Тенденции и факторы современного мирового развития

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И  МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и искусств

Факультет «Мировой Культуры»

 

                                      ТЕМА:

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ

                           КУРСОВАЯ РАБОТА:

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РАЗВИТИЯ                                                                                                                                                             

                                                                         

                                                                          Исполнитель: 

                                                                          Федонина Дарья Сергеевна                                                                 

                                                                          Студентка группы 24/1539     

                                                                           заочного отделения                                  

                                                                          Специализация: Мировая          

                                                                          политика и международные

                                                                          отношения

                                                                          Руководитель:

                                                                          Хренов Андрей Евгеньевич

 

 

                                        Санкт-Петербург

                                                  2013

ОГЛАВЛЕНИЕ:

                                                                                                               стр

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….................       3

 

ГЛАВА 1. ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА……………………………..       4

 

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ……………….      11

 

ГЛАВА 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ……………………………………….      16

 

ГЛАВА 4.ИМПЕРАТИВЫ УСТОЙЧИВОГО  РАЗВИТИЯ……...       21

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….     30

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………….      31

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия  особенно отчетливо проявили себя

некоторые новые тенденции  и возникающие на этой основе

проблемы социального, экономического, политического и

культурного развития общемирового характера. Это прежде

всего процессы глобализации в экономической и культурной

областях, информационная революция и создание мировых

информационных сетей, усиление неравномерности социально-

экономического развития разных стран и регионов, экологическая

угроза самому существованию  человеческого общества,

кризис тех традиционных методов хозяйствования, которые

подчинены принципу получения  максимальной прибыли

(фактически любыми средствами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭПОХА  ПОСТМОДЕРНА

В 90-е гг. в зарубежной (а отчасти и отечественной)

социологической литературе все больше обсужда-

ется проблема так называемого постмодерна. В чем она заключается?

Сам термин, как утверждают многие авторы, сложился

первоначально в рамках новейших культурологических исследований

(особенно в области  теории и практики архитектуры).

Считалось, что постмодернизм  — это особый стиль создания и

изучения произведений искусства, особенно архитектуры. Он

противопоставлялся прежним  модернистским стилям, существовавшим

в этих сферах культуры в XIX и большей части

XX в., таким, например, как  футуризм, кубизм, конструктивизм

и др. Характерным примером модернизма в архитектуре

считалось возведение безликих, эстетически убогих зданий-гигантов

из стекла и бетонных блоков, распространившееся во

многих странах. Не случайно один из теоретиков постмодерна,

Ч. Дженкс, утверждал, что архитектура модернизма умерла в

Сент-Луисе, штат Миссури, 15 июля 1972 г., когда «постыдное

здание Прюитт-Игоу или, точнее, несколько плоских блоков

прекратили свое существование  после взрыва с помощью динамита

»

Постмодерн в его социологическом  понимании определить

очень сложно вследствие недостаточной  строгости самого термина

и довольно разных значений, которые вкладываются в

его содержание разными авторами. При этом следует обратить

внимание и на то, что  расхождения в понимании процессов  отражаются

на вариантах термина: постмодерн, постмодернизм,

постмодернизация. Не вдаваясь в тонкости словоупотребления,

отметим лишь то, что представляется наиболее важным. Общий

смысл, коротко говоря, сводится к тому, что этими терминами

пыэтаются обозначить некоторые особенности социальной реальности,

«социальных условий», сложившихся  во второй половине

XX столетия, а также и  особенности понимания этой реальности

и социальной деятельности людей в новых условиях.

Подчеркивают также, что  постмодерн — это смена самого направления

развития современных  обществ.

Одним из первых термин «постмодерн» использовал еще в

50-х гг. английский историк  А. Тойнби в своем знаменитом

«Исследовании истории». С его точки зрения, период времени

от Ренессанса до конца XIX столетия был периодом классического

модерна — индустриализации, бесконечного, как казалось,

научно-технического прогресса, веры в силу челове-

ческого разума, в науку, в возможности рационального обустройства

общества. Однако с последней  четверти XIX в. преобладающими

становятся настроения пессимизма, тенденции

иррациональности, индетерминизма и анархии, которые

Тойнби связывает с  приходом «массового общества» и  «массовой

культуры». Этот период, продолжающийся и поныне, он и

именует периодом постмодерна  — периодом «тревожного времени

» для западной цивилизации, ее социальной дезинтеграции,

разрушения вековых ценностей.

