Тенденции и перспективы развития современного кооперативного образования

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

1. Возникновение и развитие кооперативного образования

            1.1 Кооперативное образование в дореволюционной России

            1.2 Кооперативное образование в советский период

2. Тенденции и перспективы развития  современного кооперативного образования

           2.1 Современное состояние кооперативного образования

          2.2 Сотрудничество потребительской кооперации и науки

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В начале ХХI века стало очевидным несоответствие состояния образования реалиям сегодняшнего дня в России и тенденциям мирового развития. Назрела необходимость модернизации российского, в том числе и кооперативного образования.

Модернизация осуществляется по многим направлениям. Прежде всего, это качественное обновление содержания образования, основными характеристиками которого являются: гибкость и вариативность (вариативная система преемственного изучения гуманитарных дисциплин), усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, гуманизация, гуманитаризация, информатизация.

Остается в прошлом  образовательная модель, ориентирующая  на получение лишь практических данных разных наук, передачу фрагментарных  знаний, умений и навыков. Перед вузовской  наукой встает задача разработки образовательной  модели с установкой на формирование у молодых людей ценностной объективной  картины мира, системного научного мировоззрения.

Возросла потребность  в воспитании высших нравственных, духовных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

Все вышесказанное говорит  об актуальности выбранной темы: «Кооперативное образование России». Целью данной работы является: теоретическое исследование особенностей кооперативного образования, его истории и перспектив развития и также возрождением кооперативных принципов и ценностей, на которых воспитывались многие поколения в вековой истории кооперативного движения, являвшихся духовно- нравственной основой образовательного процесса. Исторический опыт, извлеченные из него уроки и выводы актуальны и важны для повышения качества подготовки специалистов, для духовно- нравственного воспитания современной студенческой молодежи.

Поставленная цель решается посредством следующих конкретных задач:

- подробное изучении е  процесса становления кооперативного  образования в дореволюционный  период;

- знакомство с кооперативным   образованием в период административно-командной  системы;

- анализ современного  состояния кооперативного образования;

- указать перспективы  развития кооперативного образования  в России.

 

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Возникновение и развитие кооперативного образования берет  свое начало из самой природы кооперативных  отношений, в которых с момента  их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось  чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изначально были сориентированы на воспитании лучших человеческих качеств, просвещение трудящихся, оказании помощи, поддержки тем, кто в ней нуждается.

Особую актуальность представляет исследование системы кооперативного образования на различных ступенях развития, его место и роль в развитии регионального образования, влияние на формирование образовательной инфраструктуры.

Сегодня, в пору возрождения  кооперативных принципов и ценностей  исторический опыт и извлеченные  из него уроки важны для повышения  качества подготовки специалистов и  реализации духовно нравственного  воспитания современной студенческой молодежи.

Объективное научное освещение  процесса становления кооперативного образования в отдельных регионах России имеет значение и в международном  плане. Кооперативные идеи, получившие в ряде стран благоприятную почву  и импульс к развитию, могу быть обогащены теоретическим опытом России.

Из всего множества  проблем, которые находятся в  историографической сфере изучения кооперации, проблема отношений кооперации и образования отражается в наиболее широком диапазоне воззрений. Единодушным считается мнение о неотделимости указанных институтов и их взаимопроникновение. Взгляды разделяются относительного того, считать ли кооперативное образование дополняющей структурой, полностью подчиненной государству, или видеть в нем альтернативную форму образования, во всем самостоятельную и равноправную.

 

 

1.1 КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

 

В начале ХХ века значительное внимание образованная часть российского общества уделяла  образованию крестьянства, ремесленного и рабочего класса. Этим слоям населения  в широких массах было недоступно законченное школьное образование. Как правило, они проходили лишь начальное образование и с 13015 лет, а зачастую и раньше, начинали зарабатывать физическим трудом.

Такое положение  было характерно не только для России, но и для Западной Европы, однако у нас начальных школ не хватало, да и курс обучения в них был  вдвое короче. Российские теоретики  кооперации стремились исправить это  положение путем внешкольного образования.

