Тема семьи в русской литературе



              Содержание

Введение ……………………………………………………………………………

3

Глава 1. Тема семьи в русской литературе

         1.1.  Семья в русской литературе XIX века………………………………...

         1.2.  Семья в русской литературе XX века…………………………………

 

4

6

Глава 2. Тема семьи в «Последнем поклоне» В.П. Астафьева

2.1.     Своеобразие творческого пути В.П. Астафьева………………………

2.2.  Образ семьи в повести «Последний поклон»…………………………

 

11

11

Заключение….………………………………………………………………………

16

Список использованной литературы ……………………………………………..

18

 


Введение

Проза В.П.Астафьева (1924 - 2001), одного из крупнейших русских писателей второй половины XX века, является важным объектом исследования для современного литературоведения.

Творчество писателя уже не раз было предметом монографического изучения. В работах А.Н.Макарова, Н.Н.Яновского, В.Я.Курбатова, Т.М.Вахитовой, А.П.Ланщикова, А.Ю.Большаковой, С.В.Переваловой, в диссертациях, научных статьях, докладах исследовались характерные для писателя темы, отдельные жанры, поэтические особенности произведений, философское наполнение его творчества. В мере, необходимой для решения поставленных исследователями задач, в этих работах рассматривались вопросы художественного своеобразия, влияния традиций, взаимодействия творчества В.Астафьева с современной литературой. Однако анализа в объёме, позволяющем определить место темы семьи в повести «Последний поклон», в этих работах недостаточно.

Целью данной работы является изучение образа семьи в автобиографической повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

Задачи исследования:

       проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;

       выявить роль семьи в воспитании личности В.П. Астафьева;

       раскрыть основные образы романа.

Объект исследования – автобиографическая повесть «Последний поклон».

Предмет исследования – изучение темы семьи в «Последнем поклоне».

Основным методом исследования является анализ литературного текста книги «Последний поклон».


Глава 1. Тема семьи в русской литературе

1.1. Семья в русской литературе XIX века

В литературе ХIХ века можно найти описание совершенно различных семей: провинциальная семья Лариных, столичные семьи, заполняющие салон Анны Павловны Шерер, крестьянские семьи в описаниях Н.А. Некрасова, купеческие и мещанские семьи А.Н. Островского. Даже «Бесы» происходили из вполне традиционных семей и заводили собственные семьи по ходу действия романа. Как ни странно, в революционном, по тем временам, произведении Н.Г. Чернышевского «Что делать?» изображена такая же традиционная семья, и по сюжету романа герои стремятся образовать столь же традиционную, признанную обществом семью.

Даже краткий перечень произведений русской литературы свидетельствует о том, что образ традиционной, православной, патриархальной семьи, счастливая она или несчастливая, был так же незыблем, как явление природы. И герои любили, страдали, погибали, побеждали или проигрывали, ощущая себя в рамках вековых традиций.

Из произведений XIX века мы рассмотрим тему семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом романе мы знакомимся с жизнью нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских, Курагиных.

Очень доброжелательна атмосфера в семье Ростовых. В ней царят любовь и уважение друг к другу, искренность и чуткость, внимательность и сердечность, нравственная чистота. Ростовы – разумные, гостеприимные, хлебосольные хозяева. Это семья патриархальная, ей близки народные традиции и обычаи. Родители ответственно и с любовью относятся к воспитанию своих детей и сироты Сонечки. Каждый член этой семьи – индивидуальность. Сын Николай – человек бескорыстный и храбрый. Он очень любит своих родителей. Наташа – чуткая, поэтичная, искренняя, сердечная. В ней много наивного, детского. У нее добрая душа и отзывчивое сердце. Во время пожара в Москве она помогает раненым выехать из города, отдает им подводы. Жизнь других для нее выше собственного благополучия. Она прекрасная мать и жена. Для Толстого она – идеал женщины. Петя – светлая и гармоничная личность. Все дети в семье вырастают истинными патриотами. Они стремятся быть полезными, нужными и любимыми.

Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Здесь царит разум, а не эмоции. Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Они истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них неразделимы.

