Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 И ЕЕ РОЛЬ  В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 5

1.1Экономическая  сущность налоговой системы, ее  типы и принципы построения                                                                                                                5

1.2 Роль налоговой  системы в развитии государства 11

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 14

2.1 Анализ налоговой  системы Республики Беларусь 14

2.2 Зарубежный опыт  построения и функционирования  

налоговой системы 20

2.3 Сравнительная  оценка налоговой системы Республики  Беларусь и зарубежных государств 25

3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  И НАПРАВЛЕНИЯ  

РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ                                                                                                            30

3.1 Основные тенденции  развития налоговой системы Республики  Беларусь

 и оценка их  влияния на изменение налоговой  нагрузки 30

3.2 Направления реформирования  налоговой системы Республики 

Беларусь 35

 Заключение 39

Литература  42 

ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность  темы. Налоги – уникальная экономическая  категория, которая будоражит  умы человечества с древних  времён. Её уникальность заключается  в степени воздействия на экономическую  и социальную жизнь общества  и в тесноте связи со всеми,  без исключения хозяйствующими  субъектами и подавляющей частью  населения страны. Почему данная  тема так актуальна в наше  время?  Налоги в совокупности, образовав налоговую систему,  во всём мире признаются наиболее  действенным инструментом государственного  регулирования экономики. Поэтому  необходимо искать пути использования  налогов, оказывающие эффективное  влияние на формирование структуры  производства и потребления общественного  продукта, на процесс накопления и инвестирования капитала, ценообразование, развитие научно-технического прогресса, экологию, объём доходов государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества. С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям такая проблема стоит наиболее остро.

 Оценка современного  состояния решаемой проблемы. Несмотря  на сложность решаемой проблемы, на многолетнее использование  непопулярных инструментов налогового  регулирования, государство становится  на новый путь, что в перспективе  позволит эффективно использовать  налоговые инструменты в работе  народного хозяйства. 

 Целью курсовой  работы является изучение налоговой  системы, ее экономической сущности, роли в развитии государства  и дальнейших перспектив развития

      Для  достижения заданной цели поставлены  следующие задачи:

1. Определить экономическую сущность налоговой системы  и ее роли в развитии государства;

2. Провести анализ налоговой системы Республики Беларусь;

3. Изучить зарубежный опыт построения и функционирования налоговых систем; 

4. Рассмотреть направления реформирования и тенденции развития налоговой системы Республики Беларуси.

Основные исходные данные для разработки темы. Теоретической  и информационной основой являются учебные пособия, нормативные акты (Налоговый кодекс Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства Республики Беларусь, законы и инструкции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь),  литература экономистов-теоретиков, статьи периодической печати. Так же данные статистического комитета, Министерства по налогом и сборам, Министерства финансов.

В работе нашли отражение  работы таких экономистов, как Заяц Н.Е., Попова Л.В., Адаменкова С.И., Дейко А., Масинкевич Н.Э., Рудый К.В, Майбурова И.А., Алиев Б.Х. и др.

Перечень применяемых  методов исследования. В данной курсовой работе были использованы общенаучные  методы исследования: сравнительный  анализ, горизонтальный анализ, сравнение, выборка, обобщение  и описание исследуемого материала.

Информация о внедрении  результатов.  Результаты проведенного исследования могут быть  применены  в  практической деятельности, в  частности,  для эффективного функционирования  налоговой системы государства.

Объем и структура  результатов. Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников. Курсовая работа включает 44 с., 7 таблиц, 6 рисунков и 33 источника.

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И  ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

    1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
 

       Как говорила российская императрица  Екатерина II: «Налоги для государства, то же, что парус для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать его в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» [23, c.66].

     Переориентация  государства на хозяйственные условия  рыночной экономики вызвала необходимость  перехода к единой налоговой системе. В условиях рыночных отношений и, особенно в переходный период налоговая  система является основой механизма  государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего  хозяйственного комплекса страны зависит  от того, насколько правильно и  гибко построена его налоговая  система.

     Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  «налоги», поэтому важно определить, какой смысл вкладывается в это понятие. Разные авторы понятие «налоговая система» определяют по-разному. Рассмотрены различные трактовки понятия «налоговая система»  в таблице 1.1 

Таблица 1.1 – Понятие «налоговая система»

Автор Определение
Заяц  Н.Е. Под налоговой  системой  государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, устанавливаемых на его территории и взимаемых с целью создания централизованного обще-государственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [17, c. 30].
Евстигнеев  Е.Н. Налоговая система  – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в  конкретном государстве существенных условий налогообложения [11, c.  94].
 
 

Окончание таблицы 1.1

Автор Определение
Косолапов А.И. Налоговую систему  можно определить совокупность налогов  в той или иной стране, форм и  методов их построения и организация  взимания[14, c. 50].
Майбуров И.А. Налоговая система  – система экономико-правовых отношений  между государством и хозяйствующими субъектами, возникающими по поводу формирования доходной части государственного бюджета  путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей[15, c. 204].

