Тенденции развития иностранных инвестиций в РФ

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РФ»

 

Кафедра: «Инвестиционный  Менеджмент»

 

 

Курсовая  работа

На тему: «Тенденции развития иностранных инвестиций в РФ»

 

 

Студент Института сокращенных программ

Специализации Финансовый менеджмент

Группы ФМ3

Семенов А.В.

 

Научный руководитель:

доц. Цамутали С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ3

  1. ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 6

1.1. ЗНАЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РФ7

1.2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ8

  1. ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ10

2.1. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА10

2.2. ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ10

2.3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ12

  1. ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РФ25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ30

ПРИЛОЖЕНИЯ31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одна  из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики  – привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое  отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим  иностранный капитал, который мог  бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике  начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых  технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных  иностранным капиталом [6,15].

Актуальность оценки тенденций развития иностранных инвестиций в РФ обусловлена тем, что значительное число исследователей видят выход из сложной ситуации в российской экономике, прежде всего, в иностранных инвестициях. Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитал. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране. По динамике иностранных инвестиций  можно судить о том реальном прогрессе, который происходил в стране  в отношении инвестиций.

Целью данной курсовой работы является анализ тенденций развития иностранных инвестиций в РФ.

 

Задачи:

  1. Провести отбор литературы по данной тематике.
  2. Проанализировать иностранные инвестиции в РФ по современным данным.
  3. Выявить тенденции развития иностранных инвестиций.

Объектом исследования выступают иностранные инвестиции в РФ, основными направлениями которых в РФ являются:

  • недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;
  • ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);
  • имущественные права;
  • права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;
  • права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

В качестве субъекта иностранных инвестиций в РФ рассматриваются:

  • иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность, которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения.
  • лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;
  • международная организация, причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;
  • иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

Нужно отметить, что созданная в РФ необходимая для иностранных инвесторов нормативная, методологическая, научная база, которая в значительной степени (наряду с политической, экономической, социальной ситуациями) предполагает наличие в стране достаточно благоприятного инвестиционного климата [3,115]. Однако для иностранных инвесторов существуют следующие, наиболее существенные проблемы:

  • Нестабильность политического климата в России. Существует вероятность сползания страны к тоталитарному националистическому режиму.
  • Правовая нестабильность и постоянно изменяющаяся система регулирования деловой практики и инвестиционных потоков.
  • Жесткая и часто меняющаяся налоговая система.
  • Слабая развитость рыночной инфраструктуры, непрочное правовое положение инвесторов и опасность пересмотра условий приватизации и инвестиционных соглашений.
  • Ненадежность банковско-финансовой системы
  • Недостаточная разработанность законодательства в отношении страхования, залога и гарантий, затрудняющая операции с различными видами активов.
  • Низкий уровень личной безопасности инвесторов.
  • Коррумпированность чиновников и чрезмерный бюрократизм.

 

В связи  с ограниченным объемом данная курсовая работа затрагивает лишь современные  тенденции развития иностранных  инвестиций и не затрагивает исторические аспекты данной тематики, в работе не делается никаких прогнозов, а лишь дается оценка фактов, используется официальная статистика по состоянию на конец 2009 года.

В работе использована в основном экономическая  литература отечественных авторов  и данные из открытых источников.

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Единого определения иностранных инвестиций не существует. Считается, что наиболее правильными с юридической точки  зрения являются те определения ИИ, которые содержатся в двухсторонних  международных соглашениях о  взаимной защите капиталовложений. Иностранные инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые инвесторы одной из стран участниц соглашения вкладывают на территорию другой страны участницы в соответствии с законодательством последней.

В соответствии с законом РФ «Об иностранных  инвестициях» ФЗ №160 от 09.07.99 иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в т.ч. денег, ценных бумаг (в иностранной и национальной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав  на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:

    • по формам собственности (частные, государственные);
    • по способу учета (текущие, накопленные);
    • по объекту или цели вложения (прямые, портфельные, прочие) [3, 11].

Последняя классификация согласуется с  терминологией МВФ, закрепленной в  Руководстве МВФ по составлению  платежного баланса, ей и будем придерживаться в данной курсовой работе.

Прямые  инвестиции – инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения капитала в акции заграничных компаний без приобретения контрольного пакета, облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, МФО, а также еврооблигации.

К прочим инвестициям относятся: торговые кредиты – оплата импорта экспорта и предоставление кредитов для импорта/экспорта; кредиты МФО; кредиты правительств иностранных государств под гарантию правительства страны-реципиента; банковские вклады, т.е. собственные счета зарубежных юридических лиц, например в банках России.

