Тело человека в пространстве

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………2

  1. Тело человека в повседневной культуре. Тело как первая вещь…………………………………………………………………………..3
    1. «Культ тела» Древних цивилизаций………………………………..…..7
    2. История тела в Средние века………………………………………….11
    3. XX век. Нарциссизм, или лихорадка…………………………………..13
  2. Гиподинамия как последствие технического прогресса…………………18

Заключение...............................................................................................................

Список литературы………………………………………………………………...

 

Введение.

     Изучения  тела человека в контексте повседневной культуры является необходимой, неотъемлемой частью изучения развития человека. Изменение  потребностей в отношении тела дает не только пищу для развития и модернизирования культуры, но и для выявления социальных потребностей потенциальных клиентов. Тема затрагивает целый ряд вопросов, являющихся важными для налаживания сервисной и услуговой деятельности и для выявления основных мотиваций человека.

     Данная  работа актуальна не только в историческом аспекте, но и применительно к  удовлетворению человеческих потребностей через оказание сервисных услуг.

     В связи с этим поставим следующие  задачи:

    1. Рассмотреть культ тела человека в различные исторические эпохи:

      древние цивилизации, средние века и наше время;

    1. Проанализировать, как исторические события влияют на отношение к телу, как к культуре;
    2. Изучить последствия повседневной жизни на культуру тела и физическое состояние на медицинском примере.

 

  1. Тело человека в повседневной культуре
 

     Тело  – один из самых увлекательных  и сложных предметов, которыми занимаются науки о человеке и об обществе. Однако ученые-гуманитарии обратились к этой теме сравнительно недавно. До последней трети ХХ в. человеческое тело считалось объективной природной данностью, интересной только для биологии и медицины. Общественные и гуманитарные науки затрагивали телесность лишь попутно, в связи с философской проблемой соотношения духовного и материального или в рамках истории искусства и физической культуры.

     Пренебрежительное отношение к телесности было тесно  связано с антисексуальностью и принижением чувственности, характерными для христианской культуры. Особенно «бестелесной» была советская наука.

     Особенно  строго табуировалось все, что касалось сексуальности. Цензура, или самоцензура, распространялась даже на справочники по истории искусства и религии. Эти нормативные представления, которые меняются в ходе исторического развития общества, занимают одно из центральных мест в любой картине мира и оказывают сильнейшее воздействие на реальное поведение людей.

     «Телесная»  тематика чрезвычайно разнообразна. В отличие от духа, который может быть «чистым» и «абстрактным», тело всегда конкретно: оно имеет размер, цвет кожи, расу и самое главное – пол. Дух может быть бесполым, тело – нет. Изучение истории тела неразрывно связано с изучением истории наготы, одежды и сексуальности. 

     По  идее тело должно ощущаться человеком  как нечто целое, единое. Но мы редко это ощущаем. Поэтому, нам столько удовольствия приносят моменты, когда мы ощущаем свое тело целиком. Да, действительно, первым предметом, который человек должен освоить должно бы быть для него собственное тело. Однако, оно, будучи чуждым при рождении, остается по большей части чужим и в процессе жизни.

     Как показывают многочисленные исследования, женщины проявляют большее внимание к внешности, чем мужчины и  в большей степени не удовлетворены образом: 33% мужчин и 70% женщин оценивают свое реальное тело как очень далекое от идеала. Различия объясняются культурными факторами. За последние 50 лет число женщин, не удовлетворенных телом, «драматически увеличилось»

     Согласно  социокультурной модели отношение  к внешности вообще и недовольство внешностью в частности – это  результат навязанных нереалистических стандартов, транслируемых, в том  числе, журналами и телевизионными передачами. Как показывают многочисленные, исследования  в последние десятилетия проблема неудовлетворенности собственным телом и желание его изменить постоянно увеличивает свою значимость.

