Тематический репортаж как жанр на телевидении

Тематический  репортаж как жанр на телевидении

Оглавление

репортаж  телевидение тематический

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении
    • 1.1 Понятие репортажа
    • 1.2 Типы жанров репортажей на ТВ
  • ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ
    • 2.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении
    • 2.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей
  • Заключение
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  •  
  • Введение

В современной  телевизионной практике тематический репортаж занимает значительное место.

Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем  или участником которого является корреспондент. Телерепортаж, в отличие от репортажа  на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены описывать словом, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести

С другой стороны, “телевизионщики” более зависимы от события. Необходимо попасть на место  действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса  о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. “Телевизионщик” оценивает, какую “картинку” он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда - один из основных условий “смотрибельности” репортажа. Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей. Зачастую приходится жертвовать некоторыми интересными событиями, чтобы снять самое захватывающее и актуальное

Вопрос о  том, что же достойно попасть в  выпуск новостей, и есть вопрос информационного  повода. В данной работе предпринята попытка с помощью теоретических выкладок и примеров из современной телевизионной практики разобраться, какой информационный повод может служить толчком к созданию телерепортажа. Отбор событий, которые являются поводом для репортажа, - один из важнейших составляющих работы сотрудников новостей. Умение “отделить зерна от плевел” и составить сценарий выпуска - это во многом умение правильно оценить значительность происходящего. Только правильно расставив акценты в информационной картине дня, можно создать качественные новости, пользующиеся вниманием, доверием и уважением зрителей. Но даже репортаж на самую скандальную (актуальную, интригующую, пикантную) тему - это не всегда хороший репортаж.

Работа телевизионного репортера дает положительный результат  только при соблюдении определенных профессиональных правил и норм. Одно и то же событие может повлечь за собой множество совершенно разных репортажей. Подача материала во многом зависит от подготовки журналиста, его принципов и подходов к работе. Но не менее важным фактором, влияющим на то, под каким углом будет освещено произошедшее, является концепция вещания телекомпании.

Предметом исследования данной работы является репортаж на телевидении, в частности, тематический репортаж как жанр на ТВ.

Целью работы является, в первую очередь, определение перспективы развития тематических репортажей на ТВ, их значимость в повседневной жизни человека, влияние на развитие тележурналистики в целом.

Поставленная  цель требует решения следующих  задач:

1) выявить сущность  телевизионного репортажа;

2) рассмотреть  типы жанров репортажей на  ТВ;

3) проанализировать  специфику тематических репортажей  на примере телепрограммы «Профессия - репортер».

ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении

1.1 Понятие  репортажа

Репортаж - один из наиболее распространенных информационных жанров. В репортаже излагается актуальный фактический материал, полученный с «места происшествия». Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень -- латинский («reporto» -- передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005, с. 187..

Репортаж бывает событийный, тематический, постановочный. Жанр репортажа не нужно путать с  отчетом (сообщением о событии): отчет  предполагает объективность, сухое  изложение последовательности фактов, репортаж - наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля, в репортаже это исключено. Автор репортажа - сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы других информационных жанров - отчета, интервью, повествования, отступления, характеристики персонажа. Бывают, правда, репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в точных и ярких подробностях убеждает читателя, слушателя или зрителя в том, что рассказывает очевидец. Отобрать такие детали, не придумывая их, - это и есть истинное профессиональное мастерство. Как правило, репортажи в печатных СМИ иллюстрируются фотоснимками.

Репортаж - один из основных информационных жанров. В  некоторой степени всю историю  журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования  репортажа. Однако средства массовой информации существенно изменились, особенно за минувшие сто лет. И если сегодня в печатных СМИ репортаж - далеко не доминирующий жанр, то на телевизионных каналах этот жанр можно обозначить под номером один. Ежедневные выпуски новостей смотрят все. И основой этих выпусков чаще всего являются именно репортажи. Без них не обходится ни одна программа новостей. В отличие от газеты или журнала ни интервью, ни корреспонденция, ни заметка, ни комментарий не дадут зрителю такой наглядности и зрелищности, как репортаж.

Репортаж тематический - это жанр не чисто информационный, а скорее, связующее звено между информационным, художественным и аналитическим жанрами.

