Тема детства и образы детей в творчестве Чарльза Диккенса

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА»

 


Институт издательского дела и журналистики

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «История зарубежной литературы»

 

На тему: «Тема детства и образы детей в творчестве Чарльза Диккенса»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ДКидБ-1-2

Кишинева Е.А.

 

 

 

Проверил:

______________

 

 

 

 

 

Москва 2015

 

Оглавление

 

 

Введение.

Творчество английского писателя Чарльза Диккенса  (1812-1870) уже на протяжении полутора столетий привлекает внимание читателей, критиков и исследователей. Произведения Чарльза Диккенса являются частью культурного наследия Англии, с его именем связана целая страница в истории английской литературы. Именно Диккенс «ввел в высокую литературу видение в романе мира детскими глазами», его произведения отличаются «детоцентризмом», Диккенс рассматривает такой период становления человеческой личности как детство не через призму бытия взрослого, а полностью раскрывает этот удивительный мир глазами ребенка.

Диккенс отображает уникальный взгляд ребенка, выросшего в иных, порой неблагополучных, обстоятельствах, чем возможный читатель, на мир взрослых, полный тягот, лишений и боли. Героями произведений Диккенса становятся как сироты (Оливер Твист, оставленный на милосердное попечение церковных старост, и Дэвид Копперфилд, родившийся после смерти отца), так и дети из, на первый взгляд, благополучных семей (Поль Домби, которого убивает безмерная спесь «любящего отца»). Но, так или иначе, эти дети рано окунаются в мир взрослых, чувствуя на себе разобщенность с ним, одиночество и непонимание, отсутствие опыта в житейских ситуациях, противопоставленное их духовной зоркости. Диккенсовые дети переживают все перипетии жизни в раннем возрасте, для писателя детство не является временем благоденствия и безмятежности. В любой момент времени эти дети - жертвы мира, их существование отравлено ощущением сиротства, одиночества и заброшенности, преодоление которых становится главной задачей маленьких героев.

Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Интерес к детству и само понятие детства практически отсутствовало до XVIII века.

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни.

Обращение к проблеме воплощения детского характера в творчестве писателя актуально и потому, что интерес к теме детства, принадлежащей к числу так называемых «вечных тем» в литературе и культуре, в современном обществе все больше возрастает.

 

Цель данной курсовой работы – изучение темы детства и образов детей в творчестве Чарльза Диккенса.

Задачи:

    1. Рассмотреть и проанализировать данную тему в романах писателя.
    2. Рассмотреть образы детей в данных романах.
    3. Изучить литературу по данной теме; сравнить мнения критиков.

Методы исследования – теоретические: анализ,  анализ темы детства и детских образов в этих произведениях.

Объект исследования – творчество Чарльза Диккенса.

Предмет исследования – образы детей и тема детства в произведениях автора.

 

      1. Биография писателя и историческая обстановка.

Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой при жизни, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первых произведений (таких как «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста») и не оставляло до последних дней, хотя сам писатель, его взгляды и творчество не могли не измениться. Его влияние испытали самые разные писатели. Его учеником был Достоевский, который постоянно, даже в годы своей творческой зрелости, подчеркивал идейную, эмоциональную, художественную связь с этим писателем.

Конечно, слава Диккенса знала и падения. После смерти писателя, на протяжении более чем полувека, к его книгам относились скептически-пренебрежительно, а его самого зачислили в разряд лишь популярных, развлекательных авторов. Постоянно слышались упреки в адрес плохо выстроенного сюжета, сентиментальности, карикатурности рисунка. Именно таким критиком-ниспровергателем был Оскар Уайльд: только тот, с иронией писал он по поводу «Лавки древностей», у кого сердце из камня, прочтет сцену смерти Нэлл без смеха. Общим местом критических работ стало положение, что Диккенс уступает Теккерею и Троллопу, Бальзаку, Флоберу, Тургеневу.

На творчество писателя  сильное влияние оказала его жизнь, и в данной работе следует уделить особое внимание некоторым фактам его биографии, которые так или иначе затем были отражены в образах героев и сюжетах произведений.