     Современная западная культура укрепляет убеждение  мужчин и женщин в повышенной ценности физической, значимости телесного совершенства и неявно поощряет приравнивать привлекательную  внешность к общей ценности себя и других. Существующее в современном обществе отношение к телу заставляет человека сравнивать себя со стандартами, задаваемыми идеальными образцами, продуцируемыми рекламой и модной индустрией.

     Однако  само внимание к телу и недовольство им обладает достаточной универсальностью по отношению к смене культур. Стремление к изменению внешности  можно наблюдать практически  во всех культурах на протяжении многих веков исторического развития. Задолго  до появления модных журналов и рекламных  плакатов мужчины и женщины наносили на тело ритуальные шрамы, татуировки, подпиливали зубы и разрисовывали  лицо, а желание привести свой внешний  вид в соответствие с идеалом, с тем, «как принято», считалось естественным. Интерес к собственной внешности  также не является специфически женским. В архаических культурах мужчины  изменяли и украшали свое тело не меньше, а во многих случаях больше, чем  женщины. До XIX века в Европе наряды мужчин были яркими и пышными. И сегодня западная культура требует от мужчин повышенной физической силы, мускулистого тела и больших размеров во всем. Это может быть вполне достаточным основанием для глубокого недовольства внешностью, и действительно, мужчины во многих случаях испытывают неудовлетворенность своим ростом, весом, размером мышц и половых органов.

     Но, тем не менее, мужчины гораздо  больше удовлетворены телом, чем  женщины. Это может быть связано  с тем, что, как показывают исследования, юноши менее подвержены влиянию образов, транслируемых СМИ, сравнивая себя прежде всего со сверстниками из своего реального окружения, и ориентируются на их мнения. Как предполагается, одним из факторов, определяющих большую восприимчивость женщин к воздействию культуры, могут быть гендерные характеристики.

     В настоящее время европейская  культура переживает процессы изменения  гендерных норм и слома полоролевых стереотипов. Меняются формы жизни мужчин и женщин, разрушается четкое представление о различии мужских и женских гендерных ролей. При утрате прочности поведенческих и психологических оснований гендерной идентичности внешность, телесный облик остается важнейшим элементом гендерной дифференциации, одним из значимых критериев оценки тела выступает оценка его как «женского» или «мужского». Человек, идентифицирующий себя с группой мужчин и женщин, будет, в частности, соотносить свое поведение и внешний облик с тем, что считается присущим мужчинам или женщинам в данной культуре. «Распространенное стремление совершенствовать биологические половые различия, делая тела даже более «мужскими» или более «женскими» по внешности, чем это было отпущено природой, свидетельствует, насколько велико воздействие гендерно поляризующей линзы на восприятие и конструирование себя». При смене пола люди стремятся не только изменить запись в паспорте, но и изменить внешность в соответствии с новым гендером. Это позволяет предположить, что гендерная идентичность как уровень сходства с типичным представителем своего гендера прямо связана с оценкой значимости тела и удовлетворенностью телом.

     Отношение к телу – это один из аспектов самоотношения, тесно связанный с самооценкой субъекта. Общая уверенность в себе увеличивает удовлетворенность телом, но, как показывают исследования, и реальное изменение параметров тела в желаемую сторону повышает самооценку. Это позволяет предположить, что связь отношения к телу с гендерными характеристиками опосредована самооценкой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. «Культ  тела» древних цивилизаций. Тело как первая вещь.
 

     Одним из основных культов тела древности является фаллический культ. Поклонение фаллосу как продолжателю жизни и символу мужской силы и фертильности является культом, известным с древнейших времен, начиная от неолита до настоящего времени. Отпечаток этого культа оставлен во всех цивилизациях всего мира. Впервые обнаружены фаллические символы были в начале неолита, после ледникового периода. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название. Он одинаково распространен, в различных стадиях развития, у самых первобытных племен и у культурных народов, а в виде многочисленных пережитков - у крестьянского населения Европы. Часто встречающийся обычай показывать "кукиш" оскорбителю ведет свое начало от фаллического культа, так как изображение фаллоса, символом которого в данном случае служит "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от злых духов и чар.

