Темперамент. Характер. Личность

Введение.

     Из  всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. Познавая тайны мироздания и законы общественного развития, проникая в бескрайние дали космоса и загадочные недра земли, исследуя атом и живую клетку, люди всё чаще задают себе вопрос: «Кто же ты, человек?» Вопрос о сущности и природе человека всегда волновал людей

     Астрология, теология, философия, психология, литература и социальные науки - вот лишь некоторые  из наук, в которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека.

     В повседневной жизни нам приходиться  общаться со многими людьми, и мы видим, что все они разные. Одни - спокойны, общительны, дружелюбны, другие - вспыльчивы, агрессивны, замкнуты. В поведении человека отражается индивидуальный склад его личности, его темперамент и характер.

     Темперамент, характер, личность в этих понятиях заложена сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности, - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе вся классификация, да и само употребление перечисленных понятий потеряла бы смысл.

     Потребности, интересы и идеалы вообще установки  тенденций личности определяют, что  хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще  вопрос о том, что- же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.

     Темперамент и характер отличны друг от друга, изучение их шло не совпадающими и вместе с тем тесно связаны друг с другом путями.

     Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Изучение  природы этих понятий, их строения и структуры, может помочь в этом нелёгком деле - познании самого себя. Самопознание необходимо для самовоспитания. Стать лучше, не зная, что ты собой представляешь, на что способен, невозможно. Восточная мудрость гласит: «Посеешь характер - пожнёшь судьбу», в этой фразе заложен глубокий смысл. Кому же не хочется иметь хорошую судьбу? Каждый человек хочет быть счастливым. Работа над собой, воспитание в себе положительных качеств, искоренять имеющиеся недостатки, преодолевание трудностей, закалка воли и выработка характер. Нелёгок путь человека к себе… 

     I. Темперамент.

     1.1. Понятие  темперамента.

     На  все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями. Один человек сохраняет спокойствие  в любой ситуации, а другого  даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного  человека.

     Темперамент – совокупность душевных и психических  свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности (Абрамова Г.С. Практическая психология.  Екатеринбург: “Деловая книга”, 2002. – 368 с.)

     Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем  ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент (Соколова Е.Е. Введение в психологию. "Психология". – М.: Российское психологическое общество, 1999. )

     1.Общая  активность психической деятельности  и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Отметим две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются   представители различных темпераментов.

     2. Двигательная, или моторная, активность  показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

     3. Эмоциональная активность выражается  в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. 

     1.2. Физиология темперамента.

    Учение  о темпераменте возникло еще в  древности. Врачи Гиппократ, а затем  Гален, сделали попытку объяснить  индивидуальные особенности поведения  людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Преобладание  крови (лат. «сангвин»), то соответственно темперамент будет сангвинистический, если желчь («холе») - халеристическим, если слизь («флегма») - флегматическим, а черная желчь («мелана холе») - определяет меланхолический темперамент.

    Гиппократ правильно  описал четыре темперамента, которые  получили  следующие  названия:  сангвинический темперамент,   флегматический   темперамент,    холерический    темперамент, меланхолический темперамент.  Отсутствие  необходимых  знаний  не  позволяло дать в то время подлинно научную основу учению  о  темпераментах,  и  только исследования высшей нервной деятельности животных  и  человека,  проведенные И.  П.  Павловым,  установили,  что  физиологической  основой   темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов (Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.)

    Темперамент проявляется в деятельности, поведении  и поступках человека и имеет  внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

    Согласно  учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности  поведения, динамика протекания психической  деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения (Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: "Просвещение", 1999.)

     Были  установлены три свойства процессов  возбуждения и торможения:

1) сила процессов  возбуждения и торможения,

2) уравновешенность  процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость)  процессов возбуждения и торможения.

     Сила  нервных процессов выражается в  способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной  клетки.

     Слабость  нервных процессов характеризуется  неспособностью нервных клеток выдерживать  длительное и концентрированное  возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

     Важным  свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

     Одно  из основных свойств высшей нервной  деятельности - подвижность нервных  процессов. Подвижность нервной  системы характеризуется быстротой  сменяемости процессов возбуждения  и торможения, быстротой возникновения  и прекращения их (когда этого  требуют условия жизни), скоростью  движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей,   выработки и изменения динамического стереотипа (Ковалев А. Г. Психология личности.  – М.: "Просвещение", 1999.). Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

     Слабый  тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

     Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной  нервной системой, он характеризуется  неуравновешенностью основных нервных  процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

     Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

     Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные  и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители  этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

     Тип высшей, нервной деятельности относится  к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

     Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев (Немов Р.С. Психология. Учеб. Психология образования. – М.:1994).

     1.3. Характеристика темпераментов.