Проблема  просветительской деятельности в кооперации была законодательно закреплена в 1897 году. В первом параграфе Устава потребительского общества отмечалось, что «… при  потребительском обществе могут  быть, с надлежащего разрешения и  с соблюдением действующих постановлений, организуемы учреждения, имеющие  целью различными средствами и способами  улучшить материальные и нравственные условия жизни членов общества».1

В 1913 году в Киеве состоялся 2 съезд кооператоров. На съезде принимается постановление  «О культурно-просветительской деятельности кооперативов», в котором отмечается, что «необходимо, возможно, большее  участие кооперации в просветительской деятельности, уделение возможно большего количества сил и средств на поднятие народного образования и народного сознания, а посему необходимо обратить особое внимание на развитие хозяйственной деятельности кооперативов в целях как общей культурно-просветительской работы, так, в частности, и кооперативного воспитания населения».2 Немало ученых-кооператоров были выпускниками коммерческих учебных заведений. Согласно статистике к 1913 году система коммерческого образования включала 5 вузов, 224 коммерческих училища, 135 торговых школ. Кроме того, действовали еще более 600 специальных курсов. Основанный А.Л. Шанявским московский народный университет сыграл большую роль в зарождении профессионального кооперативного образования. В 1910 году на его базе были открыты курсы по кооперации, которые позже были преобразованы в Высшие кооперативные курсы Центросоюза. Они предшествовали образованию Московского кооперативного института в 1918 году. Большая заслуга в развитии кооперативного образования в дореволюционной России принадлежит теоретику и практику кооперативного движения А.А. Евдокимову (1872-1941). В настоящее время имя А.А. Евдокимова знает узкий круг специалистов, тогда как в начале ХХ века он был известен представителям самых разных направлений социальной и политической мысли в России. А.А. Евдокимов родился и вырос в семье разорившегося купца и с детства познал все признаки бедности. После окончания Суздальского трехклассного училища поступил работать «мальчиком» в купеческую торговлю колониальным товаром. С 19 лет торговал книгами по фабрикам и деревням вразнос с целью вести культурную работу. Участвовал в первых марксистских кружках Иваново-вознесенских рабочих, за что сидел в тюрьме и высылался под надзор полиции. В 1895 г. А.А. Евдокимов участвует в составлении Программы Иваново-Вознесенского рабочего союза, в котором активно отстаивает пункт об «изменении существующего режима без пролития крови» (ст. 13) и преобладании мер экономической борьбы над политической. Такой установке Евдокимов останется верным до конца своей жизни. В 1905 г. А. Евдокимов создает в Харькове союз защиты прав рабочих, в том же году становится делегатом Первой Всероссийской конференции профессиональных союзов в Москве. В 1905-1907 гг. он – один из лидеров профессионального движения рабочих Москвы, секретарь Московского Центрального бюро союзов. Именно в Харькове А. Евдокимов вступил в кооперативное движение, ведущее положение в российской кооперации он занял, в основном, в московский период своей деятельности. С 1907 года начинается период активной работы в кооперации. В 1909 г. в Москве выходит его книга «К теории кооперативизма», выступаете с докладом на Первом всероссийском съезде в Москве в 1908 г. и в 1913 г. избирается делегатом Всероссийского кооперативного съезда в Киеве. В Харькове продолжает работать секретарем Комитета содействия сельскохозяйственной кооперации. С 1913 г. преподает в университете им. Шанявского в Москве, становится членом правления народного банка, секретарем редакции «Вестника кооперативных союзов». Подробнее остановимся на проекте общеобразовательных курсов для крестьян, предложенных А.А. Евдокимовым, который активно обсуждался в кооперативных и агрономических кругах Москвы. Этот проект автор подробно изложил в книге «На пути к высшей крестьянской школе» (М., 1915). Идея высшей крестьянской школы была взята из практики Скандинавских стран. А. Евдокимов отмечал, что «в великом деле возрождения села педагогика и кооперация стоят рядом… в деле внешкольного образования кооператоры кровно заинтересованы… если кооператоры не примут заблаговременно мер, чтобы увеличить состав подготовленных работников, чтобы вытянуть из рядов крестьян живые силы и способности, то кооперированному делу грозит прорыв безлюдья…».3

