Тенденции развития института обращения граждан


Содержание

 

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Право на обращение как конституционно-правовое средство

реализации и защиты прав и свобод граждан.......................................................6

              1.1. Периоды развития законодательства, регулирующего

обращения граждан.................................................................................................6

              1.2. Конституционные основы института обращения граждан................8

Глава 2. Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан............12

              2.1. Виды обращений граждан...................................................................12

              2.2. Порядок рассмотрения обращения граждан......................................14

Глава 3. Тенденции развития института обращения граждан..........................21

              3.1. Обращения граждан: новации правового регулирования................21

              3.2. Законодательство субъектов РФ, регулирующее

вопросы обращения граждан................................................................................31

Заключение.............................................................................................................35

Список использованных источников и литературы........................................38

Приложение........................................................................................................40
Введение

              Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного Закона человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

              Институт обращений граждан в органы государственной власти - важнейшая составная часть правового статуса человека и гражданина любого развитого демократического правового государства и по своей сути всегда воздействует на деятельность органов государственной власти. Результаты правовой работы в рассматриваемой сфере свидетельствуют о том, что посредством обращений граждане и их объединения воздействуют на разрешение общественно значимых вопросов органами государственной и местной власти.

              Посредством института обращений удовлетворяются различные взаимосвязанные интересы граждан, как то: интерес к охране (защите) нарушенных прав и свобод; свободному выражению мнения; участию в управлении делами государства и общества.

              Обращения граждан выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений.

              Особую актуальность отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение, приобретают в условиях рыночной экономики и становления институтов гражданского общества. Именно сейчас граждане нуждаются во всемерном совершенствовании механизмов защиты своих прав и законных интересов, в выработке новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти.

              Все это послужило основанием для разработки и принятия нового Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г.

              Данный нормативно-правовой акт регулирует правоотношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами указанных органов. Кроме того, действующий закон распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, хотя это и не отражено в названии акта.

              Из сказанного выше можно сделать вывод, что в ходе административной реформы ставятся задачи по обеспечению прозрачности исполнительной власти. Работа с обращениями граждан имеет существенное значение для реализации этих задач.

              Своевременное принятие решений по обращениям граждан способствует росту и укреплению авторитета публичной власти, повышает качество публичного управления и оказания государственных услуг. Обращения граждан представляют собой источник информации о реальных потребностях населения, удовлетворение которых призван обеспечивать аппарат публичной власти.

              Над этим рассуждали многие ученые-юристы, например, Алехин А.П., Кармолицкий А.А. в учебнике «Административное право России» раскрывают сущность и виды обращения граждан, Бельский К.С. раскрывает порядок рассмотрения обращения граждан.

              Эта проблема широко освещается в периодических изданиях, например, в журнале «Законность» рассмотрены тенденции развития института обращения граждан, новации правового регулирования.

              Используются Конституция РФ, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г.[1], т.к. они являются ядром правовой основы данного вопроса.

              Целью данной работы является изучение и раскрытие проблемы обращения граждан Российской Федерации.

              Задачи работы: проследить периоды развития законодательства, регулирующего обращения граждан; изучить основы института обращения граждан, виды и порядок рассмотрения обращения граждан, определить тенденции развития института обращения граждан.

              В ходе раскрытия данной проблемы основой являются нормативно-правовые акты Российской Федерации.

              Основные методы, с помощью которых будет освещаться данная проблема: формально-юридический, описательный, анализ используемых источников и литературы.

              В данной работе объектом исследования является право гражданина на  обращение, а предметом исследования является изучение обеспечения реализации конституционного права граждан на обращение.

 

 


Глава 1. Право на обращение как конституционно-правовое средство реализации и защиты прав и свобод граждан

1.1. Периоды развития законодательства, регулирующего обращения граждан

              Важная роль в реализации статуса гражданина, а также в деле защиты его прав принадлежит органам исполнительной власти. Каждый из этих органов в соответствии со своим юридическим статусом обязан не только обеспечивать, но и осуществлять защиту прав и свобод личности в соответствии с Конституцией страны, опираясь на нормы международно-правовых актов, действующее законодательство. Органы исполнительной власти в пределах предоставленной им компетенции организуют исполнение норм Конституции РФ и законов, имеющих отношение к административно-правовому положению личности.

              Одной из постоянных форм обратной связи, помогающей государственной администрации выполнять правообеспечивающие и правозащитные функции, являются обращения граждан.

              Конституция РФ (ст. 33) закрепила право граждан на обращение В государственные органы и органы местного самоуправления[2]. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством реализации и защиты прав и свобод граждан, одной из организационно-правовых гарантий их охраны.

              Обращения граждан представляют собой одну из форм их участия в управлении, в решении государственных и общественных дел, способ восстановления нарушенного права. Обращения являются важным источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития. Они содержат в себе сведения о процессах, происходящих в обществе.

              Впервые это право было закреплено, в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г., что явилось важным шагом в развитии данного института.

              Современный период развития законодательства в этой сфере характеризовался тем, что на территории Российской федерации продолжали действовать некоторые акты Союза ССР, так как регулируемые ими вопросы не нашли еще своего нормативного закрепления в российском законодательстве.

              Долгое время основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российское Федерации, являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции от 4 марта 1980 г.)[3]. До этого действовал акт 1935 г. Бесспорно, принятие этого акта - Указа от 12 апреля 1968 г. явилось важным моментом, который позитивно повлиял на развитие данного правового института Он сыграл положительную роль в развитии законодательствам этой области. Вместе с тем с момента его издания прошло достаточно много времени, и на сегдняшний день он устарел. В нем не нашли своего нормативного закрепления многие важные аспекты, связанные с правом гражданина на подачу обращений, имеются пробелы в регулировании этой сферы общественных отношений. Кроме того, процедура подачи и рассмотрения обращений граждан регламентируется еще достаточно большим количеством различные нормативных актов, что существенно затрудняет реализацию права граждан на обращение. Все эти правовые нормы нуждаются в систематизации на базе общих принципов.

