Темпераментный характер в психологии личности

Содержание 

Введение

 

     Актуальность  проблемы. Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.

     Однако  человек не рождается уже сложившейся  личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности  психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".

     Изучение  особенностей темперамента человека связано  с тем фактом, что одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности и ее характеристик. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя, чему служит, например, увеличение выпускников ВУЗов с дипломами психолога или менеджера по управлению персоналом.

     Если  в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве, в образовании. Этого требует наше время, с его супер сложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование. Учет индивидуальных особенностей человека необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении его темпераментальных особенностей.

     Таким образом, темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

     При этом актуальность исследования темперамента человека обусловлена усилением  влияния человеческого фактора  во всех сферах человеческой деятельности.

     Поэтому целью данной работы является изучение взаимозависимости темперамента и характера. Особо нами будет рассмотрен так называемый темпераментный характер.

     Объектом  нашего исследования является характеристика темпераментного характера человека.

     Предметом исследования  является соотношение понятий темперамент и характер и влияние темперамента на деятельность человека.

     При написании данной работы хотелось бы выделить работы Карпады Д., Кречмера Э., Марчиновской Т. Д. и Романова В.Я., в которых предлагается подробное изложение исследуемой нами темы.

1. Общая характеристика и разнообразие взглядов на темпераменты

     1.1 Понятие и взаимосвязь темперамента и характера

 

       Стилевые черты человека, особенно в процессе взросления, связаны с темпераментом и характером. Темперамент - это проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человека от рождения (генетически унаследованной). Темперамент, прежде всего сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Когда мы говорим темпераментный человек, то имеется в виду именно скоростной тип поведения с высоким уровнем энергетических и психоэнергетических (эмоциональных) затрат1.

     Характер - общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий  рисунок, манера поведения, сформированная в результате особого, индивидуально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении. Когда мы говорим о сильном характере, то имеем в виду, прежде всего человека, умеющего подчинить свое поведение определенной линии, умеющего придать поведению индивидуальный рисунок, определенный стиль, относительно независимый от меняющихся обстоятельств2.

     Известная народная мудрость посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу отражает определенную психологическую закономерность в развитии личности: начиная с некоторого возраста человек стремится закрепить за собой право на привычную для него манеру поведения, так что следование привычкам становится для него едва ли не доминирующим мотивом поведения. Таким образом, с возрастом, по мере формирования характера стилевые и мотивационные черты как бы сливаются - стилевые черты начинают подчинять себе мотивационные (или наоборот).

     Конечно, в большинстве случаев характер развивается на основе определенного  темперамента, и ребенок оказывается более чувствительным к усвоению такой манеры поведения, которая больше подходит ему по темпераменту. Поясним это на примере, понятном многим читателям на основе опыта житейской психологии и художественной литературы. У более темпераментных людей, как правило, формируется более открытый и общительный характер, так как их общая экспансивность в поведении приводит их к усвоению инициативной манеры в общении - к проявлению инициативы в сокращении дистанции и установлении более тесного контакта с людьми. Но из этого общего правила бывают и исключения. Иногда формируются отдельные черты характера (особенно в случае противоречивого характера), которые могут противоречить темпераменту. Опять же, по одному-единственному поступку мы чаще всего не можем сказать, что здесь более всего сказалось - темперамент или характер.

