Тенденции развития института авторского права
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Чувашский
государственный университет
(ФГБОУ
ВПО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова»)
КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА.
Курсовая работа
по гражданскому праву
Тема:
Тенденции развития института авторского
права.
Дата защиты «___»______________ 2011 г.
Оценка:
_____________
Чебоксары-2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Понятие авторского права…………………………………………………
Развитие авторского
права в советский период………………
Современное состояние
нормативно-правового
Адаптация авторского права новой цифровой среде…………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………
Введение.
Во все времена люди обладали таким даром, как создавать шедевры: книги, картины, музыку… У каждого из этих произведений есть свой автор. Поэтому в начале 19 века в России появилось авторское право, которое трактовалось как право собственности, которое можно продавать.
Недавно понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. Но по мере развития научного и художественного творчества, быстрого роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др. Быстро развивается техника репродуцирования произведений. Сейчас сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством. В ст. 44 Конституции РФ государство гарантирует своим гражданам свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества, преподавания. Также Конституция гарантирует охрану интеллектуальной собственности.1
Понятие авторского права.
Авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Закон "Об
авторском праве
и смежных правах"
С 3 августа 1993 года в Российской Федерации
действует закон “Об авторском праве
и смежных правах” (далее — ЗоАП). Это
основополагающий нормативный акт в данной
области права.
Указанный Закон “...регулирует отношения,
возникающие в связи с созданием и использованием
произведений науки, литературы и искусства
(авторское право), фонограмм, исполнений,
постановок, передач организаций эфирного
или кабельного вещания (смежные права)”
(статья 1 ЗоАП).
Деление объектов авторского права на
произведения науки, литературы и искусства
условно, поскольку один и тот же объект
может одновременно выступать в различных
категориях.
Примерами объектов авторского права
могут быть научные исследования, отчеты,
базы данных, компьютерные программы,
тексты, рекламные слоганы, логотипы, фотографии,
радио и видеоролики, музыкальные произведения
и многое, многое другое.
Возникновение авторского права. Презумпция авторства.
1.
Авторское право на
2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3.
При опубликовании
Виды прав.
Как только
появляется объект авторского
права, зафиксированный в
Все авторские права условно делятся
на две большие категории.
Личные
неимущественные
авторские права.
Под личными неимущественными правами
закон понимает пять правомочий:
- Право авторства — право признаваться Автором произведения. Право авторства не следует путать с авторским правом.
- Право на имя — право использовать произведение под подлинным именем Автора, под псевдонимом или анонимно. То есть если редактор “забыл” указать имя Автора под статьей, то нарушается право на имя.
- Право на обнародование — право Автора произведения впервые довести его до широкого круга лиц. Понятно, что оно реализуется всего один раз.
- Право на отзыв — это право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании. При этом автор выплачивает причиненные таким действием убытки.
- Право на защиту репутации автора — право препятствовать любому искажению произведения, которое может нанести ущерб чести и достоинству Автора.
Личные неимущественные права закрепляются за автором навечно и никогда никому не передаются. Нарушение (случайно или по умыслу) данной группы прав особенно опасно, тем более что количество судебных споров по нарушениям личных неимущественных прав лишь растет...
Имущественные авторские права. Согласно закону РФ “Об авторском праве и смежных правах”, имущественные авторские права определяются как единое исключительное право на использование произведения. Оно означает право осуществлять или разрешать, а также запрещать осуществлять следующие действия:
- воспроизводить (например, тиражировать) произведение;
- распространять экземпляры произведения;
- импортировать экземпляры произведения;
- публично показывать произведение (например, на улицах города);
- публично исполнять произведение (например, на телерадиоканалах);
- сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир;
- сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.
- переводить произведение;
- перерабатывать произведение.
Как было
сказано выше, все указанные имущественные
права на использование
Срок действия авторского права. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право автора на имя и право на неприкосновенность произведения.
Срок действия авторского права на коллективное произведение. Авторское право на коллективное произведение действует в течение всей жизни каждого из авторов и переходит по наследству. Наследники каждого соавтора пользуются авторским правом в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.2
Срок действия авторского права, принадлежащего организациям.
Авторское право
организации действует
Механизм передачи прав.
Служебное
произведение.
По умолчанию считается, что если объект
авторского права создан в порядке выполнения
служебных обязанностей (например, штатный
дизайнер в рекламном агентстве), то исключительные
имущественные авторские права (то есть
права на использование произведения)
принадлежат работодателю. Это самый простой,
на первый взгляд, и самый распространенный
способ передачи авторских прав. Однако
следует помнить, что при этом следует
иметь и трудовой контракт, и должностную
инструкцию, и, желательно, письменное
поручение на выполнение конкретной работы
(служебное задание).
Наследование.