              Несовершенство действующего законодательства послужило основанием для постановки вопроса о разработке и принятии нового Федерального закона «Об обращениях граждан Российской Федерации». В свое время подобный закон был подготовлен Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, принят Думой в трех чтениях, но не был подписан Президентом РФ. В нем обнаружились противоречия ст. 33 Конституции РФ. В соответствии с этой статьей адресатами обращений могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления. Проект закона расширительно ее толковалвключая в перечень тех, к кому может обратиться гражданин: коммерческие и некоммерческие организации независимо от организационно правовых форм и форм собственности, а также иные противоречия. В этой связи данный проект долгое время оставался только проектом. Однако в последнее время работа в этом направлении активизировалась, и 2 мая 2006 г. Президентом РФ подписан новый Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который вступил в силу по истечении 180 дней с момента его официального опубликования[4].

              В иоге следует отметить, что новый Закон не претерпел существенных изменений по сравнению с Указом от 12 апреля 1968 г. Он вобрал в себя основные положения, которые положительно зарекомендовали себя на Практике. Основной упор в Законе сделан на порядок подачи, рассмотрения и ответов на обращения, скорректированный в соответствии с новым временем и работой госорганов.

1.2. Конституционные основы института обращения граждан

              Одной из основных функций государства, его органов и должностных лиц является обязанность гарантировать права и свободы человека и гражданина. Это подтверждает и Конституция РФ, закрепляя в ст. 45, что государственная защита прав и свобод гарантируется[5].

Гарантии представляют собой принятые государством обязательства создавать условия и предоставлять средства для обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан. Именно юридические гарантии обеспечивают возможность правомерной реализации прав и свобод, а также их защиты. Необходимость в защите права или свободы индивида наступает тогда, когда имеется неисполнение юридической обязанности другим субъектом правоотношения, злоупотребление правом, препятствование в осуществлении прав и свобод, а также спор о наличии самого права (свободы). Деятельность, направленная на устранение препятствий в осуществлении прав и свобод, па борьбу с невыполнением обязанностей и злоупотреблениями правом, составляет содержание защиты прав и свобод.

Законодательные акты устанавливают различные процедурно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина. Положительные результаты дают, как правило, эффективно действующие процедуры. Те или иные виды процедурных форм защиты прав и свобод зависят от того, какие органы или организации осуществляют эту защиту. Органы законодательные и исполнительные, органы судебной власти, прокуратура, адвокатура и нотариат, общественные организации участвуют в защите основных прав и свобод человека и гражданина, используя специфические способы и средства.

              Конституция РФ наделяет граждан правомочиями по защите принадлежащих им прав и свобод. Они могут делать это всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45)[6]. Организационно-правовые процедуры защиты устанавливаются законодательством. Это и обжалование действий должностных лиц, и обращение в средства массовой информации, и использование возможностей различных общественных организаций, профсоюзов, и обращение в межгосударственные органы по защите прав человека, если все внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны. Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы было впервые сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей участников ОБСЕ, призывающем уважать право граждан любого государства «самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод».

Наиболее яркий пример индивидуальных правомочий по самозащите прав и свобод - подача в суд искового заявления физического лица. Конституция РФ устанавливает право каждого пострадавшего от преступления, от действий (либо бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц на доступ к правосудию, на компенсацию причиненного ущерба, право на возмещение вреда (ст. 52, 53 Конституции РФ). Также наглядным примером индивидуальных правомочий по самозащите прав и свобод является право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ)[7].

Наиболее концентрированно правомочия граждан по самозащите основных прав и свобод проявляются в их праве на обращение в государственные и общественные структуры с предложениями, заявлениями, жалобами, а также в праве на защиту в суде.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Это право осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г.[8]

              Огромное количество обращений граждан адресовано Президенту РФ, являющемуся в соответствии с Конституцией гарантом прав и свобод человека и гражданина. Совещательным и консультативным органом, созданным для содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий по охране и защите прав личности, является Комиссия по правам человека. С 1995 г. в Администрации Президента было создано Управление по работе с обращениями граждан, а Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. образовано Главное управление Администрации Президента по вопросам конституционных прав граждан, целью которого является рассмотрение заявлений и жалоб граждан, восстановление их нарушенных прав. Своевременное рассмотрение обращений граждан позволяет контролировать государственные органы и органы местного самоуправления, добиваться восстановления нарушенных прав и свобод, обеспечить двустороннюю связь между государством и населением. Аналитическая работа Управления способствует широкому информированию Президента, Правительства о наиболее острых проблемах.

              В случаях и порядке, предусмотренных законом, жалобы могут быть поданы в суд. Основания и порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, определены Законом РФ от 27 апреля 1993 г с изменениями от 14 декабря 1995 г.[9]

              Таким образом, человеку предоставлен широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав и свобод. Однако действия граждан в этой области должны находиться в рамках закона, не должны «нарушать общественный порядок, дезорганизовывать работу правоохранительных и других учреждений, публично оскорблять лиц, которые, по мнению индивида, отстаивающего свои права, виновны в их нарушении, создавать ситуации, представляющие угрозу для жизни и здоровья других людей. Недопустимы любые экстремистские действия, противоречащие нормальной жизнедеятельности общества»[10].

 


Глава 2. Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан

2.1. Виды обращений граждан

              Обращения граждан очень неоднородны. Они не совпадают по общественной направленности, разнятся по своей юридической характеристике и соответственно влекут разные правовые последствия. Сам Термин «обращение» носит обобщающий характер и включает в себя предложение, заявление, ходатайство и жалобу. Каждый вид имеет спою специфику и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определен. Термин «обращение» определен в законе как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.[11]

              Действующий в настоящее время Закон содержит следующие определения видов обращений.

              Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иной сфер деятельности государства и обществ.

              Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках и работе государственных, органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

              Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностными лицами, государственными или муниципальными служащими и т. д.) права или законного интереса[12].

              Жалоба является важным средством защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Она имеет двуединое значение: путем ее подачи гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав конкретных лиц. Право на подачу жалобы является действенным способом устранения возможных нарушений законности, одним из средств предотвращения правонарушений. Это право является абсолютным, неограниченный и неотчуждаемым правом личности. Для реализации его не нужно чьего-либо согласия и тем более издания актов управления.

              Право на обращение принадлежит гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, лицам без гражданства, т. е. физическим лицам, а также лицам юридическим в целях реализации и защиты своих прав и интересов, прав и интересов членов своих коллективов. В Конституции РФ закреплено право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы лиц.

              Одной из разновидностей коллективных обращений являются петиции. Они давно нашли свое закрепление в зарубежном законодательстве как важная форма выражения общественного мнения, постановки перед органами государственной власти, местными органами значимых экономических, политических и социальных проблем развития общества, страны в целом, отдельных ее регионов, охраны прав и свобод личности. В доктрине, законодательства большинства, западных стран петиции или обращения к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллективов на процесс принятия политических и правовых решений.

              Петиции отличаются от жалоб не только по степени общественной важности поднимаемых в них вопросов, но и по адресату. На сегодняшний день вопрос о петициях не нашел еще своего законодательного разрешения на уровне Российской Федерации. Вместе с тем в законодательстве некоторых субъектов Федерации, например Челябинской области, г. Москве этот вид обращений уже закреплен.

Таким образом, представляется, что отсутствие регулирования ходатайств и петиций - один из недостатков действующего законодательства об обращениях граждан. Коль скоро такие обращения применяются на практике, должен быть определен порядок их рассмотрения. В связи с этим в комментируемый Закон целесообразно внести дополнения, устраняющие этот пробел.

2.2. Порядок рассмотрения обращения граждан

Обращения граждан рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами.

              Порядок рассмотрения обращений устанавливается законом, а также иными актами, регулирующими процедуру рассмотрения специальных видов обращений. Например, КоАП РФ определяет особую процедуру подачи жалоб. Вместе с тем следует отметить, что Закон не предусматривает разницы в порядке рассмотрения различного рода обращений, что является, на наш взгляд, существенным недостатком. Уже отмечалось, что характер обращений бывает разный. В этой связи процедура и сроки рассмотрения предложений, естественно, должны отличаться от порядка рассмотрения жалоб, которые всегда связаны с нарушением прав граждан.

              Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение должно содержать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые оно направляется; либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица; либо его должность; свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; суть предложения, заявления или жалобы, а также личную подпись и дату. Анонимные обращения не рассматриваются. Это не касается тех сигналов, в которых речь идет о готовящемся противоправном деянии[13].

              Кроме того, не рассматриваются обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения.

              В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращения могут поступать и по информационным системам.

              Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в соответствующий орган (должностному лицу). Если вопросы, поднятые в обращении, не входят в компетенцию соответствующих органов, то само обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется в компетентную инстанцию, а гражданин уведомляется о переадресации его обращения. Если поднятые в обращении вопросы касаются нескольких органов, в них отсылаются соответствующие копии.

              Закон запрещает направлять жалобы в те органы или тем лицам, чьи действия обжалуются. Однако, если ситуация такова, что этот запрет невозможно соблюсти, то жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд[14].

              Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность соответствующих властных структур своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Это подкреплено тем, что праву граждан на подачу обращений корреспондирует обязанность соответствующих органов, должностных лиц их принять и рассмотреть в сроки, установленные в Законе.

              Письменное обращение рассматривается в 30-дневный срок со дня его регистрации. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина.

              Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Кроме того, государственный орган, орган местного самоуправлениясоответствующие должностные лица имеют право запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина и т.д. Законодатель устанавливает 15-дневный срок для предоставления необходимых материалов[15].

              Вынесение решения является важнейшим моментом всего процесса рассмотрения обращения, ибо от содержания этого документа зависит будут ли требования гражданина удовлетворены полностью, частично или отклонены совсем. Решение выносится на основе всех материалов и доказательств в их совокупности. Оно должно содержать логическое и правовое обоснование. Отсутствие в законодательстве четкой правовой регламентации реквизитов решения в ряде случаев отрицательно влияет на всю процедуру рассмотрения обращений. В связи с этим упорядочение правового регулирования этого вопроса, несомненно, усилило бы гарантии законности разрешения обращений граждан.

              Законодатель возлагает ответственность за разрешение обращений, в частности жалоб, персонально на должностных лиц соответствующего органа учреждения, предприятия и т. д. Независимо от того, кому была поручена, например, проверка жалобы, решение по ней выносится властным волеизъявлением руководителя органа, который по закону наделен этим правом, либо ответственным должностным лицом, уполномоченным соответствующим приказом или распоряжением. Решение по обращению выносится в письменной форме.

              Ответ на обращение не дается, если в нем отсутствует адрес и данные обратившегося; если оно содержит нецензурные выражения, а также если текст письменного обращения не поддается прочтению. Кроме того, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении неи приводятся новые доводы и обстоятельства, то возможно принятие решения о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу.

              Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

              Следует отметить, что если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.[16]

              Очень важен личный прием граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке. Большой теоретический и практический интерес представляет вопрос, можно ли ухудшить положение лица в результате вынесения решения по его жалобе, т. е. может ли вышестоящая инстанция ухудшить своим решением положение гражданина по сравнению с тем, которое было создано обжалуемым административным актом. Обычно на этот вопрос дают отрицательный ответ, основываясь на том, что это противоречило бы самой идее жалобы: никто не станет обращаться, если это грозит ухудшением его положения[17].