А. Евдокимов  указывает, что задача кооперативного образования слагается из двух главнейших разделов: а) подготовка работников кооперативного дела; б) распространение кооперативных  идей, сведений, навыков, чувствований в массы населения. По первому  разделу российские кооператоры  преимущественно сосредоточились  на устройстве курсов для подготовки нужных им работников. Выделяется несколько  групп кооперативных работников. В первой группе – агрономы, инструкторы, журналисты, ученые, разрабатывающие  вопросы кооперативной теории и  практики. Вторую группу составляют счетоводы, члены правления, советов и ревизионных  комиссий, занятые непосредственной местной работой. Третья группа –  ближайшие сотрудники кооператива, люди со склонностью к общественной работе. Они же являются кандидатами  на замещение выборных лиц и на должности счетоводов. И наконец, четвертая группа – это все  члены товарищества местное трудовое население, которое постепенно втягивается  в товарищеское дело. Для подготовки работников первой категории служит практическая жизнь, высшая и средняя  школа и курсы при университете им. Шанявского. Для второй группы устанавливаются  местные кооперативные курсы. Школой практической подготовки для этой группы служат кооперативные совещания  и съезды. Местные кооперативные  курсы занимают центральное место  во внешкольной работе кооператоров. С 1910 по 1915 года такие курсы стали  обычным периодическим явлением во многих провинциях. Весной 1915 г. в университете им. Шанявского были организованны курсы «По устройству местных кооперативных курсов». По мнению А.А, Евдокимова, местные кооперативные курсы должны иметь «центр тяжести в прикладных знаниях». Он полагал, что учить деревенских кооператоров счетоводству и делопроизводству является наиболее практичной задачей. Устроителями большей части курсов были в 1913 г. земства, на долю которых приходилось 53,2% от общего числа курсов.

Постепенно  эти курсы становились все  более общеобразовательными.  А. Евдокимов отмечал широкое внедрение  кооперации в жизнь, захват все новых  и новых отраслей хозяйствования, что требовало от своих созидателей  известного общественного кругозора, понимания общественно-хозяйственных  явлений и закономерностей и  кооперативного миросозерцания все  более становились общественные науки. Таким образом, А.А. Евдокимов  предпринял не только теоретические, но и практические шаги в использовании  возможностей кооперации в культурном развитии широких народных масс. Он считал, что кооперации принадлежит  и большее значение в нравственном становлении общества.  «В тусклой  повседневной жизни мы освоили по преимуществу хозяйственное значение кооперации…  Но мы не протянули  еще крепких незыблемых нитей  к главным устоям духовной культуры. Мы не создали Школы Человеческого  Характера, как о том мечтал великодушный Р. Оуэн». Участие в управлении и  хозяйственной деятельности пайщиков, в основе своей – малограмотных  жителей сельской местности, требовало  разъяснительной и просветительской работы, которую проводили кооператоры. Открывались свои кооперативные  дома. К началу 1916 года их насчитывалось 159. Центросоюз и некоторые губернские союзы имели свои типографии, выпускающие  газеты, журналы, брошюры и т.д.

В дальнейшем в системе потребительской кооперации России сложилась полноценная система  образования, отвечающая специфическим  условиям хозяйственной деятельности кооперативных организаций.

