Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский  государственный  университет» 

Социальный  факультет

Кафедра психологии развития личности 
 
 
 
 
 

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Курсовая  работа по социальной психологии 
 
 
 

                  Выполнила: Сафонова О.К.

                  студентка 42 гр. 

                  Научный руководитель: Пятунин В.А. кандидат пед. наук,

                  профессор кафедры ПРЛ 
                   
                   

Замечания по курсовой работе: 
 
 
 
 
 
 

Допустить к защите:

_________________ 
 

Защита:_________________    Оценка:___________________ 
 
 

Магнитогорск

2008 г.

Содержание 
 

Стр.

Введение…...………………………………………………………………... 3
      Глава 1. Темперамент и индивидуальный стиль

      деятельности как предмет психологического

      исследования……………………..................................................

 
 
6
1.1. Основные подходы  к изучению темперамента

в психологии……………………………………………………..

 
6
1.2. Индивидуальный  стиль деятельности как отражение

темпераментных  свойств личности…………………………….

 
13
      Вывод по первой главе………………………………………….
18
Глава 2. Эмпирическое исследование темперамента и

      индивидуального стиля деятельности...……………………...

 
19
2.1. Изучение типа темперамента……….………………………….. 19
2.2. Изучение индивидуального  стиля

деятельности………………..........................................................

 
24
      Вывод по второй главе………………………………………….
 
Заключение………………………………………………………………… 30
Список  литературы……………………………………………………….. 32
Приложения  
 

 

Введение 
 

    Современные тенденции развития отечественного менталитета включают учет индивидуальных различий в контекст социального прогресса. Сейчас, пожалуй, не найти работодателя, равнодушно относящегося к вопросу подбора и оптимальной расстановки кадров, психологически соответствующих производственной деятельности. Любая сфера труда предъявляет особые требования психофизиологическим качествам индивида, которые получают выражение в профессиограмме конкретного вида профессиональной принадлежности.

    Учет  индивидуальных особенностей личности представляет интерес не только в  конкурентном отборе на работу, при  проведении профориентационных процедур, но и в стабилизации семейных межполовых и родительско-детских отношений, при прогнозировании поведения человека в юридической практике и многое другое.

    Таким образом, в настоящее время проблема типологических различий человека вышла на столь высокий уровень, что представляет интерес не только по части научного развития теорий, но и в актуальном прикладном использовании в психологической практике.

    Интерес к типологическим различиям человека заложен еще до полноправного  определения психологии как науки. Древнегреческая медицина оставила нам в наследие учение Гиппократа, психологические обобщения которого в течение веков получали доказательство своей релевантности, а названия типов темперамента теоретически закреплены и вошли в бытовой лексикон современности.

    В течение веков типологические различия занимали умы великих философов, физиологов, психологов. Типы темперамента выделялись на основании гуморальных (Гиппократ, К.Гален, И.Кант), конституциональных (Э.Кречмер, Э.Шелдон), психофизиологических (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин) особенностей индивида [5; 6; 16; 18; 22; 23]. Стилевые особенности деятельности в рамках западной психологии получили два различных понимания: стиль как характеристика индивидуальной стратегии системы промежуточных целей (А.Адлер) и стиль как характеристика системы операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств (Г.Оллпорт, Р.Стагнер, Х.Виткин). В отечественной психологии, исходя из общей концепции деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), термин «стиль» применяется для определения взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Признано, что индивидуальный стиль деятельности есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [8].

    Актуальность  работы состоит в подтверждении  теоретических тезисов о связи типологических свойств темперамента индивида с  его профориентационной направленностью, а также выявлении стилевых предпочтений в мыслительной деятельности субъекта профессиональной сферы «человек – человек».

  • Цель работы – изучить психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности.
  • Объект исследования – взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.
  • Предмет исследования – психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.

