Тема понятия и особенности админ права



ПЛАН

 

Введение                                                                                                                             3

 

Глава 1. Понятие и особенности  административной

ответственности.

                                                                                                                                              5

 

1.1. Понятие и особенности административной ответственности                                 5

1.2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности                                                                                                                   7

 

Глава 2. Административное правонарушение как основание

административной ответственности.

Понятие и признаки правонарушения.                                                                       10

 

2.1. Правонарушение как основание административной ответственности                 10

2.2. Понятие и признаки правонарушения                                                                      11

 

Глава 3. Состав административного правонарушения и его элементы               16

 

3.1 Понятие состава административного правонарушения                                           16

3.2. Состав административного правонарушения                                                          16

 

Глава 4. Виды административных наказаний и их система                                   25

 

4.1.  Понятие и сущность административного наказания                                              25

4.2. Виды административных наказаний                                                                         26

 

Заключение                                                                                                                       34

 

Список нормативно-правовых актов и литературы                                                36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Составной частью административного законодательства является законодательство об ответственности за административные правонарушения. Разработка, принятие и введение в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было значительным шагом в осуществлении административной реформы. КоАП РФ помог ликвидировать правовые пробелы, образовавшиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях существенно изменил правовое регулирование вопросов административной ответственности за совершение административных правонарушений. Новый КоАП РФ представляет собой кодифицированный акт, в котором систематизированы все акты федерального законодательства об административных правонарушениях. В КоАП РФ устранены многие пробелы в правовом регулировании административной ответственности юридических лиц, сформулированы новые принципы, введены новые нормы и изменены прежние нормы в большинстве других разделов института административной ответственности.

Среди различных юридических  способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

Последние сто лет  роль административной ответственности  постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала  проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.

Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.

Итак, объектом данной курсовой работы являются административная ответственность и административное правонарушение.

Цель работы – выявление проблем административной ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности, анализ действующего законодательства, а также статей и монографии, посвященных данной теме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а) выделить особенности административной ответственности и критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности;

б) рассмотреть правонарушение как основание административной ответственности;

в) определить состав административного правонарушения и его элементы;

г) рассмотреть вопрос соотношения административной ответственности и административного наказания.

Для решения  поставленных задач мы провели анализ учебной и научной литературы по административному праву.

В курсовой работе были использованы такие нормативно – правовые акты, как Конституция РФ, КоАП РФ, была использована судебная практика. Во многом нам помогли статьи таких авторов, как Е.М. Жамбиевой, В.Е. Севрюгина, Э.А. Васильева и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ  ОТ ИНЫХ ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1. Понятие и особенности административной ответственности

В КоАП РФ не дается понятие административной ответственности.                               В юридической литературе существуют различные точки зрения. Одни авторы под административной ответственностью понимают вид административного принуждения. Другие рассматривают административную ответственность как меру воздействия за административное правонарушение.

Административная  ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Административная  ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность, поэтому можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»1.

Поскольку административная ответственность представляет собой  вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи  все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Административная  ответственность характеризуется  следующими признаками, общими для всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она  представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это  правовое принуждение, подчиняющееся  общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она  влечет за собой наступление неблагоприятных  последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу. Виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

Данный признак  юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

Лицо подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена  его вина.

Соответственно  вина является основным условием административной ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности. Из этой позиции следует, что до официального доказательства вины лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может быть признано виновным. В этом и состоит суть презумпции (т.е. предположения) его невиновности. И вполне естественно, что лицо не должно доказывать свою невиновность.

Итак, административная ответственность – вид юридической  ответственности, которая выражается в применении судьей, уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

 

1.2. Критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности

 

К основным чертам административной ответственности, присущим только данному институту административного  права относятся:

1. Административную  ответственность можно рассматривать  как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

Вместе с  тем административная ответственность  применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

2. Административная  ответственность используется как  важное средство правоохраны,  борьбы с особым видом нарушений  - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

3. Административная  ответственность отличается своим  субъектным составом. Субъектами  этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, организации.

4. По своей  сущности административная ответственность  представляет собой воздействие,  оказываемое полномочным органом  государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

5. Нарушение  административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

6. Административную  ответственность отличает порядок  ее установления. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

Кодекс об административных правонарушениях  предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Административная  ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение  правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.

7. Меры административной  ответственности применяются широким  кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

В Кодексе  об административных правонарушениях  теперь расширен круг дел, рассматриваемых  судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

8. Меры административной  ответственности применяются органами  и должностными лицами в отношении  не подчиненных им по службе  нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

9. Привлечение  к административной ответственности  и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

10. Административную  ответственность характеризует  особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.

11. Во всех  случаях ответственность за административные  правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

12. Важная  черта административной ответственности  состоит в том, что ее можно  рассматривать как совокупность  материальных и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации административной ответственности материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения, в порядке так называемого усеченного процесса ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АДМИНИСТНРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

2.1. Правонарушение как основание административной ответственности

Поведение субъектов  права, регламентированное нормами права, становится юридически значимым. При этом оно может быть правомерным либо противоправным.

Правомерное поведение – это «такое поведение  людей, которое в полной мере согласуется  со всеми требованиями норм права».2

К сожалению, далеко не всегда субъекты действуют правомерно. Зачастую нормы права нарушаются, совершается недопустимое, вредное для общества противоправное поведение, которое «противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом…».3

В отличие  от правомерных действий, которые  могут быть предусмотрены нормами права, а могут и «вытекать в общей форме из духа закона», противоправные деяния должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами.4 С этой точки зрения о правонарушении можно говорить в рамках и с позиций закона.

Таким образом, противоправное поведение, которое  представляет собой действие, противоречащее нормам права можно охарактеризовать как правонарушение.

В любом обществе правонарушение – это социальный и юридический антипод правомерного поведения.

Существует  множество различных определений правонарушения:

–«Родовое понятие, означающее любое деяние, которое  нарушает какие-либо нормы права».5

–«Нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты»6 и др.

В обобщенном виде они сводятся к тому, что  правонарушение представляет собой: общественное вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение.

Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Действие  в данном случае представляет собой  акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода).

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Итак, единственным основанием административной ответственности  является наличие состава административного  правонарушения.

Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Административная ответственность  характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Основаниями административной ответственности являются:

Нормативное основание – нарушение административно-правового запрета.

Фактическое основание  – совершение административного  правонарушения.

Процессуальное основание –  издание правоприменительного акта. Нормы об административной ответственности содержатся и в других нормативно-правовых актах: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - за нарушение банковского законодательства; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании; Налоговый кодекс Российской Федерации и др.

КоАП РФ – первый нормативный  акт, который назвал административно-карательные  санкции «наказаниями». До этого  они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем КоАП РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.

Таким образом, определив  в статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие административного правонарушения, законодатель исключил возможность установления административной ответственности иными федеральными законами, помимо самого Кодекса, хотя в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации такая возможность и была предусмотрена. Поэтому впредь административная ответственность может устанавливаться на федеральном уровне только путем внесения изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

 

2.2. Понятие и признаки правонарушения

 

Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Административное  правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Сущность  административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Любое административное правонарушение, посягая на установленный  порядок, причиняет ему тот или  иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).

Законодатель  при определении в ст. 2.1 КоАП РФ административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления.

Тем не менее, дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, в юридической литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь "вредоносностью". С нашей точки зрения, административным правонарушениям присуща не просто вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.