1.1. ЗНАЧЕНИЕ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РФ

 

 

Среди рассмотренных  форм инвестиций для стран-получателей наибольшее значение имеют прямые иностранные инвестиции. Их преимущества заключаются в следующем:

  • содействие общей социально-экономической стабильности в стране;
  • стимулирование производственных вложений в материальную базу (в отличие от портфельных вложений);
  • активизация инвестиционных процессов, благодаря присущему инвестициям мультипликативному эффекту;
  •   стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
  • содействие обучению персонала, росту занятости, повышению уровню дохода населения;
  • увеличение налоговых поступлений;
  • стимулирование развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий и т.д;
  • уменьшение транзакционных издержек, которые связаны с бюрократическими процедурами, которые сопровождают получение международного займа;
  • в отличие от займов и кредитов прямые иностранные инвестиции не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, а наоборот способствуют его погашению.

 

Портфельные инвестиции также могут быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую («горячие деньги»).

Прочие инвестиции представлены в основном иностранными кредитами. При эффективном использовании поступающих средств на производственные цели они также могут быть важным фактором развития предприятий.

В целом  иностранные инвестиции решают проблемы:

  • ускорения процесса обновления технической и технологической производственной базы страны;
  • создания новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
  • освоения мирового опыта в сфере предпринимательства;
  • продвижения российских товаров и технологий на внешние рынки.
1.2. ПРАВОВЫЕ  АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РФ

 

Набор существующих законодательных  норм, в той или иной степени  затрагивающих процесс иностранных  инвестиций, достаточно обширен.  Основным нормативным документом, регламентирующим инвестиционную деятельность нерезидентов в РФ является Закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Параллельно с федеральным уровнем регламентации деятельности в этой сфере осуществляется и в регионах страны. Российские регионы достаточно самостоятельны в выборе способов и форм привлечения иностранных инвестиций на свою территорию и определении инвестиционного климата для них. Так в соответствии со ст.17 Закона № 160-ФЗ субъекты РФ и органы местного самоуправления «могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств». Кроме того, иностранные инвестиции регулируются международными соглашениями и договорами, международными финансовыми и нефинансовыми организациями. 

 

 

2. ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ В РФ

2.1. ОСОБЕННОСТИ  ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

 

Инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия. Недостаток региональной структуры иностранных инвестиций в России состоит в том, что их основная часть сосредоточена в небольшом числе регионов, что сдерживает выравнивание уровней их социально-экономического развития. В целом, иностранный инвестор не спешит выводить свои капиталы с территории страны, понимая ценность инвестиционный вливаний в российский рынок в будущем.

2.2. ПУТИ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ

 

В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуществляться путем:

    • создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);
    • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
    • приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
    • приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т. п. ;
    • предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Проблема  состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В  этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие  отрасли и в каких формах следует  в первую очередь его привлекать.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением  находящихся в государственной  монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения  должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные  с непосредственной эксплуатацией  национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и  т.п.), телекоммуникационную и спутниковую  связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных  отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям  формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя  государственного долга, привлечение  их было бы оправданным:

  1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
  2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако  для этого необходимо создать  эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных  кредитов. Зарубежный капитал в форме  предприятий со 100-процентным иностранным  участием целесообразно привлекать в производство и переработку  с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том  числе жилищное), для выпуска товаров  народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать  приток портфельных инвестиций следует  во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.

Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих  стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов [9,35].

2.3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

 

Общий объем  накопленных иностранных инвестиций в экономике России на конец 2009г. составил 268,2 млрд.долларов США, что  на 1,4% больше, чем на конец предыдущего  года (в 2008г. прирост за год составил 19,9%). Наибольший удельный вес в накопленном  иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,5% (на конец 2009г. - 51,6%), доля прямых инвестиций составила 40,7% (46,3%), портфельных  инвестиций - 3,8% (2,1%).

 

 

Рис.2.1. Поступление  иностранных инвестиций в экономику  России по типам

 

В 2009г. в  экономику России поступило 81,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008 году. В последние два года  наблюдалось снижение поступления иностранных инвестиций. Так, если в 2005г. объем поступления иностранных инвестиций за год увеличился на 32,4% и составил 53,7 млрд. долларов США, в 2006г. - на 2,7% (55,1 млрд.долларов США), в 2007г. - в 2,2 раза (120,9 млрд.долларов США), то в 2008г. он снизился на 14,2% (103,8 млрд.долларов США), а в 2009г. - на 21,0% (81,9 млрд.долларов США).

Структура иностранного капитала, поступившего в Россию, за 2009г. изменилась следующим образом. При снижении доли прямых инвестиций с 26,0% в 2008г. до 19,4% в 2009г. (в основном, за счет снижения доли взносов в капитал - с 15,3% до 9,8%) и доли портфельных инвестиций - с 1,4% до 1,1%, отмечен рост доли прочих инвестиций - с 72,6% до 79,5% соответственно (в основном, за счет роста доли кредитов на срок свыше 180 дней - с 49,4% до 53,9%) (Таблица 2.1).

