Тенденции, особенности и проблемы развития малого бизнеса в Украине

           ВВЕДЕНИЕ 
 
          Малый бизнес как институциональный сектор экономики давно стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира. Малые предприятия обеспечивают гибкость и стойкость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и одновременно - выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для значительных слоев населения. Хотя на протяжении всего периода экономических реформ немало сказано о необходимости развития в Украине малого бизнеса, в действительности состояние его развития остается неудовлетворительным. Проблема заключается даже не в количественных параметрах этой сферы, которые постепенно улучшаются, а прежде всего - в структуре отечественного малого бизнеса, его сосредоточенности на посреднических операциях, раздробленности и практическом отсутствии действенного сотрудничества с крупными предприятиями. 
          Как известно, экономическое положение и конкурентоспособность предпринимательства зависит от многих факторов. Макроэкономические факторы - общее состояние и тенденции экономического развития государства, динамика экономического роста, стабильность валюты, уровень спроса и предложения на внешнем и внутреннем рынках. Микроэкономические   факторы - собственные сбережения, размер имущества, которым владеет предприниматель, возможность внедрения научно-технических исследований, эффективное использование финансов, кооперативные связи и тому подобное. Развитие сектора малого предпринимательства также зависит от размера капитала и доступа к внешним источникам: кредитов, займов, грантов, субвенций.
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В УКРАИНЕ

 
          1.1 Теоретические основы развития малого бизнеса 
       Отношения предпринимательства наибольшей степени реализуются именно в малом бизнесе, в котором находят непосредственное сочетание независимость владельца и персонифицированность хозяйственного управления. Следует отметить, что малый и средний бизнес в экономике выполняет ряд специфических социально-экономических функций:

  1. Содействие процессам демонополизации, приватизации и разгосударствления экономики, стимулирования развития экономической конкуренции, формирование многочисленных субъектов рыночного хозяйства, ориентированных на спрос, конкуренцию и т.д.
  2. Вовлечение в экономический оборот материальных, природных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов, которые "выпадают" из поля зрения крупных компаний.
  3. Улучшение положения на рынках путем обеспечения эластичности их структуры, урегулирование спроса, предложения и цен, по крайней мере частичной компенсации потерь предложения на период реструктуризации крупных компаний, индивидуализации предложения и дифференциации спроса, насыщения рынков, удовлетворения специфических местных потребностей.
  4. Высвобождение крупных предприятий от производства нерентабельной для них мелкосерийной и штучной продукции, которая удовлетворяет индивидуальный спрос, повышение тем самым эффективности их деятельности. Крупным компаниям заключения кооперационных соглашений с малыми предприятиями позволяет повысить гибкость производства, уменьшить коммерческий риск.
  5. Обеспечение дополнительных рабочих мест, преодоление скрытой безработицы, предоставления работы работникам, высвобождаемым в ходе реструктуризации крупных предприятий.
  6. Стимулирование повышения деловой активности населения и развития среднего класса, который составляет социальную базу экономических реформ, обеспечивающих стабильность общества.
  7. Смягчение социальной напряженности благодаря ослаблению имущественной дифференциации и повышению уровня доходов населения.
  8. Увеличение гибкости национальной экономики и рыночного предложения в соответствии с современными условиями открытой экономики.
  9. Содействие процессу демократизации общества, рационализации системы экономической организации и управления.

         Несмотря на довольно незначительный экономический "вес" отдельных предприятий, малый бизнес в переходных экономиках приобретает довольно быстрого развития. Это обусловлено его весомыми конкурентными преимуществами в структуре экономики, которыми являются:

  • мобильность, способность к быстрому реагированию на изменения конъюнктуры рынка, оперативность освоения новой продукции и изменения объемов производства в пределах производственных возможностей;
  • мелкосерийное производство, возможность повышения эффективности за счет узкой специализации, технологическая гибкость производственных процессов;
  • низкая капиталоемкость, быстрая окупаемость вложений, невысокие эксплуатационные и накладные расходы предприятия;
  • способность к наиболее полной мобилизации доступных ресурсов, включая оперативное использование достижений научно-технического прогресса (в технической, экономической, организационной, информационной сферах);
  • рациональная организация предприятия, определяемая максимальным сближением менеджмента, маркетинга и производственного процесса;
  •   оптимальные возможности для реализации мотивов и склонностей к предпринимательской деятельности.