Семья Болконских описана Толстым с большой симпатией. Мы видим три поколения семьи: князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, внук Николинька. Лучшие душевные качества и черты характера передаются в этой семье из поколения в поколение. Старый князь – человек чести и долга. Он – участник походов Суворова, честный, мужественный воин. Для него главное достоинство человека – «ум и деятельность», а главные пороки – праздность и лень. Он всегда чем-то занят: управляет имением, не притесняя крестьян, работает на станке или в саду, занимается с дочерью (дает ей уроки алгебры и геометрии, развивая в ней стремление к знаниям и деятельности), пишет мемуары. В детях он воспитывает высокие нравственные качества. Сыну Андрею говорит: «Твоя дорога – дорога чести». И князь Андрей честно выполняет наказ отца, находясь на передовой, в центре военных действий, «там, где он нужен Родине». Андрей Болконский воплощает в себе лучшие черты дворянской молодежи. Он находится в постоянном нравственном поиске, стремится к самосовершенствованию, ищет смысл жизни. Пройдя через ошибки и заблуждения, он избавляется от ложных идеалов (культа Наполеона, например), обретает себя и свое счастье (любовь к Наташе). Князь Андрей – мужественный и смелый человек. Он погибает, защищая свое Отечество. Княжна Марья – скромная девушка, воспитанная в большой строгости. Она умеет понять своего отца и других людей. Главная черта Марьи – жертвенность: жить для других. Она кажется нерешительной, робкой, но в нужный момент проявляет твердость.

Способность к внутреннему изменению и стремление к самосовершенствованию Л.Н. Толстой считал одним из ценнейших свойств человека [5]. Любимые герои Толстого меняются, а нелюбимые – статичны. Они всегда одинаковы.

Семья Курагиных является полной противоположностью семьям Болконских и Ростовых. Каково это семейство? Их объединяет только кровное родство. Они не близки по духу, не воспринимают друг друга как родных. Старая княгиня ревнует свою дочь.

Анатоль и Элен испытывают друг к другу далеко не родственные чувства. Князь Василий – честолюбивый, непорядочный, склонный к интригам человек. Он сам признается в том, что лишен «шишки родительской любви», а дети для него – «обуза его существования». Ипполита отец пристроил на дипломатическую службу, повесу Анатоля хочет женить на богатой княжне Болконской. Этой семье присущи многие пороки: подлость, лицемерие, корыстолюбие.

Символично, что у Курагиных нет наследников, значит, эта семья не имеет будущего. Какие выводы делает Толстой? Он хочет показать, что семья должна быть связана не только родственными, но и духовными узами, тогда семья будет жить. Так, продолжается род Болконских. Андрей погиб, а его сын Николинька растет. И, конечно, его смогут воспитать в семье Болконских настоящим человеком [11]. Л. Н. Толстой показывает, что «мысль семейная» - одна из главных в романе.

1.2. Семья в русской литературе XX века

Говоря о русской или советской литературе 1920 – 1930 годов невозможно обойти вниманием роман-эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон». И хотя в нем изображен социальный срез практически всех слоев общества царской, а затем революционной и раннесоветской России, история страны все равно главным образом отражается в истории одной конкретной семьи [4]. Шолохов изобразил типичную семью, несмотря на описание необычного характера Мелеховых, вызванного примесью восточной крови. Да, у них не совсем обычная внешность, не совсем типичный, взрывной характер, но они живут, как все. Как положено. Как жили предки. В семье есть порядок, иерархия, четко выстроенные отношения поколений, поскольку речь идет о расширенной семье, определенная последовательность действий: сын женился; у сына родился ребенок; надо строить дом, чтобы отселить старшего сына; пора женить младшего; невеста должна быть равной, из приличной семьи, примерно соответствующего достатка. Таков порядок, и он поддерживается. Это мирная, штатная жизнь семьи, которая и шла бы своим чередом, если бы… Не война, не революция, не…

Роман начинается  как раз с описания нарушения устоев. Но ведь это мгновенно и жестко так и расценивается, как нарушение устоев, как в глазах всех окружающих, так и семьи Мелеховых. То есть, устои еще есть, и они крепки. Их поддерживает общество, и человек, нарушающий их, ставит себя вне общества, и получает полный набор социальных последствий: общественное осуждение, возможные неприятности по службе (речь идет о жалобе атаману), а главное, последствия экономические. Как ни увлечен Григорий Аксиньей, как ни сходит с ума от страсти, он не забывает об угрозе отца лишить наследства. И это оказывается важнее любовной истории. И это достоверно, потому что Григорий, в отличие от Аксиньи, происходит из семьи, где семейный порядок пока еще ничем не нарушен. У Аксиньи отношения в семье не выстроены, связи со своей семьей нет, нет и продолжения рода.