Репортаж событийный - жанр полностью информационный, он больше всего ценится в выпусках новостей. Событийный репортаж не только позволяет наиболее оперативно и  наглядно донести до зрителя всю самую свежую и актуальную информацию, но и предложить людям оценку события с точки зрения репортера. В этом приоритет событийного репортажа перед заметкой и корреспонденцией.

Конечно, у жанра  событийного репортажа свои недостатки. Кто-то скажет, что такой репортаж предлагает лишь поверхностный обзор события. Однако то, что событийный репортаж сочетает в себе лучшие качества всех информационных жанров, оспорить нельзя.

Репортаж обычно состоит из четырех основных элементов:

· видеоряд -- смонтированные фрагменты видеоизображения, отобранные из т. н. исходников (отснятого оператором материала);

· звуковой фрагмент или синхрон;

· закадровый текст  сообщения, написанный репортёром и/или  редактором и записанный в студии;

· шумы (интершум и люфт) -- это звук, синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо (люфт -- пауза) закадрового текста.

ИрвингФэнг  подчеркивал значимость звуковых фрагментов:

«Написать текст  к видеосюжету -- не значит просто должным  образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно».

Современный мир переполнен информацией, поэтому выбрать тему репортажа не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Проблема отбора самых важных и интересных событий, о которых расскажут в телевизионных новостях, и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Есть темы, которые, как правило, всегда попадают в выпуск новостей, это конфликт, столкновение интересов, террористические акты, митинги, военные действия, катастрофа, авария, стихийное бедствие, чрезвычайные происшествия, последствия какого-то значимого события, новости политики и экономики, принятие новых законов, встречи на высшем уровне, заключение политических договоров, итоги выборов, новости культуры, спорта, какие-то события из жизни известных людей, юбилей какого-либо артиста, смерть политического лидера. Именно на такие темы корреспонденты и готовят событийные репортажи, каждый из которых, независимо от своей важности, привязан к какому-то конкретному событию. Информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа, поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Есть и другой важный принцип отбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами, новость - это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать, поэтому, выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии.

Можно ли считать  интересным такой информационный повод, как, скажем, забастовка сантехников, недовольных  заработной платой? Можно, если журналист  работает в отраслевой многотиражной газете. Для солидных печатных изданий или электронных СМИ такой повод, скорей всего, будет мало интересен для аудитории. Должны ли зрители знать о проблемах сантехников? Испытывают ли они в этом потребность? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто не интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам, привлечет большую аудиторию зрителей.

Есть два  варианта подготовки сюжета категории breakingnews (экстренной новости):

1. Материал, подготовленный  до выхода в эфир: автор мониторит  ход событий из студии и  при необходимости обновляет  закадровый текст.

2. Прямая трансляция  с места события: репортёр знает или вычисляет, что событие состоится во время выхода новостей в эфир. Тогда на место действия выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС) и в эфир выдается прямое включение, у журналиста есть возможность эфиритьстендап на фоне происходящего.

Процесс подготовки газетного, радийного и телевизионного репортажа имеет много общего и много различий. Общее то, что  вначале необходимо собрать всю (нужную и ненужную) информацию о  событии для того, чтобы определить, какую часть этой информации следует донести до аудитории. Как правило, в этом случае необходимо опираться не только на свой журналистский опыт и чутье, но и пользоваться любыми источниками информации.

Что касается принципиальной разницы между репортажем в печатных и электронных СМИ, то, готовя репортаж для газеты, журналист описывает событие, рассказывая читателям подробности того, что они не смогли и уже не смогут увидеть. К примеру: «…чудотворную икону пронесли по Иртышской набережной до Ленинградского моста…». Корреспондент, готовящий телевизионный репортаж, имея в своем арсенале изобразительный материал, избавлен от таких нюансов. Его словами говорит «картинка» на экране телевизора. Зритель видит, где проносят икону и ему не нужно дублировать видеоряд голосом корреспондента за кадром. Автору лучше рассказать на этих кадрах об истории написания лика, вследствие чего началось паломничество по городам России, словом, дать дополнительную информацию о том, что не в состоянии был снять оператор.