         Одновременно, оборотной стороной приведенных конкурентных преимуществ есть ряд системных угроз, которые обусловливают неустойчивость развития малого предпринимательства. Среди них:

  • ограниченность финансовых ресурсов, трудности в приобретении производственных площадей и оборудования;
  • отсутствие финансовых резервов и угроза быстрого банкротства;
  • слишком узкий круг поставщиков, что может в ряде случаев создавать нежелательную зависимость бизнеса;
  • недостаточное развитие инфраструктуры сбыта продукции и после сбытового обслуживания;
  • локальность ресурсов и сбытовых рынков, следовательно - границы для роста;
  • низкая конкурентоспособность продукции, в производстве которого важна экономия на масштабах, следовательно - конкуренция со стороны крупных предприятий;
  • высокая уязвимость относительно неблагоприятных экономических (инфляция, циклические колебания, налоговое давление) и внеэкономических (давление со стороны органов власти, криминалитета) факторов;
  • нестабильность доходов предприятий и занятых на них лиц;
  • социальная незащищенность работников, что создает трудности найма;
  • высокая вес личностного фактора в управлении и производстве, что создает благоприятные условия для "тенизации" и криминализации предприятий;
  • недостаточная методологическая обеспеченность (бухгалтерской деятельности, менеджмента, маркетинга и т.п.), несформированность у большинства предпринимателей соответствующих навыков и недостаток предприимчивости.

          Помимо этих объективных факторов, значительное влияние в переходных экономиках также приобретают специфические институциональные факторы, в частности - общественное мнение в отношении предпринимательства и отношение к предпринимателям с точки зрения общественно-массового сознания, отношение государства к этому сектору экономики. 
          Так малый бизнес, который является неотъемлемой структурной составляющей современной рыночной экономической системы, в трансформационной экономике дополнительно приобретает функции структурообразующих элементов. Между тем, особенно - в трансформационных экономиках, яркого проявления приобретает противоречие между объективно высокой экономической и социально-политической значимостью роли малого предпринимательства как формы деятельности и слабой жизнеспособностью его отдельных субъектов. 
Значительно более выражена, чем у крупных предприятий, способность к саморегулированию, само воспроизводство и относительно автономного функционирования в рамках определенной рыночной ниши обусловливает то, что специфической чертой малого бизнеса является подавляющее склонность к минимизации отношений с государством, там больше - политизации бизнеса. Соответственно, малый бизнес обычно является главной лоббистской силой экономической либерализации и регулирования экономики. 
          Между тем, следует отметить, что малый бизнес объективно требует целенаправленной государственной политики по созданию благоприятных условий для развития и направления его деятельности в соответствии с установленными стратегических приоритетов национального уровня. 
          Дополнительным фактором, который требует осуществления специализированного регулирования деятельности малого бизнеса, есть ряд потенциальных угроз национальной безопасности, которые могут возникать вследствие деятельности малых предприятий, в частности:

  • угрозы экономической безопасности страны из-за неконтролируемого вывоза за границу финансовых ресурсов, увеличение наличного оборота внутри страны и конвертацию безналичных средств в наличность и т.д.;
  • "тенизация" деятельности предприятий, сокрытие доходов, развитие "теневой" занятости, установление связей с криминальными структурами и "отмывания" средств;
  • распыление дефицитных ресурсов и их неэффективное или нецелевое использование, "паразитическое" использование ресурсов, принадлежащих государству или другим предприятиям;
  • несоблюдение стандартов, норм соответствия, санитарных норм, других регуляторных требований относительно потребительских характеристик продукции за несовершенства производственных процессов, выходного контроля, попытка удешевления продукции и т.п.;
  • угрозы техногенной и экологической безопасности, связанные с производственными процессами, хранением и использованием продукции;
  • структурная деформация кадрового потенциала, отвлечение квалифицированной и дееспособной рабочей силы, несоблюдение требований безопасности труда, что ведет к потерям человеческого потенциала страны.