В той или иной мере исследователями  и сторонниками постмодерна

можно считать Р. Инглегарта, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бод-

рийара, Ч. Дженкса, М. Фуко и ряд других мыслителей. Американский

социолог Р. Инглегарт процесс постмодернизации

противопоставляет процессу модернизации. С его точки зрения,

за последнюю четверть XX столетия «произошла смена

главного направления  развития». В самом термине «постмодернизация

» заложен важный концептуальный смысл, в соответствии

с которым модернизация «уже не является самым последним

событием в современной  истории человечества и социальные

преобразования развиваются  сегодня совершенно в

ином направлении». Некоторые специфические признаки этого

процесса заключаются  в следующем: постмодернизация предполагает

отказ от акцента на экономическую  эффективность,

бюрократические структуры  власти и научный рационализм,

что было характерно для  процессов модернизации. На стадии

постмодернизма происходит переход к более гуманному  обществу,

в котором больший простор предоставляется самостоятельности,

многообразию и самовыражению  личности, общество

отходит от стандартного функционализма, от увлечения

наукой и экономическим  ростом, делает больший акцент на

эстетических и человеческих моментах.

Одну из наиболее развернутых  концепций выдвигает французский

автор Ж.-Ф. Лиотар. С его точки зрения, жители развитых

западных обществ уже  с начала 60-х гг. XX в. живут в  мире

постмодерна, который следует  понимать как фундаментальное

«социальное условие» этих обществ, а не только как новый

творческий стиль в  искусстве, в том числе и в  архитектуре.

«Социальное условие», в  частности, заключается в крушении

двух важнейших устоев предшествующих эпох, которые в действительности

оказались мифами. К ним  он относит «Миф освобождения

» и «Миф истины». «Миф освобождения»  означает

крушение надежд на создание с помощью науки общества, в

котором человек чувствовал бы себя свободным, раскрепощенным

индивидом, творческой личностью. В действительности

идея свободного человека была разрушена растущей репрессивностью

западного общества, мировыми войнами, наличием

концлагерей и гулагов, изобретением оружия массового уничтожения

людей. Принцип свободы  личности все .более утрачивает

доверие в «массовом обществе». Вера в возможность познания

одной великой Истины, которая  могла бы увлечь и воодушевить

массы людей, также оказалась  утраченной — и под воздействием

несбывшихся социальных надежд, и под растущим влиянием

релятивистских теорий социального  познания (в частности, теорий

Т. Куна, П. Фейерабенда). Общим результатом массовой

утраты доверия к основным устоям периода модерна стало  то,

что население развитых западных обществ живет в мире, в котором

не существует гарантий ни в отношении долговременных

результатов их деятельности, ни в отношении надежности и истинности

их знаний. Интеллектуальная деятельность в значительной

степени превращается в «языковые  игры».

В несколько ином ключе  характеризует постмодерн

Ч. Дженкс. Это эпоха, утверждает он, когда никакая ортодоксия

не может быть принята без саморефлексии и иронии и все

традиции должны обладать валидностью в глазах масс людей.

Такое положение обусловлено  отчасти тем, что называется информационным

взрывом, новой социальной организацией

знания, становлением мировой  коммуникационной сети. Почти

каждый городской житель с помощью компьютера и Интернета

может получить информацию фактически из любой

точки планеты. «Плюрализм, этот «изм» нашего времени, —

это великая проблема, но и великая возможность: где Каждый

Мужчина становится Космополитом, а Каждая Женщина —

Свободным Индивидом, неразбериха  и беспокойство становятся

ведущими состояниями  духа, а эрзац — общей формой

масс-культуры». Такова цена, которую мы платим за эпоху

постмодерна, подобно тому как монотонность, догматизм и

бедность были платой за эпоху модерна. Но уже «невозможно

вернуться к прежней культуре и индустриальной форме обще-

ства, навязывать фундаменталистскую религию или даже модернистскую

ортодоксию». И еще: «Раз уж мировая система

коммуникации и кибернетическая  форма продукции возникли,

то они создают свои собственные потребности и, если не

будет ядерной войны, являются необратимыми»1.