Разрушение привычного уклада жизни страны, а значит, и каждой конкретной семьи, и описывается на всем протяжении романа [6]. И даже озвучивается устами героев, в основном, старшего поколения. «Все не так». «Все не как положено». «Все, не как у людей». Инерция прежней жизни еще существует, но изменить ничего уже нельзя. Очень ярко это видно в истории замужества Дуняшки. Она добивается от матери согласия на брак и благословления, потому что не может при ее воспитании и всей истории жизни начать жить с мужчиной без этого. Но она уже не просит, а требует, и даже шантажирует мать, что было бы немыслимо в прежней, довоенной жизни.

На примере семьи М. Шолохов показал величайший сдвиг в судьбе всего народа, в жизни всей нации.

В 1920 годы политика правительства и главных идеологов коммунизма по-прежнему была направлена на разрушение традиционной семьи. Есть масса статей Троцкого об организации детских садов, ясель, фабрик-кухонь, пунктов детского питания, интернатов и всего такого. Намерения, возможно, были позитивны. Освободить женщину от монотонного, утомительного, не имеющего видимых результатов труда, для того, чтобы она могла самореализоваться. А заботу о детях берет на себя государство.

              Литература военного времени. Вне зависимости от авторского стиля, объема произведения, конкретного сюжета общий настрой можно сформулировать почти лозунгами, или, как теперь говорится, слоганами: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви». «Ты меня ждешь, и у детской кроватки не спишь, и поэтому, знаю, со мной ничего не случится». Это миф даже не советский и не российский, а общечеловеческий. Мужчины воюют, женщины сохраняют дом и детей. То, что женщины тоже воевали, не говоря уже о безумно тяжелой работе в тылу, тоже нашло свое отражение в литературе. Миф о женщинах-товарищах действовал, женщины тоже рамках этого мифа.

Однако ситуация в стране была такова, что требовала укрепления традиционной семьи, или, во всяком случае, поощрения рождаемости. Именно в 1930 – 1950 годы законодательно резко усложняется процедура развода, и запрещаются аборты. Как известно, это не принесло желаемого результата, и осуждение разводов и абортов перешло в сферу общественного мнения. Кроме того, власть имела достаточно административных и партийных рычагов воздействия на мужчин, желающих оставить семью. Это также отражено в литературе.

Из советских произведений 1950-1960 годов хотелось бы остановиться на романе Г.Е. Николаевой «Битва в пути». Это классический советский производственный роман. В нем утверждаются, даже декларируются семейные ценности, необходимость сохранения семьи, важность семейного благополучия для воспитания и социализации детей.

Действие романа начинается в марте 1953 года. К тому времени старшей дочери главного героя лет 15 – 16. То есть, она родилась перед войной, росла в военные годы, по сюжету романа в Сибири, где он работал на танковом заводе. Среднему сыну лет 12, младшему 4 – 5. Г.Е. Николаева не описывает эту часть жизни героев, она вообще очень мало описывает быт, и чего стоило обеспечить выживание и уход за тремя детьми в те годы. Современникам все было понятно, они сами так жили.
Мы знакомимся с героями в период начала «перестройки», смены идеологии, как сказано в романе, с монументальной на человеческую. По ощущениям самого героя «никогда он не работал с таким напряжением. Он чувствовал, что и он, и Катя держат испытание, и она его не выдерживает».

Г.Е. Николаева довольно подробно описывает жизнь главной героини, начиная с детства, и даже подробно останавливается на бытовых условиях ее жизни. Тина – дочь крупного военного руководителя. Ее дед тоже занимал высокую должность. Все это определило ее положение, как любимого всеми ребенка. Всеми… посторонними. Тина практически растет без родителей, они, конечно же, любят ее, пытаются дать ей максимум возможного в короткие приезды, и снова оставляют одну. Только короткий период детства Тина жила с родителями. Потом война и извещение об их гибели.

Бахирев – сын двух алкоголиков, живущий в ситуации постоянного пьяного разгула, драках родителей, не получивший в родительской семье ни заботы, ни защищенности, он и не может иметь доверия к окружающему миру, к людям вообще. В романе прямо говорится о том, что Бахирев не умеет строить отношения с людьми. Он их просто не видит и не слышит. Бахирев и сам чувствует, что в его манере руководить есть какой-то дефект, и объясняет это для себя своим техническим способом мышления. Ему проще сделать, чем объяснить людям, которые должны выполнять его приказы, что и зачем они должны делать. В отличие от Бахирева, Тина умеет строить отношения с людьми. Она хороший профессионал и надежно свою работу, не вступает в конфликты и не пытается доказывать что-то руководству завода. Тина, прежде всего, узнает в Бахиреве отца и начинает служить ему так, как ее мать служила своему мужу. Она дает ему необходимую информацию, находит нужных ему людей и помогает ему наладить с ними отношения. Тина помогает Бахиреву своей профессиональной деятельностью, создает общественное мнение, заботится о нем как женщина, как мать.

