Темперамент. 5

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Одним из развитых направлений изучения врожденных особенностей индивидуальности является изучение темперамента. Наиболее комплексными исследованиями в этой области являются работы, начатые еще И.П.Павловым и продолженные В.Д.Небылицыным, Б.М.Тепловым, В.М.Русаловым, П.В.Симоновым, Г.Айзенком, Я.Стреляу, Д.Греем, М.Закерманом и другими.

      Также в последнее время большое  внимание стало обращаться на такую  категорию как восприятие времени, в немалой степени связанное  личностными особенностями человека, в том числе и его темпераментом.

    Хотя  темперамент является достаточно популярным объектом исследований в мировой  и отечественной психологии, однако можно насчитать единичные работы, анализирующие влияние особенностей темперамента на восприятие времени. Анализ всего комплекса формальных психических свойств и их взаимодействия был в свое время развит на основе специальной теории индивидуальности, согласно которой выделяются три класса таких свойств: формально-динамические, формально-эмоциональные и формально-программные.

    В.М. Русалов выдвинул новую концепцию  темперамента, которая учитывает  влияние социального аспекта  на его структуру. Согласно этой теории, темперамент является продуктом  развертывания врожденных программ поведения в процессе развития ребенка, которое происходит по определенным законам. Это развертывание происходит по трем направлениям, определяющим структуру темперамента:

    а) формирование динамико-энергетических характеристик;

    б) формирование общих способов эмоционального реагирования;

    в) формирование особенностей предпочтения.

    Исходя  из данной актуальности нашей проблемы мы выдвинули цель нашего исследования.

    Цель  исследования: изучить особенности  восприятия времени в связи с  темпераментом человека.

    В соответствии с целью исследования нами были также выдвинуты объект и предмет исследования.

    Объект  – восприятие времени человека в  связи с темпераментом

    Предмет - особенности связи темперамента и восприятия времени человеком.

    Были  сформулированы и решены следующие  исследуемые задачи:

  1. Изучить и анализировать литературу по данной теме.
  2. Определить понятие темперамента в науке
  3. Определить понятие восприятия времени в науке.
  4. Найти какую-либо связь или отсутствие связи между темпераментом и восприятием времени.

    Гипотеза: между типом темперамента и типом восприятия времени существует взаимосвязь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретический  анализ проблемы связи  темперамента и восприятия времени

1. Понятие темперамента

 

    Начиная анализ проблемы связи особенностей темперамента с восприятием времени, логически оправданным было бы определиться с теми понятиями, которые мы считаем ключевыми в нашей работе, в частности, темперамента. Сразу же необходимо отметить, что большинство точек зрения разных авторов темперамент в основном рассматривают как типологическую характеристику личности. Иначе говоря, предполагают, что диагностика и определение темперамента осуществляется на основе использования особого метода – типологизации. В связи с этим следует иметь в виду наличие разных подходов к пониманию самого метода типологизации. Но к этому вопросу мы обратимся дальше.

    Прежде  всего, мы начнем с определения понятия  темперамента.

    Понятие темперамента принадлежит к числу  наиболее древних в понятийно-терминологическом  аппарате психологии. В истории психологии относительно темперамента было сформулировано множество не очень согласующихся друг с другом точек зрения. Один из ведущих отечественных психологов советского периода В. С. Мерлин начал свой «Очерк теории темпераментов» следующими словами; «Несмотря на то, что темперамент – один из наиболее древних терминов, введенных около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строго определенного понятия «темперамент». [38, c. 13-18]. И это действительно, так. В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту разные особенности. Например, к темпераменту относили общительность и замкнутость, «жизненную установку» (Кречмер, 1924), любовь к господству и наслаждение властью (Sheldon, 1942), аффективные предрасположения (Мейман, 1917), индивидуальные особенности детерминирующих тенденций (Ach, 1910), соотношение между силой и устойчивостью эмоций и сопротивлением воли (Klages, 1926), эмоциональные черты характера (Страхов, 1947) и т.д. Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн (1866) считал темпераменты «ненужной традицией старой и нелепой выдумки». А. Ф. Лазурский (1917), соглашаясь с Бэном, утверждал, что «учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век». Но, несмотря на столь категоричные заявления авторитетных специалистов, понятие темперамента по-прежнему продолжает широко использоваться и в настоящее время. А это вновь и вновь заставляет обращаться к его определению.

    Так, под темпераментом обычно понимаются те индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это — индивидная характеристика индивида со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний (словарь Петровского).

    Темперамент - совокупность свойств, характеризующие динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

    Темперамент – это психический механизм, проявляющийся  в постоянстве соотношения комплекса  показателей, характеризующих энергетические и временные аспекты реагирования человека на разнообразные жизненные  обстоятельства.

    Темперамент – это дифференциально-типологический механизм психики, формирующийся как констелляция ингредиентов, регулирующих силу, скорость, глубину и направленность психических процессов. [32, c. 112-115]

    Очевидная трудность использования понятия  темперамента и при проведении исследовательской работы, и в практике повседневного общения связана с часто встречающейся несоразмерностью числа признаков, на которых строится классификация типов, и числа признаков, учитываемых при описании типа. Последних, как правило, значительно больше, и они не фиксируются явным образом. Наряду с трудностями отнесения конкретного человека к определенному типу темперамента это указывает на то, что многообразие типов темпераментов шире традиционно учитываемого 4-элементного множества – сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик.

