Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в России

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» 

Центр дистанционного образования 
 
 
 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 

Курсовая  работа по дисциплине «Национальная экономика» 
 

   
 
 
 
 
Исполнитель: Н.М.Карасева
  Студент группы: ЭПБ-10 Тур                         
  Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Н.В.Новикова
 
Предварительная оценка: _____________
 
Допуск  к защите:_____________________  
Дата  защиты: _______________________  
Оценка:_____________________________  

Екатеринбург 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….   3

1. Теоретические  аспекты исследования малого  предпринимательства как вида  экономической деятельности ……………………………………………  ……… 5

1.1 Малое предпринимательство  как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………….  5

1.2 Факторы и  условия функционирования и развития  малого предпринимательства в  стране…………………………………………………… 10

1.3 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства ………………    13

2. Анализ современных  процессов развития малого предпринимательства  в Российской Федерации………………………………………………………  ….  21

2.1 Общая характеристика  современного состояния малого  предпринимательства в России………………………………………………. ..    21

2.2 Тенденции  и факторы развития малого  предпринимательства в России…  30

3. Перспективы  развития малого предпринимательства  в России……………  35

3.1 Стратегические  направления развития малого  предпринимательства в стране ……………………………………………………………………………..  35

3.2 Основные направления  государственной политики в сфере  малого предпринимательства …………………………………………………………… 39

Заключение ……………………………………………………………………….  47

Список использованных источников …………………………………………...  51

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 53 
 
 

Введение

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена той  ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого предпринимательства поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малое предпринимательство в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.

В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений  определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Ввиду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема наиболее актуальной в современной жизни страны. 

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым предпринимательством.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1) Раскрыть понятия  и охарактеризовать сущность  и структуру малого предпринимательства  как вида экономической деятельности;

2) Систематизировать  факторы и условия функционирования  и развития малого предпринимательства в стране;

3) Представить  систему показателей оценки состояния  малого предпринимательства на  макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;

4) Охарактеризовать  нормативно-правовую базу функционирования субъектов малого предпринимательства в РФ;

5) Обосновать  стратегические направления развития  и обозначить основные направления  государственной политики в сфере  малого предпринимательства.

Объект исследования - малое предпринимательство как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.

Предмет - тенденции, факторы и перспективы развития малого предпринимательства как  вида экономической деятельности.

Информационная  база курсовой работы включает: нормативно - правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства, статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы, приложений. Содержание работы изложено на 53 страницах машинописного текста, и включает 9 таблиц. Список литературы состоит из 16 источников.

1. Теоретические аспекты  исследования малого  предпринимательства как вида экономической деятельности

1.1 Малое предпринимательство  как вид экономической  деятельности: понятие,  сущность, структура

Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое  место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей  деятельности от внутренней экономической  конъюнктуры и вынужден вести  конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или  малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы -- крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость  и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что  крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная взаимосвязь  с потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка товаров  и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

Как показывает мировая практика, основным критериальным  показателем, на основе которого предприятия  различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся, к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

В России, согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Этот критерий перешел из Закона № 88-ФЗ;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек  включительно - для средних предприятий;

б) до 100 человек  включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Средняя численность  работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия  за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Таким образом, определен критерий выделения малых  предприятий - по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому  представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке. 
 

1.2 Факторы и условия  функционирования  и развития малого предпринимательства в стране

Можно выделить семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства  в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы  их взаимодействия между собой и с основными заинтересованными сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков (Приложение А).

Под доступом к  рынку и условиями конкуренции  понимаются барьеры для сбыта  продукции (в том числе, на рынках других регионов и стран) и для  получения сырья, а также условия  конкуренции между компаниями. Эти  факторы зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.

Человеческие  ресурсы и навыки - это не только доступность и качество (квалификация) кадров для бизнеса, но и наличие  специальных программ по развитию навыков  ведения бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области образования (как среднего, так и высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства и на мотивацию к открытию своего дела.