          Представляется вполне очевидным, что преодоление указанных угроз с помощью репрессивных средств невозможно. Между тем, их существование свидетельствует сложность и комплексность политики регулирования развития малого бизнеса, которая должна осуществляться в переходной экономике. 
          В современной постиндустриальной экономике, опирающейся, прежде всего на интеллектуальное производство, малый бизнес приобретает дополнительные возможности для развития. Речь идет о развитии телекоммуникаций, благодаря которому создается возможность интегрированного функционирования территориально удаленных производственных субъектов, распространение технологий дистанционных экономических расчетов, повышение индивидуальной производительности практически во всех сферах общественного производства и т.д. Вместе с тем, современная экономика предъявляет и дополнительные требования к малым предприятиям: повышается квалификационный ценз для работников, соответственно - стоимость трудовых ресурсов, растет стоимость необходимого оборудования, повышаются требования к следованию прогресса знаний и технологий. Поэтому необходимость целенаправленного содействия развитию малого бизнеса в постиндустриальной экономике возрастает. 
          В мировой практике принято выделять три основных направления государственной поддержки малого предпринимательства:

  1. Финансовая помощь.
  2. Система государственных закупок (как правило - на контрактной основе).
  3. Оказание консультативной и технической помощи.

          Комплекс финансовых механизмов поддержки малых предприятий включает в себя:

  • использование гарантийных фондов кредитования малых предприятий;
  • страхование коммерческих рисков;
  • льготное кредитование и частичная компенсация процентных ставок по кредитам;
  • обеспечение упрощенных режимов налогообложения и налоговых льгот;
  • предоставление финансовой поддержки инновационной деятельности;
  • компенсацию расходов на информационное обслуживание;
  • компенсацию расходов на получение патентов, защита авторских прав и т.д.;
  • финансирование проектов, которые осуществляют малые предприятия;
  • предоставление оборудования в лизинг;
  • франчайзинг;
  • венчурное финансирование малых предприятий;
  • поддержку образования кредитных союзов для малых предприятий;
  • развитие бизнес-центров и бизнес-инкубаторов в целях уменьшения накладных расходов малых предприятий;
  • централизованный бухгалтерский учет и комплексное оказание деловых услуг малым предприятиям.

          Следует отметить, что субъектами поддержки выступают как государство, так и другие предприятия или группы предприятий. а также общественные и отраслевые ассоциации и другие независимые институты. 
          Мировой практикой наработан весьма широкий спектр мероприятий по оказанию технической и информационной помощи малым предприятиям:

  • предоставление информации о формах и методах государственной поддержки малого бизнеса;
  • консультации по вопросам законодательства;
  • обеспечение упрощенных режимов отчетности;
  • обеспечение благоприятных условий для использования государственного финансирования, материально-технических, информационных и других ресурсов, предоставляемых в рамках господдержки малого бизнеса;
  • поддержка участия малых предприятий во внешнеэкономической деятельности, помощь в заключении международных контрактов;
  • поддержка выхода малых предприятий на фондовые рынки;
  • развитие деловых сетей и кластеров, направленных на установление рыночных воспроизводственных цепей;
  • создание инфраструктуры поддержки и развития (агентств развития, бизнес-центров, палат, ассоциаций, государственных структур, международных организаций, бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п.);
  • переподготовка кадров, повышение квалификации занятых на предприятиях (в том числе обеспечение обмена опытом между представителями малого бизнеса);
  • региональная поддержка.

        Бесспорно, применение приведенного комплекса мероприятий приобретает в каждой конкретной стране своих специфических черт.   Достаточно ярко это заметно и на примере Украины. 