     Педагогическая  значимость различения мотивационных  и стилевых черт заключается в  том, что первые подвергаются относительно более легкой коррекции и оперативному управлению (путем введения определенных мотивирующих стимулов). Для коррекции же характерологических черт требуется систематическое изменение внешних условий (жизненного мира) развития личности ребенка. Особенно трудно скоррегировать черты, имеющие конституционное происхождение - связанные с особенностями темперамента или типом нервной системы. Такие черты можно скорее скомпенсировать, чем скоррегировать, то есть можно развить такие черты характера, такую тактику поведения, которая скрадывает чрезмерную выраженность определенной черты темперамента (акцентуацию, приводящую индивида к неадекватным, не соответствующим ситуации поступкам). Но в неожиданных и особенно экстремальных ситуациях, для которых у индивида нет заранее разработанной компенсаторной тактики поведения, в его поведении, как правило, возобладают черты темперамента. Например, ребенок является по темпераменту малоагрессивным и миролюбивым. Путем занятия единоборством в спортивных секциях он может освоить определенные приемы борьбы, которые помогут ему компенсировать недостаток природной агрессивности. Но, если он столкнется с противником, который застигает его врасплох, то он может растеряться и совсем позабыть об усвоенных им приемах агрессивного поведения.

     Если  мы имеем дело с концептуально  проработанной методикой, в руководстве к ней обязательно указывается, какой уровень или тип черт личности она диагностирует. Если этого указания в руководстве нет, то, значит, мы имеем дело в лучшем случае с добросовестной эмпирической разработкой, в которой интуиция автора, даже подкрепленная статистикой, не освещена ясным теоретико-психологическим осмыслением предмета. В применении к чертам личности мы должны признать, что большинство существующих и весьма популярных методик слишком редко различают мотивационные, темпераментальные и характерологические черты личности.

     Особенно  плохо различаются эти разноуровневые факторы поведения с помощью  опросников. Очень часто подростки  стремятся отвечать на вопросы опросников, исходя из того, какими они хотели бы видеть себя. Они выдают желательный, а не реальный Образ Я. Туг мы не только не имеем дела с реальными мотивами и темпераментом, но даже не имеем дела с сформированными компенсаторными чертами характера. Эти черты пока лишь в проекте. Это черты, которые подросток только еще желает выработать в себе. В поведении они еще не проявляются. Но они уже отражены в ответах на опросник. Опасность такого рода искажения результатов, снижающих достоверность опросников, особенно повышается в тех случаях, когда вопросы ставятся в прямой, лобовой форме, когда в опросниках описываются ситуации, крайне значимые для самоуважения и самооценки подростка. Даже самые искусно построенные опросники в лучшем случае дают сведения лишь о характере.

     Более валидными методами диагностики  мотивационных черт являются проективные методики, темпераментальных черт - психофизиологические методики. Если в ответах на опросник подросток выглядит сильным и выносливым, а в объективном тесте на нервно-психическую выносливость быстро проявляет повышенную истощаемость (например, быстро снижается темп в так называемом тэппингтесте - когда нужно максимально быстро нажимать на клавишу или ставить точки карандашом на бумаге), то это значит, что при стремлении обладать сильным характером данный подросток обладает по конституции слабым типом нервной системы3.

     Наиболее  общепринятая классификация свойств  темперамента в современной дифференциальной психологии следует психофизиологической традиции, заложенной И. П. Павловым. Это  три главных свойства темперамента, или основных свойства нервной системы:

     1. Сила - слабость.

     2. Уравновешенность - неуравновешенность.

     3. Подвижность - инертность.

     Напомним  здесь, как эти свойства связаны  с известными 4 основными типами темперамента Гиппократа: сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип, меланхолик - его антипод по всем трем параметрам, флегматик - сильный и инертный тип, а холерик - сильный, неуравновешенный и подвижный.

     На  сегодня трудно назвать экспресс-методики, пригодные для диагностики темперамента в условиях школы, не оснащенной специальным психофизиологическим оборудованием. Попытки создания опросников темперамента (Я. Стреляу, А. Англяйтнер, Н. Н. Данилова, В. М. Русалов, М. В. Бодунов, Е. С. Романова) нельзя считать вполне продуктивными по указанным выше соображениям и особенно в случае диагностики детей. Определенные надежды вселяют попытки создания компьютерных игровых тес тов, моделирующих в игровой форме объективные условия деятельности и проявления темперамента у детей, но работы в этом направлении нельзя считать полностью завершенными (одна из таких разработок представлена комплексом ДИАЕИМ - И. В. Бурмистров, А. Г. Шмелев, 1992)4.