Таблица 2.1. ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ в 2009 году

 

 

2009г.

Справочно

 

млн.

в % к

2008г.

 

долларов

2008г.

итогу

в % к

 

США

   

2007г.

 итогу

Инвестиции

81927

79,0

100

85,8

100

   в том числе:

  прямые инвестиции

15906

58,9

19,4

97,2

26,0

     в том числе:

     взносы в  капитал

7997

50,4

9,8

107,4

15,3

         из них реинвестирование

936

151,5

1,1

176,0

0,6

     лизинг 

103

60,8

0,1

в 2,0р.

0,2

     кредиты, полученные от  
зарубежных совладельцев  
организаций

6440

65,8

7,8

83,9

9,4

     прочие прямые инвестиции

1366

114,3

1,7

95,1

1,1

  портфельные инвестиции

882

62,3

1,1

33,7

1,4

          из них:

       акции  и паи

378

33,6

0,5

27,8

1,1

       долговые ценные бумаги 

496

173,2

0,6

в 2,2р.

0,0

  прочие инвестиции

65139

86,5

79,5

84,7

72,6

       в том числе:

     торговые кредиты

13941

86,2

17,0

115,4

15,6

     прочие кредиты

50830

87,8

62,0

78,5

55,8

          из них:

         на срок до 180 дней

6604

99,8

8,1

193,0

6,4

         на срок свыше 180 дней

44226

86,2

53,9

72,9

49,4

     прочее

368

29,1

0,5

107,8

1,2


 

Давая оценку степени рациональности иностранных  инвестиций, следует учесть и их отраслевую структуру. Наибольшая доля  накопленных иностранных инвестиций  в общем их объеме на конец 2009г. приходилась на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования  (20,6%),  добычу полезных ископаемых (16,4%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (13,0%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (11,8%). (Приложение 1). Таким образом, эти сектора экономики поглотили около 62% всех накопленных иностранных инвестиций.

Объем накопленных  прямых иностранных инвестиций в  экономике России на конец 2009г. составил 109,0 млрд.долларов США (снижение за год - на 10,9%, или на 13,4 млрд.долларов США).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009г. 76,7 млрд.долларов, или на 12,8% больше, чем в 2008 году.

В 2009г. по сравнению с предыдущим годом поступление прямых инвестиций снизилось на 41,1% (в 2008г. по сравнению с 2007г. - снижение на 2,8%). В структуре прямых инвестиций произошли изменения. При снижении  доли взносов в капитал организаций в общем объеме прямых инвестиций с 58,8% в 2008г. до 50,3% в 2009г., доля кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, возросла соответственно - с 36,2% до 40,5%. Значительный рост прямых инвестиций наблюдался в производстве машин и оборудования - в 2,3 раза, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 99,0%, издательской и полиграфической деятельности, тиражировании записанных носителей информации - на 36,0%, химическом производстве - на 7,9%.

Взносы  в капитал организаций в 2009г. снизились по сравнению с предыдущим годом на 49,6% (в 2008г. по сравнению с 2007г. - рост на 7,4%). Наибольшая доля взносов в капитал организаций в общем объеме этого типа иностранных инвестиций в 2009г. приходилась на организации, осуществляющие деятельность в обрабатывающих производствах (28,5%), осуществляющие оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (24,0%), операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (15,5%), по добыче полезных ископаемых (14,5%).

Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций в 2009г. снизились по сравнению с предыдущим годом на 34,2%, (в 2008г. по сравнению с 2007г. - на 16,1%). Наибольшие объемы кредитов от зарубежных совладельцев организаций поступили в организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (24,1%), организации обрабатывающих производств (23,7%), осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (21,3%), осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых (19,0%).

Объем лизинга (финансовой аренды) в 2009г. по сравнению с 2008г. снизился на 39,2% (в 2008г. по сравнению с 2007г. был отмечен рост в 2,0 раза). Лизингополучателями являлись организации, осуществляющие деятельность на транспорте и связи, в обрабатывающих производствах, строительстве, добыче топливно-энергетических полезных ископаемых.

Портфельные инвестиции в 2009г. снизились по сравнению с 2008г. на 37,7% (в 2008г. по сравнению с 2007г. - в 3,0 раза). Структура портфельных инвестиций  изменилась следующим образом. При снижении доли акций и паев в общем объеме портфельных инвестиций с 79,6% в 2008г. до 42,9% в 2009г., доля долговых ценных бумаг возросла соответственно с 20,2% до 56,2%.