          1.2 Начало развития малого бизнеса в Украине

          Формирование государственной политики поддержки малого бизнеса в Украине начинается с 1991 года, с принятия Закона Украины "О предпринимательстве" и образовании Государственного комитета Украины по содействию малым предприятиям и предпринимательству. Закон Украины "О предпринимательстве" определил общие правовые, экономические и социальные основы, условия осуществления предпринимательской деятельности, а также определил правовые основы государственного регулирования и поддержки предпринимательства, отношений субъектов предпринимательской деятельности и государства. 
          Закон Украины "О предприятиях в Украине", принятый в 1991 году, определял критерием отнесения предприятия к категории малых численность работающих, причем - дифференцированно в зависимости от отрасли, в которой функционировало данное предприятие. Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", который вступил в силу с 1 января 1999 года, критерии были изменены. К субъектам малого предпринимательства относились юридические лица, численность наемных работников на которых не превышала 50 человек, также было ограничено годовой оборот средств. Закон Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства", принятый в 2004 году, признает субъектами малого предпринимательства физических лиц-предпринимателей, годовой оборот которых не превышает 500 тысяч гривен в год, и юридических лиц, на которых работает не более 50 человек и объем годового валового дохода, которых не превышает 500000 евро. 
          В целях реализации государственной политики содействия развитию предпринимательства, в том числе малого бизнеса, в марте 1993 года Кабинетом Министров Украины была одобрена первая программа государственной поддержки предпринимательства в Украине. 
          Начало новому этапу развития государственной политики поддержки малого бизнеса положило одобрение Кабинетом Министров Украины Концепции государственной политики развития малого предпринимательства (апрель 1996 г.), закрепление свободы предпринимательства в Конституции Украины. Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства стала государственная программа развития малого предпринимательства в Украине на 1997-1998 гг, разработанная Министерством экономики в соответствии с положениями Концепции государственной политики развития малого предпринимательства, и утверждена постановлением Кабинета Министров 29 января 1997 года. Целью Программы было определено обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой составляющей рыночной экономики и главного фактора создания новых рабочих мест. 
          В 1998 году с созданием Государственного комитета по вопросам предпринимательства (Госпредпринимательства, ныне Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства) начался следующий этап политики государственной поддержки малых предприятий. Важным шагом в этом направлении стало подписание Президентом Украины Указа "Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности". Упомянутый Указ заложил основы единой регуляторной политики в сфере предпринимательства. На уровне государственной политики было признано необходимость уменьшения государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, отказ от патернализма со стороны государства в отношении малого бизнеса, формирование среды, благоприятной для развития предпринимательства, путем устранения административных бюрократических барьеров. Создание Госпредпринимательства обеспечило институциализацию указанных политических ориентиров. 
          В 1999-2004 годах было принято почти 20 указов Президента Украины по вопросам развития предпринимательства, Верховной Радой Украины приняты законы Украины " О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", "О государственной поддержке  малого предпринимательства", "О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украина ", а также" О защите экономической конкуренции ", отдельные нормы которого предусматривают исключение для малых и средних предпринимателей в части положений, жестко регулируют действия субъектов хозяйствования в сфере экономической конкуренции. 
          Благодаря реализации соответствующей государственной политики и активизации общественного влияния  представителей   малого бизнеса, в последнее время наблюдаются определенные   положительные сдвиги в сфере совершенствования нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, устранение правовых и административных препятствий на пути развития малого предпринимательства, внедрение новых подходов к государственному регулированию на местном уровне. 
          Значительно усилилась роль общественности в процессах развития сферы малого бизнеса на местах. Сейчас, по подсчетам Госкомпредпринимательства, в Украине насчитывается около 750 региональных общественных объединений предпринимателей. Во всех регионах страны при местных государственных администрациях созданы и действуют совещательные органы - координационные советы. 
          С целью установления законодательных основ правового регулирования организации и проведения контроля за деятельностью субъектов хозяйствования контролирующими органами, устранение возможности для злоупотреблений представителей контролирующих органов, роста уровня защищенности прав субъектов хозяйственной деятельности Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства на выполнение протокольного поручения Кабинету Министров Украины разработан проект Закона Украины "Об основных принципах осуществления контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в Украине".         Проектом определяется единый для всех органов, осуществляющих контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в Украине, порядок организации и проведения проверок финансово-хозяйственной,   исполнительно-распорядительной и иной деятельности субъектов хозяйствования, проведение ими обследований и предоставление обязательных предписаний с целью помощи субъектам хозяйствования избежать нарушений действующего законодательства путем налаживания паритетных отношений между органами контроля и субъектами хозяйствования. По мнению специалистов Госкомпредпринимательства, принятие этого документа будет способствовать созданию надлежащих правовых условий для налаживания паритетных отношений между контролирующими органами и субъектами хозяйствования, уменьшит возможности для злоупотреблений представителей контролирующих органов, а также обеспечит повышение уровня защищенности прав субъектов хозяйственной деятельности. 
          В то же время, сегодня в Украине полномочия контроля финансовой или хозяйственной деятельности предприятий имеют около 30 органов государственной власти. Трудности, которые возникают вследствие внутренней несогласованности этой системы, частой смены концептуальных ориентиров, создающих необоснованные риски и барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности. Нестабильность законодательства, бюрократизм в принятии решений местными и центральными органами власти, неопределенность прав и обязанностей государства и субъектов предпринимательской деятельности, неурегулированность и противоречивость нормативных актов, издаваемых различными ведомствами, все еще обусловливают неэффективность и обременительность регуляторной среды для субъектов хозяйствования. 
          Согласно Закону Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" целью г осударственной поддержки малого предпринимательства определены: 
          1) создание условий для позитивных структурных изменений в экономике Украины; 
          2) содействие формированию и развитию малого предпринимательства, становление малого предпринимательства как ведущей силы в преодолении негативных процессов в экономике и обеспечения устойчивого позитивного развития общества; 
          3) поддержка отечественных производителей; 
          4) формирование условий для обеспечения занятости населения Украины, предотвращения безработицы, создание новых рабочих мест. 
          Исходя из этого, Закон устанавливает такие направления государственной поддержки малого предпринимательства в Украине: 
          1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организация государственной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства; 
          2) установление системы льгот для субъектов малого предпринимательства; 
          3) введение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности; 
          4) финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства; 
          5) привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, поставки продукции (работ, услуг) для государственных и региональных нужд. 
          Финансовое обеспечение реализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляют соответственно своей компетенции на общегосударственном уровне - Украинский фонд поддержки предпринимательства, на региональном уровне - региональные фонды поддержки предпринимательства, на местном уровне - местные фонды поддержки предпринимательства. 
          Средства Украинского фонда, региональных и местных фондов поддержки предпринимательства формируются за счет бюджетных средств, полученных от приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, и других средств. 
          Разработанная, на основании указанного закона, Национальная программа содействия развитию малого предпринимательства в Украине устанавливает более конкретные задачи. Основными задачами Программы являются: 
          - создание государственной системы обеспечения развития и поддержки малого предпринимательства; 
         - создание условий развития малого предпринимательства в регионах; 
         - содействие созданию новых рабочих мест субъектами малого предпринимательства; 
          - поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; 
          - привлечение к предпринимательской деятельности женщин, молодежи, пенсионеров и других слоев населения; 
         - активизация  финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов, поиск новых форм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; 
          - формирование региональной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства; 
          - создание условий для развития малого предпринимательства в производственной сфере, в том числе на базе реструктуризированных предприятий. 
          Ожидаемыми результатами реализации Программы является ускорение развития малого предпринимательства, использования его потенциальных возможностей, превращение его в действенный механизм решения экономических и социальных проблем, содействие структурной перестройке экономики, устойчивая тенденция увеличения количества малых предприятий, уменьшение уровня "теневого" оборота в сфере малого предпринимательства, увеличение вклада малого предпринимательства в экономику Украины, укрепление экономической базы регионов, позитивное влияние на решение проблем безработицы, насыщения отечественного рынка товарами и услугами. 
  