Очень точно, хотя и мимоходом, в романе затронута проблема бесплодия. Подробно описывается так и не осуществившееся желание Тины родить ребенка от Бахирева, но совершенно не объясняется, почему на протяжении нескольких лет семейной жизни с мужем у них не было детей. Желание Тины родить ребенка вовсе не связано с действительным желанием материнства. Основная причина, по которой Бахирев не может оставить семью, - это его любовь к старшему сыну. Думая о рождении ребенка, Тина говорит себе: «Он будет лучше Рыжика. Разве та женщина могла родить ему такого сына?» Соперничество для природы не аргумент. Вот и «ее надежды на рождение ребенка не оправдались».

У Кати трое детей, большое хозяйство и никакого профессионального развития. У Тины маленький домик, любящий муж, поддерживающий ее во всех ситуациях и великолепная профессиональная подготовка.

И хотя Г.Е. Николаева старается всячески подчеркнуть достоинства Тины и недостатки Кати, упорно не желающей заниматься общественно полезной деятельностью при трех детях, роман все равно по умолчанию утверждает невозможность отрицания семейных ценностей.

В 1980 годы начал меняться  образ героя-мужчины. Это уже персонаж, боящийся за свое социальное положение и максимально уклоняющийся от принятия решений. Литература отразила реальность, и литература же начала ее формировать. В герои стали выходить женщины.

В 1960-е годы писатели поделились на городских и деревенщиков. Проблемы самореализации, производственные романы, идейные и интеллектуальные споры – это «город». Патриархальная семья, как носитель «здоровых» ценностей – это герои романов В.П. Астафьева, Г.Е. Распутина, П.Л. Проскурина и других.

Обратимся в следующей главе к творческому пути В.П. Астафьева, своеобразию его становления как писателя, выделим основные темы и проблемы, которые волнуют автора, рассмотрим своеобразие воплощения темы семьи в «Последнем поклоне».

 


Глава 2. Тема семьи в «Последнем поклоне» В.П. Астафьева

2.1. Своеобразие творческого пути В.П. Астафьева.

В творчестве В.П. Астафьева можно выделить три периода:

  1. Ранний – период поиска своего стиля, жанровых форм, главных идей и тем (1951-1960). В это время происходит формирование  Астафьева-рассказчика, овладевающего принципами лирического бытоописания и строгого сюжетного повествования. Герои его рассказов – современники, люди трудной, фронтовой судьбы, достойно преодолевающие жизненные испытания. 
  2. 1960-е годы – годы обретения своей творческой манеры. Они характеризуются обращением к морально-этическим проблемам на историческом материале («Стародуб»), к исследованию героя (повести 1960-х годов, «Последний поклон»). В прозе писателя в то время преобладал жанр повести, хотя В.П. Астафьев никогда не переставал писать рассказы.
  3. Период зрелости – начинается с выхода в свет «Пастуха и пастушки» (1971г.), - лучшей и самой любимой, по признанию писателя, вещи. В этот период В.П. Астафьев продолжает работу над главами «Последнего поклона», пишет рассказы, выступает с публицистическими статьями (книга «Посох памяти»). В 1976 г. появляется книга о современности («Царь-рыба»), отмеченное беспощадным анализом нравственного состояния общества. Как бы продолжая эту линию исследования современной жизни, в 1986 г. писатель создает роман «Печальный детектив», в 1989 г. – рассказ «Людочка».

Интересно отметить, что творческая эволюция художника характеризуется постоянным овладением новыми жанровыми формами и совершенствованием ранее найденных. Жанровый поиск  от рассказа к роману отражает и мировоззренческий художника: от короткой, емкой зарисовки жизненного случая или отдельной судьбы к исследованию современного состояния общества, концепции современного развития жизни. Однако, на наш взгляд, художественные достижения этого периода связаны, прежде всего, с автобиографической повестью «Последний поклон».

