Тема смерти в культуре

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра мировой культуры и литературы

Тема  смерти в культуре.

Курсовая  работа

Студентки 2 группы3 курса

заочного  отделения

специальности «Юриспруденция»

Разуваевой  Анастасии Вячеславовны

Научный руководитель:

Пустовалов А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2008

 

Содержание

 

Введение

 

     Каждого человека, как и всякое живое существо на свете, где-то впереди ожидает  трагическое, неведомое и неотвратимое событие, имя которому - смерть. Хотя страх перед смертью присущ всем людям, в той или иной мере, на продолжении всей истории цивилизаций феномен смерти волновал умы различных деятелей философии, религии, искусства, литературы и науки, великих правителей и простой народ.

     Что такое смерть? Каков ее облик? Жизнь  и смерть как одно целое? Есть ли бессмертие? Можно задать тысячи вопросов подобных этим и найти тысячи ответов, которые окажутся истиной для  твоего сознания. Но я думаю, что  самое страшное то, что смерть начисто лишена своего облика. В новелле Эдгара По «Маска Красной Смерти» бесстрашный герой срывает с непрошеной гостьи одну за другой все ее маски и обнаруживает вдруг, что под ними ничего нет. И эта безликость смерти заставляет человека придумывать разные символы смерти, коих огромное множество. Символами смерти являются и человеческие останки, и «зловещие цифры», черный цвет, животные, растения и т.д. 1

     Символы смерти тесно связаны с культурой  цивилизаций, поэтому я в своем  реферате обращусь именно к историческим формам ментального восприятия смерти. Почему я не стану использовать философский подход к этой теме? Потому что как бы ни был умен, прозорлив мыслитель, и даже если его мнение близко к объективной реальности, все же это правда одного человека, но не целого народа.

     Итак, первая глава посвящена представлению  смерти в тех культурах цивилизаций и стран, которые оказали огромное влияние на культуру других народов. Так как культура цивилизаций неотрывна от религии и ее воздействия, вторая глава раскроет представление о смерти в мировых религиях. В третьей главе кратко представлены символы и образы смерти. Четвертая глава раскрывает структуру, по которой сложился сегодняшний образ смерти, отношение к ней.

       В моей работе основными источниками информации послужили книги следующих авторов Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций, Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен, Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Остальные авторы, которые указаны в списке литературы, послужили дополняющим источником и были использованы мной для сравнительного анализа.

Глава 1. Представление о смерти в истории цивилизаций и стран.

       Перенимая традиции поколений, сегодня мы основываем свое представление о смерти на тех образах и символах, которые существует уже очень давно.        У древних и первобытных народов на этот счет имелись самые разнообразные представления.

1.1. Древние египтяне.

     Древние египтяне, как ни один народ в  мире, серьезно готовились к «жизни»  после смерти. Задолго до смерти египтяне возводили пирамиды-гробницы и учились преодолевать страх смерти, исходя из принципа: «Кто научился умирать,  тот разучился быть рабом».

       Смерть для них как уход  в инобытие, переход к лучшей  жизни в Ином мире. Умерший, по мнению древних египтян, обретал счастье и вечное блаженство, если он похоронен на родине, в гробу, а еще лучше - в гробнице мумифицированным. Иной мир представлял собой счастливую, беззаботную жизнь где-то на дальнем западе, поэтому Иной мир также назывался Царством Запада.

     До  появления династии фараонов тела умерших просто хоронили в неглубоких ямах в песке, где они быстро высыхали и хорошо сохранялись от разложения. В период Раннего царства начинается строительство храмов, связанные с богом солнца Ра. Но тела в таких храмах долго не сохранялись и гнили. В связи с этим постепенно совершенствовался ритуал захоронения, таким образом, появился процесс мумификации.

