Тематический анализ ток-шоу Андрея Малахова "Пусть говорят"

                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ   

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                     КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ 
 
 
 
 
 
 

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ТОК-ШОУ АНДРЕЯ МАЛАХОВА

                                     «ПУСТЬ ГОВОРЯТ» 

                                      КУРСОВАЯ РАБОТА 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                                         студентка II курса

                                                                                                        отделения журналистики

                                                                                                         Пикулина Екатерина 

                                                                                                                                                                                

                                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                                Ненилин А. Г., к.ф.н., ст.преп.                          
 
 
 
 
 
 
 

                                             Самара, 2007

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------С.3

 ГЛАВА I. Феномен ток-шоу в контексте массовой культуры----------------С.5

ГЛАВА II. Структурно-тематический анализ ток-шоу «Пусть говорят» С.17

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------С.29

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-----------------------------С.31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           

                                     ВВЕДЕНИЕ 
 
 

 Данная  курсовая работа посвящена жанру  ток-шоу на современном телевидении как одному из наиболее популярных и развивающихся жанров на ТВ.

 В данной курсовой работе подробно рассматривается  ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят». Тема данной курсовой работы отличается актуальностью, так как жанр ток-шоу  является популярным не только на западе, но и на российском телевидении. Доказательством этому являются многочисленные ток-шоу на отечественном телевидении, формат которых был частично или полностью заимствован из западных программ.

 Элементы  ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда – информационно-аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения.

 Из  использованной общеисследовательской  литературы можно выделить работы Вакуровой  Н. В., Московкина Л. И. «Типология жанров современной экранной продукции»1, где особое внимание уделяется жанру ток-шоу и его типологическим характеристикам, Кузнецова Г. В. «ТВ-журналистика: критерии профессионализма»2, где рассматриваются качества, которыми должен обладать профессиональный журналист, для того, чтобы правильно построить свою телепрограмму, уметь вести диалог, Засурского Я. Н. «Система средств массовой информации России», в книге дается определение понятию ток-шоу и тем качествам, которые ему присущи.

 Данная  тема мало изучена, о чем свидетельствует небольшое количество  работ исследователей о ток-шоу вообще и о ток-шоу «Пусть говорят» в частности.

 Теоретической базой стали работы Егорова В. , Засурского Я. Н. ,Муратова С. А.

 Эмпирическая  база – выпуски ток-шоу «Пусть говорят» за период с 29 октября по 29 ноября 2007 года.

 Цель  данной работы – исследовать тематическое своеобразие ток-шоу «Пусть говорят».

 Объект  исследования – ток-шоу «Пусть говорят».

 Задачи  исследования – изучить феномен  ток-шоу в контексте массовой культуры, определить его место в системе отечественного телевидения, а также выяснить виды ток-шоу, их функции и формальные признаки, произвести структурно-тематический анализ ток-шоу «Пусть говорят».

 Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи курсовой работы, дается обзор литературы по теме.

 В первой главе данной работы дается общая  характеристика жанра ток-шоу, выделяются разные виды ток-шоу, дается определение функций ток-шоу.

 Во  второй главе рассматриваются особенности  ток-шоу «Пусть говорят», его ведущего Андрея Малахова, а также дается тематический анализ ток-шоу.

 В заключении намечены перспективы исследования данной темы. 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ТОК-ШОУ В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 
 
 

 Массовая  культура, согласно исследованиям, появилась  в конце XIX-начале XXвека. Это не просто некая разновидность «традиционной культуры», это, прежде всего изменение всей культуры в целом. То есть развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение Интернет, огромные тиражи газет, иллюстрированных журналов), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов3. Также следует отметить, что массовая культура - это культура народная, то есть популярная и преобладающая среди широкого круга населения в данном обществе.

 Массовая  культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры: 

 ·        кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура); 

 ·        МИД-культура (так сказать, культура «средней руки»); 

 ·        арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического  выражения).  

 Кич-культура – массовая культура в ее самом  низкопробном проявлении. Само слово  «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. При этом специалисты отмечают (Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского. Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести:  

 ·        упрощенную подачу проблематики; 

 ·         опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; 

 ·         ориентированность на обывателя, чья  жизнь протекает скучно и однообразно.  

 Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение  в формировании жанра «бульварной  прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. (8). В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры. 

           Что касается мид-культуры, то, прежде  всего, следует отметить ее  двойственный характер. Она обладает  некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мидкультура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом. 

          Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арткультуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры. 

         Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно – поп-культуру и роккультуру.  