Специфика телевизионного репортажа. Корреспонденты телевизионных компаний обычно излагают свой материал так, чтобы в рассказе было начало, сердцевина и заключение (почти как в романе). В тексте должна соблюдаться логика изложения, которая строится по принципу детской пирамидки. Есть один общий стержень, на который нанизываются звенья, тесно прилегающие одно к другому. Вершина пирамидки - насадка, которая скрепляет всю структуру репортажа. Если идти от вершины пирамидки вниз, то насадка - не что иное, как информационный повод. От него выстраивается весь материал. Верхняя часть пирамидки - самое маленькое звено. По мере продвижения вниз кольца становятся больше, т. е. от частного - к общему.

На подготовленный текст монтируется видеоряд. Телевизионный  репортаж подразумевает наличие  нескольких элементов: закадровый текст, видеоряд, звуковой фрагмент или синхрон (интервью с кем-то), интершум, лайф и stand ur (журналист непосредственно в кадре). Можно, конечно, ограничиться видеорядом и закадровым текстом, но мы говорим о тех элементах, при наличии которых репортаж будет смотреться в наиболее выгодном свете.

Закадровым  текстом называют текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии. При монтаже  закадровый текст закрывается видеорядом.

Видеоряд - это  смонтированные воедино планы видеоизображения, выбранные из исходного, отснятого оператором материала.

Интершум - это  звук, записанный фоном на пленку. Сопровождает текст автора репортажа. К примеру, если съемка в выставочном павильоне, фоном должны звучать голоса людей, обсуждающих экспонаты выставки, если строительная площадка - шум работающих механизмов и т. п.

Синхрон - сочетание  изобразительного материала на кинопленке (не пу-тать с видеокассетой) с артикуляцией губ человека, снятого крупно. Обе  ленты в специальном оборудовании движутся каждая по своей дороже: магнитная - с записанным на ней звуком - и кинопленка должны идти синхронно, не обгоняя и не отставая одна от другой. С появлением видео необходимость синхронизировать изображение и звук отпала - видеокамера способна сделать это уже без дополнительных технических усилий, но термин «синхрон» перебазировался на видеокассеты. Многие начинающие журналисты, пришедшие на телевидение сравнительно недавно, никогда не работали с кинооператорами, которые снимали сюжеты на кинопленку. Для них синхрон - не что иное, как интервью в чистом виде, один из фрагментов репортажа или материала другого жанра телевизионной журналистики.

Лайф (рэпэраунд) - практически это тот же синхрон, снятый случайно не на выносной микрофон, а на так называемую «пушку», жестко установленную на видеокамере. Лайф - это может быть чья-то реплика, удар колокола, возглас, рыдания. Все это звучит уже не на фоне закадрового текста корреспондента, а совершенно самостоятельно. Как правило, это господин случай, который позволил оператору случайно записать на видеопленку тот или иной фрагмент происходящего в кадре события. К примеру: оператор снимает процесс похорон, опускают гроб, все рыдают и оператору случайно удается снять женщину, которая с гневом произносит слово «Убийцы!» или что-то в этом роде.

Рэпэраунд должен нести определенную смысловую (а  может быть, в большей степени  и эмоциональную) нагрузку, а не просто дать возможность зрителю зрителю  переключиться с голоса корреспондента. Хронометраж рэпэраунда обычно составляет от 10 до 30 секунд. Если такой фрагмент записи отмечен журналистом или оператором в процессе съемки, он может очень хорошо «сработать» в контексте репортажа.

Лид (информационный повод) - первый абзац текста репортажа, которым ведущий представляет репортаж и предоставляет слово корреспонденту. Лиды бывают двух видов. Жесткий лид содержит главный факт, на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. Мягкий лид - это, напротив, некая неконкретизированная, обобщенная информация.

Stand up используется  не только для того, чтобы доказать, что… репортер действительно  работал на месте съемки сюжета, но и для того, чтобы телезрители  могли непосредственно на экране  видеть лицо корреспондента. Появление журналиста в кадре, где второй план (в этом случае корреспондент на первом плане) является местом события, имеет точный эффект присутствия. Это важно, хотя возможность записать stand up в нужном месте, в нужный момент используют далеко не все корреспонденты. Причин здесь несколько: журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок, а текст stand up непременно должен органично в него вписываться, поэтому можно записать несколько вариантов фрагмента «репортер в кадре». Так как у журналиста бывает мало шансов переписать stand up, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит сообщать цифры или факты - ко времени выхода материала в эфир они, скорее всего, устареют и stand up придется исключить из репортажа. Текст stand up должен быть таким же ясным и четким, как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент «корреспондент в кадре», репортер не должен забывать о языковых нормах. Нередко stand up выбраковывается как раз из-за косноязычия или неграмотности построенных фраз.