     Мумификация один из важных элементов. По ментальности египтян у любого человека есть три души – 1) ка (двойник умершего, которому отводилась особая роль в посмертном существовании, участь ка после смерти зависит от участи тела - он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы); 2) ба (душа умершего, которая после смерти взлетит в небо птицей);3) рен (имя человека), а сохранять тела умерших необходимо для того, чтобы все три души жили вечно. Но бальзамирование было дорогой роскошью для простых людей, только фараоны и цари могли себе позволить мумифицировать себя. Ритуал мумификации являлся неотъемлемой частью культуры Древнего Египта, о чем свидетельствуют многочисленные подробные изображения этого процесса на стенах храмов и гробниц, в которые входить простому смертному было запрещено. Что лишний раз подтверждало серьёзное отношение древних египтян к смерти и загробному миру. После завершения бальзамирования на умершего одевалась маска-портрет и его тело помещалось  в саркофаг.  Саркофаги -  это древние гробы в форме прямоугольника. Начиная с периода Древнего царства и далее, саркофаги покрывались рядами иероглифов и различными небольшими рисунками, имеющими какое-либо магическое значение. На поверхности саркофага практически всегда изображали таких богов, как Гор, Маат, Осирис, надеясь таким образом привлечь к этому умершему особое внимание богов.

     Постепенно  стала совершенствоваться архитектура  храмов, так появились пирамиды-гробницы. Считалось, что чем выше пирамида, воздвигнутая над умершим, тем легче будет его душе подняться по ступеням пирамиды к Солнцу и слиться с ним. По версии египтян ка остается в гробнице, а сам покойник движется вместе с солнечным богом. Животворящее Слово бога пробуждает покойного ото сна, и он падает вниз, подобно тому, как солнце уходит вечером за горизонт. Далее человек, пройдя преисподнюю Осириса, оживает. Получается так, что желанием любого египтянина было вернуться в мир, из которого он вышел. Тогда не страшна и смерть, так как она имела вечное продолжение в круговороте жизни.

     Осирис  являлся Правителем Царства Мертвых. Он был убит своим братом Сетом и воскрешен своими сестрами Изидой и Нефтидой. После возращения к жизни он стал правителем Царства Мертвых. По этой традиции умерший ритуально отождествляется с Осирисом, и его можно воскресить. Если все особые молитвы прочитаны, то терялись последние надежды вернуть человека к жизни, и начиналась подготовка к захоронению. Богом же мертвых был Анубис, который так же был богом бальзамирования.

     Чистота души перед лицом Осириса (перед судом) имело крайне большое значение. Египтяне верили в магию и думали, что если слово написано, то оно обращается в действительность. Чтобы помочь богатому покойнику, родные покупали ему за большие деньги свиток папируса с молитвами. И если египтянин успешно проходил через чистилище, то попадал в рай – своеобразное идеализированное земное царство.

     Попав в Иной мир, умерший подвергался ряду испытаний, которые начинались с того, что он должен был уговорить старого лодочника перевезти его через реку Мёртвых. Затем ему предстояло преодолеть Двенадцать врат охраняемых различными чудовищами, стражами и т.д. После чего ему необходимо было перебраться через Огненное озеро, и только после этого он представал перед 42-я судьями, которые и зачитывали ему список его грехов. Если он выдерживал это испытание, то он попадал в Зал Суда Осириса, где на весах взвешивали Перо - символ богини истины - и сердце умершего. Если Перо Истины перевешивало сердце, то ему позволяли присоединиться к своим предкам в Царство Запада, иначе его отдавали на растерзание чудовищу.

     Умершему  давали различные амулеты, которые  должны будут помочь ему в преодолении  испытаний, рукописи содержащие тексты, способные предупредить об опасности.

     Несмотря на такие испытания для умершего в загробной жизни живые свято верили в возможность беззаботной жизни и молились за своих умерших родственников, желая им успешно пройти в Царство Запада.

     Они, как и их предки, надеялись на то, что после их смерти их ждет счастливая жизнь.2

1.2. Древние греки 

     Смерть  для древнего грека – явление  неприятное, но ожидаемое, причем ожидаемое  без страха, стойко. Они считали, что смерть – это санитар природы, очищающий лоно Земли от трупов. Земля живет, питается, оживляется, поддерживает свою форму через смерть людей, через войну. Смерть – часть цикла природы и общества. Ее устранение вызывает дисбаланс, диспропорцию в круговороте «жизнь-смерть». Зевс немедленно восстанавливает этот цикл, чтобы жизнь продолжалась. 

     Древнегреческий разум все же пытается спорить  со смертью. Но каждая попытка великих полубогов, героев мифов подтверждает, что бунт против смерти заканчивается ничем. Человек все также остается один на один со смертью – Танатосом, сыном Никты (ночи), братом Гипноса, который представлялся грекам в образе крылатого демона. И седой старик Харон исправно за обол переправлял души умерших через речку Ахерон в подземном царстве Аид. И когда души умерших достигали вод реки Лета, они пробовали ее на вкус и забывали свою былую жизнь. Смерть прибирает даже полубожественных людей, например, таких как Ахилл.

