Темперамент и поведение в конфликте

     Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

      «КАРЕЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 
 

              Кафедра социальной психологии 
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Темперамент и поведение в конфликте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила: студентка 841 группы,

     Мазурок Анастасия

     Руководитель: кандидат педагогических наук,

     доцент  Бокачева Ю.П. 
 
 
 
 
 
 
 

г. Петрозаводск

2011 год 
Содержание. 

     Введение…………………………………………………………….…3стр.

     Глава 1. Теоретическая часть.

     1.1. Понятие, виды и методы преодоления конфликта.……..………5стр.

     1.2. Определение термина темперамент, его типы и свойства…….15стр.

     1.3. Проявления темперамента в конфликтных ситуациях….…….23стр.

     Глава 2. Практическая часть.

     2.1. Цель, задачи исследования...........................................................27стр.

     2.2. Описание методов исследования.................................................27стр.

     2.3. Анализ и интерпретация полученных  результатов....................32стр.

     Заключение...........................................................................................34стр.

     Литература………................................................................................35стр.

     Приложение…………………………………………………..………36стр. 

 

     Введение.

     Каждый  человек является единицей общества, где он неизбежно вступает в контакты с другими представителями общества в больших и малых группах, таких как национальность, народность, рабочий коллектив, семья. Каждая из этих групп в частности имеет свои внутренние взаимоотношения, потребности, цели, задачи, а человек должен им соответствовать, играть социальную роль. В то же время человек играет две роли: он личность и он социальная единица. Его мысли, задачи и пути направлены на двойные цели: те, которые он обязан выполнять, находясь в группе, и те, что направлены на удовлетворение собственных потребностей. Выполняя свои социальные роли, личность взаимодействует с другими индивидами, это взаимодействие может протекать в комфортных условиях, а могут возникать сложности, проблемы в отношениях между людьми. Всякая личность неповторима, индивидуальна. Врожденные свойства нервной системы, характер, способности, среда, воспитание накладывают на каждого человека свой отпечаток. Взаимодействуя с другими личностями, человек неизбежно соприкасается, соотноситься с их характером, особенностям, привычками, темпераментом. Для достижения личностного комфорта человеку необходимо иметь положительный опыт взаимоотношений.

     Результатом двойственности человеческой природы  стала двойственность актуальности нашей курсовой работы. В социальных группах для результативного достижения целей, решения задач, эффективного межличностного взаимодействия каждой группы необходимо благоприятные, благожелательные взаимоотношения её участников. Человеку как личности для гармоничной духовной жизни, достижения внутреннего спокойствия и позитивного настроя в течение определенного периода времени помимо многих других факторов немаловажно успешное общение с членами малых групп, где он занимает определенные роли.

     Цель исследования: исследовать влияние темперамента личности в конфликтных ситуациях.

     Объект исследования: проявление темперамента в конфликте.

     Предмет исследования: влияние темперамента в конфликтных ситуациях.

     Задачи:

  • Раскрыть понятие темперамент
  • Рассмотреть понятие «конфликт» и методы преодоления конфликта
  • Исследовать на практике взаимосвязь темперамента и способов преодоления конфликтов у студентов 4 курса

     Гипотеза: У людей разного типа темперамента реакция в конфликтных ситуациях одинакова. 
 

 

     Глава 1. Теоретическая  часть.

     1.1. Понятие, виды и методы преодоления конфликта.

     Определение конфликта и его сущность.

     Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему  его своим специфическим смыслом. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более легким. В обыденной речи слово конфликт используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое. [3]

     Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

     Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

     Коварную  суть конфликтогенов можно объяснить  тем, что мы гораздо более чувствительны  к словам других, нежели к тому, что  говорим сами. На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы  прекрасного пола.

     Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями. Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" — их, так называемая, эскалация.

     Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

     Какова  же общая схема этого процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в  свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

     Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. Однако число желающих "подставить другую щеку" не множится.

         Выделяют  три основных типа конфликтогенов:

         - стремление к превосходству;

         - проявления агрессивности;

         - проявления эгоизма.

     Существуют  определенные правила избегания  конфликтогенов в процессе общения  и взаимодействии с другими людьми:

     1. Необходимо твердо помнить, что  всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

     2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).

     Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

     Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

     Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

     Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

     Начавшись как реалистический, конфликт может  превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

     Нереалистические  конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Например, надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации  — создание благоприятной психологической  атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

     Виды конфликтов.

     Существуют  три основных вида конфликтов – внутриличностный, групповой и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.

     Внутриличностный  конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

     Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические  факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще.

     Внутриличностные  конфликты, связанные с работой  в организации, могут принимать  различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или заведующий секцией в книжном магазине дал продавцу указание определенным образом расставить книги, а товаровед в то же самое время - произвести учет наличия и состояния определенной категории литературы. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

     Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, чем межличностные, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас на работе или в любом другом групповом взаимодействии может быть втянут в групповой конфликт. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, “экс-руководителей” и т. п.

     Существуют  и другие причины межгрупповых конфликтов.

     Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в  котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

     Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт “личность — группа” и конфликт “группа — группа”. Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам.

     Конфликты между личностью и группой  возникают в среде групповых  взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует  учитывать в управлении этими  конфликтами.

     Первая  особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.

     Вторая  особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как “позиция”, “статус”, “внутренняя установка”, “роль”, “групповые нормы”. Позиция — официальное, определяемое должностью положение личности в группе. Статус реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким. Внутренняя установка субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Роль нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Групповые нормы общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

     Причины возникающих между личностью  и группой конфликтов всегда связаны:

       а) с нарушением ролевых ожиданий; 

     6) с неадекватностью внутренней  установки статусу личности (особенно  конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке);

       в) с нарушением групповых норм.

     Третья  особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

     Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя, но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

     Межличностные конфликты имеют свои отличительные  особенности, которые сводятся к  следующему.

         1. В межличностных конфликтах противоборство  людей происходит непосредственно,  здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

         2. В межличностных конфликтах проявляется  весь спектр известных причин: общих и частных, объективных  и субъективных.

         3. Межличностные конфликты для  субъектов конфликтного взаимодействия  являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

         4. Межличностные конфликты отличаются  высокой эмоциональностью и охватом  практически всех сторон отношений  между конфликтующими субъектами.

         5. Межличностные конфликты затрагивают  интересы не только конфликтующих,  но и тех, с кем они непосредственно  связаны либо служебными, либо  межличностными отношениями.

     Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

     Управление  межличностными конфликтами можно  рассматривать в двух аспектах —  внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения  в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

     В процессе управления межличностными конфликтами  важно учитывать их причины и  факторы, а также характер межличностных отношений оппонентов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. [3] 
 

     Методы  преодоления конфликтов.

     Исследования  показали, что любой конфликт может  быть быстро разрешен, если известны соответствующие  методы. Но при этом обязательно нужно рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства. В психологических исследованиях определены принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.

     1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия. В этом случае необходимо:

     - отличить повод от истинной  причины конфликта, которая нередко  маскируется его участниками;

     - определить его деловую основу;

     - уяснить истинные, а не декларативные  мотивы вступления людей в конфликт.

     2. Разрешение конфликта с учетом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целесообразно к оппоненту применить сначала меры воспитательного воздействия, выдвинуть определенные жесткие требования. Если один из оппонентов имеет более высокий ранг по отношению к другому, то ему следует указать на необходимость придерживаться определенных норм поведения.

     3. Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний. Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на результативность работы, как оппоненты теряют свою объективность, как у них снижается критичность. Иными словами, необходима разъяснительная беседа в спокойной и доверительной обстановке.

     4. Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого (лишний аргумент в пользу психологического тестирования при приеме на работу): отличаются ли они уравновешенностью, склонны ли к аффективному поведению, каковы их доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т. д. Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.

       Разрешение конфликта  с учетом его динамики. Как было отмечено ранее, конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные меры, вплоть до административных. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учетом личностных особенностей конфликтующих и характера их действий.

     Одним из эффективных методов преодоления  конфликтов является формирование определенного  общественного мнения о конфликтующих сторонах. Общественное мнение - очень мощный регулятор поведения людей. Многие люди очень зависимы от отношения окружающих, нуждаются в одобрении, поддержке. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, причем настолько болезненно, что готовы даже прекратить конфронтацию.