Появление журналиста в кадре - это не просто демонстрация себя. В stand up репортер чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Журналист  также может объяснить зрителю, что произошло, и указать рукой  на какое-то конкретное место, сопроводив свой жест словами: «За моей спиной тот самый дом, в котором пожар возник раньше всего».

Существуют  разные способы записи stand up. Журналист  может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить за тем, чтобы  задний план имел как возможно большую перспективу. За журналистом ни в коем случае не должна быть стена или ни к чему не обязывающий кустик. Подобный фон наводит на мысль, что вначале корреспондент решил подготовить материал, написал текст и только после этого выхватил кусок фразы для того, чтобы появиться в кадре. Если есть возможность, то stand up снимают в гуще событий. На митинге, например, репортерская команда может расположиться где-то в колонне: репортер говорит, а в это время мимо него идут демонстранты.

Другой способ создания stand up основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит). Но и stand up с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по смыслу, обстановке и месту. Поэтому stand up записывают одновременно со съемкой самого события.

Далеко не каждое событие настолько зрелищно, что  позволяет записать визуально содержательный stand up. В таких случаях stand up может  выполнять функцию композиционного  элемента, с помощью которого в репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. (Такую функцию выполняют stand up-мостики.) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре, затем и в тексте, и на «картинке» речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать stand up-мостик.

Финальные stand up выполняют также функцию некой  подписи репортера под всем сказанным. Журналист говорит последние  фразы, а потом называет себя (или  себя и оператора). Таким образом, телезритель может еще раз взглянуть на место, откуда велся репортаж, и на человека, которого они выслушали.

Заканчивая  разговор о применении stand up, стоит  отметить, что в некоторых телекомпаниях  не принято «показывать» репортеров. Зачастую это компании, в которых  занижено мнение о роли личности журналиста при работе над новостями.

Ситуации для  съемки stand up:

· когда нет  необходимой «картинки», чтобы проиллюстрировать  сам сюжет;

· если нужно  связать между собой эпизоды, места событий;

· когда нужно  зафиксировать присутствие журналиста в каком-либо необычном месте, например на фоне ведения боевых действий;

· когда требуется изложить контекст события; даже при наличии  соответствующего видеоматериала иногда большего эффекта можно добиться, если обращаться непосредственно к  зрителю;

· когда нужно проанализировать ситуацию или высказать свои предположения  о возможном развитии событий  в будущем;

· когда необходимо описать чьи-то сильные эмоции, ощущения и т. д., например: «Спасшиеся говорили, что дым был густой и едкий, как кислота...»;

· когда нужно  что-либо наглядно продемонстрировать, например: «Трудность заключалась в  том, чтобы передвинуть двухтонную статую отсюда (показать, где стояла статуя) вот на это место (подойти  к статуе), т. е. на тридцать метров, без  помощи автомобиля».

Казалось бы, при том однообразии, при котором можно записать stand up, существует масса различных вариантов: статика, проходка, пробежка, вход в кадр и выход их кадра. Иногда можно начинать произносить текст, предназначенный для stand up, в тот момент, когда в объективе видеокамеры не корреспондент, а другой человек или группа людей, имеющих непосредственное отношение к теме репортажа. В кадре не обязательно могут быть люди, это может быть река, строительная площадка, панорама какой-то местности. В этом случае при записи stand up произносится текст о том, о чем хотел сказать корреспондент, а оператор постепенно, через панораму, переводит объектив на журналиста (теперь уже наговаривающего текст в кадре). Есть и другие варианты для подготовки и записи stand up.