          Анализируя  массовую культуру  как особое социо-культурное явление,  необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются:  

 ·        ориентированность на гомогенную аудиторию;

 ·         опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

 ·        эскейпизм;

 ·        быстродоступность;

 ·         быстрозабываемость;

 ·         традиционность и консерватизм;

 ·        оперирование средней языковой семиотической  нормой;

 ·         занимательность. 

 Массовая  культура – космополитична.

   Содержание массовой культуры  обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, потребностями и стремлениями, которые составляют жизнь большинства людей. В связи с развитием массовой культуры развиваются и средства массовой информации, в том числе телевидение. С развитием новых информационных технологий, расширением информационного пространства, соответственно возникает большая потребность в качественной и оперативной информации. Появляются новые телевизионные жанры, одним из которых является ток-шоу. Я. Н. Засурский определяет ток-шоу как: «Популярный жанр радио- и телевизионных передач, предполагающий проведение живого диалога со слушателями и зрителями на актуально-дискуссионные темы в прямом эфире4.» Тематика ток-шоу может быть разнообразной - от политики до бытовых проблем. В ходе общения участники передачи могут обмениваться мнениями и советами. В то же время Г. В. Кузнецов отмечает, что термин ток-шоу («разговорное представление») появился применительно к эстрадному жанру, где один конферансье-затейник развлекает публику разговорчиками, иногда вовлекая в общение зрителей из зала. Основными признаками жанра на телевидении он считает: легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории5.

 Очевидно, что в силу ментальных особенностей и других значительных факторов, телевизионные  ток-шоу в России и за ее пределами значительно различаются по структуре и содержанию.

 Ток-шоу  появились в Америке в конце 80-х годов 20 века и сначала имели  дикий успех. Но по прошествии нескольких лет, интерес к ним начал падать. Виной тому были подставные актеры, играющие то героев программы, то зрителей, активно выступающих в эфире. И телекомпании внедрили "цензуру" - требовали от героев сюжетов расписку, что рассказанная ими история - правда. Если обнаруживался подлог, лжец обязан был оплатить себестоимость производства программы - от 80 тысяч долларов. Деньги за съемки тоже перестали платить - желающих получить 15 минут славы было хоть отбавляй. Сегодня в США героям оплачивают лишь проезд, гостиницу, выдают суточные и из отеля в студию возят на авто. И парадокс - ток-шоу стали умирать. Точнее, в Америке они заняли нишу кабельного телевидения и совсем немного дневной или утренний эфир. Но некоторые ток-шоу до сих пор пользуются огромной популярностью во всем мире.

 Возьмем, к примеру, шоу Опры Уинфри. Эта  заразительно смеющаяся полноватая негритянка является самой высокооплачиваемой журналисткой Америки, ее шоу ежедневно собирает у голубых экранов сотни тысяч людей во многих странах мира. По мнению Г. В. Кузнецова, «ее ток шоу-это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала»6. Действительно, темы ток-шоу сугубо конкретные: кто, где, когда, с кем и так далее. В студийном павильоне много народа. Народ создает атмосферу, бурно выражая свои эмоции. Но никаких выступлений с мест нет.

 Неоднозначную реакцию вызывает шоу Фила Донахью. Оно строится совсем иначе. Аудитория  активно участвует в обсуждении темы. Там чаще всего тоже есть «гость» - главный собеседник. Бывают и люди, разбирающиеся в предмете разговора, - эксперты. Как отмечает Г. В. Кузнецов, программа Донахью передается пять раз в неделю и специализируется на спорных или информативных темах и встречах с интересными людьми. Для каждой своей передачи Догахью выбирает только одну тему или одного человека, но освещает их живо и разносторонне. Зрители прямо с мест задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной…Острополемические программы дают зрителю новую информацию и одновременно развлекают его. Передачи транслируются изо всех уголков страны и даже с пароходов, которые совершают круизы по Миссисипи.7

 С другой стороны, как же быть с тем, что  Фил Донахью считается родоначальником трэш-ТВ? В 80-х, когда ток-шоу только начали зарождаться, их сразу стали называть «мусорным телевидением». Случилось это потому, что ток-шоу не стеснялись «полоскать грязное белье» в эфире (прообраз нашей «Большой стирки»?). Это было торжество победившей аморальности – теперь можно было открыто говорить о том, что раньше считалось неэтичным и просто нездоровым. Так в США появились жаждущие вывернуть нутро перед телекамерами. Они, не стесняясь, признавались, что возбуждаются от вида рвоты, мечтают об инцесте, работают проституткой, изменяют мужу или сменили пол (все - реальные сюжеты из "Шоу Фила Донахью"). Так к какому же типу ток-шоу отнести программу Фила Донахью?