Источник  – собственная разработка. Таблица  составлена на основе изучения экономической  литературы. 

     Каждое  предложенное определение таблицы, безошибочно, и зависит от того, с  какой стороны подходить к  нему. По мнению автора, понятие налоговая  система не следует отождествлять  с системой налогов. Нужно выделить элементы, имеющие наиболее значимые функциональные взаимосвязи. При таком  подходе элементами будут выступать  механизм налогового администрирования, плательщики налогов, законодательная  база и непосредственно совокупность налогов, представленные на рисунке 1.1     

Рисунок 1.1 – Элементы налоговой  системы 

Источник –  собственная разработка, составлена на основе изучения  литературы.

     Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы  является требование о том, что поведение каждого  элемента может повлиять на функционирование ее в целом. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Далее рассмотрена классификация налоговых  систем, представленная на рисунке 2.1

Налоговые системы 

 

В зависимости от уровня неравенства  доходов после обложения

В зависимости от уровня налоговой  нагрузки

В зависимости от доли косвенного налогообложения

В зависимости от уровня централизации  налоговых полномочий

Прогрессивные

Централизованные

Либерально-фискальные

Подоходные

Умеренно централизованные

Регрессивные

Умеренно фискальные

Умеренно косвенные

Децентрализованные

Нейтральные

Косвенные

Жестко-фискальные

 

Рисунок 1.2 – Классификация  налоговых систем

Источник  – собственная разработка, составлена на основе изучения экономической литературы 

     Далее классификация налоговых систем в зависимости от различных признаков  будет рассмотрена более подробно:

  • В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговой системы можно подразделить следующим образом:
    • либерально-фискальные, обеспечивающие налоговое изъятие с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинства стран Латинской Америки;
    • умеренно-фискальные, с уровнем налогового бремени от  30 до 40% ВВП;  данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
    • жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятия обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии.
  • В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:
    • подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран – США, Канады, Великобритании, Австралии;
    • умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы – Германия, Франция, Италия и др.;
    • косвенные, делающие основной акцент на налогообложении потребления, в которых косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного налогообложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся государств – Аргентина, Бразилия, Мексика.
  • В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:
    • централизованные, наделяющий центральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
    • умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55% до 65% консолидированных налоговых полномочий; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
    • децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относят налоговые системы США, Канады, Дании.
  • В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:
    • прогрессивные, если после уплаты налогов экономические неравенства налогоплательщиков, оцениваемое по их доходом сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
    • регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем мне неизвестны.
    • нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам , остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России

     Данные  классификации представлены как  основные, но они, безусловно, не исчерпывают  всего многообразия всех классифицирующих показателей.

     В процессе развития национальных экономик меняются и системы их налогообложения. Вместе с тем национальные системы  налогообложения не теряют своей  индивидуальности. Основу  системы  налогообложения любой  страны составляют определенные принципы. О них писали в своих трудах  А. Смит, Д. Рикардо, А. Соколов. И сегодня нижеперечисленные принципы считаются основой построения системы взаимоотношений налогоплательщика и государства.    Заяц Н.Е выделил следующие принципы налогообложения:

     «Первый принцип – принцип равномерности  – требует, чтобы граждане каждого  государства принимали материальное участие в обеспечении правительства  соразмерно своими доходами, которые  они получают под покровительством правительства. Часто данное правило  называют принципом справедливости, требующим, что налогообложение  было достаточно жестким для богатых  лиц и щадящим для социально  слабозащищенных слоев населения.

     Второй  принцип – принцип определенности – требует, чтобы сумма, способ и  время платежа были заранее известны плательщику.

     Третий  принцип – принцип удобства –  предполагает, что налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков, т.е. государство  должно устранить формальности и  упростить процесс уплаты налога, а также приурочить налоговый  платеж ко времени получения налога

     Четвертый принцип – принцип экономичности  – предполагает сокращение издержек по взиманию налогов. Расходы по сбору  налогов должны бать минимальными.

     Принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;

     Принцип однократности налогообложения  одного и того же объекта за определенный период;

     Принцип стабильности налоговой системы;

     Принцип оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом  количестве налогов и справедливом налогообложении юридических и  физических лиц»[16, c. 32].

Налоговые системы, построенные и функционирующие  на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики.  