      По  мнению И.П.  Павлова,  темпераменты  являются  "основными  чертами" индивидуальных  особенностей  человека.  Их  принято   различать   следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

       Установлена зависимость между  типом  высшей  нервной  деятельности  и темпераментом.

Классификация темпераментов с  типами высшей нервной  деятельности

Особенности внешнего      поведения  
Особенности нервных процессов
 
Тип ВНД
 
Вид  темпе-рамента
По  силе По  подвижности По

уравновешенности

Чрезмерно

 активный

Сильный Подвижный Неуравновешенный Безудержный Холерик
Активный Сильный Подвижный Уравновешенный Сильный Сангвиник
Вялый Сильный Малоподвижный Уравновешенный Инертный Флегматик
Скованный Сильный Подвижный Неуравновешенный Слабый Меланхолик
 

Сангвинический  темперамент.

       Сангвиник быстро сходится с  людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент   характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

 Флегматический темперамент.

     Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он   проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический  темперамент.

     Люди  этого темперамента быстры, чрезмерно  подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.  

Меланхолический темперамент.

     У меланхоликов медленно протекают психические  процессы, они с трудом реагируют  на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.

    Психологи установили, что слабость нервной  системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко( Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002.)

    II. Характер.

    2.1.Понятие  характера.

    Как следует надо начать с определения характера. Но этого нельзя сделать без небольших предварительных замечаний.

      «Характер» в психологии характеризуется далеко не однозначно. Достаточно трудно различить характер и темперамент. Еще больше возникает спорных вопросов  при попытке различить понятия «характер» и «личность».

    В психологической литературе можно  найти много варианты сравнения  двух этих понятий:

характер  и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280)

     Характер  не наследственность и не является прирожденным свойством личности,  не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы) (Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.– М.: Владос, 1998.

     2.2. Черты характера 

     Содержание  характера составляет жизненную  направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, социальные установки ,идеалы, интересы Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, горящие об избирательной активности человека.

     В разных  формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые  особенности поведения.

     Кроме содержания и формы в структуре  характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Так же выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

     Характер  представляет собой неразрывное  целое. Однако изучить и понять такое  сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных  сторон или типичных проявлений, так  называемых черт характера. Под чертами  характера понимают индивидуальные  формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто - совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами.

     Выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает значимое влияние на формирование его других личностных качеств.

     Отношение к людям наглядно выступает в  таких чертах  характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

     Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Критичная самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1995.)

     Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив  в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов.

     Скромность  и самокритичность должны сочетаться с  чувством собственного достоинства, основанном на действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из значимых личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера.

       Под волей понимается сложный  психический процесс, который  вызывает активность человека  и пробуждает его действовать  направленно. Воля является способностью  человека преодолевать препятствия,  добиваться поставленной цели, выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.

     Данные  черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. При отсутствии этих качеств, или они слабо выражены - относят к категории слабохарактерных,  со слабым проявлением деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе . Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

     Проявление  характера человека в системе  отношений.

1. Отношения  к другим людям (выделяют такие черты, как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость»).

2. Отношение  к делу («Ответственность-недобросовестность»,  «трудолюбие -ленность»).

3. Отношение  к себе («скромность-самовлюбленность»,  «самокритичность-самоуверенность», «гордость-смирение»).

4. Отношение  к собственности («щедрость-жадность»,  «бережливость-расточительность»,  «аккуратность-неряшливость»).

     В сформировавшемся характере ведущим  компонентом является система убеждений. Благодаря убежденности данный человек непреклонен в достижении поставленных целей, уверен в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

     Побуждающей силой, черты характера ярко проявляются при реализации потребностей в достижении успеха. В зависимости от них для одних людей характер выбор действий, обеспечивающий успех (проявление инициативы, стремление к риску, соревновательной активности), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач, уклоняясь от риска и ответственности.

     2.3 Исследование характера: теоретические и экспериментальные.

     Все исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в  большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характер, каждая из которых имеет разную количественную степень выраженности.

     Чрезмерная  выраженность отдельных черт характера  и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются, как акцентуации характера. Отношение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.

Три существенных отличия акцентуированного характера  от патологии характера:

1. Акцентуированный  характер не проходит через  всю жизнь индивида «красной  нитью». Он обостряется только  в подростковом возрасте, а в  процессе взросления сглаживается.

2. Черты  акцентуированных характеров проявляются  не в любой обстановке, а только  в особых условиях.

3. Социальная  дезадаптация при акцентуациях  либо не наступает, либо бывает  продолжительной. При этом поводом  для временных разладов с собой  и окружением являются не любые трудные условия (как при патологии), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

     Немецкий  ученый К. Леонгард выделяет 12 типов  акцентуаций характера. Его классификация  основана на оценке стиля общения  человека с окружающими людьми.