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в предместье портового города Портсмута. Его отец был простым чиновником, попавшим за долги в тюрьму, один дед – лакеем, а второй – нечистым на руку кассиром, сбежавшим за границу, опасаясь суда. Семья Чарльза Диккенса не была богатой или знатной. Однако, по свидетельствам очевидцев, Диккенсы были «не без гонора», что, вероятно, послужило причиной использования автором именно образов выходцев из дворянских семей в качестве первых положительных героев. Диккенс с раннего детства самостоятельно зарабатывал деньги. Внук лакея, сын чиновника и шестой ребенок в семье, он с двенадцати лет пошел работать на фабрику. Пробыл он там сравнительно недолго, но запомнил это время на всю жизнь. И это все – вместо школы, куда его поначалу определили, вместо уроков, книжек, рисунков и музыки. Позже это найдет отражение в его произведении «Дэвид Копперфилд», где будет и несчастный ребенок-рабочий, и посаженный за долги отец семейства. Именно детская неустроенность автора и послужила истоком всех его «потерянных» во взрослой жизни детей-героев. Многие черты их характеров Диккенс так же писал с себя. Сам Чарльз в детстве был наблюдательным и болезненно впечатлительным ребенком, таков и Оливер Твист, непоколебимо верящий в добро и справедливость, таков Поль Домби, размышляющий об устройстве мира. Работал он позже и клерком, репортером в суде и парламенте. Как репортер он отображает современные события и пытается достичь взаимопонимания в причинах, что их вызывали. Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и зла, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отображает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства — одна из главных в его творчестве.

Его обширный, выстраданный с малых лет опыт, научил его сознавать, что формирует сознание, – все, каждый момент, каждый взгляд, каждое лицо из окружение, каждое сказанное или несказанное слово.

Описания трудного жизненного пути ненужных практически никому детей выглядят очень и очень мрачно. Часто современные читатели задаются вопросом, насколько правдив был Диккенс в описании зол. Так ли бедны были бедные? Так ли равнодушны богатые? И так ли много было бездомных сирот? Даже от современников Диккенсу приходилось слышать упреки в преувеличениях, письма с опровержениями и возмущениями. Так кто же прав?

Стараясь ответить на этот вопрос, историки предупреждают, что нам уже почти невозможно представить. Нам сложно понять, что сокращение поводов для смертной казни с двухсот до всего лишь пятнадцати, что сокращение детского труда с двенадцати до десяти часов, что запрет принимать на некоторые работы девочек младше шести лет – это благо, которое было достигнуто многолетними парламентскими дебатами.

Самая мрачная и самая богатая фантазия, пусть даже и самого Чарльза Диккенса не могла бы здесь ничего преувеличить, ибо уж слишком страшными и неправдоподобными выглядят эти факты. Диккенс если и преувеличивал, то одно за счет другого.  В своем третьем романе «Николас Никльби» он описал не воровской притон или приют для бедных, а школу-пансион, и описал так хорошо, что школу эту нашли и закрыли.

Если все это и было в то время преувеличением, то вполне в духе самого Диккенса. А со временем это стало правдой, и остается правдой, подтверждаемой количеством изданий и тиражей книг Чарльза Диккенса, который читается так легко и свободно, как наш современник, продолжающий писать.

 

      1. Роман-воспитание

Диккенс писал романы-воспитание, или воспитательные романы. Этот жанр не был его открытием, он развивался в немецкой классической литературе. Истоки формирования жанра уходят к ранним французским философским романам вроде «Кандида» Вольтера и «Эмиля» Руссо, но классическую форму он получил в творчестве писателей эпохи германского Просвещения Виладна и Гете.

Многие романы Диккенса посвящены изучению жизненного пути, взросления, становления героя, эти черты становятся организующим моментом, объединяющим все сюжетные линии и мотивы романов, сюжетной основой произведений.

Черты романа-воспитания уже были сформированы в «Жизни и приключениях Николаса Никльби» и в дальнейшем получили развитие и разнообразное воплощение в более позднем творчестве автора.

Одной из основных черт романов Диккенса является изображение школы или других воспитательных заведений. Для автора характерно их деление на истинные и анти-школы, калечащие юные души героев Диккенса. 

В романе «Лавка древностей» место ученика занимает девочка Нелл Трент, в которой проявляется излюбленное Диккенсом героическое начало. Хотя школьная тема в данном произведении предстает в идеалистический-сентиментальном ключе, автор попутно намечает известную уже тему «плохой» школы.

«Жизнь и приключения Николоса Никльби» и «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» - книги о воспитании двух молодых людей, в сюжетах которых просматривается некоторый параллелизм. В романах присутствует тема школы, только вместо ужасного «педагога» Сквирса в «Черлзвите» представлен учитель Пексниф, внешне благообразный, но неспроста вошедший в английский фольклор как образец елейного ханжества.