     В этих условиях учителя и школьные психологи для оценки темперамента детей должны пользоваться оценочными шкалами - стандартизирующими экспертную оценку наблюдаемого поведения

     1.2 Разнообразие учений о темпераменте

 

     Создателем  учения о темпераменте считается  древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех  основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, им темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента всем хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis - кровь), флегматик (от греч. phlegma – слизь, мокрота), холерик (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole – черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. подтверждение этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

     Иммануил  Кант (22.06.1724-12.021804), говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков.)

     Но  с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности  чувства и желания), эти выражения  касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

     Главное деление учения о темпераментах  такое:  темпераменты чувства и  темпераменты действия делятся на два  вида, что в совокупности дает четыре  темперамента.

     К темпераментам чувств  Кант причислил: А) сангвинический и В) его противоположность - меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое  и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.  В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.

     В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э Кречмер провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституционных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.

     Лептосоматик  характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными  худыми нижними конечностями.

     Пикник  – человек с выраженной жировой  тканью, чрезмерно тучный, характеризуется  малым и средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом  и круглой головой на короткой шее.

     Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

     Диспластик  – человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются  различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

     С названными типами строения тела Кречмер  соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое  телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

     Теория  Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент – это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины эмбриологии.

     Им  были выделены три типа:

     - эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

     - мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);

     - эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

     Людям с эндоморфным типом свойственно  слабое телосложение с избытком жировой  ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного – хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинны тонкие конечности со слабой мускулатурой.

     По  Шелдону, этим типам телосложений соответствуют  определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera - внутренности), соматотония (от греч. soma - тело) и церебротония (от лат. cerebrum - мозг). Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются  преобладанием тех или иных свойств. (табл. 1).

     Таблица 1. Различия в типах темперамента (по У. Шелдону).

Типы  темперамента
Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность в осанке и движениях

Любовь  к комфорту 

Медленная реакция

Пристрастие к еде 

Социализация  пищевой потребности

Наслаждение от процесса пищеварения 

Любовь  к компаниям, дружеским излияниям

Социофилия (любовь к общественной жизни)

Приветливость со всеми

Жажда любви и одобрения окружающих

Ориентация  на других 

Эмоциональная ровность

Терпимость

Безмятежная удовлетворенность

Хороший сон 

Отсутствие  взрывных эмоций и поступков

Мягкость, легкость в обращении и внешнем  выражении чувств

Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя

Потребность в людях в трудную минуту

Ориентация  на детей семью

Уверенность в  осанке и движениях

Склонность к физической деятельности

Энергичность

Потребность в движениях и удовольствие от них

Потребность в доминировании 

Склонность  к риску в игре случая 

Решительные манеры 

Храбрость 

Сильная агрессивность

Психологическая нечувствительность

Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)

Отсутствие  сострадания 

С трудом приглушаемый голос

Спартанская выносливость боли

Шумное  поведение 

Внешний вид соответствует более пожилому возрасту

Объективное и широкое мышление, направленное вовне

Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Ориентация  на занятия юношеского возраста

Заторможенность в движениях, скованность в осанке

Чрезмерная  физиологическая активность

Повышенная  скорость реакций

Склонность  к уединению 

Склонность  к рассуждениям, исключительное внимание

Скрытность  чувства, эмоциональная заторможенность

Самоконтроль  мимики 

Социофобия (страх перед общественными контактами)

Заторможенность в общении

Избегание стандартных действий

Агорафобия (боязнь открытого пространства)

Непредсказуемость установок (поведения)

Тихий голос, избегание шума

Чрезмерная  чувствительность к боли

Плохой  сон, хроническая усталость

Юношеская живость и субъективное мышление

Концентрированное скрытое и субъективное мышление 

Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов

Потребность в уединении в тяжелую минуту

Ориентация  на пожилой возраст

     В современной психологической науке  большинство конституционных концепций  подвергается острой критике из-за недооценки в них роли среды и социальных условий в формировании психических свойств человека. Более серьезного внимания заслуживают концепции, основанные на рассмотрении особенностей функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей. Проведенные Павловым исследования заслужено расцениваются как наиболее значимые для понимания физиологических основ темперамента.