    В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза исследования:

  • У лица, профессионально ориентированного на сферу «человек – человек» имеет место выраженное значение экстраверсии, выражающееся во внешней обращенности, социабельности, общительности, а также выражены такие особенности индивидуального стиля мышления, как ориентированность на систематическое и всестороннее рассмотрение проблемы, объективный подход к ситуации, логичное и методическое решение проблем.

    Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
    2. Эмпирически изучить особенности темперамента.
    3. Опытным путем исследовать индивидуальный стиль деятельности на примере мышления.

    Поставленные цель и задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературы, методики стандартизованного самоотчета (методика Г.Айзенка по определению темперамента, тест «Индивидуальные стили мышления» А.Алексеева и Л.Громовой).

    Теоретическая значимость данной курсовой работы состоит  в подтверждении внешней направленности человека, получающего специализацию  в профессиональной сфере «человек – человек», которая предусматривает  безусловную социабельность, общительность, разговорчивость, инициативность. Кроме того, изучение связи темпераментных свойств и стилевых особенностей мышления представляет научный интерес в контексте профориентационной дифференцированности как обучающихся, так и практиков, успешно реализовавшихся на профессиональном поприще.

    Практическая  значимость данной работы представляется в возможности определения стилевых особенностей через темперамент  и обратно, а также применении психодиагностических данных для прогнозирования  профессиональных перспектив.

    Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

 

      Глава 1. Темперамент и  индивидуальный стиль  деятельности как  предмет психологического исследования 
       

    1. Основные  подходы к изучению темперамента в психологии
 

    Еще в древние времена люди обращали внимание на индивидуальные особенности разных людей. Известно, что в Древнем Риме набор в армию производился по следующему принципу: кандидата в воины подводили к краю глубокой пропасти и визуально оценивали изменения в его внешности, обусловленные вегетососудистой реакцией организма. В случае покраснения кожных покровов воин считался пригодным к бою и принимался в армию, в случае побледнения – сбрасывался в пропасть. Современная психофизиология определяет детерминацию вегетососудистого реагирования типом высшей нервной деятельности, опосредованным силой и подвижностью нервных процессов.

    Заслуга первого научного разделения индивидуальных особенностей человека на типы принадлежит  древнегреческому врачу Гиппократу утверждавшему, что различия людей опосредованы соотношением четырех основных «жизненных соков» организма – крови, флегмы, желтой и черной желчи – входящих в его состав. Современные психологи и физиологи единодушно признают Гиппократа создателем учения о темпераментах [3; 5; 6; 9; 20; 22; 23]. Так, великий физиолог И.П. Павлов говорит, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» [цит. по 6].

    Гуморальная теория о типах темперамента была развита античным врачом Клавдием Галеном , который считал, что от комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 – некоторое отклонение от нормы [6]. Традиционное же описание четырех гиппократовских типов темперамента относят римскому врачу Аэцию [там же ].

    Итогом  достаточно длительного изучения типов  темперамента в рамках гуморальной  теории стали следующие описания темперамента:

  • Сангвиник – (от лат. sanquis – кровь) – субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро откликается на происходящие события, общителен. Эмоции преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи.
  • Холерик – (от греч. chole – желчь) – субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью движений, быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам.
  • Флегматик – (от греч. phlegma – слизь) – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. Преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроение обычно отличаются постоянством.
  • Меланхолик – (от греч. melaina chole – черная желчь) – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, преобладание отрицательных эмоций.

    Философским изучением типов темперамента занимался Иммануил Кант который разделил типы темперамента по следующему принципу [7]:

    I – темпераменты чувства, которые, в свою очередь подразделяются на а) сангвинический (человека веселого нрава) и б) меланхолический (человека мрачного нрава) типы;

    II – темпераменты деятельности, разделяемые на а) холерический (человека вспыльчивого) и б) флегматический (хладнокровный) типы.

    И.Кант считал, что «сложных темпераментов  нет…их всегда и во всем только четыре, и каждый из них однороден» [7].