     Татуировка, раскраска, шрамирование, пирсинг - долгое время все это использовалось как способ освоения тела. Без этого тело в древних культурах считалось как бы чужим, не принадлежащим владельцу.

     У первобытных племен тело, как правило, воспринималось и окрашивалось целиком. Раскрашивание тела, так назваемый бодиарт, имеет свое происхождение в широко распространенной традиции первобытных племен. Во многих случаях живопись на теле использовалась, чтобы украсить его. Также раскрашенные тела были отличительным признаком того или иного племени. В состоянии войны это использовалось, чтобы отпугивать врагов. Военная окраска северных и южноамериканских индейцев имеет, по их мнению, магическую силу. Достаточно часто традиция раскрашивать тело использовалась в религиозном танце, чтобы имитировать или отпугивать призрак. Художественное оформление тела было также защитой против внешних влияний, демонов и волшебства. Это также использовалось как защита против насекомых, как камуфляж, или по гигиеническим причинам.

     Скарификация или шрамирование - самая ранняя форма татуировки. Вероятно это было обнаружено случайно и в дальнейшем использовалось для украшения тела. Со временем все чаще встречаются шрамы с сажей. Можно также говорить о терапевтическом характере татуировок. Татуировка известна как лекарство от ревматизма или от головной боли. В Африке местное население предполагает, что татуировка более эффективна чем лекарство.

     Практически никогда нательные рисунки в  истории не были чисто-декоративными, хотя могут показаться таковыми.  В Средней Азии и Индии были популярны сложные орнаменты  растительного и абстрактного характера. Эта тенденция была очень характерна для индийской и арабской культуры. Индийские узоры были очень многообразны и напоминали кружева. Однако не одним  только желанием украсить себя руководствовались  носители таких татуировок. Так же, как обычные тату, узоры из хны  были призваны отгонять зло и привлекать все хорошее. В Индии татуировка из хны, прочно укрепившаяся в культуре этого народа в XII в., до сих пор  занимает важное место в свадебных  обрядах. С древних времен невесту  разрисовывали накануне свадьбы. Традиционный рисунок настолько сложен и замысловат, что работать над ним приходилось  несколько дней.

     Часто в архаичных культурах можно  так же наблюдать рисунки на теле, его деформацию - как способ выражения  эмоций, внутренних переживаний человека. Так в Африке и Меланезии раскрашивание  тела использовалось чтобы выразить горе (при этом на тело наносилась белая глина), белый цвет встречается в изображениях на лице эскимосов, а также в церемониях похорон в Австралии.

     Встречается также редкий вид шрамирования когда под кожу вшиваются цветные нити. Это была ранняя форма отображения супружества - чтобы показать принадлежность жены ее мужу у эскимосов.

     Татуировки  не только показывают принадлежность к племени или к клану, но и  используются для ритуального обряда - перехода от подростка к взрослому.  

     Получается, что в первобытной культуре тело изначально не считалось сознательно  принадлежащим человеку, пока он сам  не нанес на него какие-то метки, знаки. Не приложил к этому своеобразный элемент творчества. А ведь именно дизайн, творчество, сотворение человеком - первый критерий вещи. Еще, кажется, у  субкультуры хиппи было что-то подобное, первобытное, что вещь твоя - когда  ты сам с ней что-то сделал. Так  и тело твое - только когда ты сам  его чуть-чуть подправил, что-то сотворил с ним. Тело всегда отражало внутреннюю суть человека.

       «Уход за волосами, бородой и усами входил в число мужских добродетелей. Даже простолюдины и солдаты холили, подкрашивали, расчесывали и завивали волосы причудливым, особенным образом. Волнообразные локоны перемежались с крупными колечками, трубочками... Царь же с набеленным лицом, подведенными как у хищной кошки глазами, с насурьмленными бровями, усами и почти архитектурной формы бородой, с тяжелой гривой волос, которую венчала белая пирамидальная тиара, украшенная кованным золотом, обликом походил на грозное божество.»