 

 

 

 

 

2.2. Образ семьи в повести «Последний поклон»

Маленькому Вите Астафьеву не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной прошлась по всем его произведениям, на ней он проводит свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, и в каждой из них он помянет свою мать. Она осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием. Скитания и беспризорность детей не смущала отца писателя. В.П. Астафьев  говорил про него: «Мой папа, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и не маленько хвастун». Наверное, не будь сиротства, В.П. Астафьев бы и «Последний поклон» не так написал. Но он собрал в этой книге, как в большой сибирской избе, всю свою родню, всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, своих читателей, воспоминаниями о своем детстве, своих родственниках, своих соседях. Особое место в этой книге отводится бабушке Екатерине Петровне.

Образ астафьевской бабушки надо причислить к литературным открытиям, потому что с неоглядной творческой смелостью писатель сломал косный стереотип. Много бабушек прошло перед читательским оком, кротких, тихих, уютных, всепрощающих. Много их прошло, согревая сердце и тревожа какой-то невольной виной перед ними. Памятью о бабушке, любовью к ней, желанием загладить перед ней невольную вину – ту вину, которую несет каждый человек перед своими близкими – были вызваны первые главы «Последнего поклона», написанные еще в 1960-е годы. Тогда автор так объяснил главный смысл своей книги: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобой, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о  тебе людям… непосильная это работа… согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта…» живой любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки Екатерины  Петровны проходит через всю книгу. И при всей любви автора к этому образу нет в нем ни слащавости, ни умиленности. Перед  читателем встает правдивый портрет деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство через житейские передряги и исторические перевалы, выпавшие на долю нашему народу. Память писателя и его воображение вызвали к жизни и внешний облик, и отчетливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то бранчливый, то песенный.

Бабушка воспитала внука, учила справедливости, учила радоваться каждой минуте жизни. Трудности воспитания, морального роста Вити Потылицына раскрывает рассказ-глава «Конь с розовой гривой». Роль бабушки Катерины Петровны, «ангела-хранителя» детства, доброго, сильного и мудрого человека особенно значима в судьбе автобиографического героя. Именно эта патриархально правильная, деятельная и самоотверженная женщина является у В.П. Астафьева хранительницей самых глубоких основ крестьянского нравственного и трудового опыта. Бабушка понимает переживания ребенка, услышавшего прекрасную музыку деревенского скрипача, она рассказывает внуку об утренней «зорькиной песне», объясняет, что «деревья растут для всех», привозит из города пряник – «коня с розовой гривой», простив Вите обман. «Надсаженная» в работе с малых лет, она кормит, обшивает, обихаживает огромную семью. «В любом деле – не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо». Бабушка отзывчивая к чужому горю, готова к бескорыстной помощи: «Большое сердце бабушки болит обо всех». Жизнь Катерины Петровны отразила трудный путь русского народа, его радости, невзгоды, и радостей она не забывала, «умела замечать их в простой своей и нелегкой жизни». И главные черты ее характера (трудолюбие, доброта, стойкость) делают  ее выразительницей социальных и нравственных идеалов народа.

Бабушка семейным укладом, собственным примером воспитывает Витю, желая видеть его достойным человеком. А улица преподает ему другие уроки и часто жестокие. Витя доверчивый, азартный. Этим и пользуется Ванька Левонтьевский, вовлекая Витю в неприятные истории: заманивает в трясину, заставляет красть калачи у Катерины Петровны, предлагает туесок с земляникой заполнить травой.
Причина того, что мальчики очень разные, кроется в семейном воспитании. По словарю С. Ожегова: «Семья – это группа живущих вместе родственников» [12]. Но жить можно по-разному: в понимании и согласии или ссорах и неуважении друг к другу.

Можно сравнить семейный уклад семьи бабушки Катерины Петровны и семьи Левонтия.

3

 



              Семья Катерины Петровны

  1. «Жили небогато, но крепко»;
  2. Обстоятельная бабушка-«генерал»;
  3. Чистота, порядок в доме;
  4. Дед немногословный;
  5. Соблюдение традиций;
  6. У бабушки запас на «черный» день… «она снова занимала деньги, муки, картошки»;
  7. «И напоминал дед богатыря российского, во время похода сделавшего передышку, - остановился посмотреть родную землю, подышать ее целительным воздухом»;
  8. Катерина Петровна учит совестливости, честности.
     


