Тенденции ликвидации коммерческих банков в России, на современном этапе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

1. Прекращение  деятельности коммерческого банка……………………………………...….5

    1.1 Понятие  реорганизации коммерческого банка……………………………………5

             1.2 Понятие отзыва лицензии у  коммерческого банка………………………………8

             1.3 Общие принципы ликвидации  коммерческого банка………………………….14

             1.4 Принятие решений о ликвидации кредитных организаций…………………...20

 2.  Ликвидация коммерческих банков в ходе экономического кризиса………………..….23

3.Тенденции ликвидации коммерческих банков в России, на современном этапе………..26

Заключение……………………………………………………………………………………..35

Список литературы…………………………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Деньги, кредит и отношения, связанные с  их движением занимают особое место в системе общественных отношений. С их помощью отдельные личности и общество в целом становятся богаче. Однако, неразумное обращение с деньгами, игнорирование законов и правил обращения с ними может привести к негативным последствиям.

     Вопросы совершенствования государственного регулирования процесса ликвидации коммерческого банка в России всегда имеют большое значение в условиях кризиса экономики. Особое значение они приобретают в ситуации, когда необходимо эффективное регулирование банковской деятельности.

     Актуальность  темы заключается в том, что именно от банковской системы, ее государственного регулирования, а в частности  от денежно- кредитной политики Центробанка  зависит экономика страны. Это  составная часть единой государственной  экономической политики, проявляющаяся в воздействии на процесс ликвидации коммерческого банка в России.

     В данной работе мы рассмотрим такой  важный вопрос, связанный с кредитными организациями, как правовой аспект ликвидации организации, трудности, связанные  с подготовкой и проведением процесса ликвидации кредитной организации, вопросы возникающие при этом.

     Для того, чтобы раскрыть тему, необходимо сначала дать определение объекту  изучения данной курсовой работы ,это коммерческий банк. Коммерческий банк – это негосударственное кредитное учреждение специализирующееся на приеме депозитов, краткосрочном кредитовании и расчетном обслуживании клиентов, занимающееся также посредническими операциями, осуществляющее универсальные банковские операции для предприятий всех отраслей главным образом за счет денежных капиталов и сбережений, привлеченных в виде вкладов. Коммерческие банки. проводят расчетные и платежные операции, эмиссию ценных бумаг, предоставляют ссуды и гарантии и т.д. Коммерческие банки. по форме собственности подразделяются на частные (индивидуальные и акционерные) и государственные.

     Предмет исследования – порядок прекращения  деятельности коммерческого банка.

     Целью настоящей работы является исследование порядка прекращения деятельности коммерческого банка.

     Теоретической и методологической основой исследования явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам хозяйствования коммерческого банка в рыночных условиях. При этом были использованы источники учебно-методической, монографической и периодической литературы по управлению деятельностью коммерческого банка.

     Результаты  исследования сформулированы в выводы и предложения о порядок прекращения  деятельности коммерческого банка.

     Настоящая работа выполнена на базе системного подхода к изучению предмета исследования.

     Проблемы  реорганизации и прекращения  деятельности предприятий весьма актуальны  для современной российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты  деятельности предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Прекращение деятельности коммерческого банка

    1.1. Понятие реорганизации коммерческого банка

     Прекращение деятельности банка происходит в  результате его реорганизации или  ликвидации. Реорганизация может  означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к его правопреемникам.

     Общее понятие реорганизации юридического лица вообще и банка в частности  отсутствует в официальных документах. Соответствующие части Гражданского кодекса РФ (ст. 57), а вслед за ним и банковских законов, а также нормативные акты Банка России, в которых так или иначе затрагивается данная проблема, начинаются сразу с перечисления форм (способов) реорганизации, как их понимали составители ГК и других нормативных документов. Имеются в виду такие формы, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При этом в законах вопрос о цели (целях) и условиях применения в банковском секторе перечисленных форм реорганизации, как правило, прямо не ставится. Тем не менее в них обозначается некий подход к нему.