     Такое «культовое» отношение к телу  в первобытных культурах рождается  неспроста. Стремление закрывать свое тело часто находится в прямой зависимости от религиозных взглядов. Так, например древние греки, не стыдились  наготы. И своих богов они представляли, кстати, как идеально сложенных людей, да и сами стремились к этому идеалу. И их одежды с искусными драпировками были предназначены для подчеркивания  форм тела. Поэтому греческая одежда неразрывно связана была с телом человека, носившим ее.

     Но  были и другие случаи: женщины Индии и Новой Гвинеи деформировали тела, выражая внутреннюю психологическую боль. В то же время не редко в истории можно было наблюдать деформирование тела, как его знаковость. Например деформирование ступни в древнем Китае у девочек из богатых семей. Корсет для формирования нужной формы тела в европейских странах.

        Если рассматривать тело как  вещь, то его можно попробовать  наделить как любую вещь множеством  смысловых уровней. Так знаковый  его смысл будет выражаться  в нательных рисунках. С помощью  такой знаковой информации мы  можем получить какую-либо информацию  о владельце данной «вещи». А  если учесть, что любая татуировка, рисунок на теле чаще всего  должен иметь еще и сакральный  смысл для человека, его носящего - то мы получаем культурно  символический, а иногда духовно-ценностный  смысл. И такое обживание тела, с помощью татуировки, рисунка, пирсинга и т.п. часто несет в себе одновременно и эстетический и сакральный смысл. Который отныне будет принадлежать не только самому рисунку, но и каким-то образом распространится и на тело, на которое его наносят 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. История тела в Средние века.
 

      «- Какая  грязь! - Это - галилеяне.

      Мыться  считают грехом: никакими силами не загонишь в баню...»

      Д. Мережковский «Юлиан Отступник» 

     У культурных народов древности был культ здорового тела. Христианство, проповедующее аскетизм, рассматривает человеческое тело лишь как временную, недостойную забот бренную оболочку бессмертной души. Физическая культура древних была подменена заботами о духе. Высшим проявлением было умерщвление плоти – самый надежной способ обрести высшую благодать. Болезни же рассматривались не как непосредственный результат каких либо неправильных действий человека или распространение инфекций, а как наказание божье за грехи. От этого возникло пренебрежение к гигиене, а также распространение антисанитарных обычаев. В европе, в те времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Улицы городов были завалены всяким хламом, отбросами и не частотами, среди которых бродили свиньи и другие домашние животные.

     Пример: в средневековой Европе, чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Тек как, кариес считался болезнью знатных людей, признаком богатства. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

     Дуализм христианства проповедовал ничтожность  тела и «умерщвление плоти». Тело - ничто, только душа имела значение. Первая видимость — это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю.

     Одним из главных факторов принижения и  ограничения человеческого тела и физического влечения являлось отвращение к производимым телом жидкостям - сперме и крови. Они являли собой нечто скверное, ассоциирующееся с чумой, болезнями и смертью. Таким образом, половая природа тела в Средние века оказалась сильно обесцененной, порывы и желания плоти в большой степени подавленными. Даже христианский брак, который не без затруднений был утвержден законом в XIII веке, оправдывался стремлением уменьшить вожделение. Сексуальная близость допускалась и могла быть оправдана только как средство для достижения одной-единственной цели - зачатия. «Слишком пылкая любовь к своей жене есть прелюбодеяние», - повторяли церковники. Человеку предписывалось обуздывать свое тело, и какие бы то ни было «отклонения» запрещались.

     В средние века получило распространение  восхваление боли, поскольку «Спаситель наш претерпевал страдания». Оно выразилось в стигматах и самобичеваниях.