Таким образом, если попытаться подытожить основные положения

теоретиков и аналитиков постмодерна, то можно сказать

следующее:

• постмодерн характеризуется  как особый период, «эпоха»

в новейшей истории общества, прежде всего западного, некоторые

(Лиотар и другие) уточняют — западного капиталистического

общества;

• с точки зрения «социальных  условий», т. е. социального содержания,

этот период следует за периодом модерна — классического

капитализма и индустриализации —- и охватывает последние

десятилетия XIX и значительную часть XX столетия;

• «социальные условия» постмодерна обычно характеризуются

сочетанием противоречивых тенденций, доминированием

социального и культурного  плюрализма, многообразием

стилей, изменчивостью, скоротечностью порядков, отсутствием

долговременных и твердоустановленных ориентиров;

• постмодерн вместе с тем  — это и особый взгляд на общество,

в соответствии с которым неправомерно выделять и обособлять

в качестве относительно самостоятельных сферы экономики,

политики, идеологии, культуры и т. д. Общество

представляет собой интегрированную  целостность, в которой

все элементы органически  взаимосвязаны;

• в критическое положение  попадают социальные науки,

поскольку в результате доминирования  настроений культурного

плюрализма и гносеологического  релятивизма размывается

легитимность открываемых  науками истин. Утрачивается доверие

к валидное™ науки, действительности ее содержания, по

крайней мере в части формулирования более или менее долгосрочных

тенденций и трендов.

Нужно подчеркнуть, что теории постмодерна встретили далеко

не однозначную реакцию  в социологическом сообществе в

разных странах. Значительная часть социологов подвергает их достаточно

резкой критике. Разумеется, нельзя не признать, что в

концепциях постмодерна, так сказать, схвачены некоторые важные

особенности процессов информационного, технологического,

социального и культурного  развития, касающиеся прежде

всего развитых западных обществ. Видимо, есть резон говорить о

существенных различиях в самом характере, причинах, движущих

силах и социальных последствиях на этапе индустриализации

(модернизации) общества  и на последующем этапе, который

многие авторы и называют постмодернизацией. Естественно,

что эти различия требуют  специального и детального изучения.

 

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 

Действительно, во второй половине

XX в. и особенно в  последнее десятилетие в мире  произошли

такие существенные изменения, которые не только

меняют социальный облик  мира, но меняют саму направленность

социально-исторического  развития в наиболее продвинутых

странах и выстраивают новую иерархию факторов этого

развития. Одно из них связано  с информатизацией и компьютеризацией

современного общества и  вытекающими отсюда

глубокими социальными последствиями. Эти сдвиги ряд авторов

называют информационной (информационно-технологической)

революцией, более того, революцией, которая кладет

начало новому типу общества — информационному обществу.

В чем суть этой революции?

В чисто техническом плане  обычно выделяют следующие

элементы информационной революции:

• изобретение и широкое  распространение телевидения;

• распространение не только проводной, но и радиотелефонной

связи;

• изобретение и широкое  использование оптического кабеля;

• изобретение компьютера, персонального компьютера и

широкая компьютеризация  современного общества;

• использование в целях  радио- и телесвязи искусственных

спутников Земли;

• построение всемирной  системы Интернета. В середине

1998 г. в этой системе  было более 140 млн. пользователей,  но

уже к концу 2000 г. их число  превысило 700 млн. В России к

началу 2001 г. насчитывалось 2,5 млн. пользователей Интернета.

Каждый в отдельности  из этих элементов, конечно, является

великим достижением современной  цивилизации, научно-

технической мысли, хотя еще  не знаменует начала информа-

ционной революции. Но эти элементы, соединенные в единую

систему, которая опутывает  весь мир, всю планету едиными,

унифицированными информационными  сетями, создают качественно

новую ситуацию, имеющую  самые глубокие социальные

последствия. Некоторые исследователи  считают возможным

говорить о формировании особой инфосферы (информационной

сферы) наряду, например, с  биосферой. Инфосфера

представляется как некоторое  продолжение и конкретизация

идей В. И. Вернадского  о ноосфере.

В чем же заключаются социальные последствия информационной

революции? Нужно прямо  сказать, что эти последствия

пока изучены недостаточно. Еще предстоит их обстоятельный

всесторонний анализ, объективное  осмысливание, проверка и

перепроверка первоначальных выводов. Но вместе с тем некоторые

выводы (пусть в самом  общем виде) можно сделать уже

сейчас.

Первое — формирование глобальной унифицированной информационной

системы, соединяющей между  собой практически

все цивилизованные точки  нашей планеты. Информация,

добываемая в одной  точке, к примеру в Европе, практически

мгновенно может быть доставлена и воспринята в любой

другой точке — не только в самой Европе, но и в Америке,

Африке, Австралии, даже на отдаленных островах Тихого океана.

В этих условиях принципиально  иной характер приобретает

вопрос о доступности  информации. Получателю или пользователю

нет необходимости передвигаться, чтобы получить ее.

Информация может быть доставлена домой или в местный

офис, по запросу — в  любой момент. В итоге социальное взаимодействие

людей, социальная коммуникация приобретают

новые черты, которых не было раньше. В частности, взаимодействие

отдельных индивидов, а также  и целых групп людей,

социальных организаций  может осуществляться друг с другом

напрямую через границы, без обязательного, как это было

прежде, участия в этом процессе государства. Можно сказать,

что информационная революция  как бы «сжимает» пространство

и время в новую социальную реальность.

Второе — возникают  информационные технологии. Информационно-

технологические линии создания и распространения

информации функционируют  не только в глобальном, национальном

или региональном масштабах. Отныне они прони-

зывают буквально все сферы человеческой жизнедеятельности

— экономику, политику, культуру, министерства, корпорации,

фирмы, банки и т. д. Более  того, самое главное заключается

в том, что именно информационные технологии приобретают

приоритетное, даже первостепенное значение с точки

зрения эффективности, конкурентоспособности  различных хозяйственных

и управленческих единиц. При  наличии определенных

условий именно информация, знания, изобретательность

людей, воображение и добрая воля становятся главным

ресурсом развития. И это  относится как к целым государствам,

так и к отдельным организационным  структурам. Конференция

Нобелевских лауреатов (Париж, 1988 г.) в своей Декларации

заявила: «Научные знания —  одна из форм власти, поэтому

как отдельные люди, так  и народы должны иметь к ним  равный

доступ».

Третье — информационная революция служит существенным

фактором глобализации всех сфер жизнедеятельности современного

общества — экономической, политической, культурной.

(Об этом подробнее  см. ниже )

Четвертое — информация и знания становятся важнейшим

стратегическим ресурсом и фактором развития современных

обществ. Общества, обладающие более развитым информационным

ресурсом, имеют большие  возможности для более быстрого

развития наукоемких и  ресурсосберегающих технологий

в экономике и тем самым  быстрее развивают свою экономику,

производят конкурентоспособную  продукцию и на этой основе

увеличивают национальное и  индивидуальное богатство.

В связи с этим в новом  свете представляется проблема социальной

значимости образования, особенно высшего образования,

подготовки высококвалифицированных  кадров. Наибольшей

социальной востребованностью  пользуются профессии,

связанные с деятельностью, работой в инфосфере, ее обслуживанием,

ее развитием и т. д.

Пятое — информационная революция оказывает существенное

влияние на социальную стратификацию  общества.

Резко возрастает занятость  в информационной сфере — в  сфере

производства, передачи, хранения знаний и информации.

Обладание знаниями, информацией, компетентность, высокая

квалификация становятся важнейшим фактором вертикальной

мобильности, повышения социального  статуса кадров.

Работники, занятые в инфосфере, стали формировать самую

многочисленную группу работников. Так, в США еще в 70-х гг.

они составляли 47% от общей  численности гражданской рабочей

силы, тогда как индустриальные рабочие составляли около

28%, рабочие в сфере  услуг — 22%, сельскохозяйственные  рабочие

— 3%. К настоящему времени  численность работников

информационной сферы  в ряде стран уже превысила  численность

работников всех остальных  сфер вместе взятых.

 

ГЛАВА 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Среди современных процессов  социальных

изменений все большее  внимание исследователей привлекает

глобализация. Этим понятием обычно обозначают процессы

становления более или  менее единых общемировых систем в

экономике, технологии, информации, политике и т. д. В результате

таких процессов страны и  народы становятся не только

взаимосвязанными между  собой, но и взаимозависимыми.

Глобализм — это новое  осознание всего мира как единого, общего

«места жительства». Именно этим качеством глобализация

коренным образом отличается от существовавшей многие

столетия системы международных  связей и отношений.

В Докладе о развитии человека за 1999 г., подготовленном

экспертами ООН, глобализация на современном этапе характеризуется

следующими моментами:

• появлением на глобальном уровне рынков валюты и капиталов;

• появлением новых инструментов (средств) глобализации,

таких, как Интернет, сотовые телефоны, информационные

сети, в том числе спутниковое  телевидение;

• появлением новых действующих  лиц (организаций), таких,

как Всемирная торговая организация (ВТО), многонациональные

корпорации, всемирные сети неправительственных

организаций (НПО);

• появлением новых правил и норм. Это международные

соглашения по вопросам торговли, услуг, интеллектуальной

собственности и др., которые  имеют обязательную силу для

национальных правительств.

В самом деле, возникает  взаимозависимая по всему миру

глобальная экономика, и  ярким показателем ее становятся многочисленные