    Примером  позиции, стремящейся снять указанную  трудность путем увеличения многообразия типов темперамента, может служить  концепция датского философа и психолога  Геффдинга. В основе предложенной им классификации лежат три бинарных оппозиции: удовольствие – неудовольствие, сила – слабость, быстрота – медленность. Соответственно, различаются уже восемь типов темперамента: 1) светлый, сильный, быстрый; 2) мрачный, сильный, быстрый; 3)светлый, сильный, медленный; 4) мрачный, сильный, медленный; 5) светлый, слабый, быстрый; 6) мрачный, слабый, быстрый; 7) светлый, слабый, медленный; 8) мрачный, слабый, медленный.

    Сопоставление приведенных характеристик дает основание заявить, что отличительной  чертой современных описаний является выраженная в них тенденция ограничиваться выделением формально-динамических сторон поведения, исключать оценочные суждения.

    Можно говорить также о двух проблемных областях в теории темперамента. Одна из них касается разработки феноменологии  отличий темперамента от других интегративных психических механизмов, установления различий между разными типами темперамента, выделения совокупности (системы) признаков, позволяющих диагностировать тип темперамента. Другая включает в себя задачи объяснения, выделения комплекса причин, факторов, обусловливающих принадлежность человека к тому или другому типу темперамента. Далее мы как раз попытаемся рассмотреть основные факторы формирования темперамента. 
 
 

    Факторы формирования темперамента.

    В рамках рассмотрения вопроса о факторах, обусловливающих формирование того или иного типа темперамента, в истории психологии сформировались три подхода: гуморальный, конституциональный, нейродинамический. Они различаются способом выделения природно-физиологических причин формирования типа. Но в любом случае важно иметь в виду, что разграничиваемые причины и сам темперамент принадлежат разным сферам реальности. Темперамент, как бы то ни было, – это механизм, принадлежащий психической реальности. В силу этого между выделяемыми факторами и свойствами темперамента нет взаимооднозначного соответствия. [22, c.51]

    С гуморальной теорией темперамента связано и происхождение названий четырех наиболее известных типов  темперамента. Согласно Гиппократу, принадлежность человека определенному типу обусловлена относительным преобладанием в организме одной из четырех жидкостей (лат. humor – жидкость): крови, слизи, желчи, черной желчи. С точки зрения современных представлений гуморальная регуляция физиологических процессов, осуществляемая через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость), составляет один из компонентов единой нейро-гормонально-гуморальной регуляции. Продукты обмена веществ действуют как непосредственно на эффекторные органы, так и на рецепторы, вызывая те или иные реакции. Гуморальная передача нервных импульсов осуществляется с помощью особых химических веществ – медиаторов. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами. В настоящее время в организме человека выделено более 30 гормонов. По характеру действия они разделяются на 2 группы. Одни действуют на определенные органы – мишени, другие обладают общим, генерализованным, действием на все ткани организма. Говорить же о какой-то конкретной зависимости темперамента от параметров гормонально-гуморальной регуляции, с точки зрения современных представлений, пока что затруднительно. [33, c. 52-53]

    Общий тезис о производности свойств  – параметров психических механизмов от строения и функционирования организма в целом конкретизируется и в другом варианте теорий происхождения темперамента – конституциональном. Наиболее известные концепции этого направления разработаны немецким ученым Э. Кречмером и американским ученым Шелдоном. Основываясь на данных клинических наблюдений, Кречмер в своей книге «Строение тела и характер» (1921) утверждал, что маниакально-депрессивный психоз чаще наблюдается у людей пикнического телосложения, а среди шизофреников чаще можно встретить людей с лептосомным строением тела. Для первых характерны средний рост, плотная консистенция тканей, мягкие черты лица, округлая голова на массивной шее, живот с хорошо развитой жировой прокладкой, переходящий в выпуклую грудную клетку, расширяющуюся книзу. Для лептосомов характерны уменьшенные поперечные размеры при нормальном росте, т.е. худое и тонкое тело.

    С точки зрения Шелдона, тип телосложения (конституции) определяется относительной  степенью развития организменных структур, вырастающих из трех зародышевых  листков. Параметры, соответствующие этим структурам, определяются как эндоморфизм (крупные внутренние органы и слаборазвитые соматические структуры), мезоморфизм (преобладание соматических структур), эктоморфизм (худощавость, преобладание линейных размеров, плоская грудная клетка, хрупкое телосложение). Соматотип по методике Шелдона определяется 17 измерениями, приводимыми к формуле из 3 цифр (принимающих значения от 1 до 7), указывающих степень выраженности каждого из введенных параметров. Наряду с этим Шелдон выделил три компонента в структуре темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония и показал, что принадлежность человека определенному соматотипу и степень выраженности у него определенного компонента темперамента, связаны между собой. Каждый из признаков, входящих в описание типа темперамента, имеет соответственно числу типов по три градации.

