Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации. 2



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая работа по дисциплине «Национальная экономика»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Юрчик А.А.

 

Студент группы: ЭПБ -10Тур                         

 

Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Новикова Наталья Валерьевна

 

Предварительная оценка: _____________

 

Допуск к защите:_____________________

 

Дата защиты: _______________________

 

Оценка:_____________________________

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

 

Введение……………………………………………………………………………...4 

1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства ......6

1.1. Малое предпринимательство как вид предпринимательства: понятие, сущность, особенности              ……………………………………………………………..6

1.2. Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране…………………………………………………...10 1.3. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства………………....13

2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в стране…………………………………………………………………………….21

2.1. Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в стране……………………………………………………21

2.2. Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России….29  

2.3. НПА регламентирующие функционирование субъектов малого предпринимательства в стране…………………………………………………….33

3. Государственное регулирование развития малого предпринимательства в стране……………………………………………………………………………36

3.1. Перспективные направления развития малого предпринимательства в России…………………………………………………………………………….....363.2. Методы государственного регулирования развития малого предпринимательства в стране…………………………………………………....41

Заключение………………………………………………………………………….48Список использованных источников……………………………………………..51

Приложения

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги. Развитие малого предпринимательства в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Объектом рассмотрения данной курсовой работы является малое предпринимательство как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.

Предметом – тенденции, факторы и перспективы развития малого предпринимательства как вида экономической деятельности.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно - правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства, статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет-ресурсы.

Выбор объекта и предмета исследования обусловлен сложившейся экономической ситуацией в России, необходимостью анализа развития малого предпринимательства в стране.

В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса введет к устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема наиболее актуальна в нашей современной жизни.

Также, говоря о роли малого бизнеса в современных условиях, следует подчеркнуть, что он органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Степень изученности данной темы достаточно высока, так как многие исследователи и ученые, как отечественные, так и зарубежные, в настоящее время видят необходимость более детального и глубокого ее рассмотрения. Исследованием малого и среднего предпринимательства, занимались такие ученые, как: Адам Смит, А. Маршал, К. Бодо, Ф. Найт, Кантильон и др.

Цель курсовой работы – произвести характеристику малого предпринимательства в России, выделить специфические особенности и влияние на развитие рыночной экономики.

В рамках поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть правовою сущность малого предпринимательства, а так же определить его место в развитии рыночной экономики в России;

2) исследовать специфику малого предпринимательства;

3) рассмотреть основные проблемы и пути решения в развитии малого предпринимательства

4) определить перспективы развития малого предпринимательства

5) рассмотреть комплекс мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников. Содержание работы изложено на         страницах.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ

 

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

а) собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

б) наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);

в) индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

г) государственного или муниципального служащего;

д) менеджера (управляющий чужим предприятием);

е) пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

ж) учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

и) безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты[1].

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Мировая практика показывает, что основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие "малый бизнес", "предпринимательство" описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, является:

а) численность персонала;

б) размер уставного капитала;

в) величина активов;

г) объем оборота (прибыли, дохода).

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" гласит:

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства[2].

Постановлением Правительства Российской Федерации № 556 от 22 июля 2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг):

1) микропредприятия - 60 млн. рублей;

2) малые предприятия - 400 млн. рублей;

3) средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.[3]

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес в России обладает определенными особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на  условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность  в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе  государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов  производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

 

1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране

 

Можно выделить семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы их взаимодействия между собой и с основными заинтересованными сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков

Под доступом к рынку и условиями конкуренции понимаются барьеры для сбыта продукции (в том числе, на рынках других регионов и стран) и для получения сырья, а также условия конкуренции между компаниями. Эти факторы зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.

Человеческие ресурсы и навыки - это не только доступность и качество (квалификация) кадров для бизнеса, но и наличие специальных программ по развитию навыков ведения бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области образования (как среднего, так и высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства и на мотивацию к открытию своего дела.

Фактор "финансовые ресурсы" объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы - от финансирования её запуска до новых инвестиций в оборудование и здания. Роль государства в развитии этого фактора - в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса на всех этапах его роста и при любых уровнях риска. К рычагам государства по развитию этой сферы относятся и налоговая политика, и денежно-кредитная политика, и деятельность государственных банков.

К фактору "инфраструктура" относятся производственные, офисные и выставочные помещения (их доступность и качество), транспортно - логистическая инфраструктура (пути перемещения, места и способы хранения и обработки грузов), специализированная инфраструктура, предназначенная для развития бизнеса (бизнес - инкубаторы, технопарки, промышленные парки и др.).