Работая в кадре, нужно стараться выглядеть естественно, соответствуя теме по выражению лица и по одежде. Скажем, съемка в государственных учреждениях как бы… обязывает одеваться соответственно. В лучшем случае - традиционный классический костюм, как вариант - нечто аналогичное. А если снимается сюжет во время уборочной страды, то костюм, в процессе записи stand up будет выглядеть неестественно. Тем более неестественно будет смотреться шикарный «прикид» в светлых тонах в каком-нибудь коровнике или свинарнике. Впрочем… это только совет. Гардероб автора того или иного материала в процессе съемки - его личное дело.

Записывая stand up (если это финальный вариант репортажа), нужно представиться, назвав не только фамилию корреспондента, но и оператора, который работал в процессе съемки самого сюжета, затем обозначить место съемки и назвать телекомпанию, для которой готовился этот материал. К примеру: «Леонид Мутовкин, Олег Шевелев. Чечня. Ханкала. Специально для программы «Вести».

Выводы

Определение репортажа на ТВ значительно разнится с обычным представлением о репортаже (радио, печатные издания), репортаж на телевиденье это комплекс событий и действий, ряд зависимостей от разных внешних факторов.

Стоит отметить и тот факт, что телевизионный  сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.

Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет т. н. видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки -- условия «смотрибельности» репортажа.

Таким образом, телевизионный репортаж - это уникальный жанр, позволяющий показать событие, создать эффект присутствия, который создает ощущение полной объективности предоставляемой информации. Хороший телевизионный репортаж понятен и логичен и непротиворечив от начала до конца. Для его создания требуются знания, опыт и большая ответственность. Репортаж - быстро развивающийся жанр тележурналистики.

1.2 Типы жанров репортажей на ТВ

На современном  этапе репортаж должен восприниматься как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность современным журналистам наглядно и предметно воссоздавать даже самые незаурядные события, в средствах массовой информации.

По большому счёту, можно сказать, что целью репортажа является сенсация - неизменная, желанная спутница репортерства. Для работы хорошего журналиста необходим акцент на нечто новое и свежее. Единый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно - эффект эмоционального толчка») с неумолимостью ориентирует репортера на материал, который имеет признаки сенсации.

Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные  черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она - «новость вдвойне».

В поисках актуальной информации следует различать новость  и новое. Новость - это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству  читателей. Новое - это неизвестное  об уже известном. Поясним это  примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, - стремление всех журналистов телевидения. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории программ.

Жанр новостей, как мы уже могли заметить, на данный момент времени довольно детально разработан. Развитие журналистики в  течение нескольких веков привело  к тому, что были сформулированы шесть вопросов, на которые новость  должна ответить, - то есть к структуре пирамиды, довольно жестко задающей формат статьи. Это стало результатом погони за желанием, во что бы то ни стало быстро обогнать конкурентов и первыми сообщить читателям о происшедшем. В случае с репортажем, как правило, этой срочности нет. То есть если мы спешим (очень спешим), то лучше писать новость. Современный репортаж требует больше времени для написания, он больше по объему и свободнее по форме.Шум Ю.А. Журналистское расследование: от теории к практике. - М.: Галерия, 2002.

Главная особенность телевидения - это коллективное творчество. Съемочная группа (оператор и журналист) - это одна команда.

При всей важности профессиональных навыков и точности взгляда оператора, замысел сюжета принадлежит журналисту. Это он самостоятельно претворяет первоначальную идею в продуманный, логически выстроенный рассказ, и именно он в конечном итоге несет ответственность за успех или провал репортажа. Если же автор сам неясно представляет себе сюжет, то и оператор не будет знать, что снимать, и не поможет сделать материал интереснее. В лучшем случае он сможет предложить вам серию профессионально сделанных разрозненных картинок, но не будет знать, для чего они нужны или как они будут смонтированы.

Задача репортера  и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, степень его «наглядности»: зритель должен сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в репортаже деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на зрителей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

В современном  телевещании используют около двух десятков жанров.Гострова Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным.

Событийный. Наиболее распространенный вид репортажа - оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя, поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Ситуативный. Незапланированный  репортаж. Обычно такие репортажи  готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или неожиданная отставка президента.

Запланированный. О том, что такой репортаж будет  подготовлен, известно заранее, так как заранее известно о самом событии, поскольку оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция какого-то влиятельного лица.

Репортаж-предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.