              Принятое решение, если оно не обжалуется дальше, должно быть исполнено, т. е. его необходимо претворить в жизнь. О его выполнении следует судить главным образом по тому, устранено ли нарушение, восстановлено ли нарушенное право. Следует отметить, что действующее законодательство в сроки для разрешения жалоб включает и время фактического исполнения принятого решения. Однако на практике это часто не соблюдается. В некоторых случаях исполнение принятого решения затягивается, вызывая тем самым повторные жалобы. Ситуации в жизни бывают самые разные, и установить единый срок исполнения принятых решений, видимо, сложно. Поэтому в каждом конкретном решении необходимо указывать точные сроки его исполнения, а также должностных лиц, которые несут ответственность за соблюдение этих сроков. Это явилось бы важным фактором соблюдения законности прав и интересов граждан.

              Таким образом, в производстве по обращениям наиболее актуальным является формирование института ответственности соответствующих структур, которые их рассматривают, а также в ряде случаев и самого обращающегося при нарушении им законодательства, действующего в этой сфере. УК РФ содержит статьи, предусматривающие ответственность за клевету и оскорбление. Возможности борьбы с лицами, подавшими жалобу в клеветнических целях, значительно увеличились в связи с установлением в ГК РФ нормы, согласно которой защита личных прав охватывает также защиту хорошей репутации, своего имени, гражданской чести. К сожалению, в УК РФ нет специального состава, предусматривающего ответственность за умышленное грубое нарушение прав гражданина, а также требований законодательства об обращениях. Не предусмотрена также и административная ответственность. Однако следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей к нему могут быть применены дисциплинарные меры воздействия. Властные структуры должны не только иметь четкие юридические установки, касающиеся их прав, но осознавать и выполнять обязательства, а также нести ответственность за свои действия. Для достижения этих целей необходимо использовать весь комплекс мер ответственности.

              Решение, принятое по обращению, может, не удовлетворить его подателя. В этом случае он, приводя новые доводы и факты, имеет право обжаловать его в вышестоящие инстанции или обратиться в суд. Гражданин вправе выбрать канал обжалования. Несмотря на то что в органы государственного управления по-прежнему поступает значительное число жалоб, судебный способ защиты рассматривается в настоящее время как универсальный.

 


Глава 3. Тенденции развития института обращения граждан

3.1. Обращения граждан: новации правового регулирования

              Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон) восполнил длительное время существовавший пробел в правовом регулировании механизма реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

              Установление новым Законом единого порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан повлекло за собой внесение корректив в законы субъектов Федерации, муниципальные, а также ведомственные нормативные правовые акты государственных органов, в том числе и прокуратуры. И хотя эти изменения в законодательстве не отличаются существенной новизной, вместе с тем требуют определенного анализа для выработки единообразного понимания и применения их в прокурорской деятельности.

              Особенность нового законодательства об обращениях граждан состоит, в первую очередь, в четком определении круга субъектов, обязанных обеспечивать рассмотрение подобных обращений. К их числу в соответствии с Конституцией РФ (ст. 33)[18] отнесены государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица этих органов. Соответственно, государственные и муниципальные учреждения, профсоюзные и другие общественные организации, как следует из Закона, не включены в перечень субъектов, которые обязаны исполнять установленный порядок работы с обращениями граждан. Однако это вовсе не означает, что, к примеру, государственные или муниципальные образовательные, медицинские и иные учреждения, должностные лица этих структур, выполняющие управленческие функции, профсоюзные организации не должны рассматривать заявления и жалобы, вести прием граждан. Другое дело, что установление правил и процедур работы с обращениями граждан этими субъектами отнесено к компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, которым подведомственны эти структуры и должностные лица.

              Об этом свидетельствуют и вновь принятые Инструкции по работе с обращениями граждан в МВД и прокуратуру РФ. В этих правовых актах вполне обоснованно предусматривается обязанность рассмотрения жалоб, заявлений, ведения приема граждан образовательными, научными и иными учреждениями, входящими в систему, соответственно, МВД и прокуратуры.

              Более конкретно в новом Законе определен и состав лиц, которым предоставлено право на обращение.

              Отличительная черта Закона об обращениях граждан - закрепление и раскрытие понятий различных видов обращений (предложений, заявлений, жалоб), установление перечня прав гражданина при рассмотрении обращения, указание на гарантии безопасности заявителя в связи с его обращением, закрепление требований, которым должно отвечать письменное обращение.

              К числу новаций относится признание за гражданином права обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения, не указывать адрес местожительства, а ограничиться почтовым адресом, по которому необходимо направить ответ на обращение. Весьма важной, хотя и труднореализуемой на практике, представляется возможность взыскания с гражданина по решению суда расходов, понесенных в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления, если в нем указаны заведомо ложные сведения[19].

              Закон также уточнил сроки рассмотрения письменных обращений. Наряду с общим 30-дневным сроком рассмотрения обращений, исчисляемым со дня регистрации, предусматривается 3-дневный срок на обязательную регистрацию обращения с момента его поступления, 7-дневный срок со дня регистрации на направление обращения в соответствующий уполномоченный орган, если оно подано в орган, в компетенцию которого не входит решение вопросов, содержащихся в обращении, и 15-дневный срок для предоставления документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. Кроме того, установлена и возможность продления срока рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней. Установленный в органах прокуратуры сокращенный (15-дневный) срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей при необходимости может быть также продлен соответствующим прокурором или его заместителем, но не более чем на 15 дней.

