой структуры Первого канала является информационное вещание, и, прежде всего, информационная программа "Время", которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Её популярности способствует как широта актуально раскрываемых тем, так и появление молодых талантливых репортеров. Сегодня это традиционный вечерний ("девятичасовой") выпуск. "Ночное Время" представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам, а также выпуски авторской программы "Однако".
В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал "Доброе утро".
Особое место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества.
Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию - программы "Как это было", "Документальный детектив", "Независимое расследование".
Несколько иную, но не менее важную задачу решает программа социальной направленности "Жди меня", помогающая в поисках людей, потерявших друг друга порой много лет назад, и создающая через разные, зачастую трагические, человеческие судьбы портрет сегодняшней России.
Одной из важнейших для канала является просветительская функция, ее экранное воплощение реализуется в двух популярных жанрах - познавательном и культурологическом, в основу которых положены как современные материалы, так и исторические события. Неизменным успехом у зрителей Первого канала пользуются научно-популярные программы.
Среди культурологических программ - авторские циклы известного российского искусствоведа Виталия Вульфа (переводчика пьес Т.Уильямса) "Серебряный шар"; циклы исторических программ писателя и драматурга Эдварда Радзинского, удостоенные российской национальной телевизионной премии "Тэфи"; передача "История одного шедевра", посвященная собраниям из крупнейших российских музеев - Третьяковской галереи и Русского музея и другие.
Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, который занимает на Первом канале 40% вещания и формируется из всех существующих сегодня кинематографических жанров и форм - игровых художественных фильмов, телесериалов, документального и анимационного кино. Кинопоказ Первого канала направлен на удовлетворение интересов не только массовой зрительской аудитории, но и привлекает зрителей с нестандартными эстетическими вкусами.
Именно на Первом канале были впервые показаны такие отечественные киноленты как "Утомленные солнцем", "Блокпост", трилогия "Любить по-русски", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки". Постоянное присутствие канала на международном теле- и кинорынке позволило заключить контракты с такими компаниями как Warner Brothers, Paramount, MGM/UA, Turner, BBC, Gaumont, UGC и показать российским зрителям фильмы известных западных режиссеров - "Казино" М.Скорсезе, "Леон" Л.Бессона, "Воздушная тюрьма" С.Веста, "Гражданин Кейн" О.Уэлса, "Жизнь прекрасна" Р.Бениньи...
Развлекательный жанр на Первом канале представлен двумя направлениями - музыкальным и игровым. Наиболее популярная музыкальная программа с участием отечественных исполнителей на данный момент это программа «Голос», а игровая передача это - "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", КВН.
Необходимо отметить такое направление вещания канала, как познавательные игровые программы для детей. Особое место в эфире Первого канала занимает викторина "Умницы и умники" для особо одаренных в гуманитарном плане подростков, аналогов этой программе нет ни на одном канале.
Трансляции спортивных мероприятий занимают значительное место в телеэфире. Первого канала, и многочисленные болельщики получают информацию о наиболее важных спортивных событиях - чемпионатах мира и Европы по наиболее популярным видам спорта - футболу, хоккею, фигурному катанию, теннису и так далее.
Одной из отличительных черт канала является благотворительная акция, которая организована совместно с Российским фондом помощи. Это - крупнейшая организация в России, которая уже 15 лет занимается сбором средств на лечение тяжелобольных детей. В конце мая на Первом уже прошёл 10-дневный благотворительный марафон "Добрый свет". Тогда удалось собрать почти 80 миллионов рублей и спасти жизни маленьким пациентам в клинках нескольких городах нашей страны. И конечно, ещё многие дети нуждаются в дорогостоящем и, самое главное, своевременном лечении. Часто счёт идёт на дни и недели.
Огромное внимание уделяется оформлению Первого канала - постоянно создаются имиджевые ролики, обновляются логотипы, создана оригинальная система анонсирования отдельных программ, которая постоянно усовершенствуется и стала, по-существу, новым телевизионным жанром, в котором Первый канал является бесспорным лидером и законодателем моды в российском телеэфире.
Заключение
XXI столетие называют веком