Тенденции развития международного налогового планирования

    Содержание 

    Введение………………………………………………………………………2

  1. Базовые аспекты налогового планирования……………………………3
    1. . Понятие, цель и инструменты налогового планирования……………3
    2. . Основы международного налогового планирования………………..7
  2. Тенденции развития международного налогового планирования…..12
    1. . Международные налоговые соглашения и их использование в налоговом планировании………………………………………………..12
    2. . Тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес……………………………………………………………………..20

    Заключение…………………………………………………………………..41

    Список  литературы…………………………………………………………..43 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

     Мнения  большинства современных экономистов  сходятся сегодня в том, что либерализация  международной торговля является необходимым  направлением развития мировой экономики. Положительные последствия освобождения международных торговых связей от существующих путей коснутся всех слоёв общества: потребителей – так как выбор  предлагаемых ими товаров и услуг  расширится, а возникшая конкуренция  приведёт к снижению цен; и производителей – так как либерализация увеличит число их потенциальных клиентов, сокращая тем самым угрозу безработицы  и т.д.

     Сегодня перед участниками экономической  деятельности стоит цель легального планирования налогов: не просто хорошо поставленный бухгалтерский учёт и  правильное составление отчётных балансов, но и цель законным путём освободиться от чрезмерно высоких таможенных тарифов, валютного контроля, импортных  и экспортных квот, прочих фискальных и бюрократических проблем, или  же не платить никаких налогов  вообще, либо свести их уровень к  минимальному по сравнению с уровнем  действующих ставок. Одним из методов  для планирования и минимизации  налогообложения является оффшорный  бизнес (создание и организация деятельности оффшорных зон и компаний), получивший в настоящее время широкое  практическое применение во всём мире. Этот метод представляет собой использование компаний, учреждённых в зонах с низким налогообложением при отсутствии валютного контроля. Целью данной курсовой работы является рассмотрение международного налогового планирования, зарубежных оффшоров и определение основных понятий.

     В соответствии с поставленной целью  в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:

  • раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
  • изучение международного налогового планирования.
 
  1. Базовые аспекты налогового планирования.
    1. Понятие, цели и инструменты налогового планирования.

     Налоговое планирование — это  активные действия налогоплательщика  по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового  планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

     Налоговое планирование представляет  собой одну из важнейших составных  частей финансового  планирования (управления финансами) организации.  Сущность налогового планирования  заключается в том, что каждый  налогоплательщик имеет право  использовать допустимые законом  средства, приемы и способы для  максимального сокращения своих  налоговых обязательств налоговое  планирование можно определить  как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации  с целью минимизации налоговых  платежей. Оно может быть как  индивидуально направленным и  носить адресный характер, так  и применяться в финансово  - хозяйственной деятельности широкого  круга хозяйствующих субъектов.

     Оптимизация является более широким  понятием и включает в себя  минимизацию. Термин «минимизация  налогов» несколько неудачен  в том смысле, что абсолютная  минимизация налогов достигается  при полном прекращении хозяйственной  деятельности налогоплательщика.

     Оптимизация налогов предполагает  увеличение финансовых результатов  при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не  допустить большей динамики роста  налоговых платежей по сравнению  с динамикой роста выручки  предприятия. При оптимизации  налогов могут решаться и иные  финансовые задачи, далекие от  минимизации. Например, формирование  в отчетном периоде существенной  прибыли для привлечения новых  кредитов и акционеров. Для указанного  случая оптимизация налогов коснется  не только отчетного периода,  но и следующего за ним. В  понятие оптимизации также входит  работа по предотвращению чрезвычайно  большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок

     Налоговое планирование – это  выбор “оптимального” сочетания  риска от внедрения и стоимости  различных форм осуществления  деятельности и способов размещения  активов (управления пассивами), направленный на достижение возможно  более низкого уровня возникающих при этом налогов.