Иностранные портфельные инвестиции поступали, в основном, в акции и паи  организаций по производству кокса  и нефтепродуктов - 34,3% от общего объема данного вида поступления, производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 30,9%, организаций, осуществляющих финансовую деятельность - 18,6%; в долговые ценные бумаги организаций, осуществляющих  добычу полезных ископаемых - 68,6% от общего объема данного вида поступления, транспорт  и связь - 17,9%.

Прочие иностранные инвестиции снизились в 2009г. по сравнению с предыдущим годом на 13,5% (в 2008г. по сравнению с 2007г. - на 15,3%). В структуре прочих инвестиций произошли некоторые изменения. При снижении доли торговых кредитов в общем объеме прочих инвестиций с 21,5% в 2008г. до 21,4% в 2009г., доля прочих кредитов возросла соответственно - с 76,9%  до 78,0%. Объемы прочих кредитов снизились за 2009г. на 12,2%, из них кредиты на срок свыше 180 дней - на 13,8%.

Кредиты международных финансовых организаций  снизились  в 5,8 раза (кредиты ЕБРР - в 6,5 раза, кредиты МФК - в 3,0 раза). 

Наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала в 2009г. были:

    • оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; (27,8% от общего объема поступивших иностранных инвестиций);
    • обрабатывающие производства (27,1%);
    • транспорт и связь (16,8%). (Приложение 2).

 

Рис.2.1. Структура поступления иностранных  инвестиций в экономику России по видам экономической деятельности в 2009 году в %.

 

Таким образом, отраслевую структуру иностранных инвестиций в РФ нельзя признать рациональной.  В наиболее актуальных сейчас направлениях инвестирования, таких как машиностроение, в частности приборостроение, информатика, активность иностранных инвесторов остается низкой. Объем иностранных инвестиций в эти отрасли в совокупности едва достигает 10% всех прямых иностранных инвестиций [2,54]. Для решения проблемы модернизации российской экономики отраслевая структура иностранных инвестиций должна быть значительно изменена с резким ростом объема и удельного веса прямых иностранных инвестиций именно в эти отрасли.

Не менее  важной составной частью стратегии  государства в сфере иностранных  инвестиций является также обеспечение  благоприятного инвестиционного климата  в тех регионах страны, которые  пока следует относить к числу  депрессивных. Имеющиеся данные о  региональном распределении иностранных  инвестиций показывают, что оно отличается крайней неравномерностью. В 2009г. иностранные инвестиции поступили в 78 субъектов Российской Федерации. Но на 11 из них приходилось 83,4% общего объема поступления, в том числе на Москву - 50,4%.

В 2009г. по сравнению с 2008г. наибольший рост доли поступления иностранных инвестиций в общем их объеме наблюдался в  Тюменской области - с 1,2% до 2,0%, Ленинградской  области - с 0,9% до 1,5%, Республике Саха (Якутия) - с 0,7% до 1,4%, Москве - с 39,4% до 50,4%; значительное ее снижение имело место в Красноярском крае - с 3,6% до 0,3%, Вологодской области - с 4,0% до 0,1%, Самарской области - с 2,6% до 1,3%. В 2-3 раза выросли объемы поступления иностранных инвестиций в Смоленскую, Курскую, Волгоградскую области,  Республику  Мордовия,  Республику Карелия; в Алтайский край - в 16,6 раза; Республику Марий Эл -  в 60,7 раза. В то же время в ряде территорий наблюдается значительное сокращение поступления иностранных инвестиций. Так, в Ставропольском крае и Ульяновской области поступление иностранного капитала составило 13,2% от уровня 2008г., Орловской области - 11,4% Приморском крае -10,0% Тамбовской области - 7,5%, Красноярском крае - 5,9%, Вологодской области - 1,7%, Белгородской области - 2,0%  (Приложение 3).

Наиболее  привлекательными для зарубежных инвестиций в 2009г. были организации Москвы, осуществляющие деятельность в оптовой и розничной  торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования (86,2%), организации транспорта и связи (92,8%), финансовой деятельности (73,5%), организации, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (37,2%); организации Сахалинской области, осуществляющие деятельность в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (66,5%); организации Санкт-Петербурга, осуществляющие деятельность в производстве кокса и нефтепродуктов (51,4%) и производстве транспортных средств и оборудования  (26,8%); организации Московской области, осуществляющие деятельность по производству резиновых и пластмассовых изделий (69,6%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (10,4%).

 По типам поступлений иностранных инвестиций в субъектах Российской Федерации также наблюдается значительная дифференциация.

Значительное увеличение поступления прямых иностранных инвестиций наблюдалось в Алтайском крае - в 147 раз, Чувашской Республике - в 18,5 раза, Смоленской области - в 3,2 раза, Республике Карелия - в 2,4 раза, Курской области - в 2,4 раза, Астраханской области - в 2,0 раза. Приоритет в сфере лизинга (финансовой аренды) принадлежит Оренбургской  области (92,3% от общего объема лизинга).