1.2 КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В  СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

После социалистической революции 1917 года кооперативное образование  продолжало свое развитие. К концу 20-х  годов подготовкой кадров для  кооперации занимались целый ряд  высших учебных заведений страны: Московский институт народного хозяйства  им. Ф. Энгельса, Московский промышленно-экономический  институт им. А.И. Рыкова, а также  на факультете народного хозяйства  Иркутского госуниверситета.4

Прием студентов  для потребительской кооперации осуществляли и другие вузы и техникумы: Киевский кооперативный институт, Луганский  техникум, Саратовский государственный  университет им. Н.Г. Чернышевского, открывший кооперативное отделение.5

Московский  институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханого имел кооперативное  отделение на экономическом факультете и осуществлял подготовку специалистов по двум направлениям: потребительской  кооперации; сельскохозяйственной кооперации и кооперативного кредита. В Московском промышленно-экономическом институте  кооперативные дисциплины включались в планы торгового отделения. Заслуга Саратовского государственного университета в том, что он проводил зимнюю производственную практику, чего не было в других вузах.6

В советский  период в стране была сформирована двухуровневая система профессиональной подготовки будущих работников, обеспечивающая потребность в специалистах со среднем  и высшим образованием. Техникумы, училища, школы осуществляли профессиональную подготовку специалистов (товароведов, бухгалтеров и т.п.) и работников массовых профессий (продавцов, поваров и т.п.). Такими учебными заведениями располагали практически все областные и краевые потребительские союзы. Таким образом, кооперативные организации обеспечивали подготовку и переподготовку рабочих специальностей для собственных предприятий. Тем не менее, корпорации не хватало квалифицированных специалистов, поэтому возникла необходимость создать специализированный институт потребительской кооперации, который готовил бы специалистов по следующим отраслям кооперативной деятельности:

- организационная,  отчетно-финансовая, ревизионная и  рационализаторская;

- планово-экономическая  (экономисты-плановики и экономисты-статистики);

- торгово-производственная (организаторы и руководители  оперативных отделов кооперативных  организаций и экономисты-специалисты  по основным товарным группам,  экономисты-производственники по  хлебопечению и общественному  питанию и др. отраслям);

- культурно-просветительская (организаторы и руководители  культработы, инструкторы-культурники,  инструкторы-методисты, специалисты  книжного дела и печати, кинофикации  и другие квалифицированные работники  в области социально-культурного  строительства).7

Предполагалось  так же, что институт будет осуществлять научные разработки кооперативных  проблем, вести курсы переподготовки, распространять кооперативные идеи в массы. Итогом явилось решение  Центросоюза в 1928 году создать специализированный вуз для потребительской кооперации. Положение об институте потребительской  кооперации было принято в 1928 г. На объединенном Пленуме Правлений РСФСР и  СССР. Подробнее остановимся на развитии кооперативного образования в Саратовской  губернии (области) в период советской  власти.

История развития кооперативного образования  в Нижневолжском крае начинается с 20-х гг. ХХ в., когда на потребительскую  кооперацию возлагалось обслуживание всего населения. По предложению  профессора А.А. Рыбникова для подготовки торговых работников в Саратове в  1918 г. Была открыта школа им. Н.Г. Чернышевского. Учебный план школы предусматривал прохождение счетоводства, товароведения и общеобразовательных дисциплин. Срок обучения в школе был годичным, с контингентом учившихся 100 человек. Необходимые средства для организации школы в сумме 75 тыс. руб. были внесены кооперативными организациями. В 1920 г. Из-за тяжелого продовольственного положения школа была объединена с Бековским сельскохозяйственным училищем. В 20-е годы потребительская кооперация развивалась очень быстрыми темпами, но, не смотря на это, по-прежнему оставалась острая нехватка высококвалифицированных кадров для кооперации. Именно поэтому на первом Всесоюзном совещании по кооперативному просвещению была определена одна из первых задач – подготовка и переподготовка кадров кооперативных работников. В Нижневолжском крае для среднего и низшего звена (продавцы, счетоводы, члены правлений) кооперативных работников стали создаваться школы. Так в Сталинграде была образована трехгодичная школа ФЗУ нарпита,  где обучалось 120 человек, в Элисте – трехгодичная кооперативная школа на 240 человек, в Покровске – национальная немецкая трехгодичная кооперативная школа на 120 человек. Также открывались и кооперативные техникумы: Покровский четырехгодичный национальный промышленно-экономический техникум, который позже был реорганизован и расширен в четырехгодичный краевой кооперативный техникум на 460 человек (с подготовительным отделением для представителей национальных меньшинств). По стране было открыто 33 отделения кооперативных техникумов. Открытие кооперативных школ и техникумов требовало своих педагогических кадров, которых остро не хватало. Поэтому в Саратове было открыто кооперативное отделение при педтехникуме. К концу 20-х годов крайсоюзом было принято решение развернуть в Саратове самостоятельный педагогический институт потребкооперации. До этого единственным специальным везом для подготовки преподавателей кооперации являлись Высшие педагогические курсы при институте народного хозяйства им. Плеханова, кооперативном отделении которого обучалось 50 слушателей. Госуниверситет в Саратове по преподаванию кооперативных дисциплин несколько уступал столичным вузам, так как в нем отсутствовала специализация по основным видам кооперации.  Курсы имели обобщенный  характер (кооперативное счетоводство, кооперативное страхование, кооперативное право, экономика, торговля и т.д.). Однако положительным моментом являлось то, что Саратовский университет проводил производственную практику, чего не было в других вузах.