              К заслуживающим внимания новым положениям Закона следует отнести норму (ч. 5 ст. 8), согласно которой государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другие органы по подведомственности может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностных лиц документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения. Соответственно, в полной мере это требование распространяется и на органы прокуратуры.

              Кроме того, органы прокуратуры, как и другие государственные органы и органы местного самоуправления, по запросам субъектов, уполномоченных разрешать обращения граждан, обязаны в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 10 Закона об обращениях граждан в течение 15 дней предоставлять этим органам документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращений. Исключение составляют материалы, касающиеся производства дознания или предварительного следствия. Как видно, это исключение не распространяется на иные сферы надзора[20].

              Принятие Закона об обращениях граждан обусловило необходимость внесения изменений в существовавший ранее порядок рассмотрения обращений граждан и в органах прокуратуры. Тем более что для прокуратуры обращения граждан представляют особую значимость, выступая, с одной стороны, в качестве важного источника информации о нарушениях закона, а с другой стороны, являясь формой контроля за деятельностью прокуроров и следователей и показателем доверия населения органам прокуратуры.

              Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генерального прокурора от 26 декабря 2006 г. № 120[21], устанавливает с учетом требований Закона об обращениях граждан единый порядок рассмотрения и разрешения обращений, организации приема заявителей во всех органах прокуратуры.

              При этом в Инструкции определено, что этот общий порядок работы с обращениями не распространяется на обращения, которые подлежат рассмотрению в специальном (особом) порядке, установленном уголовно-процессуальным и иным федеральным законодательством. В частности, специальный порядок рассмотрения обращений применяется при поступлении сообщений о преступлениях, которые рассматриваются в соответствии с Инструкцией о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры от 16 марта 2006 г., жалоб на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, проверяемых в порядке ст. ст. 123, 124 УПК РФ. Определенной спецификой рассмотрения отличаются также обращения граждан о реабилитации в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий»[22].

              В целях установления пределов действия Инструкции о рассмотрении обращений в органах прокуратуры в ней (п. 2.4) определено, что обращения (запросы), в которых заявители выражают несогласие с решением и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей и прокуроров к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении должностного преступления, при отсутствии в них данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ, о чем заявители уведомляются уполномоченным лицом прокуратуры с разъяснением права и порядка обжалования.

              Этим самым, на первый взгляд, можно считать решенными вопросы, возникающие в практической деятельности прокуроров и состоящие в определении порядка рассмотрения подобных обращений. Вместе с тем проблему нельзя считать разрешенной до конца. Положения Инструкции о рассмотрении обращений в органах прокуратуры распространяются на деятельность только прокурорских работников и не обязательны для судов. В связи с этим, как свидетельствует правоприменительная практика[23], суды нередко признают подобные действия прокуроров, рассматривающих такие обращения в общем порядке, не соответствующими требованиям закона и обязывают прокуроров осуществлять проверки этих сообщений в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ. Представляется правильной позиция тех прокуроров, которые путем обжалования таких, на наш взгляд, необоснованных судебных решений добиваются формирования правильной практики применения законодательства об обращениях граждан.

              Помимо установления пределов действия общего порядка рассмотрения обращений в новой Инструкции о рассмотрении обращений в органах прокуратуры весьма важно определение видов и существа решений, принимаемых прокурорскими работниками по письменным обращениям.

              Этими решениями в соответствии с анализируемой Инструкцией могут быть: оставление без ответа или без разрешения обращения; направление в другие органы; передача обращения в нижестоящие прокуратуры; принятие к производству (в том числе путем приобщения к ранее поступившей жалобе); прекращение рассмотрения; рассмотрение и разрешение обращения.

              Из перечисленных решений следует обратить внимание на случаи оставления без ответа или без разрешения обращения. В первую очередь, такой вариант решения возможен, если обращение не содержит сведений о лице, направившем его (фамилию и почтовый адрес). Неуказание адреса проживания лица и других данных не является основанием оставления обращения без разрешения.

              Принятие решения об оставлении обращения без разрешения возможно, как указано в Инструкции, «если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания» (п. 2.15).               Таким образом, в отличие от формулировки этого положения в ранее действующей Инструкции об обращениях для оставления обращения без разрешения достаточно установления факта «бессмысленности» содержания обращения без признания заявителя недееспособным. Подобная формулировка использована и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в ФТС России от 25 декабря 2006 г. № 1371, в которой возможность оставления без разрешения обращения обусловлена тем, что его содержание лишено логики и смысла.

              Следующее важное положение для обеспечения правильной организации работы с обращениями граждан - возложение обязанностей по установлению порядка рассмотрения (проверки) обращений граждан в органах прокуратуры на прокуроров-руководителей и их заместителей. Исходя из этого, порядок работы с обращениями (общие правила, процедуры их рассмотрения) в конкретном органе прокуратуры зачастую должен определяться и закрепляться соответствующим прокурором-руководителем в приказах, регламентах, положениях, инструкциях. В свою очередь, необходимо, чтобы этими правилами предусматривались как процедуры приема, учета, регистрации обращений, их формирования в надзорные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за исполнением в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, так и обязанности прокуроров-руководителей и их заместителей по определению порядка рассмотрения, проверки и разрешения каждого принятого к рассмотрению обращения. При этом речь идет об определении первоначально общего или специального порядка рассмотрения обращения, а затем о принятии возможных вариантов решения по обращению и об указании порядка проверки доводов заявителя.

              К числу изменений процедуры разрешения обращений в прокуратуре также относится ограничение числа случаев, когда необходимо в процессе рассмотрения обращений составлять мотивированное заключение. По новой Инструкции о рассмотрении обращений в органах прокуратуры это, во-первых, касается парламентских запросов, запросов и обращений Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иных обращений, взятых на особый контроль, которые разрешаются, как правило, с изучением уголовных, гражданских и других дел, материалов прокурорских проверок, о чем и составляется мотивированное заключение. Это заключение утверждается руководителем подразделения Генеральной прокуратуры РФ, заместителем прокурора субъекта Федерации, прокурором города, района и приравненным к ним прокурором.

