Тенденции развития муниципальных бюджетов



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития муниципальных (местных) бюджетов     5

1.1. Понятие муниципального бюджета в системе государственной власти  5

1.2. Законодательные основы формирования муниципального бюджета 8

2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Г.ВОТКИНСК»            14

2.1. Формирование доходной и расходной части муниципального бюджета 14

2.2. Анализ динамики бюджета МО «г.Воткинск»     23

2.3. Перспективы направления формирования и использования муниципального бюджета с учетом региональных и муниципальных программ    27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           31

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ         33

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность рассмотрения темы курсовой работы состоит  в том, что для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. Финансовая автономия является существенным элементом местного самоуправления. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. При этом роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003г. №131-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с тенденциями развития муниципальных (местных) бюджетов.

Предмет исследования – муниципальный (местный) бюджет.

Целью данной курсовой работы является исследование тенденций развития муниципальных (местных) бюджетов на примере МО «г.Воткинск».

Для достижения поставленной цели при написании данной работы ставились следующие задачи:

- исследование литературных  источников и действующего законодательства  по рассматриваемому вопросу;

- дать понятие муниципальных  (местных) бюджетов;

- выявить структуру  муниципальных (местных) бюджетов;

- рассмотреть основные  тенденции в развитии муниципальных  (местных) бюджетов;

- проанализировать осуществление  бюджетной политики, выявить основные  ее тенденции в МО «г.Воткинск»;

- разработать рекомендации  по повышению эффективности местных бюджетов МО «г.Воткинск».

Теоретической основой  курсовой работы являются труды отечественных  авторов, рассматривавших в своих трудах тенденции развития муниципальных (местных) бюджетов.

Методологическая основа – совокупность методов и средств, используемых в экономических науках, в частности были использованы методы анализа и сопоставления.

Информационной основой  курсовой работы служит программа развития муниципального образования г.Воткинска  на 2010-2014гг., данные годового отчета главы МО «г.Воткинск» за 2010-2011 года.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе анализируются теоретические основы рассматриваемого вопроса, анализируются понятие и сущность бюджета муниципальных образований, его роль. Вторая глава посвящена рассмотрению основных направлений в развитии муниципальных (местных) бюджетов в МО «г.Воткинск».

Построенная таким образом  курсовая работа служит более глубокому  изучению исследуемой проблемы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ тенденциЙ развития муниципальных (местных) бюджетов

 

1.1. Понятие муниципального бюджета в системе государственной власти

 

Местными бюджетами  являются бюджеты муниципальных  образований - административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).

Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).

Бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 и Бюджетным кодексом РФ.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано:

"Местное самоуправление  в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью"2. И далее в Конституции РФ сказано: "Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения".

Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов,-развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Отмечая роль местных  бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны - инфляция, расстроенность финансовой системы - не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит.

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом  развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов  местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Конституция РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.3

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

 

1.2. Законодательные основы формирования муниципального бюджета

 

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

1) местных налогов и сборов;

2) отчислений от федеральных  и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами;

3) неналоговых доходов;

4) безвозмездных поступлений.

Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ).

Отчисления от федеральных  и региональных налогов и сборов в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений и городских округов) предусмотрены БК РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год4.

Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Отчисления от федеральных  налогов и сборов, в том числе  налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в пользу местных  бюджетов осуществляются по таким видам, как:

  • налог на доходы физических лиц;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • государственная пошлина;
  • прочих платежей (за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, ордеров на квартиру, за государственную регистрацию транспортных средств и др.).5

Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые  доходы и безвозмездные поступления в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы — налоговые и неналоговые доходы, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" и другими последующими законами к местным налогам относилось 23 налога. С введением в действие части первой НК РФ (1998 г.) к местным налогам было отнесено 5 налогов:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц; 

3) налог на наследование или  дарение;

4) налог на рекламу;

5) местные лицензионные  сборы.

В настоящее время  к местным налогам отнесены земельный  налог и налог на имущество  физических лиц.

Неналоговые доходы формируются:

1) от использования  (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;

2) от платных услуг,  оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

3) от доходов от  продажи имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

4) в местный бюджет  поступают и другие неналоговые  доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и проч.);

5) неналоговые доходы  местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления, и ряда других источников в соответствии со ст. 62 БКРФ.