    Не  менее интересными мыслями по поводу типологии темпераментов  поделился Стендаль в своей работе «История живописи в Италии». Он выделил шесть «наиболее резко отличающихся друг от друга темпераментов» [24] – сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический, нервный и атлетический – и описал их душевные, физические и нравственные свойства, а также влияние климата и образа жизни на формирование того или иного типа темперамента.

    Концепции темперамента, выделяемые в рамках западной психологии на рубеже XIX – XX вв., были направлены на выявление соотношения между характером и свойствами темперамента.

    Конституциональные  теории определения темпераментных детерминант объединили целую плеяду ученых. Так, С. Ганеман (1810) выделил три основных типа конституции, определяющие не только характерологические свойства человека, но и склонность к формированию хронических патологических симптомокомплексов – псора, сикоз и люэс. Французские исследователи Ростан (1826), а затем и Сиго (1914) различали четыре типа телосложения – дигестивный, респираторный, мышечный и церебральный.

    Наибольший  вклад в развитие конституциологии внес немецкий психиатр Э. Кречмер . В своей известной работе «Строение тела и характер» он описал конституциональные типы темперамента человека. Под конституцией Э.Кречмер понимал «сумму всех индивидуальных свойств, которые покоятся на наследственности, т.е. заложены генотипически» [11]. Работая в психиатрической клинике, автор показал зависимость между телосложением и тенденциями психического облика человека. Он выделял три главных типа строения человека – пикнический, астенический, атлетический и дополнительный диспластический (с редким и странным телосложением и морфологией лица). Данные типы обуславливают не только темпераментные свойства человека, проявляющиеся в поведении, но и предрасположенность к заболеваниям, склонность к определенному типу делинквентного поведения. Темпераментами, по мнению Э.Кречмера, детерминированы следующие психические качества [11]: 1) психэстезия – чрезмерная чувствительность или нечувствительность к психическим раздражителям; 2) окраска настроения – окраска удовольствия и неудовольствия в психических содержаниях; 3) психический темп – ускорение или задержка психических процессов и их специального ритма; 4) психомоторная сфера – общий двигательный темп и специальный характер движений.

    Идеи  Э. Кречмера развил У. Шелдон, создавший в 1940 г. интересную типологическую систему на основании семиступенчатой оценки 4000 фотоснимков гарвардских студентов. Он получил три основные морфологические формы: эндоморфную, мезоморфную и эктоморфную. Изучая и анализируя психологические признаки, У.Шелдон выделил три основные психологические структуры, соответствующие соматотипам: висцеротония, соматотония и церебротония [4].

    Конституциональные  теории обоснования темпераментных свойств индивида достаточно критиковались  по таким положениям, как статичность  конституции, игнорирование развития отношений между психикой и развитием тела, в особенности – влияния среды и социальных условий на формирование психических свойств индивида, непоследовательность в делении на типы, а также отсутствие фундаментального объяснения связи между телосложением и психикой.

    Большим сдвигом в развитии теории темпераментов  послужили психофизиологические исследования отечественного физиолога И. П. Павлова, который хотя и не создал собственной психологической концепции, но оказал грандиозное влияние на изучение фундаментальных вопросов научной психологии [6; 21; 23]. Объективные исследования И.П.Павлова привели к созданию функциональной типологии высшей нервной деятельности. В основе темперамента ученый видел свойства нервной системы, характеризующие динамику соотношений возбуждения и торможения – сила (сильный – слабый), подвижность (подвижный – инертный) и баланс (уравновешенный – неуравновешенный). Сочетание данных свойств образует тип высшей нервной деятельности, который является врожденным и устойчивым, т.е. мало подверженным воздействиям. По положению И.П.Павлова, каждое сочетание «приблизительно совпадает с классической систематизацией темпераментов» по Гиппократу [20]. Таким образом, основные типы нервной системы соответствуют четырем классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераментах. Слабыми свойствами нервной системы обладают меланхолики (легкая тормозимость процессов), сильной неуравновешенной психикой – холерики; сильным уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности характеризуются сангвиники, а сильным уравновешенным и инертным – флегматики.