    Третья  группа концепций, сформировавшихся в  рамках объяснения факторов происхождения  темперамента, связывает природу  этих факторов с параметрами процессов  нейродинамики. Среди них наибольшее распространение получила разработанная И.П. Павловым концепция типов нервной системы. Классификация типов нервной системы должна быть основана, по Павлову, на учете параметров силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов определяется как свойство нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при изменении диапазона интенсивности и длительности стимула. Под уравновешенностью понимают сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Параметр подвижности характеризует скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов считал, что с учетом возможных вариаций значений этих параметров теоретически может быть выделено до 24 типов нервной системы. Специально же им описаны четыре типа: 1) сильный неуравновешенный (безудержный) в сторону преобладания возбудимого процесса над тормозным, 2) сильный уравновешенный инертный, 3) сильный уравновешенный подвижный, 4) слабый. Эти типы нервной системы он однозначно соотнес с известными типами темперамента [22, c.13-15], [30, c. 45].

    Названные концепции при всем их отличии  друг от друга сходны в двух отношениях. Они ставят темперамент в однозначную  зависимость от сомато-физиологических  свойств и трактуют темперамент  как тип, и соответственно, считают, что существует определенная типология.  
 
 
 
 

Типология темперамента

    Конкретные  проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней  манере поведения, но словно пронизывают  все стороны психики, существенно  проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.

    Рассмотрим  характеристики основных четырех типов  темперамента.

    Холерик – это человек, нервная система  которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

    Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой  скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

    Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует  медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

    Меланхолик  – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный  раздражитель уже может вызвать  «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности [30, c. 24-25] [36, c. 47].

    Указанная традиционная классификация темпераментов  не дает полного представления о  индивидуальных особенностях, так как  она слишком обобщенная. Что бы более расширенно и подробно рассматривать  темперамент, практически все современные учения о темпераменте выделяют его особенности и свойства.  

    Особенности и свойства темперамента

    К свойствам темперамента можно отнести  те индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения.

    Стимулирующая функция темперамента наиболее ярко проявляется в эмоциональной возбудимости нервных процессов, особенно в детском возрасте. В дальнейшем, по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве. Все возрастающая способность к накоплению информации, ее осознание и осознание себя как субъекта деятельности обеспечивают личности возможность сочетать эмоциональную и интеллектуальную деятельность и тем самым сознательно управлять своим поведением и деятельностью [31, c. 50].

    Темперамент накладывает отпечаток на способы  поведения и общения, например, сангвиник  почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.

    Отечественный психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной  системы, предложил на ее основе более  современную трактовку свойств  темперамента. Русалов выделил четыре связанные с ним свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза /степень напряженного взаимодействия организма со средой/, легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

    В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и  чувствительности – включает уже  четыре компонента: эргичность /выносливость/, пластичность, скорость и эмоциональность. Все эти компоненты по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены [30, c. 52]

    Личность  и темперамент связаны между  собой таким образом, что темперамент  выступает в качестве многих других личностных свойств, прежде всего характера.

    От  темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность  – это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы по разному влияют на людей с разной впечатлительностью. Впечатлительный человек дольше помнит соответствующее воздействие и сила соответствующей реакции у него больше, чем у менее впечатлительного индивида.

    Эмоциональность-это  скорость и глубина эмоциональной  реакции человека на те или иные события. Такой человек придает  большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. Эмоциональный  индивид – это тот, кто прочти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких либо эмоций, в состоянии повышенной возбудимости или, напротив, подавленности.

    Импульсивность  проявляется в несдержанной реакции, их спонтанности и появлении еще  до того, как человек обдумает сложившуюся  ситуацию и примет решение, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

    Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Он боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

    Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Эти проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

    Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движение с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемость к помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

    Для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

    Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

    Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).

    Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

    Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

    Пластичность  и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

    Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

    Помимо  перечисленных психологических  особенностей «традиционных» типов  темперамента в рамках «своей» концепции  каждый исследователь также может  выделять какие-то свои типологические особенности темперамента человека.

    Таким образом, вопрос о сущности или основной функции темперамента, лежащей в  основе типологии темпераментов, пока не решен, и об этом можно лишь высказать  предварительные соображения. В  большинстве классификаций и  теорий темперамента присутствуют две его компоненты — активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты — или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

    Исследования  Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что структура основных свойств  системы нервной много сложнее, а число комбинаций гораздо больше. Однако указанные четыре типа как самые обобщенные можно использовать для изучения индивидуальности.

    Темперамент относительно устойчив и мало подвержен  изменениям под влиянием среды и  воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Он не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие времени

 

    Время в психологии — предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты коего: 1) психофизический — поиск механизмов психического отражения топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени; 2) психофизиологический — исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации «биологического» времени на динамику психических процессов; 3) социально-психологический — рассмотрение особенностей отражения человеком «социального» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях; 4) личностно-психологический — изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. [15., с. 24]