Темперамент и его психологическая характеристика

Содержание

 

Введение

1. Теоретическая глава

1.1. Методы психодиагностики и их классификация

1.2. Темперамент и его психологическая характеристика

1.3. Роль темперамента  в деятельности человека

2. Эмпирическое исследование

2.1. Понятие психологического  теста

2.2. Общая характеристика  тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу

2.2. Анализ результатов  исследования

Заключение

Список литературы

Приложения 

3

5

5

10

19

21

21

24

28

30

32

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологичес-кого диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве.

Цель современной психодиагностики – фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Её задачей в самом общем виде является установление индивидуальностей степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей.

Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими  основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

Проблема работы заключается в том, что, по мнению, Е.И. Рогова тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Однако из комментариев Крутецкого следует, что воспитание человека (или его ошибки) с одним и тем же темпераментом может приводить к различным последствиям при формировании его как личности.

На современном этапе  реформирования образования одно из главных задач - создание необходимых условий для полноценного развития и самореализации каждого гражданина на Украине. Это возможно осуществить, разработав новые педагогические технологии, которые бы предусматривали учет индивидуальных особенностей личности.

Объект нашего исследования: свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.

Предмет исследования: изучение психологических тестов и проведение исследований с помощью тестов Г. Айзенка и Я. Стреляу.

Гипотеза: влияет ли тип темперамента на формирование личности человека.

Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное исследование темперамента и особенностей основных характеристик типа нервной деятельности.

Задачи данной работы:

–  изучить и проанализировать научную литературу по психодиагностики;

– ознакомиться с особенностями нервной деятельности людей и их темпераментами;

– раскрыть свойства темперамента и те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека для использования этих знаний в учебном процессе;

– определить темперамент человека и дать три основные характеристики типа нервной деятельности с помощью тестов-опросников Г. Айзенка и Я.Стреляу.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая глава

1.1. Методы психодиагностики и их классификация

 

Психодиагностика – это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в  практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может  входить составной частью в эксперимент  или выступать самостоятельно, как  метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: сбор данных; переработка и интерпретация данных; вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как  наука определяется, как область  психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально  – психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

- принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

- принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

- принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

- принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

- личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик –  способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

В настоящее время  созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты  требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.

Под операционализацией понимается требование, согласно которому при ведении новых научных понятий обязательно необходимо чётко указывать на конкретные процедуры, приёмы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту.

1. Бланковые методики  – составляют большинство из  них. В них испытуемому предлагают  серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят  о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

2. Опросные методики  – занимают второе место по  частоте применения. В них испытуемому  задают устные вопросы, отмечают  и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

- субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

- эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

1. Рисуночные психодиагностические  методики – используют созданные  испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

2. Проективные методики  – в свою очередь могут быть  бланковыми, опросными, рисуночными.  Применяются все чаще, т. к.  методики этой группы наиболее валидные и информативные.

3. Объективно-манипуляционные методики – решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Для уверенности в  достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т.е. отвечали ряду требований:

1. Валидность – «полноценность», «пригодность», «соответствие».

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Критерии валидности:

- поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях;

- достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.;

- данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;

- данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми;

- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же  методике в различных условиях.

3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени, получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества.

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди  наук, изучающих психические явления. Она представляет собой как бы связующее звено между общей  и прикладной психологией, а по отношению  к используемым методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Во всех, практически, случаях, практическая психодиагностика решает ряд типичных для неё задач:

1. Установление наличия  у человека того или иного  психологического свойства или особенности поведения.

2. Определения степени  развитости данного свойства  и её выражение в определенный  количественных и качественных  показателях.

3. Описание диагностических  психологических поведенческих  особенностей человека в тех  случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени  развитости изучаемых свойств  у разных людей.

Все четыре задачи практической психодиагностики решается каждая в  отдельности, или комплексно, в зависимости  от цели проводимого обследования.

Современное понятие психодиагностики тесно связано с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему полностью, так как кроме тестовых (стандартизированных, измерительных) существуют экспертные (основанные на качественных экспертных оценках). В разных научных психологических школах и разных странах психодиагностика развивалась с разной системой приоритетов: в одних школах (европейская традиция) преимущественное внимание уделялось развитию клинических методов (беседа, слабостандартизированные проективные методики), в других школах (американская традиция) интенсивно развивались стандартизированные тестовые методы. В настоящее время в современных наиболее эффективных зарубежных и отечественных научно-практических центрах активно используются и взаимодополняют друг друга оба этих подхода.