Технологический потенциал компаний характеризуется производственным оборудованием и используемыми технологиями, а в качестве фактора развития бизнеса - доступом к новым технологиям.

Качество административного регулирования определяется в двух сферах. Во-первых, на рост фирм влияют общие административные барьеры - объект множества исследований. Во-вторых, в каждой отрасли действует собственное отраслевое регулирование и принят набор стандартов - от них также зависит, насколько легко начать собственное дело и расширить его.

Наконец, фактор "экосистема поставщиков" включает в себя доступность специализированных услуг (например, селекция), нормы и условия взаимодействия малых и средних фирм с основными клиентами (при соответствующей структуре отрасли) - крупными "головными компаниями", и между собой (кооперация поставщиков в различных сферах).

Рассматривая сферу предпринимательства, необходимо кроме перечисленных семи факторов упомянуть еще одну сферу - культуру предпринимательства в обществе. Так, в США малый бизнес традиционно являлся символом "американской мечты" о свободном человеке, который "делает себя сам", открытие своего дела для реализации какой-то идеи всегда было привлекательным, а отношение к предпринимателям в обществе - положительным. По сравнению с Россией и со многими странами Европы, средний житель США более склонен к риску и меньше опасается неудачи (что повышает вероятность повторной попытки открытия бизнеса) вследствие терпимости общества к такому исходу дела. Напротив, в России подобные традиции отсутствуют (или прерваны), стабильная работа в крупной и надежной компании, в целом, более привлекательна для среднего российского жителя, чем открытие своего дела, а любая неудача в бизнесе оказывается серьезным препятствием для карьерного роста[4].

Кроме того, необходимо отметить, что процесс развития всегда зависит от прогресса, достигнутого в предшествующий период. Иными словами, конкурентоспособность малых фирм в будущем зависит не только от перечисленных выше семи факторов, но и от их текущей конкурентоспособности.

 

1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом[5].

Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость.

Так, в США в 90-х годах небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю в оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21% [9, С.25].

Согласно Закону США о мелком бизнесе (1953 г.,) малая фирма существует и действует независимо от других, предприятий, но не доминирует в своей области.

В Японии к малому бизнесу относят предприятия в промышленности с числом занятых не более 20 человек, в торговле в сфере услуг - не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.

Но малые предприятия как возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х годов ХХ в. более 14 500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

программа "Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса";

программа "Стимулирование сбережений для открытия своего дела".

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых "start-up" проектов. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения[6].

В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

Китайское правительство уделяет большое значение развитию малого бизнеса в стране, поскольку именно этот сектор создает новые рабочие места, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Малый бизнес наиболее отвечает принятому в 2006 году тезису - "переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений".

Несмотря на это, малый бизнес Китая все равно нуждается в дополнительной поддержке государства, привлечении инвестиций, расширении программ кредитования малого бизнеса. Осознавая это, китайские власти пытаются всевозможными способами стимулировать экономический рост предприятий малого бизнеса, в частности совершенствуют правовое законодательство в области регулирования деятельности малого бизнеса и налогообложения малых предприятий. Основным из таких законов стал принятый в 2002 году "Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий", который предусматривает равные возможности предприятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.

Как и в других странах, в Китае созданы и активно усовершенствуются государственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Основная их роль и задача - это обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого Коммунистической партией Китая было разработано и утверждено специальное положение о создании "Государственного фонда развития малых и средних предприятий". Данный фонд финансировался исключительно из бюджета Китая и выступал в роли катализатора развития малых предприятий. Государственный фонд призван защитить и отстоять в борьбе с крупными компаниями интересы предприятий малого бизнеса во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование, законную защиту своих доходов.

Китайские программы развития страны предусматривают довольно внушительный экономический рост и увеличение эффективности деятельности народного хозяйства именно за счет комплексного развития, в том числе малого и среднего бизнеса. В частности, утверждены программы, рассчитанные на полную модернизацию китайской экономики вплоть до 2020-2050 годов. Одной из таких программ является принятая в 2003 году программа социально-экономического развития страны до 2020 года, предусматривающая к 2050 году полную модернизацию всей отраслей экономики.

После 2003 года в КНР отмечен небывалый подъем развития малого бизнеса, улучшение рентабельности предприятий, увеличение налоговых поступлений в центральный бюджет. Этот скачок развития был обеспечен, прежде всего, увеличивающимся количеством малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.