     Великое вытеснение тела касалось, однако, не только сексуальной жизни и не сводилось  к добровольным страданиям деятельного  меньшинства монашества. Грехи плоти  и грехи, творимые ртом (червоугодие), стояли рядом.

Этот  новый мир с его новыми способами  обращения с телом в концентрированной  форме выразился в постах. Обычай каяться и ограничивать себя в  пище в течение сорока дней перед  Пасхой в знак подготовки к ней  возник в IV веке.

     В Средние века развивалась мода, феномен, начинавший все быстрее менять жизнь  тела. Исследование истории моды на одежду, которую носили в Средние  века, обеспечено прекрасными - особенно изобразительными - источниками. В этой области созданы отличные пионерские работы. А вот социальные и культурные феномены, более непосредственно  связанные с телом, еще представляют собой непаханую целину. 

    1. XX век. Нарциссизм, или лихорадка.
 

Не я  смотрю изнутри своими глазами на мир,

А я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами

Я одержим  другим… Из моих глаз глядят чужие глаза. 

М. М. Бахтин. «Человек у зеркала» 

     Современный статус человеческого тела, его «культурный  концепт», во многом определяется стремительным  развитием компьютеров. Развитие высокотехнологичного производства, изменение условий труда и быта, появление новых мульти- и массмедиасредств, рост доходов населения, доминирование урбанистической цивилизации, успехи пластической хирургии и генной инженерии, возникновение и распространение новых форм религиозности изменили коренным образом не только среду обитания человека, но и его жизнь в целом.

     Человек становится импресарио собственного облика, реализуя стратегию своего личного  жизненного маркетинга, рекламы и PR. Этот облик не опирается на логику различия, индивидуации. Более того, человек не всегда контролирует этот имидж, который начинает жить своей жизнью, поскольку не отражает суть личности, ее идентичность, а является «личностью-для-других», обеспечивающей тайну возраста, этничности, пола. Тело предстает уже не только и даже не столько проявлением самовоспроизводящей силы жизни, сколько реализацией некоего конструктивного замысла, свободно принятого решения. Иными словами, «личность обретает новую целе- и телесообразность там, где разреженное пространство свободы сгущается и уплотняется этикой новой вменяемости и ответственности».

     Общество  потребления в системе значимых ценностей, активно пропагандируемых средствами массовой коммуникации, одно из первых мест отдает идеальному, вечно молодому, стройному и подтянутому телу, которое является эталоном успешности, жизненной состоятельности, счастья и удовлетворенности собой. Культ совершенного тела превратился в массовую, лихорадочную погоню за идеалом. Желание победить время и сохранить свое тело молодым, если уж не навсегда, то по крайней мере надолго, изменить его в желательном направлении тем или иным методом, например при помощи эстетической хирургии, ставит ее в один ряд с новшествами в других сферах социально-технического прогресса. В эпоху потребительского капитализма, развития и совершенствования технологий, либерального индивидуализма в западных странах, и особенно Соединенных Штатах Америки, эстетическая хирургия стала неотъемлемой частью культуры современного общества. О степени влияния эстетической хирургии на общественное сознание свидетельствуют следующие данные: по данным Американского общества пластической хирургии в 2000 г. было проведено на 198 % операций больше (по сравнению с 1992 г.) — 1,3 млн операций.

     Необходимым условием особой роли и значения эстетической хирургии в культуре современного общества является превращение индустриального  или капиталистического общества в  глобальное общество, что часто называют процессом модернизации, связывают  с индивидуализацией, а порой  и присваивают ему имена «индивидуализированное общество», «общество индивидов» или  даже «эра индивида». Содержанием такой  модернизации становится интенсификация существенных конфликтов самого индустриального  общества, прежде всего усиление неустранимых противоречий его основных институтов, что позволяет в целом охарактеризовать его как «общество риска».