К безвозмездным поступлениям относятся: финансовая помощь из бюджетов бюджетной системы РФ в форме  дотаций и субсидий; субвенции  из региональных бюджетов; поступления  из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.6

Расходы местных бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

В местных бюджетах в  соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы для осуществления отдельных государственных полномочий.

Основная часть расходов местных бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или города.

Исключительно из местных  бюджетов финансируются расходы:

1) на содержание органов  местного самоуправления;

2) на формирование  муниципальной собственности и  управление ею;

3) на организацию, содержание  и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

4) на содержание муниципальных  органов охраны общественного порядка;

5) на организацию, содержание  и развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

6) на муниципальное  дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

7) на благоустройство  и озеленение территорий муниципальных образований;

8) на организацию утилизации  и переработки бытовых отходов;

9) на содержание мест  захоронения, находящихся в ведении  муниципальных органов;

10) на организацию транспортного  обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности;

11) на обеспечение противопожарной  безопасности;

12) на охрану окружающей  природной среды на территории  муниципальных образований;

13) на реализацию целевых  программ, принимаемых органами местного самоуправления;

14) на обслуживание  и погашение муниципального долга;

15) на целевое дотирование  населения;

16) на содержание муниципальных  архивов;

17) на проведение муниципальных  выборов и референдумов;

18) на прочие расходы,  отнесенные к вопросам местного  значения.7

Органы власти муниципальных  образований из средств местных  бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больниц), учреждений культуры (клубов, музеев, театров, киноустановок) и многих других учреждений непроизводственной сферы.

В ряде районов затраты  на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства.

Законодательством РФ регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения строятся на договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а также в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию системы водоснабжения и канализации, мусоропереработки и захоронения бытовых отходов.

Промышленные предприятия  финансируют поддержание дорог  в районе прилегающих к ним территорий, озеленение прилегающих к ним участков.

В последние годы в  практику на местах внедряется метод  долевого участия предприятий с  органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.

И, наконец, перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды. В связи с этим следует планирование расходов сделать более гласным, привлекать население к обсуждению проблем бюджетов по финансированию расходов.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают  право на получение и использование  бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки, обязанные выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.

Бюджетные организации  и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Этим организациям необходимо иметь сметы расходов, в соответствии с которыми должно осуществляться финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным ставкам: 1) заработная плата; 2) текущие расходы; 3) капитальные вложения и капитальный ремонт.

В 2000 г. осуществлен перевод  на казначейскую систему исполнения бюджетов высокодотационных субъектов  РФ и субъектов, не обеспечивающих своевременную  выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций. В 2007 г. в основном завершен перевод на эту систему бюджетов всех уровней.

Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ уже с 2000 года осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов РФ и местных бюджетов на договорной возмездной основе.

 

 

2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Г.ВОТКИНСК»

 

2.1. Формирование доходной и расходной части муниципального бюджета 

 

Муниципальный бюджетный процесс в МО «г.Воткинск» - это регламентированная законодательством РФ, Удмуртской республики, актами самого МО «г.Воткинск» деятельность органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления г.Воткинска по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов муниципального  образования, а также по контролю за их исполнением. Частью бюджетного процесса в МО «г.Воткинск»  является бюджетное регулирование, которое представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс  в МО «г.Воткинск» в обобщенном виде делится на четыре этапа:

1) составление  проекта бюджета; 

2) рассмотрение  и утверждение бюджета; 

3) исполнение  бюджета; 

4) отчет об  исполнении бюджета.

Составление проекта  бюджета. Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составление проекта бюджета находится в компетенции администрации МО «г.Воткинск». Администрация проводит эту работу под руководством главы МО «г.Воткинск». Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования.

Составление бюджета  основывается на: бюджетном послании Президента РФ; бюджетном послании главы Удмуртской республики; прогнозе социально-экономического развития территории МО «г.Воткинск» на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на территории МО «г.Воткинск» на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по территории МО «г.Воткинск» на очередной финансовый год; плане развития муниципального сектора г.Воткинска экономики на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета МО «г.Воткинск» на очередной  финансовый год администрацией и  финансовым органом, исполняющим бюджет муниципального образования, составляются следующие документы и материалы: методика формирования бюджета; о предоставлении средств бюджета на возвратной основе; о муниципальных гарантиях на очередной финансовый год; оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год; об адресных инвестициях на очередной финансовый год; иные документы и материалы, предусмотренные законодательством, решениями представительного органа.