     Так, в Законе «О Центральном банке  РФ» термин «реорганизация» употреблен один раз, именно в «карательной» 74-й  статье, где, в частности, сказано, что  в случае невыполнения в установленный  срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными мерами воздействия потребовать от банка, чтобы в нем: начали осуществляться мероприятия, направленные на финансовое оздоровление; заменили руководителей; провели реорганизацию. Что означает последнее, не объяснено (видимо, слияние, присоединение или что-нибудь еще из этого ряда), однако ясно, что в данном случае «реорганизация» не отождествляется и не смешивается с «финансовым оздоровлением».

     Рассмотрим  с этой точки зрения и Закон  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» (от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ, редакция, введенная в действие в конце 2004 г.), в котором установлены, в частности, порядок и условия проведения мер, имеющих целью предупреждение несостоятельности (банкротства) банков. К таким мерам здесь (ст. 3) отнесены: 1) финансовое оздоровление банка (хотя понятно, что если банк нуждается в финансовом оздоровлении, то он в большей или меньшей мере реально уже является финансово несостоятельным и, следовательно, речь уже должна идти не о предупреждении несостоятельности, а о восстановлении состоятельности); 2) назначение в банк временной администрации; 3) реорганизация банка. При этом в Законе (п. 2 ст. 32) признаются лишь две формы реорганизации — слияние или присоединение.

     Банк, его участники и Банк России обязываются  прибегать к названным мерам  в случаях, указанных в ст. 4 Закона, когда банк: на протяжении последних шести месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования кредиторов (кредитора) и/или выполнить обязательные платежи в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах; по той же причине не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) и/или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения; допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20%, одновременно нарушив хотя бы один из обязательных нормативов; нарушает норматив достаточности собственного капитала; нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%; начиная с третьего года деятельности по итогам отчетного месяца допустил уменьшение значения собственного капитала ниже зарегистрированного размера УК.

     Смысл перечисленных оснований ясен. Банки, для которых реализация таких  мер стала необходимостью, по классификации  ЦБ относятся к категории проблемных, т.е. в лучшем случае к 3-й группе—  «испытывающих серьезные финансовые трудности», в худшем — к 4-й группе, где числятся банки, «находящиеся в критическом финансовом положении» (Указание Банка России «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» от 31 марта 2000 г. № 766-У).

     Во-первых, реорганизация банков трактуется неоднозначно: в одних случаях — как инструмент наказания, в других — как мера, призванная помочь им решить свои проблемы.

     Во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации.  

     В-третьих, условия (основания) реорганизации  банков в разных законах различны.

     В-четвертых, хотя реорганизация формально рассматривается  как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в  законах как одна из мер финансового  оздоровления более или менее  неблагополучных банков. При этом в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы как предупреждения финансовой несостоятельности (или предупреждения ее углубления), так и восстановления платежеспособности банков. В-пятых, и это главное, в официальных документах реорганизация однозначно понимается как то, что необходимо только проблемным банкам.

     Следовательно, в нормативных документах сложилась  непродуктивная традиция ограниченного  и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов. Разумеется, «больные» банки в целях выправления ситуации могут попытаться применить слияния, присоединения и иные формы реорганизации, но при этом всегда остается вопрос, могут ли указанные меры дать хотя бы небольшой позитивный эффект. Однако отсюда не следует, будто названные формы реорганизации могут быть интересны только проблемным банкам (как, например, «больной» будет присоединяться к здоровому банку, если последний не видит в том смысла). Как не следует и то, будто процессы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и другими подобными формами. Реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве «спасательных» мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России.

     Более того, слияния и прочие «законные» формы — явление достаточно редкое, между тем как с другими  формами реорганизации банкам приходится сталкиваться регулярно. Именно эти формы наиболее важны для их повседневной деятельности.

     А поскольку проблематика не «закрыта»  ни законами, ни инструкциями, ни методическими  рекомендациями Центробанка, постольку  банкам приходится решать соответствующие  вопросы исходя лишь из собственного понимания дела и собственного опыта, которые далеко не всегда бывают эффективными.

     Типичными реорганизационными проблемами, которые  постоянно должны решать банки (в  том числе финансово устойчивые, а подчас только они, так как соответствующая работа часто требует наличия свободных ресурсов), являются:

     • изменение организационных структур (открытие новых, служб и обособленных структурных подразделений, включая  филиалы, сокращение и ликвидация части  прежних служб и подразделений, изменение, обновление состава и численности сотрудников и руководителей);

     • изменение состава участников, реже — организационно-правовой формы;

     • вхождение в те или иные банковские группы и пулы (в том числе неформальные), холдинги, финансово-промьппленные  группы и другие структуры и выход из них;

     • изменение существующих бизнес-процессов, технологического уклада обслуживания клиентов, менеджмента в целом.

