Тенденции и структура современной налоговой политики в РФ

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

     Институт  налогов и налогового менеджмента

     Кафедра налоговой политики и налогового менеджмента 
 

     Курсовая  работа

     По дисциплине «Налоговая политика»

     На тему: «Тенденции и структура современной налоговой политики в РФ». 
 
 

     Выполнила студентка

     Очной формы обучения

     Специальности «Налоги и налогообложение»

     III курса 1 группы

     _____________ Волкова Ю. М.

                                                                               (подпись) 
 

     Руководитель  работы:

     доцент, к.э.н.

     ___________ Кознышева Л. В.

                                                                                (подпись) 
 
 

Москва  2010

Оглавление 

 

Введение.

     Налоги  и их функции отражают реальный базис, то есть объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике. Налоговая политика является важнейшим инструментом государственного регулирования, влияет практически на все социально-экономические сферы жизни общества и неразрывно связана с основными элементами государственного управления. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует или сдерживает экономическое развитие, регулирует основные макро – и микроэкономические пропорции.

     На  протяжении ряда лет, связанных с переходным периодом в развитии экономики России, предпринимались попытки совершенствовать налоговую политику, реформировать налоговые отношения, изменить налоговую систему и сделать ее эффективной.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Проблема совершенствования, оптимизации налоговой политики остается весьма актуальной и в настоящее время.

     Целью курсовой работы является определение  основных тенденций современной  налоговой политики в Российской Федерации.

     В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

    1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
    2. Определить структуру налоговой политики.
    3. Проанализировать тенденции современной налоговой политики в Российской Федерации.

 

     Понятие, сущность и основные виды налоговой политики.

     История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и  инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов. Например, правительства стран могут использовать налоговую систему для перераспределения доходов между членами общества, стимулировать некоторые виды деятельности. Сознательное использование налогов для достижения определенных целей происходит в рамках налоговой политики.

     Налоговая политика представляет собой систему  налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов  государства и регулировании  экономики. Налоговую политику рассматривают в широком и узком аспектах. В широком она охватывает вопросы формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников (налогов и займов соответственно). В узком аспекте налоговая политика охватывает деятельность государства только в сфере налогообложения - установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачислений в бюджет. Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.

     Налоговую политику осуществляют органы государственной  власти в соответствии со своей компетенцией. Если говорить о федеральном уровне власти, то наряду с высшими органами власти, в данном случае обладающими общей компетенцией, такими, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, налоговую политику осуществляют и органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией.

     Не  умаляя значимости высших органов государственной  власти в деле выработки стратегических позиций налоговой политики, следует  признать, что непосредственно ее проводят и реализуют именно органы специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере налогов и сборов. В данном случае управление как метод осуществления налоговой политики заключается в организующей и распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

     В этой связи следует принять во внимание, что управление налогообложением на федеральном уровне осуществляется органом исполнительной власти, выполняющим  функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности на территории Российской Федерации. Таковым является Министерство финансов Российской Федерации. Этот федеральный орган исполнительной власти принимает соответствующие нормативные правовые акты, в т.ч. утверждающие формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций, осуществляет организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.

     Содержание  и цели налоговой политики обусловлены  макроэкономическими задачами государства  на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой  политики государство должно обеспечить решение:

    1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
    2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
    3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

     На  выбор конкретного варианта решения  в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая  экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.

     В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно  увязанные методологические посылки:

    1. использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;
    2. использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

     Формирование  налоговой политики должно строиться  на соблюдении следующих принципов:

    • стабильности налоговой системы;
    • одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;
    • равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;
    • одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

     Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной  функции налогов - пополнение государственной  казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

     Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.

     Во  втором случае налоги используются в  качестве инструмента воздействия  на условия и факторы общественного  воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию  и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

     Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

     Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая  тактика. Тактика и стратегия  неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы.

     Исходя  из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

    • фискальные - повышение доходов государства;
    • экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
    • социальные - перераспределение налогов в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
    • международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

     Условно выделяют три возможных типа налоговой политики :

     Первый  тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При  выборе этого пути неизбежно возникновение  ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

     Второй  тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство  максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая  политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

     Третий  тип — налоговая политика с  достаточно существенным уровнем налогообложения  как для предприятий, так и  для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем  социальной защиты, существованием множества  государственных социальных гарантий и программ.

     Для России характерен первый тип налоговой  политики в сочетании с третьим.

 

Структура налоговой политики РФ.

     Налоговая политика выступает составной частью финансовой политики государства. Она  воплощается в совокупности мероприятий государства по установлению и взиманию налогов и использования их в общегосударственных интересах.

     Формирование  современной налоговой политики в РФ происходило в условиях перехода к новым, рыночным методам регулирования  народного хозяйства. Эти обстоятельства потребовали радикальных изменениям в существовавшей ранее налоговой системе, созданию и внедрению принципиально нового налогового механизма, новой налоговой политики и нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы в новой системе должны предоставляться по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирование научно-технического прогресса, защита окружающей среды.