          
 
 
 
 
 
 

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УКРАИНЕ 
 
          В период 1991-1996 гг. малый бизнес в Украине под влиянием различных процессов (гиперинфляция, бартеризация, уменьшение объема внутреннего рынка и т.д.) находился в кризисном состоянии и практически не развивался. Так, численность занятых на малых и средних предприятиях в Украине в 1996 году была меньше, чем в 1991 году, хотя численность малых предприятий за это время удвоилась. 
          Рост численности работающих на малых предприятиях началось в Украине с 1997 года. Однако его темпы существенно отстают от темпов роста самих малых предприятий, что является проявлением процессов, связанных с "микронизацией" малых предприятий, и может одновременно быть свидетельством уменьшения роли малого бизнеса как фактора занятости и социальной защиты населения. Между тем, за это время наблюдается и непрестанное замедление темпов роста численности малых предприятий. Ввиду того, что количество малых предприятий на душу населения в Украине минимум втрое отстает от показателей стран Центральной и Восточной Европы и вдесятеро - развитых стран мира, такое замедление едва ли можно рассматривать как свидетельство насыщения соответствующих рыночных ниш. Скорее, это является тревожным признаком отсутствия должного распространения эффекта от экономического оживления на все слои национальной экономики. Между тем на этом фоне в последние годы наблюдается резкое повышение темпов роста количества предпринимателей - физических лиц. Специалисты, в частности, отмечается тенденция перерегистрации малых предприятий в форму частного предпринимательства с правом найма работников. Понятно, что такой вид предпринимательства нельзя рассматривать как форму развития полноценных малых предприятий, которые способны должным образом выполнять изложенные выше социально-экономические функции. 
          Рыночные трансформационные процессы в экономике Украины способствовали соответствующим изменениям в формах собственности малых предприятий. За период с 1992 по 2005 год доля малых предприятий с государственной формой собственности сократилась с 14 до 1,1%. В структуре негосударственной формы собственности доля коллективной возросла с 50 до 61,4%, а частной - осталась на уровне 34,9%. 
          Однако, структура малого предпринимательства по формам собственности после 1996 года практически законсервировалась. Имеют место лишь незначительные ее колебания. Обращает на себя внимание довольно медленный рост доли частной формы собственности, хотя считается, что в этой сфере она является наиболее оптимальной. Ее доля составляет менее трети малых предприятий.