Фактор "финансовые ресурсы" объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы - от финансирования её запуска до новых инвестиций в оборудование и здания. Роль государства в развитии этого фактора - в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса на всех этапах его роста и при любых уровнях риска. К рычагам государства по развитию этой сферы относятся и налоговая политика, и денежно-кредитная политика, и деятельность государственных банков. К фактору "инфраструктура" относятся производственные, офисные и выставочные помещения (их доступность и качество), транспортно-логистическая инфраструктура (пути перемещения, места и способы хранения и обработки грузов), специализированная инфраструктура, предназначенная для развития бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки и др.).

Технологический потенциал компаний характеризуется  производственным оборудованием и  используемыми технологиями, а в  качестве фактора развития бизнеса - доступом к новым технологиям.

Качество административного  регулирования определяется в двух сферах. Во-первых, на рост фирм влияют общие административные барьеры - объект множества исследований. Во-вторых, в каждой отрасли действует собственное отраслевое регулирование и принят набор стандартов - от них также зависит, насколько легко начать собственное дело и расширить его.

Наконец, фактор "экосистема поставщиков" включает в себя доступность специализированных услуг (например, селекция), нормы и  условия взаимодействия малых и  средних фирм с основными клиентами (при соответствующей структуре отрасли) - крупными "головными компаниями", и между собой (кооперация поставщиков в различных сферах).

Рассматривая  сферу предпринимательства, необходимо кроме перечисленных семи факторов упомянуть еще одну сферу - культуру предпринимательства в обществе. Так, в США малый бизнес традиционно являлся символом "американской мечты" о свободном человеке, который "делает себя сам", открытие своего дела для реализации какой-то идеи всегда было привлекательным, а отношение к предпринимателям в обществе - положительным. По сравнению с Россией и со многими странами Европы, средний житель США более склонен к риску и меньше опасается неудачи (что повышает вероятность повторной попытки открытия бизнеса) вследствие терпимости общества к такому исходу дела. Напротив, в России подобные традиции отсутствуют (или прерваны), стабильная работа в крупной и надежной компании, в целом, более привлекательна для среднего российского жителя, чем открытие своего дела, а любая неудача в бизнесе оказывается серьезным препятствием для карьерного роста. Кроме того, необходимо отметить, что процесс развития всегда зависит от прогресса, достигнутого в предшествующий период. Иными словами, конкурентоспособность малых фирм в будущем зависит не только от перечисленных выше семи факторов, но и от их текущей конкурентоспособности. 

1.3 Зарубежный  опыт развития малого предпринимательства

Малое предпринимательство  в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

Малый бизнес в  США начал свое развитие еще в  эпоху Великой Депрессии, поэтому  его уровень остается стабильно  высоким. Федеральные программы, которые  только еще начинают разрабатываться  в некоторых странах, в США  датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малое предпринимательство обеспечивало в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость.

В отдельных  сферах экономики малые предприятия  доминируют. Так, на их долю в оптовой  торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21% .

Согласно Закону США о мелком бизнесе (1953. ) малая фирма существует и действует независимо от других, предприятий, но не доминирует в своей области.

В Японии к малому бизнесу относят предприятия  в промышленности с числом занятых не более 20 человек, в торговле в сфере услуг - не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и  в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных  предприятий и 34% занятых на них  работников приходится только 52,6% национального  дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.

Но малые предприятия  как возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х  годов ХХ в. более 14 500 предприятий  из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся  секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают  приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование  малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную  деятельность;

кредитование  проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование  малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

кредитование  предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в  коренной модернизации производства.

Основными программами  развития малого и среднего бизнеса  в Германии являются следующие:

программа "Концепция  развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса";

программа "Стимулирование сбережений для открытия своего дела".

Первая программа  обеспечивает финансирования малого бизнеса  Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых "start-up" проектов. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

В рамках реализации федеральных программ предоставляются  кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают  низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Отметим, что  малый бизнес в Германии имеет  свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных  предпринимателей, начали создаваться  торгово-промышленные палаты, которые  явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

В настоящий  момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.