Для подготовки специалистов – кооператоров в 1929 году в Саратове был открыт кооперативный  техникум, а в 1930 году по инициативе облпотребсоюза в Саратове создаются  курсы обучения  кооперативных  кадров, на которых за год подготовлено 94 счетовода, 20 бухгалтеров и прошли переподготовку 26 бухгалтеров. Одновременно с 1 сентября 1939 года в г. Хвалынске был открыт межобластной кооперативный техникум с товароведным и бухгалтерским отделениями. Первым директором техникума был А.В. Рамазаев. Техникум размещался в семи зданиях, которые были арендованы у Горжилуправления сроком на 20 лет. Здесь располагались учебные аудитории, библиотека, кабинеты, столовая, общежитие, подсобные помещения. К началу пятидесятых годов контингент учащихся техникума составлял около 300 человек. Молодые специалисты распределялись в Саратовскую, Ульяновскую, Куйбышевскую, Смоленскую области. В целях приближения процесса специалистов потребительской кооперации к областному центру в 1955 году Хвалынский кооперативный техникум был переведен в г. Энгельс, в здание, где с 1941 г. Функционировала торгово-кооперативная школа с годичным сроком обучения. Соединяя в себе две структуры: кооперативный техникум и кооперативное училище, школа готовила продавцов, ревизоров, инструкторов торговли, пекарей, поваров, бухгалтеров, плановиков. С переводом в Энгельс Хвалынского кооперативного техникума, торгово-кооперативная школа влилась в его структуру. В 1962 году на материально-технической базе техникума был открыт учебно-консультационный пункт Московского кооперативного института, который приступил к подготовке экономистов и товароведов высшей категории. С 1964 года Энгельсский кооперативный техникум размещается в новом 4-хэтажном учебном корпусе. Часть его площадей были отданы под общежитие. В 1965 году при техникуме открылась столовая на 80 посадочных мест, началось строительство нового общежития на 400 мест и двухэтажных домов на 16 квартир для преподавателей и сотрудников. Усиление материально-технической базы учебных заведений потребительской кооперации, а также возрастание потребности в квалифицированных кооперативных кадрах создали предпосылки для дальнейшего расширения кооперативного образования в области, создания новых образовательных структур. В 1959 году в г. Балашов Саратовской области переводится  Грозненский заготовительный техникум, который в 1968 году постановлением Роспотребсоюза был переименован в Балашовский пушно-меховой техникум. Первым его директором был Е.А. Ревцев. В 1959 году техникум имел только одно отделение «Товароведение животноводческого сырья и пушнины с животноводческим уклоном», В 1960 году было открыто отделение «Товароведения и переработки сельскохозяйственной продукции». С 1963 по 1968 гг. техникум готовил звероводов и охотоведов. Наряду с основными специальностями проводилась подготовка кадров по технологии хранения и переработке заготовителей продуктов и сырья. Первым директором училища была В.И. Калашникова.