          Анализ данных о развитии и распределение малых предприятий по регионам Украины свидетельствует, что, несмотря на рост их численности, диспропорции, существовавшие в территориальном распределении малых предприятий, сохраняются. 
          По мнению экспертов, региональные диспропорции развития малых предприятий объясняются: экономическим потенциалом региона; наличием ресурсов; хозяйственной структурой региона; уровнем кадрового обеспечения; отношением органов власти и населения к малому бизнесу; наличием рыночной инфраструктуры; информационным обеспечением; традициями и местной психологией. 
          В структуре занятых удельный вес работающих на малых предприятиях, созданных в промышленности, составляет 22,4%. Значительной остается доля   занятых на предприятиях, ориентированных на оказание услуг в строительстве (12,2%). Причем увеличение численности занятых этим видом экономической деятельности приводит к усилению конкуренции между работниками, занятыми в этой сфере.
 
 

             

                3.  МАЛЫЙ  БИЗНЕС  В  СОВРЕМЕННОЙ  УКРАИНЕ

          Современные тенденции развития экономики свидетельствуют о том, что эффективность крупного бизнеса сегодня обеспечивается благодаря использованию высоких технологий, управлению большими объемами финансов и материальных ценностей с одновременным использованием минимального количества работников с максимальным профессиональным уровнем. Это означает, что крупный бизнес и в дальнейшем будет использовать все меньше наемных работников, оставляя за бортом своего кадрового интереса значительную часть населения страны, в которой он работает. Это уже давно почувствовали в Европе и Соединенных Штатах, ощущаем мы это и в Украине.

          Развитые страны уже нашли решение проблемы поглощения многомиллионной рабочей силы. Это — развитие частной инициативы и малого предпринимательства.

          Что отличает малый бизнес? Не имея больших средств, не управляя крупными финансами, он развивается за счет собственной инициативности и идей, построенных на использовании человеческого потенциала. (Кстати, в Европе к категории малого бизнеса, в соответствии с последними нормативными актами, относятся бизнесы, в которых объем реализации за год достигает 10 млн. евро.) Кроме того, частная инициатива позволяет расходовать меньше сил и средств государства на то, чтобы управлять экономическими процессами, и вместе с тем заполняет динамично рожденные экономические ниши. В этом малый бизнес — безусловный чемпион. Также он чемпион и там, где нужен индивидуальный подход, поскольку частная инициатива как раз и базируется на таланте найти свою нишу.  Следовательно, первой из   функций малого бизнеса является поглощение рабочей силы, которая никогда не будет встроена в систему высокотехнологичного крупного бизнеса. Вторая — это уменьшение социально-экономических рисков. Мы хорошо помним, что именно с краха крупных корпораций начался мировой финансовый кризис. Сотни тысяч безработных одновременно появились на рынке, и это создало серьезные социально- экономические риски. Вместе с тем крах одного субъекта малого бизнеса не влечет за собой никаких рисков. Эта ниша сразу заполняется другими субъектами. Такая динамичность малого бизнеса является его преимуществом, а не проблемой, как почему-то считают в Украине.