     В Российской Федерации принят закон  «Об основах налоговой системы». Он определяет не налоги, а организацию налоговой системы, понятия «налог», «сбор», «пошлина», «плательщики», «налоговые обязательства» и другие обязательства налогоплательщиков и налоговых служб, распределение налогов по бюджетам разного уровня. Зачем это сделано?

     Раньше в нашей стране все налоговые поступления шли в центр. И только потом они вновь распределялись по регионам через бюджет. В результате местное руководство порой оказывалось без средств. Это не давало ему возможности решать даже элементарные проблемы. Если же поручить собирать налоги не центру, а местным властям, то тогда без средств может оказаться уже центр, что сделает финансово не обеспеченной его работу.

     Налоговая система России практически создается  заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику.

     Система налогообложения должна опираться  на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах  в соответствующей ситуаций.

     Основными целями налоговой политики в РФ являются обеспечение более полной и своевременной мобилизации доходов бюджетов различных уровней власти, и создание условий для регулирования производства и потребления как в народном хозяйстве в целом, так и по его отдельным сферам.

     Налоговая политика в России осуществляется на основе единых для всех экономических агентов принципов независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правового статуса. Основными из этих принципов являются: равнонапряженность налогового изъятия, однократность налогообложения, стабильность, гибкость, простота, доступность и определенность налогового законодательства.

     Содержанием налоговой политики является организация  и развитие налоговой системы  в государстве. В Российской Федерации налоговая система имеет три уровня налогов и сборов:

    1. федеральные налоги, сборы и пошлины;
    2. региональные налоги и сборы;
    3. местные налоги и сборы.

     К налоговым доходам относятся налоги и сборы, перечень которых определяются налоговым кодексом РФ.1

     К федеральным относятся налоги, сборы  и пошлины, обязательные к уплате на всей территории России, а именно:

    • Налог на добавленную стоимость
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог (с 01.01.2010 - страховые взносы)
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина

     К региональным относятся налоги и  сборы, устанавливаемые, вводимые в  действие законами субъектов РФ в  соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ:

    • Налог на имущество организаций
    • Налог на игорный бизнес
    • Транспортный налог

     При установлении региональных налогов  представительные органы власти субъектов  РФ определяют следующие элементы налога:

    • налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
    • порядок и сроки уплаты налога;
    • форму отчетности по каждому региональному налогу;
    • налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Местные налоги включают:

    • Земельный налог
    • Налог на имущество физических лиц

     Акцизы  – это налоги на производство и  продажу определенных товаров, включаемый в цену или тариф отдельных  групп. Ими облагается установленный  законом перечень товаров. В настоящее  время в РФ в этот перечень включает спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, автомобили, а также отдельные виды минерального сырья. Устанавливаются разные ставки акцизов для различных товаров.

     Акцизы  зачисляются в бюджеты соответствующих  уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом  о федеральном бюджете на конкретный год.

     Специальные налоговые режимы

    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН)
    • Упрощенная система налогообложения
    • Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству  удается удовлетворить различные  потребности его граждан. Доля налоговых  поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В  России налоговые доходы в настоящее время  составляет почти 96%.2

     В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета наибольшую долю занимают поступления от НДФЛ(27%), НДС(25%) и налога на прибыль организаций (17%), а основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (38%) и налога на добычу полезных ископаемых (29%).

     Налоговые доходы консолидированного бюджета  субъектов РФ представлены, прежде всего, поступлениями от налога на прибыль  организаций и на доходы физических лиц, за счет которых формируется около 70% налоговых доходов указанных бюджетов.

 

Налоговые системы зарубежных стран.

Налоговая система Франции.

     Налоговая система нацелена в основном на обложение  потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %. Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22%. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет. Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.

Налоговая система Германии.

     Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического  и экономического устройства. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). В настоящее время в Германии два крупнейших налога - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет - 28%. Общая ставка составляет 15%, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7%. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80%.

Налоговая система Канады.

     Канада  имеет децентрализованную трехступенчатую налоговую систему она состоит из федеральных налогов, налогов провинций и местных (муниципальных) налогов. Федеральные обеспечивают - 48%, региональные - 42%, муниципальные - 20% поступлений. Все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, что создает комплексный и единый характер. Главным налогом является подоходный налог с физических лиц. Взимание налога осуществляется по прогрессивной ставке 17%, 26%, 29%. Второй по величине налог - с продаж. Действующая налоговая ставка - 12 %. Налог с продаж - это аналог налога на добавленную стоимость (НДС). В доходной части бюджета Канады он занимает около 17%. Еще одним крупным налогом является налог на прибыль корпораций, который имеет вес 10% в общей доходной части федерального бюджета.

Налоговая система Швеции.

     Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налогообложение ориентировано на потребление. Налоги на личные налоги граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20% дают прямые налоги. НДС взимается в бюджет по ставке 25% (ставка самая высокая в мире), для продовольственных товаров - до 21%, для гостиничных услуг - 12%. Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, образование и др. Отчетный период для НДС - 2 месяца. Занижение НДС карается штрафом - 20% от суммы занижения налога. В Швеции налог на корпорации составляет 28. Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда.3