1.2 Понятие отзыва лицензии у коммерческого банка

            Отзыв лицензии - событие, которое отражается как на самом банке, его пайщиках (акционерах), так и на клиентах банка. Каждый, кого это касается, должен ясно понимать, что такое отзыв банковской лицензии и к чему это может привести. Только в этом случае он сможет принять правильное решение, позволяющее избежать или значительно уменьшить убытки, вызванные этим событием.

     В соответствии со ст. 75 Закона от 2 декабря 1990 года "О Центральном банке  РСФСР (Банке России)" (далее - Закон  о Банке России) в редакции Закона РФ от 12 апреля 1995 года это одна из мер, применяемая ЦБ РФ к коммерческим банкам в виде санкции за ряд допущенных ими нарушений. И хотя ст. 18 Закона от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (далее - Закон о банковской деятельности) декларирует, что отзыв лицензии действует как решение о ликвидации банка, это далеко не так. Интересно, что в ст. 19 проекта Закона РФ "О банках и банковской деятельности" в новой редакции сформулирован иной подход при решении этого вопроса: после отзыва лицензии у кредитной организации Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее принудительной ликвидации.

     Из  этого следует, что после отзыва лицензии по новому закону ликвидация кредитной организации не является свершившимся фактом. Такая норма  больше соответствует действительности и является более правильной с точки зрения общей теории гражданского права. Как юридическое лицо банк продолжает существовать и после отзыва лицензии. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.

     Таким образом, норма действующего банковского  законодательства о том, что отзыв  лицензии действует как ликвидация банка, противоречит ст. 63 ГК РФ и поэтому не должна применяться. На самом деле отзыв лицензии - только одна из мер воздействия на коммерческий банк, которая не всегда приводит к его ликвидации. Были случаи, когда Банк России возвращал лицензии некоторым коммерческим банкам. Известно, что ЦБ РФ лицензирует деятельность не только банков, но и других организаций, осуществляющих банковские операции. Лицо, которое профессионально занимается банковскими операциями при отсутствии лицензии ЦБ РФ, допускает нарушение банковского законодательства. Таким образом, банковская лицензия не что иное, как обычное разрешение, предоставленное кредитной организации, которое дает ей право осуществлять те банковские операции, которые в ней перечислены. Отзыв лицензии - это последняя, крайняя мера, санкция, к которой ЦБ РФ прибегает тогда, когда все остальные меры воздействия на коммерческий банк исчерпаны. Последствия отзыва лицензии для коммерческого банка и его пайщиков (акционеров).

     После отзыва лицензии коммерческий банк не вправе заниматься банковской деятельностью. Банковские сделки, совершенные им после отзыва лицензии, могут быть признаны недействительными в силу ст. 173 ГК РФ. Поэтому в такой ситуации у коммерческого банка есть только два возможных пути: во-первых, произвести ликвидацию или реорганизацию; во-вторых, добиваться возвращения лицензии в административном порядке либо через суд. Имеется, конечно, и третий вариант - не производить ликвидацию (реорганизацию) и не добиваться возврата лицензии. Новый ГК РФ исключает принудительную ликвидацию юридического лица без решения суда - у ЦБ РФ нет права сделать это в административном порядке, как было ранее.

     Однако  до вступления в силу Закона о банковской деятельности в новой редакции Банк России не может произвести ликвидацию коммерческого банка также и в судебном порядке. Статья 61 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано либо добровольно (по решению его учредителей или соответствующего органа юридического лица, уполномоченного его учредительными документами), либо принудительно по решению суда, вынесенному по требованию государственного органа, которому это право специально предоставлено законом. Таким органом должен быть, вероятно, Банк России. Однако Законы о банковской деятельности и о Банке России в действующей редакции указанного права ЦБ РФ не предоставляют. Это право Банка России сформулировано только ст. 19 проекта Закона о банковской деятельности в новой редакции, который еще не вступил в силу. Поэтому на сегодняшний день вполне может сложиться ситуация, когда лицензия у коммерческого банка отозвана, к ликвидации или реорганизации он добровольно не приступает, очень долго бездействует, а ликвидировать его принудительно невозможно.