     У древних  греков, как и у египтян, умершим считался не человек, а его тень. Считалось, что после смерти умерший мог одновременно быть вознесен на острова Блаженства и в то же время мог уныло бродить – то тенью, то призраком, то душой -  по полумраку Аида, т.е. ментальность греков сочетала смертность и бессмертие, исчезновение навсегда и появление изредка.

     Аид у греков означает невидимый. Смерть тоже явление невидимое. Она приходит тихо. Для греков существовало также понятие «мертвые бессмертные», «логические бессмертные». Ими являлись Титаны. Когда Зевс смилостивился и забрал их из Тартар, где они не получали амброзии  и жили лишь логически, то он поселил их в мире Смерти. По существу, они лишь мертвые бессмертные.

     Но  были в понимании греков и «живые мертвецы». Это были люди, изгнанные  из полиса через остракизм (гражданская  «казнь»). По-другому это называлось смерть или приравнивалось к смерти. Иными словами, это был своего рода труп античности, практически на положении раба. У греков понятие «раб» означало смерть, говорящее орудие, ходячий мертвец.

     Греки мудро решали вопрос в отношении  самоубийства: если это было из-за трусости, низких помыслов, желаний, то это была нечистая смерть, дурная, экстремальная  нечистота; а если люди уходили из жизни не по своей воли, защищая свою честь, то смерть не осуждалась и не приветствовалась, она считалась доброй, вынужденной смертью любящих жизнь людей. Герои, погибшие на поле боя, обретали блаженную жизнь на Елисейских полях.

     Итак, как мы видим, древние греки воспринимали смерть более спокойно и в связи с этим обставляли ее менее пышно, чем древние египтяне. Можно сказать, что они были граждански деловиты в вопросах обустройства своего будущего после смерти. Считая, что от смерти не уйдешь, они не торопились в мир иной. В отличие от египтян, которые искали вечность через символику смерти – гробницы и мумии, греки старались оставить в истории цивилизации свои имена, деяния. Краски жизни у них преобладали над красками смерти.3

1.3. Древние римляне

     Римляне, воспитанные на древнегреческой  культуре, многое восприняли от их культуры смерти. Могила – это храм и жилище героя, местность, где он живет. Могила – это земля, преисподняя и утроба, рождающая новое светило. Как и греки, римляне выкапывали близ могил ямы и там готовили пищу для мертвых, впоследствии они стали сооружать перед гробницей кулину (отсюда - кулинария) для этих же целей. Считалось, что через яму кормится непосредственно земля, выраженная образно в умерших и героях.

       У римлян долгом перед умершим являлось оказание всех почестей перед погребением. Это были и обмывание тела, и молитвы, и одежда для умершего человека (у римлян - тога), также в могилу ложилась маска- портрет. В отличие от египтян, которые громко оплакивали усопшего, в Риме, как империи, смерть переносилась сдержанно на людях, дома же искренне горевали о близких.

     По  римским понятиям, существовало три  мира: мир богов, мир людей и  мир мертвых. Мир мертвых был  населен действующими умершими, то умирающими, то возрождающимися. Он был отделен от мира живых, за исключением дней, посвященных общению с ними, когда открывался обычно закрытый вход в подземное царство и мертвые впускались в мир живых. Но сознание римлян не придумывало какую-то точную систему мира мертвых, они все же не принимали смерть как план жизни, несмотря на мифологическое сознание. У римлян происходит уже разделение дня рождения живых и дня рождения мертвых, т.е. возрождения из смерти после поминок. К этому дню на могилы приносили цветы, которые призваны олицетворять новорожденного покойника. В день смерти покойнику делали подарки – это были еда, посуда с кашей, горшки с семенами, одежда, утварь, куклы, маски, статуэтки. Римляне, провожая, героя в мир Аида, создавали атмосферу торжественности. Устраивали празднество. У римлян в доправовую эпоху, существовала, гражданская «смерть». Например, задержанного отпускали, если женщины его покрывали своей одеждой, телом или обнимали. Считалось, что так мужчину казнили, унизили ради спасения от физической смерти. Такой мужчина по правовому положению, считался ниже женщины, поэтому редко кто шел на это.