    1. РОЛЬ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
 

     Государство не может существовать без взимания налогов; более того, налоги – органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное  регулирование экономики, существует и система взимания налогов. Органы власти представляют широкий круг общественных услуг населению страны в целом  и соответственно регионам. Содержание этих услуг отличается большим разнообразием: от обороны, обеспечивающей защиту стране, и полиции, призванной поддерживать общественный порядок, до поддержания  в порядке инфраструктуры, детского образования, предоставления ухода  для престарелых лиц, и другое. Расходы на эту деятельность покрываются  за счет государственных доходов. Для  получения средств, необходимых  для выполнения своих функций, существует налоговая система. Данное предназначение системы налогов заключается  в формировании и мобилизации  финансовых ресурсов государства, аккумулировании  средств бюджета для выполнения общегосударственных и целевых  государственных программ.  Налоги при формировании доходов бюджета  отражают их фискальную функцию,

     Кроме чисто фискальной функции, система  налогов и сборов оказывает экономическое  воздействие на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно – технического прогресса. Налоги могут стимулировать  или, наоборот, ограничивать деловую  активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской  деятельности; создать предпосылки  для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности  национальных предприятий на мировом  рынке.

     Манипулируя, например, налогом на прибыль, государство  оказывает весьма ощутимое влияние  на процессы накопления капитала. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности  тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий  для накопления капитала, а также  поощрения социально полезной деятельности предприятия.  

       Для преодоления экономического  застоя государство посредством  налоговых льгот стимулирует  капиталовложения, создает благоприятные  условия для расширения совокупного  общественного спроса как на потребительские, так и на инвестиционные товары, а также оказывает существенное влияние и на территориальное размещение  производственных сил, создание объектов инфраструктуры.

     Правительство государства, решая вопросы налогообложения  должно учитывать, что чрезмерный налоговый  пресс снижает у налогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается  на поступлениях в государственный  бюджет.

     А. Лаффер доказал: «…результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства» [23, c. 246].  Установил зависимость между доходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%.  За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются.  Происходит это по следующим причинам: 1) снижение активности производителей; 2) у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от налогообложения.   

     Графическое отображение зависимости между  доходами государственного бюджета  и динамикой налоговых ставок получило название «Кривая Лаффера» (рис.1.1).   

Рисунок 1.2 – Кривая Лаффера.

Источник  – [23, с. 246] 

     По  оси ординат отражены налоговые  ставки, а по оси абсцисс –  поступления в бюджет. При увеличении ставки налога доход государства  в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный вариант налоговых  ставок m обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет  M. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду у предпринимателей падают, потому что никто не хочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, а следовательно и совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате и увеличивается сумма налоговых поступлений, вырастет  объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции.

     Очевидно, что для каждого государства  величина оптимального уровня налогообложения  индивидуальна и адекватно конкретному  этапу его экономического и социального  развития. 

     Таким образом, из вышесказанного следует, что  налоговая система – совокупность элементов: законодательной базы, совокупности налогов, плательщиков налогов, которые  обеспечивают  существование взаимоотношений  с государством, а также для  налогового администрирования. Налоговая  система является важным элементом  политики государства. Она может  стать мощным инструментом регулирования  экономики. В периоды экономического спада может стать стимулом для  развития, а периоды подъема сдержать высокие темпы роста. Роль государства  состоит в проведении эффективной  налоговой политики, создании системы  налогообложения, которая будет  способствовать развитию экономики, а  не давить своим чрезмерным прессом.

      

2 АНАЛИЗ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

2.1 АНАЛИЗ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

     Беларусь  имеет свои особенности налогообложения, характерные для экономики  и  получившие свое развитие в свете  сложившихся социально – экономических  отношений в государстве. Однако переориентация Республики Беларусь на хозяйственные условия рыночной экономики вызвала необходимость  перехода к единой налоговой системе.

     Налоговая система РБ основана на налоговом  законодательстве – это  система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

  • Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
  • декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
  • международные договоры Республики Беларусь;
  • постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных  Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

     На  территории  государства  установлены  и действуют две группы налогов, сборов (пошлин) — республиканские  и местные. Такая структура налогов  позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой  налоговой системы, соответствующей  бюджетному устройству государства.

     Республиканскими  признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  нормативными правовыми актами местных  Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть  таких налоговых поступлений  может передаваться на местный уровень.

     Местные органы власти изначально не могут  вносить какие-либо коррективы в  республиканские регулирующие налоговые  платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

     Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные  бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения  о передаче в их бюджет сумм соответствующих  платежей.

     Всех  налоги, действующие в государстве  в настоящее время: это девятнадцать республиканских и местных налогов, восемь особых режимов налогообложения, платежи в республиканские целевые  бюджетные фонды и взносы  в  ФСЗН работодателей и работающих, которые, по моему автора, необходимо относить к налоговым и учитывать при расчете налоговой нагрузки.                                                                         

     Основу  отечественной системы налогообложения, т.е. наибольшую долю в бюджете составляют НДС, акцизы, налог на прибыль, налог  на недвижимость, земельный налог, экологический  и отчисления в Фонд социальной защиты населения.

     Уже не первый  год  Беларусь занимает последнее место в рейтинге Всемирного банка.  Налоговая система государства  сложна, имеет высокий уровень  налоговой нагрузки.  Рассчитана налоговая нагрузка и рассмотрена  в таблице 2.1