 В России же пора ток-шоу пришла в середине 90-х. Давно минула перестройка, цензура была отменена, зритель хотел чего-то нового и интересного. Ток-шоу «Моя Семья» с Валерием Комиссаровым (Кстати,  имидж Комиссаров украл: у американца Джеральдо Ривера, который в шоу "Джеральдо" носил пиджаки в клеточку, галстуки в полоску, усы и взгляд на события с позиции "нормального простого мужика"), «Я-сама», «Про это» стали прародителями современных ток-шоу. Эти программы пользовались огромным успехом, но на смену им приходили все более интересные и «острые» передачи. К концу тысячелетия россияне упивались «Окнами», «Большой стиркой», «СВ-шоу» и так далее.

 Сейчас, наиболее популярными наряду с «горячими» ток-шоу Андрея Малахова становятся и серьезные политические программы - «К барьеру» с Владимиром Соловьевым и «Времена» с Владимиром Познером. Но для того, чтобы лучше понять суть этих программ, прежде всего, стоит поговорить о классификации ток-шоу как жанра.

 Сегодня существует огромное количество ток-шоу, только по классификации их разновидностей насчитывается около 15 видов, но для таких передач важно то, в каком контексте  и наряду с какими событиями они выходят. Так как разновидностей ток-шоу существует довольно много, то они могут быть классифицированы по различным критериям.

   Так, Н. В. Вакурова выделяет  следующие виды ток-шоу8:

 Телемост - вариант разговорного жанра типа ток-шоу, использующий возможность  зрелищного противопоставления контрастных  по ментальности аудиторий, двух или  более, как правило, географически  удаленных друг от друга с помощью  техники спутниковой связи.

 Теледебаты - вариант разговорного жанра типа ток-шоу или дискуссии, совмещающий  элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность  предвыборной конкуренции кандидатов. («К барьеру» (НТВ))

 Беседа - жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило, без выраженной конфронтации сторон. Существует, по крайней мере, в двух формах – посвященная конкретной общественно-значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию. На современном телевидении чаще всего бывает включена в ток-шоу. («Принцип домино» (НТВ))

 Дискуссия – жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно-значимую проблему. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На  современном телевидении чаще всего бывает включена в ток-шоу. Ведущий такой программы – не искрометный шоумен, а вдумчивый модератор9.

 Выделяются  следующие функции ток-шоу:

  1. Функция формирования, совпадающая с увеличением и (или) изменением состава знаний у представителей аудитории; («Пусть говорят»)
  2. Аналитическая функция, анализ того или иного факта авторитетной личностью или экспертом; («Времена»)
  3. Функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением интенсивности и направленности определенного типа установок; («Культурная революция»)
  4. Функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса психологических, физиологических и тому подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения, переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств; («Без комплексов»)
  5. Функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или ослаблением связей между представителями аудитории («Твой выбор»)

     Таким образом, жанр ток-шоу,  который сам по себе является  системой и обладает сложной  структурой, реализует все функции  средств массовой коммуникации - информационную, аналитическую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную.

    Если кратко охарактеризовать  ток-шоу, то примерная схема  проведения такова:

  1. Ведущий рассказывает историю-введение, ставит вопрос, поддерживает ход беседы;
  2. Гости-оппоненты – писатели, ученые, политики, чиновники и так далее - отстаивают свою точку зрения;
  3. Зрители в студии, часть из которых – тоже известные люди, по-видимому, специально приглашенные в передачу, выступают со своими вопросами и высказывают свою позицию.

       Формулируются в ток-шоу самые  разнообразные темы, но чаще всего  обсуждаются проблемы политики и дела семейные.

 Телевидение воспитывает не только, когда выступает  в функции воспитателя. Оно воздействует на аудиторию языком повседневно  звучащей с экрана речи, манерой  поведения в кадре ведущих  и участников передач, присутствием в эфире людей, воплощающих наши представления об истинной интеллигентности. Эта нравственная миссия предопределяет не только степень терпимости к многообразию интересов и взглядов зрителей, но и меру нетерпимости к проявлениям пошлости, отсутствию вкуса, жестокосердию, цинизму и тривиальности. Вещательную политику формируют не индивидуальные предпочтения работников телевидения, отвечающих за отдельные передачи, а традиции национальной и мировой культуры с ее представлениями о нравственном долге10.

 Любая предложенная тема для обсуждения формируется согласно интеллектуальному уровню гостей.

 При этом строится ток-шоу по формату  и законам популярного шоу (включая  выходы героев шоу, необходимый драматизм  и контрасты между высказываниями, клиповую нарезку и монтаж вставных реакций ”народа”, обязательные непринужденные шутки).

