Тематическая экскурсия по г.Твери

 

   Содержание:

   Введение………………………………………………………………стр.3

  1. Раздел 1. (теоретическая часть):                                                                     

1.1.Понятие и сущность экскурсии………………………………..стр.5

1.2.Технология проведения экскурсии……………………………стр.12

           2. Раздел 2. (практическая  часть):

2.1.Экскурсионное обслуживание в гостиницах города Твери.…………………………………………………………………стр.27

   2.2.Разработка экскурсии…………………………………………..стр.30

   2.3.Тематическая экскурсия по городу Твери…………………...стр.31

           3.Заключение (выводы)………………………………………стр.41

   Приложение 

   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Туризм  неразрывно связан  с экскурсионным  обслуживанием – организацией и  оказанием экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.

   Экскурсионное обслуживание, так же как и услуги размещения, питания, перевозки, может  представлять самостоятельный вид  услуг, формирующих туристический продукт (например, в познавательном туризме).

   Экскурсионное обслуживание осуществляется экскурсоводом – профессионально подготовленным лицом, осуществляющим деятельность по ознакомлению экскурсантов.

   Экскурсионное обслуживание – организация и  оказание экскурсионных услуг,

   удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме

   свободного  выбора объектов, методов и средств  познания.

   Рассматривая  экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь ввиду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.

   Общие требования и условия экскурсионного обслуживания подразделяются на

   обязательные  и рекомендательные. К обязательным относятся: безопасность жизни

   и здоровья экскурсантов, сохранность  их имущества, охрана окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры). Безопасность экскурсантов обеспечивается на всем протяжении обслуживания (нормальных и чрезвычайных)

     К рекомендательным требованиям относятся: комфортность, комплексность, эргономичность, этичность, привлекательность. В качестве основной услуги выступают услуги экскурсовода (гида). Эффективность экскурсионного обслуживания находится в прямой зависимости от качества ее организации и проведения всего комплекса экскурсионных мероприятий.

   Экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой:

   -четко  определенные тема, цели и задачи, диктующие выбор экскурсионных  объектов;

   -наличие  экскурсионной группы (или индивидуального  экскурсанта) и квалифицированного  специалиста-экскурсовода;

   -целенаправленный  показ экскурсионных объектов  в органическом сочетании с  рассказом экскурсовода;

   -ограниченная  продолжительность (обычно от  академического часа до одного  дня);

   -передвижение  по заранее разработанному маршруту.

   Целью моей курсовой работы является подробно изучить тему экскурсионное обслуживание в гостиницах и туристических комплексах.

   Основные  задачи данной работы:

   -рассмотреть  понятие и классификацию экскурсий

   -изучить  тему экскурсионное обслуживание  в гостиницах и туристических  комплексах

   - рассмотреть данную тему на  примере гостиниц города Твери

   -составить  экскурсию по г.Твери 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

   Экскурсия (от лат. excursion – «поездка») – целенаправленный процесс познания человеком окружающей действительности, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия определенной темы.

     Также можно считать, что экскурсия — это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

   Материал  экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

   Одна  из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

   Дать  оценку — значит составить представление  о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

   Оценка  экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

   Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена  экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

   В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и  оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

   В краткой форме сущность экскурсии  можно определить так:   экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

   Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

   а) по содержанию;

   б) по составу и количеству участников;

   в) по месту проведения;

   г) по способу передвижения;

   д) по продолжительности;

   е) по форме проведения.

   Каждая  группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

   По  содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

   Обзорные  экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

   В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее  представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

   Обзорные  экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них  формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€ их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

   Тематическая  экскурсия посвящена раскрытию  одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

   Тематические  экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

   По  своему содержанию исторические экскурсии  подразделяются на следующие подгруппы:

   - историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);

   - археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

   - этнографические, рассказывающие  о нравах и обычаях разных  наций и народностей;

   - военно-исторические, которые проводятся  по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);

   - историко-биографические (по местам  жизни и деятельности известных  людей);

   - экскурсии в исторические музеи.  Производственные экскурсии делятся  на подгруппы:

   - производственно-исторические;

   - производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

   - производственно-технические;

   - профессионально-ориентационные для  учащихся. Искусствоведческие экскурсии  имеют подгруппы:

   - историко-театральные (например, "Из  истории русского театра", "Цыганский  театр в Москве" и др.);

   - историко-музыкальные (например, "Москва  музыкальная" и др.);

   - по народным художественным промыслам  (например, Гжель, Палех, Федоскино  и др.);

   - по местам жизни и деятельности  деятелей культуры (например, "П.  И. Чайковский в Клину", "Ф.  Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);

   - в картинные галереи и выставочные  залы, музеи, в мастерские художников  и скульпторов.