Проблематика романа-воспитания часто сопоставляется  с романом-испытанием, однако важно подчеркнуть, что первый рассматривает становление человека, формирование его характера и мировоззрения, тогда как второй подвергает испытанию уже готовую личность. Роман воспитания организуется вокруг идеи психологического, нравственного и социального становления личности главного героя. Многие романы Диккенса посвящены изучению жизненного пути, взросления, становления героя, эти черты становятся организующим моментом, объединяющим все сюжетные линии и мотивы романов, сюжетной основой произведений.

Черты романа-воспитания уже были сформированы в «Жизни и приключениях Николаса Никльби» и в дальнейшем получили развитие и разнообразное воплощение в более позднем творчестве автора.

Одной из основных черт романов Диккенса является изображение школы или других воспитательных заведений. Для автора характерно их деление на истинные и анти-школы, калечащие юные души героев Диккенса. 

В романе «Лавка древностей» место ученика занимает девочка Нелл Трент, в которой проявляется излюбленное Диккенсом героическое начало. Хотя школьная тема в данном произведении предстает в идеалистический-сентиментальном ключе, автор попутно намечает известную уже тему «плохой» школы.

«Жизнь и приключения Николоса Никльби» и «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» - книги о воспитании двух молодых людей, в сюжетах которых просматривается некоторый параллелизм. В романах присутствует тема школы, только вместо ужасного «педагога» Сквирса в «Черлзвите» представлен учитель Пексниф, внешне благообразный, но неспроста вошедший в английский фольклор как образец елейного ханжества.

Завершением эволюции жанра романа-воспитания, начавшейся с «Приключений Оливера Твиста», является роман «Большие Ожидания». Во всех крупных произведениях Чарльза Диккенса можно найти жанровые аспекты, присущие воспитательным романам, которые на протяжении его творчества не менялись, а только развивались и совершенствовались.

В своих произведениях, основным мотивом которых является тема детства, Чарльз Диккенс утверждает добро и справедливость, осуждает общество за безразличие к детям, в очередной раз раскрывая гуманистическое направление своего творчества. Тема детства всегда было особенной для писателя, в каждом его произведении фигурирует образ ребенка, который проходит недетские испытания. Часто Диккенс затрагивал тему сиротства буквального и сиротства при живых родителях, относящихся к ребенку равнодушно, именно тема детского одиночества в жестоком и несправедливом мире занимается важное место в романах Диккенса. Многие исследователи отмечают результаты влияния некоторых мыслителей на отражение темы детства в произведениях Диккенса. Работы Д.Локка, Филдинга, Л. Стерна и особенно У. Вордсворда послужили факторами выбора писателем темы детства как основной. Многие исследователи творчества Диккенса проводят параллели между Нелл из «Лавки Древности» Диккенса и Люси из стихотворения Вордсворта, между Барнаби Ранджем и «Мальчиком-Идиотом». В творчестве писателя находят отражения его убеждения, к которым он на протяжении многих лет привлекал внимание общественности как публицист: несправедливость бедственного положения детей, их страданий и оторванности нужд от забот взрослых.

На период детства героев Диккенса выпадают основные испытания их жизни. Судьба ребенка, как правило, несчастлива с самого рождения. Имеют место множество героев-сирот, изначально лишенных родительской любви, или потерявших со временем доброго и любящего родственника, оставшись на попечение жестокого или равнодушного взрослого. Маленькие персонажи романов Диккенса по преимуществу жертвы. Чарли из «Холодного дома» или Дженни из «Нашего общего дома», все они страдают от тягот судьбы и страха. Даже жизнь благополучного Поля Домби наполнена печальными эмоциями, а уютное детство Копперфилда перестает быть таковым с появлением отчима. Особое значение имеет общее понятие Диккенсом романтической идеи детства, особого мира, обособленного от взрослого существования. Мир детства в произведениях Диккенса это не только особый тип существования и взаимодействия с окружающим бытием, но и вечная ситуация нехватки, недостатка чего-либо: семьи, пропитания, счастливых минут. Именно из этой точки безысходности его маленькие герои должны найти выход, не потеряв чистоту своих детских душ, во многих качествах превосходящих окружающих взрослых.

Диккенс будто бы пренебрегает деталями внутреннего развития своих героев, воспитательное воздействие его образов состоит не в изображении внутреннего мира ребенка, а в его взаимодействии с окружающей средой. Автор не нагружает маленьких героев рассуждениями о характере мира и своих поступках, а делает их нравственное поведение будто единственно возможным для них.

None