     Период  существования Древнеримской империи  – это время расцвета философии. В эллинистическую эпоху –  эпоху великих исторических потрясений – вопрос о сущности смерти ставился и решался мыслителями по-особенному. Для Эпикура смерть есть ничто, она мгновенна, мы не чувствуем само наступление смерти. Он приходит к выводу, что смерть есть ничто. А вот Марк Аврелий, как стоик, Признает смерть как нечто объективное, независимо существующее от человека. Стоики готовы выдержать напор смерти. Они говорят, что смерть есть такая же тайна природы, как и рождение. К ней нужно относиться с уважением. Именно в эту эпоху римляне уверенно противопоставляли варварам свое стоическое понимание жизни и смерти,  здесь впервые начинает проявляться понимание смерти, близкое к первым христианам.4

1.4.  Древний Китай

     Отношение смерти в странах Востока рассмотреть  лучше на примере Китая, потому что  именно здесь наиболее развита классическая форма культа предков. По заповедям Конфуция Китай жил несколько тысяч лет, поэтому традиция следовать законам и традициям жизни с рождения в крови каждого китайца. Об их менталитет разбивались многие культуры захватчиков. Восток всегда ориентирован на сохранение общины и ее уклада.

     Именно  в Китае идеологии и традиции получали закалку на прочность. По представлениям древних китайцев, после смерти усопших  переселяли на небо, и там они  тоже подчинялись императору, т.е. существовала небесная иерархия. Сам человек мог превратиться позже, после смерти, в растение или животное. Здесь проявляется идея индуизма о превращении и круговороте душ.

     Вместе  с тем, китаец боялся духов, поэтому, придя домой с кладбища, перепрыгивал через разведенный около дома костер, тем самым он как бы отсекал от себя злых духов, пришедших с могил. Огонь при этом выступал своего рода чистилищем. Считалось, что со временем душа возвращается в тело. И вообще, душа и тело, жизнь и тело приходят от родителей, являются их частичками, Повредить свое тело, значит нанести ущерб родителям. И поэтому целостность своего тела следовало всячески оберегать, как сыновний долг перед родителями.

     После смерти человека его душа поселяется в доме, в котором стоит гроб с покойником. Затем она переселяется в могилу, а оттуда – в таблички, которые ставились обычно в храмах богатых. У бедняков эти таблички стояли прямо в доме.

     Старшего  сына называли чжун-цзы – сын  могилы, т.е. в его обязанности  входило совершать жертвоприношение на могиле отца. Считалось, что если в роду нет сына, то китаец обречен на загробное сиротство.

     Согласно  традициям, знаком траура является белая  одежда- символ неба и чистоты. Китайцы  не торопились с похоронами умершего, пока не найдут место, где фэн-шуй  обладает наибольшей силой. Труп именитого покойника мог оставаться непогребенным до ста дней.  Самый лучший подарок сына отцу – это гроб. В 59 лет родителям дарили похоронную одежду, которую можно было одевать только по праздникам. После смерти покойнику клали в рот кусочек золота или серебра, завернутый в бумагу. Считалось, что это деньги в дорогу и очищающее средство. На умершего надевали нечетное количество вещей, так как нечетное  - ЯН – ясное, светлое мужское начало. ИНЬ – четное женское, темное. Даже на том свете, мужское начало считалось выше женского. Если китаец умирал с открытыми глазами, считалось, что он не закончил какое-то важное дело. Иногда в рот покойника клали жемчуг, чтобы он был красноречив в разговорах с богами.

     Согласно  древним текстам, 3 месяца в доме покойного не готовили пищу. Хоронили умершего не спеша, как минимум на седьмые сутки. Скорые похороны назывались «кровавым захоронением». Уважение к умершему требовало терпения. В течение семи недель запрещалось причесывать волосы, плести косу. Панихиду справляли, чтобы проводить тело в рай, до похорон. Умершему китайцы давали посмертное имя. С этого времени нельзя было больше произносить имя, который усопший носил при жизни.

     Китайцы осуждали суицид. Живой человек, замысливший  самоубийство, оскорблял своих предков. Они признавали такое самоубийство, которое не нарушало целостность тела.

     Но  как бы не обставляли китайцы процесс  похорон, все же они больше любили жизнь, чем смерть. Об этом можно  судить по пословице, что лучше быть живым бедняков, чем мертвым императором.