    Логическим  продолжением учения И.П.Павлова о  типах высшей неравной деятельности стало проведение фундаментальных исследований типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений Б.М.Тепловым с сотрудниками. Данное научное течение составило новую область – психофизиологию индивидуальных различий. Б.М.Теплов указывал на недостаточность экспериментального обоснования Павловым относящихся к человеку закономерностей, изученных только на собаках [25]. Этот вывод он обосновывал тем, что «влияние воспитания и вообще условий жизни на формирование психического склада и зависящих от него форм поведения у человека неизмеримо больше, чем у животных» [26].

    Лабораторные  исследования индивидуальных различий под руководством Б.М.Теплова, а затем  В.Д.Небылицина увенчались выделением и описанием двух нервных процессов, служащих дополнением к типологическим свойствам высшей нервной деятельности И.П.Павлова – лабильности (скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая быстроту смены одного цикла возбуждения другим при серийной подаче стимулов) и динамичности (легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, в частности при формировании временных связей) [17]. 

    На  настоящий момент существуют различные  подходы к определению собственно темперамента. Так, В.А.Крутецкий определяет темперамент как «закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности» [1] Н.С.Лейтес видит темперамент как «индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики» (там же). С.Л.Рубинштейн видит в темпераменте «динамическую характеристику психической деятельности индивида» (там же). К.К.Платонов считает, что темперамент – это «качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа его нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности» (там же). И.П.Павлов писал, что «темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность, каждого индивидуума» (там же). Как видно из определений К.К.Платонова и И.П.Павлова, темпераментные свойства человека со всей необходимостью опосредуют деятельность человека, накладывая на ее выполнение индивидуальные характеристики, в совокупности объединяющиеся в индивидуальный стиль деятельности.

 

    1. Индивидуальный стиль деятельности как отражение

      темпераментных  свойств личности 
       

    Темперамент является врожденной динамической составляющей личности человека. Проявления темпераментных свойств, которые не противоречат или соответствуют требованиям деятельности наиболее полно и отчетливо выражаются в индивидуальном стиле деятельности.

    Впервые понятие «стиль» было использовано А.Адлером для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности. Индивидуальные дефекты в организме и психике, а также дефекты социальных взаимоотношений ребенка в семье и вне ее создают почву для постоянного возникновения угрозы пониженной или отрицательной социальной оценки. Поэтому с раннего детства вырабатывается особая индивидуальная стратегия и тактика поведения, при помощи которой человек защищается от сознания своей неполноценности и стремится достичь доминирования. При этом стиль жизни человек не создает, но стиль складывается, вынуждается свойствами организма и социальными условиями [15].

    Г. Олпорт применяет понятие стиля для объяснения единого личностного источника многообразных функциональных психических проявлений. Вместе с тем, Г. Олпорт к стилевым чертам относит и те способы и средства, при помощи которых личность осуществляет свои цели и мотивы, то есть определенные операции (там же).

    Р. Стагнер, опиравшийся на взгляды Г. Олпорта, понимает под стилем личностно обусловленные обобщающие схемы перцептивных актов и форм реагирования. Как и у Г. Олпорта, индивидуальные перцептивные стили Р. Стагнера – это инструментальные индивидуальные свойства, характеризующие операции, которые использует личность для удовлетворения мотивов [14].

    Взгляд  на стиль как характеристику системы операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств, разделял и Х.Виткин, который ввел понятие когнитивного стиля. По мнению Х.Виткина, в преобладании определенного когнитивного стиля сказывается общая закономерность онтогенетического развития – все большая дифференциация психики. Вместе с тем, различия по когнитивному стилю зависят от индивидуальных свойств личности (там же).

