Тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: «Национальная экономика – саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности».
Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальная экономика – исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.
Понятие «национальная экономика» тесно связано с понятием «экономическая система», т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально- экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.
Актуальность темы исследования отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества. От успешного развитие национальной экономики Республики Беларусь напрямую зависит рост благосостояния населения. На основе изучения тенденций развития национальной экономики формируются цели и приоритеты государственной социально-экономической, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной политик.
Цель исследования – определить тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь.
Для этого необходимо решить круг задач:
- изучить понятие национальной экономики;
-выявить цели и задачи функционирования национальной экономики;
- раскрыть системный подход к исследованию национальной экономики;
- выявить разновидность структур национальной экономики;
- рассмотреть систему макроэкономических пропорций;
- изучить проблемы сбалансированности национальной экономики;
- выявить направления современного этапа макроэкономического регулирования национальной экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования является национальная экономика Республики Беларусь, а предметом исследования макроэкономические показатели, отражающие состояние национальной экономики.
Структурно курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлены цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы национальной экономики. Во второй главе проведено исследование методов расчета валового внутреннего и валового национального продукта. В заключении сформулированы основные выводы по проведенному исследованию.
При выполнении работы использованы следующие методы: диалектический метод, метод системного подхода, табличный и графический метод, метод сравнения, метод обобщения результатов.
Для написания данной курсовой работы использовались учебники и учебные пособия следующих авторов: Мэнкью Н.Г., Макконнелл К.Р., Лемешевский И.М., Дорнбуш Р., Базылев Н.И., Агапова Т.А., Гальперин В.М. и др.
- Сущность национальной экономики
- Понятие национальной экономики
Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». Национальная экономика – это исторически сложившаяся совокупность сфер экономической деятельности на территории данной страны.
В широком смысле национальная экономика – целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. Каждая из сфер также имеет свои структурообразующие элементы – отрасли.
Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь.
Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация, произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и другие составляющие.
Непроизводственная сфера производством товаров не занимается, но она необходима обществу. Используя экономические блага, эта сфера оказывает особые социальные услуги – оборона страны, судебные, юридические, религиозные услуги и т.п.
Национальную экономику как целостную систему взаимосвязей можно полно проиллюстрировать через ее цели:
1 Экономический рост, т.е. такое развитие, когда имеет место увеличение реального ВНП или НД. В основе этого поступательного процесса лежит противоречивая связь между производством и его результатом – способностью удовлетворять потребности человека. Дело в том, что сами экономические потребности порождаются производством, а их удовлетворение диктует необходимость повторения производства, его роста и совершенствования. Растущие потребности общества экономика должна обеспечить непрерывным приростом благ.
2 В любой национальной экономике решается проблема обеспечения высокого уровня занятости. Работа необходима каждому, кто желает этого и способен работать. Труд должен оплачиваться соответственно произведенному продукту. Однако это не означает, что в стране не может быть свободной, не занятой в производстве рабочей силы. Иначе производство работало бы на границе своих возможностей, и не было бы резервов структурной перестройки народного хозяйства, развития научно-технического прогресса. Кроме того, полная занятость всегда является причиной чрезмерно высокого платежеспособного спроса населения, что порождает рост цен, а соответственно и инфляцию. В силу этого занятость должна поддерживаться на естественном уровне. Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.
3 Достижение эффективности производства. В данном случае подразумевается получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов. Необходимо отметить, что эта цель раздваивается. С одной стороны, общество ставит перед собой проблему достижения экономической эффективности, т.е. возможности получить наибольшие результаты при наименьших издержках, с другой – стремится к достижению социальной эффективности, а именно к соответствию результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.
4 Стабильный уровень цен. Процесс долговременного снижения покупательной способности денег представляет собой инфляцию. При невысоких темпах она выступает стимулом для развития производства. Однако если цены растут значительно, то возможны разрушительные последствия: неэффективность производственной деятельности, обесценивание денежных доходов, их перераспределение, ухудшение управляемости экономики и т.д.
5 Справедливое распределение доходов. В рамках рыночной экономики справедливыми будут доходы, определяемые эффективностью производящих ресурсов. Однако в обществе имеются люди, которые не владеют ни одним фактором производства. Кроме того, занятые в производстве общественных товаров также не получают рыночного дохода, поскольку их содержание становится уделом государства. Таким образом, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов, и скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей или путем вмешательства в механизм ценообразования.
6 Подержание равновесного платежного баланса. Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров других стран и отечественных товаров на рынке других стран. Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.
Таким образом, национальная экономика базируется на четком выявление оптимальных приоритетов развития и сочетания перечисленных целей.
Но чтобы знать, как развивается экономика страны, необходимо измерять результаты национальной экономики. Это необходимо затем, что валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт вместе с другими макроэкономическими показателями отражают общее состояние экономики за определенный период. Макроэкономические показатели отвечают на вопросы: сколько произведено, как произведено, как распределены полученные доходы, как распределены соответствующие расходы, и на множество других вопросов. Другими словами, макроэкономические показатели дают наиболее полную картину положения экономики отдельной страны, что позволяет проводить правильную экономическую политику, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий или их объединений. Это возможно потому, что такие показатели дают богатейшую базу для выявления, развития процессов в экономике, и построения на основе этого прогнозов дальнейших тенденций ожиданий, тенденций развития и управления.