       Отечественные исследователи под   налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную  на уменьшение налоговых платежей. Предлагаемые дефиниции рассматривают  существо налогового планирования  с сугубо ограничительных позиций,  воспринимая его через призму  противостояния налогоплательщика,  с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, ибо минимизация и оптимизация налогового портфеля не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта, последнему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных (например, на градообразующем предприятии) и политических причин, а также, если инвестиционный план развития хозяйствующего субъекта РФ предусматривает уменьшения налоговых расходов; у малых предпринимательских структур, перешедших на уплату налога с вмененного дохода, вряд ли есть необходимость в разработке схем по уменьшению налогообложения). Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования (специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д.). Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

Основными целями налогового планирования являются:1

  1. оптимизация налоговых платежей;
  2. минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  3. повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы.

Инструменты налогового планирования.

Действующее налоговое законодательство предоставляет  хозяйствующим субъектам ряд  возможностей для практической реализации Н налогового планирования.

Инструменты налогового планирования — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

  1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).
  2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).
  3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).
  4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).
  5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).
  6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, разработка схем международного налогового планирования — взаимодействия в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).
  7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально — производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).
 
    1. Основы  международного налогового планирования.

         Особенностью международного налогового планирования является тот факт, что международные аспекты планирования изучены не достаточно хорошо.

        Ключевым фактором развития любой успешной компании является способность высшего и среднего управляющего персонала максимизировать доход организации путем сокращения расходов и затрат на обслуживание своего бизнеса. Особое значение в данном случае имеет налоговое планирование организации, и, в частности, международное налоговое планирование – оптимизация налогообложения путем минимизации налогов с помощью оффшорных компаний.

Международное налоговое планирование – это  комплекс действий налогового резидента  по минимизации налогов путем  активного включения в налоговые  схемы международных компаний. В  качестве последних могут выступать  как оффшорные компании, так и  обычные, оншорные компании. В настоящее  время практически любая успешная компания уделяет огромное внимание оптимизации налогообложения, выделяя  на налоговое планирование специальную  часть своего бюджета.

       Главной целью международного налогового планирования является разработка сложных схем по минимизации налогов на основе выявления различий в налоговых законодательствах стран и индивидуальной интерпретации норм права.

       Процесс налогового планирования предприятия проходит в тесном взаимодействии между финансовым, планово-экономическим, юридическим и бухгалтерским отделами, поэтому априори это связано с высокими временными издержками, необходимыми для согласования методов и принципов оптимизации налогообложения между различными звеньями в организационной структуре предприятия. Именно поэтому целесообразнее перенести разработку схем налогового планирования (а тем более – международного налогового планирования) на профессиональные компании, специализирующиеся на минимизации налогов, и активно использующие оффшорные и оншорные компании в процессе оптимизации налогообложения своих клиентов

Под налоговой  оптимизацией (налоговым планированием) обычно понимается деятельность по правомерному уменьшению налогового бремени, а под  международным налоговым планированием  – налоговое планирование в международных  коммерческих операциях. Важнейшим  приемом международного налогового планирования является перераспределение  функций между участниками международной  группы компаний, направленное на аккумулирование  дохода в наименее налогооблагаемых элементах группы. Эта цель может  достигаться, в частности, путем  трансфертного ценообразования  или аккумулирования в низконалоговых юрисдикциях процентного и дивидендного дохода, а также дохода в виде лицензионных выплат (роялти) за использование  интеллектуальной собственности группы.2 Главным инструментом международного налогового планирования, по словам Лермонтова Ю.М.3, является создание за рубежом офшорных, льготных и других специализированных компаний, предназначенных для снижения налоговых потерь. Иванец Ю.Л.4 связывает международное налоговое планирование, прежде всего, со схемами уклонения от налогов, указывая, что «уклонение от уплаты налогов в большинстве случаев осуществляется с использованием агрессивных способов налогового планирования – так называемых налоговых схем. Таких схем существует огромное множество, и они создаются и видоизменяются столь же динамично, сколь динамично изменяется законодательство – как российское, так и иностранное, являющееся весьма существенным фактором при международном налоговом планировании». Мачехин В.А.5 связывает процессы международного налогового планирования с получением финансирования, указывая, что «получение финансирования от иностранных сестринских компаний – чрезвычайно распространенная практика международного налогового планирования применительно к России. Популярность таких займов объясняется тем, что формально они не подпадают под действие правил тонкой капитализации».