     В  представлении китайца не разницы в форме смерти, нет разделения смерти и жизни. Это одно сущее. По представления китайцев не следует бояться смерти, но и не нужно отрицать радости жизни. Людей, которые гнушаются жизни и смерти и возвышают себя этим, называют «Яо» -  нечисть.

     Итак, понимание смерти в Китае поистине является особенным, потому что вся  их культура основывается на культе предков. Человек и в жизни, и после  смерти находится в центре внимания своей семьи, сородичей. Так проявляется  гуманизм китайцев, даже в отношении смерти.5

      

Глава 2. Представления о  смерти в мировых  религиях мира

 

2.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия  исходит из ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения" и новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти".  Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил  и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.

     Таким образом, целью жизни человека является движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в пустую и праздную мечту. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной. Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий".  Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают души добрых и злых, и где каждая новая входит на радость или муку. Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.

     Образ Иерусалима связан с отсутствием  болезни, смерти, голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают плоды мира, любви, радости и веселья, причем "друг друга любят как себя". Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти: "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть " в воле Божьей". 

2.2.  Ислам - понимание смысла жизни, смерти и бессмертия  исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а  был он ничем?".  В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет  уничтожено,  а  умершие  воскреснут  и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную  жизнь  является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной  перспективы.

     Разрушение  всей Вселенной в день Справедливого  суда предполагает творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет  представлена "запись" деяний и  мыслей, даже самых тайных и вынесен  соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.

     Описание  рая и ада в Коране полны  ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина"; там же  "чистые супруги",  "полногрудые сверстницы", а также "черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга".  Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц".  Ад для грешников - огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову дьявола, а их удел - "вопли и рев".  Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, - может быть, час уже близок".

2.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского представления. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы:  "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

     Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь "хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.

     Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует  нелепость, бессмысленность цепи природных  рождений. Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, находящегося в глубине сердца человека, где ""ничем не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни".

     Для большинства людей достичь нирваны  сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к "высшей мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из "круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.

     Спокойное и умиротворенное отношение к  жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных  религий и культов. В этой связи  меняется отношение к самоубийству;  оно считается не столь греховным, сколько  бессмысленным,    ибо   не   освобождает человека от круга рождений и смертей, а только приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, "природа личности есть непрерывная смерть".6

Глава 3. Облики смерти.

 

     В мифологии лики богов смерти, порожденные пугливой человеческой фантазией, ужасны и омерзительны.

     Танатос – греческий образ смерти, закутанный в черный плащ, он прилетал к ложу умирающего на огромных черных крыльях, мечом срезал с его головы прядь волос, а затем исторгал душу из тела.

     Малах Га-Мавета – иудейский ангел смерти, всю его фигуру покрывали сотни  устрашающих глаз – их убийственный взгляд не мог выдержать ни один смертный.

     Насу  – иранский демон смерти прилетал к одру умирающего в виде отвратительной трупной мухи, чтобы завладеть его душой и осквернить его тело.

       Ах-Пуч – один из богов мифологии  майя, изображался в образе человека, но струпными пятнами по всему  телу и с черепом вместо  головы.

     В иконографии сцены смерти христианских святых живописны, многочисленны и многообразны. Здесь можно видеть едва ли не все виды казней, существовавших в первые века новой эры: распятие (Христос и др.), обезглавливание (Павел, Матвей и др.), побитие камнями (Стефан), расстрел из луков (Себастьян), четвертование лошадьми (Ипполит), сдирание кожи (Варфоломей), поджаривание на железной решетке (Лаврентий), Утопление с якорем на шее (Климент), извлечение внутренностей (Эразм). Что касается победы над смертью, то этой теме посвящены сюжеты воскрешения Христа и Лазаря.

     В изобразительном  искусстве Средневековья смерть олицетворяла костлявая рука Безжалостного Жнеца – скелет, символизирующий бренность плоти, вооруженный косой, реже - мечом, трезубцем или луком со стрелами. Иногда скелет, облаченный в черный плащ с капюшоном, сжимает в костлявой руке песочные часы – символ отмеренного срока жизни. Смерть с косой присутствует во многих аллегорических сюжетах средневековой живописи. Она мчится верхом на коне и косит людей, падающих под копыта, или выпускает черные стрелы, представляющие собой образ на эпидемию чумы. Невидимая человеком, занятая своим делом, смерть стоит за спиной.