Особая популярность качественного, экспертного подхода  в детской и педагогической психологии определяется следующим объективным обстоятельством: психика ребенка отличается повышенной изменчивостью, так как он постоянно интенсивно развивается, овладевает на каждом этапе новыми психическими функциями, приобретает новые психические свойства (новообразования). Это приводит к тому, что фиксированный набор диагностических свойств, достаточный для предшествующего этапа развития, оказывается совершенно недостаточным для следующего этапа. И даже, если кто-то разрабатывает строгую периодизацию развития и для каждого этапа фиксирует заданный набор свойств, то в случае конкретного ребенка оказывается не известным, на каком этапе он находится, какой набор свойств ожидать в данном конкретном случае. Поэтому прогностичность диагностики в детской психологии тесно связана с возможностью дополнять количественные стандартизированные описания качественными данными.

Можно сделать вывод, что любая психодиагностическая методика (тест) основывается на определенной диагностической концепции — теоретически постулируемой системе психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности. Таким образом, любая методика предполагает наличие у исполнителя (пользователя методики) знания о системе определенных диагностически важных психических свойств, на измерение (выявление) которых она направлена.

 

1.2. Темперамент и его психологическая характеристика

 

Как известно, на земле  нет людей с одинаковыми кожными  узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми  и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента [10, с. 405].

К свойствам темперамента относятся врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности.  От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания); психический темп и ритм; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам). Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – падение их. Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена,  проявляет беспокойство перед проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в различной обстановке: в том, как он  общается с людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента.

Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента [11, с. 387]. В данном определении центральное место занимают свойства темперамента, их постоянство в течение жизни и при различных обстоятельствах, при этом несколько на задний план отступает динамика психической деятельности, определяемая данными свойствами. Определение не содержит указаний на происхождение темперамента (врожденные или приобретенные  свойства психики).

Существуют несколько  иные определения темперамента и  его свойств.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [9, с. 394]. В данном определении основной акцент сделан на динамические особенности протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти особенности (сила, скорость и т.д.), однако не обозначает, какое значение имеют эти особенности для человека.

Темперамент – это психическое  свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов [7, с. 167]. В данном источнике в определении темперамента сделан акцент на темперамент как психическое свойство личности, а затем осуществлен переход к динамике протекания психических процессов как основной характеристике темперамента.

Темперамент – это врожденные особенности  человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде [13, с. 287]. В данном определении обращено внимание на генетически обусловленную природу темперамента, связь темперамента с особенностями приспособления к окружающей среде. Определение  не содержит терминов «динамика психических процессов», «психические свойства», в нем говорится о характеристиках реагирования  и его свойствах (интенсивность, скорость) без уточнения природы этого реагирования, Только по признакам определения «степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности» становится более понятным, что речь идет о психических процессах.

При рассмотрении Немовым Р.С. темперамента как психобиологической категории  со ссылкой на работы В.М. Русалова им высказывается точка зрения, что свойства темперамента не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Он считает, что генетически заданные свойства темперамента в процессе взаимодействия со средой трансформируются, приобретая  новое качество. Немов Р.С. выделяет при психофизиологической оценке темперамента четыре компоненты: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность. При анализе  свойств темперамента он обращает внимание на то, что каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, т.к. в деятельности и общении они  проявляются по-разному [9, с. 399].

Динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их.

Напротив свойства темперамента проявляются  одним и тем же образом в  самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

Психологическая характеристика типов  темперамента определяются следующими основными его свойствами.

Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции (повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.

Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное

слово, угроза, резкий и  неожиданней звук).

Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума. Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).

Экстраверсия и противоположное  ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен «уходить в себя», особенно в напряженной обстановке. Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).

Учитывая все перечисленные свойства, Е.И. Рогов со ссылкой на Я. Стреляу дает следующие  характеристики основных классических типов темперамента, которые по ходу рассмотрения будут сопоставляться с другими литературными источниками [11, с. 388]. 

Сангвиник (по Рогову). Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Сангвинический темперамент деятельности (по Немову) характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе, т.е. он – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, которая обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет [9].

Таким образом, Рогов  и Немов, сходно характеризуя сангвиника в процессе общения, по-разному оценивают  его работоспособность: первый считает, что сангвиник может работать долго, не утомляясь, второй указывает на быструю утомляемость сангвиника и потерю им интереса к делу.

Это противоречие разрешает  Крутецкий, указывающий на то, что  при правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей [6].

Холерик (по Рогову). Как и сангвиник, холерик отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Холерический темперамент деятельности (по Немову) характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости [11]. По Немову, характеристика холерика дополняет ту, что дана Роговым, она является более психологической. 

Флегматик (по Рогову) обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно  у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Флегматический темперамент деятельности (по Немову) относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная система.

Данные определения  несколько по-разному оценивают рабочие качества флегматика: в первом случае делается упор на его работоспособность, во втором – на его большую склонности к безделью, чем к работе.  Вновь эти противоречия снимает Крутецкий [6]. Он пишет, что при правильном воспитании у флегматика легко формируются такие черты как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у него могут развиться вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже самому себе.

Меланхолик (по Рогову). Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности   приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос  тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Большинство меланхоликов - интроверты.

Немов при характеристике меланхолического темперамента деятельности ссылается на  Канта: этот темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, что показывает на слабую нервную систему. Он обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.