     Благодаря исследованиям Павлова в отечественной  психологии сложились представления  о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном  врожденными характеристиками человека. Например, Б.Г. Ананьев считал, что основные свойства человека как представителя вида Homo sapiens проявляются не только в задатках, но и в темпераменте.

     Наибольший  вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

     Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством  понималась способность реагировать  на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

     Возбудимость  внимания – это свойство темперамента обусловливает приспособительные  функции психики индивида. Оно  состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

     Сила  эмоций. Главную функцию данного  свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости  от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

     Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал  эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально  разделял тревожность и эмоциональную  возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

     Реактивность  непроизвольных движений. Функция данного  свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

     Активность  волевой целенаправленности деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется  в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

     Пластичность  – ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к  изменяющимся требованиям деятельности.

     Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

     Субъективизация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования  деятельности субъективными образами и понятиями5.

     Из  приведенных выше характеристик  свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать  два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени  активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых.

     Известный психофизиолог В.М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока – хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность  несовпадению реального результата действия с его акцептором.

     В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров – активности и чувствительности – были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

     С точки зрения данной концепции темперамент  – это психобиологическая категория  в том смысле слова, что его  свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

     В соответствии с этими двумя основными  видами человеческой деятельности –  предметной деятельностью и общением – каждое из выделенных свойств  темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в этих видах деятельности они проявляются по-разному. Так, по мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают. Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляется в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объекте или его аспекте. В свою очередь, темп проявляется в том, насколько быстро протекают соответствующие психические процессы.

     Возбудимость, тормозимость и переключаемость  характеризуют быстроту возникновения  и прекращения того или иного  познавательного процесса или его переключения с одного объекта на другой. Например, некоторые люди медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую. Другие быстро запоминают или вспоминают информацию. Здесь также следует иметь в виду, что указанные особенности не определяют способности людей6.

2. Изучение влияния темперамента на деятельность индивида

     2.1 Развитие методов изучения темперамента

 

     Первые  попытки проанализировать структуру  черт темперамента предпринимались  еще в самом начале века. В 1906 г. голландские исследователи Г. Хейманс и Е. Вирсме оценили разные поведенческие особенности более чем у 2000 человек. На основании этих данных они выделили 3 основных характеристики темперамента. Первая из них представляет собой эмоциональность (частоту возникновения эмоциональных реакций и их интенсивность). Вторая - связана с активностью в разных социальных ситуациях. Третья - свидетельствует об относительном преобладании первичных или вторичных функций. Смысл этой третьей характеристики станет ясен, если вспомнить уже описанную ранее типологию Гросса: преобладание первичных функций свидетельствует о сильной реакции на возникающие во внешней среде стимулы, преобладание вторичных функций - о слабой непосредственной реакции, сочетающейся с длительным ее сохранением. В конце 40-х годов начинают проводиться факторно-аналитические исследования, выполненные по той же логике: достаточно произвольно отбираются разные поведенческие характеристики, составляется опросник для их диагностики, данные опроса больших групп испытуемых факторизуется. Характеристики темперамента, выделенные таким образом, в значительной степени различались у разных авторов - и по количеству, и по содержанию. Так, например, С. Берт наиболее существенными для темперамента считал три характеристики, относящиеся к эмоциональной сфере. Дж. Гилфорд создал 13-факторную структуру свойств темперамента, в которой разные проявления эмоциональности (к которым сводилась структура свойств темперамента Берта), определяли до некоторой степени содержание только трех факторов, т.е. всего четверть особенностей, относящихся, по мнению автора, к свойствам темперамента7.