          Третья важная функция малого бизнеса — он создает так называемый grass route (или „подлесок“) — базовую конкуренцию. Без малого и среднего бизнеса экономика рискует превратиться в экономику монопольных ниш. В стране, которая развивается, таким образом, будет 10—20 семей, контролирующих всю экономику, с одной стороны, и  бедное, зависящее от этих семей и внешней помощи население - с другой. Тогда как с развитием малого и среднего бизнеса рождается мощный средний класс людей не зависящих ни от государства (они сами могут зарабатывать себе на жизнь), ни от  владельцев крупных предприятий. Эти уникальные свойства малого бизнеса и определяют его место в экономике, мотивируя каждое государство заботиться о развитии малого и среднего бизнеса. Иного способа заботиться об общественном благосостоянии нет.         

          В Украине очень большой человеческий потенциал, следовательно, и значительный потенциал развития малого и среднего бизнеса. Но для того чтобы этот потенциал был использован, необходимо создать соответствующие условия. Это и упрощение всех процедур, упрощение отношений предпринимателей и государства, и адекватное налогообложение.

          Недавно эксперты Международной финансовой корпорации рассчитали, сколько стоит в финансовых, временных и денежных расходах исполнение налогового законодательства в Украине. Как выяснилось, крупному бизнесу, у которого объем реализации превышает сотни миллионов, это стоит не более 0,05%, в то время как малому — целых 6%. Новый Налоговый кодекс коренным образом эту пропорцию не изменил, а наоборот, ухудшил, поэтому сейчас предпринимателям будет еще сложнее применять налоговые нормы. Каким же должно быть законодательство, чтобы у малого бизнеса оставались стимулы для развития?

          Обратимся снова к опыту развитых стран. Там в малом бизнесе занято около 70% населения. Вместе с тем налоги от него никогда не превышают 30% поступлений в бюджет. Такая обратная зависимость связана с тем, что малый бизнес не эффективен, поскольку использует человеческий потенциал, не имея массового производства и крупных финансовых ресурсов.

         Поэтому, собственно, он и платит меньше налогов. К такой пропорции мы должны стремиться в отечественной системе налогообложения, несмотря на желание нашего правительства, чтобы именно малый бизнес был основным наполнителем бюджета. Попытка достичь этого приведет к  уничтожению бизнеса, а затем — к разрушению общественного благосостояния.

          Налогообложение малого бизнеса должно оставлять предпринимателю стимул для развития, не забирать 6% на выполнение налоговых правил и вызывать как можно меньше дискуссий между органом налогового контроля и самим предпринимателем. Из этих критериев следует, что упрощенная система налогообложения — не прихоть, созданная на короткий период, а конкурентное преимущество нашей страны. Внедрив в свое время упрощенную систему, мы позволили развиться классу малого и среднего бизнеса, иначе Украина развивалась бы как экономика монопольных ниш, с еще худшим общественным благосостоянием. Поэтому упрощенная система налогообложения — необходимость, а не случайность.                                                                  

          Надо помнить и то, что украинские предприниматели должны финансировать карманы конкретных чиновников, а также нести дополнительную нагрузку из-за административных барьеров и неразвитости инфраструктуры. Все это — тоже расходы бизнеса. И не все ли равно предпринимателю — меньше официальный налог и больше неформальные или наоборот?

          Пока что расходы предпринимателей не сократились: остается тот же  уровень коррупции, тот же  уровень  административных и  инфраструктурных расходов. На этом фоне повысить налог — значит разрушить смысл предпринимательской деятельности.  Говоря о налогообложении, важно помнить, что малый бизнес, поскольку он  является  низкокапитализированным и базируется исключительно на использовании человеческого потенциала, очень легко уходит в тень. И потом его очень сложно убедить  в  необходимости легализироваться.  Конечно, некоторую часть „теневых“ предпринимателей поймают, но невозможно уничтожить весь малый бизнес, как невозможно уничтожить народ. А малый бизнес является народным. Можно непродуманной   политикой   уничтожить его легальную   составляющую но тогда она будет оставаться в подполье. Самая лучшая политика — разработать такое налогообложение, которое оставляет стимулы,   нежели загнать предпринимателя в тень, а потом десятки лет рассуждать о том, как его оттуда вывести.В свое время именно упрощенная система налогообложения стала стимулом к легализации предпринимателей. Благодаря ей  возросло количество легальных предпринимателей, свой небольшой взнос в казну они делали, а большего от них ожидать не стоит. Большего можно ожидать, если справиться с вышеупомянутыми неформальными налогам.