              Во-вторых, подобное заключение составляется исполнителем и утверждается заместителем Генерального прокурора РФ или заместителем Главного военного прокурора, прокурором субъекта Федерации, прокурором города, района и приравненными к ним прокурорами либо их заместителями в случае установления оснований для прекращения переписки.

              Порядок направления ответов на обращения, перечень субъектов, уполномоченных в органах прокуратуры принимать решения об отказе в удовлетворении обращений и давать ответы заявителям, как и организация приема граждан в прокуратуре, в основном остались без изменений. При этом следует отметить, что ответ на обращение (запрос), поступившее в органы и учреждения прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

              Положительно оценивая изменения порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан, следует наряду с отмеченными проблемами выделить трудности, связанные с внедрением компьютерной программы «Надзор» по работе с обращениями, сложности в работе прокуроров со «штатными» жалобщиками на фоне постоянно растущего потока жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, неясности в определении порядка рассмотрения и разрешения жалоб по делам и материалам, находящимся в производстве суда, и множество других вопросов.

              В некоторых регионах появились электронные терминалы по приему обращений граждан.

              Электронный терминал по приёму об­ращений граждан представляет собой аппарат со встроенным персональным компьютером, сенсорным экраном и клавиатурой. Персональное обеспече­ние терминала предназначено для администрирования и управления, обеспе­чения пользовательского интерфейса.[24] Это персональное обеспечение рассчи­тано для работы с программой Windows 95/98/2000/NТ/ХР и пригодно для уста­новки на обычном персональном компьютере. Общее персональное обеспече­ние терминала отвечает за работу с пользовательской периферией, включа­ющей в себя: сенсорный экран; VGА-дисплей; клавиатуру; мультимедийное оборудование и т. д.

              Установка электронного терминала направлена на достижение следующих целей: облегчение порядка состав­ления и подачи заявления (обращения, жалобы) гражданами, усовершенствова­ние порядка приёма обращений.

              Основная функция терминала - при­ём обращений (заявлений, жалоб) граждан. Дополнительными функциями явля­ются правовое просвещение граждан, предоставление вспомогательных услуг сканера и копира.

              Пользователь (гражданин) при обра­щении к услугам терминала на сенсорном экране обнаружит несколько окон, разделённых на две части. Первая часть окон посвящена правовому просвеще­нию граждан, в каждом из таких окон со­держатся основные законодательные акты Российской Федерации, здесь же размещены нормы законодательства, которые обязывают указывать в обра­щении только достоверную информа­цию и предупреждают о привлечении к соответствующей ответственности в случае несоблюдения этих требований. С помощью специальной функции граж­данин может указать в обращении нор­мы законодательства, которые, по его мнению, нарушены. Кроме того, гражда­нин, изучив законодательство, сможет определиться с кругом вопросов, на которые он хочет получить ответы, и выб­рать конкретную область поднадзорной деятельности прокуратуры района, что поспособствует ему в дальнейшем при подаче заявления.

              Вторая часть окон служит непосред­ственно для приёма обращений, каждое окно соответствует направлениям под­надзорной дея­тельности прокуратуры. Эта функция суще­ственно облег­чает составле­ние самого обращения и не требует допол­нительного ука­зания в обра­щении, дей­ствия какого поднадзорного органа обжалуются. При выборе соответствующего окна посред­ством нажатия на сенсорный экран пользователь переходит к следующему этапу подачи обращения - на экране дисплея появляются обязательные для заполнения поля, в которых необходимо указать фамилию, имя, отчество заяви­теля и его место жительства. В случае если заявитель не заполнит эти поля, он не сможет перейти к следующему этапу подачи обращения.

              Следующий этап - составление не­посредственно самого обращения (за­явления, жалобы). На этом этапе заяви­тель может в свободной форме с ис­пользованием клавиатуры изложить суть заявления (обращения, жалобы). Как для удобства заполнения указанного по­ля заявителем, так и для последующего разрешения обращения указаны реко­мендательные положения, которые не­обходимо раскрыть заявителю в своём обращении. По результатам составле­ния текста обращения заявитель может приложить к нему дополнительные доку­менты как в электронном формате, так и в виде копий, воспользовавшись услуга­ми сканера или копира. Готовое обраще­ние (заявление, жалоба) распечатывается в двух экземплярах. Заявитель с дву­мя экземплярами обращения и доку­ментами, приложенными к обращению, обращается в канцелярию прокуратуры района, где обращение заявителя при­нимается, а на втором экземпляре де­лается отметка о приёме, и оно переда­ётся заявителю. Последующее рассмот­рение обращения проводится в уста­новленном в органах про­куратуры по­рядке[25].

              Необходи­мо отметить, принципиаль­ная особен­ность элект­ронного терминала сос­тоит в том, что терминал обеспечивает надёжность и безопас­ность при отправке заявления. Исполь­зуются современные криптоалгоритмы и удалённое хранение заявлений на сервере прокуратуры. Информация, поступающая из внешних источников, автоматически сохраняется в памяти устройства и передаётся на хранение в сервер прокуратуры. Работа электрон­ного терминала непосредственно свя­зана с работой программы по приёму обращений (заявлений, жалоб), которая установлена на персональном компью­тере в канцелярии прокуратуры. Так, при поступлении обращения через электронный терминал на персональ­ном компьютере сотрудника канцеля­рии автоматически отображается ин­формация о таком поступлении, прог­рамма сама обрабатывает обращение и заносит его в общую базу.

              Работа с обращениями граждан с ис­пользованием терминала существенным образом облегчает труд сотрудников канцелярии и в целом совершенствует и оптимизирует документооборот в под­разделении.