Важной  датой в истории кооперативного образования Саратовской области  стал 1967 год. В этом году произошло  два значительных события: преобразование учебно-консультационного пункта Московского  кооперативного института в филиал и образование Энгельского кооперативного училища. Оба этих учебных заведения  размещались на учебных площадях Энгельского кооперативного техникума. Первым директором филиала, преобразованного в последствии (1976 г.) в Саратовский факультет Московского кооперативного института был Х.В. Казбеков, возглавлявший ранее учебно-консультационный пункт. Филиал готовил кадры высшей квалификации без отрыва от производства по экономическим и товароведным специальностям. В первые годы существования филиала в регион его обслуживания входили предприятия и организации потребительской кооперации Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Орловской, Липецкой, Волгоградской, Ульяновской, Куйбышевской областей, также Мордовской и Чувашской АССР. После преобразования в 1976 году филиала в факультет в регион его обслуживания вошли Саратовская, Куйбышевская, Волгоградская, Тамбовская, Оренбургская, Астраханская и Уральская области. К этому времени численность студентов-заочников Московского кооперативного института, обучающихся в г. Энгельсе, составила около 2000 человек. Первым директором Энгельского кооперативного училища был В.Е. Столяров. Училище готовило продавцов, кулинаров, механиков холодильных установок, позднее кондитеров, заготовительной сельскохозяйственной продукции. Для подготовки продавцов, поваров, пекарей при училище было организованно одиннадцать школ-магазинов, школа-столовая и школа-пекарня с шестимесячным сроком обучения. Практику учащиеся проходили на лучших предприятиях. Кроме этого, подготовка массовых профессий велась также через краткосрочные курсы и индивидуально-практическое обучение непосредственно за прилавком магазина, столовой, в пекарне и на складах. К середине 80-х годов в училище обучалось более 500 человек. Педагогический коллектив состоял из опытных преподавателей, мастеров производственного обучения, многие из которых пришли непосредственно с производства. Помимо учебных занятий под их руководством проводились выставки кулинарного и кондитерского творчества, конкурсы продавцов «А ну-ка, девушки», ярмарки распродажи изделий учащихся. Все это способствовало профессиональному становлению будущих работников потребительской кооперации. В 70-е – 80-е годы постоянно идет процесс дальнейшего расширения подготовки специалистов в Энгельсском кооперативном техникуме. Наиболее интенсивно этот процесс по заочной форме обучения. Уже в начале 70-х годов Энгельсский кооперативный техникум готовил свыше 600 человек с отрывом от производства и 2000 без отрыва от производства. Только с 1967 по 1978 годы техникум через очное и заочное обучение подготовил 2450 специалистов. Для улучшения работы с молодыми специалистами регулярно созывались областные конференции и семинары. В трех крупных райпотребсоюзах – Ершовском, Пугачевском и Энгельсском были созданы советы молодых специалистов, которые следили за правильным использованием окончивших техникумы, институт, за их производственно-техническим ростом, оказывали им содействие в улучшении жилищно-бытовых условий. Кроме того, в области функционировало четыре учебно-консультационных пункта техникума.

В 1989 году Энгельсскому кооперативному техникуму  исполнилось 50 лет. Эта дата широко отмечалась кооператорами Саратовского облпотребсоюза. Была организованна  встреча выпускников, на которую  съехались более 600 кооператоров всех поколений. За 50 лет техникум подготовил более ста тысяч специалистов. Проблема подготовки кадров для кооперации актуальна и сегодня, именно этим продиктовано содержание второй главы  данного реферата.

 

2. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее  время высшие учебные заведения  потребкооперации осуществляют подготовку специалистов высшей квалификации для  формирования управленческого персонала Центросоюза, республиканских, краевых, областных и других организаций системы потребкооперации. Специалисты вузов потребкооперации могут работать в управленческом аппарате других организаций: акционерных обществ, хозяйственных товариществ, государственных и муниципальных предприятий, фондах.