Виноградова6 рассматривает международное налоговое планирование с точки зрения международной ежегодной отчетности, отмечая, что «реже встречающееся направление (налогового планирования) – это оптимизация налоговых активов в международной ежегодной отчетности. Данный вариант связан с возможным применением бухгалтерских методов налогового планирования, которые также позволяют оптимизировать итоговую налоговую нагрузку, эффективную налоговую ставку, отражаемую в международной финансовой отчетности».

Вместе  с тем, международное налоговое  планирование нельзя рассматривать  исключительно как схему уклонения  от налогов или как способ получения  займов или кредитов.

Причины налогового планирования за рубежом  для Российских компаний могут заключаться  в следующем:

  1. расширение бизнеса;
  2. выбор наиболее выгодных юрисдикций для открытия нового офиса;
  3. получение зарубежного кредитования под небольшие проценты;
  4. уменьшение налогооблагаемой прибыли в России или в юрисдикциях с более высокими ставками налога;
  5. усиление конкурентных преимуществ в части предоставления услуг не в одной стране, а во многих странах;
  6. привлечение инвестиций и
  7. другое.

Саркисов  А.К.7 выделяет следующих спектр операций, связанных с налоговым планированием. «Существует широкий спектр офшорных операций, обслуживающих самые разнообразные потребности физических и юридических лиц, как-то: использование для расчетов дебетовых и кредитных карточек, открытых на имя офшорной компании; доступ к кредитным ресурсам иностранных банков, к международному рынку депозитов и услугам по управлению капиталом и инвестициями; выбор финансовых схем и посредников; валютный дилинг; оптимальную маршрутизацию доходов с учетом особенностей международной сети налоговых и инвестиционных соглашений; владение и распоряжение зарубежным имуществом; обеспечение перераспределения активов внутри корпорации; построение холдинговых организаций с взаимозависимыми интегрированными элементами и т.д.». 
 

Виды  международного налогового планирования.

В целом, можно выделить два основных вида международного налогового планирования:

  1. планирование налогов в странах СНГ, в том числе в рамках Таможенного союза;
  2. планирование налогов в западных странах.

Планирование  налогов в западных странах, в  свою очередь, можно подразделить на:

  1. планирование налогообложения при работе в оффшорах;
  2. планирование налогообложения при работе в оншорах;
  3. планирование налогов в Европейском регионе;
  4. планирование налогов в Американском регионе;
  5. планирование в Азиатском регионе.

Для налогового планирования в оффшорах и оншорах  характерны низкие налоговые ставки, применяемые с целью привлечения  максимальных инвестиционных потоков. Однако не со всеми странами данной группы ведущие государства имеют  соглашения об избежании двойного налогообложения. В европейском регионе применяются  различные дифференцированные ставки налогообложения по налогу на прибыль, кроме того для европейских стран  характерно применение налога на добавленную  стоимость. В Соединенных штатах используются традиционно одни из самых  высоких ставок по налогу на прибыль  и отсутствует налог на добавленную  стоимость. Азиатский регион имеет  ряд особенностей, в том числе  связанных с национальным менталитетом, что ярко выражено, например в Японии. 
 

  1. Тенденции развития международного налогового планирования

2.1. Международные налоговые  соглашения и их  использование в  налоговом планировании

 

    Международные налоговые соглашения имеют важные последствия для налогового планирования. Помимо того, что они выполняют  свою прямую функцию, то есть облегчают  межгосударственную коммерцию и  снимают двойное бремя налогов, некоторые их положения позволяют  дополнительно снижать налоги путем  целенаправленного структурирования бизнеса.