   Литературные  экскурсии обычно группируются следующим  образом:

   - литературно-биографические. Проводятся  по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);

   - историко-литературные, раскрывающие  определенные периоды развития  русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);

   - литературно-художественные - это поэтико-текстовые  экскурсии (например, "Белые ночи  в Санкт-Петербурге") или экскурсии  по местам, которые нашли отражение  в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).

   Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные  темы:

   - экскурсии с показом архитектурных  построек данного города;

   - экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

   - экскурсии, дающие представление  о творчестве одного архитектора;

   - экскурсии, знакомящие с планировкой  и застройкой городов по генеральным  планам;

   - экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

   - экскурсии по новостройкам.

   Следует отметить, что тематические экскурсии  того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в  экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

   По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

   Особенности восприятия экскурсионного материала  каждой из указанных групп требуют  внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

   По  месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

   По  способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

   Преимущество  пешеходных экскурсий состоит в  том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные  условия для показа и рассказа.

   Транспортные  экскурсии (в подавляющем большинстве  автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

   Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

   Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

   Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом  выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности. 

   По  форме проведения экскурсии могут  быть различными:

   - экскурсия-массовка. Ее участники  передвигаются по маршруту одновременно  на 10-20 автобусах, в каждом из  которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

   - экскурсия-прогулка, совмещающая в  себе элементы познания с элементами  отдыха, проводится в лесу, в парке,  по морю, реке и пр.;

   - экскурсия-лекция (рассказ преобладает  над показом);

   - экскурсия-концерт посвящается музыкальной  теме с прослушиванием музыкальных  произведений в салоне автобуса;

   - экскурсия-спектакль - это форма  проведения литературно-художественной  экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

   Экскурсия может рассматриваться как форма  учебной работы для различных  групп экскурсантов. Это может  быть:

   - экскурсия-консультация, которая дает  наглядные ответы на вопросы  экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

   - экскурсия-демонстрация - это наиболее  наглядная форма ознакомления  группы с природными явлениями,  производственными процессами и  т. д.;

   - экскурсия-урок представляет собой  форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

   - учебная экскурсия (для специальной  аудитории) является формой обучения  и повышения квалификации экскурсионных  работников;

   - пробная экскурсия представляет  собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

   - показательная экскурсия - это  форма учебной экскурсии, ставящая  целью показать образец того  или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;

   - рекламная экскурсия

 

    1.2.ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

   Создание  экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

   В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

   Для разработки новой экскурсионной  темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.

   Наиболее  целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.

   Выделяют  несколько этапов создания экскурсии:

   1 этап: Определение  цели и задач  экскурсии

   Работа  над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

   Целями  экскурсии могут быть:

   - воспитание патриотизма

   - интернациональное воспитание

   - трудовое воспитание

   - эстетическое воспитание

   - экологическое воспитание

   - показ достижений города в  экономике страны

   - показ исторической роли города

   - знакомство с творчеством выдающегося архитектора

   - знакомство с особенностями природы края

   - воспитание любви и уважения к родине,

   - расширение кругозора

   - получение дополнительных знаний  в различных областях науки  и культуры.

   Задачи  экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.

   Задачи  экскурсии – достичь целей  путем раскрытия ее темы.

   Цели  и задачи определяют окончательный  отбор экскурсионных объектов, маршрут  экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий  из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. 

   2 этап: Выбор темы экскурсии

   Каждая  экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.

   Темами  экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.

   Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

   Тема  является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии  в единое целое. Отбор объектов при  создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

   Общими  требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл. 

   3 этап: Отбор литературы  и составление  библиографии

   В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.  

   4 этап: Определение  других источников  материала

   Помимо  публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. 

   5 этап: Отбор и изучение  экскурсионных объектов

   Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

   В качестве объектов могут быть:

  • Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы).
  • Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки
  • Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.
  • Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок
  • Памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.
  • Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.