     В первую очередь это связано с  возникновением новых форм отчуждения труда, обусловленных изменением структуры  занятости. Меняются не только требования к работнику и отношение к работе, но и отношение человека к самому себе. Основную ценность теперь представляют не способности работника, а его «умения» поддерживать межличностные отношения сотрудничества, сопереживания и взаимных уступок. По замечанию Р. Сенетта, наиболее ценным становится тот работник, который вовремя повышает квалификацию или меняет специализацию, приобретает новую профессию, изменяет свое семейное положение и место жительства, чтобы удовлетворить меняющиеся требования руководства.

     Нарциссическая  заинтересованность в повышении  самооценки и самоусовершенствовании вынуждает индивидов непрерывно играть в то, что У. Бек назвал «биографическим  конструктом». Индивид внимает постоянно  меняющимся рекомендациям специалистов (ученых и экспертов, журналистов  и популяризаторов, целителей и  провидцев). Применяя эти рекомендации, нарциссическая личность обязательно  оказывается на передовых рубежах  науки и техники, проверяя на себе новые, современные и модные методы усовершенствования.

     Одну  из первых классификаций моделей  для подражания, появляющихся на страницах  модных журналов и используемых нарциссической личностью, предложил французский семиотик Р. Барт. Им обозначены три способа воплощения идеального тела. Первый из них — тело манекенщицы, фотомодели, которое в структурном плане представляет собой парадокс: с одной стороны, ее тело имеет абстрактно-институциональную ценность, а с другой стороны, оно индивидуально. К другим способам можно отнести: а) ежегодное декретирование того, какие тела модны, а какие нет; б) «решения об устройстве одежды», чтобы она трансформировала реальное тело, придавая ему значение идеального: удлиняя, укорачивая, утолщая или делая его тоньше. Таким образом, изменение внешности становится целью (мишенью) нарциссической активности, и свое место среди прочих ее видов занимает эстетическая хирургия. Растущая демократизация эстетической хирургии, обусловленная страхом перед старостью и появлением морщин, рекрутирует в число зависимых от нее пациентов все более широкие слои населения. Данная тенденция характерна для всех высокоразвитых стран. Вместе с тем, ссылаясь на французскую и американскую статистику, можно утверждать, что в этих странах самой востребованной эстетической хирургической помощью является липосакция, тогда как в нашей стране — пластика век и подтяжка (лифтинг) кожи лица и шеи. Эстетическая хирургия, прежде находившаяся под моральным запретом, теперь все больше воспринимается как никого не шокирующий метод и вполне законный способ стать моложе и красивее. Война с морщинами и нежелательной полнотой не ограничивается больше соблюдением диет и ухищрениями макияжа: отныне речь идет о том, чтобы «переделать» себя, изменить собственную внешность, бросая вызов времени. Если общедоступность и демократизацию эстетической хирургии легко объяснить развитием рынка услуг, то моральную приемлемость следует, по-видимому, связывать с меняющимся отношением к телу. Методы эстетической хирургии направлены на то, чтобы создать обманчивую иллюзию красоты и молодости.

     Как отмечает Ж. Липовецки, характеризуя феномен современной моды, «в наши дни эстетические методы направлены не столько на то, чтобы создать обманчивую иллюзию красоты, сколько на то, чтобы сохранить тело молодым и стройным... Если мода в области одежды становится все менее настоятельной и ей отводится в бюджете все меньше места, то критерии красоты тела заявляют о себе с удесятеренной силой. Чем единообразнее мода, тем с большей очевидностью стройное и сильное тело превращается в общепринятую норму» . Все превращения нарциссического тела, воспринимаемые сторонними наблюдателями, дают их счастливым обладателям уверенность в грандиозной самости и всемогуществе, в некотором превосходстве над окружающими, над претензиями на особый статус. Иными словами, тела перестают служить манекенами для разнообразных одежд и все более становятся предметом производства. Как следствие, эстетическая хирургия обретает моральную санкцию на любые телесные преобразования.