Указанные документы представляются главой муниципального образования в представительный орган до 1 ноября текущего года.

Прогноз социально-экономического развития территории МО «г.Воткинск»  разрабатывается администрацией на основе данных о социально-экономическом  развитии г.Воткинска за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории МО «г.Воткинск» до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год в срок до 1 июля базового года. Разработка прогноза социально-экономического развития территории МО «г.Воткинск» предшествует составлению проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития территории МО «г.Воткинск» на предстоящий год должен включать: краткую характеристику положенных в основу прогноза сценарных условий; оценку экономического и социального развития МО «г.Воткинск» за предыдущий год, состояние экономического и социального развития МО «г.Воткинск» в текущем году и основные прогнозные показатели на предстоящий год; прогноз социально-экономического развития по отдельным отраслям и сферам экономики МО «г.Воткинск»; прогноз уровня жизни, занятости, экологической обстановки, демографических тенденций, инвестиций за счет всех источников, структуры денежных доходов и расходов населения, структуры трудовых ресурсов; прогноз сводного финансового баланса МО «г.Воткинск».

План развития муниципального сектора экономики разрабатывается  администрацией до 1 июля базового года и включает: сводный план финансово-хозяйственной  деятельности муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность; сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих. В план развития муниципального сектора экономики муниципального образования включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями. Городские целевые программы разрабатываются органами местного самоуправления и утверждаются представительным органом местного самоуправления. Формирование перечня целевых программ муниципального образования осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории МО «г.Воткинск», определяемыми на основе этого прогноза приоритетами, планом развития МО «г.Воткинск».

Основные направления  бюджетной и налоговой политики территории МО «г.Воткинск» разрабатываются  администрацией до 1 июля текущего года и включают в себя: особенности  формирования налоговых и не налоговых  доходов бюджета на очередной финансовый год (в том числе особенности, связанные с установлением или отменой местных налогов и сборов, изменением отдельных элементов налогообложения и обложения сборами, управлением объектами муниципальной собственности), а также основные меры, направленные на увеличение поступления доходов в бюджет; особенности формирования финансовых обязательств МО «г.Воткинск» на очередной финансовый год (в том числе об особенностях, связанных с сокращением или увеличением отдельных видов расходов бюджета, формированием текущих и капитальных расходов бюджета), а также основных мерах, направленных на эффективное использование средств бюджета; особенности привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета и особенностях управления муниципальным долгом в очередном финансовом году, а также основные меры, направленные на обеспечение своевременного погашения долговых обязательств МО «г.Воткинск» и выплаты процентов по ним; планируемый дефицит (профицит) бюджета в очередном финансовом году либо его отсутствие, а также предполагаемое увеличение или уменьшение размера муниципального долга в очередном финансовом году; иные показатели, определенные бюджетным и налоговым законодательством.

Глава МО «г.Воткинск» принимает  решение о начале работы по составлению проекта бюджета не позднее чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта бюджета администрацией, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом местного бюджета, определяются главой МО «г.Воткинск».

Финансовый орган, исполняющий  бюджет, на основании прогноза социально-экономического развития территории МО «г.Воткинск», основных направлений бюджетной  и налоговой политики МО «г.Воткинск», плана развития муниципального сектора экономики, иных нормативно предусмотренных документов и сведений формирует расчетные объемы доходной и расходной частей местного бюджета, направляет их главе МО «г.Воткинск», который в порядке, установленном законодательством, представляет указанные документы в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета Удмуртской республики.

После получения  от уполномоченного органа по управлению средствами бюджета Удмуртской республики контрольных цифр расчетного проекта  бюджета на очередной финансовый год, финансовый орган, исполняющий  местный бюджет, в случае необходимости  готовит обоснованные разногласия по данным контрольным цифрам с расчетами. Указанные разногласия рассматриваются местной администрацией с участием депутатов представительного органа и направляются главой МО «г.Воткинск» в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета Удмуртской республики.