    Прежде  всего речь идет о положениях, относящихся  к налогам у источника на так  называемые пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, а также на доходы от международных перевозок. Обычно при выплатах таких доходов зарубежному  партнеру резидент некоторой страны должен удержать и выплатить в  казну своего государства налог  по определенной ставке. При наличии  же договора между двумя этими  странами ставка может быть существенно  уменьшена или же налог у источника  может вовсе не взиматься8.

    Благодаря этому при построении схемы деятельности того или иного международного бизнеса  часто существует возможность выбрать  юрисдикцию или набор юрисдикций, обеспечивающий минимальные налоговые  потери при осуществлении данных выплат. В этих юрисдикциях и осуществляется регистрация компаний, предназначенных  в первую очередь именно для налоговых  целей.

    Например, в качестве холдингового элемента всей структуры, получающего дивиденды  от всех ее составных частей, может  использоваться компания из страны, налоговые  договоры которой предусматривают  минимальную ставку налога у источника  на дивиденды, для владения патентами, принадлежащими данной структуре - компания из страны, куда с минимальными потерями могут выплачиваться роялти и  т.д. Естественно, при этом надо учитывать  и уровень налогообложения в  самой стране, где скапливаются дивиденды  или роялти, а также возможные  налоговые потери при дальнейшем распределении накопленной прибыли. Возможны и более сложные схемы, при которых для минимизации  суммарных налоговых потерь дивиденды, проценты или роялти передаются по цепочке из одной страны в другую

    Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении  их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством  этих двух стран. При этом любое государство  обладает исключительным правом взимать  налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том  числе, и на иностранные организации9.

    Именно  по этой причине возникает двойное  налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных  в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают  доходы или иной объект налогообложения  в другой стране. Для указанных  ситуаций характерно,  что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

    Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями  НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения  в соответствии с законодательством  иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в  этом случае уплачивается дважды: в  первый раз – в соответствии с  нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего  законодательства государства - получателя дохода.

    Положения международного договора определяют правила  разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций  одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

    Кроме того, суммы налога, выплаченные  в государстве – источнике  дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого  государства, могут засчитываться  при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется  аналогичный порядок, предусмотренный  статьей 232, 311 НК РФ.

    Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве –  источнике дохода, не может превышать  сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим  доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством  и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии  предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

    Необходимо  учитывать, что действующие международные  налоговые соглашения (об избежании  двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению  организаций одного государства, имеющих  объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности  за допущенные налогоплательщиком нарушения  – устанавливают внутригосударственные  нормы налогового права.

    Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки  механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

    Соглашения  об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие  нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

    1)    доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

    2)    имущества и доходов от реализации имущества;

    3)    доходов и имущества в сфере международных перевозок;

    4)    доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности). 

    Соответственно, двойное налогообложение в международных  экономических отношениях может  возникать в отношении следующих  налогов:

    1)      подоходный налог с физических лиц;

    2)      налог на прибыль организаций;

    3) налог на имущество (как физических  лиц, так и юридических лиц,  налог на недвижимость и другие  законы). 

    Соглашения  об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

    1) перечисление видов налогов, регулируемых  соглашением (статья «Налоги,  на которые распространяется  соглашение»);

    2) определение круга лиц, на которых  распространяется соглашение;

    3) определения и установления условий  налогообложения (ограничений по  налогообложению) в государстве  – источнике дохода таких видов  доходов, как:

    - прибыль от коммерческой деятельности;

    - дивиденды;

    - проценты;

    - роялти;

    - доходы от зависимой личной  деятельности (доходы от работы  по найму);

    - доходы от независимой личной  деятельности (вознаграждения и  гонорары);

    - других доходов;

    4) определение способов избежания  двойного налогообложения (освобождение  от налогообложения или применение  иностранного налогового кредита);

    5) установление порядка выполнения  соглашения сторонами (вступление  в силу, срок действия, порядок  прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных  процедур).

    Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку  Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера  отношений между Россией и  конкретной страной.  Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития  (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения10.