              Таким образом, анализ этих проблем и тех, которые еще будут возникать в процессе работы прокурорских работников с обращениями, и выработка мер по их разрешению - это одна из задач, которая должна решаться совместными усилиями вышестоящих и нижестоящих прокуроров, ученых и практических работников, посредством обмена опытом организации работы с обращениями, а также путем взаимодействия прокуратуры и судов по обеспечению единообразного применения законодательства об обращениях граждан.

3.2. Законодательство субъектов РФ, регулирующее вопросы обращения граждан

              Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет компетенцию субъектов РФ по правовому регулированию отношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, следующим образом: в ч. 2 ст. 3 предусмотрено, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом»[26]. Приведенная норма не определяет четко полномочия субъектов Федерации по правовому регулированию обращений граждан. Не понятно, что следует понимать под дополнительными гарантиями права граждан на обращение. К примеру, можно ли рассматривать в качестве дополнительных гарантий включение в закон субъекта РФ новых видов обращений граждан? Видимо, все-таки нет. Это компетенция федерального законодателя. Неконкретность рассматриваемой нормы дезориентировала законодателей субъектов РФ. Более чем в 30 субъектах органы законодательной власти отменили свои законы об обращениях граждан, принятые до вступления в силу ФЗ от 2 мая 2006 г., и не стали принимать новых законов. Так, в Республике Коми, Кабардино-Балкарской Республике, Тульской, Владимирской, Иркутской, Сахалинской, Читинской, Челябинской областях и других субъектах РФ отменены законы о порядке рассмотрения обращений граждан.

              В некоторых субъектах РФ приняты новые законы, посвященные обращениям граждан.

              В Курской области принят Закон Курской области от 30.05.2008 г. № 32-ЗКО «О порядке рассмотрения обращений граждан в Курской области».

              При рассмотрении обращения органом государственной власти Курской области, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право лично или через своего представителя:

              1) запрашивать информацию о дате и номере регистрации обращения;

              2) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

              3) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

              4) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в орган государственной власти Курской области, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

              5) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в вышестоящий орган государственной власти Курской области, орган местного самоуправления или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

              6) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;

              7) осуществлять иные права в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области.

              На официальном сайте Администрации Курской области есть разделы содержащие информацию о работе органов местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

              а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

              б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

              в) обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;

              г) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными муниципальными правовыми актами.

              Обращения и жалобы в электронной форме также принимаются на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru и на официальном сайте Губернатора Курской области http://gub.rkursk.ru.

              Таким образом, анализ действующего законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан, позволяет сделать вывод о том, что принятый 2 мая 2006 г. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает правовые гарантии реализации конституционного права граждан на обращение. Однако данный правовой акт несовершенен, так как не обеспечивает такого организационно-правового механизма рассмотрения обращений, который максимально способствовал бы защите интересов граждан, восстановлению их нарушенных прав и удовлетворению законных требований. Однако качество любого нормативно-правового акта возможно оценить только после тщательного анализа практики его применения, что требует дальнейших исследований в этой области.

 


Заключение

              Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного Закона человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

              В свете данной статьи издан Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который закрепил основные термины, касающиеся данного вопроса. Так, согласно ст. 4 Закона раскрываются понятия «обращения граждан», «предложение», «заявление», «жалоба», «должностное лицо». В рассматриваемом Законе указываются права, обязанности и гарантии гражданина при обращении.

              До его принятия долгие годы отношения, связанные с обращениями граждан, регулировались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». За 38 лет, в течение которых действовал этот Указ, он полностью исчерпал свой потенциал и регулятивную значимость и перестал соответствовать стандартам правового государства.

              Закон в определенной степени заполнил правовой вакуум, возникший в этой сфере, создал минимальные правовые основы. Вместе с тем данный Закон носит рамочный характер. В нем нет детального регулирования административных процедур, связанных с рассмотрением обращений граждан.

              В зарубежных странах правовому регулированию административных процедур уделяется гораздо больше внимания, чем у нас. Во многих странах административным процедурам посвящены специальные законы. Причем, как правило, это акты прямого действия, детально регулирующие соответствующие отношения.

              Своевременное принятие решений по обращениям граждан способствует росту и укреплению авторитета публичной власти, повышает качество публичного управления и оказания государственных услуг. Обращения граждан представляют собой источник информации о реальных потребностях населения, удовлетворение которых призван обеспечивать аппарат публичной власти.

              Право обращаться лично реализуется в ходе личного приема.

              Закон не содержит жестких требований к форме обращений граждан. Такие обращения могут быть устными и письменными, индивидуальными и коллективными.

              Граждане реализуют право на обращение по собственной инициативе. В каждом конкретном случае гражданин может воспользоваться или не воспользоваться правом на обращение. Он действует свободно и добровольно.

              Однако ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу. Одним из ограничителей выступают права и свободы других лиц. Этот ограничитель установлен международными актами по правам человека и Конституцией РФ.

              Так, Всеобщая декларация прав человека в качестве критерия законного ограничения прав и свобод человека называет должное признание и уважение прав и свобод других (ст. 29), а Международный пакт о гражданских и политических правах - защиту прав и свобод других лиц (ст. 21). Это же требование закреплено в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.[27]

              Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок относятся к числу полномочий государственных органов. Такие полномочия, в частности, закреплены практически во всех положениях о федеральных органах исполнительной власти.

              Следовательно, работа с обращениями граждан рассматривается в законодательстве как одно из направлений реализации государственным органом своей компетенции, а потому осуществляется бесплатно.

              В отличие от порядка, установленного комментируемым Законом, обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, оплачивается государственной пошлиной. Кроме того, на гражданина могут быть возложены судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, если обжалуемое гражданином действие (решение) суд признает законным, не нарушающим его права и свободы.