 Возможность выбора экспертов – непрофессионалов нормальна и обычна для ток-шоу: в семейных передачах зачастую принимают  участие звезды эстрады, придерживающиеся различных точек зрения на поставленный вопрос. Но для программы, в которой участвуют люди, принимающие решения на государственном уровне, обращение к сторонникам той или иной позиции, но не к профессионалам, выглядит странно.11

   Сегодняшнее ток-шоу страдает  тем, что зачастую журналист  теряется, начинает кивать, и все получается не очень хорошо, суровость ведущих и одобрение «раскрывшегося» гостя в конце встречи, все это может привести к нежелательным эффектам.

 В ток-шоу, прежде всего, интересен сам язык интеллектуального разговора. Отчасти  он складывается из иронических ремарок, из акцентированных штампов. Другая составляющая речи – такая простота, которая, по логике программы, возникает на определенном уровне образованности, начитанности. Простота и чувствительность в сочетании с иронией должны отсылать к «стилю общения интеллектуалов».

 Нельзя  не упомянуть о «блистательном »приеме, который уже несколько лет  продлевает жизнь многим реалити - и ток-шоу, - в студии на месте героя находиться подставной актер, а создатели программы якобы не ведают о подставных героях, а во всем виноваты они сами или «обслуживающий персонал». В различные программы приглашают выпускников театральных училищ, которые могут сыграть и главного героя программы и уж очень активного зрителя в студии. По словам самих актеров, получают они порядка 200долларов за выпуск, что их вполне устраивает. Такие «подставы» случались и в «Окнах» и в «Большой стирке». После их разоблачения процент «подсадных уток» заметно упал, но появилась новая хитрая уловка (ее очень полюбила, например, Лолита Милявская): до половины разных трэш-шоу актеры  играют в качестве подсадных уток, а вторую половину играют как приглашенные актеры-друзья ведущего.12 Ток-шоу «Окна» и «Большая стирка » закрыли, но им на смену пришли «Пусть говорят» и «Большие гонки». Но как просчитана финансовая составляющая шоу: в качестве героев приглашаются уже  известные артисты, спортсмены и деятели шоу-бизнеса, которым не надо платить, как малоизвестным. Они готовы приплачивать за паблисити и раскрутку. А деньги – к деньгам, то есть к телекомпаниям. Правда, такую «стратегию» - масштабные трэшевые ток-шоу с реальными героями могут себе позволить лишь финансовые монстры, каковыми являются Первый канал, «Россия». Лишь им по силам «Пусть говорят» и «Без комплексов», в которых показывают реальных то 11-летнюю маму, то женщину, зачавшую ребенка от собственного сына.

 Однако  телевизионщики извлекают уроки  из прошлого. Так, по примеру своих  американских коллег, они отказываются платить гонорары рядовым героям программ, выдавая деньги лишь на оплату проезда, гостиницу и еду. Исключение составляют самые скандальные выпуски, типа учительницы - стриптизерши. Для того чтобы сделать такую передачу с настоящими участниками, нужен огромный штат редакторов, способных уговорить персонажей на участие в программе и приехать на съемки. Для них, помимо оплаты гостиницы и командировочных, предусмотрен гонорар от 300 до 100долларов. 

   Формальными признаками ток-шоу  являются:

  1. Ведущий программы (причем не просто журналист-репортер, интервьюер, комментатор и т.д., но и шоумен).
  2. Человек или проблема, которые положены в основу обсуждения-зрелища.
  3. Люди в студии, так называемые «внутренние зрители», которые  не только наблюдают происходящее, но и активно участвуют в нем.
  4. Миллионы глядящих происходящее на своих домашних приемниках.

    В ток-шоу зрители привычно  демонстрируют готовность внимать  – на ограниченном пространстве  в ограниченное время. Хотя  эта позиция не кажется современной,  но и она в дефиците на  отечественном телевидении. Пока  остается открытым вопрос о  том, можно ли предложить какие-либо иные решения для хороших ток-шоу, где были бы задействованы технологии и языки медиа и разрушались бы привычные границы между интеллектуальными стратами в российском обществе13.

 И в  заключении, нужно отметить основную тематику российских ток-шоу. Прежде всего, это политическая и экономическая направленность: беседы с представителями различных партий, членами правительства, политологами на ту или иную тему, касающуюся положения страны в мире и внутренней политики государства (теледебаты о предстоящих парламентских выборах). Во-вторых, семейная тематика (малолетние матери в программах Андрея Малахова). В третьих, криминальная тематика и обсуждение чрезвычайных ситуаций (теракт в  Норд-Осте). И, наконец, в-четвертых, самая популярная тема для обсуждений – новости шоу-бизнеса, скандалы, интриги, шокирующие подробности личной жизни звезд. Эта тема чаще всего обсуждается на отечественном телевидении в различных программах, например в ток-шоу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым.