Тенденции и перспективы развития финансовой деятельности в Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая работа по дисциплине «Национальная экономика»

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1   Теоретические аспекты исследования финансовой деятельности как вида экономической деятельности 5

1.1  Финансовая деятельность как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура5

1.2 Факторы и условия  функционирования и развития  финансовой деятельности в стране19

1.3  Показатели оценки состояния финансовой деятельности в стране

2   Анализ современных процессов развития финансовой деятельности в РФ

2.1  Общая характеристика современного состояния  финансовой деятельности в России

2.2  Тенденции и факторы развития финансовой деятельности в России 38

2.3  Нормативно – правовая база функционирования субъектов финансовой деятельности

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая деятельность является неотъемлемой функцией государства  с самого начала его возникновения. На определенном этапе развития эта  деятельность государства приобретает  такой уровень и такое значение, что становится необходимым создание специальных органов, которые обеспечивают деятельность государства в сфере финансов.

В современных условиях финансовая деятельность государства  является высокоэффективным способом регулирования, действуя как инструмент влияния на поведение участников общественных отношений.

Финансовая деятельность государства - это организационная  деятельность уполномоченных органов  по образованию, перераспределению  и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения  национального дохода, удовлетворения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но и общества в целом. 
Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Надежная система формирования, распределения и использования фондов денежных средств является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Построение и поддержание экономики, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, требует множества действий, один из важнейших среди которых – ведение надежной финансовой деятельности. Что в свою очередь невозможно без теоретического изучения ее основ. Этим обуславливается актуальность данной работы.

 

Цель данной работы – выявление тенденций и обоснование перспектив развития финансовой деятельности с учетом современных реалий экономического развития страны.

Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи:

- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру финансовой деятельности как вида экономической деятельности;

- систематизировать  факторы и условия функционирования и развития финансовой деятельности на уровне национальной экономики;

- проанализировать  проблемы развития финансовой деятельности;

- представить систему показателей оценки состояния финансовой деятельности и на их основе выявить тенденции и факторы развития финансовой деятельности в России;

- охарактеризовать  нормативно – правовую базу  функционирования субъектов финансовой деятельности в РФ;

- проанализировать  и обосновать перспективы развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере финансовой деятельности.

Предметом исследования являются тенденции, факторы и перспективы развития финансовой деятельности как вида экономической деятельности.

Объект исследования – финансовая деятельность как вид деятельности, осуществляемой в рамках национальной экономики.

Информационная  база курсовой работы включает нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, статьи периодических изданий, а также Интернет – ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 60 страницах машинописного текста и включает 10 рисунков, 4 таблицы, список использованных источников состоит из 22 наименований.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК  ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА

Необходимость использования  финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства — это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование

государства на каждом этапе  его развития. Финансовая деятельность, как особый вид государственной деятельности, прежде всего, направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства. [1,с.10]

Финансовая деятельность — это обязательно плановая деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств, для пополнения доходов с одновременной корректировкой расходов, может дать положительный результат только при четком планировании.[1,10]

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством  о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана  общей целенаправленностью на потребности  общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными  задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных  образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.

Разнообразие функций  обусловлено многозвенностью финансовой системы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство и муниципальные образования осуществляют деятельность по созданию, распределению и использованию разнообразных видов денежных фондов: бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей экономики, государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений.

Помимо этой, широко распространенной в юридической и экономической  литературе точки зрения на содержание финансовой деятельности, высказан и  другой взгляд, соответственно которому она ограничивается лишь функциями образования и распределения денежных фондов, исключая их использование. Однако такое ограничение представляется необоснованным. Ведь именно в использовании финансовых ресурсов соответственно стоящим перед государством задачам и заключается в конечном итоге смысл финансовой деятельности. А отношения, возникающие в процессе этой деятельности, могут обслуживаться, помимо финансового права, и другими отраслями права.

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и  безопасности страны [4, с. 43].

Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И, напротив, могут применяться меры ограничительного характера.

Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений  и местного самоуправления. Важной ее стороной является распределение  финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а  также муниципальными образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Как составная часть  механизма государственного управления и регулирования социально-экономических  процессов финансовая деятельность содержит широкие возможности воздействия на развитие рыночных отношений. На необходимость проявления такой роли государства обращал внимание американский ученый Р. Клитгаард, отметивший, что эффективный рынок не создается сам собой, а является, в частности, продуктом или результатом разумного законодательства, государственной политики. «Успех рыночных реформ, — считает он, — в решающей степени зависит от государственного управления. Этот урок является неожиданностью для тех, кто приветствовал самоустранение государства от управления экономикой». [5, с. 18].

Представляется, что более  обоснованной является позиция авторов, рассматривающих финансовую деятельность государства и финансовую деятельность муниципальных образований в  качестве правового явления, обусловленного объективными условиями развития человеческого общества, в котором действуют товарно-денежные отношения. Е.А. Ровинский в свое время отмечал, что через финансовую деятельность государства отражается (осуществляется) взаимосвязь государства и экономики общества.

В.Н. Ульянова определяет финансовую деятельность государства  и муниципальных образований  как "непрерывную реализацию органами власти их функций по формированию и распределению (перераспределению) финансовых ресурсов посредством денежных фондов для обеспечения ими публичных функций". [7, с.12]

Определяя финансовую деятельность государства (муниципальных образований) как деятельность по планомерному формированию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач, И.В. Рукавишникова совершенно справедливо отмечала, что финансовая деятельность государства (муниципальных образований) осуществляется в соответствии с финансовой политикой государства, при этом используя определение политики как системы целей и концептуальных идей, сформулированное представителями науки теории государства и права. [6, с.17].

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности [1,с.11]:

1) финансовую деятельность  осуществляют органы государства всех трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной — в пределах, имеющихся у них полномочий [2, с.8];

2) финансовая деятельность  носит межотраслевой характер, то есть охватывает все сферы экономики. Так, осуществление финансовой деятельности в какой-либо одной отрасли экономики практически невозможно, поскольку она тесно связана с другими отраслями (например, финансируя сельское хозяйство, государство вынуждено направлять денежные средства и на развитие машиностроения, химической промышленности и др.);

3) финансовая деятельность  является предметом ведения как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предметом ведения Российской Федерации являются установление основ бюджетной, налоговой, кредитной, валютной политики, а также федеральные банки и денежная эмиссия. В предмет ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления входят принятие и исполнение собственных бюджетов, создание региональных и местных внебюджетных фондов и др. В то же время финансовая деятельность в определенных направлениях является предметом совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности в сфере финансирования определенных видов расходов.

В последнее время органы государственной власти РФ разрабатывают меры по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики, включая область финансов.

При характеристике финансовой деятельности Российской Федерации  на современном этапе важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ. Россия исходит при этом из задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных ее экономических отношений с этими государствами, развития интеграционных отношений с ними. Для регулирования и развития такого сотрудничества создан специальный орган — Министерство по делам Содружества Независимых Государств (Минсодружество России). В рамках СНГ имеется Межгосударственный экономический комитет, состоящий из заместителей глав правительств и являющийся постоянно действующим органом Экономического союза.

Внешнеэкономические связи  осуществляют также субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также договорами между федеральными органами власти и субъектами РФ. Общий порядок координации этих связей установлен специальным федеральным законом.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных  функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках, отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Среди основных принципов  можно выделить следующие [1, с.21, 22]:

  • Принцип федерализма

Согласно которому, финансовая деятельность направлена на сочетание  общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

  • Принцип законности

Выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

  • Принцип гласности

Проявляется в процедуре  доведения до сведения граждан, в  том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных  финансово-правовых актов, принятых отчетов  об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

  • Принцип плановости

Означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок  составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих  нормативных актах.

Сущность финансовой деятельности закреплена в  ОКВЭД. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Рассмотрим структуру  финансовой деятельности по ОКВЭД:

65 Финансовое посредничество

Эта группировка включает:

- деятельность, связанную  с получением и перераспределением  финансовых средств, кроме средств,  предназначенных для целей страхования  или обязательного социального  обеспечения

Эта группировка не включает:

- страхование, см. 66

- обязательное социальное  обеспечение, см. 75.30

- управление имуществом, находящимся в государственной  собственности, см. 75.11.8

65.1 Денежное посредничество

  Эта группировка включает:

- деятельность банков  и других финансово-кредитных учреждений, принимающих депозиты

65.11 Деятельность Центрального  банка Российской Федерации

65.11.1 Разработка и проведение  единой государственной денежно-кредитной  политики

Эта группировка включает:

- предоставление кредитов

- привлечение депозитов

- депонирование обязательных резервов

- разработку и реализацию  валютной политики

65.11.11 Регулирование налично-денежного  обращения

Эта группировка включает:

- получение отчетов  и сводок по денежному обращению

- анализ состояния  денежного обращения

- прогнозирование кассовых оборотов

- учет эмиссионных  операций в регионах

- учет резервных фондов

- учет пересылки ценностей

- прием, выдачу, обработку  и хранение денежной наличности

65.11.12 Организация системы  рефинансирования

Эта группировка включает:

- выдачу кредитов, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг

65.11.9 Прочая деятельность  Центрального банка Российской  Федерации

  Эта группировка включает:

- организацию и проведение  операций на открытом рынке  ГКО-ОФЗ

- валютное регулирование  и валютный контроль

- контроль операций  по кассовому исполнению бюджета

- прочую деятельность  Центрального банка Российской  Федерации, не включенную в  другие группировки

65.12 Прочее денежное  посредничество

  Эта группировка включает:

- деятельность денежно-кредитных  учреждений (коммерческих банков и прочих кредитных учреждений, имеющих лицензии на осуществление банковских операций): расчетные и кассовые операции; операции по вкладам, в том числе операции по оптовым вкладам и вкладам в других банках; предоставление кредитов; деятельность, связанную с кредитными карточками и с эмиссией денег; валютные операции

- деятельность, связанную  с почтовыми безналичными расчетами  (жирорасчетами) и почтово-сберегательными  банками

Эта группировка не включает:

- продажу коллекционных  почтовых марок, см. 52.48.36

65.2 Прочее финансовое  посредничество

Эта группировка включает:

- деятельность кредитных  учреждений, не принимающих депозиты (финансовых корпораций и финансовых  фондов, инвестиционных фирм, инновационных  и лизинговых фирм, благотворительных  и спонсорских фондов)

65.21 Финансовый лизинг

  Эта группировка включает:

- деятельность лизинговых фирм и компаний, занимающихся сделками в области лизингового кредитования

  Эта группировка не включает:

- операционный лизинг  в соответствии с видом товаров,  предоставляемых в аренду, см. 71

65.22    Предоставление  кредита

  Эта группировка включает:

- предоставление кредита  учреждениями, не принимающими депозиты

Эта группировка не включает:

- предоставление кредитов  Центральным банком Российской  Федерации, см. 65.11.1

- предоставление кредитов  банками и другими кредитными  учреждениями, принимающими депозиты, см. 65.12

  65.22.1 Предоставление потребительского кредита

65.22.2 Предоставление займов  промышленности

65.22.3 Предоставление денежных  ссуд под залог недвижимого  имущества

65.22.4 Предоставление кредитов  на покупку домов специализированными учреждениями, не принимающими депозиты

65.22.5 Предоставление услуг  по обеспечению кредитных карточек

65.22.6 Предоставление ломбардами  краткосрочных кредитов под залог  движимого имущества

  Эта группировка включает:

- деятельность ломбардов  в области финансового посредничества по предоставлению населению краткосрочных кредитов под залог движимого имущества

Эта группировка не включает:

- продажу ломбардами  принятого от граждан в залог  и не выкупленного движимого  имущества:

  • для автотранспортных средств, см. 50.10
  • для других товаров, см. 52.50

  65.23    Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки

  Эта группировка включает:

- финансовое посредничество, связанное, в основном, с размещением  финансовых средств, кроме предоставления займов

  Эта группировка не включает:

- финансовый лизинг, см. 65.21

- операционный лизинг, см. 71

  65.23.1 Капиталовложения в ценные бумаги

  Эта группировка включает:

- капиталовложения в  акции, облигации, векселя, ценные  бумаги доверительных паевых  фондов и т.п.

65.23.2 Деятельность дилеров

  Эта группировка включает:

- операции с ценными  бумагами, осуществляемые за собственный  счет

Эта группировка не включает:

- операции с ценными  бумагами по поручению других  лиц, см. 67.12

65.23.3 Капиталовложения  в собственность

  Эта группировка включает:

- капиталовложения в  собственность, осуществляемые, в  основном, за счет других финансовых  посредников, например траст-компаний

Эта группировка не включает:

- покупку, продажу  и аренду недвижимого имущества,  см. 70

65.23.4 Заключение свопов, опционов и других биржевых  сделок

65.23.5 Деятельность холдинг-компаний  в области финансового посредничества

Эта группировка не включает:

- деятельность по управлению  холдинг-компаниями, см. 74.15.2

  66 Страхование

Эта группировка включает:

- долгосрочное и краткосрочное  покрытие страховых рисков с  элементом сбережения или без  него

Эта группировка не включает:

- вспомогательную деятельность  в сфере страхования: деятельность  страховых агентов, специалистов  по оценке страхового риска и убытков, специалистов по расчетам оценки страховой вероятности (актуариев), деятельность распорядителей спасательными работами, см. 67.20

- обязательное социальное  обеспечение, см. 75.30

  66.0 Страхование

66.01 Страхование жизни  и накопление

  Эта группировка включает:

- деятельность по страхованию  и перестрахованию жизни с  существенным элементом сбережения  или без него

66.02    Негосударственное  пенсионное обеспечение

66.02.1 Деятельность по  негосударственному пенсионному  обеспечению

  Эта группировка включает:

- деятельность в области  финансового посредничества страховых  касс, компаний, обществ и т.п., связанную  с получением и перераспределением  страховых взносов, обеспечивающих  дополнительное пенсионное обеспечение

Эта группировка также  включает:

- деятельность по управлению негосударственными пенсионными фондами

Эта группировка не включает:

- управление социальными  программами, финансируемыми главным  образом за счет государственных  источников и не предусматривающими  собственного вклада, см. 75.12

- обязательное пенсионное обеспечение, см. 75.30

66.02.2 Страхование ренты

66.03    Прочие виды  страхования

  Эта группировка включает:

- страхование и перестрахование,  не относящееся к страхованию  жизни: дополнительное медицинское  страхование; страхование от несчастного случая, пожара; страхование от болезней; страхование имущества; автотранспортное, морское и авиационное страхование, страхование средств транспорта; страхование на случай денежных убытков; страхование ответственности и прочие виды страхования

66.03.1 Дополнительное медицинское  страхование

Эта группировка включает:

- добровольное медицинское  страхование, осуществляемое за  счет прибыли предприятий и  организаций или личных средств  граждан путем заключения страховых  договоров на получение дополнительного медицинского обслуживания, сверх установленного программами социального обеспечения

  Эта группировка не включает:

- деятельность, связанную  с управлением социальными программами  в области здравоохранения, см. 75.12

- страхование от несчастных  случаев и болезней, см. 66.03.4

- деятельность, связанную  с предоставлением пособий по  болезни, материнству и временной  нетрудоспособности - государственное  медицинское страхование, см. 75.30

- предоставление социальной  помощи и социальных услуг,  см. 85.3