              Таким образом, анализ действующего законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан, позволяет сделать вывод о том, что принятый 2 мая 2006 г. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает правовые гарантии реализации конституционного права граждан на обращение. Однако данный правовой акт несовершенен, так как не обеспечивает такого организационно-правового механизма рассмотрения обращений, который максимально способствовал бы защите интересов граждан, восстановлению их нарушенных прав и удовлетворению законных требований. Однако качество любого нормативно-правового акта возможно оценить только после тщательного анализа практики его применения, что требует дальнейших исследований в этой области.

 


Список использованных источников и литературы

1. ИСТОЧНИКИ

а) нормативные правовые акты РФ

              1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 26.01.2009. 4. Ст. 445.

              2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

              3. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

              4. Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 317. Ст. 144; 1980. № 11. Ст. 192; 1988. № 6. Ст. 94.

              5. Закон Курской области от 30.05.2008 г. № 32-ЗКО «О порядке рассмотрения обращений граждан в Курской области»

              6. Закон Курской области от 17.12.2010 г. № 113-ЗКО «О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области «О порядке рассмотрения обращений граждан в Курской области»

              7. Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России // Российская газета. - № 4229 от 23 ноября 2006 г.

              8. Приказ от 10.09. 2009 г. № 1660 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15799)

2. ЛИТЕРАТУРА

              1. Административное право России. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 704 с.

              2. Административное право Российской Федерации. - Ростов Н/д.: Феникс, 2009. - 461 с. 364

              3. Алехин А.П., Кармолицкий А. А. Административное право России. М,: Изд-во «Зерцало», 2010. - 814 с.

              4. Бондарчук Р.Ч., Прокопьев Е.В. Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный). - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009 // СПС «КонсультантПлюс»

              5. Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан // Законность. - 2009. - № . С.23-26.

              6. Глушко Е.К. Федеральный Закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Постатейный комментарий, 2010 // СПС «КонсультантПлюс»

              7. Дворянский И. Электронный терминал по приему обращений граждан. // Законность. - 2011. - № 4. С. 26-27.

                            8. Диалог с властью : Как организована работа по рассмотрению обращений граждан // Курск. - 2011. - 21 июня. -  С. 4.

              9. Кобзарев Ф. Обращения граждан: новеллы правового регулирования // Законность. - 2009. - № 7. С.21-22.

              10. Ковалева Н. Спросите у государства // Юрист. - 2009. - № 21. С. 23-26.

              11. Кокурина М.А. Как теперь правильно общаться с «одним окном» // Главная книга. - 2009. - № 20. С. 32-34.

              12. Коломойцев Р. Заявление о преступлении: проблемы правоприменения // Законность. - 2010. - № 8. С. 7 – 10.

                            13. Куряне умело отстаивают свои права : Информация о количестве и характере обращений граждан, поступивших в администрацию Курской области за I полугодие 2011 года // Курская правда. - 2011. - 4 авг. - С. 4.

              14. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека. Политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С.16-25.

              15. Надыгина Е. В. Обращения граждан в системе мер по борьбе с коррупцией // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 6. - С. 19-20

              16. Потяркин Д.Е. Некоторые проблемы правового регулирования рассмотрения обращений граждан // Налоги. - 2009. - № 15. С. 4-6.

                            17. Совершенствуется работа с обращениями граждан // Курская правда. - 2011. - 23 июня. -  С. 2, 7.

              18. Хорьков В. Законы об обращениях граждан // Законность. - 2009. - № 7. С. 21-24.

              19. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2010. - 384 с.

1


[1]                  СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

[2]                СЗ РФ. 26.01.2009. 4. Ст. 445.

[3]                Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 317. Ст. 144; 1980. № 11. Ст. 192; 1988. № 6. Ст. 94.

[4]                Административное право Российской Федерации. - Ростов Н/д.: Феникс, 2009. - 461. С. 214.

[5]                 СЗ РФ. 26.01.2009. 4. Ст. 445.

[6]                СЗ РФ. 26.01.2009. 4. Ст. 445.

[7]                Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2010. С. 232-233.

[8]                См.: СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

[9]                Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы градан» // СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970

[10]                Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека. Политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С.16.

[11]                Административное право России. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. С. 129.

[12]                Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. - М.: «Зерцало», 2010. С. 395.

[13]                Кокурина М.А. Как теперь правильно общаться с «одним окном» // Главная книга. - 2009. - № 20. С. 32.

[14]                Административное право России. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. С. 131.

[15]                Потяркин Д.Е. Некоторые проблемы правового регулирования рассмотрения обращений граждан // Налоги. - 2009. - № 15. С. 5.

[16]                Административное право России. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. С. 133.

[17]                Ковалева Н. Спросите у государства // Юрист. - 2009. - № 21. С. 24.

[18]                СЗ РФ. 26.01.2009. 4. Ст. 445.

[19]                Кобзарев Ф. Обращения граждан: новеллы правового регулирования // Законность. - 2009. - № 7. С.21.

[20]                СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

[21]                Кобзарев Ф. Обраения граждан: новеллы правового регулирования // Законность. - 2007. - № 7. С.22.

[22]                Там же. С.23.

[23]                 Коломойцев Р. Заявление о преступлении: проблемы правоприменения // Законность. - 2006. - N 8. С. 7 - 10

[24]                Дворянский И. Электронный терминал по приему обращений граждан. // Законность. - 2011. - № 4. С. 26.

[25]                Дворянский И. Электронный терминал по приему обращений граждан. // Законность. - 2011. - № 4. С. 27.

[26]                Хорьков В. Законы об обращениях граждан // Законность. - 2009. - N 7. С. 21.

[27]                Глушко Е.К. Федеральный Закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Постатейный комментарий, 2007 // СПС «КонсультантПлюс».