       Как преодолеть коррупцию, уже ставшую системой, тема отдельной статьи. Но преодолеть скрытый налог - административный - возможно. И мир давно ответил, каким образом - путем дерегуляции. Ведь чем меньше официально установленных нормативно-правовыми актами барьеров, тем меньше предприниматель платит административный и коррупционный налог. Но  нельзя одновременно и проводить дерегуляцю  и повышать налоги. Если будет установлен неадекватный налог, не оставляющий стимулов, предприниматель снова делегализируется и долго будет ждать, пока сработают последствия дерегуляции. Таким образом, дерегуляця  и адекватная упрощенная система налогообложения - это два базовых метода, которые должны способствовать количественному росту субъектов малого предпринимательства. А чтобы малый бизнес начал выполнять миссию поглощения человеческих ресурсов, нужно провести реформу социального страхования. Сейчас нанимать работника - едва ли не самая большая беда, которая может постичь предпринимателя. Почему? Потому что обходится он ему очень дорого.

          Давайте посчитаем упрощенным методом. Возьмем предпринимателя, работающего на общей системе налогообложения и предоставляющего услуги. Его наемный работник из каждой тысячи начисленных ему гривен получит 830 грн. так называемыми чистыми деньгами. При этом 820 гривен предприниматель должен заплатить государству на его зарплату. Каким образом это происходит? Разумеется, с зарплаты работника удержат 15% подоходного налога с граждан и 2% — взнос в Пенсионный фонд. Кроме того, предприниматель должен уплатить на него почти 40% социального взноса, и на все это вместе, то есть уже на 1400 гривен, еще 20% НДС, поскольку заработная плата с  начисления  является частью добавленной стоимости. Таким образом, если все сложить, получим, что на 830 гривен, выданных на руки работнику, еще 820 гривен надо перечислить государству.  Разумеется, при таких пропорциях ни один работодатель не  будет работать честно и прозрачно, и не потому, что он такой плохой, а потому, что утрачивается какой-либо экономический смысл труда его наемного работника. Вот и возникает потребность с помощью упрощенной системы налогообложения подменить наемный труд субконтрактными отношениями. И это будет происходить до тех пор, пока не будет решена проблема сверхвысоких начислений на фонд заработной платы. Решить ее следует двумя способами: первый — кардинально уменьшить начисления, второй — разделить их  поровну между  работодателем и  гражданином.   Без реформы социального страхования легализации не будет. И не надо пенять на малый бизнес — он только инструмент сокрытия, а не его причина. Надо ликвидировать причину, а не бороться с  инструментом. Если не вылечим причину, то будем бороться с последствиями бесконечно. Экономика будет становиться более изобретательной, поскольку базируется на частной инициативе, а  государство все время будет бить по хвостам вместо того, чтобы попробовать устранить коррупцию и провести реальную реформу в сфере социального страхования. В то же время с апреля 2011 года добросовестные предприниматели, предоставлявшие  услуги  продававшие товары предприятиям, потеряют свои рынки сбыта и свернут деятельность. Для крупных предприятий это — потеря гибкости при выборе партнеров и снижение эффективности. Следовательно, данный запрет является ошибкой, и эту ошибку необходимо срочно исправлять. В целом существует множество проблем относительно одновременного применения Налогового кодекса и упрощенной системы налогообложения. Нас ждет выяснение вопросов учета - каким он будет для упрощенцев? Останется ли книга учета доходов и расходов неизменной для них, или же  налоговая применит требования ІІ раздела кодекса и заставит вести учет доходов и расходов на основании первичных документов, что очень усложнит жизнь предпринимателям? Также неизвестно, будет ли налоговая служба применять к упрощенцам новый метод контроля - фактические проверки. В ходе таких проверок может вестись хронометраж, то  есть налоговик будет фиксировать каждую операцию предпринимателя, и  так может продолжаться до 15 дней подряд. Налоговики получили право требовать проведения инвентаризации товарных остатков в их присутствии и еще множество других методов, чтобы довести предпринимателя до ликвидации своего дела.