1.2 Системный подход к исследованию национальной экономики
В современных условиях научно-обоснованный подход к управлению социально-экономическими системами должен основываться на применении системного подхода.
Системный подход предполагает с одной стороны рассмотрение любого объекта и явления в качестве динамически развивающегося целого, а с другой стороны – разделение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.
С позиций системного подхода национальная экономика любой страны может быть рассмотрена как открытая социально-экономическая система.
Под социально-экономической системой принято понимать совокупность социально-экономических объектов, характеризующихся определенным набором связей между ними и их частями, функционирующими как единое целое и подчиненных единой цели. Во всех случаях социально-экономическая система является целостным образованием, состоящим из взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых частей, причем, свойства этих частей зависят от системы в целом, а свойства системы – от свойств ее частей.
Каждая социально-экономическая система предусматривает наличие трех основных элементов: среды (территории) в которой она функционирует и развивается, совокупности отраслей – как основы хозяйственной деятельности и проживающего на данной территории населения. Система рассматривается как единое взаимосвязанное целое по отношению к внутренним составным частям системы, которые называются подсистемы. Социально-экономическая система любого иерархического уровня включает в свой состав четыре основные подсистемы:
1 Экономическая подсистема;
2 Экологическая подсистема;
3 Социальная подсистема;
4 Демографическая подсистема.
В качестве основных видов социально-экономических систем можно назвать следующие виды:
- национальная экономика страны в целом;
- отраслевые социально-экономические системы;
- региональные социально-экономические системы;
- различные типы предприятий.
Для функционирования любого вида социально-экономических систем характерны следующие основные особенности:
1) Любая социально-экономическая
система представляет собой
2) Социально-экономическая
система обладает свойством
3) Для любой социально-
4) Для социально-экономических
систем характерна
5) Важным свойством социально-
Ннациональная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.
Национальная экономика – это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.
Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.
В современных условиях научно-обоснованный подход к управлению социально-экономическими системами должен основываться на применении системного подхода.
Системный подход предполагает с одной стороны рассмотрение любого объекта и явления в качестве динамически развивающегося целого, а с другой стороны – разделение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.
- Структура национальной экономики
Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные и качественные соотношения между различными ее составными частями. Поскольку национальная экономика представляет сложный организм, то в ней можно выделить несколько видов структур.
Воспроизводственная структура национальной экономики определяется тем, что все ее экономические субъекты воспроизводят свой производственно–экономический потенциал на основе воспроизводства потоков товаров и услуг. Среди трех крупных взаимосвязанных групп таких субъектов (домашние хозяйства, предприятия, государство) особое место, с точки зрения воспроизводственной структуры, занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, потребляющей значительную часть национального дохода, накапливающей огромные суммы денежных средств, а также выступающей основным поставщиком рабочей силы.
Отраслевая структура характеризует деление национальной экономики на отрасли – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие одинаковые по социально–экономическому содержанию функции в процессе общественного воспроизводства. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука и др.), имеющие подотрасли. Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом «разрезе» осуществляется планирование и прогнозирование, учитываются результаты функционирования национальной экономики. Основные показатели отраслевой структуры представлены в приложении А.
В структуре промышленности Беларуси основное место принадлежит обрабатывающей промышленности (машиностроению, лесной, химической, легкой, пищевой промышленности). Она обеспечивают 9/10 валового продукта промышленности страны. Ведущая отрасль – машиностроение и металлообработка – имеет развитую многоотраслевую структуру: тракторо– и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станкостроение, приборостроение, производство вычислительной техники и др. Из приложения А видно, что в 2013 г. обрабатывающая промышленность составила 90,4% к общему объему промышленного производства. В 2013 г.по сравнению с 2012 г. практически все показатели значительно увеличились. Незначительное снижение наблюдается только в химической промышленности.
Социальная структура предусматривает деление национальной экономики на секторы – совокупности социально–экономических единиц, объединенных определенными социально–экономическими отношениями. В каждой национальной экономике можно выделить подобные секторы по видам труда (неквалифицированный, квалифицированный и умственный труд); по группам населения (женщины, мужчины, молодежь, нетрудоспособные); по группам предприятий (малые, средние, крупные). Для экономической теории важное значение имеет деление субъектов хозяйствования в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в Республике Беларусь выделяются следующие секторы:
- государственный (республиканский);
- муниципальный;
- частный;
- коллективный;
- смешанный и др.
Территориальная структура
определяется размещением производительных
сил на территории страны и означает деление
национальной экономики на экономические
районы. Например, в Республике Беларусь
можно выделить западный и восточный экономический
районы, имеющие свои территориально–
Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие народнохозяйственный комплекс: транспорт, банки, кредитная система, автомобильные и железные дороги, энерго-, водо-, газоснабжение, связь и др.
Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в объеме экспорта и импорта товаров и услуг.
Кроме этого выделяют еще:
а) материально–техническую структуру, которая отражает состав и распределение производительных сил общества – природных, материальных и трудовых ресурсов, а также состав и распределение произведенного в обществе национального продукта;
б) стоимостную структуру, которая отражает соотношение объемов производства, кредитно-денежных потоков, доходов и расходов бюджета, состав денежной массы и т.д. Эти две структуры национальной экономики обладают наибольшей изменчивостью, ибо они связаны с процессом воспроизводства и развитием производительных сил и отражаются в различного рода балансах, счетах, таблицах, в экономических моделях.
Следует отметить, что национальные экономики разных стран имеют различную структуру. Эти различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и др. Вместе с тем структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых и отмирания старых видов производства и т.д.
В Республике Беларусь необходимость структурной перестройки обусловлена тем, что:
- в стране осуществляется переход от одной экономической системы к другой (от планово-командной к социально-ориентированной рыночной экономике);
- структура экономики нашей республики еще крепко сохраняет специфические черты разделения труда между республиками единого народнохозяйственного комплекса СССР, когда при размещении производительных сил и разделении труда учитывались потребности всей страны, а не только Беларуси. В итоге в стране, где население составляло 10 млн. человек, функционировало два крупных автозавода, тракторный завод, два завода, выпускающих телевизоры. В итоге наша страна фактически представляла собой сборочный цех, получающий комплектующие от многих предприятий бывшего Союза.
Сложившаяся структура экономики Республики Беларусь характеризуется тем, что:
- она не отвечает потребностям страны как самостоятельного государства;
- наблюдается очень большой удельный вес материального производства и особенно отраслей, производящих средств;
- в народнохозяйственном комплексе преобладают энергоемкие отрасли, требующие больших затрат энергии и сырья, в условиях когда республика не обладает природными источниками сырья и энергии;
- по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходит многие западноевропейские страны.
Все это потребовало разработки программы структурной перестройки, в которой предусматривается:
- сокращение производства энергоемкой и материалоемкой продукции, а также перепрофилирование части энергоемких производств;
- приоритетное развитие наукоемких отраслей (радиоэлектроника, энергетика, приборостроение, точное машиностроение);
- перепрофилирование части
военной промышленности на
- ускоренное развитие сферы услуг.
- Измерение результатов в национальной экономике.
- Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт
Уровень экономики любой страны характеризуют макроэкономические показатели. Существует множество разных показателей экономического благосостояния общества. Однако наилучшим из них признан совокупный объем производства товаров и услуг: валовой внутренний продукт или валовой национальный продукт. Оба показателя отражают совокупную рыночную стоимость конечной продукции, произведенной в экономике за определенный период времени (чаще за год).
Валовой внутренний продукт (ВВП) – центральный показатель системы национальных счетов, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике.
Изучим показатель ВВП, проанализировав его отдельные компоненты.
ВВП является показателем произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т.д.), не входят в ВВП.
Кроме того, ВВП – это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на территории денной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не мене года).
И, наконец, ВВП – это валовой продукт, потому что он исчисляется посредством вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа, случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.
Показателем ВВП измеряется, как правило, годовой объем производства в экономике. Поэтому из него необходимо исключать множество непроизводственных сделок, совершаемых в течение каждого года.
Непроизводственные сделки бывают двух основных типов:
- чисто финансовые сделки;
- торговля подержанными товарами.
Финансовые сделки. Чисто финансовые сделки, в свою очередь, подразделяются на четыре основных вида.
- Государственные трансфертные платежи. В эту категорию входят выплаты по системе социального страхования, пособия безработным и пенсии ветеранам, которые государство предоставляет отдельным домохозяйствам. Основная особенность государственных трансфертных платежей заключается в том, что их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в текущее производство показателя для данного года.
- Частные трансфертные платежи. Такие платежи, например, как ежемесячная материальная помощь, получаемая студентами университетов из дома, либо разовые дары от богатых родственников, не связаны с производством, а просто представляют собой передачу средств от одного частного лица к другому.
- Сделки с ценными бумагами. Сделки купли-продажи акций и облигаций также исключаются из ВВП. Операции на фондовом рынке представляют собой не что иное, как обмен бумажными активами. Денежные средства, вовлеченные в эти операции, непосредственно не участвуют в текущем производстве продукции. Лишь услуги, предоставляемые фондовыми брокерами, включаются в ВВП. Вместе с тем, в процессе продажи акций и облигаций новых выпусков деньги поступают от владельцев сбережений к предпринимателям, которые зачастую тратят их на приобретение инвестиционных товаров. Таким образом, подобные сделки могут вносить косвенный вклад в расходы, связанные с производством, а потому учитываются в ВВП.
- Торговля подержанными товарами. Стоимость продаж подержанных вещей исключается из ВВП, поскольку они либо не связаны с текущим производством, либо сопряжены с двойным счетом. Включение в ВВП текущего года стоимости тех товаров, которые были выпущены несколько лет назад, приведет к завышению объема производства в этом году.