3

 



              Семья Левонтия

  1. «Дом смотрел на свет кое-как застекленными окнами»;
  2. «Загнанная, покорная тетка Васеня»;
  3. «Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал»;
  4. «Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький»;
  5. «Один раз в 10-15 дней, когда Левонтий получал деньги, начинался пир горой, дом охватывала какая-то неспокойность, лихорадка»;
  6. «Заполошная, чумовая, безголовая Васеня»;
  7. «Дядя Левонтий выходил на улицу в штанах, державшихся на пуговице, и рубахе без всех пуговиц»;
  8. Склонны к воровству. «У кого-то левонтьевские «сбодали» жердь… скорее всего у нас»

3

 



 

Именно любовь и доброта в доме Катерины Петровны защищали Астафьева от всех невзгод, жизненных ненастий. В семье своей бабушки и деда В.Астафьев научился почитать старших, хранить семейные традиции, трудиться на благо себе и людям.
Она сыграла огромную роль в формировании характера будущего писателя. Именно у нее он научился добру, умению прощать, никогда не лгать, то есть тем человеческим качествам, которые в дальнейшей жизни помогли стать ему человеком с большой буквы. И если в круговерти жизни Витя не сломался, выдержал все, выжил, то благодарить надо опять же бабушку Катерину Петровну, которая молилась за него, достигала сердцем его страдания из дальней дали, неслышно для Вити, но спасительно смягчила хоть тем, что успела научить его прощению и терпению, умению разглядеть в полной мере даже и малую крупицу добра и держаться этой крупинки и благодарить за нее.

А рядом с бабушкой, хотя и не так отчетливо, но в явной поэтической связи с ней, встает в «Последнем поклоне» другой образ: образ утонувшей матери героя книги. Он почти не знал мамы и не помнит ее, и воспоминание о ней, рано погибшей, то возникает в воображении писателя, то уплывает в глубины памяти. И чаще всего этот поэтический образ появляется в минуты самых высоких раздумий писателя, сливаясь с его мыслями о родной природе. Мать и родина всегда становятся рядом в душе человека, в его памяти,, в глубине его самосознания.

Но наряду с рассказами, в которых доминирует ликующая, радостная тональность, в повести имеют месть рассказы трагического характера. Это связано с образом отца героя, беспечного, загульного, легко теряющего себя человека. Его образ в «Последнем поклоне» - образ стронувшейся с места жизни, теряющей внутреннюю опору и вековые скрепы, не способной противостоять разрушительным влияниям времени. И здесь в повествовании В.П. Астафьева звучит горечь и обида. Ведь именно беспечность отца во многом обрекла мальчика на бесприютность. Антитеза семьи бабушки Катерины Петровны с ее прочными устоями и семьи деда Павла и отца с их склонностью к авантюре, бесшабашностью и любовью к кутежам в повести заявлена  довольно отчетливо.

Главный источник несчастий автор видит именно в самой отцовской «родове», в характерах и поведении их членов. В отличие от семьи Потылицыных, бабушки Катерины Петровны и деда Игната – вечных тружеников, людей щедрых душой, в семье деда Павла «жили по присловью: ни к чему в доме соха, была бы балалайка». Автор обозначил способ их существования хлестким словом – «на выщелк», уточнив «значит, только на показуху и голодно». Но, тем не менее, он называет его  «папа», а не нейтрально «отец» или экспрессивно, с негативной коннотацией «батя», как часто называют обиженные сыновья своих отцов.

В повести «Царь-рыба» В. Астафьев пишет: «Я возгорелся желанием повидать братьев и сестер, да, что скрывать, и папу тоже повидать хотелось». Несмотря на обиду, он хочет увидеть своего отца.  «Я раскаиваться начал, что поехал в Сушково, но дрогнуло, затрепыхалось сердце, когда возле одиноко и плоско стоявшего на низком берегу барака увидел я косолапенького, уже седого человека, чисто выбритого, с пятнышками усов‑бабочек под чутко и часто шмыгающим носом. Нет, пока еще никто и ничто не отменило, не побороло в нас чувство, занимающее место в сердце помимо нашей воли. Сердце прежде меня почуяло, узнало родителя!» - так автор описывает первое чувство «возвращения» в семью. Пусть его сознание говорит о том, какой плохой его отец, но всё же, любовь к родителям не проходит. Она остаётся в душе ребёнка навсегда, и, даже будучи взрослым, имея свою семью и своих детей, она будет тянуть домой к своим родителям, какими бы плохими они не казались. Со слезами встретил отец своего сына. Все почувствовали облегчение от встречи, и, автор обругал себя: «Всё ищешь, недотыка, то, чего не терял!» - действительно, уйдя из дома, он не потерял своих родных и не хотел терять.