     Таким образом, на сегодняшний день по общему правилу невозможно произвести принудительную ликвидацию коммерческого банка или другой кредитной организации даже тогда, когда они занимаются банковской деятельностью после отзыва лицензии. Исключение составляют случаи признания коммерческого банка банкротом. Такое положение не способствует укреплению авторитета Банка России. По указанной причине нельзя считать законной норму Временного положения о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, сообщенного письмом ЦБ РФ от 31 августа 1994 года № 106, которая возлагает на временную администрацию коммерческого банка обязанность предъявить в суд иск о ликвидации коммерческого банка после отзыва у него лицензии. В соответствии с этим положением временная администрация является органом управления банком, назначаемым ЦБ РФ. Следовательно, она может действовать от имени коммерческого банка, которым управляет, а не от имени Банка России. Получается, что временная администрация не вправе принять решение о ликвидации банка в качестве его органа, поскольку это право ей не предоставлено учредительными документами. Указанное право не появится у временной администрации и после вступления в силу проекта Закона о банковской деятельности в новой редакции, так как она не может действовать от имени Банка России. Исключением является банкротство банка.

     Ликвидация  коммерческого банка в случае его несостоятельности (банкротства) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"1 (далее - Закон о банкротстве). Следует сразу отметить, что Закон о банкротстве совершенно не учитывает специфики банковского дела и в отдельных случаях непригоден как для решения вопросов о признании коммерческих банков несостоятельными, так и для применения к ним соответствующих реорганизационных процедур.

     Целью судебного разбирательства по искам  о признании лица несостоятельным (банкротом) является, во-первых, предоставление ему возможности погасить или  аннулировать большую часть своих  долгов, чтобы в дальнейшем снова  начать предпринимательскую деятельность и достичь финансовой стабильности; во-вторых - защита прав кредиторов от возможных злоупотреблений со стороны должника и третьих лиц.

     В соответствии со ст. 11 Закона о банкротстве  коммерческий банк, его кредиторы, а  также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным банком Российской Федерации. Это единственная специальная норма в Законе о банкротстве, предусматривающая особый порядок признания несостоятельным (банкротом) коммерческого банка. Поэтому в остальной части Закон должен применяться к коммерческим банкам без всяких исключений.

     Факт  отзыва лицензии Банком России не следует рассматривать как основание для вынесения арбитражным судом решения о признании коммерческого банка банкротом и его ликвидации по правилам конкурсного производства. В силу ст. 11 Закона о банкротстве арбитражный суд обязан принять заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка только после отзыва лицензии. Однако он может вынести решение об отклонении этого заявления или провести соответствующие реорганизационные процедуры. Дело может завершиться мировым соглашением. Однако Закон о банкротстве не содержит никаких норм, которые бы регулировали дальнейшую судьбу коммерческого банка в этом случае: банк не в состоянии работать без лицензии Банка России, а последний, весьма вероятно, не посчитает нужным ее ему вернуть.

     Таким образом, недоработкой Закона о банкротстве  является то, что решение арбитражного суда об отклонении заявления о признании  коммерческого банка банкротом (о  применении к нему реорганизационных  процедур или утверждении мирового соглашения) никак не обязывает Банк России вернуть ему лицензию на право осуществления банковских операций.

     Согласно  Закону о банкротстве основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка является заявление самого банка, кредиторов, прокурора, а также факт отзыва лицензии на право совершения банковских операций. Таким образом, по действующему законодательству Банк России не вправе предъявлять в арбитражный суд иск о признании коммерческого банка банкротом, если последний не является его должником. Между тем специфика банковского дела предполагает, что в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка должен присутствовать представитель главного территориального управления Банка России по месту нахождения банка. Отсутствие соответствующих норм в Законе о банкротстве является его недостатком. Поскольку временная администрация коммерческого банка является его органом, в соответствии с Законом о банкротстве она вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании банка несостоятельным (банкротом) от имени банка, однако для этого ей потребуется решение общего собрания акционеров.

     Согласно  ст. 10 Закона о банкротстве при  наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника и о проведении внешнего управления имуществом должника или санации.

     Внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению самого должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право исполнять обязанности, предоставленные законодательством Российской Федерации руководителю предприятия. Пункт 4 ст. 12 Закона о банкротстве предусматривает требования, предъявляемые к кандидату на должность арбитражного управляющего: он должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Представляется, что специфика банковского дела требует, чтобы арбитражный управляющий отвечал не только этим требованиям (их просто недостаточно): он должен разбираться в банковской деятельности, иметь опыт банковской работы, иначе он не сможет восстановить платежеспособность коммерческого банка.

     Иными словами, кандидат в арбитражные  управляющие должен отвечать требованиям  Банка России, предъявляемым к  руководящим должностным лицам  коммерческого банка, а именно к  председателю правления коммерческого  банка, правами которого он будет обладать.

     В соответствии с Законом о банкротстве  санация (оздоровление предприятия-должника) - реорганизационная процедура, когда  собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными  лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность банка путем оказания ему финансовой помощи. Ходатайство о проведении санации может быть подано самим коммерческим банком в лице председателя правления, общим собранием акционеров (пайщиков) банка, кредиторами банка. Само собой разумеется, что ни одна коммерческая организация не согласится произвести санацию кредитной организации, не получив от этого какой-либо выгоды. Поэтому чаще всего в печати появляется такого рода объявление: "Продается банк..." Предполагается, что лицо, пожелавшее погасить долги банка, станет его участником на каких-либо условиях. Добровольная ликвидация коммерческого банка осуществляется на основании решения общего собрания акционеров (пайщиков) коммерческого банка.

     В случае, если банк ликвидируется добровольно  или на основании решения суда, для завершения этой работы должна быть создана ликвидационная комиссия. Порядок ее создания и работы урегулирован общими нормами ст. 62-65 ГК РФ о ликвидации юридических лиц. Особенности ликвидации коммерческих банков отражены в Указе Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1184 "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации". В соответствии с п. 3 названного Указа Банк России обязан обеспечить участие в работе ликвидационных комиссий своих представителей и аудиторов при ликвидации коммерческих банков, в том числе по причине несостоятельности (банкротства).

     В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидация коммерческого банка считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный реестр. С этого момента банк прекращает существовать как юридическое лицо и прекращаются все его права и обязанности, претензии кредиторов считаются погашенными.

     Реорганизация коммерческого банка может осуществляться в соответствии со ст. 57 ГК РФ в форме  слияния, присоединения, разделения, преобразования. Эта норма предусматривает, что  реорганизация юридического лица может осуществляться добровольно (по решению учредителей или органа, уполномоченного на это учредительными документами) и принудительно на основании решения суда или соответствующего уполномоченного государственного органа. Для последнего случая предусмотрены только две формы преобразования - принудительное разделение юридического лица или выделение из него самостоятельных организаций. Если такое решение будет принято, учредители (участники) юридического лица или его орган, уполномоченный на его реорганизацию учредительными документами, обязаны произвести реорганизацию юридического лица в сроки, установленные в решении государственного органа. Если это не будет сделано, государственный орган вправе обратиться в суд для назначения внешнего управляющего, который должен выполнить решение уполномоченного государственного органа о реорганизации юридического лица.

     Представляется, что на сегодняшний день Банк России не является тем органом, который  вправе принять решение о реорганизации  коммерческого банка, по следующим причинам. По смыслу ст. 57 ГК РФ государственный орган, который вправе принять решение о реорганизации юридического лица, должен быть специально уполномочен на это законодательством. В ст. 75 Закона о Банке России ЦБ РФ предоставлено только право требовать от участников банка осуществления его реорганизации. Потребовать реорганизации банка еще не означает принять решение о его реорганизации. Дело в том, что норма п. 2 ст. 57 ГК РФ о принудительном разделении юридического лица или выделении из его состава одного или нескольких новых юридических лиц по решению уполномоченного государственного органа носит прежде всего антимонопольный характер.

     Соблюдение  антимонопольного законодательства в  кредитной системе России контролируется по действующему банковскому законодательству Банком России, а в соответствии с проектом Закона о банковской деятельности - Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с Банком России. Право осуществить принудительное разделение есть у Антимонопольного комитета в соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"2. Аналогичная ситуация складывается с применением в банковском законодательстве нормы п. 3 ст. 57 ГК РФ, согласно которой в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.