Базовыми  высшими учебными заведениями потребкооперации до недавнего времени являлись Московский, Белгородский, Сибирский университеты потребкооперации. При университетах  создано 35 филиалов. Семь филиалов получили статус институтов. Географически вузы расположены так, что каждый из них  ведет подготовку специалистов для  определенного региона. Потребительская  кооперация России имеет 60 техникумов, 5 колледжей, 58 филиалов средних учебных  заведений, 5 профессиональных училищ. Контингент студентов превышает 150 тыс. человек, из них 60,3 тыс. человек  обучаются в университетах потребительской  кооперации и их филиалах. В настоящее  время все кооперативные институты  страны объединены в единую образовательную  структуру Российский университет  кооперации. Самостоятельный статус сохраняют Белгородский и Новосибирский  университеты потребительской кооперации. Постоянные изменения в экономической  и социальной политике, в правовых вопросах требуют проведения мероприятий  по повышению квалификации и переподготовке кадров. Основными формами повышения  квалификации являются курсы и семинары, организуемые для руководителей  и специалистов разных уровней. Образовательные  учреждения потребкооперации находятся  в собственности союзов потребобществ, которые являются их учредителями. Учредителями всех вузов потребкооперации является Центросоюз РФ. Учредителями средних специальных учебных  заведений выступают республиканские, краевые, областные потребительские союзы. Учебные заведения потребкооперации входят в единую образовательную систему России и руководствуются образовательными стандартами и другими нормативными документами. Учебные заведения потребительской кооперации реализуют права пайщиков на образование, предоставляют преимущественное право при зачислении, пользовании библиотечным фондом, спортивными сооружениями, общежитиями, при обучении на подготовительных курсах. Потребительские общества должны предоставлять пайщикам или их детям льготы при направлении на учебу по оплате, назначении на стипендию, гарантию трудоустройства после окончания учебного заведения по решению общих собраний или совета общества (союза). Потребительское общество (союз) может заключить договор с пайщиком-абитуриентом, по которому организация полностью или частично оплачивает обучение, а пайщик после получения образования обязуется отработать определенный срок или в период обучения выполнить задание, актуальное для потребительского общества (союза). В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года указаны цели и задачи образовательных учреждений потребительской кооперации. Таковыми являются:

- удовлетворение  потребности кооперативных организаций  в квалифицированных специалистах;

- обеспечение  высокого уровня кадрового состава  работников;

- повышение  престижа кооперативного образования;

- введение  новых специальностей и специализаций,  актуальных на рынке труда;

- повышение  профессионального уровня преподавателей, их умений и компетенции;

- создание  современного методического обеспечения;

- способствование  эффективному взаимодействию всех  уровней профессионального образования;

- повышение  роли и активизации профессиональной  ориентации, формирование новых  форм партнерства с кооперативными  организациями;

- повышение  качества подготовки специалистов;

- обеспечение  научного сопровождения реформ  потребительской кооперации;

- внедрение  новых технологий обучения;

- обеспечение  доступности профессионального  образования для сельского населения;

- создание  эффективного механизма обмена  опытом и знаниями в области  профессионального образования.8

Конкурентоспособность кооперативного образования во многом определяется процессом развития образовательной  системы России,  который характеризуется:

- повышением  общего уровня образованности  населения, требований к уровню  культуры и профессиональной  квалификации граждан;

- становление  системы непрерывного образования;

- увеличением  продолжительности получения основного  общего и общего среднего образования;

- адаптацией  молодежи к меняющимся условиям  жизни общества;

Открытостью образования, доступностью получения  знаний и широкой информативностью населения, созданием условий для  индивидуализации обучения, широкого охвата обучением всех категорий  населения, новыми подходами к организации  вступительных испытаний в профессиональные образовательные учреждения;

- координацией  потребностей в общем и профессиональном  образовании;

- формированием  новых партнерских отношений  между образований и рынком  труда, новой культурой обучения;

- эффективным  взаимодействием всех секторов  образования.

Информационно-просветительская деятельность образовательных учреждений потребительской кооперации направлена на воспитание у подрастающего населения  духовной культуры, ориентированное  на дальнейшее развитие идей и принципов  потребительской кооперации.