     В психологических рекомендациях  можно найти интересный прием  разрешения конфликтов - обращение  к "третейскому судье". Он может  быть весьма эффективным, если оппоненты  договорятся при взаимных обязательствах полностью подчиниться его решению. В качестве "третейского судьи" целесообразно выбирать наиболее авторитетного человека в коллективе, лучше всего, если таковым является сам менеджер. Для "третейского судьи" очень важно суметь отделить предмет конфликта от его объекта, поэтому иногда целесообразно разрешить оппонентам давать эмоциональные оценки друг другу. Если конфликт держится на деловой основе, оппоненты от нее не перейдут на другие вопросы, в иных случаях оппоненты, начав с объекта, очень быстро перейдут на предмет, тем самым выдав истинные источники конфликта.

     Теперь  познакомимся еще с одним приемом  преодоления конфликтов - объективизацией  конфликта. Он является, пожалуй, наиболее действенным. Суть его состоит опять  же в обращении к "третейскому судье", но "судья" должен вести себя несколько необычно. Во-первых, разбор конфликта должен происходить в два этапа. Первый этап называется "откровенный разговор": оппонентам разрешается давать друг другу оценки, высказываться практически как угодно, главное, чтобы они выговорились, а "судья" сумел отделить предмет конфликта от объекта. Второй этап - собственно объективизация. При разборе оппонентам уже не разрешается давать эмоциональные оценки. Конфликт как бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин, без оценок другого оппонента. Отмечено наукой и подтверждено практикой, что если конфликт "разложить" на его составляющие, рассмотреть беспристрастно каждое действие оппонентов, то он утрачивает эмоциональную напряженность и превращается из эмоционального - в деловой. У оппонентов "снимаются" ложные образы ситуации и друг друга, которые неизбежны при конфликте в силу пристрастности позиций, они начинают понимать ошибочность своих оценок и установок, устраняются психологические барьеры между оппонентами. А деловой конфликт разрешить значительно легче, чем эмоциональный.

     Итак, конфликт – это взаимодействие между  субъектами, возникающий по причине  несовпадения мнений. Без конфликтов не могут развиваться ни коллектив, ни личность. Наличие конфликтов и есть показатель нормального развития. [6]

     1.2. Определение термина темперамент, его типы и свойства.

     Нам хорошо известно, что термин «темперамент» пришел к нам еще с Древней Греции. В 5 веке до н.э. греческий философ Эмпедокл развил учение о четырех вечных и неизменных стихиях – «корнях» всего сущего (огонь, воздух, земля и вода). В те же времена великий Гиппократ провозгласил, что различные смешения этих стихий различного типа «соки» (жидкости) в организме. Это были гипотетические соки – кровь (лат. сангвис), желтая желчь (лат. холе), черная желчь (лат. меланхоле), слизь (лат. флегма). По преобладающему соку были выделены соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. Понятие «темперамент» имело широкий смысл и отражало сущность человека в соматической и психическом плане.

     Темпераментология развивалась и дополнялась исследованиями Аристотеля, Галена и других ученых. Большой вклад в нее внес И.П.Павлов, выделивший четыре типа высшей нервной деятельности (по силе, уравновешенности и подвижности возбудительного и тормозного процессов) и показавший зависимости темперамента от типа центральной нервной системы. Современные психофизиологии считают, что структура основных свойств нервной системы сложнее, а число комбинаций гораздо больше, однако четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности человека. (таблица см прил.1)

     Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. [2]

Типы  темперамента.

     Теперь  рассмотрим подробно каждый тип темперамента. В конце XVIII в. основатель немецкой классической философии Иммануил Кант представил формальное описание четырех типов темперамента.

     Сангвинический  темперамент.

     Способ  чувствования сангвиника можно узнать по следующим проявлениям. Это человек - беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает большое значение, а через минуту уже перестает о ней думать. Он честно обещает, но не держит своего слова, так как он до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник и всегда требует отсрочки. Он хороший собеседник, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения, и все люди ему друзья. Обычно он не злой человек, но грешник, нелегко поддающийся исправлению. Правда, он сильно раскаивается, но скоро забывает свое раскаяние (которое никогда не превращается у него в скорбь). Работа его скоро утомляет, но он без устали занимается тем, что в сущности есть только игра, ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части.