Имущественные
авторские права действуют
Авторский
договор.
В пункте 2 статьи 31 указанного закона
записано следующее: "все права на использование
произведения, прямо не переданные по
авторскому договору, считаются не переданными".
Развитие авторского права в советский период.
В 1897 г. Государственный совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Первое законодательство Российской империи в области авторского права относится к 1828 году, и касалось издателей книг и сочинителей. Позже появляются положения о правах сочинителей, переводчиков и издателей, затем правила о музыкальной собственности в 1845, а 1 января 1846г. — «Положение о собственности художественной». С 1887г. все нормы авторского права перенесены в Свод Законов Российской Империи в приложение к ст. 420 «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств». В 1911 году приняли закон, назывался он «Положение об авторском праве» и был составлен по принципу который актуален и в наши дни - на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Это был последний закон Российской империи «об авторском праве». После крушения Империи правоотношения в сфере авторского права регулировались постановлениями и декретами Совета Народных Комиссаров, которые значительно ограничивали права авторов. После революции 1917 г. этот закон был отменен, а первым советским законом в рассматриваемой области был Декрет ЦИК от 29.10.17 г. «О государственном издательстве» (вводилось разрешение объявлять госмонополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию)3.
В связи с тем, что в СССР все было «общее», любое произведение могло быть признано достоянием Республики в соответствии с Декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» от 26 ноября 1918г. При издании произведения автору мог выплачиваться гонорар, а в случае смерти автора, нуждающиеся и нетрудоспособные родственники, имели право на получение материальной помощи через губернские отделы социального обеспечения в размере прожиточного уровня. Первый советский закон об авторском праве был принят 16 февраля 1925г. в форме постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК СССР «Об основах авторского права». На основании этого постановления Всероссийский ЦИК и СНК приняли Декрет «Об авторском праве». Постановлением ЦИК и СНК СССР 16 мая 1928 г. в законодательство об авторском праве были внесены изменения «Основы авторского права СССР», которые просуществовали до начала 60-х годов, когда их измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. После присоединения СССР в 1973г. к Всемирной конвенции об авторском праве в Основы гражданского законодательства СССР и гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые расширили права авторов. Россия связана нормами Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. (СССР присоединился к ней 27.05.73 г., не подписав Парижский протокол о пересмотре текста Конвенции). Постановлением Правительства от 3.11.94 г. РФ присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.) и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от 9.09.86 г., хотя пока проигнорирована Римская конвенция по защите прав исполнителей от 18.05.64 г.4
Современно
состояние нормативно-
Современный
ритм жизни, многообразие и сложность
общественных отношений свидетельствует
о том, что законодательство не всегда
«успевает» за веяниями и тенденциями
этих отношений. Необходимо признать,
что Российская Федерация в настоящий
момент все еще находится в числе государств,
где такие понятия, как «интеллектуальная
собственность», «авторские права» «вознаграждение
за использование результата интеллектуальной
деятельности», «исключительное право
на объекты интеллектуальной собственности»,
«авторский договор», знакомы лишь сотрудникам
компетентных государственных органов,
юристам и собственно авторам произведений.
Будучи основным законом страны, Конституция,
так или иначе, содержит упоминания всех
прав и свобод человека, и право авторства
не исключение. Понятие авторского права
напрямую в Основном законе не упоминается.
Однако Конституция Российской Федерации
гарантирует каждому свободу литературного,
художественного, научного творчества,
преподавания и, предоставляя широкие
возможности для создания и использования
произведений, государство одновременно
устанавливает меры, направленные на защиту
прав и интересов авторов и иных правообладателей.5
Интеллектуальная собственность охраняется
законом.
Основными причинами,
определяющими особенности
Санкции за нарушение авторского права содержатся в нескольких нормативных актах, прежде всего, отметим кодифицированные нормативные акты: Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РСФРС 1964 г. в части IV, а также специальный закон - Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон). Все эти документы, а также масса иных разно уровневых нормативных актов составляют правовой базис правоотношений, возникающих по поводу авторского права.
Спорным является вопрос об отнесении к источникам авторского права норм Гражданского кодекса РФ, поскольку напрямую кодекс не регулирует авторских прав, или каким-либо иным образом регламентирует права на произведения. Нормы многих институтов гражданского права применимы к авторским правоотношениям. В частности ГК РФ определяет, с какого возраста гражданин может осуществлять права автора; в какую очередь осуществляются выплаты по авторским договорам; относит право на авторство к нематериальным благам. Некоторые положения ГК РФ можно рассматривать источником авторского права.
Центральное место
среди источников авторского права
– занимает Закон «Об авторском
праве и смежных правах».
Заметим, что российский закон «Об авторском праве» не является оригинальной разработкой лиц, входивших в рабочую группу по подготовке проекта Закона. Как отмечает А.П.Сергеев, по своей структуре, содержанию большинства норм, конкретным формулировкам и объему российский закон процентов на девяносто совпадает с Типовым законом ВОИС об авторском праве и смежных правах – то есть национальный законодатель воспользовался результатом работы известных специалистов в авторском праве из различных стран мира. Поэтому то обстоятельство, что в основу российского авторского законодательства, как и аналогичных законов десятков других стран, был положен Типовой закон ВОИС, послужило известным залогом высокого уровня Закона.
Отдельно необходимо выделить Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004 г., 2 февраля 2006 г.). Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных.
В число иных законодательных актов, являющихся источниками авторского права необходимо включить Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.), глава IV которого регулирует авторское право на произведения архитектуры.
Заметим, что в число источников авторского права не входит Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 года (с посл. изм. и доп. от 2 февраля 2006г.), поскольку законодатель не относит топологии интегральных микросхем к объектам, охраняемым Законом об авторском праве и смежных правах.
В число иных законодательных актов, составляющих источники авторского права необходимо включить подзаконные нормативные акты. В частности можно выделить:
- Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;
- Постановление
Правительства РФ от 17 мая 1996 г.
№614 «О ставках вознаграждения
исполнителям за некоторые
Обратим внимание на том обстоятельстве, что субъекты Российской Федерации, не вправе принимать законодательные и иные акты по авторскому праву, поскольку правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (подп.«о»ст.71 Конституции РФ).
Как видно, нормы о разных правах на разные результаты интеллектуальной деятельности разбросаны по многим законам, рациональнее было бы привести эти нормы в единую систему. Частые изменения в законодательстве приводят к ошибкам в правоприменительной деятельности, что недопустимо в правовом государстве, которым стремится стать Россия. Как бы законодатель не стремился надлежащим образом урегулировать авторское право, он зачастую не успевает за стремительно развивающимися современными технологиями, охватывающими все сферы авторского права. Отсюда принятие четвертой части ГК РФ обязано стать новым витком развития законодательства об авторском праве, учитывающим применение высоких технологий при создании произведений.
Итак, в целом, комплекс законодательства, содержащий нормы, касающиеся авторского права, выполняет следующие общие функции:
- определяет исключительные права авторов;
- устанавливает срок охраны авторского права;
- регулирует владение и передачу авторского права;
- предусматривает
санкции за нарушение
- устанавливает ограничительные исключения на авторское право.
Адаптация авторского права к цифровой среде.
Современный мир мы не можем представить без цифровых технологий и Интернет, что в свою очередь предполагает адаптацию нормативно-правовых актов и законов к более современным условиям. Развитие коммуникаций привело международное сообщество к мысли о том, что необходимо упорядочивать и нормы авторского права. Интенсивный процесс гармонизации российского законодательства об авторском праве протекает в настоящий момент в следующих направлениях:
- гармонизация в пределах правовой нормы и акта об авторском праве,
- вертикальная гармонизация законодательства об авторском праве,
- горизонтальная
гармонизация об
- гармонизация
авторского права на
Гармонизация
авторского права в пределах нормативного
акта представляет собой проектирование
правовой нормы и согласование ее элементов,
а также проектирование структуры правового
акта и согласование норм между собой.
Необходимо, что бы авторское право гармонировало
с рамками единого законодательного акта
общепризнанной, устойчивой терминологии
и проверенных временем положений, хорошо
согласующихся и не противоречащих с
иными российскими законодательными
Вертикальная, иерархическая гармонизация законодательства - достаточно проработанный прием в технике нормотворчества. На данном уровне гармонизации современное авторское право переживает глубокие и, зачастую, болезненные системные преобразования, которые четко прослеживаются на примере проектов части гражданского кодекса, посвященной праву интеллектуальной собственности. В настоящий момент существует три основные задачи при вертикальной гармонизации авторского права.
Во-первых, определение направления развития правовой регламентации для быстро развивающейся сферы, принципов организации законодательства, его кодификации.
Во-вторых, согласование
имеющегося нормативно-правового
В-третьих, определение соотношения кодификационного акта и специального законодательства о системе нормативных актов, так как ее отсутствие влечет за собой многие недоразумения и практические трудности. Несомненно, что внесение изменений в основные гражданско-правовые институты авторского права и смежных прав (виды объектов, охраняемых авторским и смежным правом, виды и содержание имущественных и неимущественных прав авторов и субъектов смежных прав, виды договоров в области авторского права и смежных прав и их содержание и ряд иных положений) вряд ли с правовой точки зрения является своевременным, если ставится вопрос о возможности принятия закона до рассмотрения проекта части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Для целей настоящего исследования особое значение имеют также два следующих уровня гармонизации авторского права — горизонтальная и межгосударственная гармонизации.