    В отечественной психологии стили  деятельности изучаются в рамках теории деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) и индивидуально-типологических особенностей. Начиная с конца 60-х гг. XX в. в работах Е.Н.Климова (1969) стиль деятельности описывается как типологически обусловленная система способов оптимального взаимодействия со средой, прежде всего социальной.

    Признано, что индивидуальный стиль деятельности обеспечивается свойствами нервной  системы, т.е. темпераментными свойствами [8; 15; 22]. Позиция С.Л.Рубинштейна по данному вопросу такова: он считает невозможным сводить индивидуальное только к индивидуальным особенностям, проявляющимся, как известно, преимущественно на природном, темпераментном уровне. Подчеркивание в личности роли внутренних условий – их избирательности, специфичности, активности – по отношению к внешним есть принципиальное введение принципа индивидуализации в самую сущность определения личности. Одновременно индивидуализация, т.е. особенное в личности, формируется в процессе взаимодействия с внешними условиями – в индивидуальной истории личности [23].

    В. С. Мерлин считает, что индивидуальный стиль деятельности «следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» [15]. В. С. Мерлин в своей статье «Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция» приводит ряд исследований, однозначно демонстрирующих зависимость стилевого предпочтения от типологических свойств, объясняя выбор системы операций не только целесообразностью и эффективностью, но и эмоциональной удовлетворенностью, которая снимает излишнюю психическую напряженность. Сиситемообразующая функция индивидуального стиля деятельности, по мнению В. С. Мерлина, заключается и в том, что стилевые особенности выполнения различных операций фактически одинаковы и «один и тот же индивидуальный стиль…применяется не в какой-либо специальной ситуации и в каком-либо одном виде деятельности, а в самых различных ситуациях и видах деятельности» [15].

    По  мнению Е.Н.Климова, общепризнанными  формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие [8]:

    а) устойчивая система приемов и  способов деятельности;

    б) эта система обусловлена определенными  личностными качествами;

    в) эта система является средством  эффективного приспособления к объективным  требованиям.

    В число особенностей деятельности, осмысливающихся как «способ эффективного уравновешивания со средой» и составляющих ядро индивидуального стиля деятельности Е.Н.Климов относит [8]:

    а) особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке;

    б) особенности, противодействующие успеху;

    в) особенности, имеющие компенсаторное значение;

    г) особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных  возможностей.

    По  мнению Е.Н.Климова, истоки стиля находятся в особенностях нервной системы и темперамента человека, которые по мере накопления жизненного опыта определяют набор наименее затратных и приводящих к относительному успеху способов поведения. Следовательно, два регулятора формирования стиля деятельности в настоящее время хорошо известны: один связан с содержанием деятельности, другой — это свойства нервной системы, которые определяют репертуар возможных способов реагирования и успех в достижении целей и решении жизненных задач, возникающих перед человеком. Эмоциональные переживания успеха и неуспеха, во-первых, закрепляют наиболее удачные формы поведения, а во-вторых, отбраковывают и тормозят наиболее затратные или неуспешные, т.е. не приводящие к желанным результатам, реакции.

    Ситуация как элемент психологического тезауруса не менее заметно влияет на формирование стилевых особенностей деятельности человека. Элемент средового воздействия, проходя сквозь перцептивную призму субъекта деятельности, служит инициатором выбора между альтернативными поведенческими актами.

    Переживание успеха и неудач вместе с оценкой  результатов деятельности со стороны  значимых людей формируют самооценку, а затем уровень притязаний, которые лежат в основе важнейших линий развития личности, трансформируя мотивационно-потребностные процессы. Адекватно высокая самооценка и переживания успеха закрепляют на доминирующих позициях те мотивы и ценности, которые детерминировали успешные виды деятельности. Через развитие на основе доминирующих мотивов и целей легче и быстрее всего формируются устойчивые способы достижения успеха, т. е. того, что называют стилем. Содержательная сторона мотивов, ценностей и целей связана со смыслообразующей функцией сознания, с самоопределением, поиском своего места в жизни, в том числе в профессиональной ориентации и развитии.